Научная статья на тему 'Сравнительный анализ координационных способностей высококвалифицированных танцоров в паре'

Сравнительный анализ координационных способностей высококвалифицированных танцоров в паре Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
323
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ / КООРДИНАЦИОННАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / ТАНЦЕВАЛЬНАЯ ПАРА / COMPARATIVE ANALYSIS / COORDINATION'S PREPARATION / DANCING COUPLE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Александрова Вероника Анатольевна, Шиян Виктор Владимирович

В данной работе рассмотрен вопрос проведения сравнительного анализа координационной подготовленности танцоров в паре. Проведение данного сравнения позволит разработать рекомендации по комплектованию пар на этапе начальной и углубленной специализации. Для решения поставленной задачи был проведен анализ выделенных критериев координационных способностей в лабораторных и полевых условиях. Для сравнения полученных показателей использовались разработанные ранее шкалы оценки показателей. Проведенный сравнительный анализ координационной подготовленности танцоров в паре позволил сделать следующие выводы: уровень координационной подготовленности танцоров в паре одинаков; уровень координационных способностей высококвалифицированных танцоров в паре находится на высоком уровне; выделенные критерии координационных способностей танцоров позволили отразить специфику женского и мужского исполнения соревновательной программы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Александрова Вероника Анатольевна, Шиян Виктор Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Comparative analysis of highly qualified dancer’s coordination capabilities in couples

The question of implementation of dancers' comparative coordination analysis in couples is considered in this work. Carrying out this comparison will let to work out the recommendations about making up the couples on the beginner's and depth-in specialization levels. Analysis of such coordination capabilities' criteria was held in laboratory and field testings. The scales of evaluation which had been worked out before were used for comparing the obtaining results. Comparative analysis of dancers' coordination capabilities in couples allowed to conclude the following: the rate of dancers ' coordination capabilities in couples is the same; the rate of highly qualified dancers' coordination capabilities in couples is on the high level; received criteria of dancers' coordination capabilities let to specify women 's and men 's competitive program 's performance.

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ координационных способностей высококвалифицированных танцоров в паре»

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА СПОРТА ВЫСШИХ ДОСТИЖЕНИЙ

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ ТАНЦОРОВ В ПАРЕ

В.А. АЛЕКСАНДРОВА, В.В. ШИЯН, Российский государственный университет физической культуры,

спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК)

Аннотация

В данной работе рассмотрен вопрос проведения сравнительного анализа координационной подготовленности танцоров в паре. Проведение данного сравнения позволит разработать рекомендации по комплектованию пар на этапе начальной и углубленной специализации. Для решения поставленной задачи был проведен анализ выделенных критериев координационных способностей в лабораторных и полевых условиях. Для сравнения полученных показателей использовались разработанные ранее шкалы оценки показателей. Проведенный сравнительный анализ координационной подготовленности танцоров в паре позволил сделать следующие выводы: уровень координационной подготовленности танцоров в паре одинаков; уровень координационных способностей высококвалифицированных танцоров в паре находится на высоком уровне; выделенные критерии координационных способностей танцоров позволили отразить специфику женского и мужского исполнения соревновательной программы.

Abstract

The question of implementation of dancers' comparative coordination analysis in couples is considered in this work. Carrying out this comparison will let to work out the recommendations about making up the couples on the beginner's and depth-in specialization levels. Analysis of such coordination capabilities' criteria was held in laboratory and field testings. The scales of evaluation which had been worked out before were used for comparing the obtaining results. Comparative analysis of dancers' coordination capabilities in couples allowed to conclude the following: the rate of dancers' coordination capabilities in couples is the same; the rate of highly qualified dancers' coordination capabilities in couples is on the high level; received criteria of dancers' coordination capabilities let to specify women's and men's competitive program's performance.

Ключевые слова: сравнительный анализ, координационная подготовленность, танцевальная пара.

Key words: comparative analysis, coordination's preparation, dancing couple.

Специфика соревновательной деятельности в спортивных бальных танцах состоит в том, что оценивается парное выступление. В этих условиях чрезвычайно важным оказывается вопрос согласованности исполнения сложных технических элементов двумя спортсменами, представляющими пару как единое целое.

В этой связи возникает ряд спорных вопросов, требующих экспериментальной проверки и научного обоснования. Прежде всего до настоящего времени не проводилось специальных исследований, посвященных изучению специфики проявления координационных воз-

можностей спортсменов с учетом особенностей парного взаимодействия.

Решение этой проблемы позволит дать практические рекомендации по вопросам комплектования пары на основе соответствия уровня их координационных возможностей для эффективного парного взаимодействия на этапах начальной и углубленной специализации.

Таким образом, целью нашего исследования является проведение сравнительного анализа координационной подготовленности танцоров в паре.

Проведение парного сравнительного анализа позволит выявить слабые стороны в координационной подготовленности танцоров в паре по выделенным критериям. В свою очередь, это позволит внести соответствующие коррективы в тренировочный процесс танцоров, что в дальнейшем может повлиять и на успешность выполнения соревновательной программы в целом.

Задачи исследования

1. Провести оценку выделенных критериев координационных способностей танцоров.

2. Провести сравнительный анализ координационных способностей в паре.

Организация исследования

В исследовании приняли участие 20 чел. (10 пар), танцоры высокого уровня от I разряда и выше, в возрасте 21-35 лет. Исследование проводилось на кафедре ТиМ ТС РГУФКСМиТ.

Методы исследования

Педагогический эксперимент, метод тренажерных технологий, методы математической статистики.

Результаты исследования

Для оценки координационных способностей танцоров были выделены следующие критерии координации [3]:

- умение удерживать вертикальное положение тела;

- умение осваивать новые двигательные действия, усложнять их и выполнять в меняющихся условиях.

Система «Биодекс-баланс» позволила оценить возможности танцора удерживать вертикальное положение тела, которое характеризуется следующими показателями:

Как видно из табл. 1, с первой частью тестового задания - освоение движений ногами (шагами базовой аэробики) - юноши и девушки справились за одинаковое количество времени и набрали примерно равное количество баллов. Это объясняется тем, что юноши и девушки в танцевальном спорте на этапе спортивного совершенствования обладают одинаковым запасом танцевальных шагов и вариаций и в равной степени используют их в соревновательной программе.

Что касается второй части занятия - освоение движений руками и третьей части - выполнение изученной комбинации в новых условиях: добавление вращений, прыжков, смен ног. Девушки справились с этими тестовыми заданиями за меньшее количество времени, соответственно набрав большее количество баллов. Это

- Постуральная устойчивость (Postural Stability). Постуральная устойчивость - способность поддерживать вертикальное положение тела, что сопряжено со способностью поддержания центра давления тела внутри границ площади опоры.

- Пределы устойчивости (Limits of Stability). ЛОС -фактор, определяющий максимальное расстояние, на которое человек может намеренно смещать Центр Тяжести (COG) [7] .

2) Разработанный комплекс на основе движений классической (базовой) аэробики [1] позволил оценить:

- умение осваивать новые двигательные действия.

Для оценки данного критерия испытуемым было

предложено выучить комбинацию из последовательно соединенных шагов классической (базовой) аэробики -ШКА;

- усложнять их.

Для усложнения изученной комбинации, состоящей из шагов классической (базовой) аэробики, на каждый шаг добавлялись движения руками - ШКАР;

- выполнять изученные двигательные действия в меняющихся условиях.

Для выполнения данного критерия в выполнение изученной комбинации вносились следующие изменения: менялась ведущая нога, добавлялись вращения и прыжки - ШКАРУ.

Специалистами фиксировалось время самостоятельного выполнения каждого из предложенных частей тестового задания самостоятельно. Разработанная шкала баллов позволила определить место каждого временного отрезка в оценочном интервале [1].

В табл. 1 представлена оценка спортсменов танцевального спорта при выполнении комплекса упражнений на основе движений классической (базовой) аэробики.

можно объяснить наличием в соревновательной программе девушек большего количества движений руками, выполнение вращений, остановок и смен направлений движений, т.е. выполнение изученных движений в меняющихся условиях для девушек танцевального спорта является привычной деятельностью в отличие от юношей, соревновательная программа которых менее насыщенна данными техническими элементами и вариациями.

Была разработана шкала оценки координационных способностей танцоров при выполнении тестовых упражнений на «Биодекс-баланс» [3].

В табл. 2 представлен сравнительный анализ индексов постуральной устойчивости спортсменов спортивных бальных танцев.

Таблица 1

Сравнительная оценка координационных способностей спортсменов специализации спортивные бальные танцы при выполнении комплекса упражнений на основе движений классической (базовой) аэробики в баллах ^ = 20)

Испытуемые ШКА ШКАР ШКАРУ Итого

Девушки 2,5±0,5 3,8±0,8 4,8±0,5 11,1±1,8

Юноши 2,1±0,1 2,6±0,3 3,8±0,2 8,5±0,6

Таблица 2

Сравнительный анализ индексов постуральной устойчивости спортсменов спортивных бальных танцев ^ = 20)

Вид спорта Индексы

Общей стабильности передне / задней медиальной

две ноги правая нога левая нога

Девушки 1,1±0,1 1,0±0,2 1,0±0,3 0,9±0,1 0,6±0,3

Юноши 1,3±0,4 0,8±0,3 1,3±0,8 1,1±0,4 0,8±0,2

Как видно из табл. 2, значения индексов постуральной устойчивости у юношей и девушек - высококвалифицированных танцоров различаются минимально, в среднем эти отличия составляют 0,2 условные единицы. Следовательно, можно сказать, что способность поддерживать вертикальное положение тела у высококвалифицированных танцоров в паре находится

на одинаковом - высоком - уровне, о чем свидетельствуют полученный коэффициент корреляции Спир-мена юношей и девушек в паре, который составил 0,68.

В табл. 3 представлен сравнительный анализ индексов постуральной устойчивости спортсменов спортивных бальных танцев.

Таблица 3

Сравнительный анализ лимита стабильности спортсменов спортивных бальных танцев ^ = 20)

Вид спорта Лимиты стабильности

общей передней задней правой левой

Девушки 44,1±7,4 50,3±9 2 51,1±4,5 49,5±8,2 49,8±9,1

Юноши 45±7,0 54,3±7,2 49,5±6,5 53,0±10,1 52,5±9,6

Из табл. 3 следует, что значения показателей лимита стабильности у юношей и девушек отличаются минимально и позволяют им попадать в одинаковые интервалы, разработанные для данных показателей отдельно для юношей и девушек. Таким образом, из табл. 3 можно сделать следующие выводы:

- танцоры высокий квалификации обладают навыком смещать центр масс в равной степени во всех направлениях, что объясняется наличием в соревновательной программе движений на удержание баланса, его планомерный перевод, а также выполнение элементов смещения центра масс в разных направлениях при удержании баланса;

- уровень лимита стабильности высококвалифицированных танцоров в паре находится на одинаковом уровне, подтверждением чему является коэффициент корреляции Спирмена, проведенный между танцорами в паре, который составил 0,73.

Сравнительный анализ координационных способностей партнера и партнерши в паре выявил, что результаты партнеров попадают преимущественно в одни и те же интервалы значений по шкалам, разработанным специ-

ально для юношей и для девушек - представителей танцевального спорта. Есть и значения, попадающие в разные интервалы, но эти интервалы находятся рядом, т.е. свидетельствуют о минимальных различиях в показателях.

Выводы

1. Обобщенный анализ, проведенный по выделенным критериям координационных способностей танцоров, позволил выявить высокую степень парных совпадений, который составил 70% по группе.

2. Парное сравнение позволило выявить высокую степень согласованности выделенных критериев координационной подготовленности танцоров в паре, подтверждением чему являются полученные показатели коэффициентов ранговой корреляции Спирмена: посту-ральная устойчивость - 0,68; лимит стабильности - 0,65; комбинация, построенная на основе шагов классической (базовой) аэробики, - 0,75.

3. Проведение сравнительного анализа координационной подготовленности танцоров в паре отразило специфику мужского и женского выполнения соревновательной программы.

Литературa

1. Александрова В.А. Разработка шкалы оценки координационных способностей танцоров тестовым упражнением, построенным на основе шагов классической (базовой) аэробики/ В.А. Александрова // Фитнес-аэробика-2012: материалы научной конферен-

ции профессорско-преподавательского состава кафедры теории и методики гимнастики,17-31 декабря 2012 г. / РГУФКСМиТ. - М., 2012. - С. 77-80.

2. Александрова В.А. Некоторые виды координационных способностей спортсменов-танцоров / В.А. Алек-

сандрова, В.В. Шиян // Научно-теоретический журнал «Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта». -2012. - № 6. - С. 12-17.

3. Александрова В.А. Актуальные проблемы огневой, тактико-специальной и профессионально-прикладной физической подготовки: сб. статей / М-во внутр. дел Респ. Беларусь; учреждение образования «Могилевский институт Министерства внутренних дел Республики Беларусь»; редкол.: Ю.П. Шкапле-ров (отв. ред.) [и др.] // В.А. Александрова, В.В. Ши-ян. - Могилев: Могилевск. ин-т МВД. - 2014. - 1. -С. 3-15.

4. Лисицкая Т.С. Аэробика: в 2 т. Т. 1: Теория и методика / Т.С. Лисицкая, Л.В. Сиднева. - М.: Федерация аэробики России, 2002. - 232 с.

5. Лисицкая Т.С. Аэробика: в 2 т. Т. 2: Частные методики / Т.С. Лисицкая, Л.В. Сиднева. - М.: Федерация аэробики России, 2002. - 215 с.

6. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: (общие основы теории и методики физ. воспитания; теор.-метод. аспекты спорта и проф.-прикл. форм физ. культуры): учебник для ин-тов физ. культуры / Л.П. Матвеев. - М.: Физкультура и спорт, 1991. - 542 с.

7. www.biodex.com.

References

1. Alexandrova V.A. Development the scale of evaluation the dancers' coordination capabilities with the test exercise based on the classic (based) aerobic's steps / V.A. Alexandrova // Fitnes-aerobika-2012: materialy nauchnoj konferentsii professorsko-prepodavatel'skogo sos-tava kafedry teorii i metodiki gimnastiki, 17-31 dekabrya 2012 g./ RGUFKSMiT. - M., 2012. - P. 77-80.

2. Alexandrova V.A. Several kinds of sports dancers' coordination capabilities / V.A. Alexandrova, V.V. Shiyan // Nauchno-teoreticheskij zhurnal "Uchenye zapiski univer-siteta im. P.F. Lesgafta". - 2012. - N 6. - P. 12-17.

3. Alexandrova V.A. Actual problems of fire, special-tactic and professional and applied physical preparation: collected articles / M-vo vnuyr. del Resp. Belarus; uchre-zhdenie obrazovaniya "Mogilevskij institut Ministerstva vnutrennih del Respubliki Belarus"; redkol.: U.P. Shkaplerov

(otv. red.) [i dr.] // V.A. Alexandrova, V.V. Shiyan. - Mogilev: Mogilevsksk. institut MVD. - 2014. - 1. - P. 3-15.

4. Lisitskaya T.S. Aerobics: 2 vol. Vol. 1: Theory and methodology / T.S. Lisitskaya, L.V. Sidneva. - M.: Federa-ciya aerobiki Rossii, 2002. - 232 p.

5. Lisitskaya T.S. Aerobics: 2 vol. Vol. 2: Particular methods / T.S. Lisitskaya, L.V. Sidneva. - M.: Federaciya aerobiki Rossii, 2002. - 215 p.

6. Matveev L.P. Theory and methodology of physical training: (common aspects of theory and methodology of physical education; theor.-methological aspects of sport and professionally applied forms of physical education): textbook for physical education institutes / L.P. Matveev. - M.: Fizkul'tura i sport, 1991. - 542 p.

7. www.biodex.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.