УДК 378
Каплина Cвеmлана Евгеньевна Svetlana Kaplina
Серебренникова Оксана Леонидовна Oksana Serebrennikova
педагогические условия профессионально-личностного развития студентов средствами аутентичной англоязычной песенной музыки
pedagogic conditions of professional and personal students' development with the help of original english song music
Установлено, что для эффективного профессионально-личностного развития студентов средствами аутентичной англоязычной песенной музыки необходимо выявление и внедрение целого ряда педагогических условий, охватывающих не отдельные, а все стороны профессионально-направленного обучения, учитывающие требования ФГОС нового поколения. Авторами доказано, что комплексный характер этих условий выступает как способ интенсификации и оптимизации всего образовательного процесса и как основа для формирования квалифицированного специалиста соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного, компетентного, готового к эффективной работе на уровне мировых стандартов, к постоянному профессиональному росту
Ключевые слова: педагогические условия, профессионально-личностное развитие, англоязычная аутентичная песенная музыка, обучение иностранному языку
In the article it is stated that the effectiveness of professional and personal students' development with the help of original English song music is based on the complex of pedagogic conditions, which unites all branches of education and depends on the requirements of the Federal State Educational Standards of a new generation. The authors has proved that the general character of these pedagogic conditions has become the way of optimization and intensifying of educational process and the ground for a qualitative specialist's formation of the appropriate level and specialization, competitive, competent, and ready for effective work by world standards and continuous professional growth
Key words: pedagogic conditions, professional and personal students' development, original English songs, teaching foreign languages
В современных условиях интеграции российского государства в мировое экономическое, культурное и образовательное пространство, а также согласно концепции модернизации отечественного образования, обществу требуются квали-
фицированные специалисты соответствующего уровня и профиля, компетентные и конкурентоспособные на рынке труда. При формировании нового социального заказа в образовании резко возрастает значение иностранного языка, который в условиях
интеграции мирового сообщества и включения нашей страны в мировую торгово-экономическую систему [1, С. 106] становится для специалистов любой отрасли условием осуществления успешной профессиональной деятельности. Таким образом, востребованность выпускника вуза напрямую зависит от уровня его профессионально-личностного развития, который может эффективно формироваться при изучении аутентичной англоязычной песенной музыки.
В ходе исследования, проведенного в Забайкальском государственном гуманитарно-педагогическом университете, определены, теоретически и экспериментально обоснованы педагогические условия, способствующие, на наш взгляд, эффективному профессионально-личностному развитию студентов средствами аутентичной англоязычной песенной музыки.
Обратимся к более детальной характеристике данных условий.
1. Проведенное исследование показало, что профессионально-личностное развитие студентов будет эффективным, если у преподавателей и студентов сформирована положительная мотивация к использованию англоязычной аутентичной песенной музыки как средства обучения и их профессионально-личного развития.
Многочисленные результаты исследований и наш личный опыт убеждают, что для достижения положительного результата своего развития личность должна быть, в первую очередь, активной.
Активность личности — понятие широкое, поскольку включает философский, биологический, социологический и психолого-педагогический аспекты. С точки зрения психологов и педагогов, одним из признаков активности является «проявление инициативы, интереса» [8, С. 33]. Применительно к проблеме нашего исследования его можно интерпретировать как способность изменять себя в соответствии с собственными потребностями, взглядами, целями и окружающей действительностью. Активность формирует мотивацион-ную сферу человека, по характеру которой можно судить к чему он готов, настроен,
стремится. Отсюда вывод: значимость мо-тивационной сферы студента для его профессионально-личностного развития более чем очевидна.
По мнению Е.Б. Фрайфельд, мотивация задает и направленность, и характер, и способности личности, оказывая на них решающее действие [9, С. 32]. Направленность определяет позицию человека, его личное отношение к миру, людям, к себе, своей деятельности (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн), его интересы, склонности, убеждения, идеалы.
В рамках нашего исследования основу такой направленности составили представления студентов о способностях, сочетаниях личностных и профессиональных качеств, необходимых профессионалу, знание потенциала аутентичной англоязычной песенной музыки и условий его использования в целях профессионально-личностного совершенствования.
Как известно, мотивы возникают, развиваются, формируются на основе потребностей. Ведущими потребностями у студентов 1... 3 курсов, как показало исследование, являются познавательная потребность, желание самоопределиться и самореализоваться как профессионал. В момент перехода потребностей из статуса непосредственных побуждений на уровень личностно-значимых норм у студентов складывается система ценностей, которая вызывает определенное отношение. Любая ценность несет эмоциональное значение для ее обладателя [9, С. 38]. В силу своей эмоциональности, присущей этому возрасту, студенты наиболее ценят то, что пробуждает в них сильные чувства. Чем сильнее эти чувства, тем более значимы для них соответствующие ценности.
На основании изложенного можно заключить, что в формировании ценностной системы человека важную роль играют мотивы и эмоции. Выполняя различные функции, эмоции и чувства управляют поведением человека в качестве «непроизвольного компонента» (Е.П. Ильин), выступают как «силы первичной мотивации, представляющие собой процессы, которые пробуждают,
поддерживают и направляют деятельность» (К. Липер). Эмоции оказывают влияние на восприятие информации, вызывают ответную реакцию на информацию, которую человек получает при помощи органов чувств, участвуют в процессе ее дальнейшей обработки.
Мы предполагаем, что использование аутентичной англоязычной песенной музыки на занятиях в рамках специально разработанных методик способствует формированию мотивов и системы ценностей студентов, поскольку песня, как правило, близка и понятна студентам по форме, духу и содержанию [7]. Более того, в силу особого эмоционального воздействия, аутентичная англоязычная песенная музыка как музыкальный жанр может вызвать у студентов интерес, радость, сопереживание или желание выразить свое отношение к услышанному.
Строя процесс обучения английскому языку на материале аутентичной англоязычной песенной музыки, мы создаем мотивационную основу творческой, созидательной деятельности и способствуем формированию целого комплекса компетенций, как необходимого условия успешной личностной и профессиональной самореализации.
Изложенное дает нам право заключить, что в основе формирования положительной устойчивой мотивации к профессионально-личностному развитию студентов лежит огромный педагогический потенциал англоязычной аутентичной песенной музыки.
2. Для успешного протекания процесса профессионально-личностного развития студентов необходимо обеспечить широкое использование возможностей англоязычной аутентичной песенной музыки, обладающей профессионально и личностно-фор-мирующим потенциалом.
Как уже говорилось, роль аутентичной англоязычной песенной музыки в процессе обучения велика, поскольку в ней заложен огромный педагогический потенциал. Еще В. А. Сухомлинский утверждал, что, только находясь в музыкальной среде, можно
по-настоящему научиться чувствовать и осмысливать окружающий нас мир. Обучение через песенную музыку способно не только вооружить студента соответствующими личностными и профессиональными умениями, навыками и качествами, но и активно направлять его внимание на то ценностное и перспективное, что в дальнейшем поможет ему стать профессионалом в своей сфере.
Для эффективной реализации педагогического потенциала аутентичной англоязычной песенной музыки нами проанализированы и выделены принципы отбора аутентичной англоязычной песенной музыки для занятий по английскому языку, направленных на профессионально-личностное развитие студентов. Анализ работ Е.Н. Горкальцевой показал, что существует три группы принципов отбора англоязычных популярных песен. Первая группа принципов касается качества песни с точки зрения ее музыкального рисунка и художественной значимости. Вторая связана с оценкой смыслового компонента песни, а третья направлена на изучение непосредственно языкового материала в песенном тексте и вопросов дидактической организации работы с песней в зависимости от развития интересующих нас компетенций [4, С. 90]. Учитывая и дополняя данную классификацию, нами выделены следующие принципы отбора аутентичной англоязычной песенной музыки, реализующие ее педагогический потенциал:
1. Общемузыкальные принципы:
— гармоничное сочетание слов и мелодии в песне. Все музыкальные компоненты аутентичной англоязычной песенной музыки оказывают воздействие на студентов. Слова и мелодия тесно взаимосвязаны: слова делают музыку более конкретной, а мелодия усиливает эмоциональную сторону текста. Иногда, услышав мелодию, студенты вспоминают слова, которые легли в ее основу, и наоборот;
— наличие социокультурной ценности. Ценностные ориентации выступают определенной линией поведения и отношений, интегрирующим фактором сознания
и поведения. Аутентичная англоязычная песенная музыка побуждает студентов к обсуждению вопросов, связанных с изучением истории, особенностей мировоззрения, идеалов, ценностей, обычаев культуры народа;
— наличие смены ощущений в мелодии песни. Потребность в новых впечатлениях и ощущениях заложена в человеке с младенческого возраста и сопровождает нас на протяжении жизни [3, С. 286]. Удовлетворение возрастных потребностей в смене впечатлений позитивно влияет на эмоциональное состояние студентов и, следовательно, их когнитивную деятельность.
2. Содержательно-смысловые принципы:
— сюжетность. Каждая песня, включенная в образовательный процесс, должна иметь полноценную информационную составляющую. Песня должна быть интересной в целях извлечения информации, иметь смысловое поле для своеобразных открытий, которые совершаются в результате восприятия, понимания и интерпретации песенного текста;
— антропоцентричность. Предполагается, что аутентичная англоязычная песенная музыка должна затрагивать потребности и переживания студентов. Песни такого содержания мотивируют студентов к осмыслению собственного отношения к сюжету песни, обращению к личному опыту, что способствует совершенствованию когнитивно-коммуникативных умений;
— эмоциональность. Как уже говорилось ранее, использование песни на уроке способствует созданию эмоционального состояния, мотивирует на осуществление учебной деятельности и целенаправленного формирования профессиональных и личностных качеств. С помощью эмоций человек ощущает свою сопричастность ситуации, а с лингво-дидактической точки зрения это провоцирует вербальную реакцию как следствие усиления мотивационного компонента.
3. Методические принципы:
— дидактическая ценность. Аутентичная англоязычная песенная музыка должна иметь большой обучающий потен-
циал. Это связано с развитием и совершенствованием лингво-, инфо-, социо- и культурно ориентированных компетенций. На основе текстового содержания песни преподавателем разрабатывается система дидактических упражнений, направленных на восприятие, понимание и интерпретацию информации из текста песни, более сложной по форме презентации, чем обычный аудиотекст;
— соответствие языковому уровню студентов. Важным фактором является коммуникативная направленность текстового содержания аутентичной англоязычной песенной музыки. Так, вслед за Б. П. Следниковым, мы считаем правомерным выделение следующих требований к текстовому содержанию песни: равномерное чередование не слишком коротких и не слишком длинных предложений; предельная ясность удержания первого предложения текста; равномерное распределение высоко- и низкоинформативных элементов в тексте; интонационная расчлененность речевого сообщения [5, С. 75].
— языковая нормативность. Целесообразно использовать аутентичную англоязычную песенную музыку, содержащую лексико-грамматический материал, обогащающий понятийный аппарат и расширяющий профессиональный тезаурус студентов. Кроме того, образцы английской речи из изучаемых произведений запоминаются студентами легче, быстрее и прочнее, чем при использовании только текстового речевого материала.
Таким образом, опираясь на указанные принципы отбора аутентичной англоязычной песенной музыки, реализующие ее педагогический потенциал, преподаватель определяет набор песенных произведений в зависимости от необходимости формирования личностной или профессиональной составляющей субъ-ектности личности студента.
3. Внедрение учебно-методического сопровождения, позволяющего использовать англоязычную аутентичную песенную музыку в качестве средства профессионально-личного развития студентов, является следующим педагогическим условием.
Под учебно-методическим сопровождением мы понимаем разработку учебно-методического комплекса, т.е. совокупность учебно-методических документов, представляющих проект учебно-воспитательного процесса, который впоследствии будет реализован на практике [2].
Структуру учебно-методического обеспечения профессионально-личностного развития студентов средствами аутентичной англоязычной песенной музыки мы представляем в виде комплекса основных и вспомогательных компонентов. Основные компоненты включают рабочую учебную программу по специальности, спецкурс «Обучение через аутентичную музыку», методические рекомендации преподавателю по организации профессионально-личностного развития студентов средствами аутентичной англоязычной песенной музыки, методические указания для студентов. Вспомогательные компоненты составят следующие разработки: иллюстративный и справочный материал, вопросы к зачёту, материалы для контроля.
4. Осуществление диагностического сопровождения изменений, происходящих в профессионально-личностном развитии студентов при изучении иностранного языка с использованием аутентичной англоязычной песенной музыки является одним из педагогических условий.
В процессе профессионально-личностного развития студентов средствами аутентичной англоязычной песенной музыки особое место отводится построению диагностики и самодиагностики изменений, происходящих в развитии студентов. Однако на практике диагностика пока не всегда воспринимается как обязательный компонент педагогического процесса. Следствием этого являются поверхностные знания студентов, усред-ненность всех педагогических установок (содержания, форм, методов, средств воздействия) при возрастающем индивидуальном своеобразии современных студентов и как следствие — низкий уровень профессионально-личностного развития будущих специалистов.
При осуществлении профессиональной диагностики мы, вслед за С.Е. Капли-ной [6], применяли системный, динамический и гуманистический подходы. Так, целостное изучение личности студентов, как будущих специалистов, осуществлялось с применением системного подхода:
— диагностика состояния профессионально-личностного развития в двух направлениях — по «вертикали», когда мы изучали наличие разных видов компетентности; по «горизонтали», когда устанавливали реальное состояние этих видов компе-тентностей за счет развития мотивационной и деятельностной сферы студентов;
— выявлением качеств студентов, характерных для формирования личностной и профессиональной составляющих субъ-ектности личности студента.
Мы также разделяем точку зрения А.К. Марковой в том, что динамический подход в диагностике проявляется в следующем:
все компоненты профессионально-личностного развития студентов средствами аутентичной англоязычной песенной музыки выявляются не только в современном, актуальном состоянии, но и в перспективе, в динамике, в развитии;
— в диагностике важно как описание, констатация, классификация, измерения, так и возможные изменения и целенаправленное воздействие (обучающая профессиональная диагностика);
— следует понимать ограниченность возможностей профессионального прогноза вследствие большой пластичности и компенсаторности качеств человека. Если студент чего-то не умеет в своей профессии, это не исключает для него возможность, опираясь на другие имеющиеся ресурсы, развивать необходимые профессиональные способности и личностные качества.
Гуманистический подход в профессиональной диагностике заключается в следующем:
— при проведении диагностики важно учитывать, насколько у человека развиты те или иные качества, которые необходимы ему для осуществления профессиональной деятельности, и насколько сама профессия
удовлетворяет внутренней сущности человека, для того чтобы правильно определить траекторию его профессионально-личностного развития;
— при оценке уровня профессионально-личностного развития следует ориентироваться не только на внешние объективные показатели результативности, но и внутренние;
— необходимо четко определить согласованность мотивационной сферы труда человека (что он хочет) и операционной сферы (что он может сделать в плане своего профессионально-личностного развития);
— при осуществлении диагностики не следует пренебрегать самодиагностикой обучаемого, учитывая соотношение его самооценки с оценкой преподавателя.
Основные методы диагностики, которые мы применяли для определения уровня профессионально-личностного развития студентов средствами аутентичной англоязычной песенной музыки — это наблюдение, беседа, устные и письменные опросы, анкетирование, тестирование, эксперимент, анализ творческой деятельности, самоанализ, зачеты, экзамены и др.
В соответствии с предметом нашего исследования диагностика протекала в два этапа. На первом этапе мы исследовали уровень знаний студентов в области аудирования аутентичной англоязычной песенной музыки. Для этого нами использована специально разработанная система упражнений и контрольных заданий, представленная в содержании спецкурса «Обучение через аутентичную музыку». На втором этапе мы выявляли уровень сформирован-ности личностных и профессиональных качеств студентов. Для этого нами применялись: метод беседы, различные опросники и анкеты. При изучении профессиональных действий применялось непосредственное наблюдение. Занимаясь изучением моти-
Литература _
1. Баканова И.Г. Профессионально-личностное развитие студентов — будущих экономистов средствами иностранного языка // Вестник Самарского государственного университета. 1995. № 64.1. С. 106-111.
вационной сферы студентов, надежным методическим приемом выяснения наличия мотивов и их характера стало включение студентов в различные виды дидактических игр и творческой деятельности, где им пришлось решать профессиональные задачи и учиться взаимодействовать в группе. Проявление способности к сотрудничеству и взаимодействию мы диагностировали методами наблюдения, экспертной оценки со стороны, а также самооценки самих студентов.
Результатом профессионально ориентированной диагностики стала разработка соответствующих рекомендаций по преобразованию личностной и профессиональной составляющих субъектности личности студентов, определением уровня их профессионально-личностного развития средствами аутентичной англоязычной песенной музыки, что было проверено в ходе практической деятельности.
Названные педагогические условия имеют комплексный характер, служат показателем успешности профессионально-личностного развития студентов, они взаимосвязаны, обеспечивают успешное функционирование каждого. Признаком, объединяющим названные условия в единый комплекс, является цель образовательной системы школы, обуславливающая подготовку квалифицированного специалиста соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного, компетентного, готового к эффективной работе на уровне мировых стандартов, к постоянному профессиональному росту [1, С. 106]. Кроме того, при формировании нового социального заказа в образовании резко возросло значение иностранного языка, который в период интеграции нашей страны в мировое сообщество становится необходимым условием осуществления профессионально-личностного развития современного специалиста.
_ Bibliography
1. Bakanova I.G. Professionalno-lichnostnoe razvitie studentov — budushhih jekonomistov sred-stvami inostrannogo jazyka // Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo universiteta. 1995. № 64.1. S. 106-111.
2. Беспалько В.П., Татур Ю.Т. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. М.: Высшая школа, 1989. 142 с.
3. Божович Л.И. Потребность в новых впечатлениях // Психология мотивации и эмоции. М.: ЧеРо, 2002. С. 286-291.
4. Горкальцева Е.Н. Развитие когнитивно-коммуникативных умений на основе англоязычной популярной песни в процессе обучения иностранному языку // Вестник ТГПУ. 2011. Вып. 6 (108). С. 89-92.
5. Иванов А.А. Совершенствование английской разговорной речи на основе аутентичных песенных произведений: дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2006. 160 с.
6. Каплина С.Е. Профессиональная мобильность личности — залог качества подготовки будущих инженеров: науч. изд. Чита: ЧитГУ, 2008. 350 с.
7. Каплина С.Е., Серебренникова О. Л. Роль аутентичной англоязычной песенной музыки в профессионально-личностном развитии студентов высшей школы // Вестник ЧитГУ. Чита: ЧитГУ, 2012. № 3. (82). С. 83-90.
8. Низамов Р.А. Дидактические основы активизации учебной деятельности студентов. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1975. 304 с.
9. Фрайфельд Е.Б. Художественный фильм как средство профессионально-личностного развития студентов при изучении иностранного языка в высшей школе: дис. ... канд. пед. наук. Н. Новгород, 2006. 257 с.
2. Bespalko V.P., Tatur Ju.T. Sistemno-metodi-cheskoe obespechenie uchebno—vospitatelnogo processa podgotovki specialistov. M.: Vysshaya shkola, 1989. 142 s.
3. Bozhovich L.I. Potrebnost v novyh vpechatle-niyah // Psihologiya motivacii i jemocii. M.: CheRo, 2002. S. 286-291.
4. Gorkalceva E.N. Razvitie kognitivno-kommu-nikativnyh umenij na osnove anglojazychnoj populjar-noj pesni v processe obuchenija ino-strannomu jazyku // Vestnik TGPU. 2011. Vyp. 6 (108). S. 89-92.
5. Ivanov A.A. Sovershenstvovanie anglijskoj razgovornoj rechi na osnove autentichnyh pesennyh proizvedenij: dis. ... kand. ped. nauk. SPb., 2006. 160 s.
6. Kaplina S.E. Professionalnaya mobilnost lichnosti — zalog kachestva podgotovki budushhih inzhenerov: nauch. izd. Chita: ChitGU, 2008. 350 s.
7. Kaplina S.E., Serebrennikova O.L. Rol auten-tichnoj anglojazychnoj pesennoj muzyki v professio-nalno-lichnostnom razvitii studentov vysshej shkoly // Vestnik ChitGU. Chita: ChitGU, 2012. № 3. (82). S. 83-90.
8. Nizamov R.A. Didakticheskie osnovy aktiviza-cii uchebnoj deyatelnosti studentov. Kazan: Izd-vo Kazan. un-ta, 1975. 304 s.
9. Frajfeld E.B. Hudozhestvennyj film kak sred-stvo professionalno-lichnostnogo razvitiya studentov pri izuchenii inostrannogo jazyka v vysshej shkole: dis. ... kand. ped. nauk. N. Novgorod, 2006. 257 s.
Коротко об авторах _
Каплина С.Е., д-р пед. наук, доцент, зав. каф. «Иностранные языки», Забайкальский государственный университет [email protected]
Научные интересы: теория и методика профессионального образования, обучение иностранному языку, инновационные технологии и методы обучения
_Briefly about the authors
S. Kaplina, Doctor of Pedagogic Sciences, assistant professor, head of foreign languages department, Transbaikal State University
Scientific interests: theory and methodics of professional education, teaching foreign languages, innovative technologies and methods of education
Серебренникова О.Л., аспирант, ассистент, каф. «Английский язык», Забайкальский государственный университет
Научные интересы: профессионально-личностное развитие, обучение иностранному языку, роль музыки в обучении студентов
O. Serebrennikova, postgraduate student, assistant of English language department, Transbaikal State University
Scientific interests: professional and personal development of students, teaching foreign languages, role of music in teaching students