МЕТОДИКА СПЕЦИАЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ТАНЦОРОВ 8-9 ЛЕТ
П. К. ЛЫСОВ, А. Ю. БРЕДИХИН
В статье представлена методика специальной физической подготовки танцоров 8-9 лет на этапе начальной подготовки. Разработанная методика направлена преимущественно на развитие координационных способностей танцоров с учетом технических особенностей исполнения фигур и элементов танцев Европейской и Латиноамериканской программ. В тренировочном процессе юных танцоров при реализации методики специальной физической подготовки предлагается учитывать морфофункциональные особенности спортсменов. На занятиях по специальной физической подготовке юных танцоров целесообразно разделять на две подгруппы в зависимости от соматотипа: первая подгруппа - спортсмены эктоморфного соматотипа, вторая подгруппа - спортсмены эндоморфного, мезоморфного и центрального соматотипов. Согласно экспериментальной методике в вариативной части занятий, танцорам первой подгруппы предлагается более активное использование упражнений скоростно-силового и силового характера, для спортсменов второй подгруппы - упражнений на силовую выносливость. В работе приведена оценка эффективности предложенной методики по динамике показателей физической и технической подготовленности, морфофункциональных данных, спортивного результата.
Ключевые слова: специальная физическая подготовка; танцевальный спорт; младший школьный возраст; соматотип; морфофункциональные характеристики.
Спортивные танцы как «молодой» вид спорта, где происходит усиление спортивного компонента, нуждаются в разработке научного обоснования тренировочного процесса, критическом переосмыслении имеющихся средств, методов и форм обучения. Актуально стоит проблема разработки спортивных технологий и методик тренировки танцоров. Данным вопросам посвящены лишь единичные научные исследования [1; 4; 5]. Постоянный мониторинг морфофункционального состояния организма и уровня физической подготовленности должен быть неотъемлемой частью спортивной тренировки детей [2; 3].
В настоящее время практически отсутствуют исследования, связанные с научным обоснованием тренировочного процесса танцоров в возрасте 8-9 лет на этапе начальной подготовки, не изучены морфофункциональные особенности юных танцоров, крайне слабо освещены вопросы, связанные с использованием средств и методов их специальной физической подготовки. Поэтому разработка эффективной методики специальной физической подготовки юных танцоров с учетом их морфофункциональных особенностей является весьма актуальной задачей.
Цель исследования - разработать методику специальной физической подготовки танцоров
8-9 лет на этапе начальной подготовки с учетом их морфофункциональных особенностей.
В исследовании использованы педагогические, соматометрические, физиологические и математико-статистические методы исследования. Из педагогических методов использован анализ научнометодической литературы и официальных документальных материалов по спортивным танцам, видеозапись и анализ конкурсных композиций, экспертная оценка, педагогическое наблюдение, тестирование, педагогический эксперимент. При помощи со-матометрических методов определяли тотальные размеры тела, кожно-жировые складки, показатели кистевой динамометрии, вычисляли индексы и коэффициенты, определяли соматотип по схеме Б. Х. Хит и Дж. Е. Л. Картера [6]. Из клиникофизиологических методов использовали пульсомет-рию, тест Бондаревского, пробу Яроцкого в двух вариациях, определяли жизненную емкость легких (ЖЕЛ).
Для обоснования методики проведен педагогический эксперимент. В экспериментальную (ЭГ) и контрольную (КГ) группы вошли по 9 танцевальных пар на этапе начальной подготовки второго года обучения в возрасте 8-9 лет, имеющих схожий уровень физического развития, физической и технической подготовленности (р > 0,05) и имеющих спортивный стаж не менее одного года и одинако-
вый соревновательный опыт. В начале и конце педагогического эксперимента все участники были обследованы по комплексу педагогических, сома-тометрических и физиологических методов.
Разработанная методика специальной физической подготовки юных танцоров на этапе начальной подготовки, с одной стороны, направлена на развитие всех двигательных способностей с учетом морфофункциональных особенностей спортсменов, с другой стороны, основана на проведении специальной физической подготовки с учетом технических особенностей исполнения фигур и элементов танцев Европейской и Латиноамериканской программ, а также с учетом выявленных профессионально значимых двигательных качеств и тенденций развития танцевального спорта.
Методика, реализованная в экспериментальной группе в течение 40-недельных микроциклов в подготовительном и соревновательном периодах подготовки, включала комплексы упражнений специальной физической подготовки (СФП), используемых в четырех видах занятий (занятия «вне паркета», занятия по Европейской программе, занятия по Латиноамериканской программе, «занятия-прогоны»). Всего методика включала 24 занятия СФП «вне паркета» продолжительностью по 1 ч. 15 мин., 18 «занятий-прогонов» продолжительностью по 1 ч. и 98 15-минутных комплексов СФП, включенных в занятия по Европейской и Латиноамериканской программе.
В комплекс упражнений занятий СФП «вне паркета» были включены преимущественно упражнения координационного характера, скоростно-силовые упражнения, элементы аэробики и хореографии. Из базовой аэробики использовали шаги базовой аэробики с отсутствием и наличием безопорной фазы, движения с носка перекатом на всю стопу, движения с пятки перекатом на всю стопу, поступательные движения, вращательные движения, комбинированные (поступательные и вращательные) движения. Данные упражнения предъявляют повышенные требования к уровню развития координационных способностей и статокинетической устойчивости. Связки базовых шагов аэробики выполняли под музыкальное сопровождение с темпом 130-140 ударов в минуту. Также применяли скоростно-силовые и силовые упражнения аэробики и стрейчинг, выполняемые на ковриках. При этом отличительной особенностью используемых упражнений аэробики явилось обязательное их выполнение с вытянутыми до максимально возможного положения носками стоп.
Упражнения из комплекса СФП, используемые на занятиях по Европейской программе, пре-
имущественно состояли из движений координационного характера. В ряде упражнений предлагаемой методики присутствовали элементы, направленные на построение правильных линий туловища и плечевого пояса, необходимых для удержания позиции танцев Европейской программы. Используемые упражнения выполняли без предметов, а также с использованием гимнастических палок, резиновых лент и утяжелителей. Упражнения комплекса СФП выполнялись на занятиях, основной направленностью которых было обучение и совершенствование техники исполнения фигур и технических элементов танцев Европейской программы, исполняемых танцорами класса мастерства «Е» (медленный вальс, венский вальс, квикстеп). Комплекс СФП занимал не более 25 % от времени учебно-тренировочного занятия.
Упражнения из комплекса СФП, используемых на занятиях по Латиноамериканской программе, преимущественно состояли из сложнокоординационных движений, скоростно-силовых упражнений, упражнений на развитие быстроты и подвижности суставов. По объему данный комплекс упражнений СФП не превышал 25 % от времени, отводимого на учебно-тренировочное занятие. При этом основная направленность данных занятий - повышение уровня технической подготовленности юных танцоров в Латиноамериканской программе (танцы самба, ча-ча-ча и джайв). Упражнения комплекса СФП выполняли без предметов, а также с использованием резиновых лент и утяжелителей.
Упражнения СФП, используемые в «занятиях-прогонах», были разделены на два комплекса: упражнения СФП, используемые в «занятиях-прогонах» Европейской программы; упражнения СФП, используемые в «занятиях-прогонах» Латиноамериканской программы. В данных комплексах включены упражнения, преимущественно направленные на развитие специальной выносливости, с учетом особенностей исполнения танцев Европейской и Латиноамериканской программы, а также упражнения координационного характера.
Занятия СФП по экспериментальной методике состояли из базовой и вариативной части. Базовую часть составили упражнения, которые были едины для подгрупп танцоров с различным сома-тотипом, а упражнения вариативной части подбирали, исходя из морфофункциональных особенностей спортсменов.
Спортсмены экспериментальной группы в начале танцевального сезона были разделены на две подгруппы с учетом соматотипа, определенного по схеме Б. Х. Хит и Дж. Е. Л. Картера и по-
казателя ИМТ. Первую подгруппу составили танцоры экспериментальной группы, имеющие эктоморфный соматотип, характеризующийся выраженной относительной вытянутостью тела и его сегментов. В данную группу вошли 66,7 % дево-чек-танцоров и 11,1 % мальчиков-танцоров (всего
7 спортсменов). Показатель ИТМ танцоров данной подгруппы имели низкие значения оценки (в баллах по данным ВОЗ): преимущественно с легким уменьшением массы тела (-4 балла - 85,7 %) и умеренным уменьшением массы тела (-3 балла -14,3 %). Вторую подгруппу составили танцоры, имеющие преимущественно центральный сомато-тип (77,7 % мальчиков и 11,1 % девочек), а также мезоморфный соматотип (11,1 % мальчиков) и эндоморфный соматотип (22,2 % девочек). Всего вторую подгруппу составили 11 человек.
Особенностью методики СФП на занятиях по экспериментальной программе для первой подгруппы занимающихся (танцоров эктоморфного соматотипа) послужило более активное использование в вариативной части занятий упражнений скоростно-силового и силового характера, для второй подгруппы (танцоров других соматотипов) -упражнений на силовую выносливость.
В результате проведенных после эксперимента исследований установлено, что наибольшие изменения исследуемых показателей были отмечены в ЭГ по сравнению с КГ. Педагогическая эффективность разработанной методики подтверждается отличиями (р < 0,05) морфофункциональных характеристик, показателей координационных, ритмических и скоростно-силовых способностей, быстроты, гибкости, силовой выносливости, вестибулярной устойчивости, функции равновесия, способности к дифференциации мышечных усилий, технической подготовленности и спортивного результата ЭК и КГ юных танцоров.
В ЭГ более выраженные морфофункциональные изменения (р < 0,05) произошли по таким показателям, как относительная кистевая динамометрия, весоростовой коэффициент, способность к дифференциации мышечных усилий, индекс массы тела. Положительные изменения по показателям функции равновесия и вестибулярной устойчивости к концу учебного года отмечены как у танцоров ЭГ, так и КГ. В тоже время более выраженные изменения (р < 0,05) были у танцоров экспериментальной группы.
Уровень физической подготовленности юных танцоров определяли по 20 тестовым заданиям. Положительные изменения к концу учебного года в контрольной и экспериментальной группах связаны, с одной стороны, с возрастными изменения-
ми юных танцоров, с другой стороны, с проведением учебно-тренировочного процесса по спортивным танцам в исследуемых группах. Однако изменения показателей физической подготовленности танцоров экспериментальной группы по большинству тестовых заданий были значительно больше (р < 0,05) по сравнению с изменениями в контрольной группе.
Наибольшая разница (> 10 %) между относительными изменениями результатов физической подготовленности экспериментальной и контрольной групп мальчиков в ходе педагогического эксперимента отмечена по таким показателям, как выкрут рук с гимнастической палкой (13,2 %), приседания за 20 сек. (13 %), подъем в сед за 20 сек. (17 %), разгибание туловища за 20 сек (29,7 %), частота движений правой и левой ногой за 10 сек. (15,9 %), продольный шпагат с правой и левой ноги (19,8 % и 17,6 %, соответственно), поперечный шпагат (13,5 %), удержание рук в танцевальной позиции с утяжелителями 1 кг.
При исследовании изменений ритмических способностей юных танцоров отмечено, что у мальчиков ЭГ показатель суммы баллов за исполнение движений в течение 44 тактов медленного вальса Европейской программы в экспериментальной группе в ходе эксперимента увеличился на 38,6 %, в контрольной группе - на 16,6 %. У девочек ЭГ данный показатель улучшился на 28,5 %, у девочек КГ - на 19,3 %. Аналогичные данные получены и по Латиноамериканской программе.
Техническую подготовленность определяли путем экспертной оценки. Каждая пара по очереди перед пятью судьями-экспертами в течение 1,5 мин. исполняла предложенные схемы Европейской и Латиноамериканской программы: медленного вальса, венского вальса, квикстепа, самбы, ча-ча-ча и джайв. Судьи по 10-балльной шкале проводили оценку техники исполнения танцевальных схем, учитывая основные критерии: ритмичность исполнения фигур; правильность позиции тела; движение пары; техническую точность выполнения фигур. Общую оценку выводили как среднее арифметическое из оценок пяти судей.
Прирост показателей технической подготовленности танцоров в ходе педагогического эксперимента рассчитывали как разницу между экспертной оценкой, выраженной в процентах, контрольной и экспериментальной групп до и после проведения педагогического эксперимента. По результатам экспертной оценки техника исполнения композиций танцев Европейской программы в ЭГ улучшилась на 33-38 %, в КГ - на 15-19 %, Латиноамериканской программы - на 36-41 % и 17-19 %, соответственно.
В ходе эксперимента проводили сравнительный анализ сложности конкурсных композиций Европейской и Латиноамериканской программ танцоров ЭГ и КГ, исполняемых на соревнованиях в середине октября 2011 г. и конце мая 2012 г. Сложность композиции каждого танца определяли по суммарной и средней сложности неповторяющихся фигур, включенных в композицию. Прирост показателей средней сложности неповторяющихся фигур в конкурсных композициях танцоров ЭГ был лучше по сравнению с КГ на
8 % в медленном вальсе и на 6,7 % в квикстепе Европейской программы, на 14 %, 15 % и 12 % -в танцах самба, ча-ча-ча и джайв Латиноамериканской программы.
Сравнительный анализ спортивных результатов танцоров контрольной и экспериментальной групп осуществляли по ряду показателей на соревнованиях по классу мастерства «Е» Московской федерации танцевального спорта и Федерации танцевального спорта России в течение танцевального сезона 2011/2012 гг. При участии в равном количестве соревнований показатели спортивного результата танцевальных пар ЭГ к концу танцевального сезона были значительно выше (р < 0,01) по сравнению с показателями танцоров КГ. В среднем в ЭГ показатель общего количества очков, набранных парами за танцевальный сезон, составил 14,0 ± 4,8 очков, в КГ -7,2 ± 4,3 очка, т. е. в 1,9 раз больше (р < 0,01). По результатам сезона в класс мастерства «Д» было переведено четыре пары из ЭГ и одна пара из КГ, что свидетельствует о более высоком уровне технической подготовленности и спортивного результата танцоров экспериментальной группы по окончании педагогического эксперимента.
Таким образом, результаты исследования уровня спортивной подготовленности юных танцоров в ходе педагогического эксперимента показали эффективность предложенной экспериментальной методики, которая подтверждается отличиями морфофункциональных характеристик, показателей физической и технической подготовленности, спортивного результата танцоров экспериментальной и контрольной групп. В ходе исследования подтвердилась правомочность выдвинутой гипотезы о тренирующей роли специальной физической подготовки с использованием упражнений координационного характера в отношении технического мастерства спортсменов на этапе начальной подготовки и, как следствие, повышение их спортивного результата.
Разработка и научное обоснование методики специальной физической подготовки юных танцоров
с преимущественным использованием в годичном цикле подготовки упражнений координационного характера с учетом морфофункциональных особенностей спортсменов представляет значительные возможности для повышения эффективности их тренировочной и соревновательной деятельности.
Литература
1. Ересько И. Е. Методика совершенствования тренировочного процесса танцоров 7-9 лет на основе использования средств хореографии: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Хабаровск, 2005.
2. Зайцев А. А. Биологическое обоснование концепции развития компонентов подготовленности под влиянием соматотипоспецифических изменений растущего организма спортсменок командно-игровых видов: автореф. дис. ... д-ра биол. наук. М., 2006.
3. Лысова И. А., Мухина Е. В. Повышение эффективности контроля физической подготовленности школьников // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. М., 2005. № 4. С. 43-45.
4. Путинцева Е. В. Структура видов начальной подготовки детей 7-9 лет в спортивных танцах: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Омск, 2007.
5. Терехова М. А. Методика физической подготовки танцоров 10-11 лет на этапе начальной спортивной специализации: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Малаховка, 2008.
6. Carter J. E. L. The heath-carter anthropometric soma-totype-instruction manual. San Diego, CA. U.S.A., 2002.
* * *
TECHNIQUE OF THE SPECIAL PHYSICAL TRAINING OF 8-9 YEARS OLD DANCERS
P. K. Lysov, A. Yu. Bredikhin
In article the technique of special physical training of 8-9 years old dancers is presented at a stage of initial preparation. The developed technique is aimed mainly at the development of coordination abilities of dancers taking into account technical features of execution of figures and elements of dances of the European and Latin American programs. In training process of young dancers at realization of a technique of special physical preparation it is offered to consider morphofunctional features of athletes. At lessons of special physical training of young dancers it is expedient to divide into two subgroups depending on somatype: the first subgroup - athletes of ectomorphic somatype, the second subgroup - athletes endomorphic, mezomorphic and central somatypes. According to an experimental technique in variable part of occupations more active use of exercises of high-speed and power and power character, for athletes of the second subgroup - exercises on power endurance is offered to dancers of the first subgroup. The assessment of efficiency of the offered technique is given in work on dynamics of indicators of physical and technical readiness, the morphofunctional data, sports result.
Key words: special physical preparation, dancing sports, younger school age, somatype, morphofunctional characteristics.