Научная статья на тему 'Роль профессорско-преподавательского состава в инновационном развитии вузов Саратовской области'

Роль профессорско-преподавательского состава в инновационном развитии вузов Саратовской области Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
412
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВУЗ / ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИЙ СОСТАВ / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / UNIVERSITY / FACULTY / INNOVATIVE DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кехян Мэри Гагиковна

В статье анализируется роль профессорско-преподавательского состава в инновационном развитии высших учебных заведений. Актуальность данной темы подтверждается тем, что одним из ключевых составляющих ресурсного потенциала вузов, непосредственно участвующих в подготовке специалистов новой формации, способных быстро адаптироваться к динамично меняющемуся производству, а также влияющих на формирование инновационного потенциала региона и на результативность образовательного процесса, является профессорско-преподавательский состав

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль профессорско-преподавательского состава в инновационном развитии вузов Саратовской области»

Роль профессорско-преподавательского состава в инновационном развитии вузов Саратовской области

Кехян М. Г.

Кехян Мэри Гагиковна / Kehyan Mary Gagikovna - аспирант, кафедра «Экспертиза и управление недвижимостью»,

Саратовский государственный технический университет им. Гагарина Ю. А., г. Саратов

Аннотация: в статье анализируется роль профессорско-преподавательского состава в инновационном развитии высших учебных заведений. Актуальность данной темы подтверждается тем, что одним из ключевых составляющих ресурсного потенциала вузов, непосредственно участвующих в подготовке специалистов новой формации, способных быстро адаптироваться к динамично меняющемуся производству, а также влияющих на формирование инновационного потенциала региона и на результативность образовательного процесса, является профессорско-преподавательский состав.

Abstract: the article analyzes the role of the faculty in the innovative development of higher education institutions. The relevance of this topic is confirmed by the fact that one of the key components of the resource potential of universities directly involved in the training of specialists of a new formation, able to adapt quickly to rapidly changing production as well as influencing the formation of innovative potential of the region and on the effectiveness of the educational process, is the faculty.

Ключевые слова: вуз, профессорско-преподавательский состав, инновационное развитие.

Keywords: University, faculty, innovative development.

Важнейшей задачей профессорско-преподавательского состава является подготовка для инновационной экономики студентов, которые смогут овладеть не только фундаментальными знаниями, но и практическими предпринимательскими навыками. Важным направлением в развитии кадрового потенциала саратовских вузов является привлечение талантливых молодых выпускников к научной деятельности, поскольку от позиции молодежи по отношению к образовательному процессу, от ее стабильности и активности во многом зависят темпы инновационного развития системы регионального высшего образования. Вузовский менеджмент предпринимает действенные попытки создать механизмы стимулирования научной активности среди преподавателей и аспирантов вуза [1]. Для выживания в постоянно усложняющейся конкурентной среде необходимы высококвалифицированные специалисты, способные творчески мыслить и использовать свои знания для решения задач, направленных на инновационное развитие высшего учебного заведения и повышение его конкурентоспособности. Можно отметить, что для большинства крупных государственных саратовских вузов одной из главных сильных сторон является высококвалифицированный профессорско-преподавательский состав. По данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Саратовской области структура профессорско-преподавательского персонала вузов Саратовской области выглядит следующим образом (Таблица 1):

Таблица 1. Профессорско-преподавательский персонал вузов (на 1 января 2015 г., чел.)

Всего % к общей численности В том числе государствен-ных вузов % к общей численности

Численность штатного профессорскопреподавательского персонала 6061 6026

В том числе:

Женщин 3616 59,7 3594 59,6

Мужчин 2445 40,3 2432 40,4

Из штатного персонала имели:

ученую степень: 4494 74,1 4474 74,2

доктора наук 934 15,4 933 15,5

кандидата наук 3560 58,7 3541 58,8

ученое звание: 2906 47,9 2893 48,0

Профессора 694 11,5 694 11,5

Доцента 2212 36,5 2199 36,5

Кроме того, профессорскопреподавательский персонал, работающий на условиях штатного совместительства 1122 1089

Рассчитаем коэффициент, иллюстрирующий соотношение численности преподавателей с учеными степенями и без ученых степеней. Данный коэффициент характеризует качественные составляющие потенциала научно-педагогических кадров и показывает, что количество штатного преподавательского состава с учеными степенями значительно превышает количество преподавателей без ученых степеней.

Кс= ^=2 ,8 7 (1)

чпбез уч.ст. 1567

Более высокую ступень качественного состава научно-педагогических кадров вузов отражает удельный вес докторов наук в общей численности преподавателей с учеными степенями:

Увдн = * 1 о 0 % = — * 1 0 0 % = 2 0,8 % (2)

ЬДН Ч 44Q4 V 7

уч.ст. ЧЧУЧ

Для обеспечения полноты анализа и формулирования обоснованных выводов о состоянии кадрового потенциала вузов необходимо рассмотреть структуру численности преподавательского состава в зависимости от стажа научно-педагогической работы (Рисунок 1). Отметим, что большая часть преподавательского состава - со стажем научно-педагогической работы от 20 и более лет (33 %).

Рис. 1. Структура ППС по стажу педагогической работы (чел.) на 1 января 2015 г. [2]

Исходя из

приведенных ниже данных, определим главную проблему в формировании кадрового резерва вузов -

недостаточная заинтересованность молодежи в

преподавательской деятельности из-за небольшой заработной платы.

Средняя заработная плата преподавателя высшей школы значительно меньше средней заработной платы в бизнес-структурах, что говорит о падении социального статуса преподавателя. Приток молодежи для трудоустройства в вузы характеризуется сравнительно небольшими показателями. Доля преподавателей в возрасте менее 25 лет составляет всего 2,4 % от общей численности преподавательского состава (Рисунок 2).

Структура ППС по стажу педагогичсеской работы

до 3 лет 12%

20 и более лет 33%

^от 3 до 5 лет

6%

от 5 до 10 лет

17%

от 15 до 20 лет 15%

от 10 до 15 лет

17%

Рис. 2. Возрастная группа

преподавательского состава вузов (%) [2] Меры по

решению данной проблемы должны быть направлены на устранение главных факторов, способствующих оттоку молодежи из сферы науки и образования. Возможными мерами могут быть: стимулирование преподавателей достойной заработной платой,

решение проблемы обеспечения жильем преподавателей с помощью различных программ, предоставления льгот при оформлении кредитов или ипотеки как за счет банков-партнеров, так и за счет собственного специального фонда университета, создания современной базы и условий проведения исследований.

Таким образом, успешные результаты участия университетов в развитии инновационной деятельности обусловливаются наличием одного из важных факторов инновационного развития: университеты должны обладать значительным научным потенциалом и высококвалифицированным профессорскопреподавательским составом.

Литература

1. Головцова И. Г. Теоретические предпосылки развития инновационной деятельности вузов. // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, 2009. - № 96. - С. 75-80.

2. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Саратовской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.