Научная статья на тему 'Оценка эмоционального благополучия современных студенток экономического вуза'

Оценка эмоционального благополучия современных студенток экономического вуза Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
201
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / СТУДЕНТКИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВУЗА / САМООЦЕНКА / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ / PHYSICAL EDUCATION / STUDENTS OF THE ECONOMIC UNIVERSITY / SELF ESTEEM / EMOTIONAL WELL-BEING

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Шмер Валентина Владимировна

В статье представлены результаты оценки эмоционального благополучия студенток 1-3 курсов экономического вуза. Тестирование выявило особенности у студенток различных курсов по изучаемому показателю.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Шмер Валентина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVALUATION OF THE EMOTIONAL WELL-BEING OF MODERN STUDENTS OF THE ECONOMIC UNIVERSITY

The article presents the results of the evaluation of emotional well-being of students 1-3 courses of the University. Testing revealed the features of the female students a variety of courses on this indicator.

Текст научной работы на тему «Оценка эмоционального благополучия современных студенток экономического вуза»

УДК 378:796

ОЦЕНКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОК ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВУЗА

Валентина Владимировна Шмер

Новосибирский государственный университет экономики и управления, 630099, Россия, г. Новосибирск, ул. Каменская, 56, доцент кафедры физического воспитания и спорта, тел. (383)243-94-09, e-mail: [email protected]

В статье представлены результаты оценки эмоционального благополучия студенток 1-3 курсов экономического вуза. Тестирование выявило особенности у студенток различных курсов по изучаемому показателю.

Ключевые слова: физическое воспитание, студентки экономического вуза, самооценка, эмоциональное благополучие.

EVALUATION OF THE EMOTIONAL WELL-BEING OF MODERN STUDENTS OF THE ECONOMIC UNIVERSITY

Valentina V. Schmer

Novosibirsk State University of Economics and business administration, 630099, Russia, Novosibirsk, 56 Kamenskaya, Associate Professor of physical education and sport, tel. (383)243-94-09, e-mail: [email protected]

The article presents the results of the evaluation of emotional well-being of students 1-3 courses of the University. Testing revealed the features of the female students a variety of courses on this indicator.

Key words: physical education, students of the Economic University, self esteem, emotional well-being.

Здоровье человека определяет будущее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциал общества, является чутким барометром ее социально-экономического развития. Этой проблеме в содержании высшего профессионального образования уделено особое внимание [1, с. 8]. По дисциплине «Физическая культура» будущие бакалавры и специалисты после окончания обучения должны владеть: методами и способами самопознания, диагностики и тестирования развития индивидуальных физических, психических и функциональных проявлений личности в физическом самосовершенствовании.

Руководствуясь данным положением на протяжении ряда лет, коллектив кафедры физического воспитания Новосибирского университета экономики находится в поиске новых методик и технологий для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса.

В настоящее время в учебный процесс по дисциплине «Физическая культура» включены компьютерные технологии, которые направлены на формирование компетенций «специально разработанных комплексов физических упражнений для профилактики компьютерного синдрома» [2]. Студенты первого

курса принимали участие в ряде психологических исследований, результаты которых представлены в публикации [3]. Дальнейший вектор работы педагогов со студентами, направлен на выявление и преодоление личностных затруднений, улучшение адаптационных навыков и формирование здорового образа жизни.

Многолетний педагогический опыт автора показывает, что проведение практических занятий по гендерному признаку имеет свои особенности. Так юноши могут самостоятельно и качественно выполнять заданную преподавателем физическую нагрузку. Для девушек данный подход не приемлем. Они более эмоциональны, требуют постоянного внимания, общения, в то же время чутко реагируют на похвалу, болезненно воспринимают даже незначительные замечания в свой адрес.

Первокурсники приходят в вуз со школьным опытом занятий физической культурой. От того какие эмоции они получали от занятий в школе зависит их дальнейший интерес к двигательной активности в дальнейшем. Известно, что положительные эмоции могут мотивировать для дальнейшего развития, отрицательные наоборот вызывают неприятие, отторжение. И от профессионализма педагога зависит эмоциональная насыщенность и микроклимат на занятии. Оценить эмоциональный настрой, можно визуально (мимика, поза и др.), не прибегая к помощи специалистов психологов, что делает данный процесс оперативным доступным и управляемым. «Задача преподавателя, найти золотую середину, не быть назидательной и директивной фигурой в глазах студента, регулировать учебный процесс и заниматься его общей организацией. В спортивный зал студенты приходят за эмоциями, самосовершенствованием, преодолением себя» [4]. Диалогичная форма общения, создает атмосферу творчества и делает студентов активными участниками воспитательного процесса.

По определению «Эмоции. Особый класс психических процессов и состояний, отражающих значимость действующих на индивида явлений и ситуаций в форме непосредственного переживания (удовлетворения, радости, страха и др.) Эмоции служат одним из главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения, направленных на удовлетворение актуальных потребностей...в зависимости от личностных качеств человека эмоции могут либо стимулировать, либо подавлять его активность» [5 с.141.].

Учитывая тот факт, что эмоциональное благополучие - является основой психического здоровья, изучение данного показателя у студенток экономического вуза представилось своевременным.

Дисциплина «Физическая культура» одна из немногих призвана не только, учить, но и воспитывать. «Ранее считалось, что личность формируется в раннем детстве, после пяти лет развития человек действует по тем схемам, которые были запрограммированы им раньше. В настоящее время развитие личности рассматривается как процесс, длящийся в течение всей жизни человека. Человек сохраняет способность извлекать уроки из приобретенного опыта, учиться и меняться все время пока живет. Особенно интенсивно личность формируется

в юношеский период, (период студенчества), когда завершается физическое и половое созревание и наступает период активной социализации» [6 с. 67].

Проведение со студентами самооценки эмоционального благополучия, решало следующие задачи:

1) Определить особенности эмоционального благополучия современных студенток 1-3 курсов экономического вуза.

2) Включение студентов в процесс самопознания, используя результаты самооценки, показателей (психологических, физических, и др.) мотивировать на саморазвитие.

Для решения поставленных задач был проведен опрос студенток, который проходил в форме анонимного анкетирования. Девушками предлагалось с помощью вопросника [9 с.214] провести самооценку своего эмоционального благополучия. Анкета включала 12 утверждений, которые оценивались следующим образом: предлагалось три варианта ответа: 1) согласен в значительной мере - 2 балла; 2 ) согласен до некоторой степени - 1 балл; 3) не согласен совершенно - 0 баллов. По сумме баллов производилась оценка эмоционального благополучия.

В опросе приняли участие 155 студенток экономических специальностей основной, подготовительной и специальной медицинских групп. Из них студенток 1 курса - 50 чел.; 2 курса - 62 чел. и 43чел. -3 курса.

Представляем некоторые результаты анкетирования:

На вопрос: «Мне просто приспособиться к внезапным изменениям ситуации» утвердительно высказались 62% первокурсниц; 46% представительниц

2 курса и 48% девушек 3 курса. Испытывают некоторые затруднения в подобных ситуациях - 30% студенток 1 курса; 44 % девушек 2 курса и 46% обучающихся на 3-ем курсе. Самый низкий уровень адаптивных возможностей отмечен у 8% первокурсниц; 10% у представительниц 2 курса; 6% у девушек

3 курса.

Опрос показал, что полная ответственность за свою жизнь у студенток возрастает по мере взросления. Если на первом курсе утвердительно ответили 61% девушек; на втором курсе данная категория выросла до 79%, на третьем курсе показатель составил уже 83% опрошенных.

С утверждением «Мне нравиться моя учеба» полностью согласились 29% первокурсниц; 33% девушек 2 курса; 50% студенток 3 курса. Промежуточный вариант ответа выбрали: 50% студенток 1 курса; 49% представительниц 2 курса; 25 % девушек 3 курса. Отрицательно ответили 21% первокурсниц; 18% девушек 2 курса и 25% студенток 3 курса.

Суммируя баллы после каждого ответа, было установлено: что полного эмоционального благополучия достигли, уважают свою индивидуальность и умеют радоваться жизни 13% первокурсниц; 8 % студенток 2 курса и 9 % представительниц 3 курса. Не совсем довольны собой, и недооценивают себя как личность 33% студенток 1 курса; 31% респондентов 2 курса и 35% девушек 3 курса. Низкая самооценка эмоционального благополучия выявлена у 54 % студенток 1 курса; 61 % - 2 курса и 56% - 3 курса.

Выводы: Результаты оценки эмоционального благополучия студенток 1-3 курсов экономического вуза показали, что:

1. Полное эмоциональное благополучие отметили 10% евушек,тогда как низкая самооценка преобладает у половины опрошенных студенток.

2. Недооценивают себя как личность, и не совсем довольна собой, каждая третья студентка.

3. Первокурсницы более адаптированы к внезапным изменениям ситуации, чем студентки 2 и 3 курсов.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Физическая культура: учебник / коллектив авторов; под ред. М.Я. Виленского. - 2-е изд., стер. - М. : КНОРУС, 2013. - 424 с. - (Бакалавриат).

2. Скворцова С.О. Интернет-профилактика «компьютерного синдрома» у студентов и пользователей в оздоровительной физической культуре / С.О. Скворцова// Теория и практика физической культуры. - 2009. - №2. - С.59 - 60.

3. Шмер В.В. Применение методик самооценки в физическом воспитании студентов экономического вуза /В.В. Шмер// «СМАЛЬТА». - 2014. - № 4.- С.67 -70.

4. Коршунова О.С. Философский взгляд на физическое воспитание в современной России /О С. Коршунова // «Молодой ученый». - 2015. - №3 (83). - С.868 -870.

5. Вайнер Э.Н. Краткий энциклопедический словарь: Адаптивная физическая культура / Э.Н. Вайнер, С.А. Кастюнин. - М.: Флинта: Наука, 2003. - 144 с.

6. Бароненко В.А., Рапопорт Л.А. Здоровье и физическая культура студента /Под ред. В.А. Бароненко: Учеб. пособие. М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2006. - 352 с.: ил.

7. Рубанович, В.Б. Основы здорового образа жизни : учеб. пособие / В.Б. Рубанович, Р.И. Айзман. - Новосибирск : АРТА, 2011. - С.214.

© В. В. Шмер, 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.