ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ УПРАВЛЕНИЯ ОПЕРАТИВНО-БОЕВЫМ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕМ Р.В. Кулешов
(заместитель начальника Всероссийского института повышения квалификации сотрудников МВД России по научной работе, кандидат юридических наук; г. Домодедово; [email protected])
В статье автор рассматривает проблемы борьбы с терроризмом и экстремизмом в аспекте совершенствования управления оперативно-боевым подразделением, непосредственно осуществляющим противодействие экстремистской и террористической деятельности.
Ключевые слова: терроризм, экстремизм, борьба с терроризмом и экстремизмом, предупреждение терроризма и экстремизма, теракт, противодействие, оперативно-боевое подразделение.
Одним из компонентов любой социальной системы, в том числе и оперативнобоевых подразделений, осуществляющих противодействие экстремистской и террористической деятельности, всегда выступает человек - конечный, необходимый и элементарный носитель социального качества. В то же время он является компонентом и частью любой социальной системы, воплощением ее сущности. Только через социальную систему, как известно, человек обретает свою социальную сущность. В связи с этим кадры оперативнобоевых подразделений являются одним из компонентов системы оперативно-боевых подразделений, придающих ей жизнедеятельный характер, поскольку управление оперативно-боевыми подразделениями является управлением людьми и их деятельностью.
Оперативно-боевые подразделения
- организованные в правовом, функциональном и структурном отношениях коллективы сотрудников, компетенция которых в области борьбы с преступностью четко определена, а предмет их ведения и пределы полномочий закреплены в нормативном порядке. Тем самым определяется целенаправленность и специализация в деятельности оперативно-боевых подразделений и обеспечивается согласование их усилий на основе взаимодействия.
В системе правоохранительных органов имеются также службы вспомогательного назначения, оказывающие содействие
основным подразделениям: оперативнопоисковые, оперативно-технические, учетно-регистрационные и информационные аппараты. В пределах своей компетенции они также реализуют свои функции, осуществляя отдельные специализированные оперативно-розыскные мероприятия (проводят скрытое наблюдение, оперативные установки, негласные исследования, информационно-поисковую работу и т.п.).
Наконец, в осуществлении оперативно-боевого противодействия террористической деятельности принимают участие штабные аппараты и неоперативные службы, которые при необходимости используют свои розыскные возможности в решении задач предотвращения и раскрытия преступлений, розыска и задержания скрывшихся террористов и бандитов (участие штабов в осуществлении первоначальных оперативно-розыскных мероприятий, блокировании места спецоперации).
Таким образом, оперативно-боевые функции осуществляются как специально организованными для этой цели оперативно-боевыми подразделениями, применяющими присущие им формы, средства и методы оперативно-боевой работы, так и другими службами (в пределах их компетенции), что предполагает комплексное использование оперативно-боевых возможностей всех служб и подразделений на основе централизованного управления либо координации оперативно-боевыми действиями.
Наличие специализированных подразделений, для которых реализация оперативно-боевых функций является главным содержанием оперативно-боевого противодействия террористической деятельности, способствует научной разработке и постоянному научному совершенствованию тактики пресечения терактов, в том числе в их наиболее опасных формах.
Научная организация оперативнобоевого противодействия террористической деятельности - это целенаправленные усилия руководителей подразделений правоохранительных органов по созданию оптимальных условий функционирования служб и подразделений, осуществляющих оперативно-боевые функции, организации взаимодействия между ними, направлению их усилий на успешное выполнение задач оперативно-боевого противодействия террору путем объективной и глубокой оценки складывающейся оперативной обстановки, принятия научно обоснованных управленческих решений, обеспечивающих комплексное использование оперативно-боевых сил, средств и методов, и обеспечению реализации этих решений в ходе оперативно-боевого пресечения террористической деятельности.
Условия оптимизации и совершенствования оперативно-боевого противодействия террористической деятельности ставят перед научной организацией ряд конкретных задач, а именно:
- научно обоснованное определение объективно необходимых и реально достижимых целей в борьбе с преступностью для всей системы в целом и для каждой из составляющих ее подсистем;
- определение функций оперативнобоевых подразделений, а также функциональных обязанностей личного состава, разграничение их компетенции и персональной ответственности;
- разработка наиболее рационального структурного построения оперативнобоевых подразделений в соответствии с их функциями и конкретным объемом работы по их реализации;
- организационное обеспечение взаимодействия оперативно-боевых под-
разделений с другими службами, а также правоохранительными и иными государственными органами и общественными организациями;
- подбор и расстановка кадров, организация их правовой, профессиональной и психологической подготовки для успешного решения оперативно-боевых задач;
- анализ внешних и внутренних воздействий (криминогенных и антикримино-генных факторов) на систему оперативнобоевого противодействия террористической деятельности с целью их рационального использования или нейтрализации;
- создание эффективной системы оперативной информации и оценочно-аналитической работы, перспективного и текущего планирования;
- разработка научно обоснованной системы слежения за оперативной обстановкой и реагирование на ее изменения;
- безотлагательное и эффективное реагирование на нарушения законности при осуществлении оперативно-боевых мероприятий;
- разработка и внедрение принципов научной организации труда как средства повышения эффективности деятельности оперативно-боевых подразделений.
В рамках перечисленных выше задач организация оперативно-боевой деятельности может претерпевать изменения, соответствующие изменениям в оперативной обстановке и характере поставленных целей. Эти изменения могут проявляться в совершенствовании структурного построения оперативно-боевых подразделений.
Важным компонентом научной организации оперативно-боевого противодействия террористической деятельности является принятие текущих оперативных решений по управлению оперативно-боевыми силами и средствами в ходе повседневной деятельности по борьбе с преступностью.
Управление в самом общем виде определяется как сознательное и волевое воздействие на социальную управляемую систему с целью перевода ее из одного состояния в другое или придание ей новых качеств и свойств. Соответственно, управление в оперативно-боевом подраз-
108
делении - это сознательное и волевое воздействие на оперативно-боевую систему и ее структурные подразделения с целью повышения эффективности их функционирования для решения задач оперативно-боевого противодействия террористической деятельности.
Высокий уровень социального прогресса и определяемые ими крупные социально-экономические сдвиги оказывают воздействие на все без исключения стороны жизни нашего общества, на все социальные явления, в том числе на преступность и организационно-тактические формы и методы борьбы с ней.
Отсюда следует, что одним из важных требований научной организации борьбы с преступностью вообще и оперативно-боевого противодействия террористической деятельности в частности является знание руководителями оперативно-боевого подразделения основных направлений и закономерностей экономического, политического и социального развития и их учет в борьбе с преступлениями, которые входят в их компетенцию. Для того чтобы формы и методы оперативно-боевого противодействия террористической деятельности были подлинно научными, необходимо глубоко и постоянно изучать социальные, экономические, демографические и другие факторы, которые определяют состояние, динамику, географию и структуру особо опасной вооруженной преступности. Эта борьба только тогда будет успешной, когда станет базироваться на прочном фундаменте объективных оценок этнорелигиозных ситуаций, точной информации, правильном использовании законов общественного развития.
В современных условиях руководитель органа внутренних дел имеет в своем распоряжении разнообразные средства и методы оперативно-боевого противодействия террористической деятельности, оперативно-технические средства и криминалистическую технику. Правомерность и эффективность их применения обеспечиваются высокой оперативно-боевой выучкой руководящих кадров, четким знанием и усвоением основ права, законодатель-
ных актов и иных нормативных документов, регламентирующих различные участки оперативно-боевого противодействия террористической деятельности, умением применять военные, педагогические и психологические знания, глубоким усвоением тактики и методики предотвращения и раскрытия преступлений, розыска и задержания скрывшихся бандитов и террористов. Конкретно это проявляется в знании и умелом применении в борьбе с преступностью наиболее эффективных приемов, методов и средств оперативно-боевого противодействия террористической деятельности на базе передового опыта и научных рекомендаций. Для проведения тех или иных оперативно-боевых мероприятий оперативно-боевое подразделение широко привлекает возможности других служб и подразделений (дежурные части, оперативно-технические подразделения, оперативно-поисковые подразделения).
Важное значение приобретают знания и навыки комплексного управления оперативно-боевыми и иными силами и средствами, которые основываются на всестороннем учете процессуальных, оперативно-боевых, административно-правовых и иных возможностей всех звеньев системы, надежной связи и твердом руководстве взаимодействующими структурными подразделениями. В частности, руководители оперативно-боевых подразделений обязаны в совершенстве овладеть теоретическими основами и передовой практикой оперативно-боевого управления. Эта специализированная форма управления обеспечивает успех комплексного применения оперативно-боевых средств и методов в борьбе с преступностью. Умелое использование теоретических положений оперативно-боевого управления и практической деятельности выступает как непременное требование научной организации оперативно-боевой деятельности.
В настоящее время оперативно-боевое управление невозможно без применения различных технических средств собирания, обработки и передачи информации (ИПС оперативно-розыскного назначения, оперативно-розыскные учеты), средств
Юридическая наука и правоохранительная практика оперативной радио- и проводной связи, оперативно-технических средств и средств автотранспорта.
Субъект оперативно-боевого управления обязан хорошо знать принципы действия технических средств управления и обеспечения оперативно-боевых мероприятий, уметь эффективно использовать их для достижения поставленных целей.
Особенностью оперативно-боево-
го противодействия террористической деятельности на современном этапе ее развития является то, что для ее квалифицированного осуществления недостаточно одних практических навыков, эмпирического опыта, как было в прошлом. Достижение положительных результатов в значительной степени зависит от реальности поставленных задач, выбора наиболее целесообразных способов их решения в соответствии с научно обоснованными принципами и организационно-тактическими основами. Отсюда вытекает требование усвоения и сознательного применения руководителями оперативно-боевых подразделений методологических основ, принципов и организационно-тактических рекомендаций теории оперативно-боевого пресечения террористической деятельности, исследующей специфические закономерности организации и тактики использования оперативно-боевых возможностей предотвращения терактов, их пресечения и розыска скрывшихся террористов, их задержания (захвата).
Основное внимание должно быть обращено на правовую, психологическую и оперативно-боевую подготовку руководителей оперативно-боевых подразделений, позволяющую им квалифицированно руководить оперативно-боевым противодействием террористической деятельности подчиненных подразделений, непосредственно участвовать в решении оперативнобоевых задач. Чем выше оперативно-боевая подготовка руководителя, его оперативно-боевая компетентность, тем больше его влияние на оперативно-боевую тактику, тем богаче и шире арсенал приемов и методов борьбы с преступностью, тем целенаправленнее работа по предотвраще-
нию преступлений, розыску скрывшихся террористов и бандитов, их задержанию (захвату).
Руководство оперативно-боевым противодействием террористической деятельностью требует не только знания основ научного управления, но и умения применять их на практике. В процессе оперативно-боевого противодействия террористической деятельности главная роль принадлежит сотрудникам оперативно-боевых подразделений. Им, конечно, присущи индивидуальные психологические качества, различная степень профессиональных знаний, проявления воли, решительности, хладнокровия и осмотрительности. Каждая оперативно-боевая операция характеризуется наличием неповторимых ситуаций, большой массой случайностей, и предусмотреть все до мельчайших подробностей невозможно. Именно поэтому сложность процессов оперативно-боевого противодействия террористической деятельности, большое многообразие ее конкретных проявлений обусловливают как необходимость знания теории управления и оперативно-боевой деятельности, так и оперативно-боевого умения руководителей спецподразделений.
Теория оперативно-боевого противодействия террористической деятельности раскрывает закономерности, общие связи и отношения между различными явлениями и процессами оперативно-боевой практики, вооружает кадры спецподразделений ОВД знанием организационных форм и тактических приемов оперативно-боевых действий [1; 2; 3; 4]. При организации оперативно-боевого противодействия террористической деятельности руководители ОВД должны исходить из особенностей складывающейся оперативной обстановки. Организуя оперативно-боевое противодействие террористической деятельности, они обязаны постоянно следить за состоянием терроризма и бандитизма, анализировать и учитывать криминогенные и антикрими-ногенные факторы, знать и учитывать объективные условия, в которых подчиненные спецподразделения решают задачи борьбы с этими видами преступности, и предви-
110
деть все возможные их изменения. Изучение и оценку оперативной обстановки, в которой проходят или будут проходить оперативно-боевые мероприятия, следует рассматривать как предварительный этап принятия управленческих и оперативнотактических решений. Сама деятельность по оперативно-боевому противодействию должна быть конкретизирована с учетом организационно-тактической специфики применения оперативно-боевых сил и средств для решения конкретных, ограниченных по цели, месту и времени оперативно-тактических задач.
Оперативно-боевое управление представляет собой изменяющийся под влиянием оперативной обстановки процесс непрерывного руководства имеющимися силами и средствами путем принятия и корректировки решений на проведение конкретных оперативно-боевых мероприятий, доведения их до исполнителей, организационного, оперативно-технического и иного обеспечения оперативно-боевой работы и контроля за ее осуществлением в соответствии с поставленными задачами и требованиями законности.
Научная организация оперативнобоевого противодействия экстремистской и террористической деятельности и его составной части - оперативно-боевого управления - находится в тесном взаимодействии с оперативно-боевой тактикой применения негласных и иных оперативно-боевых средств и методов борьбы с преступностью. Именно от правильного решения организационных задач зависят оптимальная расстановка оперативно-боевых сил и средств, их боевая готовность, умелое сочетание оперативно-розыскных и оперативно-боевых действий, комплексное применение оперативно-боевых возможностей оперативно-боевыми подразделениями (ОБП) в борьбе с указанными особо опасными видами преступности. Успешные тактические действия по предотвращению преступлений, розыску и задержанию бандитов возможны лишь в рамках научной организации оперативнобоевого противодействия экстремистской и террористической деятельности, которая
заметно влияет на развитие тактики, определяет целенаправленность применяемых тактических приемов оперативно-розыскных и боевых действий.
Научная организация оперативно-боевого противодействия экстремистской и террористической деятельности основывается на тесном сочетании организационно-тактических элементов, которое обеспечивает единство системы и гибкое ее реагирование на изменения оперативной обстановки [5].
Основы управления оперативно-боевыми подразделениями неотрывно связаны с общим управлением ОВД.
Сущность управления в органах внутренних дел заключается в обеспечении правильного взаимодействия частей, элементов системы органов внутренних дел как единого целого, в волевом воздействии на систему органов внутренних дел и ее структурные подразделения с целью обеспечения эффективности их деятельности, направленной на выполнение стоящих перед ними задач в сфере правоохранительной деятельности государства, в сфере внутренних дел [6, с. 6-27].
Социальная система управления в той или иной сфере состоит, в свою очередь, из управляющей и управляемой системы (подсистем), которые находятся во взаимодействии благодаря наличию прямых и обратных связей между ними.
В.П. Хомколов отмечает, что при структурном анализе важно выявлять такие свойства структуры, как устойчивость, т.е. количественный аспект этого отношения, который выражается в том, что система должна быть по возможности наиболее прочной [7].
К управляющей системе относятся все элементы, которые обеспечивают процесс управления, т.е. процесс целенаправленного воздействия на управляемую систему. Активный компонент управляющей системы - субъект управления, работники, выполняющие функции управления. Управляющая система имеет определенную организационную структуру управления, управленческий персонал и технические средства. Управляющей системой в сфе-
Юридическая наука и правоохранительная практика ре внутренних дел является государство. Специальными внутригосударственными управляющими системами и системами управления в сфере внутренних дел выступают органы внутренних дел, наделенные соответствующими правами и обязанностями.
Управляющими системами в сфере внутренних дел выступают вышестоящие органы внутренних дел, наделенные полномочиями по управлению. К управляемой системе относятся элементы системы управления (коллективы, группы людей), которые подвергаются определенному воздействию со стороны управляющей системы и непосредственно осуществляют возложенные на них функции. Управляемыми системами в области внутренних дел государства являются нижестоящие органы внутренних дел и их структурные подразделения.
Управление спецподразделениями представляет собой целенаправленную деятельность командиров, штабов и других органов управления по поддержанию боевой готовности и боеспособности, подготовке их к оперативно-боевому противодействию экстремистской и террористической деятельности и руководству ими при выполнении поставленных задач [8; 6]. От качества управления оперативно-боевыми подразделениями всегда зависел успех боя или спецоперации: умелое руководство спецподразделениями способствовало разгрому бандитов с наименьшими потерями и достижению победы в короткие сроки.
Теория и практика управления оперативно-боевыми подразделениями развивались и совершенствовались по мере изменения вооружения, техники, организации ОБП и способов ведения оперативно-боевых действий, а также целей и задач, которые перед такими спецподразделениями ставились.
Хорошо организованное и непрерывное управление оперативно-боевыми подразделениями в бою или спецоперации обеспечивает захват и удержание инициативы, скрытность подготовки и внезапность нанесения ударов по бандформированиям, эффективное применение име-
ющихся спецсредств и оружия и полное использование оперативно-боевых возможностей спецподразделений, своевременное осуществление спецмероприятий по установлению места нахождения бандитов (террористов). Оно позволяет в любых, даже самых сложных условиях оперативной обстановки добиваться успешного выполнения оперативно-боевых задач в установленные сроки.
При проведении спецоперации условия управления оперативно-боевыми подразделениями стали неизмеримо сложнее. Необходимо руководить спецподразделе-ниями, обладающими очень высокой подвижностью и маневренностью, действующими самостоятельно на отдельных направлениях, зачастую в горной местности, при наличии обширных зон разрушений и пожаров (Чечня, Дагестан).
Частые и быстрые переходы от одного вида спецоперации к другой обусловили необходимость организации ее в ходе предыдущих боевых действий или при выдвижении спецподразделений. Управление спецподразделениями осуществляется обычно в недостаточно ясной обстановке: командир, принимая решение, зачастую не располагает всей нужной информацией о важнейших элементах оперативно-боевой обстановки. Нередко ему приходится одновременно организовывать действия спецподразделений по выполнению полученной задачи и руководить уничтожением сохранившихся очагов сопротивления бандитов в расположении своих сил, ликвидацией последствий применения бандитами мин и фугасов.
Значительно усложнились условия управления оперативно-боевыми подразделениями, повысились требования, которые предъявляются к руководству оперативно-боевыми подразделениями в спецоперации или общевойсковом бою. Управление спецподразделением может быть успешным лишь в том случае, если оно является устойчивым, непрерывным, оперативным и скрытым.
Требование устойчивости управления означает, что оно должно осуществляться в любых условиях воздействия
112
бандформирований. Ни удары средств огневого поражения, ни иные их действия не должны приводить к таким нарушениям, при которых невозможно выполнение управленческих функций. Если нарушается управление спецподразделением, то оно должно быть немедленно восстановлено [9, с. 24-34].
Выполнение требования устойчивости управления приобретает сейчас первостепенное значение. Это обусловлено прежде всего тем, что бандиты рассматривают нарушение управления как одно из основных условий достижения успеха в бою с оперативно-боевыми подразделениями и в целом с федеральными силами.
Для достижения устойчивости управления оперативно-боевыми подразделениями наряду с уничтожением средств поражения бандитов и срывом действий их сил, направленных на нарушение управления оперативно-боевым подразделением, необходим целый ряд мероприятий тактического и технического характера. Силы и средства управления должны распределяться по создаваемым пунктам управления, с тем чтобы каждый из них был в состоянии решать основные задачи управления ОБП самостоятельно. Тогда при внезапном выходе из строя одного из пунктов сохранится возможность управления подчиненными оперативно-боевыми подразделениями с других пунктов. Важно умело рассредоточивать, скрытно располагать и своевременно перемещать созданные пункты управления, комплексно использовать все технические средства управления, строго соблюдать правила скрытого управления и безопасности связи, надежно защищать радиоэлектронные средства от радиоэлектронного подавления и поражения оружием бандформирований.
Постоянная высокая готовность всех органов управления, а также тех спецпод-разделений, которые обеспечивают их работу в бою или спецоперации, высокая психологическая подготовка личного состава позволяют успешно решать задачи устойчивого управления оперативно-боевыми подразделениями в сложных услови-
ях длительного воздействия средств огневого поражения бандформирований.
Требование непрерывности управления предполагает постоянное, без каких-либо перебоев в ходе подготовки и ведения боя или спецоперации, воздействие органов управления на подчиненные оперативно-боевые подразделения в интересах успешного выполнения ими поставленных задач по уничтожению бандитских и экстремистских организаций и террористических группировок.
В спецоперации, развивающейся в стремительном темпе, отличающейся резкими изменениями обстановки, быстрым изменением соотношения сил и средств сторон, как никогда раньше, необходимо своевременное и правильное реагирование командира, штаба и других органов управления на происходящие события, постоянное влияние на ход подготовки и ведения оперативно-боевых действий. И хотя в условиях применения бандгруппами оружия достижение непрерывности управления сильно затруднено, командир, штаб, другие органы управления не должны допускать даже кратковременных перебоев в руководстве оперативно-боевыми подразделениями в бою или спецоперации.
Для достижения непрерывности управления оперативно-боевым подразделением необходимо обеспечить постоянное функционирование пунктов управления и надежную связь между ними, с подчиненными, взаимодействующими ОБП, вышестоящими командиром и штабом.
Обязательным условием достижения непрерывности управления оперативно-боевыми подразделениями являются правильное уяснение задач, поставленных старшим командиром, знание обстановки и предвидение возможных ее изменений. Знание и глубокий анализ условий подготовки и ведения боя позволяют командиру, штабу, другим органам управления направлять усилия оперативно-боевых подразделений на преодоление встречающихся трудностей.
Важнейшее значение имеют быстрота и правильность реакции органов управления на изменения обстановки, т.е.
Юридическая наука и правоохранительная практика своевременное принятие или уточнение решения, доведение новых или уточненных задач, порядка взаимодействия до непосредственных исполнителей. Большую роль играют постоянный контроль за выполнением поставленных задач, быстрый сбор и обработка данных об организациях экстремистского толка и террористических группировках.
Под оперативностью управления понимается быстрое, обеспечивающее упреждение экстремистов и террористов в действиях, осуществление всех мероприятий по управлению оперативно-боевым подразделением при подготовке и в ходе боя или спецоперации. В условиях постоянной борьбы сторон за выигрыш времени оперативность управления приобретает важнейшее значение.
Скрытность управления оперативно-боевыми подразделениями достигается выполнением целого комплекса мероприятий. К ним относятся: строгое ограничение круга должностных лиц, посвящаемых в замысел предстоящего боя или спецопера-ции; сохранение в тайне деятельности тех, кто принимает непосредственное участие в разработке и реализации наиболее важных задач управления; соблюдение правил и порядка ведения переговоров по техническим средствам связи. В интересах обеспечения скрытности управления оперативно-боевым подразделением применяется специальная аппаратура, а также кодирование документов, используются таблицы позывных и сигналов, переговорные таблицы и кодированные карты. Очень важное значение имеют скрытное размещение и перемещение пунктов управления. В соответствии с планом вышестоящего штаба проводятся мероприятия по маскировке элементов системы управления и дезинформации бандформирований.
Скрытность управления заключается в сохранении в тайне от экстремистских и террористических формирований всех мероприятий, проводимых командирами, штабами, оперативно-боевыми подразделениями в период подготовки и в ходе боя или спецоперации.
В спецоперации скрытность управления приобретает еще большее значение в связи с возрастанием роли внезапности действий, увеличением возможностей разведки бандформирований и применения ими разнообразных средств огневого поражения.
К основным принципам управления, применяемым с учетом конкретной обстановки в спецоперации или общевойсковом бою, относятся: единоначалие; личная ответственность командиров (начальников) за принимаемые решения и результаты выполнения поставленных задач; централизация управления в сочетании с инициативой подчиненных; постоянное знание и глубокий анализ обстановки, предвидение хода событий; твердость и настойчивость в проведении принятых решений и планов в жизнь; высокая организованность и творчество в работе органов управления, знание личного состава, опора на подчиненных командиров.
Единоначалие - важнейший принцип управления оперативно-боевыми подразделениями, означающий, что командир наделен всей полнотой распорядительной власти по отношению к подчиненным. Хотя в управлении оперативно-боевыми подразделениями принимают самое деятельное участие штабы, тем не менее всегда и во всех звеньях должен непременно соблюдаться принцип единоначалия. Лишь при единоначалии достигается безусловное и строжайшее единство воли путем подчинения воли многих людей воле одного - руководителя.
Единоначалие выражается в том, что командир лично принимает решение на бой или спецоперацию, отдает подчиненным необходимые приказы и распоряжения, организует их выполнение [10].
Командиры всех уровней несут полную ответственность за все стороны жизни и деятельности подчиненных им оперативно-боевых подразделений. И хотя каждый командир при решении задач управления оперативно-боевыми подразделениями опирается на коллектив, в необходимой мере использует помощь других должностных лиц органов управления, не кто
114
иной, как он несет персональную ответственность за целесообразность принятого решения на проведение спецоперации или организации боя, правильность и обоснованность решений, принимаемых в ходе боя, наиболее эффективное использование в бою или спецоперации имеющихся сил и средств и конечные результаты выполнения оперативно-боевыми подразделениями поставленных оперативно-боевых задач по ликвидации бандформирований [11, с. 3-11; 12, с. 3-15].
Если принимаются нецелесообразные решения, то подчиненные оперативно-боевые подразделения применяются в бою неумело, неэффективно, а поставленные задачи выполняются неполно, с нарушением установленных сроков или вовсе не выполняются. В этих случаях командир отвечает по всей строгости закона.
Необходимость соблюдения принципа централизации управления обусловлена тем, что спецоперация по-прежнему ведется в соответствии с замыслом старшего командира, и для достижения общей цели требуются согласованные усилия всех сил и средств, участвующих в ней.
Централизация управления оперативно-боевыми подразделениями проявляется в объединении старшим командиром всех действий подчиненных и приданных подразделений единым планом, в направлении их усилий на быстрейшее достижение общей цели боя или спецоперации. Централизация не исключает, а предполагает широкую инициативу подчиненных. Смелое и разумное дерзание, стремление найти наилучшие способы выполнения поставленной задачи, способность к проявлению самостоятельности в сложной обстановке всегда играли большую роль [13, с. 157].
Постоянное знание и глубокий анализ обстановки отнесены к числу основных принципов в силу того, что без этого управление просто немыслимо. Они позволяют выделить в сложившейся обстановке главное, наиболее существенное, выявить моменты, затрудняющие исполнение полученной задачи в установленный срок, и своевременно наметить меры по устранению их отрицательного влияния на дейс-
твия подчиненных оперативно-боевых подразделений, принять оптимальное решение на проведение спецоперации или организации боя. Постоянное знание и глубокий анализ обстановки, в которой протекает оперативно-боевая деятельность, дают возможность командиру, штабу и другим органам управления верно направлять усилия подчиненных на преодоление встречающихся в ходе боя трудностей, своевременно реагировать на происходящие изменения в оперативной обстановке.
Оперативно-боевой опыт показывает, что твердость и настойчивость в проведении принятых решений и планов в жизнь всегда способствовали достижению успеха в бою и спецоперации.
Без знания личного состава и опоры на подчиненных командиров нельзя рассчитывать на успешное управление ОБП в бою или спецоперации.
Основное содержание управления оперативно-боевыми подразделениями составляют мероприятия по повышению (поддержанию) их высокой оперативно-боевой готовности, обеспечению (восстановлению) их боеспособности; непрерывное добывание, сбор, изучение, отображение, обобщение, анализ и оценка данных оперативной обстановки; принятие решения, постановка задач подчиненным, организация и поддержание взаимодействия, организация и выполнение спецмероприятий по агентурно-разведывательной деятельности и всестороннему обеспечению боя; организация управления, контроль за подготовкой к бою или спецоперации, выполнением ОБП поставленных оперативнобоевых задач по ликвидации бандитских и террористических групп [14].
Своевременно и хорошо организованное бесперебойное управление оперативно-боевыми подразделениями способствует захвату и удержанию инициативы, скрытности подготовки боя и внезапности нанесения ударов по бандитам, быстрому использованию результатов огневого поражения и своевременному осуществлению спецмероприятий по установлению местонахождения преступников. Кроме того, оно позволяет более эффективно ис-
Юридическая наука и правоохранительная практика пользовать оперативно-боевые возможности сил и средств, участвующих в бою
*
или спецоперации .
Важное значение придавалось и придается совершенствованию управления и в органах внутренних дел. Наиболее активно исследование проблем, посвященных улучшению организации и управления в органах внутренних дел, ведется с 1966 года. Опубликован ряд научных работ, учебников и учебных пособий С.Е. Вициным, В.З. Веселым, О.А. Галустяном, Г.Г. Зуйковым, А.П. Ипакином, Л.М. Ко-лодкиным, В.Г. Кутушевым, А.Ф. Майды-ковым, В.Д. Малковым, Э.П. Масленниковым, В.А. Озодиным, С.П. Ломтевым, А.Н. Роша, Г.А. Тумановым, В.С. Чернявским, Е.Ф. Яськовым и др.
А.П. Коренев высказывает актуальную для организации оперативно-боевого противодействия экстремистской и террористической деятельности мысль о том, что «управление в органах внутренних дел осуществляется на основе единоначалия. Руководитель (начальник) несет персональную ответственность за деятельность возглавляемого им органа (подразделения), однако это не исключает коллективного обсуждения наиболее важных вопросов управления. В этих целях в органах внутренних дел образуются коллегии, оперативные совещания и другие совещательные органы».
Централизация и децентрализация реализуются также в сочетании единоначалия и коллегиальности в управлении. При выработке управленческого решения руководитель должен считаться с мнением специалистов, нацеливать их на разра-
* Общие основы управления оперативно-боевыми подразделениями ОВД даны на основе специальной тактики ОВД и общевойсковой тактики войсковых подразделений. См., например: Тактика: учебник / В.Г. Резниченко [и др.]. М.: Воениздат, 1988; Организационные основы деятельности ОВД при проведении специальных операций: учеб. пособие / М.: ВНИИ МВД России, 1998. Хомколов В.П. Организация управления ОРД: системный подход. М., 1999; Основы управления в ОВД: учеб. пособие / под ред. А.П. Коренева. М.,1988.
ботку вариантов решений, проводить экспертную оценку проектов решений. Это не только не подрывает, но и повышает авторитет руководителя, чувствующего за собой поддержку коллектива, поднимает ответственность за дело, взаимную взыскательность и требовательность в коллективе.
В.И. Махинин пишет: «Системы управления в органах безопасности - это определенные совокупности взаимосвязанных и функционирующих компонентов (организационных звеньев), упорядоченные таким образом, что в результате у них (совокупностей) возникают новые общие качества, отсутствующие у образующих их отдельных компонентов, связей и процессов» [10].
Органы государственного управления действуют по поручению и от имени государства, которое наделяет их властными полномочиями для достижения поставленных перед ними целей. Властные полномочия воплощаются в их компетенции, которая определяется законами и другими нормативными актами.
По мнению Г.А. Туманова, управление в органах внутренних дел - это сознательное и волевое воздействие на систему органов внутренних дел и ее структурные подразделения с целью повышения эффективности их функционирования для решения задач охраны общественного порядка и борьбы с преступностью. В дальнейшем такой подход к пониманию управления в органах внутренних дел в целом был поддержан А.П. Кореневым.
1. Основы ОРД органов милиции УССР: учебник / отв. ред. И. Бондаренко. Изд-во МООП УССР, 1985. 584 с.
2. Селиверстов С.А. Оперативно-боевая деятельность спецподразделений милиции: монография. М.: ВНИИ МВД России, 2002.
3. Дзюба Д.И. Оперативно-боевые аспекты борьбы с терроризмом: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2006.
4. Ракитин В.В. Оперативно-розыскное обеспечение деятельности ОВД при
116
проведении КТО: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2006.
5. Алханов А.Д. Автореф. дис. ... канд. юрид. наук.
6. Основы управления в органах внутренних дел: учебник / под ред. А.П. Коренева. М.: Московская акад. МВД РФ: Щит, 2001. 396 с.
7. Хомколов В.П. Организация управления оперативно-розыскной деятельностью: системный подход. М.: Закон и Право: ЮНИТИ, 1999. 191 с.
8. Тактика / В.Г. Резниченко [и др.]. М.: Воениздат, 1988. 496 с.
9. Фон Кохенгаузен. Вождение войск: Пособие. Ч. I: Среднее и низшее командование / пер. с нем. А. Таубе. М.: Воениздат, 1933. 332 с.
10. Махинин В.И. Основы управления в органах безопасности: учебник / отв. ред. Б.С. Тетерин. М., 2001. 183 с.
11. Основы боевого применения частей и подразделений родов войск сухопутных сил ФРГ: Устав Бундесвера FE 700/108. М.: Генеральный штаб Вооруженных Сил СССР, ГРУ, 1985. 318 с.
12. Полевой устав сухопутных войск США FM 6-20. М.: Генеральный штаб вооруженных сил СССР, ГРУ, 1980. Ч. I. 416 с.
13. Макнаб К., Фаулер У. Современный бой: оружие и тактика / пер. с англ. М.: ЭКСМО, 2003. 256 с.
14. Организационные основы деятельности ОВД при проведении специальных операций: учеб. пособие / В.А. Анисимов [и др.]. М.: ВНИИ МВД РФ, 1998. 140 с.
15. Махинин В.И. Управление в органах безопасности: методологические,
теоретические, методические основы и основы культуры. М., 2002. 218 с.