Организация самостоятельной работы студентов на основе проектного обучения включает следующие этапы:
1. Выдача задания, в частности, студенты изучают ГОСТ ИСО 9001-2011, устанавливающий требования к системе менеджмента качества, ГОСТ ИСО 19011-2011, регламентирующий порядок проведения сертификации, а также нормативные документы, определяющие правила аккредитации органов по сертификации.
2. Разделение студентов на две проектные группы: орган по сертификации и предприятие машиностроительной отрасли.
3. Самостоятельное распределение ролей и функций в соответствии со структурой и сферой деятельности предприятия и органа по сертификации.
4. Разработка нормативной документации, необходимой для практического освоения системы качества и аккредитации органа по сертификации каждой проектной группой соответственно. При выполнении работы студенты используют отечественный и зарубежный опыт в области управления качеством.
Вышеуказанные этапы являются самостоятельной подготовкой студентов к деловой игре «Сертификация системы качества», которая проводится на последних практических занятиях и имитирует процедуру сертификации системы менеджмента качества органом по сертификации. Данная деловая игра позволяет подтвердить владение студентов требуемыми профессиональными компетенциями.
Самостоятельная работа студентов позволяет повысить эффективность принятия решений и инициативность студентов, способность их к самостоятельному освоению и использованию материала в течение всего процесса выполнения проекта. Групповая работа направлена на развитие коммуникативных компетенций у студентов, посредством их общения и сотрудничества друг с другом, развития личностной рефлексии, нахождения путей взаимопонимания, а также осознания проблем при командной работе, развитие способности разрешать возникающие конфликты [3].
Таким образом, включение студентов в проектную деятельность оказывает значительное влияние на эффективность образовательного процесса. Проектное обучение имеет большой образовательный, коммуникационно-развивающий и социально-ориентированный потенциал, и, обеспечивая максимальную активность студентов в учебном процессе, способствует
формированию у студентов практических навыков. Проектный метод обучения помогает стать будущим выпускникам активными, компетентными и конкурентоспособными на рынке труда.
Библиографические ссылки
1. Жирнова Е. А., Римаренко О. В. Повышение качества подготовки специалистов путем совершенствования организации самостоятельной учебной работы студентов // Современное образование: технические университеты в модернизации экономики России : материалы Междунар. науч.-метод. конф. (27-28 января 2011, г. Томск). Томск : Изд-во ТУСУР, 2011. С. 138-139.
2. Гринберг Г. М., Курзюкова Ф. В. Новые грани проектной технологии обучения // Инновационная интегрированная система профессионального образования: проблемы и пути развития : науч.-метод. сб. / Сиб. гос. аэрокосмич. ун-т. Красноярск, 2008. С. 16-20.
3. Римаренко О. В., Жирнова Е. А. Проектный метод обучения как способ повышения качества образовательной услуги // Инновационная интегрированная система профессионального образования: проблемы и пути развития : материалы Всерос. науч.-метод. конф. (4 февраля 2011, г. Красноярск). Красноярск, 2011.
References
1. Zhirnova E. A., Rimarenko O. V. Povyshenie kachestva podgotovki specialistov putem sovershenstvovanija organizacii samostojatel'noj uchebnoj raboty studentov // Sovremennoe obrazovanie: tehnicheskie universitety v modernizacii jekonomiki Rossii: materialy Mezhdunar. nauch.-metod. konf. (27-28 janvarja 2011 g.). Tomsk : Izdatel'stvo TUSUR, 2011. S. 138-139.
2. Grinberg, G. M., Kurzjukova F. V. Novye grani proektnoj tehnologii obuchenija [Tekst] // Innovacionnaja integrirovannaja sistema professional'nogo obrazovanija: problemy i puti razvitija: nauch.-metod. sb. / Sib. gos. ajerokosmich. Un-t. Krasnojarsk, 2008. S. 16-20.
3. Rimarenko O. V., Zhirnova E. A. Proektnyj metod obuchenija kak sposob povyshenija kachestva obrazovatel'noj uslugi // Innovacionnaja integrirovannaja sistema professional'nogo obrazovanija: problemy i puti razvitija: materialy Vseros. nauch.-metod. konf. (4 fevralja 2011, g. Krasnojarsk).
© Жирнова Е. А., 2013
УДК: 378.147
ОСОБЕННОСТИ И ИЛЛЮЗИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В. Ю. Журавлев
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Россия, 660014, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31. Е-шаП: [email protected]
Представлен результат исследования особенностей технологий дистанционного образования.
Ключевые слова: дистанционное образование.
Современное состояние и перспективы развития инженерного образования
PARTICULAR QUALITIES AND ILLUSIONS OF DISTANCE LEARNING
V. U. Zshuravlev
Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660014, Russia E-mail: [email protected]
The research of the particular qualities of the distance learning technology is presented.
Keywords: distance learning.
Активное внедрение информационных технологий во все сферы деятельности человека приводит к коренному реформированию системы образования. Сформировавшись в самостоятельную отрасль экономики, образование в целом и образовательные организации в частности испытывают влияние процессов глобализации и обострение конкуренции на рынке образовательных услуг. С внедрением информационных и сетевых технологий в учебный процесс географические границы, время и место перестали быть конкурентным преимуществом любого регионального учебного заведения при наборе учащихся. Ключевым фактором при выборе образовательной программы становится её качество, доступность и авторитет самого учебного заведения.
В последние годы произошла значительная интенсификация учебного процесса по объему предлагаемых знаний, освоению электронного инструментария современных технологий, по технологии организации электронного обучения. Электронное и дистанционное обучение все шире внедряется в учебный процесс, позволяя учащимся выбирать время для учебы, скорость обучения и ритм, место для ознакомления с учебным материалом, объем учебных и дополнительных материалов. Это требует пересмотра всех составляющих учебного процесса от постановки целей обучения до выбора форм, средств, методов.
Ряд учебных заведений в России и особенно за рубежом активно внедряют дистанционное обучение в учебный процесс, сообщая о разработке огромного количества дистанционных учебных курсов. Например, компания Google объявила о начале реализации проекта по созданию виртуального университета с количеством обучаемых до 1 млд человек в год. В России регулярно декларируется создание аналогичных организаций различного масштаба. В ответ на эти вызовы в новом законе «Об образовании в РФ» введены дистанционные образовательные технологии и электронное обучение, которые могут использоваться образовательными учреждениями при организации учебного процесса в объемах, определяемых самими учебными заведениями. Одновременно нормативная база, регламентирующая деятельность учебного заведения, совершенно не учитывает специфику дистанционного обучения. Это касается и норм площади на одного студента, и норм аудиторной учебной нагрузки на одного преподавателя.
Интенсивное развитие информационных технологий вызывает ожидания ряда административных работников и декларирование ими широкого внедрения в ближайшем времени технологий организации самообразования на основе автономных электронных кур-
сов и, в связи с этим, опасения преподавателей о перспективах своей роли в учебном процессе. Это заблуждение основано на примерах использования высокотехнологичных электронных тренажеров для выработки конкретных навыков или освоения в электронной среде различных регламентов. Для получения онлайн-образования, даже при наличии совершенных учебных курсов, помимо высочайшего уровня мотивации и самоорганизации обучаемых (чего невозможно добиться при массовом обучении) необходимо общение и взаимодействие обучаемых между собой и с преподавателем для формирования новых знаний. Этой точки зрения придерживаются ведущие теоретики, имеющие большой практический опыт внедрения и использования современного онлайн-обучения. «В онлайн-классе знания рождаются, главным образом, через отношения и взаимодействия между людьми. Ключом к учебному процессу являются взаимодействия между самими студентами, взаимодействия между преподавателями и студентами и сотрудничество в учебе, являющееся результатом этих взаимодействий» [1]. «Онлайн-дискуссии - это то, что делает учебу такой удивительной. Именно здесь оживает курс. Это то, что отличает образование от подготовки. Подготовка - улица с односторонним движением, когда содержание передается преподавателем и поглощается студентом. Образование - улица с двусторонним движением, когда учащиеся привносят идеи и опыт, делясь ими и учась друг у друга» [2].
Еще одно распространенное заблуждение в российском образовании предполагает наличие большого количества высокоэффективных дистанционных курсов для самостоятельного изучения или поддерживаемых преподавателями. В действительности, при отсутствии необходимого финансирования дистанционного обучения и особенно разработки курсов, в подавляющем большинстве учебные заведения используют низкобюджетные устаревшие технологии дистанционного обучения с невысоким интерактивным качеством учебных материалов и низкими трудозатратами преподавателей.
«Процесс обучения предусматривает использование разработанной системы в совместной деятельности учителя и учащихся.
Стремление отдельных вузов, школ, образовательных серверов чисто механически перенести разработанные традиционные курсы в электронную версию и пересылать их с помощью электронной почты пользователям несостоятельно. Такую организацию нельзя называть дистанционным обучением, поскольку она не учитывает дидактическую сущность учебного процесса» [3].
Третье заблуждение предполагает наличие сформированной потребности в дистанционных технологиях у преобладающей части обучаемых. Однако различные опросы показывают желание обучаемых при переходе на дистанционную технологию обучения снизить свои усилия и временные затраты на изучение теоретического материала и увеличить аудиторное очное обучение для получения практических навыков.
Только реальная оценка сложившейся ситуации позволит эффективно использовать возможности дистанционных образовательных технологий.
Библиографические ссылки
1. Вильям А. Дрейвс. Преподавание онлайн / РУДН. М., 2013. 282 с.
2. Паллоф Р., Прэтт К. Занятия в киберклассе. Сан-Франциско : Джосси-Басс Паблишер, 2001.
3. Полат Е. С. Дистанционное обучение [Электронный ресурс]. URL: http://scholar.urc.ac.ru/ped_ journal/numero4/pedag/polat.html/ (дата обращения: 10.09.2013).
References
1. Vil'jam A. Drejvs. Prepodavanie onlajn / RUDN. M., 2013. 282 s.
2. Pallof R., i Prjett K. Zanjatija v kiberklasse. Dzhossi-Bass Pablisher, San-Francisko, 2001.
3. Polat E. S. Distancionnoe obuchenie. [Jelektronnyj resurs]. URL: http://scholar.urc.ac.ru/ped_journal/ numero4/pedag/polat.html/ (data obrashhenija: 10.09.2013).
© Журавлев В. Ю., 2013
УДК 021 : 378.4
РОЛЬ БИБЛИОТЕКИ В ПОВЫШЕНИИ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ АНАЛИЗА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДОСТУПНЫХ МЕТОДОВ ДЛЯ ПОПУЛЯРИЗАЦИИ УДАЛЕННЫХ РЕСУРСОВ В НАУЧНОЙ БИБЛИОТЕКЕ СИБГАУ
В. В. Зуенок
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Россия, 660014, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31 Е-mail: [email protected]
Выявлены проблемы продвижения электронных ресурсов. Представлены результаты анализа их использования. Намечены дальнейшие пути развития деятельности научной библиотеки СибГАУ в данном направлении.
Ключевые слова: электронные ресурсы, популяризация, качество образования, профессиональная квалиф-фикация библиотекаря.
THE ROLE OF LIBRARIES IN PROMOTING THE QUALITY OF EDUCATION ON THE EXAMPLE OF EFFICIENCY ANALYSIS OF USE OF AVAILABLE METHODS FOR THE PROMOTION OF REMOTE RESOURCES IN SIBSAU SCIENTIFIC LIBRARY
V. V. Zuenok
Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660014, Russia E-mail: [email protected]
Promotion problems of electronic resources are identified. The results of the analysis of their use are obtained. The ways offurther development of SibSAU Scientific library activity of in this direction are outlined.
Keywords: electronic resources, promoting quality education, professional qualification librarian.
Многие годы конечной целью образования являлся выпуск специалиста, обладающего определенными знаниями в какой-либо отрасли. Сегодня огромную значимость при устройстве на работу имеет качество полученных знаний, а профессиональный и личностный успех человека непосредственно зависит от его информационной культуры: знания о существующих
информационных ресурсах, умения применять их в своей деятельности и способности совершенствовать накопленные знания. Следовательно, эта тенденция накладывает определенные обязательства на качество и уровень преподавания.
Для обеспечения качественного учебного процесса, развития личности и приобретения навыков само-