t
Региональная экономика и управление:
^ электронный научный журнал ^ИВЯЛЕЬЗЭЙЯЯ
Формирование региональных агротуристических кластеров как инструмент обеспечения устойчивого развития сельских территорий
Региональное предпринимательство Отправить статью мне на email
Авторы
Киянова Лилия Дмитриевна
кандидат экономических наук, доцент кафедры управления и экономики таможенного дела
Россия, Ростовский филиал Российской таможенной академии liliackgti@mail.ru
Миронова Ольга Александровна
кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики региона, отраслей и предприятий
Россия, Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)
lady. sensey2010@yandex.ru
Аннотация
Целью исследования является обоснование роли агротуризма как перспективного направления обеспечения устойчивого развития сельских территорий. В качестве наиболее эффективного инструмента решения данных задач предлагается создание региональных агротуристических кластеров, обладающих синергетическим эффектом и способствующих мультипликативному росту
экономики аграрного региона, решению ряда социально-экономических, демографических и экологических проблем, сохранению исторического и культурного наследия народов, проживающих на их территории.
Ключевые слова
региональная политика, устойчивое развитие, экономический рост, агропромышленный комплекс (АПК), диверсификация экономики сельских территорий, концепция развития сельских территорий, сельский туризм, кластеризация, кластер сельского туризма
Рекомендуемая ссылка
Киянова Лилия Дмитриевна , Миронова Ольга Александровна Формирование региональных агротуристических кластеров как инструмент обеспечения устойчивого развития сельских территорий// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №3 (55). Номер статьи: 5506. Дата публикации: 02.08.2018. Режим доступа: https://eee-region.ru/article/5506/
Authors
Kijanova Lilija Dmitrievna
PhD in Economics, associate professor, Department of Customs Affairs Management and Economics
Russia, Rostov Branch of Russian Customs Academy
liliackgti@mail.ru
Mironova Ol'ga Aleksandrovna
PhD in Economics, associate professor, Department of economies of the region,
industries and enterprises
Russia, Rostov State University of Economics
lady.sensey2010@yandex.ru
Abstract
The purpose of the study is to justify the role of agro-tourism as a promising area for ensuring sustainable development of rural areas. As the most effective tool for solving these problems, it is proposed to create regional agro-tourist clusters that have a synergistic effect and promote the multiplicative growth of the economy of the agrarian region, address a number of socio-economic, demographic and environmental problems, and preserve the historical and cultural heritage of peoples living on their territory.
Keywords
regional policy, sustainable development, economic growth, agro-industrial complex (AIC), diversification of the economy of rural areas, the concept of rural development, rural tourism, clustering, a cluster of rural tourism
Suggested Citation
Kijanova Lilija Dmitrievna , Mironova Ol'ga Aleksandrovna
Formation of regional agro-tourism clusters as a tool for sustainable development of rural areas// Regional economy and management: electronic scientific journal. ISSN 19992645. — №3 (55). Art. #6618. Date issued: 02.08.2018. Available at: https://eee-region.ru/article/5506/
Введение
В настоящее время перед российской экономикой стоят задачи обеспечения сбалансированного роста, структурной перестройки, интенсификации производства, развития социальной и производственной инфраструктуры. Обеспечение экономической устойчивости на макроуровне для России одновременно выступает и условием, и результатом устойчивого социально-экономического развития ее территорий, представляющего собой гармоничное развитие производства и социальной сферы, сопровождаемое повышением уровня жизни населения и улучшением состояния окружающей среды. Выработка теоретической и практической стратегии развития для каждого конкретного региона России направлена на обеспечение экономической устойчивости и безопасности как самого региона, так и страны в целом. Важнейшей задачей, связанной с достижением устойчивого развития на всех уровнях экономики и управлением данным процессом, является не только минимизация прогнозируемых рисков и потерь, но и выявление факторов развития во внутренней и внешней среде, а также умелое использование возможностей, определяемых внешними трендами.
В современных условиях задача достижения устойчивого развития на макро- и мезоуровне для России усложняется необходимостью структурной перестройки экономики, импортозамещения, ухода от сырьевой направленности в инновационную плоскость, что в условиях современной международной конкуренции становится не просто задачей устойчивого развития, но и вопросом выживания страны. На наш взгляд, в контексте задач обеспечения устойчивого развития регионов России как основы жизнеспособности всей социально-экономической системы страны приоритетом является диверсификация экономики не только в отраслевом, но и в региональном разрезе.
Развитие регионов России исторически основывается на использовании природно-ресурсного и производственного потенциала. Сырьевая направленность и структурные диспропорции региональной экономики делают ее неустойчивой в период экономических кризисов и снижают ее конкурентоспособность во время подъема. Это обусловливает необходимость структурной перестройки и диверсификации экономики большинства российских регионов. В первую очередь это касается сельских территорий, устойчивое развитие которых требует серьезного концептуального подхода.
До 2017 года в России действовала федеральная целевая программа "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года". С 1 января 2018 года действие программы было досрочно прекращено согласно Постановлению Правительства РФ от 12 октября 2017 года №1243 "О реализации мероприятий федеральных целевых программ, интегрируемых в отдельные государственные программы Российской Федерации". На данный момент реализация мероприятий по устойчивому развитию сельских территорий осуществляется в рамках подпрограммы Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы [1]. Основные мероприятия данной подпрограммы предусматривают развитие инфраструктуры сельских территорий, меры по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, грантовую поддержку сельских инициатив, а также поощрение и популяризацию достижений в сфере развития сельских территорий [2]. Несмотря на безусловную важность этих мероприятий, их положительные результаты невозможны без развития в сельских территориях сравнительно новых отраслей для сельской местности, не относящихся напрямую к сельскому хозяйству. В частности, в качестве дополнительного вида занятости и источника доходов может рассматриваться сельский (аграрный) туризм. Одновременно он может стать обладающей мультипликационным эффектом "точкой роста" экономики села, позволяющей более рационально и эффективно использовать человеческий потенциал сельских районов. Поиск форм организации сельского туризма, которые буду способствовать его развитию, является важной задачей, стоящей перед местными и региональными органами власти.
Объектом данного исследования является развитие агротуризма как одного из направления диверсификации экономики сельских территорий в процессе их устойчивого развития. В качестве предмета исследования выступает комплекс управленческих и организационно-экономических отношений в сфере сельского туризма. Методологической основой исследования выступают общенаучные методы, такие как группировка, анализ и синтез, метод дедукции, метод системного анализа, сравнительный анализ, кластерный подход.
Анализ особенностей развития сельского туризма в России
Сельский туризм является сектором сферы услуг, наиболее близким к окружающей среде в ее широком понимании. Это выражается в более тесных связях со многими сферами, важными для устойчивого развития отдельных территорий и мировой системы. Концепция устойчивого развития получает особую актуальность в условиях современного экологического кризиса. С развитием сельского туризма связана смена моделей природопользования, оно способствует охране природы и культуры, социальному и экономическому развитию. Эти элементы образуют системы и взаимно влияют друг на друга (рисунок 1).
Приро допо льз ование Рационализация землепользования, ганженне антропогенной нагрузки на сред1; обиташи. зффектЕшное использование природных рес'.фсэв
Охрана окружающей среды Зашита редких к исчезающих представителей флоры е: фатаы. поддержка особо охраняемых природных территории
Сохранение культурного и исторического наследия Охрана исторических объектов, сохранение традиций и обычаев народов России, рос: меаскупьтуршого понимания ичъажения
Экономическое развитие Развитие смежных отраслей, инфраструктуры -призма, рост бюджетных доходов, снижение рост доходов населения
Социальное развитие Рост занятости, активизация информационного обмена, развитие социапьиой инфраструктуры, повышение образовательного уровня туеистое и сельских жителей
Устойчивое развитие сельских территорий
Рисунок 1. Взаимосвязь сельского туризма с устойчивым развитием сельских территорий
Отрасль не только пользуется благами своего развития, но и испытывает влияние других секторов социально-экономической сферы и создает собственные внешние эффекты. Развитие сельского туризма приводит к рационализации землепользования. Многие территории в случае их туристского использования дают намного больший доход, чем при использовании их под сельское хозяйство и промышленность. На многих территориях сельский туризм может стать существенным подспорьем для сбалансированного развития хозяйства, как это имеет место в отдельных сельскохозяйственных районах развитых стран.
В мировой практике сельский туризм активно развивается более 40 лет — начиная с 70-х годов 20 века. На сегодняшний день лидирующие позиции в мире занимают страны Европейского Союза, прежде всего Италия и Франция. Менее 50% европейских фермеров получают основной доход от продаж сельскохозяйственной продукции. Доля туристических услуг в общем объеме реализации составляет от 35 до 75%. Сельский туризм является значимым сектором глобальной туристской индустрии (12% — 30% мирового туристского потока) [3]. Исследования Европейской федерацией сельского туризма показывают, что средний ежегодный темп развития сегмента сельского туризма (без учета экскурсионной деятельности) на протяжении последних 10-15 лет составил 10-15%, что гораздо выше, чем темп прироста европейского туризма в целом (4-5%) [4]. В сегменте сельского туризма
сосредоточено до 20% мест размещения. По оценкам Всемирной туристской организации агротуризм является одним из стратегических направлений развития туризма до 2020 года [5].
В настоящее время в России сельский туризм пока не получил широкого распространения. В структуре внутреннего российского туристического потока сельский туризм занимает только около 2% [6]. Преимущественно он развивается в Алтайском и Краснодарском краях, республике Карелии, Калининградской, Ленинградской, Псковской и Новгородской областях, а также в Якутии. По оценкам Ростуризма, доля сельского туризма в туристской индустрии не превышает 2%, эксперты оценивают объем этого сектора примерно в 4 тыс. объектов [7]. Между тем спрос населения на сельский отдых значительно выше - удовлетворен по экспертным оценкам только на 12 — 15%.
Примером успешного развития сельского туризма в России может являться создание в 2014 году Ассоциации "Самые красивые деревни России". Международный туристический бренд "Самые красивые деревни" появился во Франции в 1982 году, а затем идея распространилась по всему миру. Целью Ассоциации является развитие сельского туризма и привлечение сельских жителей в процессы саморазвития и повышение привлекательности сельских территорий. Ассоциация «Самые красивые деревни России» объединяет сельские населённые пункты, обладающие выдающимся историко-культурным и природным наследием. В настоящий момент в состав Ассоциации входят четыре населенных пункта: села Вятское (Ярославская область), Десятниково (Бурятия), Ошевенский Погост (Архангельская область) и карельская деревня Кинерма [8].
Прогнозы развития сельского туризма Национальной ассоциации организации сельского туризма гласят, что «число горожан, предпочитающих проводить свободное время в деревне, неуклонно растет и в перспективе их доля от всего внутреннего туристского потока России может достичь европейского уровня (1520%)» [9].
Реализовать потенциал российской культуры, традиционного российского гостеприимства через развитие сельского туризма - один из главных вызовов, стоящих сейчас перед российским аграрным сообществом. Исходя из европейского опыта, потенциал агротуризма в России в ближайшие 10-15 лет можно оценить в 50 миллиардов рублей [10].
Сегодня сельский туризм в России представляет собой некое эксклюзивное направление с относительно узкой и сегментированной целевой аудиторией. В отличие от европейского сельского туризма, предполагающего отдых среднестатистической семьи в сельской местности в течение всего отпуска, российский формат сельского туризма чаще всего занимает нишу отдыха выходного дня. В большинстве случаев в России сельский туризм представлен отдыхом городских жителей в гостевых домах, создаваемых крестьянскими семьями на базе собственного жилого дома и приусадебного участка [11]. Примечательно также, что
наиболее популярные объекты сельского туризма в России - это фермерские хозяйства, созданные перебравшимися в деревню горожанами. Таким образом, городские жители обеспечивают сельский отдых для городских жителей.
Несмотря на существующий в России опыт практической реализации проектов в сфере сельского туризма, следует отметить факт отсутствия нормативно-правовой базы, предназначенной для его регулирования. В России отсутствуют стандарты и нормативы, применяемые в сфере сельского туризма как отдельного сектора туриндустрии, приносящего доход от дополнительной несельскохозяйственной формы деятельности сельского населения. Те стандарты и нормативы, которые действуют на данный момент в РФ в области гостиничного и рекреационного видов бизнеса, не могут быть перенесены без должной доработки и анализа на сектор сельского туризма. В 2015 году была сделана первая попытка стандартизировать понятие «сельский туризм»: был принят на федеральном уровне первый правовой акт, это ГОСТ Р 56641-2015 «Услуги малых средств размещения. Сельские гостевые дома. Общие требования». Единственное закрепленное в официальном документе (ГОСТ Р 56641- 2015) на федеральном уровне определение сельского туризма звучит следующим образом:«Сельский туризм — деятельность по организации отдыха в сельской местности или в малых городах (при отсутствии промышленных зон и застройки) с предоставлением услуг гостеприимства в частном секторе с возможностью трудового участия, ориентированная на использование природных, культурно-исторических и других ресурсов, традиционных для данной местности» [12]. Сам термин «сельский туризм» был внесен отдельной поправкой в федеральный закон "О крестьянском (фермерском) хозяйстве".
Помимо отсутствия нормативно-правовой базы, к проблемам организации сельского туризма в России могут быть отнесены:
• отсутствие или недостаточная степень развитости инфраструктуры в большинстве сельских территорий;
• недостаточная информированность сельских жителей о сельском туризме и преимуществах его развития;
• отток сельского населения из деревни в город, нехватка квалифицированных кадров для развития сельского туризма;
• отсутствие как государственной, так и коммерческой рекламы сельского туризма;
• отсутствие гарантий безопасности туристов в сельской местности;
• отсутствие системы взаимодействия и отлаженного механизма кооперации между организациями, обеспечивающими отдых туристов в сельской местности, и сельскими жителями;
• отсутствие единой общегосударственной программы и финансового обеспечения поддержки развития сельского туризма [13].
Несмотря на значительное количество проблем, с которыми сопряжено развитие сельского туризма в России, реализация крупномасштабных проектов в этой сфере будет иметь серьезное социально-экономическое значение и сопровождаться
значительным экономическим эффектом для различных экономических субъектов (таблица 1) [14].
Таблица 1. Эффекты развития сельского туризма
Государство
Развитие альтернативных видов деятельности и производства в секторе АПК
Рост налоговых поступлений в бюджет
Снижение социальной напряженности в сельских территориях
Сельское население
Появление дополнительных легальных источников доходов
Рост уровня и качества жизни жителей села
Снижение безработицы
Туристы
Возможность улучшения физического здоровья, снятия стрессов и психологического напряжения
Приобщение к специфике сельского быта
Культурное развитие, знакомство с историей, традициями, религией, обрядами, кухней местного населения
Создание дополнительных рабочих мест в секторе АПК
Сокращение оттока населения из деревни в город, привлечение молодежи на село
Сохранение сельских населенных пунктов
Возрождение и сохранение национальных культурных традиций
Возрождение и
пропаганда
традиционных
моральных и
культурных
ценностей, образа
жизни
Развитие малого и среднего предпринимательства на селе
Расширение сферы сбыта
сельскохозяйственной
продукции
Поддержка социально-незащищенных слоев населения
Улучшение жилищного фонда
Развитие связей и постепенное стирание социально-экономических и культурных границ между городом и деревней,
Приобретение новых знаний, умений и навыков в традиционных для сельских территорий сферах деятельности
Появление новых мест отдыха
Возможность длительного пребывания на природе, знакомство с местной флорой и фауной
Развитие народных промыслов
Осознание историко-
культурного значения своей «малой Родины», гордости от ее известности в России и за рубежом
Развитие сельского туризма в России должно предполагать создание системы государственного регулирования в данной сфере, которое могло бы выступать как своеобразный «спусковой механизм» для процесса интенсивного развития отрасли. Однако не менее важной задачей представляется привлечение или создание в данной отрасли крупных игроков рынка туристских услуг.
По ряду причин сельский туризм сегодня не представляет серьезного интереса для крупных российских туроператоров. В частности, туристские компании не торопятся развивать новые, «экзотические» для них направления бизнеса в условиях кризиса. Также следует отметить практически полное отсутствие маркетинга сельского туризма в России.
В зарубежной практике в подобных случаях продвижение берут на себя профессиональные объединения. Однако в России в сфере сельского туризма на сегодняшний день существует только две ассоциации, причем ни одна из них не позиционирует в качестве своей цели его популяризацию. Отсутствует не только единая концепция продвижения сельского туризма, но даже единый интернет — ресурс, который объединял бы все объекты его инфраструктуры. В настоящее время на уровне отдельных энтузиастов предпринимаются попытки создать некий аналог итальянского www.agriturismo.it, который позволяет клиенту в течение нескольких минут выбрать любой понравившийся объект в любом регионе страны, получить информацию о предлагаемых услугах, ценовой политике в зависимости от сезона, посмотреть фотографии и отправить запрос на бронирование. Однако подобные ресурсы грешат всеми недостатками любительских проектов и несут на себе печать недофинансирования [15].
Шаги по повышению информированности населения о возможностях сельского туризма уже предпринимаются. Так, например, в 2016 году Министерством сельского хозяйства РФ были изданы Методические рекомендации «Развитие сельского туризма на базе крестьянского (фермерского) хозяйства и личного подсобного хозяйства. Также на федеральном уровне ФГБОУ ДПО «Федеральный центр сельскохозяйственного консультирования и переподготовки кадров агропромышленного комплекса» (ФЦСК) проводит работу по пропаганде развития сельского туризма и распространению передового опыта через конференции, круглые столы, демонстрационные мероприятия, образовательные программы, а также оказывает методическую и консультационную помощь при организации этого вида деятельности. ФЦСК создает «Федеральный реестр объектов сельского туризма», который должен объединить владельцев гостевых домов. На этом ресурсе туристы смогут выбрать любой понравившийся объект в любом регионе страны, получить информацию о предлагаемых услугах, посмотреть фотографии, а
владельцы объектов сельского туризма - добавить свой гостевой дом в реестр, заполнив форму. Для желающих заняться сельским туризмом ФЦСК проводит обучение по программе «Менеджмент сельского туризма» [16].
Агортуристические кластеры как катализаторы развития сельского туризма в регионе
На наш взгляд, развитию сельского туризма в России могла бы способствовать реализация следующих мероприятий:
1. Создание региональных сетей предприятий сельского туризма на базе государственно — частного партнерства, предполагающее, с одной стороны, стимулирование развития семейного бизнеса, малого и индивидуального предпринимательства на базе существующих туристских ресурсов сельских территорий, с другой стороны, создание системы государственной поддержки такого предпринимательства на региональном уровне.
2. Формирование или воссоздание на базе туристских ресурсов сельской местности социокультурной среды исторических поселений - национальной деревни, казачьей станицы, дворянских и купеческих усадеб, монастырей, подворий и т.д.
3. Создание культурно-исторических комплексов и других крупных и средних специализированных объектов сельского туризма, направленных на организацию полноценного отдыха в сельской местности.
4. Создание на базе государственной, частной и смешанной форм собственности многофункциональных «сельскохозяйственных парков», объединяющих в себе производственные, туристские, культурно-пропагандистские, выставочные и рекламно-экспозиционные функции и располагающих необходимой инфраструктурой и средствами размещения. Такие модели сельского туризма представляются альтернативой для гостевых сетей, которым государство до сегодняшнего дня не оказывает необходимой поддержки, в то время как сельскохозяйственные или культурно-исторические тематические парки, этнокультурные комплексы и т.д. могли бы представлять серьезный интерес для крупных частных инвесторов.
Реализация каждой из перечисленных выше моделей обусловлена выполнением ряда ключевых условий, требующих конкретизации для каждой из них, однако определение приоритетных моделей, условий и ресурсов, необходимых для их реализации, должно быть обозначено в государственном программном документе, каковым может стать концепция развития сельского туризма в РФ. Также необходимо интегрировать сельский туризм в федеральные и региональные программы [17].
Для разработки стратегии маркетинга, брендинга, рекламы сельского туризма и иных вопросов связанных с его развитием, должен быть создан рабочий орган -кластер сельского туризма аграрного региона (области или края), имеющий представительства в каждом районе. Данный кластер предполагает взаимодействие
и сотрудничество предприятий туристского рынка и смежных с ним сфер, иных предприятий, организаций и общественных институтов сельского хозяйства, культуры, науки, образования и др., географически локализованных в сельской местности, при непосредственном участии органов власти различных уровней. Благодаря географической близости участников кластера упрощаются процессы производственного кооперирования, установление устойчивых информационных, маркетинговых и деловых связей между ними, усиливается возможность продвижения коллективных интересов при взаимодействии с органами государственной власти и иными стейкхолдерами, что ведет к снижению трансакционных издержек и достижению синергетического и мультипликативного эффекта на региональном и межрегиональном уровне.
В России уже имеется опыт создания региональных туристических кластеров: в настоящее время на начальной стадии своего развития находятся туристические кластеры в Вологодской, Смоленской, Новгородской, Орловской, Рязанской, Мурманской областях и в Республике Саха (Якутия). Они объединяют турфирмы, предприятия общественного питания, гостиницы, туристские базы отдых, агентства по организации праздников, хостелы, консалтинговые компания, органы местной власти и другие организации. Целью таких кластеров является разработка, продвижение и реализация туристского продукта региона [18]. Формирование агротуристических кластеров могло бы также стать одним из направлений региональной политики.
В качестве инструмента, стимулирующего развитие сельского туризма, авторами предлагается создание соответствующих региональных кластеров (рисунок 2).
11нфраструктура Инфрас грушур а
Рисунок 2. Структура агротуристического кластера
Основная деятельность кластера может предполагать:
• разработка и внедрение рекламной стратегии, брендинг, маркетинг;
• разработка и внедрение системы добровольной категоризации объектов сельского туризма;
• разработка туристических маршрутов в сфере сельского туризма при сотрудничестве с туристическими операторами;
• разработка комплексного туристического продукта и его дальнейшее продвижение;
• совместно с общественными организациями разработка проектов региональной и местных программ развития сельского туризма;
• направление предложений по вопросам работы с грантовыми программами в региональные ведомства, регулирующие инвестиционную деятельность, (корректировка направления работы данных институций в сторону вопросов, интересующих кластер, предложение актуальных тем)
• проведение выставок-ярмарок, дней открытых дверей в усадьбах и иных мероприятий, направленных на привлечение туристов в регион;
• совместная работа членов кластера, направленная, например, на юридическую поддержку;
• иная деятельность, направленная на развитие сельского туризма в регионе.
Основной целью кластера будет являться продвижение сельского туризма, привлечение туристов и иные рабочие вопросы, направленные непосредственно на привлечение туристов.
Алгоритм создания регионального кластера сельского туризма представлен на рисунке 3:
Шаг 7. Разработка стратегии деятельности и программы действий кластера, включая конкретные предложения по его стимулированию
Шаг 6. Создание организационных условий для формирования регионального
кластера сельского туризма
Шаг Проведение кластеризации региона по туристской деятельности и составление карты регионального кластера сельского туризма
Шаг 4. Определение модели функционирования кластера, основных его участников и
формы взаимодействия
Шаг 3. Формирование концепции создания и функционирования кластера, включая
разработку кластерных проектов
Шаг 2. Оценка условий для создания кластера сельского туризма, включая анализ потенциала развития сельского туризма в регионе: рынка туристских услут, уровня развития инфраструктурных отраслей и т.п.
Шаг 1. Определение и оценка кластерных инициатив в регионе, мониторинг кластерного развития
Рисунок 3. Алгоритм создания агротуристического кластера
Как показывает зарубежный опыт, кластер сельского туризма может выступать как эффективный механизм поддержки предприятий малого и среднего бизнеса, которым на туристическом рынке зачастую трудно конкурировать с крупными сетевыми организациями. Объединение с другими участниками кластера в процессе передачи факторов производства будет способствовать росту рыночной
капитализации данных предприятий, повышению интереса и усилению доверия к представителям малого и среднего предпринимательства со стороны существующих и потенциальных бизнес-партнеров, а следовательно, повышению общего уровня конкурентоспособности участников кластера.
Объединение экономических субъектов в агротуристическом кластере может достигаться как в рамках отдельной сельской территории, района или области, так и группы районов или нескольких областей за счет наличия критической массы субъектов сельского туризма, выступающих в качестве ядра кластера. При этом кластерные проекты могут быть реализованы на базе определенных моделей сельского туризма или их комбинации, в т.ч. отдельных элементов: ландшафтный туризм (экотуризм), агротуризм и туризм сельскохозяйственных знаний, этно- и событийный туризм, туризм сельского уклада жизни (наследия), сельский туризм досуга и развлечений, лечебно- оздоровительный туризм [8].
На наш взгляд, наиболее оптимальным вариантом представляется создание районных кластеров сельского туризма, после чего — создание регионального кластера сельского туризма. Особенностью кластера будет обязанность по координации действий всех воздействующих институций, в связи с тем, что кластер представляет именно интересы вовлеченных в сельский туризм хозяев. Также данная организация будет взаимодействовать с кластерами аграрного комплекса, туристическим кластером и т.д., с целью формирования положительного образа региона с туристической точки зрения. Взаимная работа смежных отраслей на таком уровне (одновременно на уровне регионального кластера и на уровне районов и членов кластеров) может быть более последовательной и эффективной.
Заключение
Решение задач устойчивого развития каждого конкретного региона должно осуществляться с учетом специфики данной территории, ее ресурсного обеспечения, тенденций развития человеческого потенциала, природных, транспортных и других условий, оказывающих влияние на процессы расширенного воспроизводства как определяющего фактора достижения социально-экономической устойчивости. Применяемые при этом рычаги государственного и рыночного регулирования должны обеспечивать гармонизацию интересов регионов и страны в целом в рамках управления устойчивым развитием на макро- и мезоуровне, равенство всех форм собственности, гарантии и стимулы для повышения предпринимательской активности, минимизацию дестабилизирующих факторов.
В качестве приоритетных задач такого регулирования может рассматриваться диверсификация отраслевой структуры важнейших секторов национальной экономики. Особенно актуальным вопрос диверсификации является для экономики сельских территорий, устойчивое развитие которых невозможно без расширения отраслевой структуры экономики за счет несельскохозяйственных сфер деятельности. По мнению авторов, одним из направлений подобной
диверсификации, показавшей высокую результативность в развитых странах, является развитие аграрного (сельского) туризма, способствующего обеспечению устойчивого развития сельских территорий за счет решения социальных проблем села и поддержки фермеров, работающих зачастую на грани рентабельности, одновременно представляющего собой инструмент популяризации внутреннего туризма.
В процессе исследования были выявлены следующие проблемы, возникающие в процессе реализации проектов в сфере сельского туризма в России:
1. Несовершенство нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность в сфере сельского туризма как отдельного сектора туриндустрии, приносящего доход от дополнительной несельскохозяйственной формы деятельности сельского населения.
2. Отсутствие системы экономического и информационного взаимодействия и отлаженного механизма кооперации между организациями, обеспечивающими отдых туристов в сельской местности, и сельскими жителями, неразвитость инфраструктуры сельских территорий.
3. Отсутствие единой общегосударственной программы и финансового обеспечения поддержки развития сельского туризма.
Решение данных проблем видится авторам как в реализации кластерного подхода, согласно которому конкурентоспособность аграрного региона достигается благодаря функционированию на его территории кластера взаимосвязанных отраслей, в частности, кластера сельского туризма, так и на путях государственной поддержки агротуристических кластеров в России в вопросах законодательного, налогового и общего регулирования. Зарубежный опыт показывает, что результатами реализации кластерной политики является рост производительности и инновационной активности предприятий, образующих кластер, развитие малого и среднего предпринимательства, рост прямых инвестиций, устойчивое социально-экономическое развитие регионов базирования кластеров. Таким образом, развитие агротуристических кластеров может способствовать модернизации экономики и стать "катализатором экономического роста не только на мезо- , но и на макроуровне.
Список литературы:
1. Постановление Правительства РФ от 12 октября 2017 года №1243 «О реализации мероприятий федеральных целевых программ, интегрируемых в отдельные государственные программы Российской Федерации» Электронный документ. http://docs.cntd.ru/document/436792268 (Дата обращения 20.06.2018).
2. Постановление Правительства РФ от 14.07.2012 N 717 (ред. от 01.03.2018) «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 — 2020 годы» Электронный документ.
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_133795/ (Дата обращения 20.06.2018).
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14
15
16
17
18
Казьмина Е.Б. Развитие услуг сельского туризма в российских регионах. Автореферат на соискание ученой степени к.э.н., Москва, 2012. Международной форум «Сельский туризм»: сборник материалов/ под общей редакцией Щетинина М.П. .-Барнаул : АЗБУКА, 2013-346 с. Аймалетдинов Т.А., Шарова О. А., Пустов Л.Ю. Рынок туристических услуг// Социология. Статистика. Публикации. Отраслевые обзоры. Вып. 1(5). — М.: Издательство НАФИ, 2017.- 79 с.
Вахитова З.Т. Особенности развития сельского туризма в Тюменской области // JSRP--№2 (6). — С.53-58.
Самые красивые деревни России. [Электронный ресурс]. URL: http://www.jewniverse.ru/biher/AShulman/59.Htm. (Дата обращения 26.06.2018). Трухачев А.В. Концепции развития сельского туризма в России и за рубежом // Сервис в России и за рубежом - 2016. - Т. 10. -№7(68). - С.34-43. Концепция развития сельского туризма в России. Электронный документ. http://www.mcx-consult.rU/sostoyanie_i_perspektivy_razvitiya//2016. (Дата обращения 26.06.2018).
Состояние и перспективы развития сельского туризма в Российской Федерации. Электронный документ. // http://www.mcx-consult.ru/sostoyanie_i_perspektivy_razvitiya//2016. (Дата обращения 26.06.2018).
Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 — 2018 годы) «. Электронный документ. http://www.russiatourism.ru/contents/deyatelnost/programmy-i-proekty/federalnaya-tselevaya-programma-razvitie-vnutrennego-i-vezdnogo-turizma-v-rossiyskoy-federatsii-2011-2018-gody-// 2016. (Дата обращения 20.06.2018). Лебедева И.В., Копылова С.Л. Сельский туризм как средство развития сельских территорий. Методическое пособие. - М.: АНО «АРСИ», 2018. - 164 с.
Уланов Д.А. Туризм на сельских территориях: опыт, проблемы, перспективы// Молодой ученый. — 2013. — №6. — С. 455-459.
Печерица Е.В., Колотилин Ю.Ю. Агротуризм как способ развития сельских территорий в Российской Федерации//Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии - 2013 — Выпуск № 2 (16). - С. 11-17. Вахитова З.Т. Развитие сельского туризма//Научно-исследовательские публикации — 2014 — № 14 (18) — С. 7-11.
Развитие сельского туризма на базе крестьянского (фермерского) и личного подсобного хозяйства: методические рекомендации. - М.: ФГБНУ «Росинформагротех», 2016.- 92 с.
Дондоков Б.Б. Формирование туристического-рекреационного кластера как путь диверсификации региональной экономики // Проблемы современной экономики. - 2010 — № 3 (35).- С. 10-17. Карта кластеров России [Электронный ресурс] URL: http://clusters.monocore.ru/list (Дата обращения 15.07.2018).
1. Resolution of the Government of the Russian Federation of October 12, 2017 No. 1243 «On the implementation of measures of federal targeted programs that are integrated into certain state programs of the Russian Federation» [O realizacii meroprijatij federal'nyh celevyh programm, integriruemyh v otdel'nye gosudarstvennye programmy Rossijskoj Federacii].
http://docs.cntd.ru/document/436792268 (Date of circulation June 20, 2013).
2. Decree of the Government of the Russian Federation of 14.07.2012 No. 717 (as amended on 01.03.2018) «On the State Program for the Development of Agriculture and Regulation of Agricultural Products, Raw Materials and Foodstuffs for 20132020». [O Gosudarstvennoj programme razvitija sel'skogo hozjajstva i regulirovanija rynkov sel'skohozjajstvennoj produkcii, syr'ja i prodovol'stvija na 2013 — 2020 gody]. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_133795/ (Date of circulation June 20, 2013).
3. Kaz'mina E.B. Development of rural tourism services in Russian regions [Razvitie uslug sel'skogo turizma v rossijskih regionah]. The author's abstract for the degree of Candidate of Economic Sciences, Moscow, 2012.
4. International Forum «Rural tourism»: a collection of materials [Mezhdunarodnoj forum «Sel'skij turizm»]/ under the general editorship Shchetinin M.P. .-Barnaul: ABC, 2013-346 with.
5. Ajmaletdinov T.A., Sharova O. A., Pustov L.Ju. The market of tourist services [Rynok turisticheskih uslug]// Sociology. Statistics. Publications. Industry reviews. Issue. 1 (5). — M .: Publishing house NAFI, 2017.- 79 p.
6. Vahitova Z.T. Features of the development of rural tourism in the Tyumen region [Osobennosti razvitija sel'skogo turizma v Tjumenskoj oblasti]/ / JSRP — 2014. -? 2 (6). — P. 53-58.
7. The most beautiful villages in Russia. [Samye krasivye derevni Rossii]. URL: http://www.jewniverse.ru/biher/AShulman/59.Htm. (Date of circulation on 26.06.2018).
8. Truhachev A.V. Concepts of rural tourism development in Russia and abroad [Koncepcii razvitija sel'skogo turizma v Rossii i za rubezhom]// Service in Russia and abroad — 2016. — T. 10. -No.7 (68). — P.34-43.
9. Concept of rural tourism development in Russia. [Koncepcija razvitija sel'skogo turizma v Rossii]. http://www.mcx-
consult.ru/sostoyanie_i_perspektivy_razvitiya//2016. (Date of circulation on 26.06.2018).
10. Status and prospects for the development of rural tourism in the Russian Federation. [Sostojanie i perspektivy razvitija sel'skogo turizma v Rossijskoj Federacii]. // http://www.mcx-consult.ru/sostoyanie_i_perspektivy_razvitiya//2016. (Date of circulation on 26.06.2018).
11. Federal target program «Development of domestic and incoming tourism in the Russian Federation (2011 — 2018)». [Razvitie vnutrennego i v»ezdnogo turizma v Rossijskoj Federacii (2011 — 2018 gody)].
http://www.russiatourism.ru/contents/deyatelnost/programmy-i-proekty/federalnaya-tselevaya-programma-razvitie-vnutrennego-i-vezdnogo-turizma-v-rossiyskoy-federatsii-2011-2018-gody-// 2016. (Date of circulation June 20, 2018).
12. Lebedeva I.V., Kopylova S.L. Rural tourism as a means of developing rural areas [Sel'skij turizm kak sredstvo razvitija sel'skih territory]. Toolkit. — Moscow: ANO «ARSI», 2018. — 164 p.
13. Ulanov D.A. Tourism in rural areas: experience, problems, prospects [Turizm na sel'skih territorijah: opyt, problemy, perspektivy]// Young Scientist. — 2013. — №6. — С. 455-459.
14. Pecherica E.V., Kolotilin Ju.Ju. Agrotourism as a way of development of rural territories in the Russian Federation [Agroturizm kak sposob razvitija sel'skih territorij v Rossijskoj Federacii]// Theory and practice of service: economics, social sphere, technologies — 2013 — Issue No. 2 (16). — P. 11-17.
15. Vahitova Z.T. Development of rural tourism [Razvitie sel'skogo turizma]// Scientific-research publications — 2014 — № 14 (18) — P. 7-11.
16. Development of rural tourism on the basis of peasant (farmer) and personal parttime farming [Razvitie sel'skogo turizma na baze krest'janskogo (fermerskogo) i lichnogo podsobnogo hozjajstva]: methodical recommendations. — M .: FGBNU «Rosinformagrotekh», 2016. — 92 p.
17. Dondokov B.B. Formation of tourist-recreational cluster as a way of diversification of regional economy [Formirovanie turisticheskogo-rekreacionnogo klastera kak put' diversifikacii regional'noj jekonomiki]// Problems of modern economy. — 2010 — No. 3 (35).- P. 10-17.
18. Map of clusters of Russia [Karta klasterov Rossii] URL: http://clusters.monocore.ru/list (Date of circulation 15.07.2018).
Отправить статью мне на email