ционной Системе определен рост показателей качественной успеваемости студентов, высокий уровень выпускных квалификационных работ, повышенная мотивация студентов к профессиональному и личностному развитию.
Результаты реализации программы внутрифирменного обучения педагогических работников НТЭТ по теме «Система оценки качества освоения основных профессиональных образовательных программ» транслировались педагогическому сообществу за пределами ПОО:
— Областная выставка-ярмарка научно-методических материалов преподавателей профессиональных образовательных организаций Кемеровской области, 2014 г. (диплом III степени в номинации «Программно-методическое обеспечение воспитательно-образовательного процесса»);
— V Межрегиональный конкурс педагогического мастерства «Педагог-новатор», 2014 г. (диплом III степени);
— Международный конкурс педагогического творчества «Ступени мастерства», 2015 г. (диплом победителя I степени в номинации «Контрольно-оценочные средства»);
— Областная тематическая консультация по теме «Современные подходы к определению форм текущего контроля знаний и промежуточной аттестации по учебной дисциплине и профессиональному модулю», 16.04.2015;
— публикация статьи «Система оценки результатов обучения студентов в ГОУ СПО НТЭТ» в журнале «Образование. Карьера. Общество», 2015 г.
Успех и эффективность реализации программы внутрифирменного обучения напрямую зависит не только от грамотной организации и управления деятельностью педагогического коллектива, но и от положительного настроя, инициативности и заинтересованности самих педагогов. Поэтому в ходе поэтапной работы по каскадному обучению коллектива значительный акцент был сделан на здоровьесбережении педагогических работников техникума путем систематического проведения мероприятий, направленных на поддержание здоровых психологического климата, физического состояния и эмоциональную разрядку.
Деятельность в области качества можно сравнить с камнем, который необходимо катить в гору: пока его катишь, все идет как положено, если остановишься, камень покатится вниз и придавит работников. При этом надо объективно оценить свои возможности и определить, до какого уровня совершенства вы готовы подняться. В этом случае перед вами два пути: один — это крутой подъем, полный неожиданностей и никогда не заканчивающийся, другой — пологий, привычный и знакомый, позволяющий существовать. Если уровень притязаний высокий, есть желание преуспевать, развиваться, быть на шаг впереди, то вам необходимо идти по первому пути.
РАБОТА ТВОРЧЕСКИх ГРУПП ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ
в профессиональных образовательных
организациях
Н. В. Ардашева, кандидат педагогических наук, старший методист ГПОУ «Кемеровский коммунально-строительный техникум» имени В. И. Заузелкова
М. М. Шевцова, методист
Модернизация системы образования на всех уровнях ставит новые цели и задачи, предлагает освоение современных образовательных продуктов и требует от преподавателей инициативных действий, разработки новых эффективных подходов, методов обучения. Преподавателям приходится решать различные профессиональные проблемы как индивидуально, так и объединяясь в творческие, проблемные группы.
Творческие группы — это объединения преподавателей с целью профессионального роста и обмена опытом, а также с целью решения актуальных психолого-педагогических проблем ор-
Н. В. Ардашева М. М. Шевцова
ганизации обучения. Это может быть выработка практических рекомендаций к организации комплексной оценки знаний обучающихся, проведению диагностических мероприятий по выявлению значимых профессионально-личностных качеств обучающихся, реализации компетентност-ного подхода в подготовке специалистов и др.
В Кемеровском коммунально-строительном техникуме деятельность творческих групп направлена на решение проблем, возникающих у преподавателей в процессе организации аудиторных занятий, внеаудиторных мероприятий с использованием интерактивных методов обучения, организации самостоятельной, учебно-исследовательской работы обучающихся и т. д.
Формированием и организацией работы творческих групп преподавателей занимается методический отдел техникума. Сначала методисты техникума осуществляют диагностику с целью определения проблем, интересов возникающих у преподавателей в процессе их профессиональной деятельности.
Следующим этапом работы является определение состава творческой группы преподавателей и темы ее работы. Основное условие работы преподавателей — равенство возможностей. Творческая группа должна состоять не только из преподавателей с высшей квалификационной категорией, это могут быть и начинающие преподаватели, которые не имеют педагогического опыта работы, но имеют интерес и желание работать по теме творческой группы. Длительность работы творческой группы зависит от достижения цели и решения поставленных задач.
Творческая группа преподавателей начинает работать над темой исследования с изучения литературы и передового опыта по данной проблеме, анализа педагогического процесса (фактического состояния педагогического процесса в аспекте данной проблемы). В зависимости от темы работы творческой группы осуществляется проектирование процесса, разработка моделей, проведение экспериментальной апробации проектов (моделей), анализ эффективности их внедрения, разработка методических рекомендаций на основе результатов, полученных в группе. На заключительном этапе работы творческая группа преподавателей представляет полученные результаты исследований для обсуждения педагогической общественности на методических объединениях преподавателей, семинарах, научно-практических конференциях и т. д.
Более подробно остановимся на работе творческой группы преподавателей по теме «Подго-
товка специалиста в процессе преподавания иностранного языка». Нами были изучены возможности межпредметных связей учебной дисциплины «иностранный язык» и общепрофессиональных, специальных дисциплин, междисциплинарных курсов профессиональных модулей. Иностранный язык изучается как средство общения, а тематика и ситуации для речи привносятся извне. Поэтому при изучении иностранного языка можно использовать материал из других областей знаний, содержания других учебных дисциплин, профессиональных модулей.
Взаимосвязи иностранного языка с другими учебными дисциплинами разнообразны. Основами межпредметных связей иностранного языка является как совершенствование содержательного плана учебной дисциплины, так и процессуальной стороны. В связи с этим выделяются два направления в осуществлении межпредметных связей иностранного языка с другими учебными дисциплинами. Первое направление связано с расширением предметно-содержательного плана за счет его обогащения лингвистической информацией из разных предметных областей. Второе направление характеризует практическую сторону этой учебной дисциплины. Оно предполагает совершенствование общеучебных умений по работе с информацией и формирование на их основе таких межпредметных специфических умений, которые позволили бы усилить эффективность обучения.
Взаимодействие преподавателей иностранного языка с преподавателями общепрофессиональных, специальных дисциплин, профессиональных модулей было представлено в проведении бинарных уроков, разработке заданий для практических занятий, самостоятельной, учебно-исследовательской работы обучающихся, в реализации творческих проектов.
Результаты работы творческой группы преподавателей нашего техникума были представлены 19 ноября 2015 года на городском методическом объединении преподавателей иностранного языка по теме «Подготовка специалиста в процессе преподавания иностранного языка».
На методическом объединении присутствовали представители 12 образовательных учреждений городов Кемерово, Топки и Березовский. Преподавателям были предложены различные примеры работ с профессионально ориентированным материалом: преподаватель Т. Ю. Бол-тенко поделилась опытом организации и проведения практического занятия по учебной дисциплине «иностранный язык» и МДК 03.01 «Геодезия с основами картографии и картографиче-
ского черчения»; преподаватель Т. С. Михайли-на продемонстрировала виды самостоятельных заданий на английском языке для обучающихся специальностей 08.02.04 «Водоснабжение и водоотведение» и 02.08.07 «Монтаж и эксплуатация внутренних сантехнических устройств, кондиционирования воздуха и вентиляции»; преподаватель М. С. Алишевиц выступала с докладом «Иностранный язык и учебная практика специальности 35.02.12 «Садово-парковое и ландшафтное строительство».
Работа творческой группы преподавателей по теме «Подготовка специалиста в процессе
преподавания иностранного языка» продолжается и в настоящее время. Под руководством преподавателя иностранного языка А. Ю. Бо-родкиной организуется работа учебно-практической конференции. В марте 2016 года в Кемеровском коммунально-строительном техникуме имени В. И. Заузелкова состоится I студенческая учебно-практическая конференция «I am a professional» («Я — профессионал»). На конференции обучающиеся государственных профессиональных образовательных организаций Кемерова представят результаты учебно-исследовательской работы на английском языке.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ
в условиях подготовки к введению фгос соо
т. В. Сасина, методист, преподаватель ГПОУ «Кемеровский техникум индустрии питания и сферы услуг» М. В. Воробьева, председатель методического объединения преподавателей общеобразовательных дисциплин, преподаватель
Деятельность работы методического объединения преподавателей общеобразовательных дисциплин (МО ООД) в Кемеровском техникуме индустрии питания и сферы услуг представляет собой целостную систему по реализации задач, поставленных перед профессиональной образовательной организацией, и направлена на реализацию единой методической темы техникума «Модернизация комплексного учебно-методического обеспечения (КУМО) образовательного процесса как условие повышения качества подготовки квалифицированных рабочих, служащих, специалистов среднего звена».
По данным на 1 февраля 2016 года в состав МО ООД техникума входят 18 преподавателей. Девять преподавателей имеют высшую квалификационную категорию, шесть — первую квалификационную категорию. Все преподаватели имеют высшее профессиональное образование, двое — продолжают обучение в аспирантуре.
Цель МО ООД: повышение профессионального мастерства преподавателей в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (ФГОС СОО) и задачами модернизации профессионального образования.
Задачи:
1. Способствовать совершенствованию и обновлению учебно-методических комплексов учебных дисциплин в соответствии с требованиями ФГОС СОО.
- Т %
1
ШЬж i
т. В. Сасина М. В. Воробьева
2. Содействовать повышению профессионального и методического уровня преподавателей через самообразование, курсы повышения квалификации, семинары, выступления на МО, проведение и посещение открытых мероприятий, участие в конкурсном движении.
3. Создавать условия для развития способностей обучающихся посредством проведения предметных недель, олимпиад, участия в научно-практических конференциях и конкурсах различного уровня.
Необходимость решения первой задачи обуславливается введением ФГОС СОО в техникуме. Проблема пересмотра содержания образования сейчас актуальна как никогда. С 2010 года в школах реализуются ФГОС начального и основного общего образования. В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об об-