2'2014
Пробелы в российском законодательстве
12. РАЗНОЕ
12.1. ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ОБОРОНА В СИСТЕМЕ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА И МЕСТО В НЕЙ МВД РОССИИ
Княжев Виктор Борисович, военный исследователь, канд. воен. наук. Должность: начальник кафедры. Подразделение: кафедра управления органами внутренних дел в особых условиях. E-mail: [email protected] Место работы: Академия управления МВД России. Майдыков Анатолий Федорович, д-р юрид. наук, профессор, Заслуженный деятель науки России. Должность: профессор. Подразделение: кафедра управления органами внутренних дел в особых условиях. E-mail: [email protected]
Место работы: Академия управления МВД России.
Аннотация: К опубликованию результатов исследования на данную тему в виде научной статьи побудили два основных фактора. Первый - это богатый практический опыт обеспечения безопасности конкретных территорий в ходе локальных вооруженных конфликтов. Второй фактор - это идентичность сценария развязывания вооруженных конфликтов, свержения государственных прави-
тельств, осуществление государственных переворотов на территориях различных государств мира. В статье раскрываются отдельные теоретические положения о сущности территориальной обороны и месте в ней МВД России. Практическая значимость материала имеет большое значение, особенно на современном этапе формирования новых подходов обеспечения территориальной безопасности.
Ключевые слова: территориальная оборона; МВД России; органы внутренних дел; полиция; система управления органами внутренних дел в рамках территориальной обороны.
TERRITORIAL DEFENSE IN SYSTEM OF SAFETY OF THE RUSSIAN STATE AND A PLACE OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA IN IT
Knyazhev Victor Borisovich, military researcher, PhD in military sciences. Position: Head of chair. Department: managing interior organs in special conditions chair. E-mail: [email protected]
Place of employment: Management Academy of MIA Russia. Maidykov Anatoliy Fedorovich, Dr of law, professor, Deserved scientist of Russia. Position: professor. Department: managing interior organs in special conditions chair. E-mail: [email protected]
Place of employment: Management Academy of MIA Russia.
Annotation: To publication of results of research to the given subject matter in the form of the research paper have induced two basic factors. The first is a rich practical experience of a safety of specific territories during local confrontations. The second factor is an identity of the script развязывания confrontations, overthrow of the state governments, realization of revolutions in territories of the various states of the world. In article separate theoretical regulations about of essence of territorial defense and seat in it the Ministry of Internal Affairs of Russia reveal. The practical importance of a material is of great im-
portance, especially at the present stage of formation of new approaches of maintenance of a territorial security. Keywords: territorial defense; Ministry of Internal Affairs of Russia; law-enforcement bodies; police; control system of law-enforcement bodies within territorial defense.
Актуальность рассматриваемой темы объясняется ролью и местом территориальной обороны1 в системе национальной безопасности страны, значимостью МВД России в решении задач территориальной обороны, а также необходимостью научной разработки указанной проблематики с целью устранения имеющихся недостатков и определения путей дальнейшего развития этого направления деятельности в системе органов внутренних дел и внутренних войск МВД России. Необходимость научной разработки проблем названной выше темы вытекает также из результатов проведенного недавно учения «Запад-2013», показавшего не только значимость территориальной обороны в системе обеспечения национальной безопасности страны, но и важнейшие недостатки и проблемы современного состояния территориальной обороны, отмеченные в выступлении на разборе учения верховного главнокомандующего Президента страны В.В. Путина.
Термин территориальная оборона (ТрО) вошел в обиход и стал широко употребляться не только в специальной литературе сравнительно недавно - в конце 70-х годов прошлого столетия, однако отдельные вопросы так или иначе связанные с территориальной обороной, затрагивались значительно раньше в отечественной и зарубежной военной и юридической науке
История развития России, впрочем, как и любого государства, показывает, что на всем временном пространстве его существования неотъемлемыми атрибутами власти были полиция, суды, тюрьмы, иные карательно-правоохранительные органы, которые в военное время оказывали и оказывают активную и значимую помощь вооруженным силам, что отчетливо и убедительно свидетельствует о природе возникновения и содержания задач и функций территориальной обороны (ТрО).
Не рассматривая эволюцию территориальной обороны на различных этапах развития нашей страны, отметим, что в соответствии с действующими правовыми актами, и, в частности, с Положением о территориальной обороне, объявленным Указом Президента Российской Федерации, утвердившим Положение - это «составная часть военных и общегосударственных мероприятий, проводимых в целях охраны и обороны важных военных и государственных объектов, борьбы с диверсионно-разведывательными группами и десантами противника, обеспечения режима чрезвычайного и военного положения».
Анализ правовых установлений различной юридической силы, начиная от законов и до ведомственных юридических актов, а также практики действий вооруженных сил министерства обороны страны, внутренних войск и органов внутренних дел (в т.ч. полиции) [3], по вопросам территориальной обороны показал, что это -важный институт обеспечения национальной безопасности помимо относительно самостоятельного элемента военной организации, задействуемый в военное время или реальной угрозы внешней агрессии, может быть использован, также при обеспечении внутренней
1 Далее ТрО
328
ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ОБОРОНА В СИСТЕМЕ Княжев В.Б.
БЕЗОПАСНОСТИ Майдыков А.Ф.
безопасности, например, при пресечении внутренних вооруженных конфликтов, террористических актов, при осуществлении комплексных глобальных мероприятий, связанных со спасением людей, материальных и духовных ценностей во время природных катаклизмов, техногенных аварий и катастроф. В этих случаях, как известно, по решению (приказу) Президента страны могут использоваться вооруженные силы Министерства обороны [2].
Конкретизируя содержание действий сил территориальной обороны с позиции военной составляющей, можно с уверенностью сказать, что она в этих условиях представляет собой комплекс боевых, охранных и режимных действий разноведомственных сил и средств, согласованных по целям, задачам, месту, времени, направленных на уничтожение (ликвидацию) сил и средств противника, недопущение дезорганизации тыла страны и лишения возможностей государства к обороне и ведению войны. В этих целях, как правило, привлекаются силы министерства обороны и внутренних войск [4].
Что же касается задач обеспечения внутренней безопасности, то для их решения в рамках территориальной обороны используются силы и средства органов внутренних дел и полиции, отмобилизованные и сформированные в специальные воинские подразделения.
К числу основных задач указанного вида можно отнести мобилизацию отдельных районов территории административного образования, усиление охраны (прикрытие) административной (государственной) границы; сопровождение и охрана колонн военного назначения (военные колонны, доставка гуманитарной помощи, эвакуация мирного населения); оказание помощи местным властям в обеспечении правопорядка; содействие в поддержании нормальной работы жизненно важных служб, организаций и учреждений; усиление охраны и обороны важных объектов при повышении напряженности оперативной обстановки; установление пропускного режима на дорогах и в населенных пунктах; деблокирование в случае необходимости военных и государственных объектов и др.
Важное значение при организации решения указанных задач должно придаваться четкому определению полномочий всех субъектов, участвующих в указанном виде деятельности территориальной обороны, в т.ч.: Правительства Российской Федерации, Генерального штаба ВС РФ, Главного командования сухопутных войск, Главного командования видов ВС РФ, Командующих войсками военных округов (флотов), Министерства внутренних дел Российской Федерации, Главных управлений (управлений) внутренних дел по субъектам РФ, отделов (управлений) территориальных органов внутренних дел районов, городов и иных муниципальных образований, органов внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, Внутренних войск МВД России, командующих региональными командованиями ВВ МВД России, а также четко определены место и роль ОВД и ВВ МВД России [4].
К сожалению, существующая нормативная правовая база в этом отношении имеет целый ряд серьезных недостатков. К ним относятся:
- во-первых, в ней не предусмотрены задачи ТрО по защите тыла страны от средств воздушного нападения противника, противодействия силам и средствам психологических операций и кибервойны (последнее в настоящее время поставлено на одно из первых мест);
- во-вторых, в действующих правовых актах не учтено новое положение о военных округах, которые (кроме центрального) в настоящее время включают, помимо сухопутных войск, также силы флота, имеющие особые районы ТрО и то, что границы их ответственности не совпадают с границами административнотерриториального деления государства;
- в-третьих, в правовых установлениях по линии ТрО не полностью отражены и учтены права и обязанности органов власти и управления, в т.ч. МВД России, о силах и средствах, в частности, по ресурсному обеспечению отмобилизуемых сил и средств в особых правовых режимах [2].
К важнейшим особенностям действий сил и средств органов внутренних дел и внутренних войск МВД России при выполнении задач ТрО, определяющим их место и роль, следует отнести значительную пространственную разобщенность направлений действий их подразделений, очаговый характер вооруженных столкновений с противником (противоборствующей стороной); ведение преимущественно оперативно-боевых действий в отличие от обычной оперативно-разыскной деятельности; самое тесное взаимодействие с силами и средствами Министерства обороны, Федеральной службы безопасности и Министерства по чрезвычайным ситуациям и гражданской обороны; ограничения на применение тяжелого вооружения и боевой техники; незначительная глубина действий при решении боевых задач при высокой маневренности и скоротечности использования сил и средств; неглубокое эшелонирование боевых порядков; необходимость принятия мер по исключению, либо минимизации потерь среди местного населения и разрушению объектов инфраструктуры в зоне действий.
К сожалению, как показал проведенный нами анализ специальных научных исследований по данной проблематике, в настоящее время уровень оперативнослужебной и служебно-боевой деятельности служб и подразделений МВД России по линии территориальной обороны еще не в полной мере отвечает предъявляемым требованиям. Помимо отмеченных выше недостатков правового регулирования к недочетам и упущениям в их работе в указанной сфере можно отнести недоработки организационного свойства, связанные с обеспечением готовности сил и средств к решению поставленных перед ними задач. Это касается, прежде всего, организации взаимодействия сил и средств МВД России с другими подразделениями иных ведомств, при создании единой группировки сил и средств, для осуществления мероприятий по линии ТрО.
Ни для кого не является секретом, что такая группировка должна действовать как единый механизм, максимально полно используя возможности каждой из взаимодействующих структур. Это возможно лишь тогда, когда заранее, еще на стадии планирования, а затем на этапе обучения и тренировок, четко определены и отработаны в таблице взаимодействия роль и место с содержанием и особенностями действий каждой из сторон. На практике же это не всегда учитывается и используется.
На что следует обратить особое внимание при организации указанного взаимодействия? Необходимо согласовать в соответствующих инстанциях (МО, ФСБ, МВД, МЧС и ГО) и учесть границы ответственности; состав привлекаемых сил и средств, порядок их подчиненности при совместных действиях (кто, кому, когда, на какой срок и на основании каких нормативных право-
329
2'2014
Пробелы в российском законодательстве
вых документов предается на усиление или переходит в оперативное подчинение, кто и кем командует и пределы полномочий, порядок обеспечения боеприпасами и иными материальными средствами, меры медицинского обеспечения, порядок эвакуации и ремонта техники); порядок приема назначенных (определенных) объектов под охрану и оборону, объем, последовательность и сроки их подготовки к обороне, инженерное оборудование охраны и обороны объектов; способы и варианты действий по уничтожению десантов и диверсионных групп противника, а также бандитских формирований; маневр силами и средствами ТрО и порядок использования для этих целей транспортных средств и коммуникаций; порядок поддержания связи, взаимного обмена информацией; мероприятия по оперативному, морально-психологическому, тыловому и техническому обеспечению, сигналы оповещения, управления и опознавания.
Еще одним важнейшим условием успешных действий сил ТрО, в т.ч. органов внутренних дел и внутренних войск МВД России, является оптимизация системы управления. Непосредственное управление силами и средствами полиции, выделенными для решения задач ТрО, на наш взгляд, должен осуществлять начальник полиции лично, либо назначенные для этих целей другие должностные лица, которые представляют собой оперативный штаб или группу управления (по примеру других ведомств).
В указанной обстановке придется использовать также необычные для повседневных условий работы органов внутренних дел и полиции организационные формы и методы, приемы и способы действий, вводить дополнительные силы и средства, чтобы не допустить дальнейшего осложнения оперативной обстановки (совершения тяжких преступлений, фактов мародерства, распространения панических слухов и др.). Поэтому представляется целесообразным кроме усиленных патрульных нарядов применять также КПП (контрольнопропускные пункты), заслоны, оперативно-поисковые группы, наряды сопровождения (автотранспорта, поездов, морских и речных судов), оцепления, аварийноспасательных работ, эвакуации, карантинного режима, фильтрационной и др.)
С введением режима военного положения значительно возрастет объем задач следственных подразделений МВД России, которыми совместно со следователями Следственного Комитета страны и органов Прокуратуры будет выполняться комплекс мероприятий по оперативному расследованию совершаемых преступлений.
Значительный объем функций предстоит выполнить органам внутренних дел, полиции и внутренним войскам МВД России по обеспечению режима военного положения. Представляется, что на окружном уровне мероприятия по поддержанию и обеспечению режима военного положения должны возлагаться на органы военного управления, под общим руководством командования военного округа. Планирование и организация применения мер военного положения должно осуществляться штабом военного округа.
На районном уровне обеспечение режима военного положения предлагается возложить на оперативные штабы районов, возглавляемых главами администраций муниципальных образований. В состав таких штабов должны входить руководители органов местного самоуправления, территориальных органов безопасности, внутренних дел, МЧС и ГО.
Рассмотренные проблемы, безусловно, не охватывают всего круга вопросов ТрО, требующих решения, и не безаппеляционны. Отдельные их них носят дискуссионный характер, в т.ч. и предлагаемые авторами пути их решения. Поэтому будем признательны всем, кто захочет высказать по ним свою точку зрения или позицию.
Список литературы:
1. Конституция Российской Федерации;
2. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года: Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 // СПС Консультант плюс;
3. О полиции: Федеральный закон РФ от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ // Рос. Изд. 2011 г., 8 февраля;
4. О военном положении: Федеральный конституционный закон РФ от 30 января 2002 г. № 1-ФКЗ (ред. от 28 декабря).
5. Княжев В. Б., Киреев М.П. Борьба с терроризмом и права человека // Пробелы в российском законодательстве. - 2013. - №2.
Рецензия
на статью начальника кафедры управления органами внутренних дел в особых условиях Академии управления МВД России, кандидата военных наук, военного исследователя Княжева В. Б. и профессора кафедры управления органами внутренних дел в особых условиях Академии управления МВД России, Заслуженного деятеля науки России, доктора юридических наук, профессора Майдыкова А.Ф. на тему: «Территориальная оборона в системе безопасности Российского государства и место в ней МВД России».
Названная статья является очень важной для теории и практики не только органов внутренних дел, но и других силовых структур, органов власти и управления страны. Долгое время указанная проблематика вообще считалась закрытой темой и подвергалась анализу и оценки только специалистами с соответствующими грифами ограниченного пользования. Последние годы завеса полной секретности по этой проблематики была снята. Это, однако, не означает наличие технологических тонкостей темы, которые, оправданно не разглашается во всех государствах. В данной статье авторы убедительно и аргументировано рассматривают открытые и важные вопросы, такие как: организация взаимодействия, система управления, место и роль каждой из задействованных структур, в т.ч. и системы МВД России, в решении задач территориальной обороны.
Авторы статьи обоснованно относят территориальную оборону к важнейшему институту обеспечения национальной безопасности. Анализируя содержание территориальной обороны, они справедливо обращаются к определению наиболее важных проблем дальнейшего совершенствования этого направления обеспечения безопасности, определяют круг вопросов, требующих как оперативного, так и долгосрочного решения по защите тыла, разработки новых правовых актов, определяющих роль и место всех участников (субъектов) территориальной обороны. Интересны предложения авторов по совершенствованию системы управления силами и средствами при различных условиях обстановки, в т.ч. в период нарастания агрессии и введения режима военного положения.
Считаю, что данная статья может быть опубликована в рейтинговых цитируемых изданиях, в т.ч. рекомендованных ВАК Минобрнауки России.
Профессор кафедры управления органами внутренних дел в особых условиях Академии управления МВД России доктор юридических наук, профессор М.А. Громов
330