1УДК 371 ББК 74.204
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ МЕТОДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ
Н. Е. Сорокина
Аннотация. В статье приводятся примеры решения задач муниципальной методической службы, вследствие решения, что информационно-методическое сопровождение будет эффективным только тогда, когда будет строиться по определенным этапам: диагностика, информирование, организация и обучение. Благодаря организации работы с молодыми педагогами, функционированию школьных и районных методических объединений, сотрудничеству с высшим учебным заведением, анализу участия педагогов в профессиональных конкурсах, организации дополнительных учебных программ для обучения педагогов достигается рост эффективности деятельности муниципальной методической службы. На основании всего изложенного в статье делается следующий вывод: информационно-методическое сопровождение педагогических работников является значимым элементом управления развитием инноваций, повышает эффективность каждой образовательной организации и - благодаря этому - муниципальной системы образования в целом.
Ключевые слова: муниципальная методическая служба, образовательные организации, педагогические работники, методическое сопровождение, коллектив, инновационная деятельность.
MAIN ACTIVITIES OF MUNICIPAL METHODICAL SERVICE N. E. Sorokina
Abstract. The article provides examples of the solution of tasks of municipal methodical service, the investigation of the decision that information and methodical support will be effective only when it is worked out at certain stages: diagnostics, informing, organization and training. Thanks to the organization of work with young teachers, functioning of school and regional methodical associations, cooperation with a higher educational institution, the analysis of teachers' participation in professional competitions, organization of additional training programs for teachers, the efficiency of activity of municipal methodical service is improved. On the basis of above stated, the following conclusion is drawn - information and methodical support of pedagogical workers is a significant element of management of development of innovations, increases efficiency of each educational organization as well as municipal education system in general.
Keywords: municipal methodical service, educational organizations, pedagogical workers, methodical support, personnel, innovative activity.
В условиях обновления содержания образования возросла потребность в педагоге, способном модернизировать содержание своей деятельности посредством критического, творческого ее освоения и применения достижений науки и передового педагогического опыта. В связи с этим изменяются и функции информационно-методического сопровождения, обеспечивающего деятельность педагога.
Парадоксально, но педагоги являются именно тем контингентом, который с большим трудом перестраивается и откликается на что-то новое. Бесспорно, педагогический консерватизм имеет свои объяснимые корни, однако именно он запу-
скает процесс стагнации и тормозит многие перспективные изменения. По словам профессора К. М. Ушакова, главного редактора журнала «Директор школы», «учителя часто не испытывают профессионального интереса к другим коллегам, искренне полагая, что, за редким исключением, они ничему научиться и узнать у них не могут» [1]. Именно в таких условиях особенно возрастает необходимость повышения эффективности информационно-методического сопровождения. В парадигме глобального обновления российского образования методической деятельности должна отводиться особая роль, именно методист, на сегодняшний день, должен стать тем стратегом,
который обозначит наиболее эффективные виды и формы деятельности. Эффективность методического сопровождения, по нашему мнению, должна измеряться несколькими критериями, а именно наличием адресного запроса на сопровождение и максимальной эффективностью временных затрат, так как высокая загруженность современного педагога не вызывает сомнения.
Перед муниципальной методической службой стояла непростая задача - совершенствование системы повышения квалификации, стимулирование и поддержка педагогических работников образовательных организаций, повышение престижа образовательного учреждения через рост квалификации педагогических работников, работа с молодыми педагогами.
Деятельность муниципальной методической службы строится в соответствии с Уставом, в котором определены основные задачи:
• информационное и научно-методическое обеспечение деятельности образовательных организаций района;
• координация методической работы в образовательных организациях района;
• методическое сопровождение инновационной деятельности образовательных организаций, руководящих и педагогических работников;
• содействие внедрению в образовательную деятельность современных технологий, в том числе информационных;
• организационно-методическое и информационное сопровождение подготовки и проведения районных и городских педагогических чтений, конференций, выставок, конкурсов;
• организационно-методическое и информационное сопровождение подготовки и проведения школьных и районных предметных олимпиад, интеллектуальных конкурсов, открытой защиты исследовательских проектов школьников;
• обобщение и распространение в районе передового педагогического опыта;
• организационно-методическое, технологическое и информационное сопровождение процедур по оценке качества образования, в том числе государственной (итоговой) аттестации выпускников образовательных организаций района.
В образовательных организациях района работают 130 молодых специалистов. В каждой образовательной организации существует система работы с молодыми педагогами, созданы
необходимые условия для оказания всесторонней поддержки молодым специалистам:
• разработана и реализуется Программа сопровождения адаптации молодых специалистов к профессиональной деятельности;
• проводятся методические консультации с учителями-стажистами, закреплены наставники;
• организован постоянно действующий мастер-класс для молодых педагогов начального общего образования;
• молодые педагоги дошкольных образовательных организаций (ДОО) прошли курс городской Школы молодого воспитателя;
• молодые специалисты активно привлекаются к подготовке и участию обучающихся в интеллектуальных, познавательных, творческих конкурсных мероприятиях;
• все молодые специалисты образовательных организаций (ОО) прошли обучение в районной «Школе молодого специалиста»; активно посещают семинары районного и городского уровня (Центр «Диалог»);
• в ряде ОО обеспечена материальная поддержка (ежемесячные 20-процентные выплаты из стимулирующего фонда), всеми молодыми специалистами получены единовременные выплаты, кроме того, инициативы и результаты деятельности молодых специалистов активно поощряются из стимулирующих фондов школ.
Организация работы с молодыми специалистами позволила начинающим педагогам выстраивать индивидуальные траектории развития ученика на основе планируемых результатов освоения образовательных программ, эффективно применять элементы современных образовательных технологий, использовать имеющиеся в ОО условия и ресурсы, собственный методический потенциал для выполнения программ и эффективного применения технологий в условиях введения ФГОС. Анализ работы с молодыми педагогами показывает, что для повышения эффективности деятельности молодежи, для комфортного вхождения в профессию необходима организация постоянно действующей «Школы молодого специалиста», которая работала бы весь учебный год и могла включать все виды деятельности, как образовательную, так и воспитательную. Опытом годичной Школы район не обладает и планирует реализовать эту идею в следующем учебном году.
Особого внимания заслуживает деятельность районных и школьных методических объединений. Именно через их деятельность должно осуществляется развитие кадрового потенциала педагога. Методическая работа обеспечивает профессиональное развитие педагога и всесторонний профессионально-личностный рост. Следует признать, что многие методические объединения работают «по старинке», эффективность их деятельности не всегда высока, хотя современное педагогическое сообщество должно существовать как инновационная инфраструктура. Именно поэтому перед Информационно-методическим центром стояла непростая задача - активизировать работу районных методических объединений и выйти на школьные методические объединения. Методическим советом района было принято решение, что информационно-методическое сопровождение будет эффективным только тогда, когда будет строиться по определенным этапам: диагностика, информирование, организация и обучение. Анализ существующих потребностей подтвердил, что педагоги района нуждаются в организации практических курсов, решающих проблемы современной деятельности педагога. В качестве примера можно привести работу районного методического объединения (РМО) учителей информатики. Диагностика показала, что участие в конкурсах педагогического мастерства всех уровней требует от педагога наличия персонального сайта (блога), кроме того, общение с детьми значительно упрощается, если учитель работает со своим сайтом, а родители не препятствуют такому общению, так как не относят сайт педагога к социальным сетям. Но как создать этот сайт, если ты филолог или учитель начальных классов? Для педагогов района была организована специальная программа, направленная на повышение профессионального уровня. «Технология моделирования личного сайта (блога) педагога» в объеме 24 часов. По программе было обучено 27 педагогов, каждый участник смог создать свой персональный сайт. Слушатели программы приняли участие в городском конкурсе сайтов. Одна из выпускниц программы заняла второе место в городском конкурсе.
Вопрос формирования инновационной деятельности педагога как важнейшей составляющей нового педагогического профессионализма заставляет расширять горизонты деятельности, привлекать социальных партнеров,
так как открытость - это залог качества образования. Педагоги района активно приняли участие в конкурсах, организованных совместно с Гуманитарным университетом.
Активно развивается сотрудничество МБУ ИМЦ с АНО ВО «Гуманитарный университет». Заместителем директора МБУ ИМЦ совместно с преподавателями «Гуманитарного университета» проведены конкурсы и конференции для обучающихся района и города. В городском конкурсе компьютерных технологий «Юный дизайнер» приняли участие 44 школьника города Екатеринбурга. Победители и призеры награждены дипломами АНО ВО «Гуманитарный университет». Ежегодно обучающиеся района принимают участие во Всероссийской студенческой конференции «Информационные технологии в современном мире», проводимой на базе «Гуманитарного университета». В конференции 2016 г. обучающийся 4-го класса занял 1-е место [2], опередив студентов и старших школьников, победу в номинации одержала ученица 11-го класса [3]. Работы победителей изданы в сборнике материалов конференции. С целью развития социального взаимодействия с АНО ВО «Гуманитарный университет» планируется организация дополнительной программы повышения квалификации для заместителей руководителей ОО «Проектная деятельность в образовательных организациях» в объеме 72 часов.
Наблюдается рост количества педагогов, принимавших участие в профессиональных конкурсах разного уровня.
Анализ участия педагогов образовательных учреждений в профессиональных конкурсах позволяет говорить о наметившейся тенденции: учителя осознали необходимость такого направления деятельности, как представление профессионального опыта и в форме публикаций, и в форме участия в профессиональных конкурсах.
Основными результатами работы в направлении активизации педагогического коллектива на представление профессионального опыта являются: актуализация профессиональной рефлексии педагогов, рост уверенности педагогов в практической значимости своего педагогического опыта, преодоление (пусть пока частичное) профессиональной инертности педагогов.
Основная проблема заключается в том, что инертная часть коллективов (особенно педаго-ги-стажисты, имеющие огромный опыт) по раз-
личным причинам продолжает избегать участия в конкурсах. Также участие в профессиональных конкурсах осуществляется, как правило, по тем направлениям, которые уже реализуются учителем, коллективом ОО. Успех в конкурсе (иногда просто участие, которое сопровождается получением новой информации, систематизацией собственных наработок и т. д.) стимулирует развитие деятельности в данном направлении.
Кроме того, можно проследить положительную динамику - чем активнее работает районное методическое объединение, тем результативнее участие педагогов в профессиональных конкурсах. Высокий процент участия в конкурсах IT-направленности: Конкурс сайтов, «Современный урок с использованием ИКТ», Областной конкурс методических разработок «Современный урок информатики в условиях введения ФГОС ОО». Результаты этих конкурсов показывают, что качественное информационно-методическое сопровождение педагогов напрямую связано с повышением эффективности персонального результата педагогических работников и образовательной организации в целом.
Таким образом, главными задачами методического сопровождения остается поиск индивидуального подхода к каждому педагогу, организация методической помощи педагогам в подготовке конкурсных материалов, публикаций; поиск дополнительных возможностей стимулирования активных педагогов. Благодаря этому педагогические работники образовательных организаций являются активными членами педагогических сообществ, размещают методические материалы на сайтах «Сеть творческих учителей», «Педсовет.огд», Фестиваль педагогических идей «Открытый урок», «Прошколу.ги», «nachalka. com», «festival.1september.ru», «Interneturok.ru».
В перспективе - стабильное участие учителей в профессиональных конкурсах, наличие ежегодных публикаций педагогами своего профессионального опыта.
Что же изменилось в карьере педагогов -
победителей профессиональных конкурсов?
Участие в профессиональных конкурсах способствует сплочению коллектива, так как работа идет в творческой группе, публичное представление опыта своей профессиональной деятельности формирует мотивацию для дальнейшего профессионального развития.
Таким образом, информационно-методическое сопровождение педагогических работников является значимым элементом управления развитием инноваций, повышает эффективность каждой образовательной организации и муниципальной системы образования в целом.
Основной задачей развития муниципальной методической службы станет переход от методического сопровождения к методическому консалтингу.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ушаков К. М. Диагностика реальной структуры образовательной организации // Вопросы образования. - 2013. - № 3. - C. 247-260.
2. Савельев А. А. Учебный квест-тест // Информационные технологии в современном мире - 2016: сб. тез. докл. 13-й студ. конф. - Екатеринбург, 2016. - С. 137-142.
3. Фахрутдинова А. Р. Этика в Интернете // Информационные технологии в современном мире - 2016: сб. тез. докл. 13-й студ. конф. - Екатеринбург, 2016. - С. 175-177.
REFERENCES
1. Ushakov K. M. Diagnostika realnoy struktury obrazovatelnoy organizatsii. Voprosy obra-zovaniya. 2013, No. 3, pp. 247-260.
2. Savelyev A. A. Uchebnyy kvest-test. In: Infor-matsionnye tekhnologii v sovremennom mire. Proceedings of 13th Students Conference. Ekaterinburg, 2016. Pp.137-142.
3. Fahrutdinova A. R. Etika v Internete. In: Infor-matsionnye tekhnologii v sovremennom mire. Proceedings of 13th Students Conference. Ekaterinburg, 2016. Pp.175-177.
Сорокина Наталия Евгеньевна, заместитель директора МБУ «ИМЦ Железнодорожного района» e-mail: [email protected]
Sorokina Natalia E., Deputy director, Municipal State funded institution, Information and methodical center, Zhe-leznodorozhny District e-mail: [email protected]