ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Н. В. Ананьина, заместитель директора по учебно-методической работе ГОУ СПО «Кузнецкий индустриальный техникум»
Реализация федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) требует принципиального изменения организации образовательного процесса: сокращение аудиторной нагрузки и рост объема самостоятельной работы студентов (СРС). ФГОС содержат общие компетенции, которые необходимо формировать у будущих рабочих и специалистов, большинство из которых связано с самообразованием и саморазвитием, например:
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
Реализация ФГОС перемещает акценты с преподавания на самостоятельную деятельность студентов, направленную на развитие у студентов творческой инициативы, потребности в самообразовании, стремлении к повышению уровня теоретической подготовки, а также к совершенствованию умений самообразовательной деятельности.
Принятие Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 привело к обновлению всей нормативной базы, вызывающей необходимость переструк-турирования всех звеньев учебного процесса, в том числе и для организации эффективной СРС, выстраивания взаимосвязи самостоятельной работы с профессиональной деятельностью.
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденный приказом МОиН № 464 от 14.06.2013, в пункте 27 регламентирует максимальный объем учебной нагрузки обучающегося, включая все виды аудиторной и внеаудиторной учебной нагрузки; в пункте 28 определяет среди других видов учебной деятельности самостоятельную работу, а в пункте 10 оставляет за ФГОС статус документов, определяющих требования к структуре, объему, условиям реализации и результатам освоения образовательных программ среднего профессионального образования.
В свою очередь пункт 7.1 ФГОС гласит, что при формировании ОПОП образовательное учреждение обязано:
- обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения;
- предусматривать в целях реализации ком-петентностного подхода использование в образовательном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий) в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.
Для реализации нормативных требований выстраивания взаимосвязи аудиторной и внеаудиторной работы в ГОУ СПО «Кузнецкий индустриальный техникум» внедрена система по организации эффективной СРС.
«ОБРАЗОВАНИЕ. КАРЬЕРА. ОБЩЕСТВО» № 4-1 (40) 2013-2014
Календарный график учебного процесса
Индекс Наименование циклов, разделов, дисциплин, профессиональных модулей, МДК, практик Виды учебной нагрузки їі Сентябрь 1 Октябрь Ноябрь СГ ю о Декабрь Январь 31 янв. - 6 фев. | Февраль Е со -е- Март 28 мар. - 3 апр. | Апрель 25 апр. -1 мая | Май 2 Е Июнь с; 2 2 Июль Август 29 авг. - 4 сент. | Всего часов1 |
Номера календарных недель
й|й|й|й|Я|§|5|5!|3|3|е|!?|!;|5|3|5|Е|й|5|3|3|3|ё|§|5|§|§|?|^|г!|?|?|^|?|!?|?|?!|й|5;|Я|Я|Я|8|8|а|Я|Я|8|5;|й|й|й|й
Порядковые номера недель учебного года
- СЧІ о и) <о Г- со О) 8 Я я сЗ я Й 8 Й 8 т т со со Я т т со т § 5 3 3 5 § § £ 3 2 £ й В
ОД.ОО Общеобразовательный цикл обяз. уч.
сам. р. с.
ОД Б.01 (базов.) обяз. уч.
сам. р. с.
ОДП.П-Ю1 (профильн.) обяз. уч.
сам. р. с.
ОГСЭ.ОО Общий гуманитарный и социально-экономический цикл (для СПО) обяз. уч.
сам. р. с.
ОГСЭ.Оп обяз. уч.
сам. р. с.
ЕН.00 Математический и общий естественнонаучный цикл (для СПО) обяз. уч.
сам. р. с.
ЕН.Оп обяз. уч.
сам. р. с.
ОП.ОО Обще профессиональный цикл (для НПО) обяз. уч.
сам. р. с.
ОП.01 обяз. уч.
сам. р. с.
ОП.Оп обяз. уч.
сам. р. с.
П.00 Профессиональный цикл (для НПО) обяз. уч.
сам. р. с.
ПМ. 00 Профессиональные модули обяз. уч.
сам. р. с.
ПМ. 0п обяз. уч.
сам. р. с.
МДК.0П.01 обяз. уч.
сам. р. с.
МДК.0П.02 обяз. уч.
сам. р. с.
УП.Оп обяз. уч.
ПП. 0п обяз. уч.
ФК.00 Физическая культура (для НПО) обяз. уч.
сам. р. с.
Всего час. в неделю обязательной учебной нагрузки
Всего час. в неделю самостоятельной работы студентов
Всего часов в неделю
Оі
1 По циклам, разделам, дисциплинам, профессиональным модулям, МДК и практикам и ОПОП в целом
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
1. Планирование СРС в календарном учебном графике, учитывающем распределение СРС на весь период обучения. График составляется с целью обеспечения равномерного распределения недельной нагрузки, соблюдения требований к максимальному объему учебной нагрузки обучающегося (54 академических часа в неделю). Форма календарного учебного графика представлена в таблице 1.
2. Проектирование СРС в рабочих программах учебных дисциплин и профессиональных модулей. Объем времени, отведенный на внеаудиторную СРС, планируется в рабочем учебном плане, распределяется в календарном учебном графике по неделям, конкретизируется в рабочих программах учебных дисциплин и профес-
сиональных модулей с распределением по разделам и темам. При проектировании СРС рекомендуем педагогам воспользоваться методическим пособием [1], содержащим богатый материал по классификации видов СРС, конструктор учебно-познавательных заданий, примеры видов деятельности и заданий разного уровня сложности, примерные нормы времени для реализации конкретных видов СРС. При этом необходимо помнить, что организация СРС требует творческого подхода, а затраты времени на выполнение запланированных заданий определяются эмпирически. Пример заполнения данных по объему учебной дисциплины и видам учебной работы по иностранному языку представлен в таблице 2.
Таблица 2
Объем учебной дисциплины «иностранный язык» и виды учебной работы
Вид учебной работы Объем часов
Максимальная учебная нагрузка 110
Обязательная аудиторная учебная нагрузка 78 I семестр - 34 II семестр - 44
В том числе: контрольные работы 5
Самостоятельная работа студента: 32
В том числе:
выполнение учебных проектов 6
выполнение самостоятельной домашней работы 10
написание писем, сочинений и эссе 6
создание презентаций, постеров 6
чтение и перевод научно-популярных, технических текстов 4
Промежуточная аттестация II семестр - дифференцированный зачет в форме тестирования
3. Составление тематического плана по организации СРС. В состав учебно-методических комплексов включен тематический план, разработанная структура которого удобна не только
для планирования и реализации СРС, но и для заполнения журнала учета СРС. Форма тематического плана по организации СРС представлена в таблице 3.
Таблица 3
Форма тематического плана по организации СРС
Раздел, тема Темы (задания) для самостоятельного изучения Кол. часов на СРС Формируемые компетенции
4. Мониторинг реализации СРС по дисциплинам и профессиональным модулям осуществляется в журналах учета самостоятельной работы студентов (далее — журнал). Профессионально-педагогические работники обязаны систематически проверять и оценивать результат выполнения самостоятельной работы, вести журнал. Журнал ведется на одну учебную группу в течение одного учебного года. На левой стороне журнала профессионально-педагогические работники проставляют в соответствующей графе дату контроля выполнения самостоятельной работы, а также оценку результата выполнения: выполнил — 2; выполнил не полностью — 1; не выполнил — 0. Форма левой стороны журнала представлена в таблице 4. На правой стороне журнала указываются дата контроля, темы рабочей программы учебной дисциплины, темы (задания) для самостоятельного изучения, количество часов на самостоятельную работу. Форма правой стороны журнала представлена в таблице 5.
Журнал является документом учета внеаудиторной самостоятельной работы студентов.
5. Внеаудиторная работа должна сопровождаться методическим обеспечением. Каждый педагогический работник техникума пополняет УМК по преподаваемым дисциплинам и профессиональным модулям разработанными методическими рекомендациями, инструкциями, кейсами, проблемными ситуациями, веб-квестами и т. д. для эффективной реализации СРС.
6. Локальные акты образовательного учреждения, регламентирующие вопросы реализации СРС:
- Положение о самостоятельной работе студентов, определяющее сущность само-
Таблица 4 Форма левой стороны журнала
Фамилия, имя, отчество преподавателя.
Дата прокдети контроля СР Код тем рн Тема Темы (иоаят) для самостоятельного туч ежи Подпись
Таблица 5 Форма правой стороны журнала
Наименование УД'МДК (ПМ).
Л* п-п Мкщ Час»
I I I I I I I
Фамилия и инициалы обучающихся Результат выполнения (выполнил-2 выполнил не полностью -1 f не выполнил -0)
стоятельной работы студентов, ее назначение, планирование, формы организации и виды контроля;
- Положение о журнале учета самостоятельной работы студентов, определяющее порядок оформления и ведения журналов учета СРС.
Опыт работы по данной системе был представлен на областном семинаре-практикуме 22 октября 2013 г. на базе ГОУ СПО «Кузнецкий индустриальный техникум» по плану НСОУ «Совет директоров учреждений НПО и СПО Кеме-
ровской области» совместно с ГОУ «КРИРПО» на тему «Организация самостоятельной работы обучающихся в условиях ФГОС».
В семинаре приняли участие 103 представителя из 45 образовательных учреждений среднего профессионального образования. На семинар съехались педагогические работники из многих городов Кемеровской области: Новокузнецка, Киселевска, Таштагола, Анжеро-Судженска, Междуреченска, Полысаево, Ле-нинска-Кузнецкого, Мариинска, Прокопьевска, Осинников, Кемерово, Тайги, Калтана, Юрги, Белово.
Слушатели оставили положительные отзывы, результатом семинара явилось приращение следующих компетенций педагогов, включающих способность и готовность:
- формировать мотивацию у педагогических работников в организации СРС;
- проектировать и разрабатывать СРС;
- осуществлять методическую поддержку при заполнении форм учета СРС;
- использовать полученные знания о современных педагогических технологиях для эффективной реализации аудиторной и внеаудиторной СРС.
Активность педагогического сообщества Кемеровской области подтверждает актуальность рассматриваемых в ходе семинара вопросов и указывает на необходимость комплексного взаимодействия методических служб образовательных организаций в условиях внедрения ФГОС, реализации компетентностного подхода и меняющейся законодательной базы.
1. Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса в учреждении профессионального образования в условиях реализации ФГОС нового поколения / Л. Н. Вавилова, М. А. Гуляева. — Кемерово: ГОУ «КРИРПО», 2012. — 180 с.
СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫЙ ПРОЕКТ КАК СПОСОБ АКТИВИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
Е. С. Шамина, преподаватель ГБОУ СПО «Киселевский горный техникум»
Новая парадигма образования предопределяет смену приоритетов: самостоятельная работа студентов (CPC) становится не просто формой образовательного процесса, а фундаментом для формирования профессиональной самостоятельности студента, способствует более эффективному овладению учебным материалом, стимулирует познавательные и профессиональные интересы, содействует формированию коммуникативной компетенции и росту мотивации обучения студентов. Базовые положения Болонского соглашения предлагают уделять пристальное внимание именно самостоятельной работе.
Актуальность проблемы овладения студентами методами самостоятельной познавательной деятельности также обусловлена тем, что
в период обучения закладываются основы профессионализма, формируется умение самостоятельной профессиональной деятельности.
Самостоятельная работа студентов становится ведущей формой организации учебного процесса, но вместе с этим возникает проблема ее активизации. Увеличение доли самостоятельной работы при сокращении аудиторных занятий приводит к тому, что повысить качество образовательного процесса можно только за счет внедрения