Гаджиев М.М.
Основные принципы поддержки и стимулирования нововведений в РД
Главным теоретическим и в конечном счете практическим вопросом формирования и реализации механизма регулирования ИП (инновационных процессов) является определение основных принципов, на которые он опирается. В научной литературе нет единой точки зрения по этому вопросу. Единичные положения сформулированы в проекте концепции научно-технической политики Российской Федерации.1 Однако преобладающая часть систематизации касается либо механизма управления НТП, либо отдельных элементов регулирования развития науки, техники, технологии.
Учитывая предпринятые ранее попытки в систематизации принципов планирования, программирования, финансирования развития науки и техники, необходимо выделить две группы принципов регулирования ИП.
В первую группу следует отнести принципы комплексности, научности, вариантности, целенаправленности, адекватности, эффективности, которые носят глобальный характер и определяют функционирование всех управляющих систем, вторая группа - специализирована применительно к нововведениям.
Помимо глобальных принципов, в соответствии с которыми должен строится и действовать механизм республиканского воздействия на предприятия, и исходя из специфических особенностей ИП и присущих им закономерностей, выделяются республиканские принципы построения и функционирования механизма регулирования нововведения. К ним следует отнести: экономический протекционизм, динамичность, адаптивность, равноусловность. Принцип экономического протекционизма инновациям и притоку инвестиций в сферу нововведений связан с созданием в республике особых условий для инновационной деятельности преимущественно экономическими методами, основанными на договорных отношениях, использовании прямых и косвенных экономических регуляторов, поддерживающих и стимулирующих инновационную активность и предприимчивость производителей. Участники ИП, как правило, являются представителями частного предпринимательства, хозяйствующим на основах автономии и самостоятельности. Поэтому все формы административно-бюрократического вмешательства, ограничивающие экономические свободы предприятий и действие рыночных стимулов, способны оказать крайне отрицательное влияние на хозяйственную деятельность и инновационную активность. Более того, даже среди экономических регуляторов предпочтение следует отдавать не прямым методам воздействия (инвестиции, дотации и т.п.), а элементам косвенного регулирования (кредитного, страхового, налогового и т.д.). Отличительной особенностью такого механизма выступает рекомендательный характер, который предоставляет право каждому субъекту хозяйственной деятельности самостоятельно определить свою стратегию развития, в том числе, не обязательно совпадающую с республиканской или федеральной системой предпочтений. Однако в этом случае он может рассчитывать на поддержку со стороны государства. Если же выбор падает на один из официальных приоритетов, то предприятие вправе ожидать дополнительных льгот при условии эффективности и конкурентоспособности своего производства. Таким образом, опосредованное, стимулирующее воздействие, учитывающее мотивацион-ные факторы товаропроизводства, способно создать предпосылки для формирования желаемого поведения хозяйствующих субъектов в социально-экономическом развитии РД. Принцип динамичности связан, прежде всего, с цикличностью инновационных колебаний, предполагающий постоянное изменений целей и задач, а также условий общественного развития в зависимости от фаз длинных волн. Он означает, что регулирующий механизм должен обладать подвижностью и изменчивостью под влиянием внутренних и внешних факторов, исключающих старые формы и методы воздействия на прогрессирующую хозяйственную сферу. Действие этого принципа означает, что нецелесообразно создавать неизменную систему регулирования, так как она неизбежно окажется неэффективной в постоянно изменяющейся среде; принцип адаптивности предусматривает такое управление, когда желательное состояние определяется на основе жизненного опыта, а принимаемые решения можно приспособить к возникающим ранее не предусмотренным условиям. Приспосабливаемость экономических регуляторов к изменению среды функционирования, а также целевой направленности развития экономики РД и избранных приоритетов, исключает громоздкость разрабатываемой модели, ее низкий информационный потенциал и высокую степень бюрократизированности принимаемых решений. Принцип равноусловности предполагает обеспечение равных условий для получения государственной поддержки всеми участниками инновационной деятельности, независимо от размеров, форм собственности, гражданственности. Последнее особенно актуально в настоящее время в отношении иностранных инвестиций, широко поддерживаемых в РД. Особая роль в соблюдении данного принципа принадлежит развитию конкурсности при привлечении предприятий (фирм) к реализации республикан-
1 Концепция научно-технической политики РФ: Проект // Радикал. 1992. №12.
ских приоритетов, а также созданию равных условий хозяйствования для всех участников инновационного цикла, исходя из мотивов их деятельности, ибо взаимодействие звеньев данного цикла дает максимальный эффект тогда, когда решения принимаются с учетом экономических интересов.
Соблюдение всех вышеперечисленных принципов, как глобального, касающегося в целом воспроизводственного процесса, так и локального, применительно к инновационной деятельности, характера позволит, на наш взгляд, сделать механизм регулирования нововведений в РД более эффективным, направленным на решение республиканских проблем, достижению приоритетных целей. Эта система принципов отличается от ранее существовавших, когда ведущими выступали принципы централизации, иерархии управления, сбалансированности, ресурсного обеспечения и др., т.е. принципы, основанные на централизованном директивном управлении государственной собственностью.
При выборе основных способов и методов воздействия необходимо помнить, что весьма рискованно проводить эксперименты с использованием совершенно незнакомых регуляторов. Изучение зарубежного и отечественного опыта государственного воздействия на развитие науки и инновационную активность хозяйствующих субъектов позволяет определить основные регуляторы, возможные к использованию на республиканском уровне, финансовые и кредитные, налоговые и амортизационные, а также ценовые.
Основными формами финансовой поддержки, которые могут быть использованы органами управления РД, выступают субсидии, представляющие собой безвозвратные пособия участникам инновационной деятельности в критические моменты ее становления и развития. Субсидирование должно иметь строго оговоренные направления, связанные с реализацией проектов, результативность которых выходит за рамки действующих рыночных критериев эффективности, имеющих, к примеру, экспортнонаправлен-ный или импортозамещающий характер, макроэкономические последствия реализации которых будут значительно выходить за пределы эффекта для одного участника. Дотации-ассигнования из бюджета направляются на покрытие убытков от инновационной деятельности основных участников нововведений, а также соответствующей инфраструктуры. Субсидии и дотации должны носить разовый характер и увязываться с реализацией конкретных проектов и программ; реальные инвестиции - долгосрочные вложения республиканских капиталов в создании научно-технического задела; выполнение исследований и разработок некоммерческой направленности, социально-экономической, либо экологической результативности; развитие конкурентоспособных производств и технологий. Вложение ресурсов совместно с негосударственными структурами на условиях их капитализации характеризует предпринимательские функции органов управления РД и предполагает окупаемость республиканских инвестиций в те же сроки и на той же основе, что и средств коммерческих предприятий, участвующих в проекте. Необходимость республиканского предпринимательства на современном этапе развития обусловлена, в первую очередь, недостатком средств частного капитала для вложения даже в самые эффективные проекты развития. Существуют различные оценки потребностей привлечения иностранных инвестиций в экономику РФ. На перспективу эксперты компании "Эрист Энд Янг" считают, что в ближайшие годы понадобится иностранных инвестиций в размере 200-300 млрд. долл. По другим оценкам, приток иностранных инвестиций в экономику может составить 5-20 млрд. долл. в год. Во второй половине 90-х годов ХХ века финансовый капитал составил 20 трлн. долл. Эти деньги - основа мирового финансового рынка, охватывающего весь мир.
Довольно значительны иностранные инвестиции в Санкт-Петербург и Ленинградскую область, в 1999 г. они приближаются к 1 млрд. долл. Сейчас в РФ входят 89 регионов, инвестиционная активность в которых различна. Нужно отказаться от
Таблица 1
Объем инвестиций поступивших от иностранных инвесторов по регионам РФ _(Российский статистический ежегодник. М., 1999)
1995 1996 1997 1998
млн. долл. в процентах к итогу млн. долл. в процентах к итогу млн. долл. в процентах к итогу млн. долл. в процентах к итогу
РФ 2983 100% 6970 100% 12295 100% 11773 100%
СевероКавказский район 52 1,8 76 1,1 86 0,7 41 3,5
Центральный район 1726 57,6 5090 73,0 8740 71,1 6959 59,1
в том числе г. Москва 1398 46,9 4562 65,5 8476 68,9 5860 49,8
следующих мнений, когда речь идет об инвестициях РД: 1) дублирующие производства, что в стране есть такие заводы и т.д. (но технология и сам продукт, производимый на этих заводах, давно устарел и т.п.); 2) низкая инвестиционная привлекательность (интегральный коэффициент Москва - 0,401, Республика Дагестан - до 1,609), т.е. самый высокий уровень риска, значит нужен механизм, нужны гарантии государства. Поэтому республиканское предпринимательство от реальных инвестиций должно перейти к следующей форме финансовой поддержки - финансовым инвестициям; финансовый лизинг, суть которого сводится к покрытию части затрат, которые несут предприятия при приобретении новых машин и оборудования, а также замене действующих. Роль органов управления в решении данной проблемы видится в покрытии части расходов лизинговых компании, либо частичной компенсации стоимости капиталовложений на приобретение новых машин и оборудования. Говоря о финансовой поддержке инновационной деятельности предприятий, следует иметь в виду, что она должна иметь определенную грань, за которой помощь не стимулирует, а тормозит развитие нововведенческой активности. Для того, чтобы участники ИП не превращались в иждивенцев, необходимо строить финансовую поддержку на следующих принципах: многоканальности системы получения дополнительных средств; приоритетности республиканского финансирования; целенаправленности финансирования; совместимости форм и методов финансовой поддержки нововведений с другими экономическими регуляторами на основе учета мотивационных факторов предприятий; точной адресности предоставления республиканских финансовых средств и подконтрольности целенаправленности их использования и результативности.
Практика безвозвратного финансирования приемлема для решения определенного круга республиканских проблем, связанных преимущественно с реализацией республиканских инновационных программ и проектов и финансовой поддержкой начальных стадий инновационных процессов. Однако возможности безвозвратного финансирования ограничены рамками средств, имеющихся в бюджете РД и внебюджетных фондах, а также необходимостью решения иных, помимо инновационных, проблем, связанных с состоянием производственного потенциала республики, его инфраструктуры. Поэтому во многих случаях в целях поддержки инновационной деятельности вполне приемлемо выделение финансовых средств на возвратной основе. В данном случае речь идет о республиканском кредитовании инновационной деятельности, реализации программ и проектов, ориентированных на коммерческий успех.
Считаем, что основными факторами республиканского кредитования могут выступать:
• прямые льготные займы на конкурсной основе - снижение процентной ставки или увеличение сроков кредитования в зависимости от степени важности проводимых разработок для республики и др.;
• гарантированные займы, предполагающие получение кредита участниками инновационной деятельности в системе коммерческого кредитования под гарантию управленческих структур РД.
Гарантия может быть выдана на случай провала инновационного проекта и невозможностью погашения кредита новатором. Предполагается, что органы управления возьмут на себя обязанность погашения коммерческого кредита и уплаты процентов по нему в случае неудачи проекта или программы, либо гарантируют кредитору материальное обеспечение невозвращения ссуды (недвижимость, земля и т.п.), т.е. предоставляют своего рода залог, который гарантирует банкам получение в срок кредитов и процентных платежей по ним. Новаторы, особенно на первых стадиях инновационного цикла не имеют предварительных накоплений и в этом отношении проигрывают устоявшемуся развитому производству. Поэтому задачей органов власти РД является создание равных условий получения займов для всех участников производства и рыночных инфраструктур посредством соответствующей системы гарантий. Также речь идет о разделении риска инновационной деятельности между участниками инновационных процессов, инвесторами и государством. Кредитование нововведением связаны, во-первых, с разделением и распределением риска инновационной деятельности; во-вторых, льготным характером предоставления средств; в-третьих, этапностью кредитования.
В некоторых странах более половины всех средств, выделенных по закону участниками нововведений, представляются в форме освобождения предприятия от уплаты налогов. Одним из преимуществ налоговой поддержки новаторов в отличие от прямых субсидий выступает то, что многие виды льгот могут быть представлены не авансом, а в качестве поощрения.
Современные преобразования в системе налогообложения позволяют использовать механизм налогового на республиканском уровне. При этом механизм налогового воздействия на уровне РД нужно строить по принципу: преобладания стимулирующей функции налогообложения инновационной деятельности и ее результатов, осуществляемой в рамках федеральных и республиканских приоритетов, над фискальной. Фискальная функция налогообложения, как уже было отмечено, связана со сбором средств для содержания на должном уровне и преумножения общественного достояния. Однако новации, особенно связанные с техническим и технологическим уровнем развития производства, несомненно благотворно влияют на преумножение состояния общества. Следовательно, вместо подавления инновационной деятельности, обладающей специфическими особенностями в отличие от устоявшегося производства, необходимо осуществлять ее всемерное стимулирование, в том числе и посредством налоговой системы; комплексность охвата налоговым регулированием на всех стадиях инновационного цикла и участников нововведенческой деятельности на период ее осуществления. Налоговому регулированию подлежит не только процесс создания новшества, но и его коммерческого производства, с целью распространения новых знаний, технологий, средств производства и т.п. на возможно большую ее сферу, а также потребления; стимулирования инвестиционной активности субъектов всех форм хозяйствования в инновационной сфере с целью привлечения частных капиталов; структурной перестройке и повышению конкурентоспособности продукции в кооперации с отраслевым, научным, университетским и вузовским инновационным бизнесом; совместимости налогового воздействия с другими формами и методами регулирования РД.
Формы налогового стимулирования общеизвестны - освобождение от уплаты налогов, изменение налогооблагаемой базы, понижение налоговых ставок, отсрочка платежа (налоговый кредит) - и нет необходимости вводить какие-либо новые формы. Амортизационное регулирование связано со стимулированием последней, заключительной стадии инновационного цикла, потреблением произведенных средств производства и особенно машин, оборудования, аппаратов, механизмов и т.п. Изменение условий амортизации основных фондов влечет уменьшение или увеличение сроков покрытия расходов на реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, оснащение новыми производственными мощностями (табл. 2). Изменение единовременной нормы амортизационных отчислений, относимых на себестоимость производимой продукции (работ, услуг), способствует ускоренному возмещению затрат приобретения активных основных фондов с целью их замены новыми, более прогрессивными или покрытию долгов, связанных с приобретением.
Искусственное увеличение себестоимости продукции в связи с измененной суммой амортизационных отчислений напрямую отражается на цене продукции, либо на доходе от ее реализации. Таким образом, изменение условий амортизации основных фондов влияет либо на конкурентоспособность продукции, либо на уровень налогообложения доходов предприятий. В случае, если на обновленных фондах производятся радикальные или имитентные новшества, не имеющие рыночных аналогов, первоначальная высокая цена может не остановить потребителя, соизмеряющего цену с потенциальным эффектом применения. Зато дальнейшее снижение себестоимости за счет исчерпания амортизационных отчислений позволит либо снижать цену, вступив тем самым в ценовую конкуренцию, либо резко увеличить доходы, компенсировав предыдущие потери системы налогообложения. Таким образом, изменение условий амортизации самым тесным образом переплетается с налоговым регулированием инновационной деятельности на стадии потребления новшеств и имеет возможность ускорять или тормозить обновление основных фондов.
Таблица 2
_Состояние основных фондов в РФ (Инвестиции в России. №3. М., 2001)
1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999
Износ основных фондов, в % от общей стоимости фондов на конец года 46,8 49,3 47,9 47,9 40,9 51,5 53,6 55,6
Коэффициент обновления ввод в действие основных фондов, в % от общей стоимости основных фондов на конец года, в сопоставимых ценах 2,8 1,8 1,5 1,3 1,1 1,0 0,9 1,0
Коэффициент выбы-
тия, ликвидация ос-
новных фондов в % 2,8 1,2 1,4 1,3 1,1 1,5 1,5 1,5
от общей стоимости
основных фондов на
начало года в сопо-
ставимых ценах
Амортизационное регулирование потребления новинок должно соответствовать следующим основным принципам: предоставление предприятиям концентрации финансовых ресурсов для приобретения прогрессивного оборудования, машин, технологий и замены морально и физически изношенных фондов; стимулирования потребления средств производства, технический уровень которых способствует росту конкурентоспособности выпускаемой продукции.
Амортизационное регулирование в РФ достаточно отработано и включает единовременную и ускоренную амортизацию основных фондов. Использование данных форм амортизационного регулирования на республиканском уровне применительно к производствам, функционирующим в рамках республиканских интересов и приоритетов, несомненно может способствовать достижению целей и удовлетворению экономических интересов органов управления РД.
Законодательство РД
ГАИП РД - создание
Государственное агентство инновационной политики
ИСЭИ ДНЦ РАН
Правительство РД
Рис. 1. Экономический механизм регулирования инновационных процессов в РД.
Ценовое регулирование инновационной деятельности на уровне республики в отличие от традиционного установления управленческими структурами уровня цен на продукцию производственно-технического и потребительского назначения, широко использовавшегося при социалистической системе хозяйствования и применяемого по ограниченному кругу товаров в настоящее время, предполагает республиканское влияние на уровень цен, по которым пользуются услугами местной инфраструктуры, сырьевыми и топливно-энергетическими ресурсами, услугами связи и информационного обеспечения, арендными услугами и т.п. Снижение уровня цен с целью оказания поддержки в инновационной деятельности, привлечения к ней субъектов хозяйствования, стимулирования развития нововведенческой восприимчивости может осуществляться за счет компенсации из бюджета РД или внебюджетных фондов разницы в ценах, а также посредством организации части услуг на основе местной собственности, государственной и др.
Регулирование цен, в его традиционном понимании, применимо к системе контрактных цен, определяющих условия оплаты работы, выполняемых в рамках республиканских исследовательских и инновационных программ и проектов. Учет при ценообразовании особенностей инновационной деятельности и фактора необходимости дополнительного стимулирования позволяет устанавливать цену контракта на уровне, удовлетворяющем все заинтересованные стороны.
Республиканское ценовое регулирование инновационной деятельности нужно строить на основе следующих принципов: дифференцированности подходов к ценообразованию по различным видам инновационной деятельности; обеспечения взаимовыгодных условий размещения и реализации инновационных программ и проектов.
Экономический механизм республиканского регулирования инновационных процессов может быть схематично представлен следующим образом (рис.1). Вместе с тем определение методологии республиканского воздействия на инновационную деятельность предприятий позволит, по нашему мнению, сделать этот механизм действенным, учитывающим особенности РД и приоритеты в его развитии.
Исалова М.Н.
Механизмы и инструменты инновационно-инвестиционной политики региона
К настоящему времени не только механизм активизации, но и механизм практической реализации инновационных процессов, остается неотработанным а сложившиеся организационные формы управления результатами вное созданной научно-технической продукцией, практическое отсутствие инвестиций для ее освоения, оказались непригодными, стали тормозит] развитие научно-технического прогресса.
Разработка новых механизмов и формирование системы инструменте регулирования и инвестиционной поддержки инновационной деятельности организациях и на предприятиях регионов Российской Федерации практически
не ведется. Это осуществляется традиционным путем формирования (разработки и принятия) соответствующей законодательной и нормативной базы, а так же развития инфраструктуры (включая органы государственного управления), реализующей элементы государственной политики в области поддержки инноваций.
Мировой опыт и результаты «построения» рыночной экономики показывают, что хотя рынок и играет важную роль в стимулировании инноваций, но не следует исключать роль государства, которое не только определяет государственную стратегию инновационной деятельности, но и согласовывает ее с программами социально-экономического развития регионов реализует конкретные мероприятия по созданию условий, стимулирующие инновации. Поиск консенсуса в рациональном решении данной проблемы продолжает оставаться актуальным для большинства регионов России.
Такие механизмы государственной инновационной политики, как -конкурсное финансирование научно-технических и инновационных проектов! независимая экспертиза заявок на бюджетное финансирование; контрактная система получения заказов, а также практика возвратного финансирования прикладных исследований и разработок, включая различные способы! привлечения в научно-техническую и инновационную сферу банковского и промышленного капитала и др., не приобрели еще решающего значения, хотя и являются основными инструментами рыночной экономики.