Решетневскуе чтения. 2014
References
1. Prikaz Minobrazovaniia RF ot 30.05.1997 № 1050 «O provedenii eksperimenta v oblasti distantcionnogo obrazovaniia» (Order from Ministry of Education of RF 30.05.1997 № 1050).
2. Prikaz Minobrazovaniia RF ot 18.12.2002 № 4452 «Ob utverzhdenii metodiki primeneniia distantcionnykh obrazovatelnykh tekhnologii» (Order from Ministry of Education of RF 18.12.2002 № 4452).
3. Prikaz Minobrnauki RF ot 09.01.2014 № 2 «Ob utverzhdenii poriadka primeneniia organizatciiami distantcionnykh obrazovatelnykh tekhnologii » (Order from Ministry of Education of RF 09.01.2014 № 2).
4. Pismo Minobrnauki RF ot 10.04.2014 № 06-381 «O napravlenii metodicheskikh rekomendatcii» (Letter from Ministry of Education of RF 10.04.2014 № 06-381).
5. Zshuravlev V. U. Osobennosti i illiuzii distantcionnogo obrazovaniia. Reshetnevskie chteniia. Materialy XVII mezhdunarodnoi nauchnoi konferentcii. In 2 Parts. Part 2. SibSAU: Krasnoyarsk, p. 476-478.
6. LCMS SibSAU MOODLE. Available at: http://dl.sibsau.ru/ (дата обращения: 05.09.2014).
© Зеленов Ф. В., Зотова М. В., 2014
УДК 378.147
КОНКУРСЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА КАК МЕТОД АКТИВАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА ТАЛАНТЛИВЫХ СТУДЕНТОВ
В. О. Касаткин
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660014, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
Е-mail: [email protected]
Безусловно, участие в олимпиадах профессионального мастерства различного уровня способствует повышению конкурентоспособности выпускника, однако его подготовка сопряжена со значительными трудозатратами как для студента, так и для преподавателей, занимающихся его подготовкой. Успешное выступление требует тщательной, методичной подготовки.
COMPETITIONS OF PROFESSIONAL SKILL AS METHOD OF ACTIVATION OF PROFESSIONAL GROWTH OF TALENTED STUDENTS
V. O. Kasatkin
Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660014, Russian Federation E-mail: [email protected]
Certainly participation in the Olympic Games of professional skill of various level promotes increase of competitiveness of the graduate, however his preparation is interfaced to considerable labor costs both for the student and for the teachers who are engaged in his preparation. Successful performance demands thorough, methodical training.
В настоящее время руководство ведущих учебных учреждений делает акцент на участии студентах в конкурсах профессионального мастерства, и рассчитывает на победы своих воспитанников. С ростом уровня мероприятий возрастает и конкуренция между участниками. Успешное выступление требует тщательной, методичной подготовки.
Конкурсы профессионального мастерства проводятся достаточно давно, однако в последние годы им вновь начали уделять значительное внимание, особенно среди учащихся среднего профессионального образования. Об этом говорит количество ежегодно проводимых мероприятий и внимание, уделяемое им. Уровень состязаний также растет, теперь они проводятся не только на региональном, но на Всероссийском и международном уровне.
Безусловно, участие в олимпиадах профессионального мастерства различного уровня способствует повышению конкурентоспособности выпускника, однако его подготовка сопряжена со значительными трудозатратами как для студента, так и для преподавателей, занимающихся его подготовкой.
В настоящее время не возможно подготовить конкурентоспособного участника из талантливого студента в течении нескольких дополнительных занятий. Качество усвоения информации и приобретение навыков во многом зависят от концентрации процесса обучения. Как низкая, так и высокая скорость получения новых знаний и умений приводит к потере нюансов, крайне важных при выявлении лучших специалистов. Объем информации подбирается индивидуально, но к моменту соревнования студент должен быть
Непрерывное профессиональное образование и проблемы трудоустройства выпускников
подготовлен наилучшим образом, а значит, он должен справиться с программой превосходящей базовую. Поэтому занятия на дополнительных консультациях должны быть направлены на повторение и углубленное изучение материала уже пройденного на занятиях. Таким образом, дополнительные занятия должны иметь регулярный характер, и базироваться на программе общеобразовательной и профессиональной подготовки студентов в учебном заведении.
Для успешного усвоения материала на занятиях, преподавателю необходимо сконцентрировать внимание студентов на изучаемом объекте. Как правило, группы весьма не однородны по уровню способностей студентов. Излишнее усложнение программы приведет к снижению успеваемости. Упрощение же программы снизит интерес к обучению у талантливых студентов, потому что они учатся в более быстром темпе, чем их сверстники. Эти студенты также часто имеют способность учиться на более сложном уровне. Для достижения наилучших результатов, преподаватель должен дифференцируя учебный процесс приспосабливать его для удовлетворения потребностей в обучении конкретных групп студентов. Однако практически любого студента на выполнение усложненных заданий или на получение дополнительных заданий необходимо дополнительно стимулировать.
Поощрения за изучение усложненного материала, должны также учитывать индивидуальные особенности студента и его потребности. Одной из таких потребностей является желание выделиться, благодаря своим достижениям. Зачастую талантливому студенту необходима возможность проявить себя. Конкурсы профессионального мастерства отлично справляются с этой задачей.
Особенно большое значение имеет соревнование для отстающих: сравнивая свои результаты с достижениями товарищей, они получают новые стимулы для роста и начинают прилагать больше усилий. Не зависимо от показанных достижений студенты испытывают гордость за свою профессию, также растет престиж учебного учреждения.
Организация соревнования — трудное дело, требующее знания психологии воспитания, соблюдения целого ряда важных условий и требований, среди которых отметим следующие. Только в системе гармонично организованных средств воспитания оно становится действенным и эффективным.
Соревнование - это метод направления естественной потребности обучающихся к соперничеству и приобретению нужных специалисту качеств.
Основными задачами олимпиад профессионального мастерства являются:
- повышение интереса к профессии и её социальной значимости;
- расширение круга профессиональных компетенций по выбранной специальности;
- совершенствование навыков самостоятельной работы и развития профессионального мышления;
- проверка профессиональной готовности будущего специалиста к самостоятельной трудовой деятельности.
- формирование позитивного общественного мнения в отношении труда рабочих, пропаганда трудовых достижений и распространение передового опыта;
- привлечение молодежи в реальный сектор экономики;
- выявление, распространение и внедрение в производственный процесс рациональных приемов и методов, направленных на повышение производительности труда, экономию материальных и энергетических ресурсов;
- содействие повышению квалификации работников массовых профессий, их конкурентоспособности на рынке труда.
Для успешного проведения конкурса следует соблюдать следующие условия:
1. Организация соревнования - основа его эффективности. Определяются цели и задачи соревнования, план проведения этапов. Составляется программа, создаются условия для проведения соревнования, подведения итогов и награждения победителей. Соревнование должно быть достаточно трудным, увлекательным.
2. Объективность. Для студента важно чувствовать честность испытания, по - этому необходимо минимизировать субъективность оценки. Разрабатываются критерии оценок. Они должны быть простыми и понятными. Механизм подведения итогов и определения победителей лучше сделать наглядным.
3. Соответствие уровня сложности задания - в процессе конкурсных испытаний участники должны на практике показать свои профессиональные навыки и знание теоретического материала. При этом практическим этапам следует отдавать предпочтение - оценивать большим количеством баллов, однако следует понимать, что студент средне профессионального образовательного учреждения должен не только уметь изготовить конкурсный образец, но и правильно прочитать или составить техническую документацию.
В настоящее время руководство ведущих учебных учреждений делает акцент на участии студентах в конкурсах профессионального мастерства, и рассчитывает на победы своих воспитанников. С ростом уровня мероприятий возрастает и конкуренция между участниками. Успешное выступление требует тщательной, методичной подготовки.
Студенты нашего колледжа выигрывают региональные олимпиада профессионального мастерства и успешно выступают на Всероссийском уровне в течении девяти лет. За эти годы, на основе накопленного опыта, педагогический коллектив Аэрокосмического колледжа сформировал методику подготовки к конкурсам профессионального мастерства по нескольким специальностям.
В нашем учебном заведении только студенты, обучающиеся по специальности «Сварочное производство» ежегодно участвуют в шести конкурсах и олимпиадах профессионального мастерства различного уровня.
Первый и возможно самый ответственный этап работы это отбор талантливых студентов, он произво-
Решетневские чтения. 2014
дится в несколько этапов. Первый происходит время учебной практики. Отбор ведется для участия во внутреннем конкурсе «Лучший сварщик третьего курса». Это мероприятие позволяет не только отобрать лучших кандидатов для участия в состязаниях более высокого уровня, но и повысить качество аттестационных работ, воспитать чувство ответственность студентам, увеличить интерес к будущей профессии. Важно что, в первом состязании участникам предстоит помериться мастерством с одногруппниками. Возможность соревнования с «равными» предает уверенность, позволяет справиться с волнением. Затем наиболее успешные третьекурсники состязаются со студентами со студентами четвертого курса за звание «Лучший сварщик Аэрокосмического колледжа». Конкурсные испытания проводятся по программе третьего курса, но студенты четвертого курса, как правило, обладают лучшей технической, теоретической и психологической подготовкой. И только после этого, зарекомендовавшие себя студенты участвуют к олимпиадах более высокого уровня, где встречаются с представителями других учебных заведений.
Для успешного участия в конкурсах профессионального мастерства, студент должен обладать не только хорошей практической и теоретической подготовкой, но и такими качествами как стрессоустойчи-вость, уверенность в себе, заинтересованность в дальнейшем профессиональном росте, упорство и трудолюбие. Последнее необходимо для успешного самообучения. Преподаватель же должен направлять участников не только на дополнительных консультациях, но и во время занятий с группой по образовательным дисциплинам, поручая им усложненные задачи. При этом стоит обратить внимание не только на знания студентов, но и на скорость решения типовых задач, умение быстро принимать взвешенные решения и способность распознать коварные, не однозначные задания. Увеличение скорости работы студента, без снижения ее качества, требует длительных тренировок. Однако это необходимое качество, поскольку позволяет студенту работать спокойно и уверенно при выполнении заданий на время.
Дополнительные занятия со студентами, готовящимися к олимпиадам, лучше проводить в группах, а не индивидуально. Это позволяет студентам младших курсов учится у старших товарищей, однокурсникам - видеть прогресс друг друга и не останавливаться на достигнутом. Как правило, участники не
концентрируют внимание на моменте соперничества и охотно помогают друг другу, делятся накопленным опытом. Однако добиться этого не всегда удается. В настоящее время соревновательные методы обучения широко критикуются. Их основным недостатком является необходимость конкуренции, что может обострить отношение в коллективе. Чтобы этого не произошло, при подготовке участников к конкурсам даже самого низкого уровня, следует акцентировать внимание на том что они команда, им предстоит в последствии отстаивать часть учебного учреждения, своей группы или специальности в соревнованиях более высокого ранга. Необходимо создать атмосферу, при которой студенты будут не конкурировать, а учиться друг у друга.
Важнейшим фактором, влияющим на результат испытаний, является психологическое состояние участников. Следует отслеживать его на протяжении всей подготовки, интересоваться мнением студента о степени его готовности, успехами по учебным предметам, личной жизнью, здоровьем, ситуацией в семье. Однако не стоит излишне оберегать их от стрессов, сопряженных с участием в конкурсах профессионального мастерства. С ростом уровня мероприятия, неизбежно, растет и психологическое давление. Участники должны постепенно вырабатывать стрессоустой-чивость и способность качественно работать и принимать взвешенные решения в напряженных ситуациях
В преддверье сложных конкурсов - регионального или Всероссийского этапа олимпиады профессионального мастерства желательно устроить встречу с выпускниками уже принимавшими участие в таких соревнованиях. Они не только смогут передать совой опыт участия молодому поколению, но и психологически поддержать новичков.
Разумеется, соревнования увеличивают интерес к специальности и желание повысить свое профессиональное мастерство, поэтому необходимо, вовлечение студентов в подготовку и участие в конкурсах профессионального мастерства на протяжении всего процесса обучения. Опыт и качества, приобретенные при этом, безусловно, пригодятся выпускникам в процессе их профессиональной деятельности. Отличившиеся же участники имеют возможность привлечь внимание будущих работодателей.
© Касаткин В. О., 2014