ЧИЛПКРО
УДК 37.014.62
Исследование эффективности региональной модели научно-методического сопровождения инновационной деятельности муниципальных методических служб
Т. Б. Волобуева
Research of efficiency of scientific and methodical support regional model of innovative activity of municipal methodical services
^ B. Volobueva
Аннотация. Актуализируется проблема научно-методического сопровождения инновационной деятельности муниципальных методических служб. Исследуются диагностический, проектно-конструкторский, личностно-деятельностный, аналитико-коррекционный аспекты его организации. Анализируется проблемное поле инновационной деятельности муниципальных методических служб. Выделены педагогические условия, способствующие результативной поддержке инноваций.
Аргументируется содержание научно-методического сопровождения инновационной деятельности муниципальных методических служб, в котором отдается приоритет актуализации ценностей инновационной деятельности, обучению новейшим технологиям, созданию инновационно-методического пространства, технологической поддержке, методологическому обеспечению и научному содействию.
Обосновываются ведущие технологии (сотрудничества, информационно-коммуникативные, рефлексивные, игровые, проектные, кей-совая, моделирования, коучинга, супервизии), формы (тренинги, творческие мастерские, практикумы, мастер-классы, ролевые игры, методические квесты, интернет-репетиторы, методические конструкторы и пр.) и средства комплекса научно-методических действий. Исследуется результативность научно-методического сопровождения инновационной деятельности муниципальных методических служб.
Abstract. The problem of scientific and methodological support of innovative activities of municipal methodological services is actualized. Diagnostic, design, personal-activity, analytical and correctional aspects of the organization of support are investigated. The problem field of the innovative activities of the city\district methodological service is analyzed. Pedagogical conditions, which contribute to the effective support of innovation are highlighted.
The content of scientific and methodological support of innovative activities of city\district methodical services is argued. The author gives priority to actualization of values of innovative activity, training in the latest technologies, creation of innovative and methodical space, technological support, methodological support and scientific assistance.
Leading technologies (cooperation, information and communication, reflexive, game, project, case, modeling, coaching, supervision), forms (trainings, creative workshops, workshops, master classes, role-playing games, methodical quests, Internet Tutors, methodical designers, etc.) and the means of complex scientific and methodical actions are justified. The effectiveness of scientific and methodological support of innovative activities of municipal methodical services is investigated.
Ключевые слова: сопровождение, инновации, методические службы, методисты, менеджмент, анализ, исследование.
Keywords: support, innovations, methodical services, methodologists, management, analysis, research.
Основой развития образования, безусловно, служат инновации, технологическое обновление, применение прогрессивных научных разработок в педагогике и психологии. Вызовом времени является создание реально работающих инструментов инновационной системы педагогических технопарков, экспериментальных площадок, школ-лабораторий, проведение конкурсов инновационных проектов, продвижение перспективного педагогического опыта.
Одним из элементов непрерывного дополнительного профессионального образования (ДПО) является научно-методическое сопровождение педагогической практики, содействие применению новых знаний и технологий, полученных на курсах повышения квалификации. Актуальность постановки проблемы научно-методического сопровождения инновационной деятельности методических служб связана с построением региональной модели в системе непрерывного дополнительного профессионального образования. Цель данной статьи состоит в обосновании эффективности такой модели.
Для проверки исходных предположений был использован комплекс взаимосвязанных методов, адекватных предмету исследования: теоретических (анализ психолого-педагогической литературы по проблеме, обобщение, синтез); эмпирических (анкетирование, взаимооценивание, опрос, анализ практики). При обработке эмпирических данных для подтверждения определения достоверности изменения показателей и значимости полученных результатов использовались методы математической статистики.
Научно-теоретическое обоснование актуальности исследования. Проблема инновационной деятельности активно разрабатывалась педагогической наукой. Учеными изучены различные стороны процессов освоения и внедрения нововведений, теоретически проанализированы сущности основных понятий. Многие исследователи подчеркивают влияние грамотно организованного сопровождения инновационной работы на ее продуктивность. [1; 2]. Различные научные школы [3, с. 5-6] рассматривают научно-методическое сопровождение как:
- способ поддержки педагогического труда;
- механизм управления процессами развития;
- средство содействия педагогическому творчеству;
- специально организованную деятельность, направленную на повышение профессионального мастерства;
- действия по эффективному решению актуальных проблем инновационного развития;
- обеспечение соответствия образовательного процесса запросам социума.
Анализ психолого-педагогической литературы показывает некоторую фрагментарность научного материала о работе муниципальных методических служб. Исследовалась проблема организации их деятельности и отдельные аспекты функционирования (управленческий, консалтинговый, процессуальный).
Подчеркивался их определенный консерватизм при выполнении ряда традиционных функций [4]. Теоретическую основу исследования составили психолого-педагогические и философские идеи: концепций непрерывного образования и профессионального развития педагогических кадров, представлений о сути педагогических инноваций и структуре инновационной работы, моделей управления процессом внедрения нововведений в образовании, принципов и подходов организации методической работы, методологии проектирования и моделирования образовательной среды.
Выполняя социокультурную функцию, институт дополнительного педагогического образования осуществляет инициирование, оформление, реализацию актуальных образцов педагогической идеологии и практики. Инновационное лидерство реализуется прежде всего за счет:
- стратегического анализа актуальной образовательной ситуации;
- освоения и продвижения эффективных зарубежных и отечественных инноваций;
- адаптации и распространения опыта альтернативной педагогики;
- апробации достижений педагогической науки;
- поддержки перспективных исследований и экспериментов;
- рефлексивного дооформления педагогических инициатив;
- изучения, обобщения и диссеминация перспективного педагогического опыта;
- непрерывного развития педагогического процесса в институте, обучения педагогов новым технологиям.
Муниципальные методические службы являются активным участником ДПО, а их инновационная деятельность обеспечивает внедрение новаций в общеобразовательные организации. Грамотное взаимодействие института дополнительного педагогического образования и методических центов выступает гарантом продуктивного применения нововведений в школах.
Сопровождение рассматриваем как развивающую педагогическую стратегию, ориентированную на инновационную деятельность, и представляющую собой целенаправленную совокупность обучающих, поддерживающих, мотивирующих, коррекционных действий.
Научно-методическое сопровождение инновационной деятельности муниципальных методических служб отличается комплексностью, социальной направленностью (открытостью и доступностью для участников и социальных партнеров) и высоким развивающим потенциалом. Созданы все условия для включения методических служб в инновационное поле института дополнительного педагогического образования: от участия в изучении инноваций, апробации нововведений, представления авторского перспективного опыта и его распространения до освоения и реализации новых функций методистов (модератор, тьютор, коуч). Это новая культура взаимодействия.
Разработанная региональная модель научно-методического сопровождения инновационной деятельности муниципальных методических служб состоит из четырех компонентов. Концептуальный компонент определяет методологические подходы (акмеологический, рефлексивно-деятельностный, интегративно-дифференцированный) и принципы (системности, наукоемкости, опоры на опыт, актуальности и перспективности, осознанного взаимодействия) сопровождения. Содержательный компонент конструируется из четырех уровней. На первом уровне актуализируются цели, ценности, приоритеты инновационной деятельности. На втором - сотрудников методи-
ческих служб обучают новейшим технологиям, создается инновационно-методическое пространство. На третьем уровне сопровождения осуществляется технологическая поддержка, методологическое обеспечение и научное содействие. Ядром модели является организационно-процессуальный компонент, включающий диагностический, проектно-конструкторский, личностно-деятельнотный, аналитико-коррекционный аспекты организации сопровождения, а также педагогические условия, способствующие его результативности. К ним относятся:
- Высокая инновационная готовность методистов и руководителей методических служб, инициативность, креативность, лидерство.
- Компетентность в сфере педагогических инноваций. Опора на современные аналитико-прогностические техники, информационные технологии, инновационный менеджмент.
- Создание инновационно-методического пространства, поддержание атмосферы творческой тревожности, культивирование духа конкурентного партнерства, организация процесса сотворчества.
- Дорожное картирование продвижения инноваций, диссеминация инновационного опыта.
Ведущие технологии сопровождения - информационно-коммуникативные, рефлексивные, игровые, проектные, кейсовая, моделирования, коучинга, супервизии. Его базовыми средствами являются курсы повышения квалификации, межкурсовые семинары-практикумы, технопарки, инновационные площадки, творческие лаборатории, онлайн-школы, профессиональные конкурсы, конференции, чтения и др. Аналитико-результативный компонент модели обеспечивает непрерывное отслеживание ее эффективности. Конструирование научно-методического сопровождения инновационной деятельности муниципальных методических служб базируется на глубоком погружении в проблему через комплексную диагностику значимых характеристик их развития. Для работы в инновационном поле нужен хороший уровень инновационной готовности сотрудников. Было проведено исследование через анонимное онлайн-анкетирование и взаимооценивание в течение января - июня 2018 г. (по материалам М. М. Поташника [1],
И. В. Конева [2, с. 58-62], О. М. Касьяновой [5, с. 45-46], а также реальной методической практики). В опросе участвовали сотрудники методических кабинетов (центров) городов и районов. Всего 101 методист.
Анализ ответов показал, что сотрудники методических центов хорошо владеют инте-гративными знаниями в разных отраслях педагогической науки (71% на достаточном уровне, 27% на высоком и только 2% на низком уровне). 100% методистов систематически повышают свой профессиональный уровень. Большая часть респондентов (68%) на достаточном уровне оценивают свои способности к прогнозированию, моделированию, творчеству. Требуется помощь в организации связей методической службы с научными учреждениями. Хотя 67% опрошенных считают их достаточными, но 24% указали низкий уровень научного сотрудничества. Хорошо развиты у методистов такие компетенции, как способность к самоорганизации (76%), к самоанализу (64%), рефлексии (60%), готовность к преодолению трудностей, связанных с инновационной деятельностью (64%), критичность мышления, способность к оценочным суждениям (62%). 15% сотрудников методических центров недостаточно владеют практическими навыками освоения и разработки инноваций. Им трудно отказаться от стереотипов педагогического мышления. Боязнь неудачи приводит к избеганию экспериментов. Часть респондентов нуждаются в усовершенствовании умений прогнозирования и моделирования.
В целом инновационная готовность методистов и заведующих муниципальными методическими службами является достаточной для полноценного функционирования и развития.
Анализ готовности к инновационной деятельности способствовал выделению общих содержательных признаков ее сопровождения.
В настоящее время достаточная часть сотрудников методцентров (кабинетов) участвуют в инновационной деятельности (65% методистов, 68% заведующих). Наиболее популярными видами инновационной работы являются оптимизация педагогических процессов (39% респондентов), разработка и внедрение новых методических приемов (28%), модернизация педагогических технологий (26%) и совершенствование менеджмента (20%).
Инновационная активность респондентов выражается в таких формах, как изучение, обобщение и продвижение перспективного педагогического опыта (94%), создание и поддержка инновационного климата (34%), генерация идей (24%), адаптация и внедрение эффективных нововведений (44%), экспертиза идей коллег (21%). Результаты показали дефицит лидеров инноваций.
Еще одним слабым звеном является управление инновационной деятельностью. Творческие личности сталкиваются с непониманием перспектив их предложений и проектов (46%), отсутствием поддержки и стимулов (66%). Новации не являются показателем эффективности работы сотрудника, креативные методы, нередко, вызывают недоумение руководства.
Респонденты отметили факторы, тормозящие внедрение новаций: большое количество рутинной работы (60%), консерватизм начальства (20%), отсутствие финансового стимулирования (67%), материально-технические проблемы (38%), нехватка методологических компетенций (44%).
Слабое поощрение новаторов нашло отражение в премиях (2%), наградах (4%), повышении профессионального статуса (46%), отражении работы в СМИ (15%). Имеется также опыт негативного стимулирования: дополнительные задания (22%), завышенные требования к результатам работы (16%).
Для коррекции проблемных аспектов работы институт проводит семинары и вебинары по инновационному менеджменту, психологические тренинги персональной эффективности, практикумы по новым педагогическим технологиям, а также организовывает виртуальные залы славы, веб-витрины инноваций, методические технопарки.
Снятие препятствий инновационной активности, грамотное управление, новые механизмы мотивации вовлечения сотрудников городских и районных методцентров в процесс разработки, адаптации и продвижения результативных нововведений позволят значительно повысить продуктивность инновационной работы.
Изучение инновационной деятельности муниципальных методических служб позволило выделить комплекс педагогических условий, которые обеспечивают эффективность научно-
методического сопровождения. Эти условия представляют собой целенаправленно созданную обстановку, в которой тесно взаимодействуют значимые для данной проблемы факторы. В каждом районном или городском методическом центре такая среда представлена с разным уровнем насыщенности.
Все методслужбы занимаются изучением, обобщением и распространением инновационного опыта. Большинство (76%) используют в работе современные информационные технологии. Большая часть методистов обладает такими личностными качествами как инициативность и креативность (62%), компетентность в сфере педагогических инноваций (68%), использует современные аналитико-прогностические техники (54%), дорожное картирование продвижения инноваций (46%).
Целенаправленно поддерживается атмосфера творческой тревожности, культивируется дух конкурентного партнерства, сотворчество (44%).
И хотя элементы инновационного менеджмента используют лишь 12% методистов, активно изучают его 72%. В целом исследование показало, что для результативного научно-методического сопровождения инновационной деятельности муниципальных методических служб созданы необходимые условия, которые поддерживаются и развиваются.
Ключевая задача научно-методического сопровождения состоит в пролонгированном содействии эффективному осуществлению инновационных процессов в муниципальных методических службах.
Его содержание акцентируется на помощи методистам в овладении методами инновационного менеджмента, теорией творчества, приемами и методами поиска новых решений, новейшими педагогическими технологиями, на побуждении осознания социальной значимости творчества, педагогического проектирования, на усилении мотивации к профессиональному и личностному саморазвитию.
Научно-методическое сопровождение инновационной деятельности конструируется:
- с использованием эффективных технологий обучения взрослых;
- с учетом исторических, культурных, социально-экономических местных особенностей;
- сочетанием глобальных тенденций развития образования в регионе и в международном пространстве.
Ведущие технологии сопровождения: сотрудничества, информационно-коммуникативные, рефлексивные, игровые, проектные, кей-совая, моделирования, коучинга, супервизии.
Одним из важных преимуществ научно -методического сопровождения инновационной деятельности муниципальных методических служб является интерактивность. Учебно-методические события представляют собой, преимущественно, тренинги, творческие мастерские, практикумы, мастер-классы, ролевые игры и т. п.
Дальнейшее развитие получила персонификация научно-методического сопровождения. Вариативные учебно-методические модули обеспечивают погружение методистов в специфику инновационных процессов в рамках профессиональных интересов и уровня мастерства.
Тематика курсов повышения квалификации для сотрудников методических служб отражает их образовательные потребности и запросы:
- Научно-методическое сопровождение педагогического проектирования образовательного пространства в процессе внедрения ГОС.
- Модернизация содержания и структуры научно-методической работы с педагогическими и руководящими кадрами на основе креативного менеджмента.
- Инновационный менеджмент в системе научно-методического сопровождения внедрения ГОС.
Среди наиболее практически значимых, профессионально ценных и развивающих учебных модулей слушатели назвали:
- Интерактивные методы обучения как способ инновационного преобразования педагогической действительности (86%).
- Новации методической работы в условиях реализации новых образовательных стандартов (94%).
- Синтез традиций и инноваций в методической работе (92%).
В текущем году для методистов организованы: обучение (охват - 62% сотрудников ме-тодслужб), различные формы обмена опытом (47%), обратная связь (47%), групповое обсуждение проблем (38%), вовлечение в
наставничество и коучинг (35%), семинары (31%), консультации с экспертами (25%), стажировки (15%).
Увеличилась востребованность онлайн-ме-роприятий, которые не требуют затрат на дорогу, позволяют сохранять их содержание для повторного просмотра или обсуждения. Для сотрудников муниципальных методических служб проводятся онлайн супервизии, виртуальные авторские мастерские, веб-презентации, веб-практикумы, скайп-тренинги, методические квесты, интернет-репетиторы, методические конструкторы и др.
Методические кейсы - самая популярная форма научно-методического сопровождения инновационной деятельности. Они, как правило, включают в себя нормативный блок, учебно-дидактичный пакет, технологическое порт-фолио, мультимедийную поддержку, справочные материалы. На Школе молодого творческого методиста составлен и отработан банк педагогических ситуаций. Он содержит неоднозначные истории из методической практики, педагогические головоломки, актуальные проблемы, визуализации конфликтов и пр. Банк доступен сотрудникам муниципальных методических служб как база для тренинга профессионального мастерства.
Новые ресурсы информального обучения методистов сфокусированы на формировании у них готовности к самообразованию, саморазвитию, продуцированию новых педагогических идей, технологий.
Респонденты подчеркивают инновационную насыщенность сайтов и блогов отделов института. Статистика посещаемости сайта за шесть месяцев 2018 года показала более 800 тысяч пользователей. Наиболее востребованные рубрики: «Государственная итоговая аттестация» (18 тыс. посещений) и «Уроки гражданственности» (более 9 тыс. посещений). Первые позиции рейтинга востребованности занимают разделы «Учебно-методическое обеспечение к новому учебному году» (2767 посещений), «Электронные версии авторских программ и учебно-методических материалов» (1878), «Основные образовательные программы» (1466).
Продуктивно работают восемь виртуальных выставок, облачных инсталляций, Web-витрин, которые посетили уже около 11 тысяч
человек. Интенсивно пополняются фонды электронной библиотеки. В этом году зафиксировано шесть тысяч пользователей 678 новыми цифровыми источниками, среди которых видеоуроки компетентных педагогов, видеомастер-классы победителей профессиональных конкурсов, электронные учебно-дидактические комплексы, электронные журналы, мультимедийные пособия, атласы, хрестоматии и т. д. Ценным инструментом развития и мотиватором инновационной работы являются разработанные в 2018 году методические сборники «Экспериментальная деятельность образовательных организаций Донецкой Народной Республики», «Настольная книга методиста», «Настольная книга директора», «Развивающее моделирование профессиональной эффективности» и др., новые номера журналов «Золотые страницы образования», «Педагогическая сокровищница Донетчины», «Научная сокровищница образования Донет-чины», предметные Е-хрестоматии.
Освоены новые формы диссеминации авторских наработок: батл, интернет-марафон, веб-инсталляция и др. Для трансляции достижений по развитию научно-педагогического творчества специалисты института ежегодно проводят научно-практические конференции Международного и республиканского уровней. Сотрудники методических служб входят в составы оргкомитетов и публикуют свои статьи (109 статей за три года).
Важную роль в научно-методическом сопровождении инновационной деятельности играют кураторы муниципальных методических служб. Это опытные методисты, которые вникают в работу курируемого методического кабинета или центра для помощи в разрешении проблем и поддержки развития педагогических процессов.
Международное сотрудничество института обогащает все направления деятельности новыми технологиями, совместными исследованиями, методическими коммуникациями, учебной литературой. Центр трансфера технологий сформировал цифровой инновационный технопарк. В этом году успешно проведены телемосты с пятью институтами Российской Федерации. Анализ эффективности научно-методического сопровождения инновационной деятельности муниципальных методических
служб проводился по критериям качества и результативности [6; 7], с использованием методов анкетирования, опроса, экспертной оценки и статистической обработки результатов. В ходе исследования было выявлено, что методисты достаточно высоко оценивают результативность научно-методического сопровождения инновационной деятельности муниципальных методических служб по различным факторам достижения качества работы (более 8 баллов по 10-балльной шкале). Наиболее высоко ценят доступность восприятия научно-методических материалов, новейшие интерактивные формы проведения семинаров, высокую насыщенность интернет-ресурсов института инновационными разработками, полезной информацией и рекомендациями. Анализ научно-методического сопровождения по критериям качества: адекватность (86%), целенаправленность (96%), целостность (86%), полнота (82%), вариативность (78%), доступность (98%), надежность (84%), результативность (90%). Проведение ранжирования результативности научно-методического сопровождения инновационной деятельности муниципальных методических служб показало, что основной его эффект заключается в качественном повышении квалификации по этой проблеме (92% респондентов), а также в обеспечении всестороннего личностного и профессионального развития методистов (85%).
Об эффективности научно-методического сопровождения свидетельствуют такие показатели:
- 82% муниципальных методических служб успешно реализуют инновационные программы;
- 80% сотрудников включены в профессионально-творческую, экспериментально-исследовательскую деятельность;
- 86% методических служб качественно обновили формы и содержание работы;
- 91% респондент отмечает позитивную динамику в профессиональных достижениях;
- у 96% повысилась активность в самообразовании.
Исследование выявило определенные закономерности в успешности проведения инноваций. Благодаря научно-методическому сопровождению реализованы актуальные проекты (62%), увеличилось число нововведений (на 28%) и количество инициатив (на 12%), внедрены новые формы методических мероприятий (12%). Мотивация непрерывного профессионального и личностного развития выросла на 24%, осведомленность в сфере инноваций на 66%. SWOT-анализ (табл. 1) позволил выделить сильные и слабые стороны научно-методического сопровождения инновационной деятельности муниципальных методических служб, а также перспективы и риски. На основании проведенного исследования можно сделать вывод, что научно-методическое сопровождение
Таблица 1
SWOT-анализ научно-методического сопровождения инновационной деятельности
муниципальных методических служб
Сильные стороны Слабые стороны
Многофункциональность научно-методического сопровождения, которая обеспечивает стабильную результативность инновационной деятельности Разрозненные элементы управления инновациями
Опережающий и развивающий характер содержания сопровождения, соблюдение принципов андрагогики Дефицит лидеров и их слабая лидерская активность
Новый уровень сотрудничества, культуры взаимодействия Отсутствие нормативных актов об инновационной деятельности
Оказание адресной, персонифицированной помощи в инновационной работе Слабые материальные стимулы новаторства
Потенциальные возможности Потенциальные угрозы
Применение новых форм электронного обучения Невысокая скорость передачи данных сети Интернет
Внедрение системы оценки качества инновационных процессов Перегрузка сотрудников муниципальных методических служб дополнительными заданиями
Углубление использования инновационного менеджмента Слабая поддержка руководства инновационной деятельности
инновационной деятельности муниципальных методических служб представляет собой действенную развивающую систему непрерывного обучения.
Оно занимает достойное место в системе дополнительного профессионального образования по важнейшим показателям эффективности работы:
- количеству обучившихся слушателей (200);
- объему предоставляемых образовательных услуг (38 целевых учебно-методических событий);
- по степени удовлетворенности методистов качеством предоставляемых образовательных услуг (94%);
- уровню результативности деятельности временных научных коллективов, разрабатывающих актуальные проблемы развития образования в регионе;
- обеспечению позитивной динамики качества инновационных образовательных программ, проектов, продуктов, представляемых на конкурсы профессионального мастерства, которые проводятся при организационной и научно -методической поддержке института;
- результативности научно-исследовательской и научно-методической работы, представленной на научно-практических конференциях (12 конференций);
- количеству научно-методических публикаций (37 статей, 10 целевых н научно-методических пособий и сборников);
- количеству разработанных электронных методических изданий (18 ед.).
Исследования подтвердили результативность модели научно-методического сопровождения инновационной деятельности муниципальных методических служб как составной части их непрерывного профессионального обучения.
Библиографический список:
1. Поташник М. М. Структуры инновационного процесса в образовательном учреждении / М. М. Поташник, О. Г. Хомерики // Магистр. -1994. - № 5. - С. 27-32.
2. Конев И. В. Инновационная готовность персонала организации : дис. ... канд. соц. наук. - Белгород, 2001. - 214 с.
3. Давлятшина О. В. Научно-методическое сопровождение профессионально-личностного развития педагогов общеобразовательной организа-
ции : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / О. В. Дав-лятшина. - Киров, 2017. - 278 с.
4. Рыбкина Т. А. Муниципальная методическая служба как фактор развития готовности классных руководителей к концептуализации и распространению педагогического опыта : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / Т. А. Рыбкина. - Челябинск, 2012. - 24 с.
5. Касьянова О. М. Мониторинг в управлiнm навчальним закладом / О. М. Касьянова. - Харь-ив : Основа, 2004. - 93 с.
6. Коноплев С. П. Управление качеством : учебное пособие / С. П. Коноплев. - М. : ИНФРА-М, 2009. - 252 с.
7. Мазур И. И. Управление качеством : учебное пособие для студентов вузов / И. И. Мазур. - М. : Омега-Л, 2010. - 400 с.
References:
1. Potashnik M. M., Khomeriki O. G. Structure of innovation process in educational institution [Struktury innovacionnogo processa v obra-zovatel'nom uchrezhdenii], 1994, No. 5, pp. 27-32.
2. Konev I. V. Innovative readiness of organization staff: Dis. cand. of soc. sci. [Innovacionnaya gotov-nost' personala organizacii: Dis. kand. soc. nauk], Belgorod, 2001.214 p.
3. Davletshina O. V. Scientific and methodological support of professional and personal development of teachers from educational institutions: Dis. cand. of ped. sci. [Nauchno-metodicheskoe soprovozhdenie professional'no-lichnostnogo razvitiya pedagogov ob-shcheobrazovatel'noj organizacii: Dis. kand. ped. nauk], Kirov, 2017. 27S p.
4. Ribkina T. A. Municipal methodical service as a factor of development of readiness of class teachers for conceptualization and dissemination of pedagogical experience: Abstract of Dis. cand. of ped. sci. [Municipal'naya metodicheskaya sluzhba kak faktor razvitiya gotovnosti klassnyh rukovoditelej k koncep-tualizacii i rasprostraneniyu pedagogicheskogo opyta: avtoref. dis. kand. ped. nauk], Chelyabinsk, 2012. 24 p.
5. Kasyanova O. M. Monitoring in school management [Monitoring v upravlenii uchebnym zavedeniem], Kharkiv, 2004. 93 p.
6. Konoplev S. P. Quality management: textbook [Upravlenie kachestvom: uchebnoe posobie], 2009. 252 p.
7. Mazur I. I. Quality Management: textbook for University students [Upravlenie kachestvom: uchebnoe posobie dlya studentov vuzov], 2010. 400 p.