С учетом сложившихся реалий поставленная задача может быть решена с использованием экспертных оценок. Они основываются на суждениях специалистов, а поэтому всегда субъективны. Тем не менее в условиях информационной недостаточности экспертные методы вполне могут быть использованы для оценки кадровой емкости органов МСУ.
Таким образом анализ ситуации показывает, что роль кадрового обеспечения в процессе становления и развития инновационного механизма местного самоуправления в России первостепенна, однако до настоящего времени проблемы профессионализации муниципальной службы фактически еще не решена. В то же время, уже в 1997 г. к работе в органах МСУ приступили более 500 тыс. чел., из которых, по оценкам экспертов, лишь 1-3% имеют продолжительное профессиональное образование1.
Гаджиев М.М., Гамидова М.С.
Финансово-кредитная поддержка инновационных процессов в Республике Дагестан
Общеизвестно, что система финансирования содержит определенное количество взаимосвязанных элементов, имеющих иерархическую соподчиненность, индивидуальную национальную нагрузку и включающих: источники поступления финансовых ресурсов; механизм аккумуляции средств, поступающих из различных источников; процедуру вложения мобилизованного капитала, механизмы контроля и возвратности ассигнований. Понятно, что эти же элементы составляют основу системы финансовой поддержки нововведенческой деятельности. Поскольку для регионального уровня государственного управления целостного подобного рода механизма не существует, мы считаем необходимым предложить возможный вариант его построения, отвечающий, на наш взгляд, интересам как новаторов и региональных управляющих структур, так и инвесторов, обусловленным мотивационным механизмом товаропроизводства государственного предпринимательства, сущность которых подробно раскрыта нами в теоретической части исследования.
Итак, во-первых, проследим, какие источники ресурсов могут быть использованы региональными управляющими структурами для поддержки нововведенческой деятельности в соответствии с избранными приоритетами регулирующего воздействия и приоритетами развития территории. В сложившихся условиях наиболее вероятными источниками финансовых ресурсов для стимулирования инноваций в регионе могут выступить:
- субсидии и субвенции из федерального бюджета на поддержку инновационно активных субъектов хозяйствования в рамках общенародных приоритетов; на реализацию региональных научных и инновационных программ, включающих важные капиталоемкие мероприятия межотраслевого характера, имеющие значение не только для развития экономики данного региона, но и для народного хозяйства страны в целом; на выполнение инновационных проектов, подрядчиком по которым выступает орган регионального управления или другая структура, имеющая делегированные полномочия, а заказчиком - федеральные ведомства:
- средства местных бюджетов, предназначенные для проведения НИОКР, разработки и реализации региональных исследовательских и инновационных программ и проектов, связанных с экономическим и социальным развитием региона, улучшением состояния окружающей природной среды, выходом продукции региона на международный рынок и осуществлением экспортно-импортных операций, улучшением условий труда и отдыха населения региона, насыщением потребительского и инвестиционного рынков, в рамках региональной инновационной политики;
- отчисления государственных внебюджетных фондов (технологического развития, инвестиционного, фонда поддержки и развития малого бизнеса, фонда фундаментальных исследований и др.) для реализации проектов имеющих в лице управленческих структур гарантов либо, подрядчиков или субподрядчиков работ и обусловливающих решение проблем регионального, так и народнохозяйственного значения;
- часть средств (в размере 5-10%), оставляемых в распоряжении региона, от суммы перечислений предприятий и организаций, расположенных на данной территории, в федеральные внебюджетные фонды, связанные с научными исследованиями и разработками, инвестированием модернизации производства и технологического обновления;
- отчисления из региональных пенсионных фондов (в размере 2-5%) на поддержку развития малого инновационного бизнеса. Во многих странах средства пенсионных фондов успешно используются в рисковом финансировании малого бизнеса, прокладывающего путь нововведениям. Для того, чтобы эти средства стали источником форми-
1 Подготовка кадров МСУ в России: состояние и перспектива развития. Аналитический доклад (научн. ред. Р.А. Исляев). Спб.: СПГИЭА. 1997. 56с.
рования мобилизационных капиталов регионального управления необходимо снять федеральные ограничения на их инвестиционную деятельность, особенно связанную с общественным развитием;
- доходы от реализации региональных программ и проектов, инновационной предпринимательской деятельности органов управления территорией, коммерциализации достигнутых результатов;
- отчисления от доходов, полученных субъектами инновационной деятельности при реализации проектов по созданию и выпуску конкурентоспособной продукции, техническому и технологическому обновлению производства, поддержанных ранее местными властями, а также доходов предприятий и организаций научно-технической инфраструктуры, созданных на средства региональных управленческих структур или при их содействии. Размер данных отчислений должен оговариваться при заключении контрактов (договоров), предполагающих выделение финансовых ресурсов на реализацию конкретных проектов и носить стабильный нормативный характер на определенном промежутке времени при соблюдении ранее принятых условий. При создании объектов инновационной инфраструктуры с участием органов управления регионом доход, направленный на дальнейшее финансирование нововведений через специальную силивационную структуру, должен предусматриваться учредительными документами, трактующими условия распределения предпринимательского и учредительского доходов. При определении нормативов отчислений должны учитываться как потребности региона в осуществлении инновационной политики и повышении уровня конкурентоспособности продукции предприятий и организаций, так и реализация возможности самостоятельного хозяйствования отдельных субъектов научного, производственного и посреднического бизнеса. Норматив может рассчитываться в пределах доли местных бюджетов в налоге на прибыль путем выделения части, имеющей целевой характер и направляемой в соответствующий мобилизационный фонд. К примеру, контракты, содержащие условия коммерциализации результатов проекта, могут предусматривать отчисление от 2 до 5 % прибыли в течении 3-5 лет с момента начала ее получения целевым назначением в региональный фонд, концентрирующий ресурсы для реализации инновационной политики территории, но не более тройной суммы контракта:
- доходов от фондовых операций представителей инновационного бизнеса, а также выпуска и реализации региональных ценных бумаг, привлекающих средства для рискового финансирования, и акции структуры, мобилизующей финансовые ресурсы, продаваемых как юридическими, так и физическими лицами;
- добровольные регулярные или разовые взносы предприятий, учреждений, организаций и граждан, направляемые безликим или целевым образом на финансирование конкретных исследовательских и инновационных проектов. В экономической литературе встречаются различные точки зрения относительно характера данных взносов. Так, Т.Лаурита, И.Малмыгин, и др. считают, что они должны выступать в виде пожертвования (дара) и носить безвозвратный, безвозмездный характер [1], а В.Лихтенштейн, отмечал привилегированный характер подобного рода отчислений, ратует за то, что помимо налоговых льгот при размещении средств и их использовании, вкладчики должны получать свою долю от капитализации производственных вложений путем участия в прибылях при эффективном использовании привлеченных капиталов [2]. Данное разногласие, на наш взгляд, обусловлено неоднородностью понимания статуса мобилизационных фондов, финансирующих исследования и инновации. Они могут быть ориентированы на реализацию проектов, обладающим коммерческим успехом на рынке, либо связаны с проектами, имеющими отдаленный эффект или формирующими основу для инновационной деятельности рыночной направленности; прибыльные, когда деятельность обеспечивает возврат средств и получение прибыли, и неприбыльными, ориентированными на дотирование субсидирование проектов, не предполагающих получение прибыли, а имеющих социальную, экологическую и другие виды отдачи, не формирующие непосредственный доход исполнителям. Как было выявлено в ходе анализа, большинство российских федеральных внебюджетных фондов, созданных полностью или частично при участии государственных капиталов, основывались как некоммерческие бесприбыльные организации. В таких условиях, несомненно, добровольные взносы должны носить безвозвратный характер, выступая в виде дара. Для общегосударственного уровня управления, ответственного за стратегию развития общества, подобное положение вполне приемлемо. Реализация же региональной инновационной политики в большей степени ориентирована на коммерческий или другой вид успеха. Таким образом, добровольные пожертвования в региональный мобилизованный фонд развития могут иметь как безвозвратный, безвозмездный характер, так и предполагать условия капитализации, т.е. возвратности и прироста;
- иностранные вклады, пожертвования и инвестиции от юридических и физических лиц, предоставляемые на коммерческих и некоммерческих условиях обезличенно для поддержки региональных инновационных процессов или целенаправленно для реализации конкретных программ (проектов). Иностранное участие в финансировании мобилизационных фондов является одной из форм коммерческого сотрудничества, а зарубежные специалисты могут играть важную роль при оценке потенциальных инноваций. Привлечение иностранных капиталов обеспечивает продвижение результатов инновационной деятельности на мировые рынки;
- заемные средства, привлекаемые к реализации региональных исследовательских и инновационных проектов, на условиях платности и возвратности. Использование заемных средств возможно для осуществление деятельности мобилизованного фонда, связанной с коммерческой организацией и имеющей отдачу. Это могут проекты по доводке конкурентоспособных новшеств до коммерческого производства и реализации, так и проекты рационализации и модернизации действующего производства;
- иные поступления от деятельности фонда.
Рассмотрев первую составляющую системы финансовой поддержки инновационной деятельности в регионе, содержащую источники поступления средств для осуществления процессов субсидирования, дотирования и инвестирования, переходим к разработке второго элемента - механизму аккумуляции средств, поступающих из различных источников.
Мы считаем, что мобилизацией финансовых средств в целях реализации региональной инновационной политики должен заниматься целевой аккумуляционный фонд, созданный при участии органов регионального управления. Выбирая ему название, мы исходили прежде всего из тех задач, которые он будет решать, а связаны они, как мы уже определились, с поддержкой исследовательских и инновационных программ и проектов, разрабатываемых в рамках региональных приоритетов; поддержкой малого нововве-денческого бизнеса, технического и технологического обновления производства, функционирующего на данной территории. Таким образом, назвать региональную мобилизационную финансовую структуру фондом технологического развития или рискового (венчурного) финансирования было бы не совсем правомерно, поскольку это означало бы сужение круга решаемых задач до определенной совокупности вопросов. В нашем же случае это навряд ли целесообразно, неразвитость многих элементов рыночной инфраструктуры России переносит центр тяжести с рыночных регуляторов на государственные. Охватив весь круг рассматриваемых проблем можно термином “инновация”, охватывающем нововведения любой целевой направленности. Таким образом, целевому мобилизационному фонду, способствующему реализации региональной инновационной политики, может быть ГУ “Дагестанский фонд инвестиций” (ГУ ДФИ).
В современных условиях прослеживается несколько вариантов организационного построения данного фонда. Во-первых, это может государственный некоммерческий, бесприбыльный орган, входящий в структуру региональных управленческих органов как отставной элемент без права юридического самоопределения. В этом случае для целей финансирования могут использоваться только средства, аккумулируемые посредством местных бюджетов, а также перечисления из бюджетов других уровней и внебюджетных органов. Подобного рода фонд, не обладает хозяйственной самостоятельностью в решении вопроса финансирования и мобилизации средств, являясь исполнителем решений той организационной структуры, в состав которой он входит. Ограниченность ресурсного обеспечения и самостоятельности вызывает сомнение в целесообразности подобного формирования.
Второй моделью фонда может выступать государственный некоммерческий, бесприбыльный орган, имеющий статус юридического лица. Правовой формой в данном случае может выступать корпорация, объединяющая заинтересованные стороны в решении задач развития территории, улучшения благосостояния населения, условий труда, быта и отдыха, с привилегированным положением государственной доли в уставном фонде, Такая структура является хозяйственно самостоятельной в разработке механизмов реализации целей, определенных органами регионального управления. Однако бесприбыльный характер фонда сужает возможности приращения его капитала, направляемых на реинвестирование инновационных процессов, а также существенно ограничивает круг вкладчиков, заинтересованных в капитализации своих вложений. Допуск прибыльности функционирования некоммерческого юридически самостоятельного фонда устраняет отмеченные недостатки, он становится экономически привлекательным для вложения капиталов, поскольку инновационная деятельность имеет повышенную рентабельность в сравнении с другими видами деятельности, а также позволяет приращивать объем оборачиваемых капиталов направляя его реинвестирование инновационной деятельности.
К сожалению в российской экономической практике термин “коммерция ” трактуется слишком узко - как деятельность, в основу которой лежат торговые операции купли-продажи товаров, приносящая прибыль как разницу в ценах приобретения и реализации товаров. Таким образом, некоммерческий статус внебюджетных фондов предполагает не допуск в их деятельности операций, связанных с куплей и перепродажей товаров с целью получения прибыли. Вместе с тем, зарубежный опыт свидетельствует, что коммерческая ориентация связана прежде всего с реализацией товаров, произведенных собственными лицами, на товарном рынке. Отсюда и словосочетание “коммерческое производство”, т.е. производство, ориентированное на удовлетворение потребностей рынка, посредством продаж, в условиях действия законов товарно-денежного обращения, с целью получения прибыли для расширенного воспроизводства ценностей. Некоммерческий статус регионального Инновационного фонда значительно ограничивает его деятельность по поддержке коммерческих проектов, т.е. проектов, ориентированных на рыночный успех, на долевой или мобилизационной основе финансирования, а также работы по коммерциализации результатов инновационной деятельности, поддержания фондом, лицензирование и другие формы торговых операций с научно -технической продукцией, технологическими и продуктовыми новшествами.
Следовательно наиболее целесообразной формой ГУ ДФИ, по нашему мнению, должна выступать, коммерческая организация, являющаяся юридическим лицом, осуществляющая свою деятельность совместно с региональным органом государственного управления, ответственным за разработку и реализацию инновационной политики на данной территории, имеющая расчетные и иные сеты в банковских учреждениях, печать с изображением региональной символики и своим наименование.
Мы считаем, что уставный фонд ГУ ДФИ может быть сформирован за счет вкладов государственных и частных инвесторов, заинтересованных в инновационной деятельности. Государство, в лице органа управления республики должно выступать учредителем фонда. При этом, его доля в уставном капитале должна составлять не менее 50 % и формироваться за счет средств местных бюджетов, а также региональной и других видов местной собственности, ценных бумаг, выпущенных территориальными управленческими органами. В качестве частных учредителей могут выступать представители финансово-кредитной системы (банки, инвестиционные фонды, страховые предприятия, региональные внебюджетные фонды, финансово-промышленные группы и т.д.), а производственной и непроизводственной сфер. Условием частного учредительства в фонде могут выступать как размер уставного взноса, так и причастность к инновационным процессам, юридическая самостоятельность, обладание определенным научнопроизводственным потенциалом и др. В учредительстве фонда могут принимать участие организации академической отраслевой науки, вузы и университеты, крупные промышленные предприятия, организации представителей малого бизнеса.
В отличие от государственных учредителей, не ставящих своей основной целью получение прибыли, частные инвесторы заинтересованы в капитализации произведенных ими вложений, поэтому в учредительных документах должны четко оговариваться условия распределения прибыли, полученной от деятельности фонда, предполагающие направление большей ее доли на реинвестирование исследование и разработок, продуктовых и технологических нововведений.
Создание прочной финансовой базы ГУ ДФИ будет способствовать привлечение к его деятельности как можно большего числа постоянных и временных вкладчиков, не только непосредственно заинтересованных в реализации того или иного проекта или программы, но и стремящихся поддержать высокий уровень конкурентоспособности ведущих производств региона, независимо от их ведомственной принадлежности и организации правового статуса. Привлечению добровольных вкладчиков будут способствовать специальные предприятия, реализуемые фондом в направлении предоставления им льготных кредитов, гарантий для получения ссуд в коммерческих банках и других услуг, находящихся в распоряжении фонда, а также мероприятия налогового, амортизационного и ценового регулирования.
В своей деятельности фонд должен руководствоваться Конституцией РФ, федеральными и региональными законодательными актами, указами и распоряжениями председателя Госсовета РД, постановлениями и распоряжениями Правительства РД, указаниями структуры, выступившей государственным учредителем.
Мы считаем, что механизм аккумуляции денежных средств, направляемых на реализацию региональной инновационной политики, построенным подобным образом, предоставит возможность объединить государственные и частные капиталы с целью развития в регионе конкурентоспособных производств и технологий, решения проблем территории, снижения финансового риска отдельных инвесторов и диверсификации капиталовложений. Идея хозрасчетности территориальной структуры, являющейся источником зарождения и средством развития инноваций, создающей преимущественные экономические условия интенсивно развивающимся прогрессивным технологиям, не нова. Высокая норма прибыли на первоначально вложенный капитал заложена в основу создания территориально-венчурного акционерного инновационного комплекса Л.О. Баевым и А.И. Никитиным [3]. Вместе с тем ориентация только на ранние стадии инновационного процесса, на наш взгляд, ограничивает возможности финансовый поддержки нововведении в крупном производстве и практически полностью исключает ресурсное обеспечение проектов, осуществляемых в рамках региональных приоритетов. Это предполагает создание дополнительных организационных структур с участием органов управления регионом для охвата всех стадий инновационного цикла и необходимого комплекса решаемых проблем с дроблением функций и источников поступления финансовых ресурсов. Навряд ли подобная многочисленность источников регулирующего воздействия на инновационную активность хозяйствующих субъектов целесообразна. Распыление финансовых ресурсов между несколькими структурами заведомо снизит возможность маневрирования ими в целях достижения максимальных результатов, будут способствовать раздуванию штатов поглощению части средств на их содержание.
В нашем варианте выдвинутая идея хозрасчетности фонда обретает более практическое выражение, преследующие цель концентрации ресурсов в едином источнике, устраняющее вышеотмеченные недостатки и обеспечивающие многостороннюю финансовую помощь новаторам, возможность реализации регулирующего воздействия и контроля за расходованием мобилизованных средств. Предполагаемый нами порядок финансовой поддержки новаторов, основанный на принципах возвратности и доходности вложенных капиталов, а также реинвестировании полученных доходов в инновационную сферу, будет способствовать формированию механизма, обладающей устойчивой финансовой базой и специфической целевой ориентацией.
Целью создания ГУ ДФИ мы считаем всестороннюю поддержку инновационной активности хозяйственной среды в рамках определенных приоритетов социальноэкономического развития территории посредством мобилизации государственных и негосударственных финансовых ресурсов с последующим направлением их в нововведения, обеспечивающие рост конкурентоспособности производств и технологий, благосостояния производителей, решение региональных проблем.
Определенная цель предполагает ориентацию деятельности фонда на решение следующих задач:
- мобилизацию финансовых ресурсов для реализации региональной инновационной политики;
- финансовое обеспечение исследовательских и инновационных проектов и программ, способствующих развитию конкурентоспособных производств и программ; созданию новинок, обладающих потребительской новизной и полезностью; внедрению прогрессивных ресурсосберегающих и эколого-охранных технологий; развитию инновационной инфраструктуры;
- финансовую поддержку инновационного активных хозяйствующих субъектов в рамках приоритетов регионального развития.
Основными направлениями деятельности ГУ ДФИ по нашему мнению, должны выступать:
- осуществление контроля за полнотой и своевременностью поступления финансовых ресурсов, закрепленных нормативными актами или контрактными соглашениями, от реализованных проектов и программ инновационной направленности:
- проведение рекламной и пропагандистской работы по разъяснению основных направлений деятельности фонда с целью привлечения частных инвестиций целевого или обезличенного характера как отечественных, так и зарубежных для финансового обеспечения и поддержки инноваций .имеющих значение для региона;
- обеспечение восполнение финансовых средств фонда через коммерциализацию результатов исследований и разработок, выполненных соответствии с территориальным заказом при посредстве контрактной системы финансирования; оказание финансово-кредитных, лизинговых, информационных, консультативных и других услуг новаторам; предпринимательскую деятельность фонда, связанную с созданием и производством коммерчески ориентированных новшеств, операциями на рынке ценных бумаг, развитием рыночной инфраструктуры, организаций выставок-продаж научно-технической продукции, инвестиционных и потребительских новшеств, долевым участием в научно -производственной и иных видах деятельности; выпуск в обращение акций, облигаций и других ценных бумаг в соответствии с российским законодательством; осуществление издательской деятельности, а также проведения займов, лотерей и других мероприятий, средства от которых поступают в фонд:
- финансирование региональных исследовательских и инновационных проектов и программ:
- предоставление финансовой помощи представителям крупного бизнеса в проведении НИОКР и модернизации производства, направленных на повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции, создание новых потребительских стоимостей, разработку и внедрение прогрессивных технологий:
- оказание финансовой поддержки развитию малого инновационного предпринимательства и предприятиям инфраструктуры нововведенческой деятельности.
Для реализации основных направлений деятельности ГУ ДФИ должно предоставлено право:
- принимать долевое участие в создании хозяйствующих субъектов, в том числе с иностранным участием, занимающихся нововведением, а также обслуживанием инновационных процессов, включая консультативное и информационное обеспечение;
- осуществлять операции на фондовом рынке, выпускать собственные ценные бумаги для привлечения финансовых средств;
- проводить мероприятия, направленные на привлечение частных капиталов и их эффективное использование;
- осуществлять контрактное финансирование региональных исследовательских и инновационных программ и проектов;
- контролировать целевое использование финансовых средств, выделяемых фондов хозяйствующим субъектам или получаемых ими при содействии фонда, и прекращать или приостанавливать финансовую поддержку в случае выявления нарушений целевого использования средств;
- выступать залогодателем, получателем, гарантом по обязательствам юридических и физических лиц при получение кредитов на осуществление и развитие инновационной деятельности;
- определять условия льготного кредитования инновационного деятельности субъектов хозяйствования при недостатке собственных оборотных средств;
- осуществлять финансирование деятельности органа, разрабатывающего и реализующего региональную инновационную политику, функционирование экспертного Совета, привлекающего специалиста для экспертизы проектов, представленных потенциальными подрядчиками в ходе проведения конкурсов;
- заключать договора с отечественными и зарубежными производителями на поставку прогрессивного оборудования, передаваемого предприятиям на условиях долгосрочной аренды;
- финансировать научные исследования, научно-практические конференции, семинары, совещания, связанные с деятельностью фонда;
- осуществлять рекламно-издательскую деятельность;
- создавать дочерние фонды, а также представительства в городах региона;
- осуществлять иную деятельность, не противоречащую целям фонда и не запрещенную законодательством.
Процедура вложения мобилизованного капитала помимо направления финансового обеспечения включает также непосредственные формы финансирования, посредством которых фонд может осуществлять свою уставную деятельность. Предложенные нами методы финансовой поддержки, выступающие составными элементами экономического механизма регионального регулирования инновационных процессов, желательно использовать, учитывать специфику объекта воздействия.
Субсидирование, представляющее собой форму безвременного финансирования, например в следующих случаях:
- при покрытии затрат, связанных с реализацией региональных исследовательских и инновационных программ и проектов, имеющих отдаленный ком мерческий эффект, повышенный уровень риска или направленных на решение проблем территории, дающих социальный, экологический и др. виды эффекта, не выраженные напрямую через показатель прибыли (дохода);
- при стимулировании исследований и разработок в приоритетных направлениях развития территории,. Одноразовая субсидия может быть выдана хозяйствующему субъекту, занимающемуся исследовательской или инновационной деятельностью, имеющей повышенный уровень риска, в размере до 25% затрат, предусмотренных сметой или проектом, при условии, что не менее 50% расходов покрывается собственными средствами;
- инновационно активными в рамках региональных приоритетов малым предприятием целесообразно выдавать субсидии, покрывающие до 50% затрат на исследования и разработки, 20% расходов на приобретение прогрессивных производственных установок и оборудования, до 20% затрат, связанных с информированием потенциальных потребителей;
- связанных с информированием потенциальных потребителей, рекламной деятельностью. В данном случае желательными условиями субсидирования видятся параллельная поддержка проектов из не государственных источников, а также максимально допустимый размер субсидии;
- для поощрения кооперации между научными (университетским, вузовским) и производственными секторами хозяйства территории может субсидироваться до 30% объема затрат договоров на проведение НИОКР, создание новых видов изделий или улучшение их технических характеристик и потребительских свойств, разработку и внедрение новых технологий и др., осуществляемых в рамках региональных приоритетов. С целью ориентации исполнителей при поощрении кооперации использоваться то же условие, что и при стимуляции исследований и разработок в приоритетных направлениях развития территории;
- в целях стимулирования технологического развития новаторам, осуществляющим свою деятельность в рамках региональных приоритетов, может покрываться за счет средств регионального Инновационного фонда до 25% инвестиций в прогрессивные технологии при условии, что в малом бизнесе данная покупка поддерживается негосударственными инвесторами, а в крупном - до 50% затрат финансируется за счет собственных средств;
- малым предприятиям, осуществляющим свою деятельность в приоритетных направлениях развития территории на оценку научной и технической ценности идеи и определение ее перспективности для коммерциализации. Размер субсидии также как и в предыдущем случае должен определяться экспертно-аналитическим путем и быть достаточным для получения необходимых консультативных и экспертных услуг, позволяющих разработать соответствующий комплект документов, претендующих на привлечение к инновации дальнейших государственных инвестиций, либо частных капиталов. Наиболее перспективными проектам, разработанными при посредстве данной субсидии, может быть предоставлена повторная субсидия в объеме, позволяющем осуществлять дальнейшую разработку и трансформацию идеи в конкурентоспособный продукт. Вторичное субсидирование охватывает цикл опытно-конструкторских работ, работ по изготовлению опытного образца новшества, его отладке и доводке, рыночной апробации. В дальнейшем, если новинка имеет потребительскую полезность и рыночный успех, к развертыванию ее массового производства могут привлекаться инвестиции рисковых и частных инвесторов, хотя и не исключен вариант реального или финансового инвестирования из регионального фонда.
Субсидирование вышеперечисленной деятельности может осуществляться, как на условиях на условиях контрактного финансирования, так и посредством договорных отношений и разовых компенсационных выплат.
Республиканская дотирование, по нашему мнению, должно быть направлено на снижение стоимости консультационных и информационных услуг, имеющих большое значение в процессе становления инновационного бизнеса, создании и коммерциализации новшеств. К примеру, мы считаем, что целесообразно дотировать консультационные услуги (технологические, маркетинговые, инвестиционные, управленческие, сбытовые и др.), предоставляемые органом регионального управления, ответственным за разра-
ботку и реализацию инновационной политики в пределах территории, либо специализированными консультативными фирмами, созданными при его участии, с целью снижения стоимости предоставляемых услуг. Дотации могут покрывать до 50% издержек консультационной деятельности, но и не более нормативной суммы, рассчитанной экспертно-аналитическим путем, на одного потребителя. Примелем и вариант покрытия затрат на консультирование непосредственно новаторам в той же пропорции и с тем же условием. Однако в данном случае увеличивается объем документооборота и необходимый штатный состав контролирующих структур фонда.
Невысокая стоимость консультационных услуг крайне важна для новатора, особенно только начинающего свою деятельность. В данном случае региональная дотация снизит размер стартового капитала, необходимого для открытия дела. Не каждое предприятие финансовые возможности и необходимый кадровый потенциал проведения маркетинговых исследований, оценки конъюнктуры рынка и целесообразности какой-либо инвестиционной деятельности. Недорогие консультационные услуги заметно снизят риск освоения коммерческого производства новшества, а также внедрения новой техники и технологии в эксплуатацию.
Дотации на покрытие затрат по информационному обслуживанию, осуществляемому чрез сеть местных информационных центров и специализированных сетей могут покрывать часть расходов соответствующей инфраструктуры, либо непосредственно пользователей в размере до 10% расходов, но не более заранее определенной годовой нормативной суммы. Цель дотирования в данном случае также , что и при покрытии части затрат по консультационному обслуживанию - снижение уровня цен на предоставляемые услуги.
Республиканские дотации могут покрывать недостаток собственных оборотных средств предприятий и организаций местного подчинения при создании и освоении коммерческого производства новик, а также прямые убытки от инновационной деятельности, осуществляемой в рамках региональных приоритетов. При этом дотирование должно носить единовременный характер и осуществляться посредством принятия специальных решений органами управления территорией.
Субсидирование и дотирование как формы безвозвратного финансирования, как правило, не предполагает перехода прав собственности от новатора к финансирующей структуре, если это не оговаривается специально. Интеллектуальная собственность, созданная в результате инновационной деятельности, поддержанной властными структурами данным образом может оставаться в распоряжении разработчиков и подлежать коммерциализации в общем порядке.
Исходя из принципов образования ГУ ДФИ предполагающих хозрасчетный характер его функционирования, безвозвратное финансирование не может занимать значительной доли в расходной части его финансового баланса. Однако целевая ориентация фонда не должна и полностью исключать данный вид финансовой поддержки новаторам. Во избежании переориентации деятельности фонда только на проекты, обслуживающие коммерческий успех и наличие доходов, увеличивающих оборот капиталов, мы считаем целесообразным в учредительных документах заложить допустимый размер безвозвратного финансирования, предусмотрев в необходимых случаях возможность его корректировки учредителями. Остальные источники формирования доходной базы фонда предполагает их воспроизводство с желательным приращением капитала. Поэтому большая доля средств фонда, направляемых на поддержку инновационной деятельности должна принимать форму возвратного финансирования.
Наибольшее распространение среди формы финансовой поддержки, осуществляемой на условиях платности и возвратности, имеет кредитование. В отличие от обычных коммерческих кредитов ссуда регионального Инновационного фонда в целях стимулирования инновационной деятельности должна предоставляться на льготных условиях, предполагающих пониженный процент платы за пользование ресурсами, долгосрочный характер кредитования, отсрочку платежей и др.
Не все специалисты признают возможность применения льготного кредитования для стимулирования инновационной активности хозяйствующих субъектов. К примеру, И. Шурков, будучи председателем Госпрома Российской Федерации, в основу концепции государственной промышленной политики России закладывает отказ от льготного кредитования и предоставления индивидуальных льгот предприятиям, применяя в крайних случаях практику дотаций [4]. Однако, по мнению многих ученых в перспективе кредит должен превратиться в один из основных источников финансирования научных исследований и инноваций, причем льготный режим целесообразно предоставлять только в общегосударственных интересах, разновидностью которых выступает региональный мотивационный механизм.
Механизм льготного кредитования инновационной деятельности может предполагать:
во-первых, установление срока возврата кредита в соответствии с реальным сроком окупаемости проекта. Как правило, реализация инновационных проектов рассчитана на длительный период, либо предполагает не скорую отдачу. Поэтому данный вид кредитования во всем мире носит долгосрочный характер, зависящий от направленности выполняемых работ. Так, для доведения научной идеи до коммерческого производства и рыночного потребления необходимо 5 -7 лет, следовательно кредит на реализацию коммерческих проектов по созданию новых видов продукцию и внедрению прогрессивных технологий должен выдаваться на срок, включающий этот период и время, необходимое для его погашения, с тем расчетом, чтобы возврат ссуды и уплата процентов по ней не осложняли финансового положения новатора. Мировая практика свидетельству-
ет, что этот период включает удвоенное время реализации проекта, т.е. 10-15 лет. Кредитование рационализации и модернизации действующего производства в связи с вхождением в новую волну инновационных колебаний целесообразно осуществлять на срок 20-30 лет в крупном бизнесе, 10-15 лет - для небольших предприятий;
во-вторых, покрытие кредитом значительной доли затрат инновационной деятельности. Для крупного производства при условии покрытия не менее 50% общей суммы затрат на реализацию проекта за счет собственных средств ссуда может быть предоставлена в размере недостающих 50% средств, а в исключительных случаях (приоритетности производства, удовлетворения региональных потребностей и т.п.) до 65%. В малом бизнесе новатор, профинансировав 25% стоимости проекта, в праве рассчитывать на получение кредита в размере 75% от его стоимости. Однако условия кредитования, также как и субсидирования малого инновационного предпринимательства, должны предполагать параллельную поддержку из негосударственных источников, свидетельствующую о перспективности идеи для коммерциализации. В противном случае размер кредита может быть снижен и составлять не более 405 стоимости проекта;
в-третьих, пониженную ставку за пользование кредитными ресурсами. Применительно к инфляционным условиям хозяйствования речь может идти о 30-60% ставке от учетной ставки, устанавливаемой Центральным банком России. Однако долгосрочный характер кредитования обуславливает необходимость достоверных прогнозных оценок инфляционных колебаний на перспективу, либо учет данного фактора в контрактном соглашении, с тем, чтобы выданная суда погашалась исходя из уровня учетной ставки не на момент ее выдачи, а на момент возврата. Безинфляционная система хозяйствования предполагает установление платы за кредит Инновационного фонда на уровне ниже, обычно используемого коммерческими банками. Зарубежный опыт свидетельствует, что оптимальным уровнем платежа за кредит для малого инновационного бизнеса, реализующего проект, связанный с продуктовыми или технологическими нововведениями, выступает 2-6% годовых в зависимости от значимости проекта для региона, его рискованности и перспективной масштабности, уровня рентабельности при коммерческой реализации в сочетании с достигнутыми социальным эффектом, повышением конкурентоспособности производства и продукции на внутреннем и внешнем рынках и других показателей; при кредитовании модернизации крупного производства - 6-7%, мелкого производства - 5-6%. Российский исторический опыт показывает, что в нашей стране ссудный капитал всегда солил дороже, чем в зарубежных странах. Вероятно данная тенденция характеризует и будущее российской экономики, поскольку специалисты видят возможный уровень льготного процента - 10-20% [5; 6].
в-четвертых - отсроченные платежи, предполагающие перенесение срока возврат ссуды и уплаты процентов по ней на период получения доходов от реализации проекта. При этом отсрочка может предусматривать начало возврата кредита через 2-3 года после начала окупаемости проекта, с тем чтобы у предпринимателя была возможность инвестировать развитие производства.
Кредитную политику регионального Инновационного фонда, по нашему мнению, целесообразно ориентировать на предоставление денежных средств субъектам хозяйствования в тех случаях, когда для них затруднен доступ к обычным банковским источникам финансирования, и на более благоприятных условиях. Желательно установить достаточно жесткие требования к претендентам на получение кредитных ресурсов. Средства не должны предоставляться предприятиям, действующим за рамками административно-территориальных границ, осуществляющим их не целевое использование, а также являющимися филиалами или структурными подразделениями крупных предприятий.
Несомненно, что льготное кредитование также как и субсидирование (дотирование) должно выступать существенным элементом финансовой поддержки инновационных процессов. Однако оно имеет два недостатка, снижающих эффективность государственного воздействия. Одним из них является проблема нецелевого использования льготных кредитов, когда заемщик получает кредит как бы под стимулируемый вид деятельности, но не осуществляет его после получения ссуды, что в целом ведет к отвлечению региональных средств на незапланированные цели и негативно сказывается на экономической ситуации. Кроме того, присутствует вероятность несвоевременного погашения заемщиками полученных кредитов и риск их невозврата, если кредитуемые предприятия не сумеют развернуть производство или проект не дат желаемого результата. Нельзя не согласиться с мнением специалистов, что предоставляемые льготы не должны переходить грань, за которой выдача ссуд оказывалось бы не более, чем каналом бессмысленной растраты государственных средств [7]. Во избежание этого система льготного кредитования должна предполагать обязательную диагностику целей результатов каждого случая выдачи льготного кредита, а также жесткий контроль за его использование. Развитая система служб диагностики и аудита в рамках регионального Инновационного фонда или органа управления, разрабатывающего и реализующего инновационную политику, позволит заблаговременно отсекать просьбы о ссудах ненадежных клиентов.
Специфической формой льготной финансовой поддержки выступает кредитование без залога, когда риск невозврата ссуды берут на себя региональные властные структуры. Данный вид кредитования, по-нашему мнению, наиболее целесообразен при поддержке становления и развития малого инновационного бизнеса. На это же должна быть направлена и система гарантирования займов, получаемых новаторами у коммерческих банков или других финансовых институтов, предполагающая погашение региональными Инновационным фондом ссуды и процентов по ней в случае неплатежеспособности заемщика. Как показано специальное обследование предоставление государствен-
ных гарантий по стратегическим направлениям инновационной деятельности выступает важным фактором, оказывающим наибольшее стимулирующие воздействие на осуществление банкам кредитования нововведений, наряду с введением механизма залогового права и льготным налогообложением доходов банка, полученных от инновационного кредитования [8]. Мы, считаем, что условиями представления гарантий могут выступать:
- предварительный анализ жизнеспособности предприятия и обоснованности бизнес-плана. Проекты, претендующие на гарантийное обеспечение, в общем порядке должны подвергаться всесторонней экспертизе, выдающей заключение об их соответствии региональными приоритетам, перспективной потребительской новизне и возможном коммерческом эффекте, реальности погашения кредит, предполагаемого к получению и материально -техническом обеспечении. Сделанный вывод с целесообразности финансовой поддержки проекта со стороны регионе может является основанием для заключениям гарантийного соглашения;
- уплата комиссионного сбора в размере от 1% до 5%, который может взиматься как с заемщика, заинтересованного в получении гарантии фонда, так и с банка, предоставляющего кредит с гарантийным обеспечением. Размер комиссионных следует увязывать с величиной ссуды и срочной кредитования: чем они больше, тем большую величину должен составлять и комиссионный сбор.
Схема гарантирования займов помимо экспертного начала может предполагать и максимальную величину размера гарантий, а также гарантируемого кредита. Доля кредита, которая подлежит гарантийному обеспечению, зависит от степени рискованности проекта, финансовых возможностей и устойчивости заемщика. Учитывая зарубежный опыт, можно рекомендовать региональному Инновационному фонду гарантировать от 60 до 90% суммы займа в соответствии с той долей риска, ответственность за которую он возьмет на себя. Целесообразно законодательно определить максимальный размер кредита, претендующий на гарантийное обеспечение. Он должен быть достаточен для становления малого инновационного предприятия и его развития до стадии коммерциализации продукта. Основа определения - экспертно-аналитическая.
Полномочия по гарантированию займов могут быть переданы ГУ ДФИ обществу взаимных гарантии или соответствующей ассоциации, образованным при участии Республиканских управленческих структур, контролирующих инновационную ситуацию. Ассоциация по гарантированию займов может представлять собой совокупность малых и средних предприятий, объединяющих свои капиталы в целях предоставления гарантии финансовыми структурами при получении кредитов, а также обеспечения более благоприятных условий для кредитования их участников. Членами ассоциаций (обществ взаимных гарантий)наряду с малыми и средними предприятиями могут выступать государственные институты, сберегательные банки, страховые учреждения и другие организации, заинтересованные в уставной деятельности сообщества. Вступление и выход из ассоциации может сопровождаться приобретением (продажей) акции общества, либо соответствующими взносом в гарантийный фонд.
Мы считаем, что последний вариант даст ГУ ДФИ возможность перегарантировать гарантии ассоциации, которые для этого должны стать его акционерами и подписать контракт на перегарантирование. В зависимости от условий контракта фонд может автоматически брать на себя погашение обязательств ассоциации в размере от 10 до 40%, разделив таким образом риск инновационной деятельности. Обеспечением гарантий и перегарантий может выступать уставной капитал фонда, а также по решению властных структур местная государственная собственность.
Косвенный эффект гарантирования и перегарнтирования займов, широко используемых во всем мире, заключается в постепенном выравнивании условий кредитования малого предпринимательства, обладающего повышенным уровнем риска, повышении уровня управления финансами в малых фирмах, уменьшении роли такого негативного фактора, как нежелание новатора обращаться за банковским кредитом из -за риска потери в случае неудачи своего имущества. По свидетельству специалистов, успешно развитие системы взаимных гарантий за рубежом стало возможными только в результате расширения участия в ней государства [9]. В нашей стране подобные операции еще не получили должного развития в связи с отсутствием соответствующей инфраструктуры. Становление системы гарантирования и перегарантирования займов предполагает развитый механизм страхования малого бизнеса, который включает не только страхование риска в инновационном предпринимательстве, но и инвестиционных процедур, связанных с финансовой поддержкой новаторов. В случае неплатежеспособности предприятия гарант, полностью (или частично в зависимости от условий договора) погасив ссуду, должен получать страховую сумму от страхующей организации, фонд который может быть сформирован за счет средств региона и страховых платежей.
Стимулирующее воздействие на инновационную деятельность может оказывать и компенсационная политика регионального Инновационного фонда, связанная с частичным покрытием банковских процентов. На наш взгляд, принятие решения о компенсационных выплатах должно сопровождаться обычной процедурой экспертной оценки инновационного проекта, а также заключением компенсационного соглашения, согласно которому фонд возьмет на себя обязательства по покрытию части процентной ставкой коммерческого кредита, предоставляемого на реализацию нововведения. Соглашением могут оговариваться и условия контроля со стороны компенсирующего органа за целевым расходованием средств и сроками их освоения, что само по себе весьма актуально, так как, к государственные средства с частными инвестициями. Основной формой
финансовой поддержки становиться не кредитование и субсидирование предприятий и проектов, а участие в капитале вновь создаваемых и действующих структур. Это участие может быть реализовано региональным Инновационным фондом посредством реального и финансового инвестирования.
Инвестирование нововведенческой деятельности, представляя собой разновидность рискового финансирования, выступает новой формой ссудного капитала, предполагающего отсутствие как такового возврата инвестированных средств с уплатой за их использование, либо регулярные доходы на вложенный капитал. По свидетельству специалистов оно осуществляется в расчете на развитие предприятия, доход от массового выпуска новой продукции (предпринимательский доход), а также выпуск акций успешных предприятий и их размещение (учредительский доход). В данном случае финансирование может происходить путем предоставлении инвестиций при условии долевого участия в прибылях, а инвестор должен играть активную консультативную и контролирующую роль в управлении предприятием. Прекратив свое долговременное участие в предприятии он может путем продажи акций на бирже.
По результатам экспертного отбора инновационных проектов должны быть определены наиболее перспективные из них в рамках региональных приоритетов в научнотехническом и потребительском отношении. Избранная схема финансирования не исключает субсидирования идеи на этапе ее доводки до коммерческого проекта, а также введения в состав нового предприятия функциональных специалистов по маркетингу и финансам, а также технических консультантов. Таким образом, идеи будущих предпринимателей могут быть дополненные квалифицированной всесторонней разработкой проекта, что изначально обеспечит новому предприятию благоприятные стартовые условия. Орган регионального управления, курирующий разработку и реализацию региональной инновационной политики имеет возможность помимо предоставления начального финансового капитала оказывать прямое содействие и в организации нового предприятия, обеспечении его производственными площадями и необходимым оборудованием. Отбор проектов на реальное инвестирование должен предполагать оценку их технологического потенциала, финансовых потребностей и организационных возможностей предпринимателей, а также ориентироваться как на соответствие проектов региональным приоритетам, так и на имеющуюся в регионе научно-производственную базу, способную в случае удачного выхода новатора на рынок и быстрого начального роста малого предприятия вложить значительные средства в расширение дела, обеспечивающего рост конкурентоспособности продукции на внутрирегиональном и внешнем рынках.
После отбора и всесторонней проработки инновационного проекта, поддерживаемого регионом, исходя из российского законодательства, должен быть определен организационно-правовой статус нового предприятия, предполагающий участие региональной управленческой структуры в уставном фонде и последующем распределении прибылей. Проект может предполагать наличие нескольких инвесторов, имеющих долю в уставном фонде, пропорционально вложенному капиталу. Как известно, траектория жизненного цикла фирмы, осуществляющий технологические прорывы состоит из трех фаз: “появление”, сопровождаемое начальным вложением капитала и ускоренным ростом; “консолидация” - устойчивое расширение производства и увеличение доходов от экономии на его масштабах; “зрелость” - олигополия и закат. Региональное реальное инвестирование особенно важно в фазе “проявление”, которую характеризуют технологические эксперименты, неопределенность коммерческого успеха и низкие барьеры для выхода на рынок. Данная фаза может предполагать две стадии финансирования - предварительную и стартовую - с временным горизонтом в 1-3 года каждая и средним объемом инвестиций, необходимых для доработки проекта и начала его реализации. Минимальный и максимальный объем инвестиций может быть определен экспертноаналитическим путем, исходя из особенностей российской системы хозяйствования. В фазе “консолидация”, которая по оценкам зарубежных экспертов длится от 3 до 6 лет, акцент деятельности рискоинвесторов переносится с активного вмешательства в дела предприятия на содействие его рыночной деятельности и консультирование по вопросам бизнеса.
В случае рыночного успеха новшества, изготавливаемого предприятием при участии региона, вопрос о налаживании массового производства может быть решен двумя путями: либо расширением его производственных мощностей, либо передачей права на производство уже функционирующему крупному производителю, специализирующемуся на выпуске продукции данного типа. В обоих случаях требуются крупные инвестиции в развитии нового производства или обновление существующего с целью доведения его технологического уровня до потенциально необходимого. В первом случае реальные инвестиции могут осуществляться рискоинвесторами пропорционально первоначально вложенному капиталу с сохранением учредительской доли в распределении доходов. Во втором случае новое предприятие может быть продано с возмещением производственных расходов и компенсаций их риска массовому производителю. Если в первом случае роль регионального органа управления в качестве рискоинвестора сохраняется, то во втором случае она полностью прекращается, а ГУ ДФИ возмещает произведенные затраты с приростом, несколько превышающим обычный данной отрасли уровень рентабельности, компенсирующим риск вложения капиталов.
При сохранении инвестиционных функций региональный Инвестиционный фонд должен осуществлять дальнейшие капиталовложения в развитие массового производства за счет собственных или привлеченных средств. Следует оговориться, что переход определенной доли функциональных обязанностей по управлению инновационными про-
цессами в сферу компетенции территориальных органов требует представления последним права получать кредиты при временном отсутствии средств по основным источникам финансирования на реализацию региональной инновационной политики, либо в случае необходимости для инвестирования отдельных программ и проектов, требующих значительного объема финансовых ресурсов, ущемляющих интересы других направлений финансовой поддержки. Формы выдач и погашения ссуд, предоставляемых органом регионального управления, методы контроля за их эффективным использованием могут быть использованы те же, что и при обычном кредитовании с той лишь разницей, что государственная кредитная политика должна предусматривать возможность льготного кредитования региональной инновационной политики.
При инвестировании нового предприятия в фазе “консолидации”, региональный Инновационный фонд в дальнейшем может рассчитывать на получение предпринимательского дохода, когда производство начнет его давать в доле, закрепленной учредительными документами, пропорционально -вложенному капиталу, либо на других заранее оговоренных условиях. Развитие предприятия и нарастание объемов производства может предполагать изменение его организационно-правового статуса с формированием акционерного капитала и возможностью его дополнительного привлечения посредством выпуска ценных бумаг и их размещения. Учредительский доход региональный Инновационный фонд может получить, посредством продажи принадлежащего ему пакета акций, котирующихся на фондовом рынке.
При наличии в регионе крупного производства, специализирующегося в области нововведения, рациональнее с точки зрения интересов территории, особенно высокоиндустриальной, не размещать новое производство, а укреплять действующее, обновляя его технологическую базу и производственные программы. Немаловажная роль в этом процессе, на наш взгляд, может принадлежать новым предприятиям, достигшим определенных успехов на рынке при поддержке органов регионального управления. Новое производство может быть безвозмездно передано государственному предприятию региональной, муниципальной или низовой форм собственности, либо продано частному товаропроизводителю. Акт купли-продажи предприятия может предполагать как полную компенсацию вложенных капиталов с соответствующим приростом, так и льготные условия, предусматривающие частичное погашение инвестиций фонда при совершении сделки с последующими платежами по мере развертывания нового производства, а также другие условия.
Реальные инвестиции ГУ ДФИ могут предполагать особые условия, связанные, к примеру, с определением доли собственных вложений новатора, либо привлеченных средств негосударственных инвесторов, подтверждающие перспективность вложения региональных капиталов и заинтересованной новаторов их окупаемости. По мере развития инновационной инфраструктуры фонд может делегировать свои права рискоинвестора инвестиционным компаниям, созданным при его участии или органа управления , разрабатывающего и реализующего региональную инвестиционную политику, с отчислением соответствующей доли финансовых ресурсов, не ограничивающей однако самостоятельности последних в привлечении дополнительных средств для реализации своей уставной деятельности. В данном случае фонд должен иметь возможность участия в прибылях, полученных от реализации инновационных проектов, поддержанных его средствами. Допустим и такой вариант, когда ранние стадии инновационного цикла перейдут целиком в руки частного рискового капитала, а функции региональной поддержки будут связаны с инвестициями на более поздних стадиях развития инновационных процессов, требующих больших объемов капиталовложений.
Финансовую поддержку нововведенческой деятельности региональный Инновационный фонд может осуществлять наряду с реальными инвестициями и посредством финансовых инвестиций, предполагающих операции с ценными бумагами, выпущенными новаторами для осуществления инноваций. Наибольшая роль региональных финансовых инвестиций, по нашему, прослеживается на этапах развития новых производств, а также в период рационализации и модернизации действующих предприятий, обусловленных продуктовыми нововведениями.
В настоящее время российские малые предприятия не имеют возможности самостоятельного привлеченная дополнительных при посредстве выпуска акций. Между тем, зарубежный опыт свидетельствует об эффективности допуска представителей малого инновационного бизнеса на фондовый рынок. Другое дело, что небольшому предприятию оказывается трудно продать выпущенные акции, поскольку большинство вкладчиков стремятся приобрести надежные высоко прибыльные акции известных фирм, а вовсе не мелких, финансово слабых предприятий. Республиканская помощь в данном случае может прослеживаться в оказании содействия по распространению акций новаторов; поддержке посреднических организаций, специализирующихся на скупке акций небольших предприятий и выпуске вместо них своих собственных акций; непосредственном приобретении акций малого инновационного бизнеса.
Мы считаем, что целесообразно законодательно допустить возможность эмиссии ценных бумаг в первую очередь под инновационные продукты, поддерживаемые региональными органами управления, с распространением в дальнейшем этого права на всех новаторов, занятых на стартовом этапе разработок. выпуск акций представителей малого инновационного бизнеса может сопровождаться формированием рынка некопирующих ценных бумаг, стимулируемого местными властями. Финансовое инвестирова-
ние обновления производственного аппарата с целью доведения его до требуемого для выписка новинки технологического уровня также, как и в предыдущем случае может осуществляться региональным Инновационным фондом через приобретение целевых акций новаторов с их последующей перепродажей.
Большая роль в поддержке реконструкции и технологического перевооружения действующих производств, а также оснащения новых предприятий прогрессивной техникой принадлежит прокату оборудования, приборов и других основных фондов, осуществляемому специализированными организациями, как правило, за рубежом являющимися дочерними обществами коммерческих банков. Фирмы, занимающиеся арендой оборудования, выступают обязательным элементом инновационной инфраструктуры, который в настоящее время в нашей стране практически не развит в связи с ориентацией коммерческих банков на краткосрочный эффект. В этих условиях инициатором раенных операций мог бы выступить региональный Инновационный фонд, начав свою деятельность в этой области с финансового лизинга, ен получившего пока достаточного распространения в российской экономике.
По своим целям и задачам финансовый лизинг имеет некоторые сходство с обычным банковским кредитованием с той, лишь разницей, что в конечном виде он осуществляется в натурально-вещественной объеме (в виде сдачи аренду оборудования, танков, машин и механизмов, замкнутых технологических линий и т.д.). Традиционное представление о лизинге как о примитивной долгосрочной аренде безнадежно устарело [8]. Феномен лизинговых операций, наблюдавшийся в 80-х годах в большинстве развитых и развивающихся стран, определялся как новая, специфическая, дополнительная система перспективного финансирования, в которой задействованы арендные отношения, элементы кредитного финансирования под залог, расчеты по долговым обязательствам и прочие финансовые механизмы. В России уже заложены основы развития финансового в инвестиционной деятельности, экономическая сущность которого определена как “инвестирование временно свободных или привлеченных финансовых средств в имущество, передаваемое по договору физическим или юридическим лицам на определенный срок” [10].
Таким образом, с экономической точке зрения лизинг представляет собой товарный кредит в основные фонды, предоставляемый арендатору в виде передаваемого в пользование имущества. В отличие от товарного кредита, когда товарополучатель одновременно с приобретением новых машин, оборудования, аппаратов, приборов и т.п. вступает в право собственности с отсрочкой во времени оплаты их потребительной стоимости, лизинговые операции не дают права собственности до полной оплаты предмета. По истечении срока договора оборудование может быть возвращено лизингодателю, либо приобретено арендодатором по остаточной стоимости.
Общеизвестно, что преимуществами финансового лизинга перед приобретением оборудования для технического перевооружения, реконструкции и развитии производства выступают: отсутствие необходимости единовременной полной оплаты стоимости имущества, включая накладные расходы, что способствует высвобождению ликвидных средств товаропроизводителей: временное использование оборудования не отражается в стоимости основных фондов рандатора, не числится у него на балансе; лизинговое соглашение более гибко, чем кредитное, так как предоставляет рандатору возможность выбора удобной схемы финансирования; к примеру, после получения выручки от реализации продуктов произведенной на переданном в лизинг оборудовании, или прокомпенсировать встречной услугой: арендная плата за пользование имуществом относится на издержки производства, снижая тем, самым налогооблагаемую прибыль. Все это позволяет арендатору без резкого финансового напряжения обновлять производственные фонды и делает лизинг, не исключающим, а дополняющим традиционные формы финансовых отношений, связанных с рационализацией и модернизацией действующего производства, становлением нового. Зарубежная практика лизинговых отношений предполагает установление сроков аренды не только с учетом физического, но и морального износа оборудования, что позволяет товаропроизводителю своевременно обновлять основные фонды. Недостатки финансового лизинга - ограниченность права распоряжения полученным имуществом, обязательство долговременной аренды - по свидетельству специалистов, полностью компенсируется экономией средств, стабильностью условий, гибкой возможностью реализовывать значительные инвестиционные проекты.
Мы считаем, что лизинговая деятельность регионального Инновационного фонда может предполагать два направления, когда фонд выступает непосредственным лизингодателем и когда он делегирует эти права сторонней организацией, специализирующейся на данного вида финансовых операциях и созданной при участии органов управления территорией.
В первом случае региональный Инновационный фонд в соответствии с лизинговым договором может профинансировать приобретение оборудования предприятием, расположенным на данной территории, обладающим потенциальной конкурентоспособностью и действующим в рамках региональных приоритетов. Лизинговые соглашения могут выступать одной из форм финансовой поддержки проектов и программ, реализуемых в соответствии с основными направлениями региональной инновационной политики. По окончанию срока договора оборудование по остаточной стоимости может быть передано арендатору, либо реализовано третьему лицу. Лизинговые отношения предполагают минимальную степень инвестиционного риска, поскольку приобретенное оборудование служит от него гарантией. В случае невыполнением обязательств арендополучателем
оно подлежит реализации по остаточной стоимости, погашающей долг по лизинговым соглашениям. Это существенно снижает возможные убытки инвестора, вместе с тем позволяя ему оперативно решать проблемы долгосрочного инвестирования технологических нововведений.
Во втором случае весь риск и ответственность по лизинговым операциям принимает на себя лизинговая компания, созданная на акционерной основе при участии региональных управленческих структур. Она должна выполнять функции регулирования и надзора за финансированием технического перевооружения, реконструкции и развития производства, разрабатывать соответствующие нормативные акты и формы лизинговых отношений, оказывать поддержку в осуществлении экспортного и особенно импортного лизинга прогрессивной техники и технологии. Деятельность материнской и дочерних лизинговых компаний может регулироваться посредством льготной системы налогообложения, амортизационной и кредитной политики, осуществляемых с целью стимулирования инновационной активности товаропроизводителей в рамках региональной и инновационной политики.
Итак, нами разработана процедура вложения мобилизованного региональным Инновационным фондом капитала, предполагающая различные формы и методы в зависимости от целевой направленности потоков финансовой поддержки и значимости поддерживаемых исследовательских и инновационных проектов для благосостояния и развития территории. С тем чтобы, рассмотрение данного вопроса носило логический законченный характер, мы считаем необходимым остановиться на механизме, контролирующем потоки финансовой поддержки и обеспечивающем целевое финансирование, срочность и возвратность региональных капиталов. Данный механизм предполагает прежде всего наличие соответствующих организационных структур. Мы видим два наиболее целесообразных варианта их построения.
Первый предполагает осуществление функций финансовой поддержки и контроля за использованием ресурсов единым финансовым органом, входящим в состав региональной управленческой структуры, разрабатывающей и реализующей на данной территории инновационную политику. Как мы уже определились, таким органом должен выступать региональный Инновационный фонд, структура которого для охвата всех сторон финансовой поддержки нововведенческой деятельности может быть представлена следующим образом (рисунок 1).
Государственное учреждение “Дагестанский Фонд Инвестиций”
Мобилизационный сектор Сектор рискового финансирования Сектор лизинговых операций
Сектор контрактного финансирования Сектор фондовых операций Сектор финансирования услуг
Сектор льготного кредитования Сектор гарантий и компенсаций Служба аудита
Рис.1 Структура ГУ ДФИ в условиях рыночных отношений
Мы не останавливаемся на функциональном перечне подразделений фонда, поскольку он вытекает из вышеизложенного материала. Следует особо подчеркнуть, что Инновационный фонд по нашему мнению, должен выступать чисто финансирующей и контролирующей использование ресурсов организацией. Ответственность за определение приоритетов развитие - региона, отбор проектов и программ, претендующих на поддержку, не входит в его компетенцию. Вместе с тем, фонд вправе предложить наиболее целесообразные формы и методы финансовой поддержки из арсенала, которым он владеет.
Штат фонда не должен быть очень большим, каждый сектор предполагает двух-трех работников, специализирующихся в конкретной области финансовых отношений. Впоследствии именно они могут возглавить отпочковавшиеся от фонда дочерние организации, составляющие инновационную инфраструктуру. Перспективная модель финансовых структур, поддерживающих инновационную деятельность в регионе, может быть представлена следующим образом (рисунок 2). При этом за региональным Инновационным фондом мы предполагаем оставить функции: мобилизации ресурсов, конкретного финансирования исследовательских и инновационных программ и проектов, перегаран-тирования займов, заключения компенсационных соглашений.
Фирмы рискового Фирма по скупке ценных бумаг
финансирования новаторов
Ассоциация по гаранти- ГУ —Дагестанский Фонд Инновационный
рованию займов Инвестиций” банк
Лизинговая Аудиторская Страховое
компания контора общество
Рис. 2. Модель финансовых структур, поддерживающих инновационную и инвестиционную деятельность в Республике Дагестан.
Предложенный нами механизм финансово-кредитной поддержки инновационной деятельности выступает одним из направлений регионального вмешательства в хозяйственную среду с целью повышения ее инновационной активности и восприимчивости, а также элементом механизма реализации инновационной политики РД. Он нацелен не только и не столько на безвозвратное финансирование новаторов, сколько на облегчение доступа предпринимателей на организованный рынок капиталов и равноправное экономическое партнерство органов управления РД с частными инвесторами в целях развития конкурентоспособных производств и технологий, удовлетворения возвышающихся потребностей населения и решения социально-экономических проблем Республики Дагестан.
Султанов Г.С.
Организационная культура как один из факторов повышения эффективности управления предприятием
Радикальная перестройка системы управления экономикой - одно из важнейших направлений программы реформ, проводимых в нашей стране. Особое значение эта проблема имеет на уровне предприятии, положение которого в рыночной экономике изменилось коренным образом. Став объектом товарно-денежных отношений, обладающим экономической самостоятельностью и полностью отвечающим за результаты своей хозяйственной деятельности, предприятие должно сформировать у себя систему управления, которая обеспечила бы ему высокую эффективность работы, конкурентоспособность и устойчивость положения на рынке. При этом следует учитывать, что по сравнению с той системой управления, до сих пор действующей на многих предприятиях, в новых условиях появляются функции, которые прежде были не нужны. В рыночной экономике предприятие само принимает решения; самостоятельно формирует цели и задачи; разрабатывает стратегию и политику своего развития, изыскивает необходимые для их реализации средства, набирает работников; приобретает оборудование и материалы; решает множество структурных вопросов, в том числе и такие, как создание, ликвидация, слияние или наоборот разделение подразделений и филиалов, вхождение в состав ассоциаций и других объединений; реорганизация производственной и перестройка организационной структуры управления и многие другие.
Короче говоря, предприятия приобретают все черты самостоятельности, характерные для работы в условиях рынка. А это требует значительного расширения сферы управления и самоуправления, увеличения объема и усложнения характера, выполняемых менеджерами работ. Существенно возросла и ответственность за своевременность, и качество принимаемых решений. Повышается роль маркетинговых исследований, позволяющих изучать динамику потребностей на рынке товаров и услуг. Научнотехнический прогресс превращается в одно из орудий управленческих нововведений, направленных на создание условий для эффективной работы. Все большее значение