References
1. Grebenkin A. V., Ivanova A. V. Business incubation in a university as a key condition for the formation of innovational micro entrepreneurship in a region // The Economy of a Region. 2012, no. 3, p. 47-56.
2. Kaminov A. A., Dmitrieva T. V. Students' business-incubator and its role in the innovation process // Innovation management: theory, methodology, practice. 2013, no. 7, p. 109-111.
3. Karpunina M. A., Savinova S. Yu., Shubnyakova N. G. Formation of youth business community as the instrument of increase of business activity in Russia // Modern Problems of Science and Education. 2014, no. 2, Available at: www.science-education.ru/116-12360 (date of visit: 1.09.2014).
4. Kozlova N. V., Chekunov А. Yu., Bondarev А. V., Sinarov I. А. Students' business-incubator as a self-learning structure of innovation university (summerizing
work experience) // Bulletin of the Tomsk Polytechnic University. 2006, vol. 309, no. 5, p. 240-245.
5. Dudysheva E. V., Makarova O. N., Pak N. I. Teaching students to distance technologies through distance technologies // Open and distance education. Tomsk. 2011, no. 4(44), p. 49-53.
6. Frolov S. E. The mechanism of formation of special integrated innovation-active teams of students and graduate students within the students' knowledgeintensive business-incubator of PGTU // PNRPU Bulletin. Electrotechnics, Informational Technologies, Control Systems. 2009. no. 3, p. 58-66.
7. Makarova O. N. Training of future teachers to participate in professionally oriented competitions: methodical recommendations for students of pedagogical institutes. Biysk : AGAO 2012. 39 p.
© Дудышева Е. В., Макарова О. Н., 2014
УДК 378.147
ОСОБЕННОСТИ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Ф. В. Зеленов, М. В Зотова
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660014, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31 Е-mail: [email protected]; [email protected]
Проведен анализ особенностей современного дистанционного обучения. Приведены и описаны основные модели дистанционных образовательных технологий, а также их классификация. Рассмотрена реализация дистанционных образовательных технологий в СибГАУ.
Ключевые слова: дистанционное обучение, дистанционные образовательные технологии.
THE FEATURES OF DISTANCE LEARNING TECHNOLOGIES IN MODERN CONDITIONS
F. V. Zelenov, M. V. Zotova
Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660014, Russian Federation E-mail: [email protected]; [email protected]
The authors conduct the analysis of the features of modern distance learning. They present and describe the basic models and classification of distance learning technologies. Realization of distance learning technologies in SibSAU was considered.
Keywords: distance learning, distance learning technologies.
Сегодня нашу жизнь невозможно представить без формационных технологий, с помощью которых воз-
информационно-коммуникационных технологий, ко- можна реализация эффективного дистанционного
торые влияют на социокультурную сферу современ- обучения. Приведем основные преимущества дистан-ного общества, а также задают направление развития ционного обучения в сравнении с традиционным об-
цивилизации в целом. Кроме того наблюдается мо- разованием:
дернизация современной системы образования по- - Отсутствие территориальной привязки к мес-
средством все более активного внедрения в нее ин- ту обучения. Обучающийся может получать образо-
вание вне зависимости от состояния здоровья и от того, в каком городе или какой стране находится образовательное учреждение.
- Возможность обучения в любое удобное время, что способствует процессу обучения без отрыва от работы и рабочего места.
- Экономия денежных средств. Обучающемуся не приходится тратиться на переезды и проживание в другом городе. Кроме того денежные затраты на организацию преподавания при дистанционном обучении значительно ниже, чем при очных аудиторных занятиях.
- Объективное оценивание. При дистанционном обучении преподаватели оценивают студентов исключительно по качеству проделанной работы вне зависимости от их социального статуса, материального положения и др.
При всех вышеуказанных достоинствах стоит отметить, что дистанционное образование в первую очередь подразумевает самостоятельное обучение.
В Российской Федерации начало развития дистанционного обучения положил приказ Минобразования РФ 1997 года «О проведении эксперимента в области дистанционного образования» [1]. В эксперименте принимал участие ряд вузов, которые проводили испытание методик дистанционного обучения. Результатом эксперимента стал приказ Минобразования РФ 2002 года, в соответствии с которым была утверждена методика применения дистанционных образовательных технологий в образовательных учреждениях [2].
Согласно методическим рекомендациям действующего приказа Минобрнауки РФ от 09.01.14 № 2 «под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников» [3; 4].
Методические рекомендации [4] устанавливают две модели реализации современных дистанционных образовательных технологий (ДОТ):
- полностью дистанционное обучение;
- частичное использование ДОТ.
Первая модель предполагает освоение обучающимся образовательной программы полностью дистанционно (на расстоянии). В этом случае учреждение, предоставляющее услуги образования, должно использовать специализированные дистанционные образовательные оболочки, позволяющие создание виртуального класса, онлайн взаимодействие между преподавателями и студентами, а также проведение дистанционной аттестации студентов.
Вторая модель по своей сути - совмещение очных занятий с дистанционным обучением. Применение такой модели к заочной форме обучения может существенно повысить ее эффективность.
Выбор модели организацией, осуществляющей дистанционное обучение, обуславливается существованием:
- разработанной нормативной базы;
- материально-технической базы:
- соответствующей подготовкой кадрового персонала [5].
Нормативная база подразумевает локальные нормативные акты и документы, регламентирующие применение ДОТ в образовательной деятельности организации.
Материально-техническая база предполагает наличие необходимых иформационно-технических средств для осуществления дистанционного образования как со стороны образовательного учреждения, так и со стороны обучающихся. Одним из основных условий, носящих, однако, рекомендательный характер, является наличие у педагогического персонала и обучающихся качественного доступа к сети Интернет с указанными в [4] характеристиками. Также должен существовать регламентированный учебным заведением акт об оснащении рабочего места педагогического работника персональным компьютером и различными цифровыми периферийными устройствами (веб-камера, наушники, микрофон).
Для повышения качества образовательных услуг наряду с педагогическим требуется еще и дополнительный кадровый персонал (программист, веб-дизайнер, техник и т. п.), занимающийся непосредственно обслуживанием ДОТ.
В настоящее время основными видами ДОТ являются:
- интернет-технология;
- телевизионно-спутниковая технология;
- кейс-технология.
Интернет-технология использует современные виртуальные образовательные среды с индивидуальным или групповым режимами обучения и интерактивным взаимодействием студента с преподавателем, а также студентов между собой на основе сети Интернет. На сегодняшний день эта технология является наиболее распространённой, так как у значительной части населения имеется персональный компьютер и возможность выхода в сеть. Кроме того, данная технология весьма удобна, поскольку доступ к учебному материалу возможен в любое время.
Телевизионно-спутниковая (ТС) технология базируется на использовании систем телевидения для доставки обучающемуся учебно-методических материалов в виде телелекций и аудио-, видеоконференций. Данная технология применяется редко ввиду своей дорогостоимости и имеет существенный недостаток, а именно отсутствие обратной связи.
Кейс-технология основана на рассылке обучающимся комплектов текстовых и мультимедийных учебно-методических материалов для самостоятельного изучения. Кейсовые технологии сегодня не имеют такого широкого распространения, как Интернет-технологии, но остаются особо удобными для дистанционного обучения людей, у которых нет возможности постоянного доступа к сети Интернет.
Кейс- и ТС-технологии предполагают организацию систематических консультаций у преподавателей очным или дистанционным способом.
Для достижения наибольшей эффективности дистанционного обучения чаще всего используется комбинирование перечисленных ДОТ.
В СибГАУ в качестве реализации дистанционного обучения уже более десяти лет используется виртуальная обучающая среда МООБЬБ [6], в которой за время ее эксплуатации происходила реорганизации структуры учебных электронных курсов [5]. Изначально размещенные на сервере дистанционного обучения (ДО) электронных курсов предназначалось для студентов заочной формы обучения. Со временем на сервере ДО появились курсы для обучающихся по очной программе. В настоящие время электронные курсы на сервере по большей части представлены электронными текстовыми учебно-методическими материалами, включающими в себя:
- рабочие программы по изучаемым дисциплинам;
- график учебного процесса и самостоятельной работы студентов;
- методические рекомендации по изучению дистанционного курса;
- лекционные материалы;
- задания для самоконтроля - тесты в форме текстового документа.
Промежуточные и итоговые аттестации проводятся в очной форме, но по части учебных курсов промежуточный контроль осуществляется дистанционно посредством элементов «тест» и «задание», встроенных в систему МООБЬБ.
В целом использование системы МООБЬБ причисляет ДОТ, реализуемые СибГАУ, к Интернет-технологии. Но, учитывая неполное использование всего инструментария этой виртуальной оболочки, ДОТ СибГАУ по своей сути является кейс-технологией. Тем не менее, опираясь на многолетний опыт, можно сделать вывод, что использование ДОТ в такой форме полностью оправдано ввиду следующих причин.
1) целью создания и использования ДОТ было предоставление учебно-методических материалов для студентов;
2) материалы, выложенные на сервере ДО, доступны и удобны в использовании студентами как очной, так и заочной форм обучения;
3) накоплена обширная база электронных учебных материалов.
В связи с тем, что тенденции развития ДО требуют максимальной интерактивности ДОТ, в скором времени планируется запуск нового сервера ДО на базе последней версией МООБЬБ 2,7, целью которого будет переход на полностью дистанционное взаимодействие студента и преподавателя, за исключением итогового контроля. Старый сервер ДО будет по-прежнему функционировать, но без возможности в общем случае интерактивного взаимодействия студент - преподаватель.
Обязательным условием размещения электронных курсов на новом сервере ДО является наличие метаданных, реализованных в системе МООБЬБ через «краткое описание» к курсу.
На данный момент существуют метаданные к некоторым курсам на действующем сервере ДО, которые находятся в открытом доступе для незарегистри-
рованных пользователей (гостевой доступ) и содержат следующую информацию об электронном курсе:
- название дисциплины;
- сведения о кафедре-разработчике;
- для какого направление подготовки создан данный электронный курс;
- количество часов аудиторных, самостоятельных занятий и форма итогового контроля;
- краткая аннотация;
- перечень изучаемых тем;
- ключевые слова;
- информация о создателе курса;
- доступность (открытый доступ или доступ записанных на курс пользователей);
- электронный адрес.
Сформированные таким образом метаданные в первую очередь направлены на быстрое ознакомление пользователя сервера ДО с содержанием предлагаемой дисциплины, что позволяет ему легко выбрать нужный курс.
Помимо этого, разработанная система метаданных ускоряет процесс поиска по серверу ДО запрашиваемых курсов. Вдобавок открытый и свободный доступ к метаданным делает возможным поиск курсов, расположенных на сервере, через различные поисковые системы сети Интернет.
Однако для эффективной реализации ДОТ в СибГАУ имеется ряд проблем, одна из которых -неготовность преподавательского состава профессионально использовать виртуальную среду MOODLE. Для преодоления этой проблемы регулярно проводятся курсы повышения квалификации сотрудников и педагогических работников, планирующих использование ДОТ, под названием «Пользователь сервера дистанционного обучения».
Библиографические ссылки
1. O проведении эксперимента в области дистанционного образования : Приказ Минобразования РФ от 30.05.1997 № 1050.
2. Об утверждении методики применения дистанционных образовательных технологий (дистанционного обучения) в образовательных учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования Российской Федерации : Приказ Минобразования РФ от 18.12.2002 № 4452.
3. Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ : Приказ Минобрнауки РФ от 09.01.2014 № 2.
4. О направлении методических рекомендаций : Письмо Минобрнауки РФ от 10.04.2014 № 06-381.
5. Журавлев В. Ю. Особенности и иллюзии дистанционного образования // Решетневские чтения : материалы XVII Междунар. науч. конф. В 2 ч. СибГАУ. Красноярск. Ч. 2. С. 476-478.
6. Система дистанционного обучения СибГАУ MOODLE. [Электронный ресурс]. URL: http:// dl.sibsau.ru/ (дата обращения: 05.09.2014).
References
1. Prikaz Minobrazovaniia RF ot 30.05.1997 № 1050 «O provedenii eksperimenta v oblasti distantcionnogo obrazovaniia» (Order from Ministry of Education of RF 30.05.1997 № 1050).
2. Prikaz Minobrazovaniia RF ot 18.12.2002 № 4452 «Ob utverzhdenii metodiki primeneniia distantcionnykh obrazovatelnykh tekhnologii» (Order from Ministry of Education of RF 18.12.2002 № 4452).
3. Prikaz Minobrnauki RF ot 09.01.2014 № 2 «Ob utverzhdenii poriadka primeneniia organizatciiami distantcionnykh obrazovatelnykh tekhnologii » (Order from Ministry of Education of RF 09.01.2014 № 2).
4. Pismo Minobrnauki RF ot 10.04.2014 № 06-381 «O napravlenii metodicheskikh rekomendatcii» (Letter from Ministry of Education of RF 10.04.2014 № 06-381).
5. Zshuravlev V. U. Osobennosti i illiuzii distantcionnogo obrazovaniia. Reshetnevskie chteniia. Materialy XVII mezhdunarodnoi nauchnoi konferentcii. In 2 Parts. Part 2. SibSAU: Krasnoyarsk, p. 476-478.
6. LCMS SibSAU MOODLE. Available at: http://dl.sibsau.ru/ (дата обращения: 05.09.2014).
© Зеленов Ф. В., Зотова М. В., 2014
УДК 378.147
КОНКУРСЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА КАК МЕТОД АКТИВАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА ТАЛАНТЛИВЫХ СТУДЕНТОВ
В. О. Касаткин
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660014, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
Е-mail: [email protected]
Безусловно, участие в олимпиадах профессионального мастерства различного уровня способствует повышению конкурентоспособности выпускника, однако его подготовка сопряжена со значительными трудозатратами как для студента, так и для преподавателей, занимающихся его подготовкой. Успешное выступление требует тщательной, методичной подготовки.
COMPETITIONS OF PROFESSIONAL SKILL AS METHOD OF ACTIVATION OF PROFESSIONAL GROWTH OF TALENTED STUDENTS
V. O. Kasatkin
Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660014, Russian Federation E-mail: [email protected]
Certainly participation in the Olympic Games of professional skill of various level promotes increase of competitiveness of the graduate, however his preparation is interfaced to considerable labor costs both for the student and for the teachers who are engaged in his preparation. Successful performance demands thorough, methodical training.
В настоящее время руководство ведущих учебных учреждений делает акцент на участии студентах в конкурсах профессионального мастерства, и рассчитывает на победы своих воспитанников. С ростом уровня мероприятий возрастает и конкуренция между участниками. Успешное выступление требует тщательной, методичной подготовки.
Конкурсы профессионального мастерства проводятся достаточно давно, однако в последние годы им вновь начали уделять значительное внимание, особенно среди учащихся среднего профессионального образования. Об этом говорит количество ежегодно проводимых мероприятий и внимание, уделяемое им. Уровень состязаний также растет, теперь они проводятся не только на региональном, но на Всероссийском и международном уровне.
Безусловно, участие в олимпиадах профессионального мастерства различного уровня способствует повышению конкурентоспособности выпускника, однако его подготовка сопряжена со значительными трудозатратами как для студента, так и для преподавателей, занимающихся его подготовкой.
В настоящее время не возможно подготовить конкурентоспособного участника из талантливого студента в течении нескольких дополнительных занятий. Качество усвоения информации и приобретение навыков во многом зависят от концентрации процесса обучения. Как низкая, так и высокая скорость получения новых знаний и умений приводит к потере нюансов, крайне важных при выявлении лучших специалистов. Объем информации подбирается индивидуально, но к моменту соревнования студент должен быть