Педагогика, 1989. 560 с.
2. Барсук Р. Основы изучения иностранному языку в условиях двуязычия. М.: Высшая школа, 1970. 176 с.
3. Кон И.С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989. - 252 с.
4. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту / под ред. И.В.Дубровиной. М., 1983.
5. Филиппов Ф. Р. Социальная ориентация и жизненные планы молодежи. М., 1969. - с. 226-244.
6. Уварова В.И., Шуметов В.Г., Афонина Т.Н., Иваненко Т.А. Социально - психологическая и профессиональная адаптация студентов вузов Центрального региона России (по материалам социологического исследования) / Под ред. канд. филос. наук доцента Уваровой
В.И. - Орел: Изд-во ОрелГАУ, 2001.
7. Осницкий А.К. Определение характеристик социальной адаптации // Журнал практического психолога, 1998, № 1.
8. Андреева С.В. Билингвизм и его аспекты // Учёные записки ЗабГУ Серия: Филология, история, востоковедение . 2009. № 3. С.34-38.
9. Гусевская Н.Ю. Эволюция методов обучения иностранному языку // Учёные записки ЗабГУ. Серия: Профессиональное образование, теория и методика обучения. 2013. №6 (53). С.167-171.
10. Терехова Г.В. Изучение иностранных языков как средство межкультурной коммуникации / Г. В. Терехова, Г. Н. Чиршева // Вестник Череповецкого государственного университета. - 2003.
FEATURES OF VOCATIONAL TRAINING OF BILINGUAL STUDENTS
© 2015
S.E. Piterskaya, assistant of chair "International Law and International Relations", postgraduate student
Transbaikal State University, Chita (Russia)
Abstract. Globalization is a modern reality, which raises the need of professional training of bilingual students in the conditions of intercultural communication. The article discusses the features of professional training of students-bilinguals. When training students-bilinguals one must navigate and integrate the knowledge of native and foreign cultures to students, through which the understanding and implementation of professional goals and objectives in the learning process occurs. At the stage of training it is necessary to consider the context of the age of students. The article presents some of the main psychological problems that arise in professional training of students-bilinguals. The scheme for constructing high-quality professional training of students-bilinguals is proposed. Radical changes related to economics and politics affect social, psychological, linguistic and pedagogical relationships in society and changes of value orientations. The bilingual training of students in Russian universities is often not much different from methods of teaching multilingual students. Bilingual students, who study in mixed groups may experience linguistic, psychological and social discomfort. They need moral, psychological, pedagogical support of students of mixed groups, and the teachers of the University. This support gives students the incentive to obtain depth-high quality professional education.
Keywords: education, bilingual students, bilingualism, foreign language-culture, training, learning, intercultural communication.
УДК 372.881.111.1
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ СТУДЕНТОВ СРЕДСТВАМИ АУТЕНТИЧНОЙ АНГЛОЯЗЫЧНОЙ ПЕСЕННОЙ МУЗЫКИ
© 2015
О.Л. Серебренникова, старший преподаватель кафедры «Европейские языки и лингводидактика»,
аспирант
Забайкальский государственный университет, Чита (Россия)
Аннотация. Статья посвящена рассмотрению основных направлений содержания профессионально-личностного развития студентов средствами аутентичной англоязычной песенной музыки (ААПМ). В результате анализа феномена «профессионально-личностное развитие» выявлено, что процесс становления личности студента как субъекта сознательной преобразующей деятельности направлен на развитие личностной и профессиональной самореализации человека, а также создана структура содержания профессионально-личностного развития студентов средствами ААПМ. Реализация содержания профессионально-личностного развития студентов средствами ААПМ осуществляется на основе специально разработанной модели и включает три этапа-направления: теоретическое, практическое и личностное. Эффективность реализации содержания профессионально-личностного развития студентов средствами ААПМ автор связывает с рациональностью выбора методов (аудиолингвальные (прослушивание, заучивание текстов и др.), коммуникативные (дискуссия, проблемное изложение и др.), исследовательские (проекты, презентации и др.), игровые (игры, постановки и др.) методы) и формы организации (индивидуальные, парно-групповые, коллективные формы) обучения с использованием ААПМ. Непременным условием реализации содержания профессионально-личностного развития студентов средствами ААПМ является соблюдение всех этапов обучения и обеспечение единой целостности методов, средств и форм обучения, а именно создание учебно-методического комплекса, успешно работающего в процессе профессионально-личностного развития студентов при использовании ААПМ, что подтверждено результатами проведенной опытно-экспериментальной работы в ФГБОУ ВПО «Забайкальский государственный университет».
Ключевые слова: профессионально-личностного развития студентов, аутентичная англоязычная песенная музыка, содержание обучения, этапы-направления обучения, методы, средства, формы обучения.
В настоящее время на современном этапе развития Российской Федерации и в условиях модернизации профессиональной подготовки студентов предъявляются качественно новые требования к инновационному обновлению отечественного образования.
Гармонизация отечественной и европейской образовательной структур в свете Болонского процесса, пере-
ориентация подготовки специалиста на прагматическую модель профессиональной деятельности, модернизация системы ценностей в образовании, появление новых инновационных педагогических технологий и условий научно-организационного сопровождения процесса становления будущего специалиста (Закон РФ «Об образовании», «Национальная доктрина образования в Российской
Федерации» и др.) [1] предопределили изменения, происходящие в отечественных университетах и институтах. Основная цель таких преобразований - свободное профессионально-личностное развитие будущего специалиста, его творческой инициативы, самостоятельности, самореализации, конкурентоспособности, социальной и академической мобильности.
В обстановке перехода к новым условиям обучения необходимо прогнозировать и выбирать средства воздействия как на учебный процесс, так и на студентов. Разумный выбор средств обучения в системе гуманитарного образования может способствовать раскрытию широких возможностей для профессионально-личностного развития обучаемых. В этом нас убеждает анализ научных публикаций, в частности, трудов И.В. Арнольд, О.С. Ахмановой, В.В. Виноградова, Н.Д. Гальсковой, В.Г. Костомарова, М.А. Суворова, С.Г. Тер-Минасовой, И.И. Халеевой и других, в которых получила развитие идея «человека в языке», восходящая к трудам В. Гумбольдта и М. Бахтина, рассматривающих употребление языка как разновидности деятельности, как способа становления человека.
Подготовка специалистов, чья профессиональная деятельность связана с иностранным языком, представляет собой, с одной стороны, процесс овладения системой профессиональных знаний, умений и навыков в соответствии с образовательным стандартом, а с другой - профессионально ориентированное становление и развитие системы личностных качеств и способностей при доминирующей роли ценностно-смысловых и нравственных характеристик личности. Следовательно, профессионально-личностное развитие - процесс и результат становления личности студента как субъекта сознательной творческой преобразующей деятельности на нравственной основе, направленной на его личностную и профессиональную самореализацию.
Согласно ФГОС ВПО по направлению подготовки 032700 «Филология» расширение содержания обучения будущих учителей иностранного языка с целью развития и совершенствования их профессиональных и общекультурных компетенций возможно за счет включения культуроведческого материала и методик работы с ним в учебный процесс. Таким культуроведческим материалом, как нам представляется, может стать аутентичная англоязычная песенная музыка (ААПМ), которая, при бытующей сегодня в вузе предметной модели обучения языку, остается недостаточно востребованной.
Вместе с тем ААПМ является важным показателем культурных ценностей, обычаев и традиций, менталитета нации. Стоит напомнить о том, что стихотворный
текст, положенный на музыку - это незаменимый способ передачи эмоций и чувств, настроения и даже мыслей. Ученые (Б.Ф. Асафьев, Л.А. Баренбойм, Г.Г. Декер-Фойгт, Р. Штайнер и др.) утверждают, что одним из свойств музыки является ее способность создавать динамическую среду, обладающую специфическими (пространственными, временными, психологическими и педагогическими) параметрами. Именно вышеуказанные параметры оказывают сильное формирующее и воспитательное воздействие на человека. «Именно музыка, минуя сознание человека, напрямую воздействует на его подсознание. И, в первую очередь, песенная традиция, как самая древняя форма музыкального развития человека» (В.Ф. Базарный) [2].
В рамках нашего исследования, процесс становления личности студента как субъекта сознательной преобразующей деятельности будет направлен на развитие личностной и профессиональной самореализации человека. Структура содержания профессионально-личностного развития студентов средствами ААПМ представлена на схеме (рис. 1).
Как видно из представленной схемы, личностная самореализация объединяет в себе три составляющие. Осуществляя процесс удовлетворения своих потребностей, человек формирует и развивает в себе личностные, психические и физические особенности, качества. Профессиональная самореализация представлена комплексом: профессиональной, коммуникативной, лингво-, инфо-, культуро-ориентированных, социо-компетенций. Личностная и профессиональная самореализация будущего специалиста взаимодействуют на основе принципа интеграции. Такой подход позволяет выстраивать процесс профессионально-личностного развития студентов средствами ААПМ в тесном взаимодействии языкового, психолого-педагогического и акмеологического компонентов. Принцип интегративности обеспечивает преемственность в развитии знаний, умений, навыков, согласует компоненты личностной сферы самореализации со структурными элементами компетенций, входящих в состав профессиональной сферы самореализации студентов.
В ходе работы над проблемой исследования нами было доказано, что достижение высокого уровня профессионально-личностного развития студентов средствами ААПМ может быть осуществлено только при построении обучения как целостной системы. В связи с этим на основе анализа специальной литературы и результатов констатирующего эксперимента была разработана модель профессионально-личностного развития студентов средствами ААПМ в высшей школе, направленная на поэтапное решение проблемы исследования.
СУБЪЕКГНОСТЪ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА
ЛИЧНОСТНАЯ САМОРЕАЛИЗАЦИЯ:
- потреоностно-мотнващнонная сфера;
■ ценностные ориентации;
- формирование Я-концептши
ПРОФЕ ССИОНАЛЬНАЯ
САМОРЕАЛИЗАЦИЯ:
- профессиональная
компетентность;
- коммуникативная
компетенция;
- лингво-компе теншн;
- ннфо-компет енщ-ш;
- культур0-
ориентированные компетенции;
с ошо -компе теншн
Рисунок 1 - Структура содержания профессионально-личностного развития студентов средствами ААПМ
Согласно разработанной модели содержание процесса профессионально-личностного развития студентов средствами ААПМ разделено на три этапа-направления: теоретическое, практическое и личностное.
Теоретическое направление работы заключается в формировании у студентов системы профессионально важных знаний о сущности процесса профессионально-личностного развития и обозначении роли ААПМ в этом процессе. Этап «теоретическое направление работы» подразделяется на три подэтапа: работа студентов, работа преподавателя, совместная деятельность.
На первом подэтапе проводится анализ своего профессионально-личностного развития каждым студентом. Студенты определяют уровень сформированности своих профессиональных знаний, личностных качеств и профессиональных способностей. Далее проводится работа по первичному соотнесению студентами себя со своей будущей профессией. Результаты проведенного анализа фиксируются в траектории профессионально-личностного развития, намечаются пути и способы своего дальнейшего профессионально-личностного развития в соответствии с интересами студентов и их ценностными ориентациями.
Второй подэтап связан с работой преподавателя по отбору ААПМ и созданием условий формирования познавательных интересов к изучению ААПМ в качестве средства профессионально-личностного развития.
Третий подэтап объединяет в себе работу студентов и преподавателей. На этом подэтапе составляются индивидуализированные планы профессионально-личностного развития студентов, намечаются возможные перспективы изменения как личностных, так и профессиональных характеристик при использовании ААПМ.
Практическое направление предусматривает формирование основ профессиональной и специальных компетенций, устойчивого интереса к профессионально-личностному развитию через аудирование ААПМ.
Достижение цели данного этапа-направления профессионально-личностного развития студентов реализовыва-ется на основе фундаментальной, специально-научной, профессиональной подготовки по иностранному языку. Особое внимание отводится роли аудирования ААПМ для профессионально-личностного развития студентов.
Личностное направление предполагает совершенствование личностных и профессиональных качеств на основе ААПМ. На данном этапе происходит становление субъект-субъектных отношений, развитие диалогично-сти, рефлексии, потребности и готовности студентов к активному и сознательному профессионально-личностному развитию. Также, одной из задач этапа, является развитие творческого потенциала студентов, их стремления к дальнейшему самообразованию и самосовершенствованию.
При разработке этапов-направлений профессионально-личностного развития студентов средствами ААПМ значительное внимание уделялось рациональности выбора методов и форм обучения, которые в своей совокупности смогли бы обеспечить успешность протекания этого процесса.
Методы обучения входят в категориальный аппарат педагогики высшей школы как один из важных структурных элементов. Под методами обучения следует понимать способы обучающей работы учителя и организации учебно-познавательной деятельности учащихся по решению различных дидактических задач, направленных на овладение изучаемым материалом [3, с. 198].
Существуют различные подходы к классификации методов обучения, многообразие которых зависит от избираемого ученым принципа классификации. Систематизируя различные классификации методов, известный отечественный дидакт Ю.К. Бабанский выделил три большие группы методов в соответствии с доминирующими функциями [4]:
- методы организации и осуществления учебно-по-
знавательной деятельности;
- методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности;
- методы контроля и самоконтроля эффективности учебно-познавательной деятельности.
Каждая из представленных классификаций имеет определенное основание и позволяет понять сущность методов обучения с различных позиций. Анализ методической литературы показывает, что выбор методов обучения преподавателем зависит от учебной дисциплины, дидактических целей и задач, содержания учебного материала, формы обучения. Другими словами, преподаватель свободен в выборе дидактических методов обучения.
Поэтому для успешного протекания процесса профессионально-личностного развития, мы использовали методы обучения наиболее эффективных и перспективных технологий обучения в высшей школе, а именно ау-диолингвальные (прослушивание, заучивание текстов и др.), коммуникативные (дискуссия, проблемное изложение и др.), исследовательские (проекты, презентации и др.), игровые (игры, постановки и др.) методы.
Аудиолингвальные методы появились в США в 40-е годы XX столетия. Лингвистическая основа - структурализм (Блумфилд), психологическая основа - бихевиоризм. Данные методы предполагают выполнение упражнений на автоматическое повторение, используются рецептивный и репродуктивный потенциалы обучаемого. В процессе обучения у студентов развивается речевой слух, внутреннее проговаривание, память, внимание, адаптация и выбор полезного звукового сигнала. Применение аудиолингвальных методов наиболее органично на начальном этапе изучения аутентичной англоязычной песенной музыки.
При использовании коммуникативных методов обучаемый рассматривается «не как «пустой сосуд», который следует наполнить знаниями, а как активный партнер в учебном процессе, который должен побуждаться к когнитивному, «самооткрывающему» учению» [5, с. 47] и креативному подходу к изучению иностранного языка вообще и аутентичной англоязычной песенной музыки, в частности.
Более того, изучая ААПМ, мы знакомим студентов с чужой культурой. По мнению М.М. Бахтина только в глазах другой культуры чужая культура раскрывает себя полней и глубже. Встретившись и соприкоснувшись с другим, чужим смыслом начинается как бы диалог, который преодолевает замкнутость и односторонность этих смыслов, этих культур. Мы ставим чужой культуре новые вопросы, каких она себе не ставила, мы ищем в ней ответы на наши вопросы, и чужая культура отвечает нам, открывая перед нами новые свои стороны, новые смысловые глубины. Без своих вопросов нельзя творчески понять ничего другого и чужого. При такой диалогической встрече двух культур они не сливаются и не смешиваются, каждая сохраняет свое единство и открытую целостность, но они взаимно обогащаются [6, с. 354]. Ситуация диалога между студентом и песенным произведением развивает способность думать над проблемой. Диалогическая стратегия переосмысливает различные позиции его участников, позволяет студентам увидеть в песенном произведении средство своего собственного развития.
Как отмечают исследователи, личностную окраску приобретают те знания, ценности, способы деятельности, которые не принимаются «на веру», а усваиваются лишь на уровне их значений и исследуются самим человеком на предмет выявления их личностно-значимого смысла, глубоко переживаются, по отношению к которым человек вырабатывает ответственную позицию [7, с. 35]. Таким образом, личностно-профессиональный опыт студентов представляет собой самобытный синтез знаний, оценок, умений, навыков, впечатлений, чувств и прочего, формируемых в процессе применения иссле-
довательских методов обучения. Выполняя различные проекты и презентации на основе использования аутентичной англоязычной песенной музыки студенты учатся ориентироваться в музыкальной культуре общества, т. е. осуществлять поиск необходимой информации, анализировать ее, делать выводы и обобщения; у них формируются коммуникативные способности, культура общения, развиваются такие личностные качества, как ответственность, умение работать в коллективе, помощь коллеге по проекту и др.; появляется дополнительная мотивация учения за счет положительного эффекта, вызванного результатом собственного труда.
По мнению ученых, занимающихся проблемами изучения воздействия музыкального искусства на человека (М.Т. Картавцева, Е.А. Колесникова, Д.Л. Морозов и др.) музыкальное песенное искусство полифункционально. Этим объясняется его положительное воздействие на подрастающее поколение. Формируются такие элементы эстетического сознания, как вкус, потребности, идеалы, взгляды и убеждения. Музыкальное песенное произведение - своеобразное повествование, монолог, диалог, действо и сюжет (факты, явления, переживания и чувства людей). В ней есть: завязка, развитие, кульминация и развязка как в любом поэтическом произведении [8, с. 41]. Поэтому ААПМ можно образно выразить через постановку благодаря использованию в процессе обучения игровых методов.
Игра несет в себе различную функциональную нагрузку: она вызывает интерес к деятельности, способствует умственному и эстетическому развития, а также позволяет через творческую импровизацию разыграть сюжетную основу песенного произведения. В ходе игры студенты проявляют себя, возникает возможность открытых и полноценных взаимоотношений. Игра ценна личностной самореализацией, проигрыванием ролей. Именно поэтому отечественные и зарубежные исследователи игровых методов обучения (Э.Берн, А.Н. Леонтьев, В. Лоферт, Ж. Пиаже, Д.Б. Эльконин и др.) полагают, что игра - богатейшая «сокровищница» условий для профессионально-личностного развития студентов.
Особенности содержания учебной деятельности, направленной на профессионально-личностное развитие студентов средствами ААПМ, а также вышеописанные методы определили выбор форм обучения.
Предлагаемые нами организационные формы процесса профессионально-личностного развития студентов средствами ААПМ представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Организационные формы процесса профессионально-личностного развития студентов
средствами ААПМ
Формы обучения Формы контроля Формы внеаудиторной работы
Индивидуальные: тестирование; Индивидуаль-
консультации; самостоятельная работа; диагностика и самодиагностика; ные: самообразование;
защита проектов экспертные подготовка про-
оценки ектов
Парно-групповые: зачет и экзамен Парно-группо-
семинары; вые:
защита проектов; творческие за-
дидактические дания;
игры дискуссии; музыкальные викторины
Коллективные: Коллективные:
практические за- кружки;
нятия; тематические
семинары праздники
На начальном этапе обучения, связанном с теоретической подготовкой и направленным на формирование системы профессионально важных знаний при аудировании ААПМ, ведущей организационной формой является коллективно-групповое и индивидуально-групповое занятие, которое происходит в виде обучающей беседы - объяснения. Именно такие формы работы выполняют функцию ориентировочной основы действий. Студентам все время должна быть ясна закономерность пути, по которому они продвигаются, видна перспектива последующих действий, как в изучении всего курса дисциплин, так и формировании в себе личностной и профессиональной самореализации. Преподаватель направляет процесс обучения и профессионально-личност-ностного развития студентов, закладывая его научную, мировоззренческую и личностно-ценностную основу, раскрывая через ААПМ общественную, практическую и эмоционально-ценностную направленность личности будущего специалиста.
При переходе к основному этапу обучения с целью формирования основ профессиональной и специальных компетенций и устойчивого интереса к профессионально-личностному развитию через аудирование ААПМ наблюдается усложнение задач обучения. Как показывает практика, именно в этом звене возникают у студентов и педагогов значительные трудности: снижение темпов обучения, интереса к занятиям, усталость и т. п., это накладывает отпечаток на весь последующий процесс обучения. Мы считаем, что именно на этом этапе важно подчеркнуть основную идею и показать возможности использования потенциала ААПМ в процессе профессионально-личностного развития каждого студента. Теперь особое внимание уделяется дифференцированному и индивидуальному обучению, а также ведется работа на перспективу формирования одного из уровней профессионально-личностного развития.
Занятия проводятся в лингафонном кабинете. Усвоение учебного материала происходит в рамках комбинированного урока, который подготавливает обучаемых к дальнейшей самостоятельной работе с ААПМ. Повторение и закрепление изученного ранее проводится так, чтобы активизировать не только память, но и мышление, и чувства обучаемых, а вместе с этим создать «почву» для перехода к творческой, профессиональной деятельности.
Одновременно ведется активная работа по развитию и совершенствованию личностных качеств студентов: индивидуальность, общая культура, эмоциональная устойчивость, рефлексивность, коммуникативность, креативность и др. Студенты получают возможность проявить себя в контролируемых и умеренно контролируемых дидактических играх, а также в ходе семинарских занятий. Данные виды деятельности строятся по принципу диалога или профессионально-ориентированной проблемной ситуации на основе аутентичных англоязычных песенных произведений. Это связано с тем, что они уже овладели определенными знаниями, умениями и навыками работы с ААПМ; они воспринимают ее как непременное и естественное средство в своей текущей учебной деятельности. Студенты выполняют анализ песенных произведений и осознают их уже не столько как объект изучения, сколько как инструмент для формирования компонентов своей личностной и профессиональной самореализации.
На завершающем этапе ведущей формой учебного процесса, направленного на совершенствование личностных и профессиональных качеств средствами ААПМ становятся урок-викторина и урок-проект, который имеют следующие преимущества:
- обладают совокупностью обучающего и воспитательного воздействия;
- учат слушать, слышать и понимать других, корректно и аргументировано участвовать в дискуссиях;
- повышают мотивацию, формирует познавательный
интерес, что ведет к повышению уровня знаний, умений и навыков, придает психологическую уверенность в своих действиях;
- способствуют формированию профессиональному использованию знаний - это свободное владение языком, в том числе и способность воспринимать речь носителя языка на слух;
- способствуют развитию в большей степени, чем обычные уроки, творческого мышления и инициативы, активности, воображения, памяти, внимания, личностных качеств студентов;
- позволяют создать условия максимально приближенные к профессиональной деятельности.
Перечисленные средства обучения в своей совокупности образуют единую целостность - учебно-методический комплекс, успешно работающий в процессе профессионально-личностного развития студентов при использовании ААПМ, что подтверждено результатами проведенной опытно-экспериментальной работы в ФГБОУ ВПО «Забайкальский государственный университет».
В качестве заключения считаем необходимым отметить, что содержание профессионально-личностного развития студентов средствами ААПМ носит многоплановый характер и способствует:
- эффективному протеканию процесса профессионально-личностного развития студентов с учетом правильно отобранных методов, форм и приемов средствами ААПМ с целью достижения положительной динамики в профессионально-личностном развитии студентов;
- расширению и углублению профессиональной и специальных компетенций, а также формированию устойчивого интереса к использованию ААПМ как важ-
ного средства профессионально-личностного развития студентов;
- формированию личностных и профессиональных качеств, а также навыков самообразования и самосовершенствования, способствующих успешности профессионально-личностного развития студентов при использовании на занятиях по иностранному языку ААПМ.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Макшанцева Н.В. Профессиональная подготовка будущих специалистов по направлению «Лингвистика и межкультурная коммуникация» в вузе: автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.08. - Шуя, 2011. - 40 с.
2. Уколова Л.И. Педагогически организованная музыкальная среда как средство становления духовной культуры растущего человека: автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.08. - М., 2008. - 24 с.
3. Харламов И. Ф. Педагогика. - Мн., 2002. - С. 198.
4. Бабанский Ю. К. Интенсификация процесса обучения. - М, 1987. - 192 с.
5. Васильева Н.Н. Личностно-ориентированная межкультурная коммуникативная технология обучения студентов: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. - Ростов н/Д., 2000. - 240 с.
6. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. - М.: Искусство, 1986. - 445 с.
7. Морозова О.П. Профессионально-личностное развитие преподавателя вуза в системе дополнительного профессионального образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: // izvestia.asu.ru.
8. Картавцева М.Т. Творческое развитие детей средствами музыкального фольклора: автореф. дис. ... д-ра. пед. наук: 13.00.02. - М., 2009. - 61 с.
THE MAIN DIRECTIONS OF THE CONTENT OF PROFESSIONAL AND PERSONAL DEVELOPMENT OF STUDENTS BY MEANS OF AUTHENTIC ENGLISH SONG-LIKE MUSIC
© 2015
O.L. Serebrennikova, senior lecturer of chair "European languages and linguodidactics", postgraduate student
Transbaikal State University, Chita (Russia)
Abstract. The article considers the main directions of the content of professional and personal development of students by means of authentic English song-like music (AESM). An analysis of the phenomenon of "professional and personal development" it is revealed that the process of a student's personality formation as a subject of conscious transforming activity is aimed at the development of personal and professional self-realization, as well as a structure of the content of professional and personal development of students by means of AAPM is developed. The implementation of the content of professional and personal development of students by means of AAPM is based on a specially designed model and includes three stages-directions: theoretical, practical and personal. The effectiveness of the implementation of the content of professional and personal development of students by means of AAPM the author connects with the rational choice of methods (audiolingual (listening, memorization of texts, etc.), communicative (discussion, problem presentation, etc.), research (projects, presentations, etc.), Game (games, performances, etc.) methods) and forms of teaching organization (individual, pair-group, collective forms) by using AAPM. An essential condition for implementation of the content of professional and personal development of students by means of AAPM is the observance of all stages of teaching and providing uniform integrity of methods, means and forms of education, namely the creation of educational complex, successfully working during professional and personal development of students by using AAPM, which is confirmed by the results of the experimental work in the Transbaikal State University.
Keywords: professional and personal development of students, authentic English song-like music, content of teaching, stages-directions of teaching, methods, means and forms of education.