РОЛЬ ИННОВАЦИЙ В ЭФФЕКТИВНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА ВУЗА
О.Б. Тарас, магистрант
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Россия, г. Москва)
DOI: 10.24411/2500-1000-2018-10486
Аннотация. Статья посвящена анализу роли инноваций в эффективной реализации образовательного процесса вуза. В статье определены механизмы управления инновациями, обусловливающие способность вуза к изменению, улучшению, устойчивому развитию и достижению нового качественного состояния. Рассмотрены критерии оценки инновационной образовательной деятельности. Предложены направления инновационного развития вуза, способные повысить его престижность и конкурентоспособность на рыке образовательных услуг.
Ключевые слова: вуз, инновации, инновационная деятельность, управление инновационной деятельностью, инновационное развитие, конкурентоспособность, стратегии, качество образования, образовательный процесс.
В настоящее время не вызывает сомнений тот факт, что в условиях развития общества закономерным процессом является инновационная образовательная деятельность. Современная образовательная деятельность характеризуется такой отличительной особенностью, как быстрая изменчивость знаний вместе с растущей информатизацией общества, а также модернизацией всей преподавательской деятельности. Образовательная деятельность, при этом, в любом случае сохраняет элемент научно-исследовательской активности в качестве одного из структурных звеньев процесса получения образования.
Внедрение инноваций в организацию образовательного процесса с каждым годом увеличивается, что обуславливает актуальность исследования в области инновационного управления. С.Ф. Закиров и Э.Р. Сафаргалиев отмечают, что инновации в области управления вузом способствуют тому, что осуществляется развитие инноваций других видов, при этом они являются основой, базисом всего инновационного процесса вуза [1, с. 1188].
Современная образовательная деятельность осуществляется в форме реализации различными образовательными организациями и иными организациями, действующими в образовательной сфере, соот-
ветствующих инновационных проектов (программ).
Существующая в настоящее время политика государства в сфере высшего образования ориентирована на то, чтобы образовательная система в целом совершенствовалась, чтобы в общественном сознании укреплялась значимость образования для всего российского общества. Проведенные в вузах реформы привели к тому, что на рынке образовательных услуг появилась конкуренция, произошел рост свободы и самостоятельности вузов, запросы государства и общества в области услуг вузов увеличились. Все это обусловило рост ответственности вузов за эффективность той деятельности, которую они осуществляют.
В России активно внедряются федеральные государственные стандарты третьего поколения, что обусловило постановку новых масштабных задач перед современными вузами. Такие задачи связаны с тем, что в учебном процессе необходимо применять балльно-рейтинговую систему оценки освоения образовательных программ, заниматься разработкой компе-тентностной модели выпускника вуза, проектировать такие образовательные программы, чтобы они были привлекательными для абитуриентов, и кроме того были ориентированы на запросы работо-
дателей. В целом это усложняет процессы управления как учебным процессом, так и самим вузом.
О.Г. Архипова называет одним из факторов конкурентноспособности вуза повышение качества образования, достигаемого в результате реализации в рамках образовательного процесса инноваций [2, с. 10]. Стоит признать, что для того, чтобы вуз был конкурентноспособным на рынке образовательных услуг объективной необходимостью является выработка инновационных подходов к управлению соответствующими структурно-функциональными компонентами вуза. Такие подходы позволят согласовывать интересы вуза с соответствующими задачами всей системы высшего образования, а также потребностями заказчиков образовательных услуг.
Я.В. Соколенко в качестве главной задачи управления обоснованно называет формирование благоприятных внешних и внутренних условий для эффективной совместной деятельности людей, которые работают в конкретном вузе [3, с. 74]. При этом, руководитель сможет создать такие условия в вузе, если он будет шагать в ногу со временем и использовать в управленческом процессе всевозможные инновации. Г.И. Лазарев в своем научном труде справедливо констатирует, что именно руководитель вуза, который в полной мере владеет ситуацией в своем вузе, сможет организовать и дальнейшем осуществлять управление инновациями [4, с. 20].
Для большинства вузов в современных условиях одним из важнейших факторов повышения их устойчивости является обеспечение связи вузовской стратегии с той стратегией, которая принято государством, регионом, основными потребителями и работодателями. Среди таких стратегических целей можно отметить:
- подготовку таких выпускников, которые будут конкурентоспособными на рынке труда, уровень их образования должен удовлетворять требованиям соответствующих государственных образовательных стандартов;
- подготовку таких выпускников, чья компетенция будет в полной мере соответ-
ствовать запросам и требованиям работодателей;
- увеличение экономической эффективности функционирования самого вуза.
Постоянный мониторинг удовлетворенности работодателей уровнем подготовки выпускников вузов является важным, причем в том числе с точки зрения контроля качества образования и в целом его повышения. Целью такого мониторинга является измерение на непрерывной основе удовлетворенности организаций-
работодателей уровнем подготовки тех выпускников вузов, которые принимаются на работу.
Следует также учитывать потенциальный контингент системы высшего образования, обращая внимание на такие факторы, как: демографическая обстановка, уровень благосостояния населения, степень привлекательности разных уровней образования, информация о потоках в миграционной сфере, информация относительно востребованности тех или иных направлений подготовки.
Образовательный процесс не сможет эффективно развиваться, если не будут предприниматься инновационные меры по созданию обновленной системы образования во всех российских вузах. Справедливо высказывание О.Г. Селивоненко, Т.А. Кулаковой и В.Ю. Подуевой о том, что образование инновационного типа лишь в том вузе можно получить, в котором и студенты, и преподаватели, всецело вовлечены в процессы создания инновационных технологий [5, с. 66]. В связи с этим, нужно принимать всевозможные меры, направленные на повышение правовой и экономической культуры как руководителей всех уровней управления, так и рядовых сотрудников. В вузе должны четко осознавать суть идеи становления инновационного вуза и его функционирования. Не вызывает сомнений, что в любой организации реализация инновационной стратегии всегда зависит от конкретных сотрудников, на которых можно опереться. Согласимся с тем, что там, где происходит генерация проектов (новация), следует формировать новое мировоззрение, вне-
дрять основы новой организационной культуры.
Сутью инновационного развития образовательного процесса является продуманный и взвешенный подход к формированию цели развития образовательного процесса. В данном случае имеется ввиду формирование механизмов, необходимых для устойчивого повышения качества системы образования. Иными словами, для того, чтобы образовательный процесс развивался в инновационном плане, необходимо создание условий для выработки и в дальнейшем реализации соответствующей нормативно-регламентной базы вуза.
Общество, организации и граждане должны стимулироваться к непосредственному участию в инновационном развитии образовательного процесса. Управление образовательным процессом должно выступать в качестве основы инновационного развития вуза, а также базовым элементом увеличения его конкурентоспособности на рынке образовательных услуг. Указанная цель может быть достигнута посредством расстановки соответствующей системы приоритетов управления образовательным процессом: создание в образовании эффективных экономических отношений, формирование условий для обеспечения соответствующего качества образования, гарантирование доступности образования (причем, именно качественного образования), рост качества профессионального образования, разделение между субъектами образовательной политики ответственности, обеспечение всей системы образования высококвалифицированными кадрами, поддержка их со стороны государства и общества.
В качестве основного критерия оценки инновационной образовательной деятельности следует признать качество обучения в вузе, то есть готовность и способность выпускников такого вуза к тому, чтобы осуществлять профессиональную деятельность эффективно.
В современных условиях новую систему управления образовательным процессом в вузе следует ориентировать на то, чтобы потенциал вуза был максимально задействован в вопросе самостоятельного
изыскания средств. Эта проблема сейчас является одной из ключевых. Это необходимо, так как в условиях отсутствия должного финансирования внедрение инноваций в вузах является проблематичным. Ведь очевидно, что регулярные денежные ресурсы должны направляться на обновление, модернизацию, инновационную деятельность, а не только на осуществление текущих расходов, что наблюдается во многом в настоящее время.
На все компоненты образовательного процесса в вузе огромный системный эффект влияния оказывают инновации. Можно в связи с этим определить ряд направлений инновационного развития вуза, среди которых: полное и широкомасштабное развитие в вузе инновационной среды; субъекты инноваций - заинтересованные сотрудники вузов должны быть ориентированы на инновационный путь развития; создание устойчивого инновационного климата как системы факторов внешней среды вуза, влияющих на реализацию в целом инновационного потенциала; формирования инновационной культуры; увеличение инновационного потенциала вуза. Данные направления непосредственно характеризуют способность вуза к тому, чтобы изменяться, улучшаться, развиваться и достигать новое качественное состояние.
Инновационная деятельность в вузе способствует многостороннему развитию такого вуза, его сложного образовательного процесса. Это говорит о том, что нужно принимать во внимание уже имеющуюся концептуальную модель управления образовательной организации. При этом, нужно определить, каково соответствие между новой моделью управления и той, которая уже существует. Это позволит обеспечить целостный рост, эффективное развитие и функционирование всех систем образовательного процесса вуза. Целесообразные инновации в области управления будут способствовать дальнейшему развитию инноваций в вузе, и в целом повышению качества образовательных услуг.
Конечно, перемены - это нелегко. Однако, трудно отрицать, что инновации в настоящее время нужны больше, чем ко-
гда-либо прежде. Если будет создана сис- Итак, можно с уверенностью утвер-
тема мероприятий, которая в конечном ждать, в эффективной реализации образо-счете приведет к разработке, внедрению и вательного процесса инновации выполня-практической реализации новых знаний, ют важную роль. При этом, одной из клю-формируемых для определенной потреби- чевых обязанностей управленцев в на-тельской группы с целью удовлетворения стоящее время является внедрение инно-их запросов на рынке образовательной ак- ваций в образовательный процесс. Эффективности, то в таком случае можно уве- тивная реализация инновации в образова-ренно говорить о развитии вуза в иннова- тельном процессе вуза обязательно повы-ционном плане. сит его престижность и конкурентоспо-
собность на рынке образовательных услуг.
Библиографический список
1. Закиров С.Ф., Сафаргалиев Э.Р. Инновации в управлении образовательным учреждением // Форум молодых ученых. 2018. № 5-1 (21). С. 1188-1191.
2. Архипова О.Г. Управление инновационным развитием образовательного процесса в вузе: автореферат на соискание ученой степени кандидата экономических наук: 08.00.05: Москва, 2005. 26 с.
3. Соколенко Я.В. Управление инновационной деятельностью в образовательной организации // Интерактивная наука. 2017. № 4 (14). С. 74-76.
4. Лазарев Г.И. Управление инновациями в системе высшего профессионального образования: автореферат на соискание ученой степени доктора экономических наук: 08.00.05: Москва, 2003. 46 с.
5. Селивоненко О.Г., Кулакова Т.А., Подуева В.Ю. Оптимизация механизмов управления инновационной деятельностью вуза // Международный научно-исследовательский журнал. 2017. № 5-2 (59). С. 66-68.
ROLE OF INNOVATIONS IN EFFECTIVE REALIZATION OF EDUCATIONAL PROCESS OF HIGHER EDUCATION INSTITUTION
O.H. Taras, graduate student
Russian Presidential academy of national economy and public administration (Russia, Moscow)
Abstract. Article is devoted to the analysis of a role of innovations in effective realization of educational process of higher education institution. In article the mechanisms of management of innovations causing ability of higher education institution to change, improvement, sustainable development and achievement of a new qualitative state are defined. Criteria for evaluation of innovative educational activity are considered. The directions of innovative development of higher education institution capable to increase its prestigiousness and competitiveness on roar of educational services are offered.
Keywords: higher education institution, innovations, innovative activity, management of innovative activity, innovative development, competitiveness, strategy, quality of education, educational process.