Лазицкий Сергей Леонидович
старший преподаватель кафедры боевой подготовки и деятельности ОВД в особых условиях
Краснодарского университета МВД России
(тел.: 88612583934)
Тактико-специальные учения как форма подготовки сотрудников органов внутренних дел к действиям при возникновении чрезвычайных
обстоятельств
Аннотация
В статье рассматривается содержание важнейших частей плана проведения учения, которые должны соответствовать характеру выполняемых подразделением служебно-боевых задач, обеспечивать создание сложной тактической обстановки для действий подразделений, ставить обучаемых в сложные условия и т.д.
Annotation
In article the maintenance of the major parts of the plan of carrying out of the doctrine which should correspond to character of sluzhebno-fighting problems carried out by division is considered, to provide creation of difficult tactical conditions for actions of divisions, to lay down trainees in difficult conditions etc.
Ключевые слова: исследовательские цели, учебные вопросы, общественная безопасность.
Key words: the research purposes, educational questions, public safety.
З
адачи по охране общественного порядка и общественной безопасности граждан ОВД выполняют как в обычных, повседневных условиях, так и при чрезвычайных обстоятельствах, связанных с задержанием вооруженных преступников, предупреждением, пресечением и ликвидацией групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков в населенных пунктах, ликвидацией последствий стихийных бедствий и крупных производственных аварий и катастроф.
Под чрезвычайными обстоятельствами понимаются события, происшедшие в социальной, техногенной сферах и природной среде, процессы и явления, существенно влияющие на жизнедеятельность людей, общества и государства и требующие принятия специальных мер по защите среды обитания, жизни,здоровья,прав и свобод граждан, материальных и иных ценностей от уничтожения, повреждения, хищения и по восстановлению нормальной работы различных
объектов жизнеобеспечения.
Основной формой действий группировки сил и средств органов внутренних дел в случае, если обстоятельства, вызвавшие кризисную ситуацию (чрезвычайные обстоятельства), не были разрешены (нейтрализованы), является специальная операция.
Подготовка подразделений органов внутренних дел и внутренних войск осуществляется с целью обеспечения высокой оперативно-служебной и служебно-боевой готовности к выполнению задач при возникновении чрезвычайных обстоятельств проводится заблаговременно. Эффективность подготовки достигается: планированием действий сил и средств органов внутренних дел и внутренних войск к выполнению задач при возникновении ЧО;
подготовкой (обучением) личного состава и слаживанием элементов группировки сил и средств, а также органов управления к выполнению задач и функций при возникновении ЧО;
осуществлением проверки готовности сил и средств к действиям при ЧО в ходе проведения
49
инспектирования, контрольных проверок, комплексных и целевых выездов.
Подготовка сил и средств к действиям при ЧО включает:
подготовку органов управления к выполнению задач при ЧО;
одиночную подготовку сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих внутренних войск к действиям при ЧО;
подготовку подразделений и элементов группировки сил и средств к выполнению оперативно-служебных и служебно-боевых задач при ЧО;
материально-техническое и морально-психологическое обеспечение действий личного состава, привлекаемого к действиям при ЧО.
Подготовка (обучение) органов управления и группировки сил и средств всех уровней должна осуществляться, начиная с простейших форм и заканчивая более сложными.
Обучение проводится:
органов управления на методических занятиях, групповых упражнениях - ежемесячно; на штабных тренировках - ежеквартально, на командно-штабных учениях - один раз в полугодие;
элементов группировки сил и средств (групп оперативно-служебного, служебно-боевого применения) на тренировках - ежемесячно; на тактико-специальных занятиях (тактико-строевых занятиях) - ежеквартально;
совместное обучение органов управления и элементов группировки сил и средств - на тактико-специальных (тактических) учениях по окончании года, а также в ходе антитеррористичес-ких учений, проводимых под руководством ОШ в субъектах Российской Федерации.
Тактико-специальные учения являются высшей и наиболее эффективной формой полевой выучки руководителей и сотрудников ОВД, их всесторонней подготовки к выполнению служебно-боевых задач при возникновении ЧО.
Тактико-специальные учения проводятся в целях:
боевого слаживания подразделений сводных отрядов для умелых и решительных действий при выполнении ими служебно-боевых задач в различных условиях обстановки, повышения полевой выучки личного состава;
выработки и совершенствования навыков руководителей в управлении подразделениями;
отработки организации и поддержания взаимодействия;
выработки у подчиненных высоких моральных и боевых качеств, психологической устойчивости, инициативы и самостоятельности, внимания и бдительности, воли и находчивости, смелости и мужества ври выполнении раз-
личных задач.
Сущность тактико-специальных учений заключается в практическом выполнении учебных служебно-боевых задач всеми сотрудниками на фоне общей непрерывно развивающейся обстановки по единому замыслу на местности (как правило, в районах действий при чрезвычайных обстоятельствах) в ограниченные сроки, днем и ночью, в любое время года.
Основной метод обучения на тактико-специальном учении - практическая работа по выполнению всеми обучаемыми своих функциональных обязанностей в условиях, максимально приближенных к реальной служебно-боевой деятельности органов внутренних дел, кроме того, могут применяться объяснение и показ (демонстрация).
К основным требованиям, предъявляемым к тактико-специальным учениям, относятся: воспитание на учениях подчиненных, подготовка их в психологическом, профессиональном и физическом отношении к выполнению боевых задач;
умелое применение основного принципа боевой подготовки - учить подчиненных тому, что необходимо для выполнения боевых задач в мирное и военное время, создавая обстановку, максимально приближенную к боевой действительности;
обеспечение постоянной боевой готовности подразделений к выполнению реальных служебно-боевых задач;
соблюдение принципа наглядности в обучении. Подготовка учения осуществляется под непосредственным руководством соответствующего начальника и начинается заблаговременно. Проводится подготовка по плану, в котором обычно предусматриваются:
уточнение и определение исходных данных для учения;
сроки разработки документов учения и ответственные за это лица;
время проведения рекогносцировки района предстоящего учения;
мероприятия и сроки подготовки тыла, ответственные за подготовку лица;
создание при необходимости запасов горючего, продовольствия, вещевого имущества и медикаментов;
перечень и сроки основных работ по подготовке района учения, оборудованию пунктов управления, развертыванию связи, комендантской службы и ответственные за это лица.
Исходными данными для организации учения являются: тема, учебные (исследовательские) цели, время проведения учения и его продолжительность, состав обучаемых, нормы расхода
50
ВЕСТНИК КРАСНОДАРСКОГО УНИВЕРСИТЕТА МВД РОССИИ • 2011 • № 4 (14)
моторесурсов, боеприпасов и имитационных средств.
При организации тактико-специального учения уточняются (определяются) исходные данные для обучаемой стороны; определяется состав подразделений, привлекаемых для обозначения действий вероятного противника (преступников), и другие вопросы. Потребность в привлечении взаимодействующих органов определяется с учетом организации и тактики действий вероятного противника (преступников), а также темы, учебных целей, боевых возможностей обучаемых подразделений и других условий.
Перед уточнением (определением) исходных данных руководитель уясняет тему учения. Тактическое содержание темы зависит от ряда условий, главными из которых являются: степень готовности подразделений к выполнению возложенных на них задач; масштаб проводимого учения и количество привлекаемых на него подразделений; запланированный расход моторесурсов и материальных средств; продолжительность учения и особенности района его проведения.
Учебные цели тактико-специального учения уточняются (определяются) в зависимости от содержания и характера темы, уровня подготовки обучаемых, требований приказов, уставов и наставлений.
Учебные цели должны быть конкретными, направленными на достижение высокой полевой выучки и боевого слаживания подразделений ОВД. Количество целей должно быть строго ограничено и не превышать шести, в противном случае тактико-специальное учение может потерять свою направленность, а следовательно, и эффективность.
Исследовательская цель для учения может быть сформулирована таким образом: изучить маневренные возможности сводного отряда в ходе проведения специальной операции и др. Это зависит от темы учения, подготовленности обучаемых и т.д.
Время проведения учения и его продолжительность определяются вышестоящим командиром (руководителем учения) или указываются в планах служебно-боевой подготовки.
Нормы расхода моторесурсов, боеприпасов и имитационных средств определяются с учетом установленного на учебный год лимита.
После уточнения (определения) исходных данных руководитель учения определяет перечень разрабатываемых документов с указанием сроков их готовности и ответственных за их подготовку лиц.
Одним из основных документов, отражающих порядок отработки темы учения и достижения
поставленных на нем целей, является план проведения тактико-специального учения с пояснительной запиской. Он разрабатывается на карте и включает: исходные данные; тактический замысел, этапы учения их наименование и продолжительность; учебные вопросы и время их отработки.
Исходными данными являются: тема, учебные цели и время проведения учения, состав подразделений, привлекаемых на учение; фронт и глубина района учения; нормы расхода моторесурсов, боеприпасов и имитационных средств.
Важнейшей частью плана проведения учения является тактический замысел. Он должен соответствовать характеру выполняемых подразделением служебно-боевых задач, обеспечивать создание сложной тактической обстановки для действий подразделений, ставить обучаемых в сложные условия, насыщенные острыми ситуациями, требующие глубокого анализа и творческого подхода обучаемых командиров и штабов к принятию решений, и обеспечивать полную отработку учебных, исследовательских целей и учебных вопросов.
В замысле определяется, в какой тактической обстановке руководитель учения намерен отработать поставленные учебные вопросы по этапам учения. Замысел разрабатывается графически на карте и представляется старшему начальнику на утверждение.
В тактическом замысле указываются: исходная обстановка - первоначальное положение подразделений, соседей и взаимодействующих органов к началу учения;
задачи и замысел действий командиров вышестоящих сторон и соседей по этапам учения с указанием предполагаемых решений обучаемого командира;
исходные районы обучаемых подразделений и время их занятия;
боевые задачи участвующих на учении подразделений с указанием предполагаемых решений обучаемого командира;
районы (участки) розыгрыша боевых действий сторон;
примерное положение сторон к началу каждого этапа.
Действия противника (преступников) в намеченных районах разрабатываются детально по направлениям и времени применительно к реальной тактике действий противника (преступников) подразделениями для имитации (обозначения) и управления ими согласно плану через соответствующего помощника руководителя.
В процессе разработки тактического замысла определяется продолжительность
51
каждого этапа и учения в целом. Учение начинается с момента подъёма подразделений по соответствующему сигналу (выхода из мест постоянной дислокации) и продолжается до возвращения их в места постоянной дислокации.
На тактико-специальных учениях все действия обучаемых осуществляются по астрономическому времени, как в реальной обстановке. Чтобы обучаемые постоянно учитывали фактор времени, расчет его производится с учетом содержания разрабатываемых учебных вопросов и существующих нормативов действий подразделений при выдвижении, развертывании, ведении поиска, занятии рубежа блокирования и при других условиях. В некоторых случаях, когда ставится цель учить командиров, штабы и подразделения действовать в малоизученных условиях, время может быть несколько увеличено.
При определении этапов учения особое внимание уделяется их формулированию и определению содержания учебных вопросов, которые должны логически вытекать из содержания тактического замысла и отражать его. В этапах учения и учебных вопросах необходимо последовательно раскрывать содержание темы. Деление учений на этапы позволяет руководителю обеспечить последовательную и целеустремленную отработку поставленных учебных вопросов. Количество этапов и их содержание зависят от темы, учебных целей, масштаба учений и времени, отведенного на его проведение.
Каждый этап состоит из учебных вопросов, охватывающих по времени и пространству определенный законченный период организации охраны и обороны объекта, специальной операции или других действий подразделений. Количество учебных вопросов на этапах зависит от их содержания и отведенного на этап времени. Включение в этап большого количества учебных вопросов приводит к поверхностной их отработке. По опыту учений целесообразно включать в этап не более пяти учебных вопросов. Учебные вопросы должны отражать работу и действия всех основных категорий обучаемых.
Пояснительная записка оформляется отдельным документом. Излагается она в повествовательной форме с постановкой глаголов в настоящем времени, в ней указываются:
боевой и численный состав сил и средств, выводимых на учения (подразделений и средств усиления, реально выводимых на учения, с указанием численности личного состава, вооружения, боевой и специальной техники);
общий характер действий боевых сторон (ис-
ходная обстановка к началу учения - места дислокации частей на одну ступень выше обучаемых, соседей, охраняемых объектов, районы служебно-боевой деятельности и районы вероятной выброски десантов, ДРГ, направления и объекты действий просочившихся подразделений противника и т.д.;
действия противника и своих подразделений с начала и до конца учения по времени с раскрытием замысла действий вышестоящих командиров сторон, задач и решений обучаемого командира по основным разыгрываемым эпизодам на этапах учения);
основные показатели учения (фронт и глубина боевых задач обучаемых подразделений; скорость марша; время на организацию боевых действий и на действия ночью; протяжённость рубежа блокирования; фронт, глубина и темп поиска; глубина преследования);
расчёт (соотношение) сил и средств по этапам учения ( на выполнение каждой отрабатываемой служебно-боевой задачи);
состав руководства и посреднического аппарата;
время и место общего и частного разборов учения;
порядок занятия исходного района и возвращения в пункт постоянной дислокации (порядок проверки личного состава вооружения, техники, организация регулирования движения, отрабатываемые нормативы в ходе движения, порядок доклада по прибытии подразделений в пункт постоянной дислокации).
Разработка плана проведения учения заканчивается нанесением на карту необходимых пояснительных надписей, условных обозначении, служебного заголовка и подписей.
План проведения тактико-специального учения с пояснительной запиской утверждается непосредственным начальником руководителя учения.
После утверждения плана проведения учения руководитель учения приступает к разработке организационных указаний, тактического задания и других необходимых документов.
Исходя из изложенного, можно сделать вывод, что тактико-специальные учения на которых отрабатываются различные аспекты деятельности не только теоретически, но и практически в условиях реально приближенных к чрезвычайным обстоятельствам, проверяется реальность разработанных планов к действиям в этих условиях являются высшей формой обучения личного состава к действиям в чрезвычайных обстоятельствах.
52
ВЕСТНИК КРАСНОДАРСКОГО УНИВЕРСИТЕТА МВД РОССИИ • 2011 • № 4 (14)