♦
♦
Olga Yur'yevna Gordashnikova,
Doctor in Economics,
professor of the department of economic security and innovation management, Saratov State Technical University
УДК 378
Ольга Юрьевна Гордашникова,
доктор экономических наук, профессор кафедры «Экономическая безопасность и управление инновациями», Саратовский государственный технический университет
им. Гагарина ЮЛ.
|>Ь» [email protected]
ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ ВУЗА КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
Рассмотрены подходы к оценке конкурентоспособности вуза. Выявлены основные принципы, способствующие переходу вузов на инновационный уровень развития в условиях единого информационно-образовательного пространства за счет введения и сочетания принципов непрерывности инновационного развития, непрерывной модернизации, инновационности и комплексного их применения, что позволяет с учетом специфики сферы деятельности повысить результативность разработки и реализации стратегии инновационного развития вуза. Предложена последовательность оценки инновационности вуза, комплексно характеризующая интеграцию образовательной и научно-исследовательской деятельности (готовность к созданию инноваций, готовность к коммерциализации инноваций, результативность инновационной деятельности), что позволит диагностировать возникновение диспропорций, отслеживать динамику и тенденции происходящих изменений, определить приоритетные области для проведения мероприятий, направленных на инновационное развитие вуза в условиях интеграции вузовской науки в национальную инновационную систему.
Ключевые слова: высшее учебное заведение, качество, образование, инновационное развитие.
INNOVATIVE DEVELOPMENT OF HIGHER EDUCATION
AS AN EFFECTIVE FORM OF IMPROVING EDUCATION QUALITY
The article discusses different approaches to assessing the university's competitiveness. The author identifies main principles that facilitate transition of higher educational institutions to innovative level of development in the context of a single information and educational space through the introduction and combination of the principles of innovation continuity, continuous modernization, innovation and their integration which makes it possible to increase the effectiveness of the development and implementation of the innovative development strategy. The article presents a procedure for assessing the innovation of the university which take into account the integration of educational and research activities (readiness for innovation, readiness for commercialization of innovations, effectiveness of innovation) that will help diagnose imbalance, monitor the dynamics and trends, identify priority measures aimed at innovative development of the university in the context of integration of university science into the national innovation system.
Keywords: institutions of higher education, quality, education, innovative development.
В развитых и ряде развивающихся стран инновационная направленность высших учебных заведений рассматривается в качестве источника экономического развития и является основной составляющей национального богатства. Проблема инновационного развития вузов актуальна и для России, так как недооценка данного вопроса затрудняет реализацию обозначенной правительством страны стратегии формирования национальной инновационной системы и сдерживает процесс развития конкурентоспособной системы высшего образования в социально ориентированной рыночной экономике.
В настоящее время особую важность и актуальность приобретает вопрос конкурентоспособности высших учебных заведений. Анализ литературных источников показал многообразие различных методик
оценки конкурентоспособности вуза, в частности методики Н. Моисеевой, Н. Пискуновой, Г. Костиной, Х. Фасхиева, И. Гараева, которые имеют существенные преимущества и многие из которых широко применяются на практике.
Каждая схема оценки составлена из совокупности наглядных показателей, которые в какой-то мере характеризуют определенные аспекты конкурентоспособности вуза. В зависимости от поставленной цели исследователи предлагают различные подходы к оценке конкурентоспособности вуза: хозяйственный, регламентационный, рейтинговый, экспертный, - преимущества и недостатки которых представлены в таблице.
Согласно исследованию, основным недостатком существующих подходов оценки конкурентоспособ-
Подходы к оценке конкурентоспособности вуза
Содержание Преимущества Недостатки
Хозяйственный подход
Предполагает оценку вуза как хозяйствующего субъекта, используя информацию бухгалтерской и иной финансово-экономической отчетности, где в качестве показателей оценки выбираются традиционные экономические показатели Является действенным средством выявления внутрихозяйственных резервов, основой разработки научно обоснованных планов и управленческих решений Может использоваться учебным заведением для оценки собственного положения, динамики различных экономических показателей. Трудности в сборе информации по другим вузам
Регламентационный подход
Предполагает проведение оценки качества образовательных услуг и образовательного процесса с точки зрения соответствия государственным требованиям, установленными государственными образовательными стандартами по уровням образования и отдельным образовательным программам, используя различные показатели регламентирующих процедур (лицензирования, аккредитации) Процедура комплексной оценки вузов является обязательной и осуществляется государственным органом управления образованием (лицензирование, аккредитация) Применение данного подхода является недостаточным для оценки конкурентоспособности вуза
Рейтинговый подход
Оценивает отдельные выборочные критерии. Обычно основными параметрами при составлении рейтинга выбирают потенциал вуза, под которым подразумевается его интеллектуальная собственность, кадровый состав, условия учебы студентов, материально-техническая база, и активность вуза, т.е. численность выпускников, показатели работы аспирантуры, научные достижения и др. Оцениваемые критерии помогают потенциальным потребителям, работодателям и вышестоящим организациям ориентироваться в разнообразии вузов, функционирующих на рынке образовательных услуг. Публикация рейтингов предоставляет возможность руководству вуза оценить свое положение в конкурентной среде, а также информирует широкую общественность о месте вуза на региональном, национальном или мировом рынках образовательных услуг, что бесспорно влияет на выбор студентов того или иного учебного заведения в целях получения образования В большинстве случаев выбранные показатели невозможно рассчитать с абсолютной точностью, что может привести к значительным расхождениям мест учебных заведений в рейтинге. Любые незначительные расхождения интегрированных оценок анализируемых университетов не всегда свидетельствуют о превосходстве одного вуза над другим
Экспертный подход
Предполагает оценку конкурентоспособности высшего учебного заведения группой экспертов по определенному набору критериев. К ключевым критериям оценки конкурентоспособности вуза эксперты обычно относят: диверсификацию образовательных программ, цену коммерческого обучения, качество образовательного процесса, квалификацию преподавателей, имидж вуза, возможность получения дополнительного образования, сайт в интернете, уровень научно-исследовательской работы вуза Оценка собственных возможностей и возможностей конкурентов путем проведения специальных экспертных исследований широко применяется в российской практике, поскольку статистические данные, характеризующие уровень развития вуза не всегда являются доступными для широкого круга лиц, а также многие критерии оценки невозможно выразить количественно Для оценки конкурентоспособности вуза экспертным методом обычно привлекаются работники этой же системы, что может привести к необъективности и недостоверности полученных данных. Кроме того, необходимо тщательно обрабатывать результат экспертизы, поскольку мнение одного эксперта, сильно отличающееся от мнения всех остальных, может быть наиболее верным
ности вузов является преобладание в основном качественного характера оценки, отсутствие научно обоснованного набора интегральных показателей, что в целом снижает общую достоверность, объективность полученных результатов, концентрация в большей степени на факторную, ресурсную базу вуза - в первую очередь учебно-методическое, кадровое, материально-техническое обеспечение. Набольший интерес сегодня следует уделять параметрам, характеризующим инновационность вуза и результативность его деятельности. Это объясняется тем, что инновационное развитие является одним из неотъемлемых и определяющих факторов, формирующих конкурентоспособность вуза [1]. Другими словами, чтобы добиться конкурентоспособности в современных условиях развития инновационной экономики, вузу необходимо
создать такие условия, которые способствовали бы появлению и развитию инноваций, что сыграет определяющую роль при успешном развитии как отдельных регионов, так и России в целом. Поэтому первым шагом в выявлении наиболее конкурентоспособного вуза может стать оценка его инновационного развития, которая постепенно приобретает самостоятельное значение и нуждается в дальнейшей проработке научно-категориального аппарата, выявления специфических черт, присущих высшему учебному заведению.
При этом при разработке методической базы организации проведения оценки и анализа инновационного развития вуза необходимо руководствоваться принципами, обеспечивающими нужный уровень преемственности, достоверности, объективности, оптимальности и полноты при отборе состава индикаторов,
♦
♦
Комплексность
Относительность
Целевая направленность
Сопоставимость
Непрерывность
Селективность
•Подразумевает необходимость анализа совокупности выбранных критериев и обеспечивает системность и полноту оценки, охватывая все стороны и результаты деятельности вуза
•Предполагает сравнительный характер оценки, проявляющийся в сравнении анализируемого вуза с конкурентами
•Предполагает оценку по показателям, которые характеризуют степень достижения задач и целей функционирования вуза
•Предполагает возможность проведения сравнительного анализа результатов деятельности анализируемых вузов по разным периодам и направлениям работы
•Подразумевает возможность периодического проведения оценки на базе непрерывного мониторинга деятельности вуза
•Предполагает избирательность управленческого воздействия в зависимости от результатов оценки деятельности вуза
Основные принципы, способствующие переходу вузов на инновационный уровень развития
обработке данных и построении моделей сравнительной характеристики изучаемых критериев (рисунок).
Для определения степени инновационного развития вуза необходима система показателей, которая позволит оценить результат его функционирования и соответствие требованиям инновационной экономики. Ввиду отсутствия в настоящее время единой устоявшейся методики оценки инновационного развития вуза, требуется дальнейшее исследование данного вопроса, а также разработка формализованного алгоритма анализа, состоящего из этапов проведения оценки и комплексного набора показателей, наиболее полно характеризующих инновационное развитие высшего учебного заведения. Необходима разработка механизма оценки уровня инновационного развития вуза, представляющего собой совокупность операций, включающих выбор номенклатуры показателей аспектов инновационной деятельности оцениваемого вуза, определение значений этих показателей и сравнение их со значениями соответствующих показателей вузов-конкурентов [2].
Оценка инновационного развития высшего учебного заведения не является самоцелью, а подчиняется цели использования результатов оценки. От того, насколько правильно определена цель, зависит достоверность, объективность, обоснованность и информативность анализа. Эффективность проведения оценки в конечном счете будет подтверждена улучшением процессов взаимодействия участников инновационного процесса.
К основным направлениям оценки инновационного развития вуза для последующего определения его конкурентоспособности относятся следующие:
- группировка образовательных учреждений с сохранением неизменности соотношения приоритета между отдельными учебными заведениями;
- достоверность результатов оценки инновационного развития;
- руководство взаимозависимостями между используемыми показателями при переводе информации в баллы для последующего ранжирования;
- использование стандартных процедур сбора, хранения, обработки и представления информации, поскольку ошибка на любом этапе может привести к уменьшению полезности показателя;
- соответствие условиям инновационной экономики, т.е. методика оценки всегда должна быть актуальной, должна обладать свойствами адаптивности и гибкости.
В соответствии с указанными требованиями целесообразно разработать методику комплексной оценки инновационного развития высшего учебного заведения, в которой предлагается использовать методы статистического и экспертного анализа с целью создания универсальной методики ранжирования вузов. Исследование показывает, что пользователями результатов оценки инновационного развития вуза в основном являются:
- абитуриенты, желающие выбрать для себя место обучения и программу;
- правительство и работодатели, которые нуждаются в более подробной и достаточно сложно организованной информации о вузе.
Для практической реализации оценки инновационного развития вуза предлагается последовательность, описывающая набор определенных действий:
- на первом этапе проведения оценки необходимо верно и корректно сформулировать цели исследования, от которых зависит весь дальнейший ход анализа, так как в случае ее ошибочного или неточного определения результаты исследования могут быть искажены. Только в случае правильного определения цели проводимого анализа, а также выбора адекватной методологии оценки может быть оценено инновационное развитие вузов. Основные цели мониторинга уровня инновационного развития вуза могут быть различными: оценка своего положения среди других вузов, выработка эффективных управленческих решений в области повышения уровня инновационного развития вуза, разработка конкретных мероприятий по улучшению конкурентной позиции определенного вуза по инновационному развитию. Обеспечение реализации целей возможно при получении достоверной и объективной информации по аспектам инновационной деятельности вуза;
- на втором этапе исследования необходимо определить уровень, на котором будет проводиться оценка. На региональном уровне проводится сравнительный анализ высших учебных заведений региона, определяется место инновационного развития вуза на региональном рынке образовательных услуг [3]. Национальный уровень оценки предполагает анализ инновационного развития учебного заведения и определение его места среди высших учебных заведений страны. На международном уровне оценка производится с целью выявления лучших вузов, ориентированных на инновационный путь развития, отвечающих требованиям инновационной экономики, на международном рынке образовательных услуг;
- на третьем этапе определяются требования к высшему учебному заведению: изучаются тенденции инновационного развития вузов рынка образовательных услуг на региональном, национальном или международном уровне. Немаловажное значение при изучении инновационного развития вуза имеет анализ конкурентной среды, которая играет важную роль при сравнении инновационного развития различных вузов. Анализ позволяет из всего числа существующих на рынке вузов, предлагающих потребителю аналогичные образовательные услуги, выделить небольшую группу тех, которые в наибольшей степени влияют на рассматриваемый вуз и, соответственно, являются непосредственными конкурентами. Впоследствии при разработке стратегии инновационного развития вуза надо иметь в виду положение и деятельность всех наиболее близких конкурентов и внимательно изучить непосредственных и наиболее сильных конкурентов. Вуз занимает выигрышную позицию на рынке в конкурентном соревновании в том случае, если оптимизирует уровень тех параметров образовательной услуги и вуза, которые наиболее значимы для потребителей. Исходя из этого, стратегия высшего учебного заведе-
ния должна быть направлена на сочетание всех основных факторов, на которые обращает внимание потребитель при выборе места обучения, а именно на направленность на инновационный путь развития, диверсификацию образовательных услуг, обеспечение качественного образования, рынок труда, обеспечение и поддержание престижности учебного заведения;
- четвертый этап последовательности оценки состоит в сборе данных о конкурентах. Сбор информации дает возможность высшему учебному заведению провести сравнительный анализ, что даст возможность сформировать в образовательном учреждении эффективную стратегию инновационного развития. Одним из основных источников информации о вузах является веб-сайт, на котором, как правило, публикуется формулировка стратегического видения вуза, его ценности и культура, данные о реализуемых инновационных проектах, о перечне оказываемых образовательных услуг и другие сведения о вузе, которые можно использовать в оценке его инновационного развития. Значение показателей для оценки инновационного развития вуза рассчитываются также с помощью статистических данных;
- пятый этап состоит в разработке обоснованного и аргументированного набора всеми принимаемых и понимаемых критериев оценки, который предполагает учет основных аспектов инновационной деятельности высшего учебного заведения. Выбранная система показателей должна способствовать получению информации для принятия адекватных управленческих решений. Кроме того, набор показателей, используемых для оценки, должен быть функциональным. Функциональность набора показателей с управленческой точки зрения подтверждается в случае способности руководства вуза, или лица, ответственного за принятие решений на уровне вуза, понять смысл показателей и контролировать их численные значения. Если же значительная часть выбранных для оценки показателей не поддается управлению, то весь процесс оценки теряет смысл, поскольку невозможно извлекать выводы и предпринимать необходимые корректирующие действия.
Первоочередным требованием к показателям с технической точки зрения является возможность их измерения. Документальные данные обладают наилучшей измеряемостью, поэтому обычно они являются исходными данными для расчета количественных показателей. Количественные показатели предполагают оценку таких параметров, которые могут быть выражены совокупностью численных значений и (или) их интегральным значением и, как правило, дают более точные и обоснованные результаты. Данные показатели предоставляют фактические сведения о вузах, об оказываемых ими образовательных услугах, об основных клиентах, о методах продвижения на образовательный рынок. Стремление собрать только такие показатели приводит к преобладанию формальных критериев. Оценка качественных показателей («норма», «лучше», «хуже» и т.п.) обеспечивают сравнительный анализ по таким параметрам, которые не имеют физической меры измерения и могут быть описаны количественными оценками с помощью бал-
лов или индексами. Качественными характеристиками являются известность вуза, квалификация профессорско-преподавательского состава, качество образовательных услуг, приверженность студентов к обучению именно в данном вузе, стратегия деятельности, а также иные неформализуемые параметры, оценить которые достаточно сложно. Несмотря на субъективность и условность результатов, оценка данных показателей необходима.
Предлагаемая методика оценки инновационного развития вуза направлена на сочетание использования количественных и качественных показателей, которые не выступают как антиподы, а дополняют друг друга, причем только наличие качественных при их неизбежном субъективизме позволяет осмыслить весь спектр частных количественных характеристик вуза как нечто целостное. Главным правилом построения данной методики должны являться обобщенность и взаимосвязанность показателей с общественным мнением. Важно то, что инновационное развитие вуза определяется только теми параметрами, которые представляют существенный интерес для потребителя в условиях инновационной экономики.
Опираясь на сущность понятия «инновационное развитие вуза», его принципы, следует систематизировать набор показателей инновационного развития вуза. Поскольку все свойства вуза учесть достаточно сложно, стоит определить наиболее важные характеристики в зависимости от целей анализа, практической возможности получения нужной информации, используемой методики измерения показателей.
Наибольшей инновационностью обладает научно-исследовательская деятельность, что объясняет целесообразность ее тщательного анализа и введения таких показателей как общий объем научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, объем проведенных фундаментальных и прикладных научных исследований, подготовка научных кадров и т.п. Инфраструктурные возможности высшего учебного заведения для обеспечения основных этапов инновационного процесса определяется состоянием материально-технической базы. Развитие международного сотрудничества в инновационной деятельности - одна из самых актуальных проблем в отечественной науке. Активизация международного сотрудничества в инновационной деятельности должна достигаться благодаря инструментам стимулирования инновационного развития - програм-
мам по развитию научных исследований и технологий. Поэтому представляется целесообразным с помощью экспертов оценить уровень развития международного сотрудничества в инновационной деятельности вуза. Неотъемлемой частью инновационного развития вуза является инновационная культура, т.е. состояние восприимчивости новшеств личностью, группой, обществом в целом их готовности и способности к реализации новшеств в качестве инноваций. Особенно важно для потребителя образовательных услуг наличие возможности в реализации в вузе творческой деятельности. В современном вузе целесообразна постоянная инновационная направленность деятельности преподавателей и студентов, способствующая их творческой самореализации и развитию инновационного мышления в целом. Под инновационной активностью следует понимать частоту применения инновационных умений и навыков, т.е. способность с определенным качеством решать инновационную задачу на основе приобретенных знаний и опыта, применять на практике инновационные технологии.
Практическое использование результатов выполненного мониторинга позволит руководству вуза решить сразу несколько управленческих задач:
- получение руководством вуза достаточно полной информации о состоянии отдельных аспектов инновационного деятельности, что позволяет принимать направленные и эффективные решения;
- выявление слабых мест в организации инновационной деятельности, причин, затрудняющих инновационное развитие, и принятие мер по исправлению сформировавшегося положения;
- применение научно обоснованного подхода и современных методов к изучению состояния, выявлению недостатков и составлению прогнозов в системе высшего образования.
1. Владимиров А.И. Об инновационной деятельности вуза. М.: Издат. дом «Недра», 2012.
2. Владыка М.В. Инновационный потенциал вузов как фактор конкурентности экономического развития // Научные ведомости Белгородского государственного университета. 2009. № 7-1(62). С. 44-54.
3. Гордашникова О.Ю., Кехян М.Г. Методика оценки инновационного развития вузов в условиях интеграции вузовской науки в национальную инновационную систему // Актуальные проблемы экономики и менеджмента. 2015. № 3 (07). С. 9-12.