В статье сделана попытка описать систему работы муниципальной методической службы по реализации проекта «Мобильная методическая служба», основанного на процессе интеграции.
Гордеева Ольга Вячеславовна,
директор Информационно-методического центра департамента образования Администрации муниципального образования
г. Салехард [email protected]
Ключевые слова: мобильная методическая служба: система проектов, методическое сопровождение, выстраивание отношений на основе интеграции.
ГЭ марте 2009 года информационно-методический Оцентр (ИМЦ) и центр мониторинга качества образования (ЦМКО) были созданы после реорганизации ЦИМРО согласно распоряжению Главы города Салехарда и по инициативе учредителя - департамента образования - с целью более чёткого разграничения функций:
- ИМЦ - повышение профессиональной компетентности педагогических и руководящих работников муниципальной системы образования, содействие их непрерывному профессиональному образованию;
- ЦМКО - организация и проведение мониторинговых исследований оценки качества образования на муниципальном уровне.
При определении стратегии развития информационно-методического центра основной упор был сделан на ключевые направления, обозначенные в том числе и в Национальной образовательной инициативе «НАША НОВАЯ ШКОЛА». В частности было отмечено:
«Система методической поддержки учителя требует, прежде всего, радикального изменения отношения к ней со стороны структур управления образованием и структур высшего профессионального образования, осознания ее важности, соответствующего формулирования требований к ней и обеспечения ресурсами. Основной задачей системы методической поддержки должно быть планирование траектории развития каждого педагога, включающей его самообразование, знакомство с опытом работы коллег, обучение в системе дополнительного профессионального и последипломного образования».
Отсюда необходимость выбора стратегии дальнейшего становления и развития городской методической службы как структуры, непосредственно влияющей на
повышение качества образования через повышение качества методического сопровождения.
В соответствии с этим было разработано Положение об ИМЦ, где приоритетными направлениями деятельности центра являются аналитическая, информационная, организационно-методическая, научнометодическая, деятельность по повышению профессиональной компетентности, а также по методическому сопровождению образовательного процесса.
Основную смысловую нагрузку в перечисленных выше направлениях несеттермин «сопровождение», который понимается сотрудниками информационнометодического центра как процесс совместной деятельности сопровождающих и сопровождаемых: (приставка «со» имеет значение вместе), т.е. совместный, протекающий в течение достаточно долгого времени процесс; (приставка «про» указывает на продолжительность действия), т.е это процесс, характеризующийся доведением деятельности до результата при ведущей при этом роли сопровождающих; (корень «вожд» имеет значение «ведение»). Таким образом, методическое сопровождение представляет собой целостную систему по конструктивному взаимодействию всех структур муниципальной методической службы.
В сопровождении, как в разворачивающемся во времени процессе, выделяется три этапа: диагностика и анализ, служащие основой для постановки целей; отбор и применение методических средств; анализ промежуточных и конечных результатов, дающий возможность корректировать ход работы.
Проанализировав результаты деятельности центра за 2008 год, коллектив пришёл к выводу о необходимости перемен. Перемен в области:
• определения направлений деятельности;
• определения содержания и форм работы;
• определения структуры службы;
• а также определения требований к деятельности работников методической службы.
На сегодняшний день муниципальная методическая служба имеет многоуровневую структуру, позволяющую оказывать поддержку образовательным учреждениям всех видов и типов города Салехарда, а также всем педагогическим и управленческим работникам.
Согласно нормативным документам, целью муниципальной методической службы является содействие повышению качества образования. Здесь следует остановиться на понятии «качество образования».
Качество образования - интегральная характеристика системы образования, отражающая степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов, состояния здоровья детей, условий образовательного процесса нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям.
Таким образом, качество в узком смысле - это качество результатов. Качество в широком смысле - это не только качество продукции, но и качество производственного процесса и условий. Можно сказать, что муниципальная методическая служба работает на повышение качество в широком смысле этого слова.
Для того чтобы решить задачи, суть которых сводится к оказанию организационного, информационного, учебно-методического и научного сопровождения
всем участникам образовательного процесса в функционировании и развитии образовательных учреждений дошкольного и общего образования (в том числе дополнительного образования детей), был создан проект под названием «Мобильная методическая служба», включающий в себя 8 проектов. (См. схему «Проект развития муниципальной методической службы»).
Проект «Мобильная методическая служба» представляет собой системный, перспективный план работы ИМЦ г.Салехарда на 2009-2011 годы, направленный на реализацию процесса интеграции.
Проект «Мобильная методическая служба» является центральным проектом, объединяющим восемь проектов:
1. Мобильная методическая служба;
2. Мониторинг и диагностика методической работы;
3. Диалог. Методическая поддержка на основе интеграции;
4. Виртуальный методический кабинет;
5. Сетевой город;
6. Инновационное поле;
7. Конкурс как средство повышения профессионального мастерства педагогов;
8. Учимся учить. Повышения профессионального компетентности педагогов.
Малочисленность образовательных учреждений муниципальной системы образования не позволяет
Схема
выбрать модели методической службы, существующие и широко распространённые в других городах и регионах. Однако небольшое количество педагогических работников различных категорий позволяет предоставить методические услуги практически каждому педагогу.
В основе проектов лежит необходимость преобразования содержания, форм методической работы в соответствии с методическими запросами, с объективной необходимостью, а также заказом департамента образования города и образовательных учреждений.
Так, проект «Диалог. Методическая поддержка на основе интеграции» предполагает ряд серьёзных изменений.
Во-первых, организация методической работы строится на основе интеграции, так как именно интеграция является важнейшим основанием единства методической системы. В основе интегрированной системы лежит взаимосвязь методических структур различной предметной направленности. Создание наряду с традиционными методическими объединениями межпредметных постоянных и временных объединений будет способствовать преодолению проблем преемственности, несогласованности, нарушения целостности и системности методической работы в повышении профессионального мастерства педагогических работников как на школьном, так и на городском уровнях. Например, уже сегодня работают постоянно-действующие методические объединения такие, как «Начальная школа ПЛЮС»; ПДС для учителей математики, информатики, физики; интегрированный семинар для учителей химии, биологии, географии; интегрированный семинар для учителей русского языка и истории по написанию эссе блока С единого государственного экзамена и др.
Во-вторых, ликвидация отдельных городских методических объединений влечёт за собой пересмотр системы работы такой структурной единицы, как городские малые методические советы, объединяющие руководителей ШМО. Малые методические советы являются важным связующим звеном между городским научно-методическим советом и школьными методическими объединениями. Это своего рода координирующий орган, основной задачей которого является поиск путей решения общеметодических вопросов и проблем.
В-третьих, на основе интеграции предполагается выстраивание отношений между методическими объединениями образовательных учреждений и учреждений дополнительного образования. Нередко взаимодействие этих структур рассматривается узко, как помощь структур, обеспечивающих воспитательный процесс, и учреждений дополнительного образования друг другу. Однако взаимодействие
- это не только помощь, но и разумное объединение специфических возможностей, усилий в организации среды жизнедеятельности ребенка как фактора, активно влияющего на развитие личности. Для этого необходимо объединить усилия методистов образовательных учреждений, методистов учреждений дополнительного образования и методистов му-
ниципальной методической службы на решение общих проблем.
В-четвёртых, при организации городских методических мероприятий в большинстве случаев не делаются разграничения по предметным областям. Так, только за период с марта по октябрь 2009 году прошло 17 общегородских методических мероприятий, объединивших около 450 педагогических работников (при условии, что муниципальная система образования насчитывает около 800 педагогических работников).
Если говорить о качестве подготовки мероприятий, то 35 % педагогов в итоговой оценочной анкете семинаров указали на высокий уровень проведения методических мероприятий; 62 % - на достаточный; 81% участников отметили эффективное сочетание предоставляемой теоретической и практической информации.
Итоговое анкетирование помогает также определить тематику различного рода методических консультаций и одновременно реализует ряд задач Проекта «Мониторинг и диагностика методической работы». Так, в сентябре 2009 по запросу заместителей директоров по УВР была проведена консультация на тему «Организация контроля в образовательном учреждении». Заместителей директоров интересовал вопрос организации мониторинга качества образования в ОУ. Таким образом, административные работники, можно сказать, осознанно оформляют методический запрос, указывая такие темы методических консультаций, которые помогли бы им в организации учебно-воспитательного процесса непосредственно в ОУ. Например, заместители директоров по УВР обозначили тему «Определение критериев оценки при организации мониторинговых мероприятий», педагоги дошкольных образовательных учреждений - «Использование ИКТ в ДОУ» и т.д. Приоритетными остаются темы - организация и методическое сопровождение ЕГЭ, ГИА, профильное обучение и предпрофиль-ная подготовка, технологизация УВП, эффективное использование ИКТ. Так, в ноябре состоялся выездной семинар-практикум по запросу МОУ «Гимназия» по теме «Организация непрерывного самосовершенствования педагога».
Освещение всех интересующих тем - это, по сути, реализация основного принципа мобильной методической службы, когда содержание методической работы муниципальной методической службы формируется на основе конструирования гибкой системы работы, позволяющей реагировать на потребности педагогических работников города.
Анализируя деятельность ИМЦ, можно также отметить, что в организации работы по повышению профессионального мастерства педагогических работников сотрудниками использовались различные формы методической работы: семинары, семинары-практикумы, интегрированные постоянно действующие семинары, обучающие семинары, выездные или так называемые корпоративные семинары, виртуальные семинары, коллективные тематические консультации, школы, клубы, круглые столы. Мы помним, что не только содержание, но и форма влияет на решение поставленных задач.
В-пятых, интеграция осуществляется и на виртуальном уровне через так называемый виртуальный методический кабинет. Данная форма позволяет увеличить круг взаимодействия участников, решает проблему своевременной доставки методической информации педагогу, тем более что современные технологии способны обеспечить передачу знаний и доступ к разнообразной информации наравне, а иногда и эффективнее, чем традиционные средства методической поддержки. С октября 2009 начал свою работу первый виртуальный методический семинар под названием «Разработка и использование на уроке и занятии технологических карт для педагога, учащихся и воспитанников». Целью данного семинара является детальное ознакомление педагогических работников с технологией В.Монахова, которая позволяет воспользоваться технологической картой, определяющей структуру урока, содержание и конечные результаты.
Особенностью подобных мероприятий является неограниченность во времени и пространстве. Учитель независимо от места нахождения и времени суток, конечно же, при наличии компьютера и выхода в Интернет может в виртуальном методическом кабинете изучать теоретическую и практическую информацию по теме семинара, выполнять предложенные задания и после экспертизы представленных педагогом материалов получить документ об участии в городском виртуальном методическом семинаре. Дальнейшее развитие виртуального пространства рассмотрено в проекте «Виртуальный методический кабинет». Работа в данном направлении находится на этапе формирования, но первые шаги уже сделаны. В образовательных учреждениях города начали свою работу виртуальные методические кабинеты, основанные на локальной сети ОУ.
В-шестых, городская методическая служба уже сегодня предлагает серию заочных конкурсных мероприятий, призванных способствовать профессиональному росту, повышению профессиональной компетентности, реализации профессиональных способностей педагогических работников. Конкурсный заочный педагогический марафон «От призвания - к признанию» стартовал в феврале 2009 года и финиширует только в апреле 2010 года. Тематика конкурсных мероприятий разнообразна и затрагивает все направления деятельности педагога и все категории педагогических работников. Это тоже своего рода интеграция: конкурс не делает различий между педагогическими работниками ни по возрасту, ни по специальности, ни по стажу работы, ни по образованию: конкурс предъявляет достаточно высокие требования ко всем участникам, заставляя стремиться к достижению более высокого результата. Только за период с января 2009 года по сентябрь 2009 года в Педагогическом марафоне приняло участие 74 педагога различных категорий, 40 из них стали победителями и лауреатами.
Материалы победителей и лауреатов марафона размещены на официальном сайте департамента об-
разования в разделе «Виртуальный методический кабинет». Педагоги могут также ознакомиться с опытом работы коллег в сборнике «Адреса передового опыта», выпущенном по итогам конкурса. Можно сказать, что марафон набирает обороты: на заседании ГНМС (май 2009) собравшимся был предложен пакет документов Педагогического марафона 2009-2010 года. В сентябре прошел первый конкурс, который выявил новых победителей и лауреатов.
Педагогический марафон «От призвания - к признанию» позволил педагогическим работникам города представить имеющийся опыт в виде конкурсных работ, а методической службе - разместить актуальный опыт победителей и лауреатов на сайте департамента образования с целью дальнейшего его распространения.
Данный проект помогает также реализовать одну из задач методической службы по своевременному информационно-методическому сопровождению.
Информационная деятельность методистов ИМЦ включает в себя оперативную методическую помощь педагогическим работникам по проблемам управления, отбора содержания, методик и технологий преподавания предметов, обучения и воспитания школьников на разных ступенях, в том числе и предоставляя информацию на различных носителях.
Содержательной основой многих методических сборников послужили имеющиеся в ИМЦ материалы семинаров, консультаций, конкурсных работ педагогов. Все материалы оформлены соответствующим образом и могут быть использованы педагогами города в работе, так как помимо бумажного варианта имеется также и электронный, позволяющий предоставить информацию в полном объеме.
Такая форма информационной методической работы реализует адресную систему методической поддержки учителя, позволяет реально обеспечить потребности учителей в методических и дидактических материалах, а также поддержать профессиональное общение. В этом большую роль играет работа виртуального методического кабинета.
Проект «Инновационное поле» разработан в рамках проекта «Мобильная методическая служба» с целью комплексного сопровождения и поддержки инновационной деятельности муниципальной системы образования г. Салехарда.
Модель организации инновационной деятельности состоит из следующих элементов:
1. «Сопровождение» имеющихся функционирующих видов инновационной деятельности.
2. «Поддержка» имеющихся и развивающихся инновационных процессов, инновационных видов деятельности (коммуникации).
3. «Конструирование» новых видов инновационной деятельности.
4. «Освоение» субъектами новых видов инновационной деятельности(внедрение).
5. «Мониторинг» эффективности инновационных процессов.
Таблица
Направление Пути решения
Сопровождение Доступность информации о передовых технологиях педагогической и управленческой деятельности (электронные материалы различных методических мероприятий). Повышение качества проводимых методических мероприятий, направленных на изучение инновационных процессов (результаты анкетирования).
Поддержка Организация работы мастер-классов учителей-предметников
Конструирование Организация работы клуба «Поиск», «Школы педагога-исследователя», направленных на развитие инновационного потенциала педагогических работников.
Внедрение Организация работы по детальному изучению одной технологии «ИКТ в образовательном процессе». Работа постоянно действующего семинара «Начальная школа ПЛЮС»; организация работы двухдневного семинар для педагогов различных категорий «Эффективность использования средств ИКТ на уроках и занятиях»; организация семинара для методистов «Дистанционная методическая поддержка педагога как важнейшее направление повышения профессионального мастерства педагогических работников»; семинара-практикума «Дистанционное обучение с использованием средств АС «Сетевой город» в актированные дни» и др.
Развитие Система конкурсных мероприятий Педагогического марафона, направленных на развитие творческого потенциала педагогических и управленческих кадров, их рефлексивных способностей, способностей к саморазвитию, а также на ускорение процессов инновационного развития путём организации конкурсных мероприятий.
Мониторинг Выявления проблем внедрения инновационных технологий. Повышение перспективности вводимых инновационных технологий через их детальное изучение. Мониторинг ИКТ- компетентности педагогических работников города. Организация городского методического смотра-конкурса «Модель организации методической работы в ОУ как система повышения профессионального мастерства педагогических работников».
Механизмы инновационной деятельности давно и прочно вошли в образовательную практику, и их применение носит массовый характер. Однако при ближайшем рассмотрении оказывается, что результаты применения, казалось бы, одних и тех же механизмов инновационной деятельности оказываются весьма различными по критерию успешности, поэтому деятельность методической службы по изучению и внедрению направлена на те технологии, реализация которых возможна в образовательных учреждениях города Салехарда (см. табл.). Например, использование ИКТ в образовательном процессе, развитие виртуального методического пространства и др.
Новая модель методического сопровождения за год своего существования, можно сказать, оправдала себя и оказалась эффективной в условиях отсутствия других форм курсовой подготовки.
Новые требования к ММС определяют и новые требования к уровню квалификации работников методической службы. Сегодня методист выполняет новые функции: функции эксперта, менеджера, консультанта. В настоящее время в ИМЦ работает 11 методистов. Очевидно, что требуется организация повышения квалификации, связанная с выполнением вышеназванных новых функций методиста: на это направлен проект «Учимся учить. Повышение профессиональной компетентности методи-
ста муниципального информационно-методического центра». В рамках данного проекта разрабатывается электронный учебник, который позволит осуществлять подготовку методистов не только на уровне учреждения, но и на уровне самообразовательной деятельности.
Таким образом, мы рассмотрели только некоторые направления деятельности информационнометодического центра, те, которые после преобразования претерпели значительные изменения, и теперь их развитие будет строиться по-новому. Интеграция этих подсистем сегодня стала не только возможной, но и необходимой, так как изменилась главная ценностная ориентация образования: гарантировать учащемуся не только результат, выраженный в сертификате, но и личностный рост, и успех в жизни. Как вы понимаете, такой результат может обеспечить только педагог с высоким уровнем профессионализма, но движущей силой в процессе становления педагога-профессионала всё-таки является методическая служба.