Беглаев У.Х. доцент
кафедра «Агроэкономика и туризма» Ташкентский государственный аграрный университет
Абдиев И. Р. студент
Ташкентский государственный аграрный университет
ФОРМИРОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНЫХ АГРОТУРИСТИЧЕСКИХ КЛАСТЕРОВ КАК ИНСТРУМЕНТ ОБЕСПЕЧЕНИЯ
УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ
УЗБЕКИСТАНА
Аннотация: Целью исследования является обоснование роли агротуризма как перспективного направления обеспечения устойчивого развития сельских территорий. В качестве наиболее эффективного инструмента решения данных задач предлагается создание региональных агротуристических кластеров, обладающих синергетическим эффектом и способствующих мультипликативному росту экономики аграрного региона, решению ряда социально-экономических, демографических и экологических проблем, сохранению исторического и культурного наследия населения, проживающих на их территории.
Ключевые слова: региональная политика, устойчивое развитие, экономический рост, агропромышленный комплекс (АПК), диверсификация экономики сельских территорий, концепция развития сельских территорий, сельский туризм, кластеризация, кластер сельского туризма
Beglaev U.Kh. associate professor
department "Agroeconomics and Tourism " at the Tashkent State
Agrarian University Abdiev I.R. student
Tashkent State Agrarian University
FORMATION OF REGIONAL AGRO-TOURISM CLUSTERS AS A
TOOL TO ENSURE SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF RURAL TERRITORIES IN UZBEKISTAN
Abstract. The purpose of the study is to justify the role of agro-tourism as a promising area for ensuring sustainable development of rural areas. As the most effective tool for solving these problems, it is proposed to create regional agro-tourist clusters that have a synergistic effect and promote the
multiplicative growth of the economy of the agrarian region, address a number of socio-economic, demographic and environmental problems, and preserve the historical and cultural heritage of peoples living on their territory.
Keywords: regional policy, sustainable development, economic growth, agro-industrial complex (AIC), diversification of the economy of rural areas, the concept of rural development, rural tourism, clustering, a cluster of rural tourism.
Введение
В настоящее время перед экономикой Узбекистана стоят задачи обеспечения сбалансированного роста, структурной перестройки, интенсификации производства, развития социальной и производственной инфраструктуры. Обеспечение экономической устойчивости на макро-уровне для Узбекистана одновременно выступает и условием, и результатом устойчивого социально-экономического развития ее территорий, представляющего собой гармоничное развитие производства и социальной сферы, сопровождаемое повышением уровня жизни населения и улучшением состояния окружающей среды. Выработка теоретической и практической стратегии развития для каждого конкретного региона Узбекистана направлена на обеспечение экономической устойчивости и безопасности как самого региона, так и страны в целом. Важнейшей задачей, связанной с достижением устойчивого развития на всех уровнях экономики и управлением данным процессом, является не только минимизация прогнозируемых рисков и потерь, но и выявление факторов развития во внутренней и внешней среде, а также умелое использование возможностей, определяемых внешними трендами.
В современных условиях задача достижения устойчивого развития на макро-уровне для Узбекистана усложняется необходимостью структурной перестройки экономики, импортозамещения, ухода от сырьевой направленности в инновационную плоскость, что в условиях современной международной конкуренции становится не просто задачей устойчивого развития, но и вопросом выживания страны. На наш взгляд, в контексте задач обеспечения устойчивого развития регионов Узбекистана как основы жизнеспособности всей социально-экономической системы страны приоритетом является диверсификация экономики не только в отраслевом, но и в региональном разрезе.
Развитие регионов Узбекистана исторически основывается на использовании природно-ресурсного и производственного потенциала. Сырьевая направленность и структурные диспропорции региональной экономики делают ее неустойчивой в период экономических кризисов и снижают ее конкурентоспособность во время подъема. Это обусловливает необходимость структурной перестройки и диверсификации экономики большинства регионов Узбекистана. В первую очередь это касается
сельских территорий, устойчивое развитие которых требует серьезного концептуального подхода.
На данный момент реализация мероприятий по устойчивому развитию сельских территорий осуществляется в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2020-2030 годы. Основные мероприятия данной подпрограммы предусматривают развитие инфраструктуры сельских территорий, меры по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, грантовую поддержку сельских инициатив, а также поощрение и популяризацию достижений в сфере развития сельских территорий. Несмотря на безусловную важность этих мероприятий, их положительные результаты невозможны без развития в сельских территориях сравнительно новых отраслей для сельской местности, не относящихся напрямую к сельскому хозяйству. В частности, в качестве дополнительного вида занятости и источника доходов может рассматриваться сельский (аграрный) туризм. Одновременно он может стать обладающей мультипликационным эффектом "точкой роста" экономики села, позволяющей более рационально и эффективно использовать человеческий потенциал сельских поселений Узбекистана. Поиск форм организации сельского туризма, которые будут способствовать его развитию, является важной задачей, стоящей перед местными и региональными органами власти.
Объектом данного исследования является развитие агротуризма как одного из направления диверсификации экономики сельских территорий в процессе их устойчивого развития. В качестве предмета исследования выступает комплекс управленческих и организационно-экономических отношений в сфере сельского туризма. Методологической основой исследования выступают общенаучные методы, такие как группировка, анализ и синтез, метод дедукции, метод системного анализа, сравнительный анализ, кластерный подход.
Анализ особенностей развития сельского туризма в Узбекистане
Сельский туризм является сектором сферы услуг, наиболее близким к окружающей среде в ее широком понимании. Это выражается в более тесных связях со многими сферами, важными для устойчивого развития отдельных территорий и мировой системы. Концепция устойчивого развития получает особую актуальность в условиях современного экологического кризиса. С развитием сельского туризма связана смена моделей природопользования, оно способствует охране природы и культуры, социальному и экономическому развитию. Эти элементы образуют системы и взаимно влияют друг на друга (рисунок 1).
Рисунок 1. Взаимосвязь сельского туризма с устойчивым развитием
сельских территорий
Отрасль не только пользуется благами своего развития, но и испытывает влияние других секторов социально-экономической сферы и создает собственные внешние эффекты. Развитие сельского туризма приводит к рационализации землепользования. Многие территории в случае их туристского использования дают намного больший доход, чем при использовании их под сельское хозяйство и промышленность. На многих территориях сельский туризм может стать существенным подспорьем для сбалансированного развития хозяйства, как это имеет место в отдельных сельскохозяйственных районах развитых стран.
В мировой практике сельский туризм активно развивается более 40 лет — начиная с 70-х годов 20 века. На сегодняшний день лидирующие позиции в мире занимают страны Европейского Союза, прежде всего Италия и Франция. Менее 50% европейских фермеров получают основной доход от продаж сельскохозяйственной продукции. Доля туристических услуг в общем объеме реализации составляет от 35 до 75%. Сельский туризм является значимым сектором глобальной туристской индустрии (12% — 30% мирового туристского потока). Исследования Европейской федерацией сельского туризма показывают, что средний ежегодный темп развития сегмента сельского туризма (без учета экскурсионной деятельности) на протяжении последних 10 -15 лет составил 10-15%, что
гораздо выше, чем темп прироста европейского туризма в целом (4-5%). В сегменте сельского туризма сосредоточено до 20% мест размещения. По оценкам Всемирной туристской организации агротуризм является одним из стратегических направлений развития туризма до 2020 года.
В настоящее время в Узбекистане сельский туризм пока не получил широкого распространения. В структуре внутреннего туристического потока Узбекистана сельский туризм занимает только около 2%. Преимущественно он развивается в Кашкадарьинской, Хорезмской и в Ташкентской областях, а также в В некоторых районах джизакской области. По оценкам Узбектуризма, доля сельского туризма в туристской индустрии не превышает и 1%, эксперты оценивают объем этого сектора всего лишь примерно в десятки объектов. Между тем спрос населения на сельский отдых значительно выше - удовлетворен по экспертным оценкам только на 12 — 15%.
Примером успешного развития сельского туризма в Узбекистане может стать создание Ассоциации при «Узбектуризме» "Самые красивые деревни Узбекистана". Международный туристический бренд "Самые красивые деревни" появился во Франции в 1982 году, а затем идея распространилась по всему миру. Целью Ассоциации является развитие сельского туризма и привлечение сельских жителей в процессы саморазвития и повышение привлекательности сельских территорий. Ассоциация «Самые красивые деревни Узбекистана» объединит сельские населённые пункты, обладающие выдающимся историко -культурным и природным наследием. В настоящий момент в состав Ассоциации можно внести населенные пункты в Джизакской и Навоийской областях, в районе северных склонов Нуратинского хребта. В таких кишлаках, как Эски Фариш, Ухум, Хаят, Меджрум (Маджрум), Сентяб.
Прогнозы развития сельского туризма Национальной ассоциации организации сельского туризма гласят, что «число горожан, предпочитающих проводить свободное время в деревне, неуклонно растет и в перспективе их доля от всего внутреннего туристского потока Узбекистана может достичь европейского уровня (15-20%)»
Реализовать потенциал узбекской культуры, традиционного узбекского гостеприимства через развитие сельского туризма - один из главных вызовов, стоящих сейчас перед аграрным сообществом Узбекистана. Исходя из европейского опыта, потенциал агротуризма в Узбекистане в ближайшие 10-15 лет можно оценить в 500 миллионов доллара.
Сегодня сельский туризм в Узбекистане представляет собой некое эксклюзивное направление с относительно узкой и сегментированной целевой аудиторией. В отличие от европейского сельского туризма, предполагающего отдых среднестатистической семьи в сельской местности в течение всего отпуска, узбекский формат сельского туризма
чаще всего занимает нишу отдыха выходного дня. В большинстве случаев в Узбекистане сельский туризм представлен отдыхом городских жителей в гостевых домах, создаваемых деревенскими семьями на базе собственного жилого дома и приусадебного участка. Примечательно также, что наиболее популярные объекты сельского туризма в Узбекистане - это фермерские хозяйства, созданные перебравшимися в деревню горожанами. Таким образом, городские жители обеспечивают сельский отдых для городских жителей.
Несмотря на существующий в Узбекистане опыт практической реализации проектов в сфере сельского туризма, следует отметить факт отсутствия нормативно-правовой базы, предназначенной для его регулирования. В Узбекистане отсутствуют стандарты и нормативы, применяемые в сфере сельского туризма как отдельного сектора туриндустрии, приносящего доход от дополнительной несельскохозяйственной формы деятельности сельского населения. Те стандарты и нормативы, которые действуют на данный момент в Республике Узбекистан в области гостиничного и рекреационного видов бизнеса, не могут быть перенесены без должной доработки и анализа на сектор сельского туризма
Помимо отсутствия нормативно-правовой базы, к проблемам организации сельского туризма в Узбекистане могут быть отнесены:
• отсутствие или недостаточная степень развитости инфраструктуры в большинстве сельских территорий;
• недостаточная информированность сельских жителей о сельском туризме и преимуществах его развития;
• отток сельского населения из деревни в город, нехватка квалифицированных кадров для развития сельского туризма;
• отсутствие как государственной, так и коммерческой рекламы сельского туризма;
• отсутствие гарантий безопасности туристов в сельской местности;
• отсутствие системы взаимодействия и отлаженного механизма кооперации между организациями, обеспечивающими отдых туристов в сельской местности, и сельскими жителями;
• отсутствие единой общегосударственной программы и финансового обеспечения поддержки развития сельского туризма
Несмотря на значительное количество проблем, с которыми сопряжено развитие сельского туризма в Узбекистане, реализация крупномасштабных проектов в этой сфере будет иметь серьезное социально-экономическое значение и сопровождаться значительным экономическим эффектом для различных экономических субъектов (таблица 1)
Таблица 1. Эффекты развития сельского туризма
Государство Сельское население Туристы
Развитие альтернативных видов деятельности и производства в секторе АПК Появление дополнительных легальных источников доходов Возможность улучшения физического здоровья, снятия стрессов и психологического напряжения
Рост налоговых поступлений в бюджет Рост уровня и качества жизни жителей села Приобщение к специфике сельского быта
Снижение социальной напряженности в сельских территориях Снижение безработицы Культурное развитие, знакомство с историей, традициями, религией, обрядами, кухней местного населения
Создание дополнительных рабочих мест в секторе АПК Развитие малого и среднего предпринимательства на селе Приобретение новых знаний, умений и навыков в традиционных для сельских территорий сферах деятельности
Сокращение оттока населения из деревни в город, привлечение молодежи на село Расширение сферы сбыта сельскохозяйственной продукции Появление новых мест отдыха
Сохранение сельских населенных пунктов Поддержка социально-незащищенных слоев населения Возможность длительного пребывания на природе, знакомство с местной флорой и фауной
Возрождение и сохранение национальных культурных традиций Улучшение жилищного фонда
Возрождение и пропаганда традиционных моральных и культурных ценностей, образа жизни Развитие связей и постепенное стирание социально-экономических и культурных границ между городом и деревней,
Развитие народных промыслов
Осознание историко-
культурного значения своей «малой Родины», гордости от ее известности в России и за рубежом
Развитие сельского туризма в Узбекистане должно предполагать создание системы государственного регулирования в данной сфере, которое могло бы выступать как своеобразный «спусковой механизм» для процесса интенсивного развития отрасли. Однако не менее важной задачей представляется привлечение или создание в данной отрасли крупных игроков рынка туристских услуг.
По ряду причин сельский туризм сегодня не представляет серьезного интереса для крупных узбекских туроператоров. В частности, туристские компании не торопятся развивать новые, «экзотические» для них направления бизнеса в условиях кризиса. Также следует отметить практически полное отсутствие маркетинга сельского туризма в Узбекистане.
В зарубежной практике в подобных случаях продвижение берут на себя профессиональные объединения. Отсутствует не только единая концепция продвижения сельского туризма, но даже единый интернет — ресурс, который объединял бы все объекты его инфраструктуры. В настоящее время на уровне отдельных энтузиастов предпринимаются попытки создать некий аналог итальянского www.agriturismo.it, который позволяет клиенту в течение нескольких минут выбрать любой понравившийся объект в любом регионе страны, получить информацию о предлагаемых услугах, ценовой политике в зависимости от сезона, посмотреть фотографии и отправить запрос на бронирование. Однако подобные ресурсы грешат всеми недостатками любительских проектов и несут на себе печать недофинансирования.
Агротуристические кластеры как катализаторы развития сельского
туризма в регионе На мой взгляд, развитию сельского туризма в Узбекистане могла бы способствовать реализация следующих мероприятий:
1. Создание региональных сетей предприятий сельского туризма на базе государственно — частного партнерства, предполагающее, с одной стороны, стимулирование развития семейного бизнеса, малого и индивидуального предпринимательства на базе существующих туристических ресурсов сельских территорий, с другой стороны, создание системы государственной поддержки такого предпринимательства на региональном уровне.
2. Формирование или воссоздание на базе туристических ресурсов сельской местности социокультурной среды исторических поселений - национальной деревни, амировских и хановских усадеб, монастырей, мечетей, подворий и т.д.
3. Создание культурно-исторических комплексов и других крупных и средних специализированных объектов сельского туризма, направленных на организацию полноценного отдыха в сельской местности.
4. Создание на базе государственной, частной и смешанной форм собственности многофункциональных «сельскохозяйственных парков», объединяющих в себе производственные, туристические, культурно -пропагандистские, выставочные и рекламно-экспозиционные функции и располагающих необходимой инфраструктурой и средствами размещения. Такие модели сельского туризма представляются альтернативой для гостевых сетей, которым государство до сегодняшнего дня не оказывает необходимой поддержки, в то время как сельскохозяйственные или культурно-исторические тематические парки, этнокультурные комплексы и т.д. могли бы представлять серьезный интерес для крупных частных инвесторов.
Реализация каждой из перечисленных выше моделей обусловлена выполнением ряда ключевых условий, требующих конкретизации для каждой из них, однако определение приоритетных моделей, условий и ресурсов, необходимых для их реализации, должно быть обозначено в государственном программном документе, каковым может стать концепция развития сельского туризма в РУз. Также необходимо интегрировать сельский туризм и в региональные программы.
Для разработки стратегии маркетинга, брендинга, рекламы сельского туризма и иных вопросов связанных с его развитием, должен быть создан рабочий орган - кластер сельского туризма аграрного региона (области), имеющий представительства в каждом районе. Данный кластер предполагает взаимодействие и сотрудничество предприятий туристического рынка и смежных с ним сфер, иных предприятий, организаций и общественных институтов сельского хозяйства, культуры, науки, образования и др., географически локализованных в сельской местности, при непосредственном участии органов власти различных уровней. Благодаря географической близости участников кластера упрощаются процессы производственного кооперирования, установление устойчивых информационных, маркетинговых и деловых связей между ними, усиливается возможность продвижения коллективных интересов при взаимодействии с органами государственной власти и иными стейкхолдерами, что ведет к снижению трансакционных издержек и достижению синергетического и мультипликативного эффекта на региональном и межрегиональном уровне.
В Узбекистане уже имеется опыт создания региональных кластеров: в настоящее время на начальной стадии своего развития находятся кластеры в Хорезмской, Наваинской, Джиззакской, Андижанской и В Ташкентской области. В этих областях на начинаниях агрокластеров нужно формировать туристические кластеры. Они объединят турфирмы, предприятия общественное питания, гостиницы, туристские базы отдых, агентства по организации праздников, хостелы, консалтинговые компания, органы местной власти и другие организации в даныых регионах. Целью таких кластеров является разработка, продвижение и реализация туристского продукта региона. Формирование агротуристических кластеров могло бы также стать одним из направлений региональной политики.
В качестве инструмента, стимулирующего развитие сельского туризма, авторам предлагается создание соответствующих региональных кластеров (рисунок 2).
Рисунок 2. Структура агротуристического кластера
Основная деятельность кластера может предполагать:
• разработка и внедрение рекламной стратегии, брендинг, маркетинг;
• разработка и внедрение системы добровольной категоризации объектов сельского туризма;
• разработка туристических маршрутов в сфере сельского ¡туризма при сотрудничестве с туристическими операторами;
• разработка комплексного туристического продукта и его дальнейшее продвижение;
• совместно с общественными организациями разработка проектов региональной и местных программ развития сельского туризма;
• направление предложений по вопросам работы с грантовыми программами в региональные ведомства, регулирующие инвестиционную деятельность, (корректировка направления работы данных институций в сторону вопросов, интересующих кластер, предложение актуальных тем)
• проведение выставок-ярмарок, дней открытых дверей в усадьбах и иных мероприятий, направленных на привлечение туристов в регион;
• совместная работа членов кластера, направленная, например, на юридическую поддержку;
• иная деятельность, направленная на развитие сельского туризма в регионе.
Основной целью кластера будет являться продвижение сельского туризма, привлечение туристов и иные рабочие вопросы, направленные непосредственно на привлечение туристов.
Как показывает зарубежный опыт, кластер сельского туризма может выступать как эффективный механизм поддержки предприятий малого и среднего бизнеса, которым на туристическом рынке зачастую трудно конкурировать с крупными сетевыми организациями. Объединение с другими участниками кластера в процессе передачи факторов производства будет способствовать росту рыночной капитализации данных предприятий, повышению интереса и усилению доверия к представителям малого и среднего предпринимательства со стороны существующих и потенциальных бизнес-партнеров, а следовательно, повышению общего уровня конкурентоспособности участников кластера.
Объединение экономических субъектов в агротуристическом кластере может достигаться как в рамках отдельной сельской территории, района или области, так и группы районов или нескольких областей за счет наличия критической массы субъектов сельского туризма, выступающих в качестве ядра кластера. При этом кластерные проекты могут быть реализованы на базе определенных моделей сельского туризма или их комбинации, в т.ч. отдельных элементов: ландшафтный туризм (экотуризм), агротуризм и туризм сельскохозяйственных знаний, этно - и событийный туризм, туризм сельского уклада жизни (наследия), сельский туризм досуга и развлечений, лечебно- оздоровительный туризм.
Алгоритм создания регионального кластера сельского туризма представлен на рисунке 3:
Шаг 7. Разработка стратегии деятельности и программы действий кластера, включая конкретные предложения по его стимулированию
Шаг 6. Создание организационных условий дтя формирования регионального
кластера сельского туризма
Шаг 5. Проведение кластеризации региона по туристской деятельности и составление карты регионального кластера сельского туризма
Шаг 4. Определение модели функционирования кластера, основных его участников и
формы взаимодействия
Шаг 3. Формирование концепции создания и функционирования кластера, включая
разработку кластерных проектов
Шаг 2. Оценка условий для создания кластера сельского туризма, включая анализ потенциала развития сельского туризма в регионе, рынка туристских услут, уровня развития инфраструктурных отраслей и т.п.
Шаг 1. Определение и оценка кластерных инициатив в регионе, мониторинг кластерного развития
Рисунок 3. Алгоритм создания агротуристического кластера
На мой взгляд, наиболее оптимальным вариантом представляется создание районных кластеров сельского туризма, после чего — создание регионального кластера сельского туризма. Особенностью кластера будет обязанность по координации действий всех воздействующих институций, в связи с тем, что кластер представляет именно интересы вовлеченных в сельский туризм хозяев. Также данная организация будет взаимодействовать с кластерами аграрного комплекса, туристическим кластером и т.д., с целью формирования положительного образа региона с туристической точки зрения. Взаимная работа смежных отраслей на таком уровне (одновременно на уровне регионального кластера и на уровне районов и членов кластеров) может быть более последовательной и эффективной.
Заключение
Решение задач устойчивого развития каждого конкретного региона должно осуществляться с учетом специфики данной территории, ее ресурсного обеспечения, тенденций развития человеческого потенциала, природных, транспортных и других условий, оказывающих влияние на процессы расширенного воспроизводства как определяющего фактора достижения социально-экономической устойчивости. Применяемые при этом рычаги государственного и рыночного регулирования должны обеспечивать гармонизацию интересов регионов и страны в целом в рамках управления устойчивым развитием на макроуровне, равенство всех форм собственности, гарантии и стимулы для повышения предпринимательской активности, минимизацию дестабилизирующих факторов.
В качестве приоритетных задач такого регулирования может рассматриваться диверсификация отраслевой структуры важнейших секторов национальной экономики. Особенно актуальным вопрос диверсификации является для экономики сельских территорий, устойчивое развитие которых невозможно без расширения отраслевой структуры экономики за счет несельскохозяйственных сфер деятельности. По мнению автора, одним из направлений подобной диверсификации, показавшей высокую результативность в развитых странах, является развитие аграрного (сельского) туризма, способствующего обеспечению устойчивого развития сельских территорий за счет решения социальных проблем села и поддержки фермеров, работающих зачастую на грани рентабельности, одновременно представляющего собой инструмент популяризации внутреннего туризма.
В процессе исследования были выявлены следующие проблемы, возникающие в процессе реализации проектов в сфере сельского туризма в Узбекистане:
1. Несовершенство нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность в сфере сельского туризма как отдельного сектора
туриндустрии, приносящего доход от дополнительной несельскохозяйственной формы деятельности сельского населения.
2. Отсутствие системы экономического и информационного взаимодействия и отлаженного механизма кооперации между организациями, обеспечивающими отдых туристов в сельской местности, и сельскими жителями, неразвитость инфраструктуры сельских территорий.
3. Отсутствие единой общегосударственной программы и финансового обеспечения поддержки развития сельского туризма.
Решение данных проблем видится автору как в реализации кластерного подхода, согласно которому конкурентоспособность аграрного региона достигается благодаря функционированию на его территории кластера взаимосвязанных отраслей, в частности, кластера сельского туризма, так и на путях государственной поддержки агротуристических кластеров в Узбекистане в вопросах законодательного, налогового и общего регулирования. Зарубежный опыт показывает, что результатами реализации кластерной политики является рост производительности и инновационной активности предприятий, образующих кластер, развитие малого и среднего предпринимательства, рост прямых инвестиций, устойчивое социально-экономическое развитие регионов базирования кластеров. Таким образом, развитие агротуристических кластеров может способствовать модернизации экономики и стать "катализатором экономического роста не только на микро, но и на макроуровне.
Использованные источники:
1. Закон «О приватизации земельных участков несельскохозяйственного назначения», постановления Кабинета министров Республики Узбекистан от 15 марта 2019 г. №140, поручение Кабинета министров от 6 мая 2019 г. № 03/1-1622 Минсельхозу РУз, поручение Администрации Президента от 1 мая 2019 г. Минсельхозу РУз № 06/1-1536)
2. Постановление Президента Республика Узбекистан «О мерах по развитию туризма в Республике Узбекистан в период до 2025 года» №1195 от 5 августа 2018 г.
3. Анализ туризма в Узбекистане - Результаты опроса международных туристов 2014 года с учетомданных Национального вспомогательного счета туризма ISBN печатной версии: 978-92-844-1784-1
4. Казьмина Е.Б. Развитие услуг сельского туризма в российских регионах. Автореферат на соискание ученой степени к.э.н., Москва, 2012.
5. Международной форум «Сельский туризм»: сборник материалов/ под общей редакцией Щетинина М.П. .-Барнаул: АЗБУКА, 2013-346
6. Аймалетдинов Т.А., Шарова О. А., Пустов Л.Ю. Рынок туристических услуг//Социология. Статистика. Публикации. Отраслевые обзоры. Вып. 1(5). — М.: Издательство НАФИ, 2017.- 79 с.
7. Вахитова З.Т. Особенности развития сельского туризма в Тюменской области // JSRP--№2 (6). — С.53-58.
8. Самые красивые деревни России. [Электронный ресурс]. URL: http://www.jewniverse.ru/biher/AShulman/59.Htm. (Дата обращения 26.06.2018).
9. Трухачев А.В. Концепции развития сельского туризма в России и за рубежом // Сервис в России и за рубежом - 2016. - Т.10. -№7(68). - С.34-43.
10. Концепция развития сельского туризма в России. Электронный документ. http://www.mcx-consult.ru/sostoyanie_i_perspektivy_razvitiya//2016. (Дата обращения 26.06.2018).
11. Состояние и перспективы развития сельского туризма в Российской Федерации. Электронный документ. // http://www.mcx-consult.ru/sostoyanie_i_perspektivy_razvitiya//2016. (Дата обращения 26.06.2018).
12. Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 — 2018 годы) «. Электронный документ. http://www.russiatourism.ru/contents/deyate lnost/programmy-i-proekty/federalnaya-tselevaya-programma-razvitie-vnutrennego-i-vezdnogo-turizma-v-rossiyskoy-federatsii-2011-2018-gody-// 2016. (Дата обращения 20.06.2018).
13. Лебедева И.В., Копылова С.Л. Сельский туризм как средство развития сельских территорий. Методическое пособие. - М.: АНО «АРСИ», 2018. -164 с.
14. Уланов Д.А. Туризм на сельских территориях: опыт, проблемы, перспективы// Молодой ученый. — 2013. — №6. — С. 455-459.
15. Печерица Е.В., Колотилин Ю.Ю. Агротуризм как способ развития сельских территорий в Российской Федерации//Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии - 2013 — Выпуск № 2 (16). - С. 11-17.
16. Вахитова З.Т. Развитие сельского туризма//Научно -исследовательские публикации — 2014 — № 14 (18) — С. 7-11.
17. Развитие сельского туризма на базе крестьянского (фермерского) и личного подсобного хозяйства: методические рекомендации. - М.: ФГБНУ «Росинформагротех», 2016.- 92 с.
18. Дондоков Б.Б. Формирование туристического-рекреационного кластера как путь диверсификации региональной экономики // Проблемы современной экономики. - 2010 — № 3 (35).- С. 10-17.
19. Карта кластеров России [Электронный ресурс] URL: http://clusters.monocore.ru/list (Дата обращения 15.07.2018).