дящие в 75% интервал (группа А); вторая - в 20% интервал (группа В). Остальные дефекты рассматриваются в последнюю очередь (группа С).
4. Поиск причин возникновения отклонений.
Это наиболее ответственный этап методики. Для его качественной реализации необходимы специальные базы данных., позволяющие в интерактивном режиме выбирать наиболее вероятные причины возникновения отказов. Например, отклонение по выходу размера за пределы допуска может быть вызвано нескольким^ причинами: упруги деформации, размерный износ инструмента и т.д. Причины, вызывающие подобные отклонения, располагаются в виде ранжированного ряда.
5. Принятие технологического решения по устранению причины возникновения отклонения.
На этом этапе может использоваться как опыт квалифицированных специалистов - технологов, так и специальна создаваемые базы данных в виде экспертных систем.
6. Корректировка исходных данных технологического процесса.
Принятое решение о корректировке технологической документации вносится специальным распоряжением и является обязательным для всех служб, обеспечивающих функционирование технологического процесса. Производятся соответствующие расчеты, что позволит получить количественные оценки отдельных показателей качества.
7. Мониторинг за принятым технологическим решением.
Наблюдение за эффективностью принятого решения необходимо производить начиная с 3-го этапа настоящей методики. При эффективных решениях картина распределения отклонений должна изменяться коренным образом, а общее количество должно существенно уменьшаться. Дефекты группы В должны перейти в группу А; а дефекты группы А - попасть в разряд несущественных.
Таким образом, с помощью приведенной методики осуществляя обратную связь в ходе технологического процесса, можно добиться существенного повышения качества технологического процесса механической обработки маложестких корпусных деталей. Дальнейшее совершенствование методики и интегрирование ее затем в СМК предприятия позволит повысить качество готовых изделий, снизить затрать! и в целом повысить конкурентоспособность машиностроительных предприятий.
Статья подготЬвлена при поддержке Г ранта Президента РФ для государственной поддержки молодых российских ученых 1 МК-2337.2006.8
Мишунина Л.Н.
I I
ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОГО I РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ ОИК ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА
: 1
Демократические преобразования в стране, начавшиеся в 1985 году не могли осуществляться без реформирования экономики. Коренные изменения структурной политики предусматривались и в годы перестройки в Советском Союзе, и в период экономических и социальных реформ в новой России. Благое желание превратить страну из поставщика сырья и топлива на западные рынки в производителя высокотехнологичной, конкурентоспособной продукции привело к снижению темпов экономического роста, обострению социальных проблем. Необходимо было произвести структурную перестройку, о чем и заявило правительство России. Эти преобразования коснулись и предприятий ОПК Приморского края, составлявшие основу промышленной экономики региона. Предприятиям ОПК Приморского края необходимо было перейти на выпуск совершенно новых видов гражданской продукции в соответствии с требованиями рынка, а также совершенствовать продукцию военного назначения. Переход на выпуск новой продукции - процесс достаточно длительный, в большинстве случаев требующий значительных разовых затрат несоответственно, источников их покрытия.
Однако наряду с общими для всех предприятий ОПК РФ причинами подобного положения имеют место причины, характерные для предприятий ОПК региона, а именно:
- традиционно слабая научно-исследовательская база предприятий ОПК Дальневосточного региона для решения вопросов перехода на выпуск наиболее совершенных видов гражданской продукции в соответствии с требованиями рынка, а также совершенствования продукции военного назначений; 1
- предприятия ОПК Приморского края и Дальнего Востока являются, преимущественно предприятиями завершающего (сборочного) цикла производства и на них позже, но в большей степени оказал негативное влияние общеэкономический кризис станы 1992-1999 гг ;
- недостаточно квалифицированная, в силу отсутствия опыта и специалистов, работа служб
маркетинга по вопросам анализа спроса на рынке, сбыта, рекламы и реализации продукции, характерная для большинства предприятий ОПК Дальнего Востока; 1 1
- нарушение сложившихся хозяйственных связей с предприятиями Центра РФ, находящимися в 7-9 тыс. км от Дальневосточного региона, вследствие чего прекращение производства продукции, на которой специализировалось предприятие ОПК, что, в свою очередь потребовало поиска путей и способов перехода на полностью новую продукцию самими предприятиями.
В сложившихся условиях предприятия ОПК вынуждены искать пути и средства самостоятельного решения, накопившихся проблем, причем как в связи с продукцией гражданского назначения, так и в связи с продукцией, предназначенной для заказчиков Министерства обороны. Практически речь идет о завоевании новых, ранее не освоенных рынков сбыта.
Произвести переориентацию крупного предприятия на выпуск новой продукции в объемах, загружающих ощутимо его производственные мощности в ограниченные сроки,' - задача нереальная. Кроме того, необходимо решать задачу сбыта этой продукции, несвойственную предприятиям плановой экономики.
Предприятия вынуждены самостоятельно решать вопрос обновления продукции, причем делать это достаточно оперативно. Однако отсутствие опыта в данной области, а также внешние причины, не стимулировали активности, а чаще всего и лишали предприятия возможности вести обоснованную политику по переходу на выпуск новой продукции.
На сегодняшний день недостатки рыночной системы хозяйствования в России настоятельно обуславливают необходимость государственного вмешательства в хозяйственную среду с целью повышения ее инновационной активности и восприимчивости. Изучение отечественного и зарубежного опыта свидетельствует, что у государства имеются большие неиспользуемые резервы фи-нансово-кредитной поддержки и стимулирования инновационных процессов, мотивирующих у субъектов хозяйствования восприимчивость к нововведениям. Поэтому должна быть разработана схема государственного регулирования инновационных процессов. 1
Государе* во
»р;чДСНИС I 1 ? 14} 1\ ОС-
ва-
^иешшн лея-тыльное ги
I {елевое фпьаисиро-Ваяяе шо-вавдюшюго процесса
Рет^яиротзагазе
Пто оно*. 1 и
онаос рез у-диревание ШНШШДИ
Д0ШТИК4
в отношении
шшоваций
и „ V'
V ) м-
нйс инновационного процесса
А к шыяая тю-про-
гехнчопн *ма в ошошении
ПОРОЙ
продукции
▼ А
г 5 Рынок Зарубежные
ОТе'кчВ-И 1г>1е ( # н е ш п а й и е н ) т р е н н и й )
^ шн^дренги *— КОНчДрСИ1Ы
Йаре > (! I С "Ш
ТА
Предприятия Оборонмо-ирешлш 1йшу1в комплекса
Пр|» 1 !рнн!ия партнеры и позребпIе ш
Рисунок 1
Следует создать такую экономическую среду функционирования предприятия, которая не только сделала бы их более восприимчивыми к нововведениям, но и стимулировала бы стать активными участниками инновационного процесса, заинтересованными в поиске, разработке и скорейшем освоении прогрессивных научно-технических решений. Решающая роль здесь принадлежит государству, которое на всех уровнях управления должно выявлять позитивные тенденции науки и техники, стимулировать прогрессивные технологии. Мировой исторический опыт показывает, что чем больше страна отстает в своем экономическом развитии, тем больше функций вынуждены бра'к на себя государственные органы управления. Инновационные процессы во многом определяют направления и пропорции будущего развития. Экономика страны не может завоевать ведущие позиции в мире, если она не будет развивать инновационную сферу.
Мировой опы^ государственной поддержки новаторов меняется в зависимости от конкретной страны, но его непосредственное воздействие в рамках системы, базирующейся на действии рыночных сил, по мнению специалистов, имеет второстепенное значение. Однако именно государственные органы имеют возможность крупномасштабно синтезировать общественные потребности в производственные возможности. Государственная активность в инновационной сфере обусловлена не только интересами общественного развития, но и государственными материальными интересами. Ясно, что основа жизнедеятельности госаппарата зависит, в том числе, и от финансовой устойчивости и платежеспособности экономических субъектов хозяйствования - налогоплательщиков, которые, в свою очередь, зависят от положения товаропроизводителя на товарном рынке. Вот почему органы управления напрямую заинтересованы в развитии конкурентоспособных производств и технологий, чему в значительной степени способствуют инновации. Государственное предпринимательство в рыночной сфере, где органы управления выступают в качестве контрагентов инновационных процессов, позволяет им иметь согласованную с другими партнерши выгоду от вкладов в коммерческий проект. Таким образом, экономическая база интересов государства делает его на всех уровнях управления активным участником инновационных процессов.
Инновационная политика государства должна быть тесно связана с нововведенческой деятельностью. и представлять собой систему протекционистских мер, способствующих интенсивному протеканию инновационных процессов в целях удовлетворения возрастающих общественных потребностей.
Реализации го'сударственной научно-техническсж и инновационной политики способствует система государственного регулирования, которая представляет собой совокупность используемых экономических форм и методов воздействия. Одним из принципов государственного регулирования является принцип экономического протекционизма инновациям и притоку инвестиций в сферу нововведений. Он связан с созданием государством особых условий для инновационной деятельности преимущественно экономическими методами, основанными на договорных отношениях, с' использованием прямых и косвенных регуляторов, поддерживающих и стимулирующих инновационную активность. Среди экономических методов преимущество отдается не прямым методам воздействия (субсидиям, дотациям и др.), а методам косвенного регулирования (налогового, страхового, кредитного и др.). Отличительной особенностью такого механизма является рекомендательный характер, который предоставляет право каждому субъекту хозяйственной деятельности самостоятельно определять свою стратегию развития, не обязательно совпадающую с региональной или общегосударственной системой предпочтений.
Изучение зарубежного и отечественного опыта государственного воздействия на развитие науки и инновационной активности хозяйствующих субъектов, позволяет в качестве основных регуляторов назвать финансовые, кредитные, налоговые и амортизационные, а также ценовые формы под держки.
Основные формы финансовой поддержки
• субсидии, представляющие собой безвозвратные пособия, выделяемые участникам инновационной деятельности в критические моменты становления и развития. Субсидирование имеет строго оговоренные направления, связанные с реализацией проектов;
• дотации - асЬигнования из бюджета на покрытие убытков от инновационной деятельности основных участников, а также на развитие инфраструктуры, рубсидии и дотации должны носить разовый характер и увязываться с реализацией конкретных проектов и программ;
• реальные инвестиции - долгосрочные вложения государственных капиталов в создание научно-технического задела, выполнение исследований и разработок некоммерческой направленности; развитие конкурентоспособный производств и технологий. Необходимость государственного предпринимательства на современном этапе развития экономики обусловлена, в первую очередь, недостатком средств частного капитала для вложения в эффективные проекты развития:
• финансовые! инвестиции, представляющие собой вложения государственных средств в операции с ценными бумагами, особое место среди которых должны занимать акции инновационно активных в рамках
общественных приоритетов предприятий, а также в не котирующиеся акции представителей малого наукоемкого бизнеса, привлекающих таким образом капиталы для своего развития;
• финансовый лизинг, суть которого сводится к покрытию части затрат, которые несут предприятия, приобретая новые и заменяя действующие машины и оборудование.
Говоря о финансовой под держке, следует иметь в виду, что она должна иметь определенные границы и строиться, исходя из следующих принципов: | I I
• многоканальность системы получения дополнительных источников финансирования, т. е. привлечение бюджетных средств всех уровней, внебюджетных фондов, капиталов инвесторов, заемных ресурсов;
• приоритетность государственного финансирования;
г!ннс
• целенаправленность финансирования, т.е. выделение средств на конкретные инновационные программы и проекты на основе конкурсов; 1 1
• интегрированность государственных средств с частными инвестициями посредством участия в капитале вновь создаваемых структур,
• точная адресность предоставления финансовых средств и подконтрольность их использования и
результативности. I I 1
Практика безвозвратного финансирования приемлема для решения проблем, связанных преимущественно с реализацией инновационных программ и проектов и финансовой поддержкой начальной стадии инновационных процессов. В других случаях возможно выделение средств на возвратной основе. Речь идет
о кредитовании инновационной деятельности. Основными формами могут выступать:
• прямые льготные займы, предоставляемые либо целевым образом, либо на конкурсной основе.
Предполагается снижение процентной ставки или увеличение сроков кредитования в зависимости от степени важности проекта; | ]
• гарантированные займы, предполагающие получение кредита под гарантию государственных управленческих структур. Органы управления берут на себя обязанность погашения коммерческого кредита и уплату процентов по нему в случае неудачи проекта;
• компенсационные соглашения, которые заключаются между государственными структурами, кредиторами и заемщиками по поводу частичного возмещения за счет средств бюджета или внебюджетных фондов, предоставляемых новаторам кредитов или процентов за пользование ими.
Основные формы налогового стимулирования: освобождение от уплаты налогов, изменение налогооблагаемой базы, понижение налоговых ставок, отсрочка платежа (налоговый кредит). Здесь важно правильное применение имеющихся возможностей налогового регулирования. 1
Амортизационное регулирование связано со стимулированием заключительной стадии инновационного цикла, использованием машин, оборудования, аппаратов, приборов, механизмов. Изменение условий амортизации влечет уменьшение или увеличение сроков покрытия расходов на реконструкцию и техническое перевооружение производства. Искусственное увеличение себестоимости продукции в связи с измененной суммой амортизационных отчислений напрямую отражается на цене изделия и доходе от его реализации. !
Эго регулирование должно соответствовать следующим основным принципам: [20]
• предоставление возможности концентрации финансовых ресурсов для приобретения прогрессивного оборудования, машин, механизмов и замены изношенных, фондов;
• стимулирование потребления средств производства, технический уровень которых способствует
росту конкурентоспособности выпускаемом продукции. | ) I
Основные формы амортизационного регулирования включают единовременную и ускоренную амортизацию основных фондов.
Ценовое регулирование предполагает государственное влияние на уровень цен, по которым новаторы покупают услуги инфраструктуры, сырьевые и топливно-энергетические ресурсы, услуги связи и информационного обеспечения, арендные услуги и услуги по подготовке кадров, повышению их квалификации и т. п. Снижение уровня цен с целью оказания поддержки инновационной деятельности может осуществляться за счет компенсации из бюджета или внебюджетных фондов разницы в ценах, а также посредством организации части услуг на основе муниципальной собственности.
Непосредственное регулирование цен применимо к системе контрактных цен, определяющих условия оплаты работ, выполняемых в рамках исследовательских и инновационных программ и проектов.
Ценовое регулирование должно строиться с учетом следующих принципов:
• дифференцйрованность подходов к ценообразованию по различным видам инновационной деятельности, в зависимости от значимости их результатов для общества;
• обеспечение взаимовыгодных условий размещения и реализации инновационных программ и проектов, компенсации новаторам части издержек. '
Основные формы: система контрактного ценообразования, льготное ценообразование на местные сырьевые и прочие ресурсы, а также услуги, связанные1 с обслуживанием инновационной деятельности. Государство владеет всеми возможными способами и средствами для создания такой экономической среды функционирования предприятий, которая не только сделала бы их более восприимчивыми к нововведениям, но и стимулировала бы стать активными участниками инновационного процесса, заинтересованными в поиске, разработке и скорейшем освоении прогрессивных научно-технических решении. Государство способно регулировать инновационные процессы на предприятиях ОПК с помощью полного комплекса всех доступных ему мер. Результатом подобного вмешательства будет рост объема прибыли от реализации новой продукции, что приведет к пополнению государственного бюджета за счет налоговых поступлений. Активная политика протекционизма повысит конкурентоспособность предприятия, сильное антимонопольное законодательство поддержит конкуренцию среди отечественных производителей, что окажет положительный эффект на качество новой продукции, и, как следствие, приведет к усилению национального рынка.
1 , ЛИТЕРАТУРА
1. Долгопят'ова'Т.А., Евсеева И.И. Экономическое поведение промышленных предприятий в переходной экономике // Вопросы экономики. - 1995. - № 8.
2. Мелмен С. КЬнверсия и разоружение. Демилитаризованное общество. - М: Мир, 1990. 365 с.
3. Мильнер Б.З., Евенко Л.И., Рапопорт B.C. Системный подход к организации управления. - М.:
Экономика, 1983. 320 с. I
4. Монден Я. «Тоета»: методы эффективного управления: Сокр. пер. с англ. / Науч. ред. А.Р. Бенедиктов^ В .В. Мотылев. -М.: Экономика, 1989. 454 с.
5. Моторыгин Б.Д., Седлов П.А. Экономические проблемы создания новой техники. - М.: Машиностроение, 1980. 276 с. I
6. Об условиях предоставления государственной поддержки реформируемым государственным унитарным предприятиям и иным коммерческим организациям / Постановление Правительства Российской Федерации № 701 от 13 июня 1997 г.
7. Данные Краевого комитета государственной статистики 1998-2002 г.г. Экономические показатели Приморского края. Приморье в цифрах. Основные показатели развития отдельных отраслей экономики края. Производственный потенциал промышленности края. Ход конверсии военного производства
8. Постановление правительства РФ от 2 февраля 1998 г. № 143 «О порядке финансирования инвестиционных программ конверсии оборонной промышленности за счет средств федерального бюджета и условиях их конкурсного отбора.
9. Проскуряков А.В. Организация создания и освоения новой техники. - М.: Машиностроение, 1975, 271 с, ,
10. Рудецкий В.А., Чиповская И.С. Решение проблемы стимулирования персонала предприятия в период иннораций // Сборник трудов ДВГТУ № 136, ДВГТУ, 2004 - Владивосток: Изд-во Дальневосточного государственного технического университета, 2004 - С. 235-240.
11. Справочное пособие для расчетов экономической эффективности внедрения новой техники. -М.: ЦНИИ информации, 1984. 280 с.
Проселков Ю.В.
ИНФОРМАЦИОННОЕ И МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВЕННОЙ ПОДГОТОВКИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ ОРГАНИЗАТОРОВ ПЕРЕВОЗОК ТРАНСПОРТНОЙ
СИСТЕМЫ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА
Социально-экономические преобразования в России на основе рыночной экономики невозможны без решения ключевой технической задачи - ускоренной модернизации и создания транспортной системы во всем его многообразии. Развитие и модернизация транспортного комплекса