Научная статья на тему 'Оптимизация образовательного процесса путем создания коррективно-адаптивного курса по математике «Аксиома успеха»'

Оптимизация образовательного процесса путем создания коррективно-адаптивного курса по математике «Аксиома успеха» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
52
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оптимизация образовательного процесса путем создания коррективно-адаптивного курса по математике «Аксиома успеха»»

• увеличение контингента с учетом мотивации к профессиональному выбору выпускников специальных (коррекционных) общеобразовательных школ;

• повышение эффективности взаимодействия с социальными партнерами и работодателями.

Для города, региона:

• конкурентоспособные выпускники из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида с учетом потребностей работодателей.

ОПТИМИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПУТЕМ СОЗДАНИЯ КОРРЕКТИВНО-АДАПТИВНОГО КУРСА ПО МАТЕМАТИКЕ «АКСИОМА УСПЕхА»

И. И. Малинина, преподаватель математики ГОУ СПО «Новокузнецкий торгово-экономический техникум»

В свете требований федерального государственного образовательного стандарта главной целью любой образовательной организации среднего профессионального образования является подготовка конкурентоспособного специалиста, замотивированно-го на непрерывное самообразование в течение всей жизни.

Математические знания и умения могут стать мощным инструментом в руках любого специалиста. В связи с этим возникает необходимость интеграции этих знаний и умений в дисциплины профессионального цикла и профессиональные модули.

С одной стороны, математика — только «вспомогательная» наука для освоения дисциплин профессионального цикла, а с другой — нет ни одной ситуации в жизни, в которой не использовался бы математический аппарат.

В результате диагностики и анализа входного контроля знаний студентов первого курса выявлена проблема низкого уровня подготовки выпускников школ в области элементарных математических знаний, основополагающих для решения задач профессиональной направленности в рамках изучения общепрофессиональных дисциплин и междисциплинарных курсов (МДК).

Специфика математики побуждает к комплексному подходу не только в ее изучении, но и в обучении. Очень часто наблюдается необходимость коррекции (а в некоторых случаях

и приобретения) математических знаний и умений, полученных студентами в школе.

Ограниченность аудиторного учебного времени не позволяет провести такую коррекцию в полном объеме, а сделать это самостоятельно студентам очень сложно.

С этой целью необходимо создать условия для развития личности студента, его активного интеллектуального роста, качественного усвоения знаний и формирования на их основе умений и компетенций, проявляющихся в устойчивом стремлении личности к самореализации и самосовершенствованию.

Проект «Аксиома успеха» направлен на оптимизацию образовательного процесса путем составления программы коррективно-адаптивного курса по математике.

Цель проекта

Составление и реализация программы коррективно-адаптивного курса по математике для повышения качества профессиональной подготовки студентов ГОУ СПО «Новокузнецкий торгово-экономический техникум» и оптимизации образовательного процесса с целью достижения наиболее высоких результатов в процессе интеграции математических знаний и умений в дисциплины профессионального цикла и профессиональные модули.

Задачи проекта

1. Диагностировать необходимость внедрения в образовательную среду техникума инновационной формы работы со студентами по интеграции математических знаний и умений в дисциплины и модули профессионального учебного цикла.

2. Составить программу коррективно-адаптивного курса по математике и определить пути ее реализации.

3. Организовать работу целевой группы студентов по освоению программы курса с систематической диагностикой результатов их индивидуальных учебных достижений.

4. Проанализировать эффективность использования в образовательном процессе программы коррективно-адаптивного курса по математике «Аксиома успеха» и определить возможность ее дальнейшего использования.

Продукт образовательного проекта

Программа коррективно-адаптивного курса по математике «Аксиома успеха»

Ожидаемые результаты

1. Повышение качества освоения студентами учебных дисциплин и модулей профессионального цикла благодаря использованию в образовательном процессе программы коррективно-адаптивного курса по математике «Аксиома успеха».

2. Выполнение требований ФГОС по обеспечению эффективности внеаудиторной самостоятельной работы студентов через их участие в учебно-исследовательской секции по математике для формирования и развития общих и профессиональных компетенций.

3. Целенаправленное взаимодействие педагогов ЦМК математических и естественнонаучных дисциплин и педагогов ЦМК профессионального цикла в рамках реализации компетент-ностного подхода к интеграции математического аппарата в задания профессионально-практической направленности.

Инновационная направленность проекта

Внедрение в образовательную среду техникума инновационной формы работы со студентами по интеграции математических знаний и умений в дисциплины и модули профессионального цикла с целью формирования и развития общих и профессиональных компетенций в рамках реализации компетентностного похода в образовании.

Содержание этапов проекта

Этап 1. Подготовительный

1. Диагностика:

- анкетирование преподавателей с целью выявления потребности в реализации программы коррективно-адаптивного курса по математике;

- тестирование студентов по определению уровня сформированности знаний и умений,не-

обходимых для освоения дисциплин и модулей профессионального цикла;

- анализ полученных результатов.

2. Поиск и изучение информации по проблеме.

3. Концептуализация:

- целеполагание и определение задач проекта.

4. Выбор формата проекта:

- по продолжительности — долгосрочный;

- по количеству участников — групповой;

- по территории охвата — локальный;

- по степени новизны — рационализаторский;

- по содержанию — интегрированный;

- по характеру доминирующего в проекте метода — практикоориентированный.

5. Привлечение коллег-педагогов к участию в работе проблемно-творческой группы.

Промежуточные результаты подготовительного этапа:

1) аналитическая справка по результатам диагностики;

2) определение цели и постановка задач проекта на основе изучения и обобщения состояния педагогической науки и практики;

3) создание проблемно-творческой группы.

Этап 2. Технолого-процессуальный

1. Определение структуры и содержания программы коррективно-адаптивного курса «Аксиома успеха».

Структура программы курса:

- пояснительная записка;

- тематический план и содержание программы курса;

- условия реализации программы курса.

Дидактические единицы, определенные

в ходе диагностики и включенные в содержание программы курса:

- Проценты. Отношения. Пропорции.

- Математические модели. Функции. Формулы.

- Способы представления числовых данных.

2. Определение направлений работы в рамках реализации коррективно-адаптивного курса:

- на уроках математики (математический и общий естественнонаучный учебный цикл);

- внеурочная деятельность (тематические консультации, организация деятельности учебно-исследовательской секции в рамках деятельности научного студенческого общества «Содружество» (НСО);

- междисциплинарная интеграция математического аппарата во внеаудиторную самостоятельную работу студентов при освоении профессионального учебного цикла.

3. Составление программы курса.

4. Создание дидактического материала по темам курса.

5. Определение методики проведения занятий в рамках курса (подбор методов, приемов обучения и педагогических технологий).

6. Определение форм и методов системы контроля.

Промежуточные результаты технолого-процессуального этапа:

1. Составление программы коррективно-адаптивного курса по математике «Аксиома успеха».

2. Создание комплексного учебно-методического обеспечения (КУМО) курса.

Этап 3. Практический (этап реализации)

1. Организация учебно-исследовательской секции «Аксиома успеха» для целевой группы студентов в рамках деятельности НСО «Содружество» по принципам:

- добровольного участия;

- по рекомендации педагогов дисциплин и МДК профессионального учебного цикла.

2. Определение графика и режима работы студентов целевой группы по программе курса.

3. Апробация программы коррективно-адаптивного курса по математике «Аксиома успеха».

4. Мониторинг индивидуальных достижений и качества успеваемости студентов целевой

группы, работающих по программе коррективно-адаптивного курса «Аксиома успеха», в ходе освоения учебных дисциплин и профессиональных модулей.

Этап 4. Рефлексивный

1. Обобщение и анализ эффективности экспериментальной работы по реализации программы коррективно-адаптивного курса по математике «Аксиома успеха».

2. Презентация итогов работы целевой группы студентов по программе курса педагогическому коллективу техникума.

3. Внесение корректив в программу курса с учетом анализа результатов работы целевой группы студентов и планирование реализации программы курса на следующий учебный год для студентов всех специальностей, имеющих определенные трудности по использованию математического аппарата для профессиональных задач.

Использование программы коррективно-адаптивного курса по математике «Аксиома успеха» позволит запустить механизм эффективного взаимодействия педагогов по достижению положительного результата и динамичного роста персональных достижений студентов, соответствующих поэтапным требованиям освоения программы подготовки специалистов среднего звена.

СОЗДАНИЕ ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЦИКЛА ПО ПРОФЕССИИ «ПОВАР, КОНДИТЕР»

Г. В. Энбрехт, преподаватель дисциплин профессионального цикла ГБОУ СПО «Березовский политехнический техникум»

Рынок труда диктует новые требования к уровню и содержанию профессиональной подготовки квалифицированных рабочих и служащих, занятых в современном производстве.

Очевидно, что от педагогов профессионального образования требуется пересмотр прежде всего своих взглядов на подходы к подготовке рабочих на современном этапе. Естественно, это касается в пер-

вую очередь пересмотра содержания образования, чтобы достигаемый после обучения уровень компетентности и профессионализма выпускников отвечал возросшим требованиям. Неизбежен также и совершенно иной подход к применяемым педагогическим технологиям, к созданию комплексного учебно-методического обеспечения образовательного процесса.

Современный компетентностный подход к обучению требует инновационных методов накопления и систематизации информации, необходимой для организации образовательного процесса обучающихся.

В настоящее время у каждого преподавателя техникума есть электронные обучающие про-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.