[б.и.], 2000. - 75 с.
5. Котешев, В.Е. Бокс : учебник для специальных учебных заведений / В.Е. Ко-тешев, В. А. Макаров ; Кубанский гос. ун-т физ. культуры, спорта и туризма. - Краснодар : [б.и.], 2008. - 224 с.
6. Осколков, В.А. Координационная подготовка боксёров : учеб. пособие / В.А. Осколков ; Волгоградская гос. акад. физ. культуры. - Волгоград : [б.и.], 2009. - 141 с.
7. Осколков, В.А. Влияние технико-тактической подготовки симметричной направленности на эффективность ударов юных боксеров / В. А. Осколков, П.Ю. Соловьев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2009. - № 10 (56). - С. 77-80.
8. Таймазов, В.А. Индивидуальная подготовка боксеров в спорте высших достижений : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Таймазов В.А. - СПб., 1997. - 48 с.
9. Таймазов, В.А. Значение функциональной асимметрии как генетического маркера спортивных способностей / В. А. Таймазов, С.Е. Бакулев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2006. - Вып. 22. - С. 74-82.
10. Таймазов, В.А. Развитие системного подхода к изучению деятельности человека / В.А. Таймазов, С.Е. Бакулев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2007. - № 1 (23). - С. 68-75.
Контактная информация: [email protected]
УДК 796.912:793.3
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СОГЛАСОВАННОСТИ ДВИГАТЕЛЬНЫХ
ДЕЙСТВИЙ ЮНЫХ ТАНЦОРОВ
Татьяна Александровна Евтушенко, соискатель Волгоградская государственная академия физической культуры
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы согласованности действий в спортивной паре. Автор предлагает методику, суть которой заключается в специальной подборке физических упражнений, способствующих выработке согласованности двигательных действий партнеров в процессе общей, специальной и психологической подготовки.
Ключевые слова: спортивные танцы, согласованность действий партнеров, общая физическая подготовка, специальная физическая подготовка, психологическая подготовка.
FEATURES OF FORMATION OF THE MOTION ACTIONS COORDINATION OF
YOUNG DANCERS
Tatyana Aleksandrovna Evtushenko, the competitor,
Volgograd State Academy of Physical Culture
Annotation
The article goes into the issues of actions coordination of sports dancing pair. The author offers methodology consisting from special selection of the physical exercises that contribute to the development of motion actions coordination of the partners during the course of the general, special and psychological preparation.
Keywords: sports dances, coordination of actions of partners, general physical preparation, special physical preparation, psychological preparation.
ВВЕДЕНИЕ
Спортивный танец является сложно-координационным видом спорта, ведущим компонентом которого является дуэтное исполнение партнеров танцевальных программ [1,3]. До настоящего времени в научной литературе рассматривались в основном проблемы повышения качества выступления танцоров, возможности саморегуляции их эмоционального состояния, формирования мотивации к занятиям спортом. В то же время,
как показывает практика, снижение согласованности действий в спортивной паре происходит по ряду причин, среди которых наиболее значимыми тренеры-практики считают межличностные отношения, эмоциональное состояние партнеров, а также проблему лидерства в спортивной паре [2]. Тем не менее, проблема согласованности двигательных действий на основе психологической совместимости не находит должного внимания в теоретических исследованиях педагогов и психологов. Это подтверждает тот факт, что ежегодно в летний период во многих клубах проводится перестановка в танцевальных парах, так как в спортивных танцах, как правило, ухудшение межличностных взаимоотношений партнеров оказывает негативное влияние на спортивную результативность танцевальной пары. Таким образом, формирование согласованности двигательных действий юных танцоров на основе повышения совместимости в танцевальных парах, на наш взгляд, является актуальной проблемой и требует существенной доработки.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Суть экспериментальной методики заключалась в специальной подборке физических упражнений, способствующих выработке согласованности двигательных действий партнеров в процессе общей, специальной и психологической подготовки (рис. 1).
Рис. 1 Основы методики спортивной тренировки танцоров экспериментальной группы
Общая физическая подготовка осуществлялась на основе хореографической подготовки с использованием базовых танцевальных фигур, элементов аэробики и стретчин-га. Специальная физическая подготовка включала упражнения на синхронизацию движе-
ний, экзерсис классического танца, партерную и джазовую хореографию. Психологическая подготовка предполагала обучение упражнениям на расслабление, формирование психологического климата в паре на основе цветовой матрицы.
Известно, что огромную роль в результативности выступления танцевальных пар на соревнованиях играет показатель уровня тревожности спортсменов. Особенно важно снять тревожность, боязнь неудачи в выступлениях непосредственно перед выходом танцоров на соревнование.
Результаты проведенного исследования показали, что в начале работы с группой танцоров, как мальчики, так и девочки экспериментальной и контрольной групп имели мотивацию на неудачу, боялись выступления, что подтвердилось результатами теста: мальчики экспериментальной группы набрали 6,5 баллов, девочки - 6,1; в контрольной группе результаты тестирования соответственно - 6,3 и 6,5 балла. Но к моменту окончания исследования у детей экспериментальной группы мотивация существенно изменилась. Теперь юные танцоры выходили на соревнования с мотивацией на удачу, с надеждой на хорошее выступление и высокие результаты, что подтвердилось полученными результатами (у мальчиков в среднем 19,1 балл, у девочек - 18,3 балла). В контрольной группе, несмотря на положительную динамику, ярко выраженного мотивационного полюса не наблюдалось, (мальчики набрали 12,0 баллов, девочки - 11,8 балла).
Основным методическим инструментом исследования в тесте «Цветоматрица» является дневник настроения, рабочая часть которого демонстрирует цветовой диапазон в виде семи полосок каждого вышеуказанного цвета. Каждый цвет символизирует настроение спортсмена. Дневник настроения заполняется каждый день в зависимости от задач тренера. Оперативные «цветоматрицы» отражают эмоциональное состояние спортсменов: в начале тренировки и в конце нее. Анализ цветоматрицы показал хаотичную неопределенность в ежедневном изменении настроения детей: от радостно-
восторженного - к грустному, от тревожного - к спокойно-уравновешенному, от приятного - к неудовлетворительному.
К моменту окончания исследования в контрольной группе цветоматрица практически не изменилась, в то время как в экспериментальной группе дети стали более уравновешенными, настроение, в большинстве, выглядело как радостно-восторженное. Негативные явления практически отсутствовали. Ухудшение настроения юных спортсменов к концу исследования, вероятнее всего, можно объяснить физической усталостью от тренировочных нагрузок и психической - от соревновательной деятельности.
Результаты контрольно-переводных тестов еще раз подтвердили преимущество экспериментальной методики. В контрольной группе наблюдались достоверные изменения результатов тестирования прыжка вверх и поднимания туловища (р<0,05) и отжимания у девочек и наклона вперед (р<0,01).
В экспериментальной группе недостоверен только показатель прыжка в длину.
Проведенные исследования подтверждаются результатами исследования. В качестве контрольного теста по выявлению влияния экспериментальной методики на соревновательную результативность учитывался рейтинг спортивной пары на соревнованиях. Полученные данные позволили отметить, что спортивные пары экспериментальной группы за период исследования заняли в соревнованиях различного ранга 48 призовых мест, в то время как в контрольной - вдвое меньше (24).
ВЫВОДЫ
1. Результаты проведенного исследования показали, что в начале работы с группой танцоров как мальчики, так и девочки экспериментальной и контрольной групп имели мотивацию на неудачу, боялись выступления, что подтвердилось результатами теста: мальчики экспериментальной группы набрали 6,5 баллов, девочки - 6,1; в контрольной группе результаты тестирования соответственно - 6,3 и 6,5 балла. Но к моменту оконча-
ния исследования у детей экспериментальной группы мотивация существенно изменилась.
2. Результаты контрольно-переводных тестов еще раз подтвердили преимущество экспериментальной методики. В контрольной группе наблюдались достоверные изменения результатов тестирования прыжка вверх и поднимания туловища (р<0,05) и отжимания у девочек и наклона вперед (р<0,01). В экспериментальной группе недостоверны только показатели прыжка в длину.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ересько, И.Е. Методика совершенствования тренировочного процесса танцоров 7-9 лет на основе использования средств хореографии : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Ересько И.Е. - Хабаровск, 2005. - 25 с.
2. Терехова, М.А. Экспериментальная проверка эффективности методики физической подготовки танцоров на этапе начальной специализации / М.А. Терехова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2008. - № 5 (39). - С. 88-90.
3. Чикалова, Г.А. К вопросу о физической подготовленности занимающихся спортивными танцами / Г. А. Чикалова, С. Д. Киселев // Спортивные танцы : тезисы III Российской научно-методической конференции по проблемам развития спортивных танцев. - М., 1999. - С. 11-13.
Контактная информация: [email protected]
УДК 796
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ОЛИМПИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ФИЗКУЛЬТУРНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ
Константин Николаевич Ефременков, кандидат педагогических наук, доцент, Александр Сергеевич Силкин, аспирант,
Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма, Максим Михайлович Ковылин, кандидат педагогических наук, доцент, Российский государственный университет физической культуры, спорта и туризма,
Москва
Аннотация
В статье рассматривается модель олимпийского образования в сфере высшего физкультурного образования России.
Ключевые слова: компетентность, модель, олимпийское образование.
EXPERIMENTAL MODEL OF THE OLYMPIC EDUCATION IN CONDITIONS OF REFORMATION OF THE SYSTEM OF HIGHER PHYSICAL EDUCATION IN
RUSSIA
Konstantin Nikolaevich Efremenkov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Alexander Sergeevich Silkin, the post-graduate student,
Smolensk State Academy of Physical Training, Sports and Tourism,
Maxim Mihajlovich Kovylin, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer,
The Russian State University of Physical Training, Sports and Tourism,
Moscow
Annotation
The model of the Olympic education in Russian higher educational institutions is researched in the
article.
Keywords: competency, model, Olympic education.
8З