Научная статья на тему 'Особенности использования числовых ребусов во внеурочной деятельности по математике'

Особенности использования числовых ребусов во внеурочной деятельности по математике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
970
138
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ЧИСЛОВЫЕ РЕБУСЫ / ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тополя Лариса Сергеевна, Савченко Владимир Владимирович

В статье рассказывается об изучении числовых ребусов и их использований во внеурочной деятельности младших школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности использования числовых ребусов во внеурочной деятельности по математике»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №5/2016 ISSN 2410-700X

спортсменки.

Итак, проведенное исследование выявило отсутствие практического применения теоретических знаний о течении фаз ОМЦ при планировании тренировочного процесса тяжелоатлеток. Список использованной литературы:

1. Гурулев П.С. Женская тяжелая атлетика / П.С. Гурулев, Э.Р. Румянцева М.: Советский спорт., 2006. - 162 с.

2. Доскин В.А. Некоторые особенности работоспособности спортсменок в различные фазы менструального цикла / В.А. Доскин, Т.В. Козеева, Т.С. Лисицкая // Физиология человека.-1979. Т. 5, № 2. - С. 221-227.

3. Радзинский П.А. Физиологическое обоснование управления тренировочным процессом у женщин с учетом фаз менструального цикла / П.А. Радзинский, Л.Т. Шахлина, Т.Т. Степановы // Теория и практика физической культуры. 1990. - № 6 - С. 47.

© Терзи К.Г., 2015

УДК 372.851

Тополя Лариса Сергеевна, студентка 3 курса, ИНПО Савченко Владимир Владимирович, студент 3 курса, ИНПО Научный руководитель: кпн, доцент, А.Г. Толмашов ХГУ им. Н.Ф. Катанова, Россия, Абакан Е-mail: [email protected]

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЧИСЛОВЫХ РЕБУСОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО МАТЕМАТИКЕ

Аннотация

В статье рассказывается об изучении числовых ребусов и их использований во внеурочной деятельности младших школьников.

Ключевые слова

Числовые ребусы, внеурочная деятельность.

Одной из форм организации свободного времени учащихся и составной частью учебно-воспитательного процесса в школе является внеурочная работа. Ее основными задачами признаны создание благоприятных условий для проявления творческих способностей, наличие реальных дел, доступных для детей и имеющих конкретный результат, внесение в нее фантазии, элементов игры, оптимистические перспективы. На внеурочных занятиях дети узнают новое из областей: истории, литературы, родного языка, а так же математике. Во внеурочной работе, так же как и на уроках, необходимо добиваться сознательного применения знаний, умений и навыков.

Математические школы, факультативные занятия и кружки призваны углублять математические знания школьников, уже определивших основной круг своих учебных интересов. Учитывая, что потребность в специалистах - математиках сейчас очень велика, необходимо формировать соответствующий интерес еще в школе. Поэтому роль внеурочной работы заключается в:

1. Повышение интереса к изучению математики;

2. Расширение и углубление знаний учащихся по программному материалу;

3. Воспитание высокой культуры математического мышления;

4. Развитие у младших школьников умений самостоятельно и творчески работать с учебной и научно-

популярной литературой;

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №5/2016 ISSN 2410-700X_

Предполагается, что это частично осуществляется на уроках. Однако в процессе классных занятий, ограниченных рамками учебного времени и программы, это не удается сделать с достаточной полнотой. Поэтому окончательная и полная реализация этих целей переносится на внеклассные занятия по математике.

Проблема преподавания во внеурочной работе по математике числовых ребусов в начальном курсе математике затронута лишь в некоторых исследованиях. Например, в работе Л.М. Лихтарникова определяются знания, умения и навыки, которые могут быть сформированы у младших школьников, и приводятся характеристики заданий, с помощью которых учащиеся приобретают указанные знания, умения и навыки. Л.М. Лихтарников дает определение понятию числовые ребусы, «числовые ребусы -арифметические выражения, обычно записанные в виде равенства, в которых все или не которые числа заменены символами (буквами, звездочками, геометрическими фигурами и т.д.)» [1, с.7]

В настоящее время в методической и математической литературе все чаще стал подниматься вопрос о формировании логического мышления, представления о числовых ребусов. На наш взгляд, большое влияние на развитие у младшего школьника логического мышления, влияют числовые ребусы.

Приведем примеры числовых ребусов, которые могут пригодиться учителю во внеклассной работе. Приведем «веселую» задачу.

1) ОВЦА 2917 + ЕСТ +485 СЕНО 3402

2) КОЗА 5812 +ПЬЕТ 4063 ВОДУ 9875

Справа записано одно из возможных решений данного числового ребуса. Ученики третьего класса вполне могут найти сами или под руководством учителя другие решения примера[2, с.56]

Определенный занимательный и воспитательный потенциал имеют следующие числовые ребусы на русском языке.

А * Р = И - Ф = М : Е = Т- И = К : А 2*1=7-5=6:3=9-7=4:2

Г + О = Л - О = В * О = Л - О = М - К = А

4+2= 8-2= 3*2= 8-2=7-1=6

мате 8692

* м * 8

атика 69536

М * А = Т - Е = М: А= Т: И = К - А 2*1=8-6=2:1=8:4=3-1

Справа от числового ребуса представлено одно из возможных решений. Остальные решения можно предложить учащимся найти самостоятельно.

На наш взгляд, огромный потенциал в развитии способностей, талантов, одаренности ребенка средствами математики имеют нестандартные задания в форме числовых ребусов, которые тренируют память, формируют гибкость мышления, учат мыслить, анализировать, развивают у школьника интерес к математике.

Список использованной литературы:

1. Лихтарников Л.М. Числовые ребусы и способы их решения. - СПБ.: Издательствово «Лань», Книготорговая фирма «МИК», 1996. - 125 с.

2. Толмашов А.Г. Обучение математике в начальной школе поликультурной модели: учебно-методический комплекс по дисциплине: учебное пособие. - Абакан: Издательство ФГБОУ ВПО «Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова», 2012. — 96 с.

© Тополя Л.С., Савченко В.В., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.