денты нашей специальности принимают участие в городских, областных научно-практических конференциях.
Завершающим этапом выполнения основной профессиональной образовательной программы подготовки специалистов является дипломное проектирование. При составлении тем дипломных проектов мы делаем упор на актуальность проблемы, связанную с нашей специальностью 190701 «Организация перевозок и управление на железнодорожном транспорте». Особенно интересны интегрированные дипломные проекты, в которых рассматриваются проблемы, охватывающие несколько специальностей. Один из последних дипломных проектов был разработан совместно со студентами спе-
циальности 150412 «Обработка металлов давлением».
Таким образом, широкое использование разнообразных форм и методов самостоятельной работы развивает важные интеллектуальные качества студентов и обеспечивает в дальнейшем их стремление к постоянному самостоятельному овладению знаниями.
1. Самостоятельная работа студентов / сост.: А. С. Зенкин, В. М. Кирдяев, Ф. П. Пильгаев, А. П. Лащ. - Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2009. - 45 с.
2. Григорян В. Г., Химич П. Г. Роль преподавателя в организации самостоятельной работы студентов // Высшее образование в России. -2009. - № 11. - С. 108-114.
ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «ЛИТЕРАТУРА»
Е. В. Тростинецкая, преподаватель русского языка и литературы ГОУ СПО «Кузнецкий металлургический техникум», г. Новокузнецк
Самостоятельная работа студентов (СРС) -способ активного, целенаправленного приобретения студентом новых для него знаний и умений без непосредственного участия в этом процессе преподавателей.
Студент и выпускник техникума должен не только получать знания по предметам программы, овладевать умениями и навыками использования этих знаний, но и уметь самостоятельно приобретать новые сведения. Таким образом, в техникуме студенты должны получить подготовку к последующему самообразованию, а средством достижения этой цели является самостоятельная работа.
Самостоятельная работа предполагает ориентацию на активные методы овладения знаниями, развитие творческих способностей, переход к индивидуализированному обучению с учетом потребностей и возможностей личности. Усиление роли СРС означает принципиальный пере-
смотр организации учебно-воспитательного процесса, который должен строиться так, чтобы развивать умение учиться, формировать у студента способности к саморазвитию, творческому применению полученных знаний, способам адаптации к профессиональной деятельности в современном мире. В то же время самостоятельная работа, ее планирование, организационные формы и методы, система отслеживания результатов являются одними из наименее исследованных проблем педагогической теории.
Наиболее часто самостоятельная работа рассматривается как любая деятельность, связанная с воспитанием мышления будущего профессионала. Любой вид занятий, создающий условия для зарождения самостоятельной мышления, познавательной активности студента, связан с самостоятельной работой.
Виды внеаудиторной СРС по литературе разнообразны:
1. Подготовка и написание рефератов, докладов на заданные темы (студенту предоставляется право выбора темы).
2. Подбор и изучение литературных источников, работа с периодическими изданиями, подготовка тематических обзоров по периодике.
3. Подготовка к участию в научно-практических конференциях как внутри, так и вне колледжа.
4. Оформление мультимедийных презентаций учебных разделов и тем.
5. Подготовка кроссвордов, глоссариев.
6. Изготовление наглядных пособий, макетов, муляжей.
Чтобы развить положительное отношение студентов к внеаудиторной СРС, следует на каждом этапе разъяснять цели работы, контролировать понимание этих целей студентами, постепенно формируя у них умение самостоятельной постановки задачи и выбора цели.
В стандартах среднего профессионального образования на внеаудиторную работу отводится не менее трети бюджета времени студента по каждой изучаемой дисциплине. Это время полностью должно быть использовано на самостоятельную работу. Кроме того, большая часть времени, отводимого на аудиторные занятия, включает самостоятельную работу. Таким образом, времени на самостоятельную работу в учебном процессе вполне достаточно, вопрос в том, как эффективно использовать это время.
При изучении дисциплины «Литература» самостоятельная работа в техникуме организовывается как аудиторная, внеаудиторная и инициативная.
Самостоятельная работа активизирует самостоятельное творчество обучающегося, поскольку выстраивается преподавателем с учетом его психологических особенностей и интеллектуальных знаний, оказывает влияние на формирование основ профессиональных качеств личности, т. к. выступает средством формирования способности к самореализации, самоконтролю, самоанализу.
Основным видом СРС при изучении данной дисциплины является, конечно, чтение дома произведений, изучаемых по программе. Кроме того, инициативной самостоятельной работой, не предусмотренной основной образовательной
программой, является чтение дополнительной литературы по теме.
Для углубления знаний преподавателями литературы проводятся семинары. Семинар - это логическое завершение темы, начатой на занятии. Семинары углубляют, конкретизируют, расширяют знания, помогают овладеть ими на более высоком уровне. Эта форма способствует закреплению умения и навыков самостоятельной работы. В техникуме проводятся семинары по творчеству Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского. Студентам заранее выдаются вопросы к семинарам. Это могут быть и вопросы, которые не затрагиваются на занятиях. Такие занятия развивают творческую самостоятельность студентов, расширяют общий и культурный кругозор студентов. Подготовка к семинарам является наиболее сложным видом самостоятельной работы.
Для развития творческих способностей студентов преподавателями дисциплины «Литература» проводится литературная гостиная. Самые различные темы собирают любителей поэзии на импровизированные встречи: это и беседы о поэтических жанрах, и встречи с интересными людьми, и чтение собственных произведений юными авторами, и разговор о жизни и творчестве современных поэтов. Вечера, по-свящённые поэзии Булата Окуджавы, Эдуарда Асадова, Виктора Цоя, Вероники Тушновой, готовили студенты с большим энтузиазмом. На подобных вечерах студенты раскрывают свои таланты: не раз звучали стихи собственного сочинения.
Свои пробы пера студенты могут увидеть в сборнике, который выпускается в техникуме и имеет большой успех у студентов. Контингент литературной гостиной разный: от студентов первого курса до выпускников.
Ещё одна работа, которая активизирует творчество студентов, - это выпуск газеты. Газета рассказывает о жизни техникума. Нередко на страницы газеты попадают и стихи наших юных поэтов.
Процесс самостоятельной работы студента не осуществим, если студент несамостоятелен в учебной деятельности. Формирование способности к саморазвитию немыслимо без наличия навыков самостоятельно находить, отбирать, анализировать информацию, самостоятельно тренировать память, речевые умения и т. д., корректировать свое поведение и стратегию обучения в соответствии с полученным опытом, восстанавливать эмоциональные и физические силы, работать в коллективе, создавать межличностные контакты.
Самостоятельная работа - это путь к профессиональной карьере, она формирует профессиональную самостоятельность и мобильность выпускников, а задача преподавателей колледжа информационных технологий и сервиса сегодня - правильно ее организовать.
1. Игнатов В. Г., Белолипецкий В. К. Профессиональная культура и профессионализм госу-
дарственной службы: контекст истории и современность. - Ростов на Дону: МарТ, 2000. - 256 с.
2. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Словарь по педагогике. - Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. - 448 с.
3. Кукушкин В. С. Введение в педагогическую деятельность. - Ростов на Дону: МарТ, 2002. - 217 с.
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАМКАХ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК УСЛОВИЕ ОПТИМИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ БУДУЩИХ РАБОЧИХ/СПЕЦИАЛИСТОВ
К. Я. Джус, методист высшей квалификационной категории, ГОУ СПО «Кемеровский профессионально-технический колледж» Г. С. Малыгина, преподаватель математики
Активное участие обучающихся (программистов) в проектной деятельности ГОУ СПО «Кемеровский профессионально-технический колледж» обусловлено требованиями ФГОС III поколения, направленными на формирование у обучающихся качеств, которые сегодня называются базовыми (ключевыми) компетенциями, обеспечивающими конкурентоспособность выпускников на рынке труда:
- понимание необходимости ответственности при принятии решения в ситуации неопределенности;
- отработка стойких навыков работать в команде и быть презентабельным;
- закрепление умений своевременно оценивать, анализировать результаты, делать свой выбор;
- развитие способности добывать и накапливать дополнительную профессионально
важную информацию;
- владеть различными способами поиска информации, ее обработки, хранения и использования в профессиональной деятельности.
Перечисленные критерии позволяют следить за контролем качества участия обучающихся во внеурочных формах работы с целью профессионального самоопределения.
Самоопределение является центральным механизмом становления зрелой личности и предполагает выбор сферы приложения своих жизненных сил и способностей, сферы самореализации, в роли которой может выступить реализация проектных мастер-классов на базе колледжа, что позволит обеспечить осознанность профессионального самоопределения обучающихся в рамках профессиональных проб, утверждения в правильности выбранной специальности. По мнению Г. К. Се-левко, «профессиональное самоопределение