Научная статья на тему 'Использование занимательных заданий с региональным содержанием в начальной школе'

Использование занимательных заданий с региональным содержанием в начальной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
290
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ / РЕГИОНАЛЬНОЕ СОДЕРЖАНИЕ / ЧИСЛОВЫЕ ЭТНОРЕБУСЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Савченко В. В.

В статье анализируются основные особенности использования занимательных заданий с региональным содержанием в начальной школе. Приводятся примеры такой оригинальной формы организации регионального занимательного материала как числовые этноребусы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование занимательных заданий с региональным содержанием в начальной школе»

УДК 51-8

В. В. Савченко

студент

ФГБОУ ВО «ХГУ им. Н.Ф. Катанова»

Научный руководитель: О.Н. Шадрина, ст. преподаватель

ФГБОУ ВО «ХГУ им. Н.Ф. Катанова»

г. Абакан, Российская Федерация

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗАНИМАТЕЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ С РЕГИОНАЛЬНЫМ СОДЕРЖАНИЕМ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Аннотация

В статье анализируются основные особенности использования занимательных заданий с региональным содержанием в начальной школе. Приводятся примеры такой оригинальной формы организации регионального занимательного материала как числовые этноребусы.

Использование занимательного материала на уроках и во внеурочное время является одним из ведущих условий, стимулирующих интеллектуальную активность ребенка, его сообразительность и гибкость ума. В работе с детьми младшего школьного возраста это особенно важно учитывать, поскольку занимательные задания содержат в себе неожиданные для ребенка элементы, большинство таких заданий создаются на интересном для младшего школьника материале, вызывая чувство удивления, могут стать хорошим стимулом продуктивного мышления.

Одним из важных факторов развития такого мышления является переключение мысли, что возможно в случае, когда перед младшим школьником выстраивается или наглядный, или реальный, или же ярко созданный словесный образ, благодаря которым он может практически «ощущать» то, о чем собирается рассказывать. Неслучайно, еще В. А. Сухомлинский подчеркивал, что «...клетки детского мозга настолько нежные, настолько чутко реагируют на объекты восприятия, что нормально работать они могут только при условии, что объектом восприятия, осмысливания является образ, который можно видеть, слышать, к которому можно прикоснуться» [2, с. 15]. Вполне очевидно, что занимательные задания являются замечательной пищей для ума, то есть обладают прекрасной возможностью дать ребенку активно подумать, не пресыщая детское сознание множеством образов.

Очень популярными занимательными заданиями являются числовые ребусы. Несмотря на их кажущуюся сложность, они легки в составлении и счете для детей младшего школьного возраста. Их использование также может обеспечить достаточно высокие результаты обучения по различным предметам, которые вводятся в учебный план начальной школы [1, с. 96]. В качестве занимательных заданий с региональным содержанием А. Г. Толмашов предлагает использовать в начальной школе числовые этноребусы, которые учитель может успешно вводить не только на уроках математики. Такие ребусы являются оригинальной формой организации и подачи младшим школьникам регионального учебно-познавательного материала, который у разных народов имеет определенную систему и традиции. В результате систематической работы А. Г. Толмашова и его студентов над выделенной проблемой в настоящее время создано достаточное количество числовых этноребусов на хакасском языке, которые успешно применяются в практике начальных школ Республики Хакасия [3,с.44].

В качестве примера можно привести числовые ребусы при изучении темы «Как живет семья» по предмету «Окружающий мир» (рядом предложено соответствующее решение):

Ключевые слова

Занимательные задания, региональное содержание, числовые этноребусы.

ДОЧЬ 8216 + СЫН + 734

ДОМ 236 + МИР + 651 УЮТ 897

ДЕТИ 8950

Числовые ребусы, благодаря этнокультурному насыщению содержания, отлично подходят для изучения детьми своего региона, города, улицы. В данном контексте формулирование учебной логической задачи в форме числового ребуса представляет методически оправданным приемом. Приведем примеры числовых этноребусов, разработанных нами под руководством А. Г. Толмашова (рядом представлено соответствующее решение):

Х + А+ К+А+С+И=1Я 3+0+2+0+4+6=15 А+Р+Б+А=Т+Ы 1+2+3+1= 7+0

Таким образом, можно утверждать, что благодаря числовым ребусам не только хорошо тренируется память, формируется гибкость мышления, развивается способность логически мыслить, вырабатывается настойчивость и упорство [3, с. 58]. При создании определенных педагогических условий такие числовые ребусы будут способствовать углублению и расширению у ребенка представлений о регионе, закреплению уже имеющихся знаний на основе формирования устойчивого интереса к своей малой родине. Список использованной литературы:

1.Лихтарников Л. М. Числовые ребусы и способы их решения. - СПб.: Издательство «Лань», Книготорговая фирма «МИК», 1996. - 125 с.

2.Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. Рождение гражданина. - Кишинев: «Лумина», 1979. - 622 с.

3.Толмашов А. Г. Обучение математике в начальной школе поликультурной модели: учебно-методический комплекс по дисциплине: учебное пособие. - Абакан: Издательство ФГБОУ ВПО «Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова», 2012. - 96 с.

© Савченко В.В., 2016

УДК 371

В. В. Савченко

студент ФГБОУ ВО «ХГУ им. Н.Ф. Катанова» г. Абакан, Российская Федерация Научный руководитель: А. Г. Толмашов, к.п.н.

ФГБОУ ВО «ХГУ им. Н.Ф. Катанова»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЧИСЛОВЫХ ЭТНОРЕБУСОВ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНОТОЛЕРАНТНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация

В статье анализируются основные особенности использования числовых этноребусов в начальной школе. Приводятся примеры такой оригинальной формы организации регионального занимательного материала как числовые этноребусы.

Ключевые слова

Этнотолерантность, семья, региональное содержание, числовые этноребусы.

В современных сложных геополитических условиях, в контексте многополярности мира, обострения идеологических противостояний, возрастания экстремистских проявлений в разных областях общественной жизни, встает вопрос о роли различных институтов в разрешении острых насущных проблем. Может ли семья и в каком объеме внести свой вклад в формирование гражданской активности, этнотолерантности и духовно-нравственных ценностей личности, которая сможет дать созидательный ответ на вызов времени?

Семья всегда выполняла важную роль в формировании личности человека. В рамках данной статьи из всех функций семьи для нас на первое место выходит функция социального контроля: ответственность членов семьи за поведение ее членов в обществе, их деятельность; ориентирующую основу составляют

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.