Философские науки
УДК 378
Каплина Светлана Евгеньевна Svetlana Kaplina
Серебренникова Оксана Леонидовна Oksana Serebrennikova
РОЛЬ АУТЕНТИЧНОЙ АНГЛОЯЗЫЧНОЙ ПЕСЕННОЙ МУЗЫКИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОМ РАЗВИТИИ СТУДЕНТОВ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
THE ROLE OF ENGLISH MUSIC IN THE PROCESS OF PROFESSIONAL AND PERSONAL STUDENTS' DEVELOPMENT
Рассматривается роль аутентичной англоязычной песенной музыки в процессе профессионально-личностного развития студентов. Определены особенности профессионально-личностного развития студентов и возможности использования англоязычной аутентичной песенной музыки в процессе их обучения
Ключевые слова: профессионально-личностное развитие, англоязычная аутентичная песенная музыка, обучение иностранному языку
The role of English music in the process of professional and personal students' devel-opment is described in the article. The peculiarities of professional and personal stu-dents' development and potential of original English songs are stated by the authors
Key words: professional and personal students' development, original English songs, teaching foreign languages
Общество на современном этапе переживает процесс социальной трансформации, переход от индустриального к информационному обществу, превращая образование в важнейшую социальную ценность, ориентированную на развитие личности человека. Одной из его функций становится создание условий для раскрытия природного потенциала человека, его активности в приобретении знаний и непрерывности профессионального совершенствования.
В соответствии с идеями гуманизации образование может быть представлено в единстве двух аспектов. Во-первых, это социальный аспект, выражающийся в том,
что образование выполняет ряд социальных функций, например, готовит специалистов для рынка труда. Во-вторых, культурно-антропологический аспект, который выражается в том, что образование формирует личность, исходя из определенных культурных ценностей, удовлетворяет потребности личности в саморазвитии, самопознании, познании окружающего мира [3; С. 30]. Следовательно, подготовка квалифицированных кадров должна быть ориентирована на непрерывное социально-нравственное и профессиональное образование личности. Данная ориентация требует учета следующих характеристик студенчества как социальной категории: потребность в
личностном и профессиональном самоопределении, познавательная потребность и ярко выраженная эмоционально-мотива-ционная сфера.
Очевидно, необходимо признать тот факт, что именно изучение гуманитарных дисциплин должно обеспечивать как освоение определенной области знаний, так и формирование личностных и творческих характеристик специалиста, лежащих в основе профессионально-личностного развития студентов. Кроме того, как отмечают исследователи, почти все главные цели высшего образования достигаются в значительной степени за счет общегуманитарной составляющей профессиональной образовательной программы, которая не является изолированным фрагментом образовательного процесса, ее функционирование является обязательным условием реализации полноценного учебного процесса. По мнению ученых, предметы гуманитарного направления в определенной степени влияют как на формирование личности как специалиста, так и, в не меньшей степени, профессионала [12; С. 144].
Специфика гуманитарного познания определяется тем, что:
— гуманитарное познание существенно зависит от социокультурных факторов;
— широко применяет интерпретационные методы исследования;
— имеет диалогичный и аксиологический характер [8; С. 48].
Гуманитарная составляющая социально-гуманитарного знания представлена циклом мировоззренческих дисциплин, направленных на изучение истории и теории человека как особого духовного существа, на воспитание личности. Однако преподавание этих дисциплин сводится, как правило, к изложению и обсуждению теоретических проблем, например: философия культуры, культурные традиции, культурная антропология и т.д. Искусство рассматривается как социальный и культурологический феномен. Сами же произведения искусства не используются сколько-нибудь интенсивно [13; С. 55].
Решить данную проблему возможно
путем интегрирования произведений искусства в педагогический процесс в качестве предметного содержания определенных учебных дисциплин. По нашему мнению, одной из таких дисциплин может стать иностранный язык.
После вхождения России в мировое сообщество и падения «железного занавеса» иностранный язык стал средством и условием международного сотрудничества. Изучение иностранного языка позволяет будущим специалистам раздвинуть границы мировосприятия, накладываемые родным языком, развивает гибкость мышления, творческий стиль мышления, позволяет достичь гармоничного сочетания профессиональных знаний с миром человеческих ценностей. Поэтому «стоимость» специалистов, владеющих иностранными языками, значительно возрастает [5; С. 175].
Более того, как заметил Е.И. Пассов, иностранный язык является «прекрасным тренажером для развития способностей». Иностранный язык развивает способность воспроизведения и дифференциации на слух, зрительное восприятие, оперативную память, способность к имитации, обобщению, трансформации, т.е. способности, которые направлены на развитие речевого механизма и интеллекта человека в целом. Изучая иностранный язык, человек осваивает не только язык; за этим стоит и культура, и развитие, и воспитание [10; С. 7].
Новые условия жизни, социокультурный характер протекающих процессов определяют новые социальные потребности и радикально изменяют задачи подготовки будущих специалистов. В рамках акмелин-гвистического подхода (И.В. Леушина) основными профессионально-личностными факторами развития человека выступают язык и культура, поэтому есть основание вести речь о культурно-языковой подготовке будущих специалистов.
Согласно утверждению И.А. Зимней, иностранный язык по своей природе беспредметен. Наполнить содержанием дисциплину «Иностранный язык» может любая сфера человеческого знания. Все будет зависеть от того, какую при этом цель ставит
педагог. В нашем случае таким содержанием становится аутентичная англоязычная песенная музыка.
Музыка занимает особое место как в искусстве, так и в системе общего образования благодаря ее непосредственному комплексному воздействию на человека. Многовековой опыт и специальные исследования показали, что музыка влияет и на психику, и на физиологию человека, что она может оказывать успокаивающее и возбуждающее воздействие, вызывать положительные и отрицательные эмоции. Так, согласно Платону, музыкальный ритм и гармония особенно внедряются в душу, сильно трогая ее, делают благопристойную. Таким образом, человек, воспитанный надлежащим образом музыкой, воспринимает прекрасное в душу и, питаясь им, становится честнее, добрее. Другой древний ученый Аристотель утверждал, что музыка оказывает воздействие на этическую сторону души, поскольку ритм и мелодия, близкие к реальной действительности, способны передать гнев, кротость, мужество и другие нравственные качества. Воспитатель должен учитывать эти возможности искусства, воздействовать на нравственность.
Современные ученые говорят о том, что, будучи по своей сущностной природе явлением идеальным, а в онтологической данности отражением подлинности чувств и сокровенности бытия, музыка обладает огромным педагогическим потенциалом воздействия на духовность человека. Ее воспитательная миссия заключается в призыве к добру и справедливости, в прозрении более совершенного мира. Посредством музыки происходит формирование сильной, творческой, жизнеспособной личности, она «позволяет полнее ощутить ценность жизни, почувствовать ее пульс, течение: она облагораживает внутренний мир личности и делает его подлинным «аристократом духа» [1]. По мнению Конфуция, музыка придает личности цельность и гармоничность, она есть средство воспитания характера «благородного мужа», отличительной чертой которого являлась высокая духовность [11].
С другой стороны, музыка — это то, что несет красоту. Музыка — это своеобразное соприкосновение идеального и реального, то, что позволяет глубже осознавать пути утверждения духовности и пробуждать обеспокоенность нравственными проблемами. По утверждению Г.В.Ф. Гегеля, чувственные образы и звуки выступают в искусстве не только ради себя и своего непосредственного выявления, а с тем, чтобы в этой форме удовлетворить высшие духовные интересы, так как они обладают способностью пробудить и затронуть все глубины сознания и вызвать их отклик в душе [2]. В процессе общения с искусством И. Кант видел важный момент — превышение человеком собственных возможностей. Он обращал внимание на стимулирование произведением искусства духовного роста личности, возникающего в результате полноценного восприятия музыкального произведения и проникновения в его суть. Необходимо заметить, что музыкальная способность, в целом прямо и непосредственно связанная с разумом — «законодателем нравственности» (И. Кант), помогает возвысить человека и раскрыть его духовную сущность. Смысл, порождаемый музыкой, заключается не в том, чтобы без конца удовлетворять свои эмпирические желания, а в том, чтобы раскрывать свои потенции и притом, по возможности, разносторонним образом [7].
Влияние музыкальных произведений на полноценное развитие личности рассматривалось многими педагогами прошлых столетий. Так, по выражению Я.А. Коменского, «музыкальное воспитание есть действенное средство формирования духовности растущей личности». Необходимость приобщения к национальной музыке отмечалась им в «Материнской школе» и предлагалось обязательное включение музыки в программу всех четырех ступеней обучения.
Важнейшим критерием формирования личностного сознания является нравственно-воспитательное воздействие музыки. Ее влияние на развитие эмоционально-нравственной отзывчивости отмечается таки-
ми учеными, как Л.А. Безбородова, Ш.Л. Монтескье, М.С. Осеннева, Д. Юм и др. Это важное социальное качество личности, определяющее ее альтруистический, гуманный облик. Духовная отзывчивость позволяет сопереживать состояние человека или другого живого существа, откликаться сочувствием, состраданием, жалостью, нежностью, а также радоваться за другого. Музыкальное искусство в силу своей природы позволяет познать, эмоционально пережить явления окружающего мира в их диалектической взаимосвязи. Гармония и красота в музыке раскрываются, в первую очередь, через движение, вечное движение через самоотрицание, через поразительную слитность чувств и мыслей в их временной диалектике. Музыкальное искусство является неотъемлемым фактором познания истины, добра и красоты, воспитания диалектического мышления.
Из сказанного можно сделать вывод о том, что структура воздействия музыки на личностное развитие человека иерархична и осуществляется на четырех уровнях: эмоциональной синхронизации, смыслового погружения, духовной объективации и де-ятельностной объективации.
Отличительная особенность первого уровня — ярко выраженный психофизиологический характер воздействия, в результате чего весь человеческий организм приходит в движение, возникают эмоции, чувства, изменяется настроение. Суть смыслового погружения состоит в том, что музыка не диктует конкретных поступков, но от нее во многом зависит, какие силы она придаст жизни, что высвободит, а что оттеснит в глубь сознания. «Искусство есть, скорее, перенесение нашего поведения на будущее, установка вперед, требование, которое, может быть, никогда не будет осуществлено, но которое заставляет нас стремиться поверх нашей жизни к тому, что лежит за ней». Поэтому искусство — это своеобразная отсроченная реакция, так как между его действием и его исполнением лежит более или менее продолжительный промежуток времени [7].
Исходя из того, что музыка и ее содер-
жание выступают стимулом для изъявления чувств, своеобразным эмоциональным фоном жизнедеятельности, можно говорить о ее духовной объективации. Музыка превращается в сознании слушателя в предмет духовной деятельности, происходит переход духовного содержания музыкального произведения в объект воспитания. Гуманистическая направленность и универсальность образовательно-воспитательного воздействия музыки используются и в целях формирования социально определенного типа личности.
Нравственное и социальное развитие личности находится в постоянной динамической взаимосвязи. В ее контексте социальная определенность личности обусловлена нравственными, духовными ценностями, своеобразием способов формирования человека. В.А. Сухомлинский отмечал, что «музыка открывает людям глаза на красоту природы, нравственных отношений, труда. Благодаря музыке, в человеке пробуждается представление о возвышенном, величественном, прекрасном не только в окружающем мире, но и в самом себе». Следовательно, в личностном развитии нравственность выступает своеобразным «мостиком», через который свойства социальной макросреды трансформируются в микросреду, а затем — в индивидуальные качества личности, определяют ее социальное своеобразие.
По словам А.Н. Сохора, в силу своей «всепроникаемой» коммуникативности, музыка является самым массовым искусством и оказывается связанной с традиционными проявлениями культуры, а значит, обладает как национальными отличиями, так и универсальными свойствами. Таким образом, «как место и роль музыки в культуре общества определяются в первую очередь свойствами самой музыки как вида искусства, общественного явления. Но сами эти свойства сложились под определяющим воздействием потребности общества и проявляются они по-разному, в зависимости от условий социального функционирования».
Другими словами, музыка — это знание и представление человека о самом себе, это
путь к себе и открытие себя в себе. Она означает непрерывный процесс самосозидания и самотворчества. Обращение к ней предоставляет исключительные возможности для «расширения» сознания, «обогащения смысла общения»; она создает предпосылки для осознания процесса рефлексии над собственными душевными и духовными потенциями [7].
Мы полностью разделяем точку зрения современных ученых (М.В. Галкина, М.Г. Иванова, В.М. Кондратьева, Л.И. Уколова и др.), которые справедливо заметили, что социальный заказ общества предполагает успешную роль личности, ориентированной не только на обширные знания и умения в области профессиональной деятельности, но и активно участвующей в культурной жизни общества. Действительно, существование в современном мультикультурном, глобально информационном обществе невозможно без знания культурно-нравственных аспектов отдельных социумов и мира в целом. Культурно-нравственные идеалы и традиции народов заложены в их искусстве и, прежде всего, в аутентичной песенной музыке, как самой древней форме музыкального развития человека.
Песня, как один из жанров музыкального творчества, содержит в себе некий вербальный текст, способный точно и образно отразить различные стороны социальной жизни народа, а также воздействовать на интеллект, эмоции, память и т.п. Аутентичные песни — это песни, взятые из оригинальных источников, которые характеризуются естественностью лексического наполнения и грамматических форм, ситуативной адекватностью используемых языковых средств, иллюстрируют случаи аутентичного словоупотребления и которые, хотя и не предназначены специально для учебных целей, но могут быть использованы в учебном процессе.
На необходимость использования аутентичных материалов в учебно-воспитательном процессе указывали в своей работе «Критерии содержательной аутентичности учебного текста» Е.В. Носонович и О.П. Мильруд. По их мнению, именно матери-
алы, взятые из оригинальных источников и не предназначенные для учебных целей, являются образцом современного языка и создают иллюзию участия в повседневной жизни страны, что служит дополнительным стимулом для повышения мотивации обучающихся [9].
Таким образом, анализ работ отечественных и зарубежных ученых показал, что проблема использования музыки при обучении иностранным языкам не является принципиально новой для лингводи-дактики. Известна методика интенсивного обучения Г.А. Китайгородской; песенный курс для учащихся 5-6 классов В.Ф. Аи-това; методика совершенствования устной речи студентов старших курсов с использованием музыкальной наглядности Г.Ф. Орловой; методика использования разножанровой молодежной музыки в обучении монологической речи учащихся-подростков И.А. Андреевой; музыка и преподавание языка В.В. Лижанской; совершенствование английской разговорной речи на основе аутентичных песенных произведений А.А. Иванова. Однако проблема использования аутентичной англоязычной песенной музыки как средства профессионально-личностного развития студентов осталась за рамками предпринятых исследований.
В связи со сказанным, мы остановили свой выбор на применении аутентичной англоязычной песенной музыки в качестве одного из дидактических средств обучения студентов иностранному языку в высшей школе с целью профессионально-личностного развития студентов по ряду причин.
Одна из причин необходимости включения аутентичной англоязычной песенной музыки в образовательный процесс обусловлена ее информационной насыщенностью. Аутентичная англоязычная песенная музыка отражает различные стороны социальной жизни народа, несет в себе информацию о фонетических, лексических и грамматических особенностях англоязычной речи, открывает доступ к культурному наследию страны изучаемого языка.
Во-вторых, любая песенная музыка по своей природе эмоциональна. Эмоции
заставляют нас двигаться, поддерживают и направляют нашу деятельность. В связи с этим уместно высказывание К.Э. Изард, который говорит о том, что влияние эмоции постоянно, оно проявляется в трансформации когнитивных процессов или даже в конкретных действиях [4; С. 83]. Только деятельность, поддерживаемая эмоциями, способна протекать успешнее, поэтому необходимо включать в структуру урока такие оригинальные дидактические средства, как аутентичная англоязычная песенная музыка. Создав положительный эмоциональный настрой, активизируя различные эмоции, мы мотивируем студентов к постоянному профессионально-личностному развитию, делая и процесс, и результат значимыми для самого субъекта.
В-третьих, англоязычная песенная музыка — это форма развития слухо-про-износительных навыков в процессе обучения иностранному языку, а это и есть не что иное, как наше аудирование. Аудирование дает возможность овладевать звуковой стороной изучаемого языка, его фонемным составом и интонацией: ритмом, ударением, мелодикой. Через аудирование мы усваиваем лексический состав языка и его грамматическую структуру. Одновременно аудирование облегчает овладение говорением, чтением и письмом. Установлено, что в современном обществе люди слушают 45 % времени, говорят — 30 %, читают — 16 %, пишут — 9 %. По мнению ученых, эти цифры могут корректироваться в зависимости от конкретных условий использования языка в процессе той или иной деятельности, но в любом случае аудирование остается
безусловным лидером среди других видов речевой деятельности [6]. Кроме того, умение понимать иностранную речь на слух является не только важным коммуникативным, но и профессионально-значимым умением для студентов, особенно если речь идет о студентах языковых педагогических вузов. Учителю иностранного языка приходится воспринимать информацию на иностранном языке при подготовке к занятиям, а также при оценивании высказываний студентов в процессе учебных занятий.
Перечисленные функции аутентичной англоязычной песенной музыки в своей совокупности направлены на профессионально-личностное развитие студентов при обучении иностранному языку.
Под профессионально-личностным развитием студента средствами аутентичной англоязычной песенной музыки мы будем понимать процесс становления личности студента как субъекта сознательной преобразующей деятельности, направленной на личностную и профессиональную самореализацию человека, способного усваивать культурно-нравственные аспекты, заложенные в профессионально-личност-но-формирующем потенциале аутентичной англоязычной песенной музыки, присущие как отдельным группам, так и современному мультикультурному обществу в целом.
Результатом этого процесса станет появление мотивов и потребностей, способствующих развитию комплекса компетенций, необходимых личности для сознательной и успешной личностно-про-фессиональной преобразующей деятельности.
Литература
1. Бахтизина Д.И., Канапацкий А.Я. Истинность музыки: философско-онтологический аспект: монография. - Уфа: РИО БашГУ, 2005. - 101 с.
2. Гегель Г.В.Ф. Эстетика: в 4-х т. Т. 1. - М.: Искусство, 1968. - 520 с.
3. Гринько Е.В. Гуманитаризация высшего технического образования средствами иностранного языка: дис. ... канд. пед. наук. - М., 2007. - 196 с.
4. Изард К.Э. Эмоции человека. - М.: МГУ, 1980. - 135 с.
5. Каплина С.Е. Профессиональная мобильность личности - залог качества подготовки будущих инженеров: научное издание. - Чита: ЧитГУ, 2008. - 350 с.
6. Клобукова Л.П., Михалкина И.В. Проблемы обучения аудированию в зеркале реальной коммуникации. — М., 2001. — 126 с.
7. Крымгужина З.З. Роль музыки в воспитании духовности современного школьника [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http: // festival.1September.ru.
8. Кузнецова Н.В. Социально-профессиональное самоопределение обучающихся в процессе изучения социально-гуманитарных дисциплин: дис. ... канд. пед. наук. — Екатеринбург, 2003. — 171 с.
9. Носонович Е.В., Мильруд Г.П. Параметры аутентичного учебного текста // Иностранные языки в школе . - 1999. - № 1-2. - С. 6-12.
10. Пассов Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению. — М.: Просвещение, 1989. — 276 с.
11. Переломов Л.С. Конфуций: жизнь, учение, судьба. — М.: Наука, 1993. — 268 с.
12. Петрунева Р.М. Гуманитаризация образования: модель гуманитарно-ориентированного специалиста. — Волгоград: ВолгГТУ, 1998. — 113 с.
13. Фрайфельд Е.Б. Художественный фильм как средство профессионально-личностного развития студентов при изучении иностранного языка в высшей школе: дис. ... канд. пед. наук. — Н. Новгород, 2006. - 257 с.
Коротко об авторах_Briefly about the authors
Каплина С.Е., д-р пед. наук, доцент, зав. кафед- S. Kaplina, doctor of pedagogical sciences, assistant
рой иностранных языков, Забайкальский государс- professor, head of foreign lan-guages department,
твенный университет (ЗабГУ) Zabaikalsky State University [email protected]
Научные интересы: методика преподавания иностранного языка, профессиональная мобильность, профессиональная культура, философия культуры
Серебренникова О.Л., аспирантка, Забайкальский государственный университет (ЗабГУ) [email protected]
Scientific interests: methodics of teaching foreign languages, professional mobility, professional culture, philosophy of culture
O. Serebrennikova, postgraduate student, Zabaikalsky State University
Научные интересы: methodics of teaching foreign languages, foreign music, original music, original English song, auding
Scientific interests: methodics of teaching foreign languages, foreign music, original music, original English song, auding