1УДК 37.02 ББК 74.204
СЕТЕВЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ МЕТОДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МАСТЕРСТВА ПЕДАГОГОВ
Н. Е. Сорокина
Аннотация. В данной статье приводятся примеры решения задач методической деятельности в районе, указаны следствия данных решений, что эффективными решениями названных задач являются сетевые формы организации методической деятельности. Благодаря организации работы с педагогами, функционированию школьных и районных методических объединений, сотрудничеству с высшими учебными заведениями, анализу участия педагогов в профессиональных конкурсах, организации дополнительных учебных программ для обучения педагогов, использованию дистанционных и инновационных технологий в повседневной деятельности достигается рост эффективности методической деятельности в районе. На основании всего изложенного в статье делается следующий вывод - сетевые формы организации методической деятельности являются значимыми элементами управления развитием инноваций, а также повышают эффективность методической деятельности. Данный вывод подкрепляется опытом работы Информационно-методического центра.
Ключевые слова: методическая деятельность, образовательные организации, педагоги, сетевые формы, процесс информатизации образования, методические объединения.
NETWORK FORMS OF ORGANIZING METHODICAL ACTIVITY AS A MEANS OF IMPROVING THE TEACHERS' SKILLS
N. E. Sorokina
Abstract. The article presents examples of solving the problems of methodical activity in the region and indicates that the effective solutions to the above problems are network forms of organizing methodical activity. Thanks to the organization of work with teachers, the functioning of school and district methodological associations, cooperation with higher education institutions, the analysis of the participation of teachers in professional competitions, the organization of additional training programs for training teachers, the use of distance and innovative technologies in daily activities, the effectiveness of methodological activities in the region is growing. On the basis of all the above, the article draws the following conclusion: network forms of organization of methodical activity are significant elements of managing the development of innovations, and also enhance the effectiveness of methodological activity. This conclusion is supported by the experience of the Information and Methodological Center.
Keywords: methodical activity, educational organizations, teachers, network forms, education informatization process, methodical associations.
Информатизация образования - одно из главных направлений процесса информатизации всего современного общества [1].
Процесс информатизации образования повлиял и на методическую деятельность. Он позволил сделать все более информатизирован-ным, так, например, появилась возможность проведения дистанционных мероприятий: заседаний районных методических объединений, разных конкурсов и олимпиад.
Опыт развитых стран свидетельствует, что инновационные технологии, введенные своевременно, способствуют принятию правильных управленческих решений и предотвращению стратегических ошибок [2].
Мы стараемся «идти в ногу» с процессом информатизации, как бы это ни было подчас нелегко. Используем в своей деятельности все плюсы «облачных технологий», осваиваем возможности программы ооУоо для проведения дистанционных конференций.
В качестве задач методической деятельности в районе мы выдвигаем следующие:
• Обеспечить условия для дальнейшего развития системы повышения профессионального уровня педагогов, сочетающей в себе как традиционные, так и инновационные формы и направления деятельности.
• Создать единое методическое образовательное пространство через развитие сферы сервисных услуг (предметно-методических, мониторинговых, экспертных, библиотечно-методических), оказываемых образовательным организациям и педагогам путем использования внутренних ресурсов профессионального сообщества района.
• Организовать системную адресную методическую поддержку в развитии творческого потенциала и конкурентоспособности педагогических работников образовательных организаций, сопровождать конкурсы профессионального мастерства педагогов.
• Совершенствовать единую информационную среду и способствовать внедрению интерактивных и дистанционных технологий в образовательном пространстве района.
• Организовать распространение инновационного опыта образовательных организаций и учителей с помощью методических объединений.
Именно для осуществления данных задач эффективно использовать сетевые формы организации методической деятельности.
Под сетевыми формами организации методической деятельности мы понимаем дистанционную организацию работы по совершенствованию методического развития педагогических коллективов и административных работников образовательных организаций.
Рассмотрим эффективность применения сетевых форм организации методической деятельности отдельно для каждой упомянутой нами задачи.
1. Обеспечение условий для дальнейшего развития системы повышения профессионального уровня педагогов, сочетающей в себе как традиционные, так и инновационные формы и направления деятельности.
Как же при помощи использования данных технологий можно повысить мастерство педагогов?
Прежде всего, это быстрый обмен опытом, это ощущение «присутствия» в ходе проведения дистанционной конференции. Благодаря этому педагог чувствует себя «значимым», старается проникнуть в суть, передать и свои полезные советы.
Во-вторых, это также и получение мгновенно ценной информации, не надо никуда ехать, чтобы принять участие в дистанционной олимпиаде или конференции. Это повышает интерес педагога к «добыванию знаний».
В-третьих, это также и способ адаптации педагога к самому учебному процессу.
Педагогами были оставлены положительные комментарии по итогам организованных нами мероприятий, были отмечены простота и удобство их проведения. Результаты проведенных мероприятий были получены участниками максимально оперативно.
2. Создание единого методического образовательного пространства через развитие сферы сервисных услуг (предметно-методических, мониторинговых, экспертных, библиотеч-но-методических), оказываемых образовательным организациям и педагогам путем использования внутренних ресурсов профессионального сообщества района.
С помощью применения дистанционных технологий были организованы дистанцион-
ные конференции, педагог в любой момент мог обратиться с вопросом к нам или в администрацию любой образовательной организации и быстро получить ответ. Процесс получения ответа благодаря сетевым формам значительно ускоряется.
3. Организация системной адресной методической поддержки в развитии творческого потенциала и конкурентоспособности педагогических работников образовательных организаций, сопровождать конкурсы профессионального мастерства педагогов.
Мы имеем постоянно обновляемые базы лучших педагогов и обучающихся, многие консультации для педагогов - участников конкурса проводятся дистанционно, с помощью разнообразных программ для видеоконференций.
4. Совершенствование единой информационной среды и способствовать внедрению интерактивных и дистанционных технологий в образовательном пространстве района.
С помощью «облачных технологий» мы постоянно собираем сведения о том, как далеко продвинулась та или иная образовательная организация во внедрении интерактивных и дистанционных технологий. Сами наши мероприятия проводятся с постоянным использованием современной аппаратуры, посредством привлечения «облачных технологий», программ для видео и аудиоконференций.
Благодаря использованию «облачных технологий» были проведены опросы заместителей директоров по вопросу понимания им «управленческих» понятий, выявлены пробелы в данном вопросе и впоследствии организован был дистанционный семинар [3].
5. Организация распространения инновационного опыта образовательных организаций и учителей с помощью методических объединений.
Для решения данной задачи на сайте нашего Информационно-методического центра созданы «странички» методических объединений педагогов-предметников. Информация постоянно обновляется, размещаются сведения о прошедших и предстоящих мероприятиях, таких, как мастер-классы, семинары, конференции и многое другое.
Методические объединения педагогов-предметников сотрудничают с многими вузами,
такими как Гуманитарный Университет, УрФУ, УрГПУ. В рамках сотрудничества проводятся разнообразные семинары, мастер-классы.
Например, 16 ноября 2017 г. состоялся семинар для учителей технического и обслуживающего труда заведующей одной из кафедр Уральского государственного педагогического университета. О данном мероприятии также была размещена информация на сайте Информационно-методического центра.
Педагоги-предметники являются постоянными участниками дистанционных мероприятий, организуемыми Информационно-методическим центром.
На уровне района для решения данных задач в целом осуществляем сетевое сотрудничество и с представителями вузов. Сетевое сотрудничество в рамках «Школа-вуз» на данный момент очень востребовано [4]. Поэтому нами заключено сотрудничество с Гуманитарным университетом, проведены совместные мероприятия. В рамках сотрудничества с Гуманитарным университетом (Екатеринбург) реализована программа «Проектная деятельность в образовательных организациях» [5]. По окончании программы участниками были получены удостоверения. Проведены конкурсы и олимпиады по информатике с целью повышения мастерства педагогов в преподавании информатики.
В этом учебном году планируется проведение в рамках сотрудничества с Гуманитарным университетом городского семинара-практикума для молодых педагогов «Проектная деятельность», семинары для учителей информатики, а также занятие для заместителей директоров по расширенным возможностям табличного процессора MS Excel.
Благодаря данным проводимым в районе сетевым мероприятиям повышается педагогическое мастерство и профессиональный опыт педагогов.
Но мы не ограничиваемся одним университетом, также сотрудничество на уровне всего района реализуется и с Государственным экономическим университетом (Екатеринбург). На основе этого проведены курсы повышения квалификации для учителей информатики по решению задач ЕГЭ и для педагогов дошкольных образовательных организации по актуальной сегодня тематике «Робототехника».
Педагоги, участники упомянутых образовательных программ, отмечают высокий уровень преподавания вузовских преподавателей и заинтересованы в дальнейшем повышении своей квалификации.
В практике своей деятельности мы и сами разрабатываем авторские программы - так, были реализованы программы по обучению педагогов школ и детских садов хитростям создания сайтов «Технологии моделирования сайтов» и по обучению заведующих школьными библиотеками «Управление библиотечными ресурсами» [6]. Хотелось бы отметить, что, помимо главной задачи обучения - повышения мастерства и профессионального уровня педагогов, - была выполнена также задача методической деятельности по сопровождению конкурсов профессионального мастерства педагогов. Так как создание сайтов необходимо для участия как и в самом конкурсе по созданию сайтов, так и во многих конкурсах профессионального мастерства (например, «Учитель года»). Программа «Управление библиотечными ресурсами» - подготовить участников программы к участию в конкурсе «Библиопрофи».
А это, заметим, очень важно, когда сразу выполняются две задачи - как обучение педагогов, так и повышение качества участия в профессиональных конкурсах.
По нашему мнению, эффективных результатов возможно добиваться, только сочетая использование внешних (таких, как сотрудничество с высшими учебными заведениями) и внутренних ресурсов (то, что мы сами можем предложить педагогам - проведение наших районных мастер-классов, семинаров, подробное информирование о проходящих в районе и предстоящих мероприятий).
В использовании сетевых форм организации методической деятельности мы видим следующие преимущества:
1) информирование о предстоящих мероприятиях становится максимально быстрым;
2) педагог способен быстрее, чем в обычной ситуации, получить ответ;
3) ощущение поддержки педагогического коллектива и администрации образовательных организаций становится более явным и глубоким;
4) благодаря использованию инновационных технологий повышаются возможности простым путем достичь амбициозных результатов;
5) в наш век, век информатизации, педагогический коллектив и административные работники образовательных организаций с должным вниманием и большим интересом принимают все новые возможности организации методической деятельности, следуя стандартной поговорке «Век живи - век учись».
Таким образом, мы можем говорить о том, что использование сетевых форм организации методической деятельности сулит нам необходимое повышение методического мастерства и необходимое совершенствование педагогических работников и административных работников образовательных организаций.
Именно с помощью использования сетевых (дистанционных) форм организации методической деятельности возможно в итоге повысить и саму методическую деятельность, так как на данный момент исследователи недовольны качеством оказываемых методических услуг.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Яшина Л. И. Дистанционное образование в процессе информатизации образовательной системы на современном этапе // Проблемы функционирования систем транспорта: материалы науч.-практ. конф.: в 2 т. - Т. 2. - 2015.
- С. 261-263.
2. Хачатурян А. А. Информатизация как часть инновационного процесса в муниципальном образовании // Современные проблемы и перспективные направления инновационного развития науки: сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф.: в 4 ч. Т. 7. - Томск, 2016. - С. 195-198.
3. Сорокина Н. Е., Хмелькова Н. В. Сценарный менеджмент и мотивация персонала: опыт эмпирического исследования // XVIII Международная конференция по истории управленческой мысли и бизнеса «Сценарный менеджмент: истоки, проблемы, решения». -2017.- С. 207-213.
4. Титова Л. Н., Зиятдинова И. Ф., Зиангирова Л. Ф., Дмитриев В. Г. Сетевое сотрудничество в педагогическом сообществе (Школа-Вуз) // Школа будущего. - 2014. - № 4. -С. 118-127.
5. Сорокина Н. Е., Хмелькова Н. В. Опыт реализации модели непрерывного образования «Школа - Вуз» // Успехи современной науки.
- 2017. - Т. 1, № 1. - С. 134-135.
6. Сорокина Н. Е. Роль авторских программ, разработанных методической службой, в повышении квалификации педагогов // Успехи современной науки. - 2016. - Т. 1, № 11. -С.54-56.
REFERENCES
1. Yashina L. I. Distantsionnoe obrazovanie v protsesse informatizatsii obrazovatelnoy siste-my na sovremennom etape. In: Problemy funkt-sionirovaniya sistem transporta. Proceedings of International scientific-practical conference. In 2 vol. Vol. 2, 2015. Pp. 261-263.
2. Khachaturyan A. A. Informatizatsiya kak chast innovatsionnogo protsessa v munitsipalnom ob-razovanii. In: Sovremennye problemy i perspe-ktivnye napravleniya innovatsionnogo razvitiya nauki. Proceedings of International scientific-practical conference. In 4 vol. Vol. 7. 2016, pp. 195-198.
Sorokina N. E., Khmelkova N. V. Stsenarnyy menedzhment i motivatsiya personala: opyt em-piricheskogo issledovaniya. In: XVIII International conference on history of management thought and business "Scenario-based management: origins, challenges, solutions", 2017. Pp.207-213.
Titova L. N., Ziyatdinova I. F., Ziangirova L. F., Dmitriev V. G. Setevoe sotrudnichestvo v peda-gogicheskom soobshchestve (Shkola-Vuz). Shkola budushchego. 2014, No. 4, pp. 118-127. Sorokina N. E., Khmelkova N. V. Opyt realizat-sii modeli nepreryvnogo obrazovaniya «Shkola - Vuz». Uspekhi sovremennoy nauki. 2017, Vol. 1, No. 1, pp. 134-135. Sorokina N. E. Rol avtorskikh programm, raz-rabotannykh metodicheskoy sluzhboy, v povyshenii kvalifikatsii pedagogov. Uspekhi sovremennoy nauki. 2016, Vol. 1, No. 11, pp. 54-56.
Сорокина Наталия Евгеньевна, заместитель директора МБУ «ИМЦ Железнодорожного района» e-mail: [email protected]
Sorokina Natalia E., deputy head of Municipal budgetary institution „Information and methodological center'; Zheleznodorozhny District e-mail: [email protected]