Научная статья на тему 'Основные направления стратегии инновационного развития вузов и результаты ее реализации'

Основные направления стратегии инновационного развития вузов и результаты ее реализации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
119
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Economics
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / ВУЗ / СТРАТЕГИЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ВУЗА / INNOVATION / INNOVATIVE DEVELOPMENT / UNIVERSITY / THE STRATEGY OF THE UNIVERSITY INNOVATIVE DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кехян Мэри Гагиковна

В статье определены основные направления стратегии инновационного развития вуза и обобщены результаты, которых достигнут вузы при успешной реализации данной стратегии. Отмечается, что реализация основных направлений стратегии инновационного развития приведет к следующим результатам: повышению престижа научной деятельности, что обеспечит приток молодых и талантливых специалистов в вуз; созданию уникального ассортимента образовательных продуктов и услуг; повышению доходов от внедрения новых образовательных продуктов (дополнительных образовательных программ) и новых потребителей и т. п.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные направления стратегии инновационного развития вузов и результаты ее реализации»

The main directions of universities innovative development strategy and results of its implementation Kehyan M. (Russian Federation)

Основные направления стратегии инновационного развития вузов и результаты ее

реализации

Кехян М. Г. (Российская Федерация)

Кехян Мэри Гагиковна / Kehyan Mary - аспирант, кафедра «Экспертиза и управление недвижимостью»,

Саратовский государственный технический университет им. Гагарина Ю. А., г. Саратов

Аннотация: в статье определены основные направления стратегии инновационного развития вуза и обобщены результаты, которых достигнут вузы при успешной реализации данной стратегии. Отмечается, что реализация основных направлений стратегии инновационного развития приведет к следующим результатам: повышению престижа научной деятельности, что обеспечит приток молодых и талантливых специалистов в вуз; созданию уникального ассортимента образовательных продуктов и услуг; повышению доходов от внедрения новых образовательных продуктов (дополнительных образовательных программ) и новых потребителей и т. п.

Abstract: this article defines the main directions of the university innovative development strategy and summarizes the results, which made higher education institutions with a successful implementation of this strategy. It is noted that the implementation of the main directions of innovation development strategy will lead to the following results: the enhancing the prestige of research activities that will ensure the influx of young and talented professionals in higher education; creation of a unique range of educational products and services; the increasing revenue by introducing new educational products (additional educational programs) and new consumers, etc.

Ключевые слова: инновации, инновационное развитие, вуз, стратегия инновационного развития вуза. Keywords: innovation, innovative development, university, the strategy of the university innovative development.

Важной причиной неэффективной деятельности многих негосударственных вузов является отсутствие четко сформулированной стратегии инновационного развития. Отсутствие стратегии и последовательности реализуемых целей в вузе приводят к неуверенности работников в возможности своего постоянного профессионального и карьерного роста, а также к производству выпускников, невостребованных на рынке труда. Имеющая место конкуренция обусловливает необходимость вуза выбирать определенную рыночную нишу и разрабатывать соответствующую инновационную стратегию своего развития, которая будет корреспондировать со списком стратегических приоритетов страны в целом и учитывать все направления развития и позиции вуза на рынке образовательных услуг, включающая разработку конкретных моделей развития каждого направления и процессов управления ими. Причем выработкой и реализацией инновационной стратегии развития вуза, которая обеспечит его выживание, а также экономический и образовательный успех, должны заниматься именно сами вузы. Стратегия инновационного развития вуза должна быть обоснована обширными исследованиями и фактическими данными и разработана так, чтобы быть достаточно гибкой, так как постоянно меняющаяся инновационная среда обуславливает неизбежность постоянных корректировок.

Под стратегией вуза понимается комплексный, долгосрочный план системных действий и их реализация на основе всестороннего исследования всех закономерностей, поставленных целей и задач, внешних и внутренних обстоятельств, обеспечивающих эффективность функционирования вуза [1]. Иными словами, стратегия включает в себя: изучение закономерностей и концептуальных основ высшего образования, анализ внешних и внутренних факторов, прогнозирование тенденций и возможных вариантов развития вуза, определение основных целей и задач, разработку технологий, методов, организационных форм, способных обеспечить продвижение к поставленным целям. С другой стороны, стратегия вуза предполагает многомерные, долгосрочные, продуманные, активные, настойчивые и корректируемые, по мере необходимости, действия руководства и всего персонала, обеспечивающие поэтапное эффективное решение задач, достижение целей, выполнение миссии вуза [2]. Стратегия, как правило, должна носить долгосрочный характер, а процессы ее разработки, реализации, оценки и корректировки должны происходить непрерывно. Руководство вуза должно своевременно реагировать на появление новых возможностей или возникновение непредвиденных трудностей, которые могут требовать корректировок разработанных программ, реализации новых мероприятий, не включенных в уже разработанную стратегию.

На наш взгляд, высшему учебному заведению, ориентированному на инновационное развитие, следует придерживаться основных направлений деятельности вуза, при этом сочетая рыночные и нерыночные векторы развития. Исходя из данной концепции, именно рыночная структура определяет поведение вуза и, тем самым, конечные результаты его деятельности. В рамках рыночной концепции инновационная стратегия понимается как образ долговременных действий учреждения высшего профессионального образования в борьбе с конкурентами, опирающийся на внедрение инноваций, повышение качества

образовательных услуг, снижение издержек, привлечение новых потребителей, дифференциацию услуг с целью получения конкурентных преимуществ.

Под нерыночным вектором развития современного вуза мы понимаем сохранение образования как социального института в условиях рыночной экономики. То есть основная цель стратегии вуза должна в первую очередь заключаться в предоставлении соответствующего условиям инновационной экономики качественного образования своим потребителям и формировании высококвалифицированных и востребованных на рынке труда специалистов. Вышеизложенные подходы не должны рассматриваться в качестве альтернатив, поскольку в связи с изменениями, происходящими в экономике, интеграцию данных векторов развития можно справедливо считать залогом успеха деятельности высшего учебного заведения.

При моделировании стратегии инновационного развития вуза необходимо установить общие направления деятельности, продвижение по которым обеспечит укрепление позиций вуза. Анализ имеющихся и развитие новых направлений деятельности является важнейшим условием эффективной вузовской системы управления изменениями. Непрерывная модернизация инфраструктуры вуза, развитие технологической базы, систем обеспечения научно-исследовательской, образовательной и иной деятельности университета, создание современной информационной инфраструктуры, развитие аудиторного и жилого фонда, обеспечение высоких стандартов качества содержания помещений являются неотъемлемыми элементами стратегии вуза (Рисунок 1). Обобщая вышесказанное, отразим основные результаты, которых достигнут высшие учебные заведения при успешной реализаций предложенных направлений стратегии (Рисунок 2).

Рис. 1. Направления стратегии инновационного развития вуза

Результаты ршазша стратегии внвшпаовного развитии вуза

Повышениеконкурентоспособности вуза н конкурентоспособности образовательны; - услуг - Увеличение рыночной доли

Обеспечение инвестиционной привлекательности вуза

Максимизация прибыли о: осуществления образовательной деятельности в системе непрерывной подготовки

Создание новых источиикобдоходз ’

отновых

образовательных

продуктов

(ДОПОЛНИ1СЛЫШ

образовательных

программ)иновых

потребителей

Тесное взаимодействие рынков образовательных услуг и труда

качественная подготовка специалистов); условиям работы и

отечественных

рганнзадиМ также

иностранных

компаний

инфраструктуры

Активизация работы с целевыми потребителями

ооеспеченневысокого качества обучения студентов. аспирантов н преподал атмей компьютерными программами s определенных областях специализации

Создание уникального ассортимента образовательных ' продуктов и услуг

Разработка новых форм сотрудничества нвзаимоотношеннй

Повышение нмвдган престижа вуза

Увеличение ^количества услуг на одного потребителя

Рис. 2. Результаты реализации стратегии инновационного развития

Литература

1. Багин В. В. Дополнительное профессиональное образование в вузе: стратегия развития: Монография. -Чита: ЧИПКРО, 2005. - 140 с.

2. Плаксий С. И. Стратегия развития российских вузов. // Знание. Понимание. Умение, 2006. - № 4. - С. 1522.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.