Научная статья на тему 'Стимуляторы нововведенческой деятельности предприятий Южного федерального округа'

Стимуляторы нововведенческой деятельности предприятий Южного федерального округа Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
81
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стимуляторы нововведенческой деятельности предприятий Южного федерального округа»

Причем для сравнения в динамике ресурса труба в стоимостной целесообразно его расчет по предприятиям и регионам вести за каждый взятый год по сопоставимому годовому фонду оплаты труда. Однако, чтобы в известной мере учесть фактор редукции труда и более обоснованно измерять достигнутый уровень эффективности в ретроспективном периоде, сопоставимый годовой фонд оплаты труда по производственным формированиям в динамическом ряду целесообразно рассчитывать исходя из его фактического уровня, сложившегося в целом по совокупности.

Гаджиев М.М.

Стимуляторы нововведенческой деятельности предприятий Южного федерального округа

Согласование интересов отдельных предприятий и социально-экономического развития Южного федерального округа наряду с финансово-кредитными регуляторами служат налоговые, амортизационные и ценовые элементы механизма государственного управления на уровне отдельных территорий Южного федерального округа (ЮФО) -[Республика Адыгея, Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Чеченская Республика, Республика Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Северная Осетия-Алания, Краснодарский край, Ставропольский край, Ростовская область, Республика Калмыкия, Астраханская область, Волгоградская область]. Разумное сочетание данных регуляторов способно сгладить недостатки инновационной деятельности, связанные с повышенным уровнем материальных, трудовых и финансовых затрат, отдаленным сроком окупаемости и создать равные условия хозяйствования по сравнению со всеми остальными предприятиями в периоды максимальной инновационной активности.

Стимулирующее воздействие нововведенческой деятельности на уровне ЮФО состоит:

1) финансовая поддержка новаторов - предприятий и т.д., способных реализовать НИР и инновационные программы и проекты, а также функционирующих в рамках приоритетов социально-экономического развития ЮФО (речь идет не о прямой а косвенной финансовой поддержке, включающей увеличение собственных финансовых ресурсов предприятий за счет льготной системы налогообложения, амортизационной политики, а также контрактного ценообразования. Устанавливая ту или иную льготу по налогообложению, ускоренный срок амортизации или закладывая в цену инновационного контракта - прибыль, ЮФО (на федеральном уровне), так и на уровне республик, краев, областей способствует частичной компенсации потерь товаропроизводителей, обусловленных повышенным уровнем затрат освоения производства, и выравниванием нормы прибыли в периоды инновационной активности и массового производства новшеств;

2) создание благоприятной среды для привлечения инвесторов (в том числе и частных капиталов) и собственных ресурсов предприятий к инновационной деятельности (на новой технологической основе), а также способствующей экономии бюджетных и внебюджетных средств, вкладываемых в развитие науки, техники и технологии;

3) Мотивацию инновационной активности всех предприятий (независимо от юридического статуса, форм владения и т.д.) и отраслевой принадлежности в приоритетных сферах развития экономики республик, краев, областей;

4) стимулирование развития и функционирования инновационной инфраструктуры, обслуживающей новаторов и способствующей нововведенческой деятельности.

Итак первым направлением косвенной финансовой поддержки - посредством контрактного ценообразования обуславливающего включения в цену контракта помимо общественно необходимых затрат на выполнение работ компенсационных выплат, погашающих повышенные затраты, обусловленных новизной решаемых задач. (поощрительных надбавок, стимулирующих срочность или досрочность выполнения работ, технико-экономических характеристик новшества, качественных параметров и т.д.). Основой цены контракта должна быть сметная стоимость планируемых работ, предполагаемых к выполнению исполнителем. Метод контрактного ценообразования должны быть четко определены в законодательных документах (республик, краев, областей).

В мире существует два основных типа (контрактного - ценообразования): а) контракты - "фиксированной цены", б) контракты - "возмещения издержек".

Контракты - "фиксированной цены" - это цена контракта, которая должна определяться органом управления республик, краев, областей до момента его заключения на основе анализа текущей и прогнозируемой рыночной конъюнктуры. "Фиксированной цены" - основаны на простом механизме ценообразования, их применение требует точного определения параметров заказываемого продукта и издержек его производства. Фактор неопределенности в этих контрактах практически отсутствует. Установленная фиксированная цена может измениться в том случае, когда такое изменение оговорено в контракте. Фиксированная цена должно устанавливаться в порядке открытой конкуренции, в процессе конкурсного отбора проектов. Эта цена может стать результатом соглашения сторон (сумма затрат производства плюс прибыль). Финансовые условия такого кон-

тракта предусматривают, что исполнитель полностью принимает на себя ответственность за все затраты производства, прибыль и убытки ниже или выше твердо установленных цен.

Второй тип контрактов - "возмещение издержек производства" возникает в ситуации, когда трудно или невозможно прогнозирование затрат производства, заранее формулировать основные параметры продукции, получаемой по контракту. По сути, большая неопределенность не позволяет ЮФО применять более удобный и выгодный ему тип контрактов с "фиксированной ценой". Контракты "возмещения издержек" могут представлять предприятием возможность увеличивать стоимость заказа за счет его последующей корректировки. Заключение данного вида контрактов предполагает ведение специальной финансовой отчетности у подрядчика, предоставляемой заказчику. Это позволит органу управления ЮФО осуществлять постоянный контроль за хозяйственной деятельностью (республик, краев, областей) в работе с исполнителем.

По нашему прибыль исполнителя, закладываемая в цену контракта, должна рассматриваться законодательством (республик, краев, областей) в качестве стимула для обеспечения эффективной работы по территориальному заказу. Отличие двух вышеназванных форм контрактов в первом случае, "фиксированной цены" - прибыль внешне скрыта, а во втором "возмещение издержек" прибыль - устанавливается отдельно в виде специального вознаграждения исполнителю. Разница в методике контрактного ценообразования обуславливает разную степень и формы экономической ответственности за затраты возлагаемые государством (ЮФО) на территории (республики, края, области) и исполнителей контрактов (предприятия и т.д.), а также различные размеры и формы прибыли и материального поощрения.

Среди контрактов, возмещающих издержки по разработке, созданию и запуске в производство новшеств или технологическим инновациям следует выделять контрактные соглашения с полным или частичной оплатой фактических издержек, а также поощрительным вознаграждением, с периодическими премиями (по этапам внедрения).

Фиксированное вознаграждение приемлемо НИР и проектам, связанным с начальными стадиями инновационного процесса. Механизм поощрения и наложения санкций в данном случае зависит от двух основных факторов - выполнения условий договора и коммерческого риска. При определении цены, включающей издержки производства с фиксированной прибылью (вознаграждением), стороны согласовывают между собой в пределах допустимого по закону его предел, а не все затраты производства.

Система поощрительных контрактов, по нашему мнению, может выступать важным элементом поддержания высокого уровня конкуренции на государственном рынке, а также мобилизовать инновационный и промышленный потенциал исполнителя для успешной реализации заказа при условии жесткого контроля за затратами производства, качеством и техническими параметрами поставляемого продукта. Контрактном - законодательстве (республик, краев, областей) необходимо предусмотреть и широкую систему санкций за срыв или нарушения выполнения условий (технические, параметры изделия и т.д.): а) удержание из стоимости заказа суммы штрафа за нарушение условий контракта; б) одностороннее прекращение действия без компенсации затрат исполнителя; в) передачу контракта другому исполнителю и другие санкции.

Контракт фиксированных цен наиболее удобный инструмент хозяйствования в рамках государства (ЮФО), если он основа на точном прогнозе рыночной конъюнктуры. Он же наиболее эффективное средство для контроля за издержками производства со стороны подрядчика, поскольку любое их превышение в силу условий соглашения оплачивается им самим.

В целом при выборе конкретного типа контракта организация управления ЮФО должно руководствоваться тенденциями в своей финансовой политике, надежностью прогнозов и достоверностью сведений о будущих затратах производства, предоставляемых участниками конкурсных или целевых торгов; значимостью заказа для социально-экономического развития территории (республик, краев, областей) или решению проблем ЮФО, длительность заказа, финансовые затраты на его осуществление и многими другими факторами.

Как показывает мировая практика, крупномасштабные долгосрочные проекты (заказы) до 2х лет рассчитываются специалистами, консультативными и юридическими, бухгалтерскими и научно-экспертными фирмами. Промахи в расчетах по таким контрактам в связи с их большой стоимостью могут иметь большой эффект для крупного производителя - генерального исполнителя и стимулировать полное банкротство многих предприятий - соисполнителей. Именно поэтому детальная рекомендация порядка размещения заказов территорий (республик, краев, областей) должна обеспечить органам управления ЮФО наиболее надежного с экономической, производственной и технологической точек зрения исполнителя (выбор в условия конкуренции на государственном рынке).

Вместе с тем прибыльностью заказа для исполнителя не всегда может быть обеспечена только уровнем контрактной цены. Высокие цены на продукцию, поставляемую для удовлетворения потребностей ЮФО, могут привести к усилению инфляционных процессов, нарастающему удорожанию средств производства. Зачастую государство не является непосредственным потребителем подавляющей части продукции, производимой по его заказам, а лишь организует ее выпуск и приобретение конечным потребителем в тех случаях, когда механизмы прямых связей и косвенного регулирования не срабатывают или оказываются малоэффективными.

Высокий уровень цен на новшество может затруднить их реализацию конечным потребителям (рост цен уменьшает объем продаж). Именно поэтому необходимость налогового регулирования в сфере заказа ЮФО представляется перспективным, тем более, что понижение налогов, влияющих на себестоимость продукции, означает уменьшение риска, связанного с производством новинок, обусловленных рыночным невосприятием. Особую роль в этом случае играет льготирование налогообложения добавленной стоимости и использование местных ресурсов (лесных, земельных, водных и др.). Немаловажно и увеличение доли прибыли, получаемой с целью ее реинвестирования в реализацию проекта, поддерживаемого государством в лице ЮФО.

По экономической сути налоговые льготы не отличаются от прямого увеличения контрактной цены. Установление и широкое информирование о налоговых льготах могут создать действенную экономическую мотивацию предприятий.

При разработки направлений налогового регулирования в инновационном процессе необходимо уменьшить число налогов до пяти: налога на недвижимость, подоходного налога с юридических и физических лиц, налога на добавленную стоимость и акцизов. Данное предложение, связано с переходом к системе налогообложения, ориентированной на конечную продукцию и конечные доходы. Одним из наиболее влияющих на стоимость конечной продукции является налог на добавленную стоимость, который на 10% увеличивает цену продовольственных товаров и на 20% - все остальное.

На наш взгляд льгота по НДС инновационных процессов - освободить от налога на добавленную стоимость продукцию (товары и услуги), получаемую в результате НИР и НИОКР и инновационных программ и проектов опытного производства и доводки нововведения до массового выпуска полностью. Анализ показывает что в период освоения нововведения экономическое положение предприятия ухудшается: требуется перестройка и переналадка производства, отвлечение материальных и людских ресурсов от основного производства, высокие материальные затраты. Только на четвертый - пятый год выпуска в большинстве случаев затраты стабилизируются. Поскольку механизм рыночного саморегулирования с данной задачей не справляется, необходимо государственное вмешательство. Введение льготы на НДС, существенно снизить потребительский риск производства нововведений, поддерживаемых на любых уровнях государственного управления, а также привлечь внимание товаропроизводителей к радикальным инновациям.

При неприемлемости данного условия для ЮФО, данная льгота может быть установлена на уровне (республик, краев, областей) в части доли НДС, поступающей в соответствующий бюджет (республиканский, областной, краевой).

Мы предлагаем освободить от уплаты (республик, краев, областей) НДС созданных с территориальными заказами в рамках исследовательских инновационных программ и проектов, одобренных и поддерживаемых Правительством (республик, краев, областей) в период НИР, НИОКР, опытного производства и доводки до массового производства полностью, а в период коммерческого производства освободит от 1 до 3 лет.

Действие данной льготы позволит частично нейтрализовать влияние процесса обновления производственной программы предприятий, частично компенсируя затраты НИР, НИОКР, подготовку и освоение производства, повышенный размер которых влияет на цену нового продукта. Расширение коммерческого производства, сопровождаемое снижением себестоимости единицы продукции, и введение через 1-3 года НДС дает возможность сохранять отпускную цену и доходы на начальном уровне, увеличивая в свою очередь сумму по налогу в связи с ростом объема продаж. Вводя предложенную льготу по НДС, государство как на федеральном (ЮФО) так и на уровне (республик, краев, областей) получает возможность регулирования не только предложенные нововведения но и спрос на них, стимулируя его пониженными ценами как на научно-техническую продукцию, так и на массово произведенные нововведения инвестиционного и потребительского назначения.

Вторым по значимости и объемам платежей выступает налог на прибыль. Вместе с тем ставка данного налога (24% - на прибыль предприятий). Размер налога на доход однозначно должен быть снижен до уровня, когда его взимание не оказывает существенного влияния на предпринимательские инициативы. Поиск оптимального налогового процента, стимулирующего инновационные процессы, может быть осуществлен посредством использования имитационной модели взаимодействия налоговой системы с инвестиционными возможностями предприятий. С помощью такой модели возможен и выбор оптимальной налоговой скидки для предприятий (от к-ва работающих), устойчивое развитие которых важно для государства в данный период в ЮФО.

ЮФО нуждается в инвестициях для обновления производств, вывода их на конкурентоспособный уровень. Навряд ли целесообразно делать упор на привлечение иностранных капиталов без предприятия попыток поиска внутренних ресурсов. Следует позволить отечественным производителям направлять свои доходы на собственное развитие. Необходимо пересмотр налоговых льгот с тем, чтобы они, не являлись покрытием неплатежей, а стимулировали решение национальных приоритетов и отечественных проблем.

Выполнение как федеральных (ЮФО), так и инновационных контрактов (республик, краев, областей) по созданию и производству и техническому и технологическому обновлению производства с целью повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции, диверсификации действующего производства или обновления номенклатуры и ассортимента производимой продукции, как правило, влечет за собой необходимость крупных финансовых вложений, которые могут быть реализованы как посредством субсидирования или кредитования, так и с помощью высвобождения части доходов производителей для реинвестирования. В этом плане предоставление федеральным законодательством льгот по выведению из налогооблагаемой базы капитальных вложений несомненно актуально и правомерно. Необходимо снять ограничения действия данной льготы, включающие условия полного использования амортизационных отчислений и 50% размер налоговых недоплат.

Вместе с тем целесообразно было бы ограничить целевое назначение инвестиционных вложений, стимулируя приобретение интеллектуальной собственности, внедрение прогрессивной техники и технологии в рамках рационализации и модернизации действующих производств, подготовку и освоение коммерческого выпуска продукции и инвестиционных новинок. Это позволит переориентировать поток инвестиций с расширения производственных мощностей на преобразование действующих.

Так как данная льгота предоставляется всем инвесторам, дополнительно к ней стимулировать заинтересованность в подрядах (республиканского, краевого, областного) значения могли бы следующие льготы по налогу на доходы (в части доли - республик, краев, областей), получаемые исполнителем исследовательских и инновационных программ и проектов, осуществляемых в рамках приоритетов, одобренных и поддерживаемых органами управления.

В работе (Кулагина А., Козловой О. Каким быть экономическому механизму реализации научно-технической и инновационной политики? // Российский экономический журнал. М. №5, 1993 г. - С. 23-25) предоставить "налоговые каникулы" сроком на 3-5 лет. Как показывает анализ, коммерческое производство достигает своего максимального объема на 2-3 год, после чего идет постепенное сворачивание. Полное освобождение от налогообложения от 1-3 лет, не принесет убытков бюджету (республик, краев, областей) ЮФО (в зависимости от того, куда принято направлять платежи), а исполнителю (подрядчику) дает возможность покрывать собственными средствами затраты подготовки освоение нововведений в производство без необходимости привлечения кредитов (заемных ресурсов).

Наряду с вышеперечисленными льготами органы управления (республик, краев, областей) могут стимулировать само участие в выполнении заказа, уменьшением на период выполнения работ платежей в местный бюджеты (налог на имущество, землепользование, использование природных ресурсов) территорий.

В технологическом процессе исполнитель используются местные природные ресурсы, они могут быть проданы государством по льготной цене, что также как и все предыдущие мероприятия направлено на стимулирование конкуренции на государственном рынке ЮФО.

Проблемой повышения инновационной активности в хозяйственной среде выступает создание лучших условий для вложения частных капиталов в инновационную деятельность. Целесообразность частного вложения (капитала) связано с ограниченностью государственных ресурсов, необходимых на приоритетных направлениях общественного развития ЮФО.

Регулирующее воздействие в данном направлении может преследовать решение двух задач: стимулирование привлечение к системным нововведениям организованных инвесторов (банковских, фондовых и т.д.) и неорганизованных собственных средств предприятий и организаций, физических вкладчиков и иностранных инвесторов. Первую задачу необходимо решать прежде всего понижением процентной ставки на доходы от кредитования (страхования, биржевой и т.д.) и должны быть уравнены с производством. На уровне ЮФО данная льгота может предполагать как полное, так и частичное освобождение дохода от налогообложения в доле территорий.

При кредитовании малого предпринимательства имеющуюся льготу следовало бы распространить с предприятий чисто производственного на научно-производственные, целью деятельности которых выступает производство продукции (работ, услуг) на новой технологической основе, либо обладающей потребительской новизной. В данном случае льготным кредитованием был бы охвачен малый инновационный бизнес, а гарантийная и компенсационная поддержка государства с субсидированием начальных стадий развития малого предприятия позволили бы в комплексе решать проблему привлечения к малому рисковому бизнесу инвестиции организованного рынка.

Инвестиционной активности в инновационную деятельность будет способствовать и льготное налогообложение доходов, полученных от операций с ценными бумагами новаторов ЮФО. Особенно это касается организаций, манипулирующих на фондовом рынке. Целесообразность предоставления малому инновационному бизнесу возможности выпуска собственных акций с целью привлечения для своей деятельности инвестиций очевидна. Сектор некотирующихся акций фондовой биржи вполне мог бы заниматься их распространением при условии льготного налогообложения доходов от данного вида операции, по ставке на 60 ниже действующей.

Их внедрение в практику хозяйствования позволит в значительной степени усилить стимулирующую функцию налогообложения и сделать ее превалирующей перед фискальной, облегчить бизнесу средствами и ресурсами, направить значительную часть из них на производственные инвестиции и в сферу инноваций.

Большая роль ЮФО необходимо уделить в создании среды для развития инновационной инфраструктуры, которая обслужила бы не только исполнителей НИР, НИОКР и инновационных программ и проектов, но и всех новаторов, осуществляющих свою деятельность в рамках приоритетов (республик, краев, областей). Решению данной проблемы может способствовать предоставление льгот по налогообложению собственности или арендных платежей и пониженных цен на предоставляемые топливно-энергетические ресурсы, коммунальные услуги, средства связи и т.д. Большая часть нежилых помещений арендуемых небольшими фирмами, обслуживающими новаторов, находится в собственности муниципалитета (или республик, краев, областей). Скидка по арендной плате за их использование, к примеры в размере 60-65%, а также частичная компенсация, возможно 35-45% - стоимости коммунальных и других услуг, наряду с общим для инновационной деятельности льготами по налогообложению доходов, позволят создать условия, которые обеспечат благоприятные условия развитию инновационной инфраструктуры.

Для стимулирования передачи результатов НИР, НИОКР в фонд научно -технического задела ЮФО для их более широкого распространения на предприятиях (хозяйственной среде) мы считаем целесообразным процесс их коммерциализации освободить от НДС, а доходы, полу результате этого от подоходного налога.

К производством, основанным на устаревших технологических процессах и использующим морально устаревшее и физически изношенное оборудование, ухудшающим тем самым среду обитания человека, условия труда и быта. В этом случае необходимо ввезти систему повышенного налогообложения результатов деятельности предприятий, наряду с экологическими санкциями. Налоговые санкции могут способствовать обновлению основных фондов предприятий.

В области амортизационного регулирования обновления основных производственных фондов, в дополнение к существующим льготам необходимо:

- введение неравномерного списания стоимости основного капитала новых предприятий, а также полностью модернизированных действующих в течение 3-5 лет деятельности предприятия или эксплуатации оборудования. В первые два года целесообразно допустить списание до 75 стоимости активной части основных производственных фондов, что будет способствовать ускоренному возврату средств, затраченных на оснащение или модернизацию производства с целью привлечения к дальнейшему расширению производственной базы. Данная льгота может применяться и при технологическом обновлении производств подрядчиков (исполнителей) НИР, НИОКР и инновационных программ и проектов, а также исполнителей инициативных проектов, выполняемых в рамках приоритетов ЮФО или потенциально важных для решения проблем (республик, краев, областей);

- списание стоимости оборудования, передаваемого Российской Академии наук, в систему высшего и среднего специального образования для научных и экспериментальных целей;

Стимулирующее воздействие в трех направлениях: стимулировании привлечения исполнителей (подрядчиков) на государственный рынок продукции и других новшеств; создание благоприятной среды для организованных и неорганизованных инвестиций в нововведенческую деятельность, а также развитие инфраструктуры; мотивации новов-веденческой активности. Решение данных вопросов в совокупности с мерами финансовой поддержки новаторов, по нашему мнению, позволит преодолеть негативное влияние нововведенческой деятельности и повысить заинтересованность хозяйствующих субъектов в нововведениях, особенно осуществляемых в рамках приоритетов ЮФО или направленных на решение проблем (республик, краев, областей).

Сулейманов М.М.

Классификация инвестиционных рисков

В отечественной экономической науке по существу отсутствуют общепризнанные теоретические положения об инвестиционном риске, фактически не разработаны методы оценки риска применительно к тем или иным ситуациям, возникающим в процессе инвестирования, и видам инвестиционной деятельности, отсутствуют рекомендации о путях и способах уменьшения и предотвращения риска.

Определенный интерес представляет сравнение классической и неоклассической теорий предпринимательского риска и их экономического приложения.

В классической теории предпринимательского риска (Дж. Милль, Н. Сениор) последний отождествлялся с математическим ожиданием потерь, которые могут произойти в результате выбранного решения. Риск здесь не что иное, как ущерб, который наносится осуществлением данного решения. Такое толкование сущности риска вызвало возражение у части экономистов, что повлекло за собой выработку иного понимания сущности риска.

В 30-е годы нашего столетия экономисты А. Маршал и А. Пигу разработали основы неоклассической теории предпринимательского риска. Основы этой теории состоят в следующем:

- предприниматель работает в условиях неопределенности;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.