Непрерывное профессиональное образование и проблемы трудоустройства выпускников
УДК 378.147
ЭВОЛЮЦИЯ СТРУКТУРЫ РАЗМЕЩЕНИЯ УЧЕБНЫХ КУРСОВ В ЬСМ8 МООБЬЕ В СИБГАУ
Е. С. Яськов, В. Ю. Журавлев
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660014, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
Е-шаП: [email protected]; [email protected]
Представлен результат опыта эксплуатации системы дистанционного образования MOODLE.
Ключевые слова: дистанционное обучение, электронное обучение.
EVOLUTION OF THE OFFERING TRAINING COURSE IN LCMS MOODLE SIBSAU
E. S. Yaskov, V. U. Zshuravlev
Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660014, Russian Federation E-mail: [email protected]; [email protected]
The author presents result of operating experience LCMS MOODLE SibSA U.
Keywords: distance learning, e-learning.
Сегодня уже трудно представить учебный процесс в образовательных учреждениях любого уровня без широкого использования информационных технологий. Принятый в 2013 году закон «Об образовании в РФ» утвердил дистанционные образовательные технологии и электронное обучение, которые могут использоваться образовательными учреждениями при организации учебного процесса в объемах, определяемых самими учебными заведениями. Новый закон дал образовательным учреждениям широкие полномочия по использованию информационных технологий, как по организации учебного процесса, так и по его обеспечению учебно-методическими материалами.
На сегодняшний момент СибГАУ использует широко распространенную в мире систему дистанционного обучения MOODLE уже более десяти лет. За это время структура организации учебных курсов в системе MOODLE менялась неоднократно. Причинами таких изменений являются два основных фактора: неминуемый рост количества учебных курсов и удобство доступа к учебным материалам для основной категории пользователей - студентов.
Первоначальная структура электронных учебных материалов университета представляла собой простой перечень курсов на главной странице системы. Но уже буквально через полгода было решено использовать структурную единицу «категорию» (аналог папки) для тематического разделения возросшего количества курсов. Часть из них являлась экспериментальными программами по европейским образовательным грантам для ряда вузов Европы, часть для студентов по основным образовательным програм-
мам, и еще одна часть использовалась для дополнительных образовательных программ, реализуемых в университете. Основным направлением внедрения дистанционных образовательных технологий на тот момент были выбраны программы для студентов заочной формы обучения. Эта форма обучения и стала первой категорией в структуре курсов системы MOODLE. В качестве подкатегорий были представлены названия специальностей, а уже внутри них размещались учебные материалы действующих учебных курсов. Затем, для облегчения доступа к этим дисциплинам были разработаны и введены специальные шаблонные курсы, внутри которых для каждого семестра размещались ссылки на действующие дисциплины.
Следующим этапом стал ввод категории «Очная форма обучения», но в отличие от заочной формы, подкатегориями здесь являлись не специальности, а факультеты и институты. Такой подход в первую очередь диктовался преподавательским составом, так как иначе им было сложно объяснить своим студентам местоположение учебного курса. Так же настойчивым пожеланием преподавателей было ввести третий уровень подкатегорий (внутри факультетов) -название кафедр. Но после длительных споров и дискуссий, было решено ввести название кафедры в имена курсов, например: «Кафедра логистики - Логика», что позволило сохранить общую навигацию по категориям на одной странице сервера.
Дальнейшей эволюцией стало добавление в очную форму подкатегорий: магистратура; специалитет; бакалавриат, в которых располагались курсы по имени специальности с перечнем ссылок на действующие
Решетневскуе чтения. 2014
дисциплины. Необходимостью такого нововведения было удобство поиска всех имеющихся на сервере курсов, относящихся к отдельным специальностям. На этом этапе с ростом объема учебных материалов организация курсов и категорий для очной и заочной формы структурно разделились окончательно, что привело к усложнению поиска учебных материалов для студентов и преподавателей.
Поэтому было решено привести всю структуру размещения учебных материалов к единому виду, а именно: сократить на главной странице доступа к курсам до возможного минимума количество категорий и подкатегорий, сгруппированных по формам обучения и уровням образовательных программ; в основном перечне учебных курсов разместить ссылки на учебные материалы «Базы электронных курсов»; собрать все действующие дисциплины с учебными материалами в одной категории «База электронных курсов» и разместить её в самом низу списка на странице, снижая тем самым на ней акцент внимания обучающихся пользователей.
Несмотря на более логичную единую новую структуру, как для очной, так и для заочной формы обучения, опыт использования такой структуры уже показал ряд недостатков: временная дезорганизация преподавателей, сотрудников и студентов, привыкших к старому формату; необходимость оперативного изменения и дополнения ссылок в курсах - пустышках сотрудниками отдела реализации дистанционных образовательных технологий в соответствии с учебными планами СибГАУ, что иногда приводит к временным задержкам, учитывая общий объем курсов на сервере.
Все изменения структуры организации курсов всегда были направлены в первую очередь на удобство работы для студентов, чтобы им было проще найти необходимую дисциплину и причиной тому форма регистрации пользователей на сервере СибГАУ - она самостоятельная. То есть студент должен сам завести для себя учетную запись, сам найти курс и в случае свободного доступа к дисциплине, сам зачислиться на
нее. Для каждого из этих этапов были разработаны подробные инструкции с иллюстрациями, проводятся консультации, тем не менее, опыт показывает, что часть студентов не читают подсказок и инструкций и поэтому к преподавателям регулярно поступают жалобы на невозможность найти ту или иную дисциплину. Единственным выходом из данной ситуации является переход на кардинально новую форму регистрации студентов на сервере, а именно - создание учетных записей пользователей на основе данных электронного деканата с последующим прикреплением студентов к тем дисциплинам, которые им необходимо изучать по образовательной программе.
В результате изменения структуры размещения электронных учебных материалов в системе MOODLE удалось добиться:
- значительно упрощен поиск обучаемыми необходимых электронных курсов;
- исключено параллельное размещение одних курсов в различных категориях системы для различных образовательных программ, и как следствие -необходимость параллельной модернизации нескольких однотипных курсов, что значительно сокращает время преподавателей для поддержки учебных материалов;
- незначительными стали затраты времени для предоставления существующих учебных материалов для новых образовательных программ.
Библиографическая ссылка
1. Система дистанционного обучения СибГАУ MOODLE [Электронный ресурс]. URL: http:// dl.sibsau.ru/ (дата обращения: 05.09.2014).
Reference
1. LCMS SibSAU MOODLE [Electronic resourse]. Available at: http://dl.sibsau.ru/ (date of visit: 5.09.2014)
© Яськов Е. С., Журавлев В. Ю., 2014