Научная статья на тему 'Использование дистанционных образовательных технологий в обучении слушателей'

Использование дистанционных образовательных технологий в обучении слушателей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2973
276
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / МОДУЛЬНЫЙ КУРС / МОДЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ / ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ / ТЬЮТОР / ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ / INFORMATION SOCIETY / INFORMATION / REMOTE EDUCATIONAL TECHNOLOGIES / DISTANCE LEARNING / PROFESSIONAL DEVELOPMENT / MODULAR COURSE / TRAINING MODEL / DIDACTIC PROCESSES / TUTOR / TECHNICAL TRAINING MEANS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дударева Ольга Борисовна, Таран Татьяна Васильевна

Статья посвящена проблеме использования дистанционных образовательных технологий в системе дополнительного профессионального образования как одного из наиболее интенсивно развивающихся направлений непрерывного образования. Кроме определения проблематики вопроса, авторами выделены особенности обучения слушателей с использованием дистанционных образовательных технологий. В статье описана модель обучения взрослых с использованием дистанционных образовательных технологий, реализующаяся в государственном бюджетном образовательном учреждении дополнительного профессионального образования «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования» (ГБОУ ДПО ЧИППКРО). Отметим, что модель рассматривается авторами как совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов (средств, методов, процессов и т. д.), которые образуют единую структуру, служащую достижению целей обучения. Кроме того, об эффективности предложенной модели можно говорить на основе анализа приведенных в статье практических результатов. В свою очередь, опыт реализации данной модели позволяет развивать и оптимизировать ее элементы. Практико-ориентированный компонент моделирования нашел отражение в рамках создания Центра методической и технической поддержки внедрения информационно-коммуникационных технологий в деятельность образовательных учреждений и обеспечения доступа к образовательным услугам и сервисам. Данный Центр предполагается открыть в Институте в 2013 г. в рамках реализации Федерального целевого проекта развития образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дударева Ольга Борисовна, Таран Татьяна Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование дистанционных образовательных технологий в обучении слушателей»

Обеспечение доступности образовательныхуслуг и сервисов

УДК 37.018.43:004+378.091.398

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ СЛУШАТЕЛЕЙ

О. Б. Дударева, Т. В. Таран

Аннотация. Статья посвящена проблеме использования дистанционных образовательных технологий в системе дополнительного профессионального образования как одного из наиболее интенсивно развивающихся направлений непрерывного образования. Кроме определения проблематики вопроса, авторами выделены особенности обучения слушателей с использованием дистанционных образовательных технологий. В статье описана модель обучения взрослых с использованием дистанционных образовательных технологий, реализующаяся в государственном бюджетном образовательном учреждении дополнительного профессионального образования «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования» (ГБОУ ДПО ЧИППКРО). Отметим, что модель рассматривается авторами как совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов (средств, методов, процессов и т. д.), которые образуют единую структуру, служащую достижению целей обучения. Кроме того, об эффективности предложенной модели можно говорить на основе анализа приведенных в статье практических результатов. В свою очередь, опыт реализации данной модели позволяет развивать и оптимизировать ее элементы. Практико-ориентированный компонент моделирования нашел отражение в рамках создания Центра методической и технической поддержки внедрения информационно-коммуникационных технологий в деятельность образовательных учреждений и обеспечения доступа к образовательным услугам и сервисам. Данный Центр предполага-

ется открыть в Институте в 2013 г. в рамках реализации Федерального целевого проекта развития образования.

Article is devoted to a problem of using remote educational technologies in system of additional professional education as one of most intensively developing directions of continuous education. The authors define perspective of the issue and describe features of training listeners using remote educational technologies except it. The model of adults training with use of remote educational technologies, which is implemented in the Chelyabinsk Institute of Retraining and Improvement of professional skill of Educators, are described. It is noted that the model is considered by authors as set of related elements (means, methods, processes etc.), which form the unified structure, serving to achievement of the purposes of training. Besides, it is possible to speak about efficiency of the offered model on the basis of the analysis of the practical results of the article. In turn, experience of realization of this model allows developing and optimizing its elements. The practice-oriented component of modeling found its reflection within creation of the Center of methodical and technical support of introduction of information and communication technologies in activity of educational institutions and ensuring access to educational services. This Center is supposed to be opened at Institute in 2013 within implementation of the Federal target project of a development of education.

Ключевые слова: информационное общество, информатизация, дистанционные образовательные технологии, дистанционное обучение, повышение квалификации, модульный курс, модель обучения, дидактические процессы, тьютор, технические средства обучения.

Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров

Information society, information, remote educational technologies, distance learning, professional development, modular course, training model, didactic processes, tutor, technical training means.

Мы живем в эпоху информатизации - непростое время перехода к информационному обществу.

Информационное общество - историческая фаза развития цивилизации, в которой главными продуктами производства становятся информация и знания. Отличительной его чертой является создание глобального информационного пространства, обеспечивающего эффективное взаимодействие людей, их доступ к мировым информационным ресурсам и удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах [7].

Как справедливо отмечает А. Ю. Уваров, цель информатизации отечественного образования заключается в изменении содержания, методов и организационных форм учебной работы в условиях становления школы, которая призвана решать задачу подготовки молодежи к жизни в информационном обществе. При этом «жизнь не только предъявляет к школе новые требования, но и предоставляет ей инструменты для решения новых задач»: новые педагогические технологии и поддерживающие их средства информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) [11].

В этой связи становится совершенно очевидной логичность происходящих изменений как в системе образования в целом, так и в системе дополнительного профессионального образования, а именно повышения квалификации педагогических кадров. Под повышением ква-лификации будем понимать «учебную деятель -ность, направленную на достижение более высокой ступени профессиональной квалификации, предусматривающую освоение новых общетеоретических и специально-технологических знаний, расширение спектра умений и навыков, углубление понимания связи между наукой и технологией. Осуществляется повышение квалификации в рамках системы непрерывного образования» [1]. Соответственно, система переподготовки и повышения квалификации работников образования занимает ведущее место среди механизмов, обеспечивающих поддержку и развитие потенциала педагогов.

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования» (далее -ГБОУ ДПО ЧИППКРО) планомерно расширяет спектр образовательных услуг и обеспечи -вает их качество в соответствии с современными тенденциями государственной образовательной политики и образовательными потребностями работников образования Челябинской области.

В настоящий момент одним из наиболее интенсивно развивающихся направлений непрерывного образования является дополнительное профессиональное образование взрослых на основе использования дистанционных образовательных технологий [5].

Под дистанционными образовательными технологиями понимаются «образовательные технологии, реализуемые в основном с применением средств информатизации и телекоммуникации, при опосредованном или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника» [3].

В соответствии с нормативно-правовыми документами основными дистанционными образовательными технологиями (далее - ДОТ) являются кейсовая технология, интернет-технология, телекоммуникационная технология, при этом допускается сочетание основных видов технологий [4].

Соглашаясь с В. И. Нефедовой, назовем характерные черты дистанционного обучения [2]:

1. Гибкость: обучаемые (слушатели) работают с учебным материалом в удобное для себя время, в удобном месте, в удобном темпе.

2. Модульность: каждый модульный курс создает целостное представление об определенной предметной области. Это позволяет из набора автономных курсов-модулей компоно-вать учебную программу, отвечающую потребностям конкретного слушателя.

3. Экономическая эффективность: относительная низкая себестоимость обучения обеспечивается за счет ориентированности технологий дистанционного обучения на большое количество обучающихся, а также за счет более эффективного использования учебных площадей и технических средств, например, в выходные и праздничные дни.

4. Новая роль преподавателя: по сути, преподаватель выступает в качестве тьютора. На него возлагаются такие функции, как координирование познавательного процесса, корректировка преподаваемого курса. Он помогает слушателям в построении индивидуальной образовательной траектории, оказывает помощь слушателям в выполнении аттестационных работ разных типов, помогает в решении академических и личных проблем, связанных с обучением [10]. Для образовательного процесса с использованием ДОТ, как правило, характерно асинхронное взаимодействие его участников.

5. Специализированный контроль качества образования: в качестве форм контроля используются дистанционно организованные экзамены, собеседования, проектные работы, компьютерные тестирующие системы.

6. Использование специализированных технологий и средств обучения: под технологией дистанционного обучения будем понимать совокупность методов, форм и средств взаимодействия со слушателем в процессе самостоятельного, но контролируемого освоения им определенного массива знаний.

7. Опора на современные средства переда -чи образовательной информации: «центральным звеном системы дистанционного образования являются средства коммуникации и их транспортная основа. Они используются для обеспечения образовательных процессов:

- необходимыми учебными и учебнометодическими материалами;

- обратной связью между преподавателем и обучаемым;

- обменом управленческой информацией внутри системы дистанционного образования;

- выходом в международные информационные сети» [2, с. 82].

Институт последовательно и целенаправленно осуществляет внедрение системы повы -шения квалификации с использованием дистанционных образовательных технологий. В качестве основного информационного ресурса в учебном процессе повышения квалификации работников областной образовательной системы с использованием ДОТ применяются методически и дидактически проработанные информационные базы данных дистанционного обучения, обеспечивающие современный уровень требований на момент их использования, размещен-

ные на сайте ГБОУ ДПО ЧИППКРО http://st.u-dy.ipk74.ru.

Успешность обучения слушателей средствами дистанционных образовательных техно -логий зависит от реализуемой в Институте модели обучения. Изучив и проанализировав научные подходы к процессу моделирования, под моделью будем рассматривать совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов (средств, методов, процессов и т. д.), образующих единую цельную структуру, служащую достижению целей обучения [9]. Целью обучения является повышение квалификации работников образования, а также переподготовка педагогических руководящих работников. Цель обучения определяет его содержание. Содержание обучения должно соответствовать разработанным и утвержденным образовательным программам. Таким образом, структурно модель обучения слушателей с использованием ДОТ в ГБОУ ДПО ЧИППКРО включает следующие элементы в их взаимосвязи: 1) слушатели; 2) тьюторы; 3) дидактические процессы; 4) технические средства обучения; 5) организационные формы обучения.

Последовательно охарактеризуем каждый элемент описываемой модели.

1. Элемент «Слушатели». Для успешного освоения образовательной программы повышения квалификации или переподготовки слушатели должны иметь высокий уровень мотивации к обучению, должны уметь работать с информацией, владеть способами познавательной деятельности, обладать базовыми ИКТ-компе-тенциями.

2. Элемент «Тьюторы». Как уже было от -мечено, главная задача тьютора - организовать самостоятельную познавательную деятельность слушателей. При этом в качестве тьютора могут выступать как штатные преподаватели Института, так и привлеченные специалисты системы образования Челябинской области из числа прошедших соответствующую подготовку.

3. Элемент «Дидактические процессы». Это процессы взаимодействия тьюторов и слушателей в ходе усвоения слушателями содержания обучения. К дидактическим процессам традиционно относят процесс получения и передачи информации, организации обратной связи и оценки знаний.

4. Элемент «Технические средства обучения (далее - ТСО)». Применяются следующие

виды ТСО: персональные компьютеры, подключенные в сеть Интернет, программная среда

- система дистанционного обучения МООБЬБ. Интернет используется в качестве канала связи: все взаимодействие осуществляется между тьютором и слушателем с помощью таких сервисов Сети, как электронная почта, чат, форум, скайп и т. д. Наряду со средствами Интернета используются другие средства связи: обычная почта, телефон и др.

5. Элемент «Организационные формы обучения». Главным достоинством обучения с применением ДОТ является возможность индивидуализации содержания, методов и темпов учебной деятельности слушателей. В то же время необходима возможность коммуникаций не только с тьютором, но с другими слушателями. Используемая в ГБОУ ДПО ЧИППКРО система дистанционного обучения МООБЬБ «ориентирована на использование коллабора-тивных технологий обучения - позволяет организовать обучение в процессе совместного решения учебных задач, осуществлять взаимообмен знаниями» [6], а именно: позволяет формировать виртуальные группы, внутри которых участники образовательного процесса получают возможность интерактивного общения с помощью сервисов Интернет.

Модель обучения слушателей с использованием дистанционных образовательных технологий в ГБОУ ДПО ЧИППКРО представлена на рисунке 1.

Элементы «Слушатели» и «Тьютор» образуют субъектную основу модели. На рисунке они обозначены буквами «С» и «Т» соответственно.

Как указывалось выше, обучение слушателей

и, как следствие, взаимодействие всех субъектов образовательного процесса происходит в виртуальных группах (элемент «Организационные формы обучения»). Количество слушателей в таких группах может составлять от 3 до 15 чел.

Площадкой для взаимодействия всех субъ -ектов выступает элемент «Технические средства обучения».

Элемент «Дидактические процессы» на схеме представлен двунаправленными стрелками, связывающими элементы «Тьютор» и «Слушатели».

В целях организации обучения слушателей с использованием дистанционных образовательных технологий и обеспечения реализации в Институте образовательного процесса на ос -нове информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ) в ГБОУ ДПО ЧИППКРО создано структурное подразделение «Центр информационно-коммуникационных технологий» (далее - Центр).

Основными функциями Центра, кроме прочих, являются следующие:

- обеспечение программно-технического сопровождения процесса переподготовки и повышения квалификации с использованием дистанционных образовательных технологий;

- консультирование тьюторов и слушателей в ходе освоения учебных курсов дистанционного обучения;

- осуществление накопления учебнометодических материалов по учебным курсам дистанционного образования;

Рис. 1. Модель обучения слушателей с использованием дистанционных образовательных технологий

- оказание консультативно-методической помощи сотрудникам Института по вопросам использования современных информационно-коммуникационных технологий и цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) в организации учебного процесса и самообразовании.

Не вызывает сомнений тот факт, что на успешность внедрения дистанционных образовательных технологий в процесс повышения квалификации педагогических работников в нашем институте позитивно влияет обоснованный выбор программного обеспечения. Соответственно, предварительно был проведен анализ представленных на рынке программных продуктов организации и сопровождения дистанционного образования. Анализ показал, что по уровню возможностей программное обеспечение МООБЬБ выдерживает сравнение с известными коммерческими программными продуктами, но в то же время выгодно отличается от них тем, что распространяется в открытом исходном коде.

Дидактические возможности МООБЬБ позволяют достичь стратегической цели повышения квалификации слушателей с использованием дистанционных образовательных технологий, направленной на формирование компетенций и профессионально-личностное развитие. Данная система поддерживает обмен файлами любых форматов между всеми участниками обучения. Используя сервис рассылки, можно оперативно информировать всех участников курса или отдельные группы о текущих событиях. С помощью форума можно организовать обсуждение учебной ситуации, а также оперативно ответить на вопросы слушателей. Комментарии позволяют преподавателю общаться со слушателем индивидуально, а именно: рецензировать работы, обсуждать индивидуальные учебные проблемы. Очень важным инструментом МООБЬБ является портфолио. В портфолио хранятся результаты обучения каждого слушателя, при этом преподаватель может создавать и использовать в рамках курса любую систему оценивания. Все отметки по каждому курсу хранятся в сводной ведомости. МООБЬБ позволяет контролировать «посещаемость», активность слушателей, время их учебной работы в сети.

При подготовке и проведении занятий в системе МООБЬБ преподаватель использует

набор элементов курса, в который входят: глоссарий, ресурс, задание, форум, wiki, урок, тест и др. Варьируя сочетания различных элементов курса, преподаватель организует изучение материала таким образом, чтобы формы обучения соответствовали целям и задачам конкретных занятий [6].

Г лоссарий позволяет организовать работу с терминами, при этом словарные статьи могут создавать не только преподаватели, но и слушатели. Термины, занесенные в глоссарий, подсвечиваются во всех материалах курсов и являются гиперссылками на соответствующие статьи глоссария.

В качестве ресурса может выступать любой материал для самостоятельного изучения, проведения исследования, обсуждения: текст, иллюстрация, web-страница, аудио- или видеофайл и др.

Выполнение задания - это вид деятельности слушателя, результатом которой обычно становится создание и загрузка на сервер файла любого формата или создание текста непосредственно в системе MOODLE (при помощи встроенного визуального редактора).

Преподаватель может оперативно проверить сданные слушателем файлы или тексты, прокомментировать их и, при необходимости, предложить доработать. Если преподаватель считает это необходимым, он может открыть ссылки на файлы, сданные участниками курса, и сделать эти работы предметом обсуждения в форуме. Такая схема очень удобна, например, для творческих курсов.

Форум, как уже отмечалось, удобен для учебного обсуждения проблем, для проведения консультаций. Форум можно использовать и для загрузки слушателями файлов - в таком случае вокруг этих файлов можно построить учебное обсуждение, дать возможность самим обучающимся оценить работы друг друга.

Сообщения из форума могут, по желанию преподавателя, автоматически рассылаться слушателям по электронной почте через 30 минут после их добавления (в течение этого времени сообщение можно отредактировать или удалить).

MOODLE поддерживает очень полезную функцию коллективного редактирования текстов (элемент курса Wiki).

Элемент курса «Урок» позволяет организовать пошаговое изучение учебного материала.

Массив материала можно разбить на дидактические единицы, в конце каждой из них дать контрольные вопросы на усвоение материала. Система, настроенная преподавателем, позаботится о том, чтобы, по результатам контроля, перевести слушателя на следующий уровень изучения материала или вернуть к предыдущему.

Элемент курса «Тесты» позволяет преподавателю разрабатывать тесты с использованием вопросов различных типов. Вопросы тестов сохраняются в базе данных и могут повторно использоваться в одном или разных курсах. На прохождение теста может быть дано несколько попыток. Возможно установить лимит времени на работу с тестом.

Из краткого описания видно, что МООБЬБ обладает достаточными дидактическими возможностями, которые органично вписываются в систему повышения квалификации с использованием дистанционных образовательных технологий в условиях дополнительного профессионального образования [6].

Построение индивидуальной траектории повышения квалификации педагогов с использованием дистанционных образовательных технологий осуществляется либо посредством выбора вариативного содержания образования, представленного разнообразными модулями образовательных программ, либо выбор варианта образовательной программы полностью осуществляется на основе дистанционных образовательных технологий. Такая возможность обеспечивается расширяющимся перечнем реализуемых Институтом образовательных программ: в 2009 г. профессорско-преподавательским составом Института было разработано 25 модульных курсов с использованием дистанционных образовательных технологий (далее МКДОТ); в 2010 г. педагогические работники могли обучаться на 40 курсах; в 2011 г. для обучения слушателям предлагалось 48 образовательных программ. В 2012 г. реализуется 73 образовательные программы.

Расширение спектра образовательных программ модульных курсов стало возможным благодаря планомерной работе в рамках внутрифирменного повышения квалификации преподавателей Института в области освоения информационно-коммуникационными технологиями и освоения дистанционных технологий обучения слушателей и проектирования совре-

менной информационно-образовательной среды дистанционного обучения. Так, в соответствии с Решением Учебно-методической комиссии ГБОУ ДПО ЧИППКРО по вопросу «Об итогах обучения слушателей на основе дистанционных технологий в 2011 г.» от

15.02.2012 г. № 1/6 разработана программа модульного курса «Основы работы в системе дистанционного обучения МООБЬБ. Разработка дистанционного курса в системе дистанционного обучения МООБЬБ».

Программа носит практическую направленность и содержит 2 раздела: «Основы работы с системой МООБЬБ», «Разработка элементов модульного курса в системе МООБЬБ».

Первый раздел - «Основы работы с системой МООБЬБ» - предусматривает ознакомление с возможностями и особенностями системы.

Второй раздел - «Разработка дистанционного курса в системе МООБЬБ» - раскрывает подходы к разработке учебного курса: варьируя сочетания различных элементов (лекция, задание, форум, чат, анкета, опрос и др.), преподаватель получает возможность организовать изучение материала таким образом, чтобы оно соответствовало целям и задачам конкретных занятий.

Содержание программы модульного курса рассчитано на 36 часов.

По состоянию на сентябрь 2012 г. все преподаватели Института прошли обучение работе в системе МООБЬБ. В соответствии с Пла -ном работы ГБОУ ДПО ЧИППКРО в сентябре

2011 и 2012 гг. было проведено исследование уровня использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе профессорско-преподавательским составом кафедр Института. Для проведения исследования разработан инструментарий социологического опроса - анкета. Инструментарий исследования разрабатывался с учетом особенностей позиций выбранной группы респондентов в образовательном процессе. Вопросы анкеты позволяют сделать выводы по следующим позициям: о повышении квалификации преподавателей кафедр в области ИКТ (вопрос 1), уровень пользователя (вопрос 2), уровень компьютерной грамотности (вопрос 3), использование компьютера в образовательном процессе (вопросы 4, 5, 6), готовность преподавателей к участию в дистанционном обучении (вопросы 7, 8).

В анкетировании приняли участие 94% преподавателей института, что соответствует требованиям репрезентативности и валидности исследования.

Проведенное исследование показало следующее. Больше половины (65,2%) респондентов (в 2011 г. этот показатель составил 57,1%) имеют опыт использования дистанционных технологий обучения. Если в 2011 г. только 54% опрошенных преподавателей были готовы работать в системе интернет-образования; не были готовы к такого рода деятельности -15,9%; затруднились определить свою позицию в данном вопросе - 30,2% участвующих в исследовании преподавателей кафедр, то в 2012 г. все преподаватели заявили о своей готовности работать, используя ДОТ.

Одним из направлений работы Центра информационно-коммуникационных технологий ГБОУ ДПО ЧИППКРО является развертывание работы по большему охвату работников образования Челябинской области системой дополнительного профессионального образования с использованием дистанционных образовательных технологий. Как уже было отмечено выше, дистанционное обучение педагогов является на сегодняшний день одним из самых перспективных направлений совершенствования профессионального мастерства работников образования.

Каждой кафедре в Учебном плане выделя -ется определенное количество часов организации курсов с использованием ДОТ. В январе 2012 г. при формировании плана-графика проведения курсов с использованием ДОТ 96% бюджетных мест, предлагаемых Учебным планом на весь учебный год, были заполнены в течение двух недель с момента рассылки информации, что говорит о востребованности указанной категории курсов.

Проведение отдельного модульного курса на основе дистанционных образовательных технологий осуществляется по расписанию, согласованному со слушателями. В начале каждого курса проводится входное и выходное тестирование. Основными вопросами анкетирования являются вопросы, связанные с организацией, сопровождением и содержанием модульных дистанционных курсов, а также определением уровня ИКТ-компетентности слушателей. Обучение по каждому модулю образовательной программы завершается

выполнением контрольного задания и ответов на вопросы анкеты выходного тестирования.

Для успешного обучения, как на традиционных курсах повышения квалификации, так и на дистанционных, необходимо наличие достаточно высокого уровня мотивации. Анализ целевых установок слушателей показал, что наиболее значимыми целями являются: самосовершенствование в профессиональной сфере, желание не отстать от своих учеников, возможность установить новые профессиональные контакты и обменяться опытом с коллегами. Несомненно, что при обучении с использованием ДОТ слушателям необходимы такие качества, как умение распорядиться своим временем и самодисциплина.

В Институте ведется системно выстроенная работа с различными категориями потенциальных слушателей (педагоги, воспитатели ДОУ, руководители ОУ, специалисты ММС), в частности, осуществляются регулярные консультации по электронной почте, телефону, а также в очном режиме по вопросам:

- выстраивания индивидуального маршрута обучения слушателей для освоения 72часовой образовательной программы по модульно-накопительной системе с использованием дистанционных образовательных технологий;

- особенностям работы в дистанте.

В 2010 г. на курсах повышения квалификации с использованием дистанционных образовательных технологий было обучено 979 чел., тогда как в 2011 г. - 1016 слушателей, что на 3,6% больше. За 1-е полугодие 2012 г. этот показатель составил 1005 чел. При этом на бюджетной основе прошли обучение в 2010 г. - 902 чел. (92,1%), а в 2011 г. - 858 чел. (84,4%), в

2012 г. - 856 чел. (85,2%). Кроме того, в 2011 г. в рамках реализации ФЦПРО прошли обучение с использованием дистанционных образовательных технологий 510 педагогических работников образовательных учреждений Челябинской области.

В 2011 г. в рамках реализации Федеральной целевой программы развития образования в Институте была разработана образовательная программа «Профессиональная подготовка экспертов в сфере образования». Программа ориентирована на работников образования,

способных осуществлять консультационную деятельность по вопросам развития системы образования, и предполагает общий объем курсовой подготовки - 282 часа. Образовательная программа предусматривает обучение слушателей в объеме 72 часов в дистанционной форме по таким модульным курсам, как «Проектирование взаимодействия общеобразовательного учреждения с учреждениями дополнительного образования детей по реализации внеурочной деятельности (в условиях введения ФГОС)» (24 часа), «Мотивация профессиональной деятельности педагога» (24 часа), «Публичная отчетность образовательного учреждения в условиях государственно-общественного управления» (24 часа). Программы и материалы для слушателей по изучению модульных курсов расположены на сайте ГБОУ ДПО ЧИППКРО в разделе «Дистанционное обучение» по адресу http://study.ipk74.ru.

Данные курсы рассчитаны на самостоятельную работу слушателей и предусматривают следующие формы работы:

- самостоятельное изучение слушателями теоретического материала, рекомендуемой литературы и интернет-ресурсов;

- самостоятельное выполнение слушателями практических заданий и вопросов для самоконтроля по каждому разделу (теме) модульного курса;

- контроль знаний, осуществляемый преподавателями на основе оценивания выполненных практических заданий по каждому разделу (теме) модульного курса [8].

В 2011 и 2012 гг. обучение по вышеназванной программе прошли 64 специалиста системы образования Челябинской области и других регионов России: Томской, Тюменской, Курганской, Самарской областей, Башкортостана и Ханты-Мансийского автономного округа.

В результате проведенных в Институте в апреле 2012 г. исследований по изучению спроса на образовательные услуги в области дополнительного профессионального образования можно констатировать следующее: 20% слушателей из 5871 опрошенных человек предпочли бы повысить свою квалификацию с использованием дистанционных образовательных технологий.

Институт готов по запросу территорий реализовывать с использованием дистанционных технологий не только модульные курсы, но и

72-часовые образовательные программы курсов повышения квалификации с выдачей документа установленного образца.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, на сегодняшний день Институт подготовил нормативно-правовую базу повышения квалификации с использованием дистанционных образовательных технологий, подготовил кадровый потенциал Института, обеспечил соответствующее техническое сопровождение. Реализация созданной в ГБОУ ДПО ЧИППКРО модели обучения с использованием ДОТ сделала возможным перевести повышение квалификации с использованием ДОТ в штатный режим. Включение в образовательную практику ГБОУ ДПО ЧИППКРО дистанционных технологий позволяет сделать учебный процесс более гибким, удобным, практикоориентированным, а также снизить затраты на обучение педагогов.

В 2013 г. значительное количество курсов повышения квалификации (72- и 108-часовых) планируется реализовывать на основе ДОТ. Исключение составят те образовательные программы, которые предусматривают только непосредственное взаимодействие тьюторов и слушателей.

Кроме того, в связи с постоянно растущими запросами на обучение с применением ДОТ, возникла необходимость оптимизации процесса формирования базы данных потенциальных слушателей дистанционных курсов. Поэтому с

2013 г. планируется использование электронной регистрации слушателей на сайте Института в поквартальном режиме.

Таким образом, об эффективности предложенной модели обучения слушателей с использованием ДОТ в ГБОУ ДПО ЧИППКРО можно говорить на основе анализа приведенных в ста -тье практических результатов. В свою очередь, опыт реализации данной модели позволяет развивать и оптимизировать ее элементы. Практи-ко-ориентированный компонент моделирования нашел отражение в рамках создания Центра методической и технической поддержки внедрения информационно-коммуникационных технологий в деятельность образовательных учреждений и обеспечения доступа к образовательным услугам и сервисам. Данный Центр предполагается открыть в Институте в 2013 г. в рамках реализации Федеральной целевой программы развития образования.

Литература

1. Вишнякова, С.М. Профессиональное образование : Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика / С. М. Вишнякова. -М. : НМЦ СПО, 1999.

2. Горовая, О. А. Использование дистанционных технологий в развитии готовности учителя к формированию универсальных учебных действий младших школьников / О. А. Горовая // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - 2010. - № 3(5). - С. 80-84.

3. О внесении изменений и дополнений в

Закон Российской Федерации «Об образовании» и Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (в части дистанционных образовательных технологий) [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 01.07.2002 № 110819-3. ИИЬ:

http://www.ugatu.ac.rU/ddo/doc/1108.htm [дата обращения: 15.11.2012].

4. Об утверждении Методики применения дистанционных образовательных технологий (дистанционного обучения) в образовательных учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования Российской Федерации [Электронный ресурс]: Приказ Минобразования РФ от 18 декабря 2002 г. № 4452. ИКЬ: http://www.allpravo.ru/-НЬгагу /doc2220p/ [дата обращения: 15.11.2012].

5. Осипова, О. П. Психологическое обеспечение повышения квалификации слушателей с использованием дистанционных образовательных технологий / О. П. Осипова, Е. В. Ря-бышева // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - 2010. -№ 2(4). - С. 11-19.

6. Преимущества МООБЬБ [Электронный ресурс] / иКЬ: www.opentechnology.ru [дата обращения: 15.11.2012].

7. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. - М. : Просвещение, 2011. - С. 329.

8. Профессиональная подготовка экспертов в сфере образования. Программа дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) по подготовке ведущих консультантов по вопросам развития системы образования / Утверждено решением Ученого совета ГОУ ДПО ЧИППКРО, Протокол № 4/9 от 05 октября 2011 г.

9. Романенкова, Д. Ф. Основные элементы модели дистанционного обучения инвалидов в ву-зе [Электронный ресурс] / иКЬ: http: //www.lib. С8и. -ги/8/2001_01/03 5 .pdf [дата обращения: 15.11.2012].

10. Тьютор [Электронный ресурс] / Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11 января 2011 г. № 1н г. Москва «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования» / ИКЬ: http://base.consultant.ru/-сош^і/ [дата обращения: 15.11.2012].

11. Уваров, А. Ю. Информатизация школы: направления перемен [Электронный ресурс] / Отечественные записки. - 2008. - № 1. ИКЬ: http://ww-w.strana-oz.ru/ [дата обращения: 15.11.2012].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.