ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО СПОРТА
ПРАКТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ МЕТОДИКИ НАЧАЛЬНОЙ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ТАНЦОРОВ-ОДИНОЧНИКОВ
В СПОРТИВНЫХ ТАНЦАХ
Е.В. ЛЕНСКАЯ, РГУФКСМиТ
Аннотация
Исследование посвящено проблеме специальной технической подготовки начинающих спортсменов в спортивных танцах. Статья содержит результаты исследований по практическому обоснованию разработанной авторами методики начальной технической подготовки танцоров-одиночников в спортивных танцах. Проведенный эксперимент подтверждает предположение о целесообразности выделения одиночного танцевания как важного этапа подготовки начинающих спортсменов.
Ключевые слова: спортивные танцы, этап начальной подготовки, техническая
подготовка.
Abstract
Our research is dedicated to the problem of special technical training of beginner dancers in dance sport. This article contains the results of research on the practical justification of the authors' methodology of solo dancers initial technical training in dance sport. The experiment confirms the assumption that it is advisable to distinguish solo dancing as an important stage of beginner athletes development.
Key words: dance sport, initial phase, technical training.
Введение
Наше исследование посвящено работе со спортсменами в спортивных танцах на начальном этапе [2, 3] их подготовки. Проблема поиска эффективной методики обучения технике юных танцоров является одной из важнейших в преподавании спортивных танцев. От того, как была выстроена работа педагога, занимающегося с начинающими детьми, зависит успешность спортивного совершенствования танцора на протяжении его дальнейшей карьеры.
Существующие на сегодняшний день методики технической подготовки начинающих танцоров ориентированы преимущественно на работу с парами. В то же время правила соревнований предусматривают и категорию одиночников («солистов»), позволяя им не только тренироваться, но и выступать на конкурсах.
В правилах, регламентирующих оценку выступления танцоров, не отражены технические действия, которые начинающим спортсменам необходимо продемонстрировать на соревнованиях. Для выделения состава основных технических умений на этапе начальной подготовки был проведен опрос действующих тренеров и судей. В результате были выделены приоритетные задачи
начальной технической подготовки детей, пришедших в танцы:
- изучение действий и фигур танцев;
- постановка корпуса;
- обучение технически правильным движениям стоп и коленей;
- музыкально-ритмическая подготовка.
Решение названных выше задач служит цели научить детей перемещаться по площадке и исполнять танцы программы (задача - изучение действий и фигур танцев) легко, без лишних нерациональных движений (задачи -постановка корпуса, обучение технически правильным движениям стоп и коленей) в заданные интервалы времени (задача - музыкально-ритмическая подготовка). Заметим, что респонденты проведенного опроса не определили формирование дуэтной техники исполнения танца в качестве одной из значимых задач обучения, уделив внимание только умениям, относящимся к индивидуальной технике.
Техническая подготовка юных танцоров представляет собой системное решение названных выше задач.
На основании того, что индивидуальные технические умения танцоров являются базовыми по отношению
к умениям дуэтным, в своей работе мы предлагаем выделить одиночное танцевание как отдельный этап подготовки начинающих спортсменов, разработать методику их обучения на этом этапе и проверить ее эффективность в ходе педагогического эксперимента. В связи с этим целями исследования стали разработка и обоснование методики начальной технической подготовки танцоров-одиночников в спортивных танцах, обеспечивающие формирование двигательных умений и навыков, необходимых в данном виде спорта, и успешность в дальнейшей соревновательной деятельности.
Задачи исследования
1. Выделить компоненты технической подготовленности спортсмена, отвечающие требованиям соревновательной деятельности в спортивных танцах.
2. Выявить базовые компоненты техники, изучаемые в процессе многолетней технической подготовки танцоров.
3. Разработать методику начальной технической подготовки для танцоров-одиночников в спортивных танцах и проверить ее эффективность в процессе педагогического эксперимента.
Методическая часть
На основе анализа дисциплин, близких к изучаемой, нами выделены слагаемые технической подготовки в спортивных танцах: музыкально-ритмическая подготовка, техническая подготовка (школа движений и работа над своей композицией танца), освоение дуэтной техники [1, 4]. При этом собственно техническая подготовка включает в себя школу движений (двигательных действий - «фигур» и их элементов) [5] и работу со связками фигур (совокупность двигательных действий -«схему», «композицию»). Музыкально-ритмическая подготовка решает задачу соотнесения танцором выполняемого им двигательного действия со звучащей музыкой и позволяет точно отражать ритмический рисунок фигур внутри композиции. Дуэтная (или парная) техника базируется на технике индивидуальной, задача овладения ею - координировать действия двух спортсменов-партнеров во время танца. В парном танцевании большую роль играют такие умения, как взаимодействие с партнером при помощи массы тела и координация уже изученных специальных упражнений (действий и фигур танца) относительно другого танцора, а также ритмические особенности двигательной структуры действия при исполнении танца в паре.
Таким образом, дуэтная техника и техника индивидуальная могут быть отделены друг от друга и представлены в работе с начинающими танцорами изолированно.
Наш эксперимент был направлен на проверку гипотезы: позволит ли создание специализированной методики базовой технической подготовки танцоров-одиночников на этапе начальной подготовки повысить эффективность формирования спортивных пар и обеспечить качество процесса обучения в спортивных танцах?
Экспериментальная часть
Для проверки гипотезы были сформированы две группы испытуемых: экспериментальная и контрольная. В группы вошли учащиеся первых классов: в экспери-
ментальной группе занимались 55 чел. (27 мальчиков, 28 девочек), в контрольной - 56 чел. (29 мальчиков, 27 девочек). Для них разработаны одинаковые тестовые связки фигур в каждом из четырех танцев: в медленном вальсе, ча-ча-ча, быстром фокстроте и в самбе. Итогом работы с каждым танцем являлось исполнение контрольной связки перед судьями на оценку. Изучение следующих после медленного вальса танцев начиналось еще в процессе работы с предыдущими в виде отдельных упражнений и в ходе выполнения заданий для развития музыкально-ритмического слуха. Танцы и элементы танцев, изучение которых завершилось, использовались на занятиях в ходе разминки и в качестве подводящих упражнений для обучения новым фигурам.
Контрольная группа проходила обучение традиционным способом: ребята знакомились с действием или фигурой танца, мальчики разучивали партию партнера, девочки - партию партнерши, затем вставали в пару и учились исполнять элемент вдвоем, контролируя свои собственные действия и координируя их друг относительно друга внутри пары. При работе с данной группой испытуемых педагог уделял внимание технике выполнения упражнения отдельным танцором, а также вопросам парной техники. Танцоры экспериментальной группы после общего знакомства с новым упражнением все вместе учили один из его вариантов, исполняли его самостоятельно, далее учили другой вариант рассматриваемой фигуры, например, выполнение упражнения с другой ноги или в другом направлении относительно площадки, исполняли новый вариант самостоятельно. При работе с детьми экспериментальной группы уделялось внимание изучению и совершенствованию индивидуальной техники исполнения танцевальных движений.
Пары обеих групп продемонстрировали исполнение контрольных связок в танцах экспертам, оценившим каждую пару по четырем критериям оценки исполнительского мастерства: «ритмическое соответствие и основной ритм танца», «линии тела», «движение», «техника исполнения демонстрируемых фигур». В практике судейства в спортивных танцах существует пятый критерий оценки - «ритмическая интерпретация», или «музыкальность» исполняемого танца, однако на начальном этапе обучения детей говорить об импровизации и творческом переосмыслении поставленной тренером задачи не представляется возможным.
Выставленные четырьмя судьями баллы были суммированы, при этом результат представляет собой оценку пары по заданному критерию в исполняемом танце; например, 12 - оценка пары номер три по критерию «линии тела» в танце медленный вальс.
Результаты исследования
При обработке результатов мы применили метод математической статистики - и-критерий Манна - Уитни, предназначенный для оценки различий между двумя выборками. Метод позволяет определить, достаточно ли мала зона совпадающих значений между двумя рядами? Чем меньше область одинаковых значений, тем больше вероятность, что различия достоверны.
Результаты обработки данных для танца медленный вальс представлены в табл. 1.
Таблица 1
Результаты обработки данных для танца медленный вальс
Оцениваемый параметр Значение ^критерия Уровень значимости
Ритмическое соответствие 251,0 р < 0,01
Линии тела 251,5 р < 0,01
Движение 278,0 р < 0,025
Техника исполнения 228,0 р < 0,01
Результаты обработки данных для танца ча-ча-ча представлены в табл. 2.
Таблица 2
Результаты обработки данных для танца ча-ча-ча
Оцениваемый параметр Значение ^критерия Уровень значимости
Ритмическое соответствие 275,0 р < 0,025
Линии тела 273,0 р < 0,025
Движение 266,0 р < 0,025
Техника исполнения 252,5 р < 0,01
Оценки пар экспериментальной группы в обоих танцах значимо выше оценок пар контрольной группы по заданным четырем критериям исполнительского мастерства. Различие между выборками наиболее велико в отношении техники исполнения демонстрируемых фигур (уровень значимости р < 0,01). Различия уровня значимости в отношении критериев «ритмическое соответствие и основной ритм танца» и «линии тела»
в танцах медленный вальс (р < 0,01) и ча-ча-ча (р < 0,025) можно объяснить более сложным ритмическим рисунком танца ча-ча-ча и различными позициями рук в некоторых фигурах данного танца в отличие от танца медленный вальс, позиция в котором неизменна на протяжении всего танца.
Результаты обработки данных для танца быстрый фокстрот представлены в табл. 3.
Таблица 3
Результаты обработки данных для танца быстрый фокстрот
Оцениваемый параметр Значение ^критерия Уровень значимости
Ритмическое соответствие 280,5 р < 0,025
Линии тела 259,5 р < 0,01
Движение 258,0 р < 0,01
Техника исполнения 261,5 р < 0,025
Пары экспериментальной группы продемонстрировали более стабильное исполнение связки в отношении позиции рук и корпуса, а также в отношении критерия оценки «движение» (уровень значимости р < 0,01). Различие групп с точки зрения технических характеристик исполняемого танца (уровень значимости р < 0,025)
Результаты обработки
можно объяснить схожестью фигур внутри связки, а также двигательным опытом, приобретенным детьми в ходе изучения танца медленный вальс.
Результаты обработки данных для танца самба представлены в табл. 4.
Таблица 4
данных для танца самба
Оцениваемый параметр Значение ^критерия Уровень значимости
Ритмическое соответствие 275,0 р < 0,025
Линии тела 246,5 р < 0,01
Движение 245,0 р < 0,01
Техника исполнения 191,0 р < 0,01
В результате обработки данных было установлено, что различия оценок пар экспериментальной и контрольной групп значимы по всем четырем критериям исполнительского мастерства; эти различия оказались наиболее велики в отношении технической подготовленности пар (значение и-критерия 191,0, уровень значимости р < 0,01) и менее выражены в отношении критерия «ритмическое соответствие и основной ритм танца» (значение и-критерия 275,0, уровень значимости р < 0,025), что может свидетельствовать о положительных результатах воспитания ритмического слуха у танцоров обеих групп эксперимента к моменту исполнения контрольной связки танца самба.
В результате обработки данных было установлено, что различия оценок пар экспериментальной и контрольной групп значимы по всем четырем критериям исполнительского мастерства.
Выводы
Танцоры-одиночники, имея возможность в процессе обучения концентрировать внимание на существенных аспектах собственного исполнения, встав в пары, продемонстрировали более стабильное исполнение связки с точки зрения ритмического рисунка фигур и техниче-
ских характеристик исполняемого танца, чем танцоры, работавшие в парах на протяжении всего эксперимента. Итоговые оценки, поставленные судьями парам экспериментальной группы, значимо выше оценок пар контрольной группы. Таким образом, подтверждается предположение о целесообразности выделения одиночного танцевания в качестве важного этапа начальной подготовки в танцах.
Перспективы дальнейших научных исследований
Данные, представленные в работе, могут быть использованы тренерами в спортивных секциях и в общеобразовательных школах, в учреждениях дополнительного образования при работе с начинающими спортсменами как школьного, так и более старшего возраста в ходе подготовки танцоров-одиночников и танцевальных дуэтов.
Кроме того, данная работа может представлять интерес для исследователей, занимающихся разработкой проблемы специальной технической подготовки танцоров, а также при изучении курса «Теория и методика физического воспитания и спорта» в высших учебных заведениях и в системе повышения квалификации специалистов по физической культуре.
Литература
1. Балунова Е.Н. Методика обучения детей в акробатическом рок-н-ролле: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Е.Н. Балунова. - СПб., 2009. - 22 с.
2. Карева И.В. Развитие специальных двигательных способностей для формирования рабочей осанки у юных танцоров на этапе начальной подготовки / И.В. Карева, Е.А. Репникова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 3 (97). - С. 92-96.
3. Ленская Е.В. Одиночное танцевание как этап подготовки начинающих спортсменов в спортивных танцах / Е.В. Ленская, М.В. Сахарова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 9 (103). - С. 91-94.
4. Путинцева Е.В. Структура видов начальной подготовки детей 7-9 лет в спортивных танцах: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Е.В. Путинцева. - М., 2009. - 24 с.
5. Тимченко Е.С. Сравнительная оценка тренировочных программ различной направленности на этапе специализированной базовой подготовки в спортивных танцах / Е.С. Тимченко, В.С. Рубин // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 7 (89). -С. 130-134.
References
1. Balunova E.N. (2009). Methods of children training in acrobatic rock and roll: autoref. thesis of candidate of pedagogic sciences. - SPb., 2009.
2. Kareva I.V., Repnikova E.A. Development of special moving skills forming working posture of young dancers in primary training // Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta. - 2013. - Vol. 97. - № 3. - P. 92-96.
3. Lenskaya E.V. and Sakharova M.V. Solo dancing as separate stage of beginner athlets development in dance sport // Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta. -2013. - Vol. 103. - № 9. - P. 91-94.
4. Putintseva E.V. (2009). The structure of initial technical training types for 7-9 years children in dance sport: autoref. thesis of candidate of pedagogic sciences. - M., 2009.
5. Timchenko E.S., Rubin V.S. Comparative analysis of training programs with different focuses on the stage of special-purpose basic training in sport dance // Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta. - 2012. -Vol. 89. - № 7. - P. 130-134.