УДК: 378.011.33:[78.02:004]
ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ-БАКАЛАВРОВ
Нежинская Татьяна Альбертовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры музыкально-компьютерных технологий, кино и телевидения, Институт гуманитарного и социально-экономического образования, Российский государственный профессионально-педагогический университет (г. Екатеринбург, РФ). Е-таП: [email protected]
В статье представлены результаты научного исследования по разработке авторской структурно-функциональной модели формирования специальных профессиональных компетенций студентов-бакалавров, осваивающих основную профессиональную образовательную программу в области музыкально-компьютерных технологий. Обоснованы принципы авторской структурно-функциональной модели формирования специальных профессиональных компетенций студентов-бакалавров: принцип контекстной интерпретации всех видов образовательных практик (формальной, неформальной и инфор-мальной), принцип профессиональной рефлексии учебного материала и производственных ситуаций; принцип интерактивности; принцип личностно-значимого смысла образования. Принцип контекстной интерпретации всех видов образовательных практик подразумевает активную позицию студента, готового и способного к изучению и погружению в профессиональный и социальный контексты в условиях: полноценного использования возможностей учебной практики непосредственно на базе практики (формальное образование), самоинициативного использования межличностных контактов и общения с однокурсниками, студентами других курсов обучения по данному направлению подготовки, работодателями, администрацией и работниками базы практики, выпускниками, экспертами, молодыми специалистами и специалистами-стажистами (неформальное образование) и использования масс-медиа для поиска, извлечения и интерпретации профессионально и личностно значимой информации; реализация и/или создание возможностей социокультурной среды (информальное образование). Принцип профессиональной рефлексии учебного материала и производственных ситуаций подразумевает готовность и способность личности к объективной и продуктивной самооценке, самоанализу, самонаблюдению. Принцип интерактивности предопределен интерактивным подходом к организации образования и отражает: способ получения студентами всех видов информации; современные технологии, способы, методы и приемы освоения содержания будущей профессии; характер межличностного общения; современные технологии взаимодействия с социокультурной средой; специфику дистанционных форм обучения; специфику инновационных средств обучения. Принцип личностно-значимого смысла образования нацелен на выявление и понимание студентами личностного смысла приобретаемых специальных профессиональных компетенций. В контексте структуры авторской модели обоснована взаимообусловленность разработанных принципов и основных образовательных подходов: компетентностного, контекстного, интерактивного, личностно-ориентированного, индивидуального. Раскрыта специфика формирования специальных профессиональных компетенций студентов-бакалавров в условиях практики студентов в вузе.
Ключевые слова: принципы авторской структурно-функциональной модели формирования специальных профессиональных компетенций, студенты-бакалавры, учебная практика, музыкально-компьютерная деятельность, теория и технология контекстного обучения, интерактив.
THE PRINCIPLES OF DEVELOPING THE SPECIAL PROFESSIONAL COMPETENCIES OF BACHELOR STUDENTS
Nezhinskaya TatyanaAlbertovna, PhD in Pedagogy, Associate Professor at Music Software Technologies, Cinema and Television Department, Institute of Humanitarian and Socio-economic Education, Russian State Vocational Pedagogical University (Ekaterinburg, Russian Federation). E-mail: [email protected]
The article presents the results of a scientific research on the development of the author's structural and functional model of developing special professional competencies of Bachelor students mastering the basic professional educational program in the sphere of music and computer technologies. The article presents the principles of the author's structural and functional model of developing special professional competencies of Bachelor students. In the context of the author's model structure, the interconditionality of the developed principles and the main educational approaches is substantiated: the competence-based, contextual, interactive, student-centered, and individual ones. The principle of contextual interpretation of all types of educational practices provides for the pro-active attitude of the student, who is ready for and able to study and immerse in the professional and social contexts in conditions use of interpersonal contacts and communication with the fellow-students, students of other training courses, employers, administration and employees of practical training facilities, alumni, experts, young professionals and specialists-trainees, and use of mass media for searching, extracting and interpreting the professional and personally significant information; implementation and/or creation of opportunities of the social and cultural environment. The principle of professional reflection of the educational material and worksite situations implies a person's readiness for and ability of objective and productive self-evaluation, self-analysis, and self-observation. The principle of interactivity is predetermined by an interactive approach to the organization of education. The principle of personally significant sense of education is aimed at identifying and understanding the personal sense of the special professional competencies acquired by the students.
The author has explored the specifics of developing special professional competencies of Bachelor students in the conditions of students' practical training at higher educational institutions.
Keywords: principles of the author's structural and functional model of forming special professional competences, Bachelor students, educational practical training, music and computer activities, theory and technology of contextual teaching, interactivity.
Разработка любой исследовательской проблематики в области педагогики, предполагающей создание и апробацию авторской модели, подразумевает формулировку и обоснование принципов, направленных на достижение поставленной цели.
В разработанной авторской структурно-функциональной модели формирования специальных профессиональных компетенций студентов-бакалавров в области музыкально-компьютерных технологий выделяются следующие принципы:
1) принцип контекстной интерпретации всех видов образовательных практик (формальной, неформальной и информальной, по В. И. Байденко);
2) принцип профессиональной рефлексии учебного материала и производственных ситуаций;
3) принцип интерактивности; 4) принцип лично-стно-значимого смысла образования.
Перечисленные выше принципы обусловлены, во-первых, основополагающими подходами в организации процесса образования студентов-бакалавров, представленными в авторской модели, и, во-вторых, спецификой области будущей профессиональной деятельности студентов-бакалавров, а именно - компетенциями в области музыкально-компьютерных технологий, способностью и готовностью их применения в различных видах профессиональной деятельности: создание музыкальных композиций, аранжировка, звукорежиссура, звукооператорство, педагогическая деятельность в сфере музыкального образования и/или музыкального искусства, руководство творческим коллективом и/или проектом и т. д.
В качестве основополагающих подходов к организации образовательного процесса в моде-
ли определены следующие: компетентностный, контекстный, интерактивный, личностно-ориен-тированный, индивидуальный. Каждый из этих подходов преемственен с принципами формирования специальных профессиональных компетенций студентов-бакалавров в области музыкально-компьютерных технологий. Раскроем содержание каждого из указанных принципов.
Принцип контекстной интерпретации всех видов образовательных практик (формальной, неформальной и информальной, по В. И. Байден-ко) сформулирован исходя из контекстно-компе-тентностного подхода к формированию специальных профессиональных компетенций студентов-бакалавров в условиях вузовской практики. Разработка этого принципа основывается на работах ученых, развивающих положения теории и технологии контекстного обучения: А. А. Вербицкого (автор концепции, теории и технологии контекстного обучения), Н. А. Бакшаевой (развитие познавательной и профессиональной мотивации студентов педагогического вуза в контекстном обучении), Н. В. Борисовой (контекстное обучение в системе повышения квалификации) и др.
Этот принцип подразумевает активную позицию студента, готового и способного к обучению и погружению в профессиональный и социальный контексты в условиях:
• формального образования - полноценное использование непосредственных возможностей учебной практики в организации/учреждении -базе практики по распределению кафедры;
• неформального образования - самоинициативное использование межличностных контактов и общения с однокурсниками, студентами других курсов обучения по данному направлению подготовки, работодателями, администрацией и работниками базы практики, выпускниками, экспертами, молодыми специалистами и специа-листами-стажистами для составления наиболее полного представления о содержании и функционале будущей профессиональной деятельности, уточнения специфических аспектов конкретных видов профессиональной деятельности и специальных профессиональных компетенций;
• информального образования - использование масс-медиа для поиска, извлечения и интерпретации профессионально и личностно значимой информации; реализация и/или создание
возможностей социокультурной среды вуза, района, города, региона, субъектов России и зарубежья для самореализации, самовыражения и самообразования в качестве участника художественно-творческих проектов, конференций, конкурсов, фестивалей, викторин, олимпиад и др. мероприятий; создание портфолио; использование информационно-коммуникационных технологий для самообразования и виртуального общения (чаты, форумы, ВКонтакте, электронная почта, скайп, видеоматериалы, сайты, блоги, твитте-ры и т. д.).
Принцип профессиональной рефлексии учебного материала и производственных ситуаций подразумевает готовность и способность личности к объективной и продуктивной самооценке, самоанализу, самонаблюдению. Изучению рефлексии посвящены работы О. С. Анисимова, Б. З. Вульфова, Э. Ф. Зеера, В. В. Краевского, В. А. Метаевой, А. Я. Пономарева, И. Н. Семенова, С. Ю. Степанова и др.
В. А. Метаева, исходя из содержания рефлек-сируемых ситуаций и процедуры самой рефлексии, а также из представлений о рефлексии как о категории сознания, деятельности и личности, выделяет три типа рефлексии: интеллектуальную, личностную и рефлексию деятельности. Она отмечает, что интеллектуальная рефлексия -это рефлексия рефлексии, личностная - это рефлексия собственного «Я», рефлексия деятельности - это рефлексия оснований деятельности. Для профессионала рефлексия чаще всего начинается с рефлексии деятельности, в которую, по нашему представлению, постепенно втягиваются интеллектуальная и личностная рефлексия, так как все три категории: сознание, личность, деятельность - составляют неделимое целое, присущее человеку [3, с. 8-9].
Приведенное толкование понятия рефлексия достаточно полно отражает направленность обозначенного принципа, так как учебный материал представлен преимущественно в знаково-семиотической форме и, соответственно, отражает процессы интеллектуальной рефлексии; производственные ситуации порождают рефлексию профессиональную, а личностная рефлексия включает в себя рефлексию учебного материала (интеллектуальную) и рефлексию производственных ситуаций (профессиональную). И поскольку
триединство этих видов рефлексий абсолютно неразрывно, постольку их разграничение носит чисто условный характер и подчеркивает их взаимодополняемость.
Ценность и полезность рефлексии как сложного интегративного качества студентов-бакалавров заключается в том, что она направлена на соотнесение своих потребностей, возможностей, способности, готовности - с требованиями к компетенциям и компетентности личности работника. И в этом плане рефлексия полифункциональна - ее действие проявляется в побуждении и стимулировании к саморазвитию, самообразованию, самовоспитанию, самореализации.
Принцип интерактивности предопределен интерактивным подходом к организации образования и отражает: 1) способ получения студентами всех видов информации, 2) современные технологии, способы, методы и приемы освоения содержания будущей профессии во всех видах образовательных практик (формальной, неформальной, информальной, по В. И. Байденко); 3) характер межличностного общения, 4) современные технологии взаимодействия с социокультурной средой; 5) специфику дистанционных форм обучения (дистанционные эвристические олимпиады, викторины, вебинары и др.), 6) специфику инновационных средств обучения (специальное программное компьютерное обеспечение, интерактивная доска, электронные обучающие программы и ресурсы для дистанционного обучения, интерактивное телевидение, телемосты, теле- и видеоконференции, интерактивные студии и т. д.).
Выдвижение этого принципа связано с требованием Федерального государственного образовательного стандарта - «реализация компетентност-ного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. < ...>
Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью основной профессиональной образовательной
программы бакалавриата, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 20 процентов аудиторных занятий» [8].
Анализ основной профессиональной образовательной программы по музыкально-компьютерным технологиям показывает, что специфика данного направления подготовки будущих специалистов полностью отражает применяемые формы обучения студентов. А именно - в учебном плане, учебно-методических комплексах дисциплин (в том числе учебно-ознакомительной и учебно-исследовательской практике) интерактивные формы занимают значительное место. Это связано с тем, что студенты должны обладать специальными профессиональными компетенциями, проявляющимися, преимущественно, во владении информационно-коммуникационными технологиями, музыкально-компьютерными технологиями, специальным компьютерным программным обеспечением.
Как отмечает Е. Ю. Глазырина, работа в компьютерных программах помогает обучающимся овладевать логикой выстраивания операций, понимать и осознавать всю последовательность технологических этапов и смысл каждого из них, приучает самостоятельно мыслить, способствует выработке индивидуального стиля работы.
Поэтому компьютерный интерактив, то есть интерактивное обучение на основе применения информационно-коммуникационных технологий, музыкально-компьютерных технологий и специального компьютерного программного обеспечения, - это своего рода диалог, рефлексивная реакция на функции компьютерной программы, выполняемые действия пользователя, и поэтому такое обучение индивидуально по своей форме.
Индивидуальный характер компьютерного интерактивного обучения позволяет в полной мере учитывать и реализовывать возможности, способности и образовательные потребности каждого обучающегося. Индивидуализация образовательного процесса на основе компьютерного интерактива дает преподавателю ряд преимуществ: возможность дифференцировать объем учебной работы, степень и уровень ее сложности, варьировать методы, средства и приемы обуче-
ния, устанавливать степень самостоятельности обучающегося при освоении им нового учебного материала или повторении ранее усвоенного. Все это вместе взятое способствует развитию и проявлению творческой индивидуальности студента, его самовыражению и росту потребности в самообразовании. Таким образом, интерактивное обучение создает все условия для реализации на практике индивидуальных маршрутов обучения [2, с. 36-37].
Принцип личностно-значимого смысла образования разработан в авторской модели на основе исследований А. Н. Леонтьева, В. П. Зинчен-ко и др.
Действие этого принципа указывает на выявление и понимание студентами на каждом этапе образовательного процесса (в нашем исследовании - это учебная практика) личностного смысла приобретаемых специальных профессиональных компетенций. Осознание личностно-значимого смысла переводит во внутренний план, интерио-ризирует профессиональный и социальный контексты будущей трудовой деятельности.
Как отмечает И. В. Сосновская, если знание приобретает личностный смысл, оно становится живым, значимым, оно может расти и способствует духовному развитию, оно принципиально открыто, не завершено, может концентрировать в себе культурные завоевания предшествующих столетий и транслировать культурную информацию в будущее, жить в пространстве и времени. Признаком личностно значимого знания является целостность, то есть «единство мироощущения, мировоззрения, интуиции, мирочувствова-ния» [7, с. 8].
Реализация этого принципа придает еще недавним абитуриентам понимание и осознание полезности знания, его пригодности, значимости и ценности для будущей профессии.
В заключение обзора принципов модели формирования специальных профессиональных компетенций следует отметить, что все они рассматриваются через призму специальной деятельности бакалавров как будущих специалистов в области информационно-коммуникационных и музыкально-компьютерных технологий.
Литература
1. Глазырина Е. Ю., Нежинская Т. А. Музыкально-компьютерные технологии в вузе: моногр. - М.: Ин-т художеств. образования и культурологии Рос. акад. образования, 2015. - 302 с.
2. Глазырина Е. Ю. Теоретико-методическое обоснование применения интерактивных технологий в музыкально-художественном образовании // Интерактив в современном музыкально-художественном образовании: кол. моногр. - Екатеринбург: Екатеринбург. акад. соврем. искусства, 2014. - С. 6-47.
3. Метаева В. А. Методологические и методические основы рефлексии: учеб. пособие. - Екатеринбург: Рос. гос. проф.-пед. ун-т, 2006. - 99 с.
4. Нежинская Т. А. Особенности организации учебной практики студентов в условиях компетентностного подхода // Дискуссия: ежемесяч. науч. журн. - 2014. - № 3 (44). - С. 99-103.
5. Нежинская Т. А. Формирование специальных профессиональных компетенций студентов-бакалавров в области музыкально-компьютерной деятельности с позиции теории и технологии контекстного обучения [Электронный ресурс] // Педагогика искусства: сетевой электрон. науч. журн. - 2014. - № 2. - URL: http://www. art-education.ru/AE-magazine/archive/nomer-2-2014/nezhinskaya.
6. Образовательные стратегии и технологии обучения при реализации компетентностного подхода в педагогическом образовании с учетом гуманитарных технологий: методические рекоменд. / авт.: Б. В. Авво, А. А. Ахаян, Е. С. Заир-Бек, В. А. Комаров, Н. В. Гороховатская, Т. Г. Феофилова, Н. М. Федорова, Н. Ю. Сосунова. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. - 108 с.
7. Сосновская И. В. Живая методика. Литературное развитие пятиклассников. - Иркутск: Изд-во Иркут. гос. пед. ун-та, 2002. - 160 с.
8. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100.62 «Педагогическое образование» (квалификация (степень) «бакалавр»), приложение к Приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 января 2011 года № 46 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100.62 «Педагогическое образование» (квалификация (степень) «бакалавр»).
References
1. Glazyrina E.Yu., Nezhinskaya T.A. Muzykal'no-komp'yuternye tekhnologii v vuze [Musical and computer technology in university]. Moscow, Institute of Art Education and Cultural Studies of the Russian Academy of Education Publ., 2015. 302 p. (In Russ.).
2. Glazyrina E.Yu. Teoretiko-metodicheskoe obosnovanie primeneniya interaktivnykh tekhnologiy v muzykal'no-khu-dozhestvennom obrazovanii [Theoretical and methodological rationale for the use of interactive technologies in music and art education]. Interaktiv v sovremennom muzykal'no-khudozhestvennom obrazovanii: kollektivnaya mono-grafiya [Interactive in contemporary music and art education: a collective monograph]. Ekaterinburg, Ekaterinburg Academy of Contemporary Art Publ., 2014, pp. 6-47. (In Russ.).
3. Metaeva V.A. Metodologicheskie i metodicheskie osnovy refleksii [Methodological and methodical bases of reflection]. Ekaterinburg, Russian State Vocational Pedagogical University Publ., 2006. 99 p. (In Russ.).
4. Nezhinskaya T.A. Osobennosti organizatsii uchebnoy praktiki studentov v usloviyakh kompetentnostnogo podkhoda [Features of the organization of students' educational practice in a competence-based approach]. Dis-kussiya: Ezhemesyachnyy nauchnyy zhurnal [Discussion: Monthly scientific journal], 2014, no. 3 (44), pp. 99-103. (In Russ.).
5. Nezhinskaya T.A. Formirovanie spetsial'nykh professional'nykh kompetentsiy studentov-bakalavrov v oblasti muzykal'no-komp'yuternoy deyatel'nosti s pozitsii teorii i tekhnologii kontekstnogo obucheniya [Formation of special professional competencies of bachelor students in the field of music and computer activities from the position of theory and technology of contextual learning]. Pedagogika iskusstva: setevoy elektronnyy nauchnyy zhurnal [Pedagogy of Art: online electronic scientific journal], 2014, no. 2. (In Russ.). Available at: http://www. art-education. ru/AE-magazine/archive/nomer-2-2014/nezhinskaya (accessed 26.01.2018).
6. Avvo B.V., Akhayan A.A., Zair-Bek E.S., Komarov V.A., Gorokhovatskaya N.V., Feofilova T.G., Fedorova N.M., Sosunova N.Yu. Obrazovatel'nye strategii i tekhnologii obucheniya pri realizatsii kompetentnostnogo podkhoda v pedagogicheskom obrazovanii s uchetom gumanitarnykh tekhnologiy: metodicheskie rekomendatsii [Educational strategies and teaching technologies in the implementation of the competence approach in pedagogical education, taking into account humanitarian technologies]. St. Petersburg, Izd-vo RGPU im. A.I. Gertsena Publ., 2008. 108 p. (In Russ.).
7. Sosnovskaya I.V. Zhivaya metodika. Literaturnoe razvitie pyatiklassnikov [Living technique. Literary development of fifth-graders]. Irkutsk, Irkutsk State Pedagogical University Publ., 2002. 160 p. (In Russ.).
8. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart vysshego professiona'nogo obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 050100.62 Pedagogicheskoe obrazovanie (kvalifikatsiya (stepen') "bakalavr"), prilozhenie k Prikazu Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossiyskoy Federatsii ot 17 yanvarya 2011 № 46 "Ob utverzhdenii i vvedenii v deystvie Federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego professional'nogo obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 050100.62 Pedagogicheskoe obrazovanie (kvalifikatsiya (stepen') "bakalavr") [Federal state educational standard of higher professional education in the field ofpreparation 050100.62 Pedagogical education (qualification (degree) "Bachelor"), annex to the Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of January 17, 2011 № 46 "On approval and enactment of the Federal State Educational standard of higher professional education in the field of preparation 050100.62 Pedagogical education (qualification (degree) "bachelor")]. (In Russ.).
378.011.33:[78.02:004]:378.147.888
ОБОСНОВАНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ
КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ-БАКАЛАВРОВ И РОЛЬ ВУЗОВСКОЙ ПРАКТИКИ В ИХ ФОРМИРОВАНИИ
Нежинская Татьяна Альбертовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры музыкально-компьютерных технологий, кино и телевидения, Институт гуманитарного и социально-экономического образования, Российский государственный профессионально-педагогический университет (г. Екатеринбург, РФ). E-mail: [email protected]