МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12-3/2016 ISSN 2410-6070
Числовые ребусы, благодаря этнокультурному насыщению содержания, отлично подходят для изучения детьми своего региона, города, улицы. В данном контексте формулирование учебной логической задачи в форме числового ребуса представляет методически оправданным приемом. Приведем примеры числовых этноребусов, разработанных нами под руководством А. Г. Толмашова (рядом представлено соответствующее решение):
Х + А+ К+А+С+И=1Я 3+0+2+0+4+6=15 А+Р+Б+А=Т+Ы 1+2+3+1= 7+0
Таким образом, можно утверждать, что благодаря числовым ребусам не только хорошо тренируется память, формируется гибкость мышления, развивается способность логически мыслить, вырабатывается настойчивость и упорство [3, с. 58]. При создании определенных педагогических условий такие числовые ребусы будут способствовать углублению и расширению у ребенка представлений о регионе, закреплению уже имеющихся знаний на основе формирования устойчивого интереса к своей малой родине. Список использованной литературы:
1.Лихтарников Л. М. Числовые ребусы и способы их решения. - СПб.: Издательство «Лань», Книготорговая фирма «МИК», 1996. - 125 с.
2.Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. Рождение гражданина. - Кишинев: «Лумина», 1979. - 622 с.
3.Толмашов А. Г. Обучение математике в начальной школе поликультурной модели: учебно-методический комплекс по дисциплине: учебное пособие. - Абакан: Издательство ФГБОУ ВПО «Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова», 2012. - 96 с.
© Савченко В.В., 2016
УДК 371
В. В. Савченко
студент ФГБОУ ВО «ХГУ им. Н.Ф. Катанова» г. Абакан, Российская Федерация Научный руководитель: А. Г. Толмашов, к.п.н.
ФГБОУ ВО «ХГУ им. Н.Ф. Катанова»
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЧИСЛОВЫХ ЭТНОРЕБУСОВ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНОТОЛЕРАНТНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Аннотация
В статье анализируются основные особенности использования числовых этноребусов в начальной школе. Приводятся примеры такой оригинальной формы организации регионального занимательного материала как числовые этноребусы.
Ключевые слова
Этнотолерантность, семья, региональное содержание, числовые этноребусы.
В современных сложных геополитических условиях, в контексте многополярности мира, обострения идеологических противостояний, возрастания экстремистских проявлений в разных областях общественной жизни, встает вопрос о роли различных институтов в разрешении острых насущных проблем. Может ли семья и в каком объеме внести свой вклад в формирование гражданской активности, этнотолерантности и духовно-нравственных ценностей личности, которая сможет дать созидательный ответ на вызов времени?
Семья всегда выполняла важную роль в формировании личности человека. В рамках данной статьи из всех функций семьи для нас на первое место выходит функция социального контроля: ответственность членов семьи за поведение ее членов в обществе, их деятельность; ориентирующую основу составляют
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12-3/2016 ISSN 2410-6070_
ценности и элементы культуры, признанные во всем обществе или в социальных группах.
Для хакасского народа, пытающегося сохранить свою этническую целостность, язык, культуру, традиции, актуальным является поиск механизмов, средств выживания.
В этом контексте, как указывает Л.В. Анжиганова, «гарантом сохранения и развития народа, главной ценностью стали большая крепкая семья, здоровые дети» [1, с. 170].
Ю.Г. Кустова в своей книге посвящает целую главу «Ребенок в традиционной семье» посвящает вопросам воспитания детей у хакасов, процессу их социализации [2].
На территории Республики Хакасия проживает много хакасских семей, особенно в селах, аалах Аскизского и Таштыпского районов. Для них также характерна современная российская тенденция: «Во многих современных сельских семьях динамика детско-родительских отношений обусловлена заметным вытеснением традиционного уклада жизни» [2, с. 49].
Как нам представляется, учителя начальных классов школ региона Саяно-Алтая при формировании у младших школьников этнотолерантности через семейные ценности могут использовать элементы устного творчества хакасского, русского, тувинского народов. В педагогической литературе достаточно подробно описана методика работы с числовыми ребусами и т. д. Поэтому, не останавливаясь на этих вопросах, приведем лишь примеры таких числовых этноребусов. В нашем понимании числовые этноребусы с региональным содержанием это числовые ребусы с хакасскими словами, а также со словами русского языка, обозначающими названия предметов и явлений, связанные с регионом Саяно-Алтая.
Соотнося данное определение с определением числовых ребусов со смыслом Л.М. Лихтарникова, мы получаем, что это ребусы, в которых при замене всех цифр, участвующих в записи числового выражения буквами, образуется зашифрованная запись с хакасскими словами, а также со словами русского языка, обозначающими названия, предметы и явления, связанные с регионом Саяно - Алтая, имеющая оригинальный житейский смысл.
В такой математической задаче путем цепочки логических рассуждений расшифровывается значение каждого символа и восстанавливается числовая запись равенства. Ниже представлены числовые ребусы, связанные с семьей. Справа от ребуса предлагается один из вариантов ответа.
ОЛЯ+nOTCYF 231+549=780
Я°=СЕМЬЯ 57=78125
АВАЙ 1813
+АЧАЙ + 1013 ОГЛУ 2826
Данный числовой ребус на тувинском языке, в нем АВАЙ - мама, АЧАЙ - отец, ОГЛУ - сын. При решении надо обратить внимание на то, что буквам «о» и «л» соответствует одна и та же цифра.
Думается, что использование занимательного материала о семье в форме числовых ребусов сделает учебно-воспитательный процесс, в частности, формирование этнотолерантности у школьников, более интересным и успешным.
Список использованной литературы:
1. Анжиганова Л.В. Актуальные проблемы исследования мировоззрения хакасов конца ХХ века // Ежегодник института саяно-алтайской тюркологии ХГУ им. Н.Ф. Катанова. Выпуск 2. - Абакан: Изд-во ХГУ им. Н.Ф. Катанова, 1998. - С. 167-176.
2. Кустова Ю.Г. Ребенок и детство в традиционной культуре хакасов. - СПб.: Петербургское востоковедение, 2000. - 160 с.
3. Репринцева Г.И. Взаимоотношения родителей и детей в сельской семье // Педагогика. - 2008. - № 3. - С. 48-52.
© Савченко В.В., 2016