ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Актуальные проблемы административного права
ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ СПЕЦИАЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ
О.Б. ТРОШИН
кандидат военных наук доцент кафедры деятельности ОВД в особых условиях Московского университета МВД России, полковник полиции Научная специальность: 12.00.14 — Административное право; административный процесс
Рецензент: кандидат юридических наук доцент Костылев А.О.
Е-mail: triobor @mail.ru
Аннотация. При проведении специальных операций частями и подразделениями Министерства внутренних дел значительно вырос объем выполняемых задач и количество функциональных групп. Автором раскрыты основы и порядок организации взаимодействия между элементами боевого порядка. Ключевые слова: взаимодействие, специальная операция, боевой порядок.
PRINCIPLES OF ORGANIZATION OF INTERACTION OF THE INTERIOR DURING A SPECIAL OPERATION
O.B. TROSHIN
the candidate of military sciences the associate professor of activity of Department of Internal Affairs in special conditions
of the Ministry of Internal Affairs Moscow university of Russia, the police colonel
Annotation. In carrying out special operations units and units of the Ministry of the Interior significantly increased the volume of tasks and the number of functional grups. Avtor disclosed basis and organization of interaction between elements of the order of battle.
Key words: interaction, a special operation, the order of battle.
В современных условиях при проведении специальных операций органами внутренних дел совместно с подразделениями других министерств и ведомств значительно возрос объем задач, которые должен решать начальник оперативного штаба (руководитель специальной операции) при ее организации и осуществлении.
Фактор времени оказывает решающее влияние на процесс управления всеми компонентами, принимающими участие в проведении специальной операции, в том числе на организацию, уточнение, поддержание и восстановление утраченного взаимодействия между ними.
При этом следует отметить, что штатные, приданные и взаимодействующие силы и средства, взятые по отдельности, в силу неодинаковых оперативных, служебных и боевых возможностей, не в состоянии обеспечить решение задач операции. Это возможно лишь при четкой согласованности, коор-
динации усилий и постоянного поддержания между ними взаимодействия.
В этой связи крайне важно обеспечить взаимное знание возможных задач, согласование совместных действий в ходе проведения специальной операции; систематическое уточнение вопросов взаимодействия; организацию и поддержание непрерывной связи и постоянной взаимной информации об обстановке; создание единой системы управления, оповещения, опознавания и целеуказания; четко налаженные и постоянно поддерживаемые контакты между взаимодействующими органами; постоянный контроль за соблюдением установленного порядка согласованных действий.
В специальной операции применяются самые разнообразные силы и средства. В ней участвуют не только сотрудники местных органов внутренних дел, но и подразделения полиции особого и специального назначения, части и подразделения внутрен-
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Актуальные проблемы административного права
них войск и других министерств и ведомств, а также возможно применение средств огневого поражения, инженерных и других специальных структур, авиации.
Каждое средство борьбы, каждый вид боевой техники и вооружения, каждая часть (подразделение), в зависимости от ее состава и вооружения, обладают определенными свойствами и возможностями, способностью решать определенные задачи, но при проведении специальной операции , совместных действий они должны действовать одновременно и решать общую задачу. Чтобы согласовать усилия подразделений, частей и различных структур, средств борьбы с целью наиболее полного использования сильных сторон каждого из них, необходимо организовать и поддерживать непрерывное взаимодействие между ними.
Принцип взаимодействия должен лежать в основе организации специальной операции. Он гласит: успех в решении служебно-боевых задач может быть достигнут только совместными усилиями всех участвующих в нем сил и средств на основе их тесного и непрерывного взаимодействия и наиболее полного использовании каждым из них своих возможностей.
Сущность взаимодействия заключается в согласованных действиях подразделений и частей, функциональных групп, средств поражения по задачам, направлениям, рубежам, времени и способам выполнения поставленных задач.
Взаимодействие организуется и осуществляется в интересах тех подразделений, групп , которые действуют на важнейших направлениях и выполняют главные задачи. В то же время, тесная взаимопомощь и поддержка должны быть между всеми участвующими силами, а также между соседями. Значение взаимной помощи соседей в сложных современных условиях возрастает.
Порядок взаимодействия определяет руководитель оперативного штаба при принятии решения и дает указания по его организации при постановке задач. В последующем порядок взаимодействия уточняется с более детальной отработкой вопросов. В работе по организации взаимодействия вместе с руководителем принимают участие заместители и члены оперативного штаба.
Взаимодействие — важнейшее условие успеха проведения специальной операции: там, где приме-
няются разнородные, быстродействующие силы и средства , согласованное их использование является важнейшим условием выполнения поставленных задач. Поэтому умелая организация и постоянное поддержание взаимодействия являются важнейшей обязанностью не только руководителя, но и всех должностных лиц оперативного штаб при подготовке и в ходе проведения операции. Именно в умении четко организовать и непрерывно поддерживать взаимодействие, как в фокусе, концентрируются искусство руководителя, его организаторские способности, зрелость, способность управлять силами и средствами.
Взаимодействие должно быть непрерывным на протяжении всей операции. Даже кратковременное его нарушение вносит дезорганизованность в действия групп и подразделений , снижает эффективность действий, приводит к неоправданным потерям.
Особое значение для поддержания непрерывного взаимодействия приобретает инициатива подчиненных командиров и начальников. Во всех случаях нарушения взаимодействия они должны сами стремиться к установлению связи с соседями, с руководством оперативного штаба и согласовывать свои действия, не дожидаясь особых указаний.
Взаимодействие будет эффективным только в том случае, если командир каждого подразделения, участвующего в специальной операции, твердо знает и правильно понимает цель действий, свои частную и общую задачи и способы их выполнения, знает, с кем, когда, как и для чего взаимодействует, своевременно информирует старшего командира (начальника) об обстановке и проявляет творческую инициативу, направленную на поддержание бесперебойной связи и непрерывного взаимодействия.
Основные усилия в обучении должностных лиц органов внутренних дел в служебно-боевой подготовке, при подготовке по вопросам организации выполнения задач в специальной операции необходимо направлять на выработку у сотрудников практических навыков по организации взаимодействия на местности, а если не позволяет обстановка — на макетах местности или на карте. Работа по организации взаимодействия может осуществляться либо методом отдачи указаний о последовательности выполнения задачи, либо методом отдачи указаний и заслушивания докладов подчиненных о порядке
176-Вестник Московского университета МВД России- № 11 / 2013
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Актуальные проблемы административного права
выполнения задачи их подразделением (группой). В ходе отработки вопросов взаимодействия возможна детальная проработка отдельных, наиболее ответственных и сложных эпизодов предстоящих действий по времени, задачам и способам их выполнения подразделениями (группами). При этом заслушиваются доклады командиров и начальников в последовательности выполнения задачи.
Вопросы взаимодействия после их согласования находят свое отражения в документах планирования специальной операции, в частности главные вопросы взаимодействия отображаются в плановой таблице взаимодействия. Взаимодействие органов внутренних дел с разноведомственными структурами, решающими общие задачи в ходе совместных действий, регламентируются двухсторонними планами взаимодействия, являющимися основными административно-организационными документами, определяющими порядок деятельности разноведомственных сил и органов внутренних дел в
интересах реализации задач, возлагаемых на взаимодействующие органы в соответствии с функциональным предназначением. Планы взаимодействия разрабатываются при наличии распоряжений вышестоящего начальника и соответствующих письменных указаний взаимодействующим органам по линии ведомственного подчинения. Планы, как правило, подписываются первыми заместителями и утверждаются начальниками взаимодействующих органов управления. План взаимодействия разрабатывается, как правило, текстуально с приложением карты.
Поддержание непрерывного взаимодействия в ходе выполнения задач достигается глубоким пониманием замысла руководителя, твердым знанием своих задач, задач соседей и условий их выполнения, поддержанием надежной связи, своевременным уточнением порядка действий в изменившейся обстановке и в значительной степени обеспечивает успешное выполнение поставленных задач.
К ВОПРОСУ О ПРИВЛЕЧЕНИИ К ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ПРАВОНАРУШЕНИЯ, СОВЕРШЕННЫЕ С ПОМОЩЬЮ «ВЫСОКИХ ТЕХНОЛОГИЙ»
М.М. ТУРКИН
старший преподаватель кафедры административной деятельности органов внутренних дел
Московского университета МВД России, майор полиции Научная специальность: 12.00.14 — Административное право; административный процесс
E-mail: [email protected]
Аннотация. Рассмотрены вопросы, описывающие правонарушения наиболее часто совершаемые с помощью «высоких технологий». Проведена аналогия административного и уголовного законодательства.
Ключевые слова: правонарушение, высокие технологии, логин, имущественный ущерб, мелкое хищение, состав, административное расследование.
QUESTIONS CONCERNING CRIMES COMMITTED BY MEANS OF HIGH TECHNOLOGY ARE DISCUSSED
M.M. TURKIN
lecturer in administrative activities of Internal Affairs of Moscow State University Russian Interior Ministry, police Major
Annotation. Questions concerning crimes committed by means of high technology are discussed. Criminal and administrative legislations are compared.
Key words: Crime, high technology, login, property damage, minor larceny, corpus delicti, administrative investigation.