Журакулова С.Б. докторант 1 курса Институт управления человеческими ресурсами и развития махалли САмГУ имШ.Рашидова
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КЛАСТЕРА АГРОТУРИЗМА В
УЗБЕКИСТАНЕ
Аннотация. В статье автор предлагает в качестве наиболее эффективного способа организации и развития агротуризма в регионе создание агротуристического кластера как неформального объединения участников туристической деятельности и организаций, включенных в инфраструктурный комплекс. В республике разработаны много государственных программ по развитию национального и международного туризма, однако ни одна из них не предусматривает механизма создания туристического кластера, не определяет ядро кластера (основных субъектов туристической отрасли) и оболочку кластера (инфраструктурные объекты).
Ключевые термины. Агрокластер туризма, этапы формирования кластера, организационный и экономический блок кластера, SWOT анализ развития кластера.
Zhurakulova S.B.
1st year doctoral student Institute of Human Resource Management and Mahalla Development
Samara State University named after Sh. Rashidov
FEATURES OF FORMATION OF AN AGRO-TOURISM CLUSTER IN
UZBEKISTAN
Annotation. In the article, the author proposes, as the most effective way to organize and develop agro-tourism in the region, the creation of an agro-tourism cluster as an informal association of participants in tourism activities and organizations included in the infrastructure complex. The republic has developed many state programs for the development of national and international tourism, but none of them provides a mechanism for creating a tourism cluster, does not define the core of the cluster (the main subjects of the tourism industry) and the shell of the cluster (infrastructure facilities).
Key words. Agrocluster of tourism, stages of cluster formation, organizational and economic block of the cluster, SWOT analysis of cluster development.
Емкость рынка агротуризма оценивается в 42,4 млн долларов в 2019 году, к 2027 году при среднегодовом темпе роста в 13,4% ожидается его рост до 62,9 млн. долларов.
Агротуризм относится к видам туристской деятельности, сочетающая сельскохозяйственную деятельность и туризм в целях развлечения и отдыха. В современной интерпретации агротуризм связывают с устойчивым сельским хозяйством, фермерским туризмом и деревенским туризмом. Агротуризм включает в себя оказание разнообразных видов услуг, такие как посещение сельскохозяйственного музея и выставок, фермерских магазинов, пивоварни, кукурузных лабиринтов, организация национальных танцев на природе, велосипедных туров, наблюдение за птицами, срезание цветов, участие в конкурсах фермерской кулинарии, и прогулок по травам. Агротуризм является одним из способов, открывающих новые возможности развития туризма, когда туристы могут созерцать и участвовать в фермерской деятельности, почувствовать сельский образ жизни, атмосферу зеленого мира, что туристы не могут найти в условиях урбанизации городов. Агротуризм набирает все большую популярность в фермерском сообществе, поскольку он не только обеспечивает дополнительный доход фермерам наряду с их сельскохозяйственной деятельностью, но и повышает ее устойчивость. Он имеет огромный потенциал для обеспечения успешного бизнеса для фермеров, поскольку он экономически эффективен, имеет перспективы развития поскольку ориентирован на семью и характеризуется растущим спросом молодых людей к сельскохозяйственной деятельности.
Степень изученности проблемы. Проблема организации и дальнейшего развития агротуризма стала актуальной в последние десятилетия на фоне повышения конкурентоспособности национального туризма. Вопросы развития агротуризма как способа усиления конкурентной позиции туристских организаций, а так же вовлеченности фермерских хозяйств в продвижении сельского туризма широко освещены в работах зарубежных и российских ученых таких, как О.Е.Акимова51, К.Дашпера 52 , А.И. Тарасенко 53 , В.А.Клицунова 54 , Б.Лане 55 , Ф.Т. Землянского, И.П. Семченко, М.М. Тимирбекова,
Следует отдать должное и тем авторам, которые освещали вопросы развития и организации сельского туризма в Узбекистане. Среди них можно выделить научные труды отечественных ученых таких как К.Х.Абдурахманова, Н.Т.Тухлиева, М.К.Пардаева, А.А.Эштаева,
51 Акимова О.Е. Особенности мотивации предпринимательской деятельности в сфере туризма на сельских территориях /Электронный ресурс/: Региональная экономика:теория и практика. - 2-13.
52 Dashper K.Rural Tourism:An international Percpective.2014-421 p.
53 Бизнес в агро- и экотуризме: пособие / Под общ. ред. к.г.н., доц. А. И. Тарасенка. - Минск, 2014
54 Клицунова В.А. Стр. Агротуризм: учеб. -метод. пособие. - Минск: РИПО, 2014.
55 Lane B. Tourism strategies and rural development// Organization for economic co-operation and development.-1994.-N94 (49)/-94 p.
И.С.Тухлиева, М.М.Мухаммедова, В.Х.Тураева, О.Х.Хамидова, Н. С. Ибрагимова, Б.Ш.Сафарова, А.М.Амирова56, Е.В.Голышева, Г.Б.Исраилова57.
Агротуризм являясь разновидностью сельского туризма, сокращает разрыв между сельским и городским населением. Это пока недостаточно освоенный, развивающийся рынок. Молодому поколению характерно стремление не только отдыхать, развлекаться, но и получать знания. В это смысле агротуризм включает в себя сегмент образовательного туризма, посредством которого турист получает знания о различных видах деятельности, связанных с повседневной деятельностью фермерских хозяйств. В агротуризме туристы наряду с фермерами занимаются фермерской деятельностью, участвуя в выращивании и сборе урожая. Образовательный агротуризм набирает обороты в различных сельскохозяйственных и несельскохозяйственных учебных заведениях и, вероятно, сохранит свою популярность в течение длительного периода. Так, в при Самаркандском государственном университете имени Шарафа Рашидова открыт в 2022 году институт Агробиотехнологии и продовольственной безопасности.
Анализ. Рынок агротуризма сегментирован по видам деятельности, каналам продаж и регионам. В зависимости от вида деятельности рынок подразделяется на внутрихозяйственные продажи, отдых на природе, агроразвлечения, образовательный туризм, размещение и другие. По каналу продаж он делится на турагентский и прямой. Исходя из активности, на сегмент продаж на фермах приходилось около трети половины доли мирового рынка агротуризма в 2019 году, и ожидается, что эта доля сохранится до 2027 года. Продажи на фермах имеют решающее значение и являются основным источником дохода центров агротуризма. Фермеры, занимающиеся животноводством, виноделием, получают значительную прибыль от продажи своей продукции на фермах. Некоторые фермеры открывают свои собственные сети торговых точек, чтобы увеличить продажи продукции на фермах. При продаже на ферме учитываются различные продукты, и это полностью зависит от того, что производит
56 Абдурахмонов К.Х. Менежмент туризма: Учебное пособие. - Т.: 2013.248 с.; Тухлиев Н., Абдуллаева Т. Национальные модели развития туризма. - Т.:2006. 424 с.; Тухлиев И.С., Кудратов F.Х., Пардаев М.К. Туризмни режалаштириш. Дарслик. - Т.: "^ЙБой-МоИуа" нашриёти, 2010.238 б.; Мухаммедов М.М. ва бошкалар. Хизмат курсатиш содаси ва туризмни ривожлантиришнинг назарий асослари. // Монография. С.: "Зарафшон" нашриёти, 2017. 300 б.; Пардаев М.К., Атабаев Р. Туристик ресурсларни тадлил килиш ва бадолаш. Самарканд: СамИСИ, 2006. 137 б.; Тураев Б.Х. Организационно-экономические механизмы регионального туризма. - Т.: «Фан», 2009. 154 с.; Хамидов О.Х. Узбекистонда экологик туризмни ривожлантиришни бошкариш механизмини такомиллаштириш. Иктисодиёт фанлари доктори илмий даражасини олиш учун ёзилган диссертация. - Самарканд.: СамИСИ, 2017.260 б.; Boltabayev М.Р, Тuxliyev 1^. Tшrizm: mzariya уа атаИуо1 - Т.: «Раи va texnologiya», 2018. 400 Ь.; Сафаров Б.Ш. Миллий туризм хизматлар бозорини инновацион ривожлантиришнинг методологик асослари // Монография. - Т.: «Фан ва технология» нашриёти, 2016. 184 б.;
57 Исраилова Г.Б., Голышева Е.В. Сельский туризм: от теории к практике: учебное пособие. - Ташкент. 2021, с.443
фермер, и от типа агротуризма, таких продуктов, как виноград, яблоки, вино, козы и сельские антикварные экспонаты.
В целях создания наиболее благоприятных условий для развития агротуризма, в первую очередь за счет активного привлечения местного населения, а также всестороннего использования имеющихся возможностей и ресурсов сельской местности (природного, культурного и исторического наследия), с 2020 года в Узбекистане создаются условия для придания населенным пунктам следующих статусов: «туристский аул», «туристская деревня», «туристский кишлак», «туристская махалля». Это регулируется Положением о порядке предоставления статуса «туристская махалля», утвержденного постановлением Кабинета министров Республики Узбекистан от 10.06.2020 г. № 433 «О мерах по созданию благоприятных условий для восстановления и развития туристической сферы в Республике Узбекистан»58
Туристические агенты в агротуризме играют очень важную роль в маркетинге и продаже пакетов агротуризма, поскольку люди почти не знают об агротуризме, экотуризме и связанных с ними концепциях. Это неизведанный сектор индустрии туризма, о котором большинство людей пока ничего не знают.
Как известно, агротуризм является эффективным инструментом сельского развития. Представляя собой дополнительный источник дохода для фермерских и дехканских хозяйств, агротуризм улучшает сельскую инфраструктуру и создает новые рабочие места. В Узбекистане, где почти половина населения проживает в сельской местности, агротуризм имеет большой потенциал и может стать одним из драйвером аграрных реформ.
Агротуризм является одним из секторов туристической отрасли, ориентированный на обеспечение физического и/или психологического отдыха, познание исторических достопримечательностей и этнокультуры, включающий в себя сельский туризм (основанный на развитом аграрном производстве, инфраструктуре и предпринимательской активности сельского населения) и природный туризм (ориентированный на уникальные природные, геологические объекты и сельскую местность с первозданной экологией).
Развитие агротуристического сектора региональной экономики невозможно без единой комплексной системы, объединяющей организационные, экономические и административно-управленческие инструменты, обеспечивающие создание необходимых условий для установления и развития эффективных экономических, социальных и институциональных взаимоотношений субъектов агротуристической деятельности.
58 Постановление Кабинета министров Республики Узбекистан «О мерах по созданию благоприятных условий для развития и реабилитации сферы туризма в Республике Узбекистан» от 10.07.2020 г. № 433 // https://lex.uz/ru/docs/4930291
По нашему мнению, наиболее эффективным способом организации и развития агротуризма в регионе является создание агротуристического кластера как неформального объединения участников туристической деятельности и организаций, включенных в инфраструктурный комплекс.
Создание кластера развития агротуризма способствует:
- повышению конкурентоспособности агротуризма на основе кластера на региональном и межрегиональном уровнях;
- создание мультипликационного и синергетического эффекта;
- географическая близость участников кластера;
- развитие эффективной цепочки в создании стоимости услуг агрокластера;
- создание устойчивого сельского хозяйства;
- повышение уровня жизни сельского населения и рост прибыльности организаций аграрного сектора, инфраструктурного комплекса и культуры, и отдыха;
- бережное сохранение природных, архитектурных, исторических и культурных объектов региона;
- социализация сельских сообществ на основе вовлечения населения в процесс оказания услуг, общения, обретения новых навыков работы с туристами.
Создание регионального агротуристического кластера и результативное взаимодействие его участников невозможно без государственного регулирования и поддержки. Государственные органы должны стать инициаторами и организаторами кластерной политики в регионе по развитию агротуристической деятельности. В республике разработаны много государственных программ по развитию национального и международного туризма, однако ни одна из них не предусматривает механизма создания туристического кластера, не определяет ядро кластера (основных субъектов туристической отрасли) и оболочку кластера (инфраструктурные объекты).
Механизм создания кластера агротуризма должен включает в себя следующие этапы:
1) SWOT анализ конкурентоспособности агротуризма в регионе; определение факторов, сдерживающих развитие сельского туризма на основе PEST анализа;
2) разработка концепции функционирования кластера агротуризма в регионе;
3) разработка модели кластера, основных его участников, стейкхолдеров, принципов их партнерства;
4) создание благоприятной экономической среды для успешной работы кластера.
1 этап. SWOT анализ конкурентоспособности агротуризма в Самаркандском регионе предусматривает определение сильных и слабых сторон, возможностей и угроз развития агрокластеров. (Таблица 1.)
Таблица 1.
SWOT анализ конкурентоспособности агротуризма _(на примере Самаркандской области)*_
Сильные стороны
Слабые стороны
Мощная аграрная база региона; диверсифицированность деятельности
туроператоров;
богатое историческое наследие региона; природно-климатические условия региона; крупнейший образовательный центр; многонациональный состав населения региона;
уникальная национальная кухня; наличие заповедных зон; преференции для расширения рынка; наличие туристического комплекса «Samsilkroad»
реконструкция международного аэропорта. Многочисленность сельского населения (более половины населения проживает в сельской местности)
ориентация на узкий сегмент потребителей туристского продукта; отсутствие знаний и навыков у фермеров по организации бизнес-процессов, совмещенных с агротуризмом; недостаток информации о агротуристских возможностях региона у отечественных и иностранных участников рынка; слабая инфраструктура сельских местностей по организации агротуризма, высокие транспортные расходы; сезонный характер агротуризма; отсутствие нормативно-правовых актов, регулирующих развития агротуризма в республике;
отсутствие системы преференций и льгот фермерским хозяйствам для организации агротуризма.
Угрозы
Развитие агрокластеров позволит вовлечеть турбизнес в сельское хозяйство; развитие 2-3 дневных туров, weekend туров на основе агротуризма для местных туристов; туристский продукт «Золотое путешествие в Самарканд» способствует развитию внутреннего туризма;
реализация концепции развития туристского центра на основе вертикальной диверсификации; строительство платных дорог наличие туристского комплекса в Самарканде развивает рекреационных туризм с элементами агротуризма в регионе релокация российского бизнеса, инвестиций, знаний, технологий позволит усилить конкурентоспособность агротуризма в регионе._
финансово-экономический кризис снизит долю расходов туристов на путешествия, что обусловит спад туристского потока; диспропорции между объёмами въездного и внутреннего туризма повысит зависимость рынка туристских услуг от состояния международного рынка туризма.
Новые штаммы коронавируса Глобальное потепление и природные катаклизмы;
Политическая нестабильность в соседних государствах.
* Подготовлено автором
Низкая конкурентоспособность средств размещения, значительный моральный и физический износ существующей материальной базы, слабое развитие инженерной инфраструктуры: сетей автодорог с твердым покрытием, связывающих места проживания с местами отдыха и туристскими объектами, сетей энергоснабжения, водоснабжения, очистных сооружений - являются основными факторами, сдерживающими формирование и развитие туристского кластера в регионе.
Указанные проблемы определяют необходимость разработки системы мер, направленных на создание условий для устойчивого развития туризма, в том числе формирования и развития туристского кластера; повышения качества туристских услуг; продвижения туристского продукта на внутреннем и международном туристских рынках.
2 этап. Целью формирования кластера агротуризма является создание условия для устойчивого развития села и эффективной работы организаций, занимающихся сельским туризмом.
Достижение данной цели возможно при решении следующих задач:
- определений районов региона, обладающих потенциалом развития агротуризма, фермерских хозяйств, туристских организаций, интегрирующихся в кластер;
- создание и/или развитие инфраструктуры, которая должна включать в себя наличие коммуникационных сетей, автодорог, торговых объектов при содействии местных органов власти (хокимиятов района, области) и др.
- формирование бизнес-процессов кластера, устойчивых договорных связей между участниками кластера;
- создание новых уникальных туристских услуг на основе вертикальной и горизонтальной диверсификации;
- формирование единой, гармонично функционирующей цепочки создания ценностей в форме туристкой услуги, объединение лиц и организаций, занимающихся предоставлением и продажей туристических;
- разработка комплекса мер государственной поддержки участников кластера при его создании и дальнейшем функционировании, включая предоставление субсидий, преференций, льгот, а также развитие транспортной и инженерной инфраструктуры;
- развитие кластера агротуризма должно быть включено в региональную программу развития села как одно из направлений диверсификации национального туризма.
3 этап. разработка модели кластера, основных его участников, стейкхолдеров, принципов их партнерства. При построении организационной модели должны быть определено «ядро» кластера. По нашему мнению, центральным звеном построения кластера должны служить домохозяйства (кишлаки, махалли), предприниматели, фермерские организации, непосредственно оказывающие туристические услуги (проживание на селе, организация и проведение туров, знакомство с
сельским укладом жизни и сельскохозяйственной деятельностью и др.). Взаимодействие участников кластера осуществляется на основе долгосрочных договорных отношений. При этом субъекты туристической отрасли имеют постоянных поставщиков, предоставляющих свои товары и услуги по сниженным ценам, а субъекты инфраструктурного комплекса имеют постоянных круг покупателей, обеспечивающих ритмичность продаж.
4 этап. Агротуристический кластер является «площадкой» для интеграции организаций различных отраслей и формирования конкурентной и прибыльной услуги как за счет собственных средств, так и за счет привлечения инвестиций. Участник кластера получает доступ к рынкам сбыта, специализированным поставщикам, квалифицированной рабочей силе, что позволяет снизить транзакционные издержки, укрепить конкурентоспособные преимущества, повысить инвестиционную привлекательность. Наиболее важную роль в данном процессе играют региональные и местные органы государственной власти, которые обеспечивают развитие транспортной и инженерной инфраструктуры в регионе.
Механизм создания кластера агротуризма (рис. 1) включает в себя два блока организационный и экономический. Организационный блок представляет собой совокупность элементов, определяющих направления развития кластера агротуризма. Экономический блок - совокупность элементов, способных создать благоприятные и эффективные условия для развития участников кластера._
ЦЕЛЬ КЛАСТЕРА АГРОТУРИЗМА
Устойчивое развитие туризма в регионах аграрной направленности
Задачи кластера агротуризма
1) Достижение высокого уровня жизни населения на селе; 2) Обеспечение прибыльности АПК, туристических организаций, специализирующиеся в области агротуризма; 3) Бережное отношение и сохранение природных, архитектурных, исторических и культурных объектов, вовлекаемых в агротуризм; 4) Сокращение дифференциации качества жизни между городским и сельским наслением.
Организационно-экономический механизм формирования агротуристского кластера
Организационный механизм Экономический механизм
Нормативно-правовое регулирование Привлечение материальных, финансовых, трудовых ресурсов и обеспечение их эффективного использования
Подготовка кадров и научное партнерство Система экономических преферений и льгот, стимулирующих развитие агротуристских кластеров
Диагностика и информационное обеспечение Кредитное финансирование и предоставление льготных условий инвесторам;
Создание Координационного совета по формированию агротуристских кластеров Ориентация агротуризма на международный рынок
Этапы создания агрокластера туризма
1)Диагностика и оценка агротуристского потенциала региона, PEST и SWOT анализ развития агротуризма в регионе; 3)разработка модели функционирования кластера, принципы работы и участники
2)Продивижение развития круглогодичного туризма в Узбекистане на основе формирования агрокластера туризма в регионах; 4)формирование благоприятного режима работы для развития агротуризма в районов на основе кластера и повышения качества жизни сельского населения.
Рис. 1. Организационно-экономический механизм создания кластера
агротуризма
Эффективное взаимодействие организационного и экономического блоков позволяет процессу создания кластера противостоять воздействию негативных факторов. Организационно-экономический механизм может быть дополнен процессом самоорганизации сельских территорий, который является одним из путей возможного развития и учитывает практический опыт. Автоматически процесс самоорганизации не происходит, для этого необходимо административно-управленческое воздействие или личная инициатива участников самоорганизации. В результате самоорганизации возникают новые, более устойчивые формы развития за счет взаимосвязи различных видов деятельности
Создание агротуристического кластера в регионе позволит создать и модернизировать туристические объекты, повысить качества услуг в сфере туризма, а также будет способствовать продвижению туристских ресурсов на региональном и межрегиональном туристских рынках, что обеспечить устойчивое развитие сельских территорий.
Использованные источники:
1. Акимова О.Е. Особенности мотивации предпринимательской деятельности в сфере туризма на сельских территориях /Электронный ресурс/: Региональная экономика: теория и практика. - 2-13.
2. Dashper K. Rural Tourism: An international Percpective.2014-421 p.
3. Бизнес в агро- и экотуризме: пособие / Под общ. ред. к.г.н., доц. А. И. Тарасенка. - Минск, 2014
4. Клицунова В.А. Стр. Агротуризм: учеб. -метод. пособие. - Минск: РИПО, 2014.
5. Lane B. Tourism strategies and rural development// Organization for economic co-operation and development. -1994.-N94 (49)/-94 p.
6. Абдурахмонов К.Х. Менежмент туризма: Учебное пособие. - Т.: 2013.248 с.;
7. Исраилова Г.Б., Голышева Е.В. Сельский туризм: от теории к практике: учебное пособие. - Ташкент. 2021, с.443