SCORE-RATING SYSTEM TO ASSES STUDENTS' ACHIEVEMENT QUALITIY
© 2015
N.I. Merlina, doctor of pedagogical Sciences, Professor of "Discrete mathematics and computer science" L.V. Seliverstova, candidate of pedagogical siences, Asociate Professor of "Higher mathematics and theoretical mechanics named after S.F. Saikin" S.A. Yardukhina, candidate of pedagogical siences, Asociate Professor of "Higher mathematics and theoretical mechanics named after S.F. Saikin" I.N. Ulianov Chuvash State University, Cheboksary (Russia)
Abstract. One of the main components of the educational process is to motivate students' to learn. The teacher must always work to create conditions to motivate students to learn and to develop themselves. Recently, with the introduction of score-rating system into the educational process, there were formed many factors stimulating learning activities. These factors include information accessibility of system, objectivity and transparency of the current and intermediate forms of education quality control, continuity, regularity, regulation of control system of students' knowledge, etc. [1]. Information openness of the system enables students to compare the results of their study with the results of fellow students and creates a situation of competition. Objectivity and transparency of the current and interim education quality control forms enable students to obtain knowledge related to their scores. The teacher gets the possibility to adjust his training material. Continuity and regularity can improve the motivation for active and uniform steady educational activity of students. During the score-rating system introduction the teaching staff is intensified to update and improve the content and teaching methods. The relation between teachers and students is strengthened and is carried out through e-mail, social network or Moodle system.
Keywords: score-rating system, educational activities, student, mathematics, self-study, evaluation of assessment of achievement.
УДК 372.881.161.1
ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ-БИЛИНГВОВ
© 2015
С.Э. Питерская, ассистент кафедры международного права и международных связей, аспирант Забайкальский государственный университет, Чита (Россия)
Аннотация. Глобализация является современной реальностью, в связи с которой возникает необходимость профессиональной подготовки студентов билингвов в условиях межкультурной коммуникации. В статье рассматриваются особенности профессиональной подготовки студентов билингвов. При профессиональной подготовке студентов билингвов необходимо ориентироваться и учитывать знания студентами родной и иноязычных культур, благодаря которым происходит достижение взаимопонимания и выполнения профессиональных целей и задач в процессе обучения. На этапе профессиональной подготовке необходимо учитывать возрастной контекст обучающихся. В статье приведены ряд основных психологических проблем, которые возникают при профессиональной подготовке студентов билингвов. Предлагается схема построения качественной профессиональной подготовки студентов билингвов. Радикальные изменения, коснувшиеся экономики и политики, влияют на социальные, психологические, языковые и педагогические взаимоотношения в обществе и обуславливают изменения ценностных ориентаций. Подготовка студентов билингвов в российских вузах зачастую мало чем отличается от методов обучения полилинг-вальных студентов. Студенты билингвы, которые обучаются в смешанных группах, могут испытывать языковой, психологический и социальный дискомфорт. Им необходима моральная, психологическая, педагогическая поддержка, как со стороны студентов смешанных групп, так и со стороны преподавателей вуза. Такая поддержка дает студентам стимул для получения углубленно-качественного профессионального образования.
Ключевые слова: образование, студенты билингвы, билингвизм, иноязычная культура, профессиональная подготовка, процесс обучения, межкультурная коммуникация.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Особенности профессиональной подготовки и последующее построение карьеры становится в последние годы объектом все более активного внимания различных наук: менеджмента, социологии, социальной психологии, возрастной психологии, педагогики. Ученые активно ищут ответ на вопрос, какие детерминанты определяют успешное овладение молодым человеком знаний, транслируемых в ВУЗе. Комплекс факторов, определяющих специфику современной профессиональной жизни, остро ставит вопрос о необходимости учета специфики получаемой профессии еще на этапе обучения, которые важны в современных реалиях для организации педагогических вмешательств для успешной подготовки учащихся.
Социальная реальность последних лет стимулирует появление новых ориентиров в системе профессиональных ценностей и норм поведения, развитие новых потребностей, формирование иных моделей поведения. Успешно построенная в дальнейшем карьера позволяет человеку реализовать свои возможности, подтвердить собственную значимость в глазах общества.
Современность такова, что в условиях изменения ценностных ориентиров нашего общества профессия педаго-
га теряет свой престиж.
Огромная ответственность, необходимость непрерывного самообразования, нервные и психологические перегрузки, неадекватная оплата работы и прочие характерные черты педагогической специальности причисляют её к одной из сложнейших, и вместе с тем сокращают число студентов в педвузах, избравших преподавательскую профессию в соответствии с призванием. Случайное предпочтение педагогической специальности многими абитуриентами определяет проблему качественной профессиональной ориентации молодого поколения уже оказавшегося на студенческой скамье педагогических учебных учреждений, однако не собирающихся работать по специальности. В психолого-педагогической литературе отмечается, что компетентная установка у учащихся педвузов складывается только к 4-5 курсу, после прохождения главных психолого-педагогических, специализированных дисциплин и прохождения преподавательской практики. Через некоторое время такое профессиональное самоопределение оказывает негативное влияние и на учащихся вузов пришедших в высшее учебное заведение согласно призванию, и тех, кто предпочел высшее учебное заведение случайно. Несомненно, что небольшое число профориентирующих предметов, недостаток педагогиче-
ской практики в школе на младших курсах, уменьшение внеаудиторных мероприятий, помогающих знакомству с специальностью, негативно сказываются на создании профессиональной подготовки учащихся педвузов [3]. Различные стороны вопроса профессиональной подготовки студентов освещены в работах Т.П. Мараловой, В.М. Болыиова, Т.С. Деркач, Н.В. Кузьминой, А.К. Марковой, Л.М. Митиной, В.И. Поповой, Л.О. Свириной, В.А. Сластенина, Л.Ф. Спирина, М.И. Махмутова и др. В то же время немаловажное значение имеет и специфика самой педагогической специальности.
Исследование литературы в этой области позволило выявить недостаточную изученность проблемы развития профессиональной компетентности учащихся вузов с двойной языковый квалификацией (учащихся вузов-билингвов), не установлены содержание и структура профессиональной ориентированности этого контингента учащихся, мало результативно применяются ресурсы развития.
Под термином «билингвизм» понимают регулярное и естественное употребление одним человеком двух языков в повседневной жизни. Проблема билингвизма в человеческом общении является объектом исследования многих общественных наук - социологии, психологии, педагогики, лингвистики и др. [4]. В XIX веке этой проблемы касались такие ученые, как В.А. Богородицкий, И.А. Бодуэн де Куртенэ, В.М. Жирмунский, Е.Д. Поливанов, Л.В. Щерба и др. Важно различать искусственный и естественный билингвизм. Под искусственным понимается целенаправленное изучение другого языка, причем как в учебном процессе совместно с преподавателем, так и с погружением в языковую среду. Естественный билингвизм характеризуется объективностью культурно-языкового окружения [4].
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Проблему обучения билингвов рассматривали в работах Н.В. Кузьмина, JI.M. Митина, М. Ноулз, Е.В. Бондаревская, Р.А. Валеева, А.А. Вербицкий, JI.A. Волович, З.Г. Сериков, И.С. Якиманская и др.
Профессиональная работа в полиэтнической и поликультурной сфере, в классах с разным этническим составом в качестве педагога родного языка и литературы, или иноязыка и литературы накладывает на преподавателя-билингва такие добавочные функции, как этническая и интегративная и предполагает присутствие конкретной направленности личности педагога и таких свойств личности, как позитивная философия, отзывчивость, децен-трация в области взаимоотношений с людьми другой культуры, национальности, религии.
Формирование целей статьи (постановка задания). Определить психологические проблемы, возникающие при профессиональной подготовке студентов билингвов. Построения схемы качественной профессиональной подготовки студентов билингвов.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Исходя из требований к нынешнему преподавателю-билингву со стороны социума, учителя-билингва с высокоразвитыми перечисленными характеристиками профессиональной подготовленности мы определяем как педагога-универсума, т. е. педагога, гуманистически направленного, с наглядно проявленной познавательной тенденцией и системным видением ситуации, тяготеющего к созидательной самореализации и самосовершенствованию в выбранной области, осознавший собственную цель интегратора и инициатора в разговоре цивилизаций, готовый транслировать свои знания новому поколению.
Обучение студентов-билингвов в ВУЗе совпадает с таким возрастным этапом, как юность. Возрастной контекст со всеми характерными для него особенностями нельзя не брать во внимание, затрагивая вопрос профессиональной
подготовки студентов билингвов.
В юности возникает задача выбора жизненных ценностей, расстановки приоритетов, формируется внутренняя позиция по отношению к себе, к другим, актуальной становится проблемы в области взаимоотношений с другими людьми. Если раньше большинство решений принималось родителями или другими значимыми взрослыми, то теперь, обучаясь в ВУЗе, юношам и девушкам предстоит обдуманно построить свою жизнь. В данном возрасте молодые люди выбирают для себя неадаптивную либо адаптивную позицию в жизни, при этом думая, что выбранная ими точка зрения считается исключительно единственно верной. Важно, чтобы педагог сумел помочь студенту понять, насколько его выбор правильный. Молодым людям нельзя напрямую говорить о том, верно или не верно их решение, помочь можно, косвенно указывая на недостатки и достоинства принятых решений [5; 10].
Юноши и девушки много анализируют, пытаются найти себя, понять. Юность - этап формирования персона-лизации: с одной стороны находится возникновение способности к самоопределению и саморазвитию, с другой -ограниченность этого этапа формирования личности, ещё не достигнувшей внутренней независимости. Основные новообразования юношеского возраста - саморефлексия, понимание своей особенности, возникновение житейских планов, стремление к самоопределению, установление в намеренное создание своего бытия, постепенное погружение в разные области существования. В молодости индивид стремится к самоопределению как личность и как индивид, включенный в общество, в трудовую деятельность [5]. Поэтому педагог должен четко осознавать, что для юношей важен не только профессиональный, но личностный контекст обучения.
В литературе в области возрастной психологии и педагогики упор делается на индивидуальном созревании и смене ведущих форм деятельности [10]. Поиск специальности - ключевой вопрос молодости. Важно отметить, что определенная доля молодого поколения стремится к профессиям, имеющих отношение к лидерству. Такая категория людей старается обучиться воздействовать на людей, для этого они исследуют общественные движения, приемы и техники воздействия на других и т. п. Такого рода тенденции выбора профессии отождествляются в с современном обществе с личностью успешной, социально востребованной. В этом смысле студенты-билингвы часто бывают разочарованы своим выбором. Поэтому педагогу особенно важно создать такие условия обучения, которые будут способствовать повышению мотивации на обучение.
На пороге независимого существования индивид совершает собственный выбор - кем быть и каковым быть; он психологически согласен войти в самостоятельную жизнь. С окончанием среднего учебного заведения происходит «столкновение» идеальных житейских планов и реальной картины мира.
После поступления студенты чувствуют себя психологически благополучно, достижение начальной цели доставляет удовлетворенность. Однако у тех, кто предпочел профессию не полностью обдуманно, в последующем нередко появляются проблемы: один не справляется с учебой, второй разочаровывается в профессии, третий колеблется в верности выбора университета. Процессу приспособления к ВУЗу, как правило, сопутствуют негативные чувства, сопряженные с уходом вчерашних учащихся из школьного коллектива с его взаимной поддержкой и нравственной помощью; неподготовленностью к учебе в институте и т.п.
Молодые люди попадают в новую социальную среду, что обуславливает возникновение внутренней конфликтности, которая во многом будет определяться социальным самочувствием личности. Социальное самочувствие студентов понимается как сложная категория, характеризующая их отношение к системе социальных координат, степень адаптированности к новым условиям,
отношением к перспективам. Оно включает в себя разнообразный спектр факторов: удовлетворенность ВУЗом, отношениями с сокурсниками, оценку материального положения, условий жизни, состояния здоровья, настроения и т. д. Важна уверенность студента в правильности выбора ВУЗа, естественным оказывается желание работать по выбранной специальности и оптимистичный взгляд на перспективу найти такую работу.
Внутриличностная конфликтность в контексте получения высшего образования имеет свои особенности, во многом определяется степенью адаптированности к новым условиям. Адаптация - свойство человека, определяющее адекватность его поведения в условиях изменяющейся среды, степень приспособленности к ней. При изменении привычных обстоятельств существования обнаруживаются факторы, добавляющие дезорганизацию в психологическую активность, дестабилизирующую действия человека [7]. По данным, полученным в результате исследований, причинами возникновения психологических проблем являются:
• несоответствие развития когнитивных процессов студента и педагогических требований ВУЗа;
• конфликтность мотивационной сферы;
• объективные (несоответствие реальной необходимости материального обеспечения и социально-бытовых условий, низкий социально-психологический статус в группе, отсутствие близких друзей), субъективные (негативное отношение к окружающим, негативное отношение к себе), состояние эмоционального дискомфорта.
Основы предстоящего процесса адаптации студентов закладывается уже на пороге выбора будущей специальности. Как показало исследование, проведенное в 2000 году в четырех городах Центральной России, большинство студентов руководствуются при выборе специальности чаще всего рациональными мотивами: личным интересом к специальности, ее престижностью, перспективами последующего трудоустройства [9]. Наиболее болезненно адаптируются студенты, выбравшие специальность обучения вынужденно, руководствуясь легкостью поступления, не имеющие возможность поступить на желаемую специальность или рассчитывающие лишь на отсрочку от службы в армии. Указанные факторы наиболее актуализированы у студентов педагогического направления обучения.
Трудностью, возникающей в процессе обучения в ВУЗе для студентов филологической специальности, является потребность в дополнительном заработка. Совмещение учебы с работой на старших курсах часто связано не только с необходимостью подрабатывать, но и с желанием обеспечить себя рабочим местом после окончания ВУЗа. По данным исследования, общими, наиболее значимыми факторами, определяющим адаптацию студентов независимо от места проживания в период обучения, являются: учеба, отношения со сверстниками в период обучения, при этом, место проживания накладывает определенный отпечаток: для студентов, проживающих дома, фактор учебы, в первую очередь, определяется через оценку сложности изучаемых дисциплин, уделяется больше внимания взаимоотношению со сверстниками. Для студентов, проживающих в студенческом общежитии, важно удовлетворенность правильностью сделанного выбора, что снимает трудности совместного проживания и коммунальные неудобства. Для студентов, снимающих квартиру, особое значение приобретает необходимость совмещения учебы с работой. Особенность профессиональной подготовки студентов билингвов может быть совмещена с возможностью подработки посредством организации экскурсий для иностранцев, переводов и т. п. Это позволит поднять престиж специальности и покажет ее востребованность.
Для юношей, сделавших своим выбором билингви-стическую специальность, проблемы профессиональной подготовки связаны, в первую очередь, с потенциальным расхождением их первоначальных взглядов о специфике
и содержании обучения и будущей работы и действительным характером её протекания. Чем более выражено несоответствие, тем ярче внутренние тревоги и конфликты.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Соответственно профессиональная подготовка студентов билингвов - педагогов должна строиться с опорой на повышении ценности учебных ситуаций и будущей профессии. Мы полагаем, что сформированность интереса и ценностного отношения к профессиональной деятельности не может обеспечить полного решения всех задач процесса формирования профессиональной подготовки без включения студентов в системы учебных ситуаций творческого характера. Мы считаем, что педагогическая деятельность по качественной профессиональной подготовке студентов билингвов должна строиться по следующей схеме:
• Повышение мотивации - формирование интереса к языку как транслятору культуры и особенностям педагогической деятельности; создание положительного отношения к освоению иностранного языка как инструмента реализации педагогического мастерства.
• Возможность самовыражения студентов - формирование умения использовать иностранный язык для возможности выразить себя в профессиональной деятельности.
• Повышение ценности педагогической специальности.
• Создание благополучной психологической атмосферы в учебной группе.
• Максимальное погружение в языковую среду с демонстрацией преимуществ владения несколькими языками.
• Учет в работе педагогов возрастных особенностей студентов, возможных внутренних сомнений и конфликтов.
В построении профессиональной подготовки будущих преподавателей в последние годы обозначается направленность на уменьшение положительной мотивации изучения специальности. Все это проистекает на фоне падения престижа специальности преподавателя из-за невысокой оплаты работы, неконкурентоспособное многих профессионалов, возникающих сложностей на фоне организационных изменений в ВУЗах. К тому же концепция довузовской профессиональной подготовки, которая имела целью развитие положительной профессиональной установки педагога, в последнее время подвергалась глубокой деструкции.
Изучения феномена профессиональной направленности в социологии и философии (Г.А. Журавлева, С.И. Архангелогородский, JI.M. Никонова, О.В. Леднева и др.) открывают проблемы ценностного отношении к труду, общественных аспектов рабочий деятельности, регуляции действия личности в производственной области. В педагогике (A.A. Орлов, С.Т. Каргин, И.Я. Фастовец и др.) разрабатывается концепция профессиональной ориентированности личности при надлежащей организации учебно-воспитательской деятельности в плане максимального формирования умственных способностей студентов, углубления профессиональных познаний, совершенствования умений и навыков.
Современный мир характеризуется глобализацион-ными процессами, процессами взаимодействия разных культурных типов, где главнейшую роль играет язык. Глобализационные процессы усилили значимость знания нескольких языков, среди которых должны присутствовать так называемые международные - английский, немецкий, французский и др. Свободное владение одним из вышеперечисленных языков, либо другим иностранным языком, является уже требованием, которое предъявляется к профессиональным качествам специалиста, и позволяет поднять статус педагога, говорящего на нескольких языках одновременно.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения
(общедидактический процесс) // Избранные педагогические труды / Сост. М. Ю. Бабанский. М.:
Педагогика, 1989. 560 с.
2. Барсук Р. Основы изучения иностранному языку в условиях двуязычия. М.: Высшая школа, 1970. 176 с.
3. Кон И.С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989. - 252 с.
4. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту / под ред. И.В.Дубровиной. М., 1983.
5. Филиппов Ф. Р. Социальная ориентация и жизненные планы молодежи. М., 1969. - с. 226-244.
6. Уварова В.И., Шуметов В.Г., Афонина Т.Н., Иваненко Т.А. Социально - психологическая и профессиональная адаптация студентов вузов Центрального региона России (по материалам социологического исследования) / Под ред. канд. филос. наук доцента Уваровой
В.И. - Орел: Изд-во ОрелГАУ, 2001.
7. Осницкий А.К. Определение характеристик социальной адаптации // Журнал практического психолога, 1998, № 1.
8. Андреева С.В. Билингвизм и его аспекты // Учёные записки ЗабГУ. Серия: Филология, история, востоковедение . 2009. № 3. С.34-38.
9. Гусевская Н.Ю. Эволюция методов обучения иностранному языку // Учёные записки ЗабГУ. Серия: Профессиональное образование, теория и методика обучения. 2013. №6 (53). С.167-171.
10. Терехова Г.В. Изучение иностранных языков как средство межкультурной коммуникации / Г. В. Терехова, Г. Н. Чиршева // Вестник Череповецкого государственного университета. - 2003.
FEATURES OF VOCATIONAL TRAINING OF BILINGUAL STUDENTS
© 2015
S.E. Piterskaya, assistant of chair "International Law and International Relations", postgraduate student
Transbaikal State University, Chita (Russia)
Abstract. Globalization is a modern reality, which raises the need of professional training of bilingual students in the conditions of intercultural communication. The article discusses the features of professional training of students-bilinguals. When training students-bilinguals one must navigate and integrate the knowledge of native and foreign cultures to students, through which the understanding and implementation of professional goals and objectives in the learning process occurs. At the stage of training it is necessary to consider the context of the age of students. The article presents some of the main psychological problems that arise in professional training of students-bilinguals. The scheme for constructing high-quality professional training of students-bilinguals is proposed. Radical changes related to economics and politics affect social, psychological, linguistic and pedagogical relationships in society and changes of value orientations. The bilingual training of students in Russian universities is often not much different from methods of teaching multilingual students. Bilingual students, who study in mixed groups may experience linguistic, psychological and social discomfort. They need moral, psychological, pedagogical support of students of mixed groups, and the teachers of the University. This support gives students the incentive to obtain depth-high quality professional education.
Keywords: education, bilingual students, bilingualism, foreign language-culture, training, learning, intercultural communication.
УДК 372.881.111.1
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ СТУДЕНТОВ СРЕДСТВАМИ АУТЕНТИЧНОЙ АНГЛОЯЗЫЧНОЙ ПЕСЕННОЙ МУЗЫКИ
© 2015
О.Л. Серебренникова, старший преподаватель кафедры «Европейские языки и лингводидактика»,
аспирант
Забайкальский государственный университет, Чита (Россия)
Аннотация. Статья посвящена рассмотрению основных направлений содержания профессионально-личностного развития студентов средствами аутентичной англоязычной песенной музыки (ААПМ). В результате анализа феномена «профессионально-личностное развитие» выявлено, что процесс становления личности студента как субъекта сознательной преобразующей деятельности направлен на развитие личностной и профессиональной самореализации человека, а также создана структура содержания профессионально-личностного развития студентов средствами ААПМ. Реализация содержания профессионально-личностного развития студентов средствами ААПМ осуществляется на основе специально разработанной модели и включает три этапа-направления: теоретическое, практическое и личностное. Эффективность реализации содержания профессионально-личностного развития студентов средствами ААПМ автор связывает с рациональностью выбора методов (аудиолингвальные (прослушивание, заучивание текстов и др.), коммуникативные (дискуссия, проблемное изложение и др.), исследовательские (проекты, презентации и др.), игровые (игры, постановки и др.) методы) и формы организации (индивидуальные, парно-групповые, коллективные формы) обучения с использованием ААПМ. Непременным условием реализации содержания профессионально-личностного развития студентов средствами ААПМ является соблюдение всех этапов обучения и обеспечение единой целостности методов, средств и форм обучения, а именно создание учебно-методического комплекса, успешно работающего в процессе профессионально-личностного развития студентов при использовании ААПМ, что подтверждено результатами проведенной опытно-экспериментальной работы в ФГБОУ ВПО «Забайкальский государственный университет».
Ключевые слова: профессионально-личностного развития студентов, аутентичная англоязычная песенная музыка, содержание обучения, этапы-направления обучения, методы, средства, формы обучения.
В настоящее время на современном этапе развития Российской Федерации и в условиях модернизации профессиональной подготовки студентов предъявляются качественно новые требования к инновационному обновлению отечественного образования.
Гармонизация отечественной и европейской образовательной структур в свете Болонского процесса, пере-
ориентация подготовки специалиста на прагматическую модель профессиональной деятельности, модернизация системы ценностей в образовании, появление новых инновационных педагогических технологий и условий научно-организационного сопровождения процесса становления будущего специалиста (Закон РФ «Об образовании», «Национальная доктрина образования в Российской