Необходимость разработки стратегии инновационного развития вуза в условиях
инновационной экономики Кехян М. Г.
Кехян Мэри Гагиковна / Kehyan Mary Gagikovna - аспирант, кафедра «Экспертиза и управление недвижимостью»,
Саратовский государственный технический университет им. Гагарина Ю. А., г. Саратов
Аннотация: в статье анализируется значимость использования в высших учебных заведениях стратегии инновационного развития. Актуальность данной темы подтверждается тем, что именно инновационная деятельность современного вуза главным образом оказывает влияние на формирование конкурентоспособности учебного заведения. Отмечается, что разработка и реализация эффективной стратегии инновационного развития должна обеспечить устойчивый и поступательный прогресс российских вузов.
Ключевые слова: инновации, инновационное развитие, инновационная экономика, вуз, стратегия инновационного развития.
В современных условиях развития экономики для удовлетворения потребностей общества, основанного на знании, возникает необходимость трансформации высшего учебного заведения в учреждение нового типа - инновационный вуз. Кроме того, учитывая, что развитие инновационной деятельности в высшей школе является одним из стратегических направлений в образовании, на наш взгляд, необходима разработка стратегии, основанной на инновационном развитии образовательного учреждения. Стратегия инновационного развития опирается на интеллектуальный потенциал как основу вуза, осуществляет инновационную деятельность, исходя из желаний потребителей образовательных услуг, осуществляет гибкое регулирование и своевременные изменения в вузе, что позволяет высшей школе достигать своих целей в перспективе. Использование инновационной стратегии развития является показателем того, что в вузе действует система управления на основе предвидения изменений. В сферу деятельности вузов должны входить разработка и осуществление единой инновационной политики; определение системы стратегий, программ, проектов; ресурсное обеспечение и контроль инновационной деятельности; подготовка и обучение персонала; формирование целевых групп, осуществляющих решение инновационных проектов, создание инновационной среды.
Стратегическое управление вузом базируется на следующих концептуальных положениях:
- вуз является активным субъектом национальной инновационной системы, воздействуя на другие хозяйствующие субъекты и институты (рынки труда, потребители, рынки научно-технической продукции и др.) на основе экзогенных и эндогенных механизмов создания и диффузии знаний и их трансформации в ключевые компетенции хозяйствующих субъектов;
- инновационная стратегия представляет собой сложное динамичное явление и предполагает учет взаимозависимости множества факторов внешней и внутренней среды, поскольку даже незначительное изменение одного из них может вызвать необходимость революционных изменений в объекте и субъекте управления;
- инновационная стратегия должна обеспечить многообразие реакций, адекватное многообразие внешних воздействий, то есть механизм разработки и реализации стратегии должен обеспечить «инновации в инновациях»;
- поскольку потребности в знаниях бизнес-среды, научной сферы и других институтов не могут быть удовлетворены ограниченным числом вузов, инновационная стратегия базируется на сетевой организации процессов создания, диффузии и материализации знаний, то есть на стратегическом партнерстве с различными субъектами национальной инновационной системы.
Выделим основные этапы формирования стратегии инновационного развития вуза, качественная разработка каждого из которых является обязательным условием для обеспечения эффективного стратегического лидерства и создания новых конкурентных преимуществ (Рисунок 1).
Этап I. Определение долгосрочных целей развития вуза ► Ясность целей. Структуризация целей.
Этап П. Формулирование миссии вуза
Этап Ш. Выявление основных задач и проблем, которые необходимо решить в рамках стратегии
Этап IV. Выработка основных принципов, которыми будет руководствоваться вуз при разработке стратегии
Этап V. Комплексный анализ рынка образовательных услуг ► Оценка внутреннего Оценка внешнего окружения окружения
Формирование стратегических инновационных альтернатив
Наличие ключевых компетенций в области управления инновациями Потребность в новом знании
Этап VHL Анализ конкурентоспособности вуза » Определение конкурентных преимуществ *
Этап IX. Определение стратегии инновационного развития Разработка вариантов инновационной стратегии, оценка вариантов с точки зрения достижения целен н их возможных последствий; принятие стратегических решений в целях достижения устойчивой конкурентоспособности.
Рис. 1. Этапы разработки стратегии инновационного развития вуза в системе стратегического партнерства Каждый этап формирования стратегии инновационного развития вуза является обязательным условием для обеспечения эффективного стратегического лидерства и создания новых конкурентных преимуществ. Стратегия инновационного развития определяет генеральный курс видения, миссии, перспективных целей инновационной политики вуза, исходя из философии его развития и потребностей потребителей образовательных услуг, опирается на его интеллектуальный потенциал как основу жизнедеятельности [2].
Важно, чтобы стратегия инновационного развития вуза была соотнесена как с государственной стратегией модернизации отечественной экономики, так и с политикой инновационного развития регионов, что позволит обеспечить эффективное развитие вуза и наращивание его конкурентных преимуществ на рынках образовательных услуг и труда, повысить рентабельность его деятельности и усилить мотивацию исполнителей [1].
В результате реализации стратегических задач университетов региона должен подняться престиж научной деятельности, что обеспечит приток молодых и талантливых людей в вуз. Выпускники университета будут конкурентоспособны при трудоустройстве в ведущих организациях, институтах и корпорациях как в России, так и за рубежом. Инновационная стратегия вуза ориентирована на развитие его ключевых компетенций, базируется на привлечении новых источников знаний за счет системы стратегического партнерства, на внедрении новых технологий извлечения и переработки информации, ее передаче и максимально полном использовании. Инновационная стратегия развития высшего учебного заведения является важнейшим фактором успешной деятельности вуза в современных условиях.
Литература
1. Беляева Г. Д., Макарец А. Б., Федоренко Г. А. Стратегические приоритеты развития вуза в составе инновационного кластера. // Управление экономическими системами. - 2013. - № 3.
2. Ворошилова Л. Л.Инновации и конкурентоспособность вуза на рынке образовательных услуг. // Российское предпринимательство. - 2002. - № 11 (35). - С. 76-81.