• увеличение контингента с учетом мотивации к профессиональному выбору выпускников специальных (коррекционных) общеобразовательных школ;
• повышение эффективности взаимодействия с социальными партнерами и работодателями.
Для города, региона:
• конкурентоспособные выпускники из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида с учетом потребностей работодателей.
ОПТИМИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПУТЕМ СОЗДАНИЯ КОРРЕКТИВНО-АДАПТИВНОГО КУРСА ПО МАТЕМАТИКЕ «АКСИОМА УСПЕхА»
И. И. Малинина, преподаватель математики ГОУ СПО «Новокузнецкий торгово-экономический техникум»
В свете требований федерального государственного образовательного стандарта главной целью любой образовательной организации среднего профессионального образования является подготовка конкурентоспособного специалиста, замотивированно-го на непрерывное самообразование в течение всей жизни.
Математические знания и умения могут стать мощным инструментом в руках любого специалиста. В связи с этим возникает необходимость интеграции этих знаний и умений в дисциплины профессионального цикла и профессиональные модули.
С одной стороны, математика — только «вспомогательная» наука для освоения дисциплин профессионального цикла, а с другой — нет ни одной ситуации в жизни, в которой не использовался бы математический аппарат.
В результате диагностики и анализа входного контроля знаний студентов первого курса выявлена проблема низкого уровня подготовки выпускников школ в области элементарных математических знаний, основополагающих для решения задач профессиональной направленности в рамках изучения общепрофессиональных дисциплин и междисциплинарных курсов (МДК).
Специфика математики побуждает к комплексному подходу не только в ее изучении, но и в обучении. Очень часто наблюдается необходимость коррекции (а в некоторых случаях
и приобретения) математических знаний и умений, полученных студентами в школе.
Ограниченность аудиторного учебного времени не позволяет провести такую коррекцию в полном объеме, а сделать это самостоятельно студентам очень сложно.
С этой целью необходимо создать условия для развития личности студента, его активного интеллектуального роста, качественного усвоения знаний и формирования на их основе умений и компетенций, проявляющихся в устойчивом стремлении личности к самореализации и самосовершенствованию.
Проект «Аксиома успеха» направлен на оптимизацию образовательного процесса путем составления программы коррективно-адаптивного курса по математике.
Цель проекта
Составление и реализация программы коррективно-адаптивного курса по математике для повышения качества профессиональной подготовки студентов ГОУ СПО «Новокузнецкий торгово-экономический техникум» и оптимизации образовательного процесса с целью достижения наиболее высоких результатов в процессе интеграции математических знаний и умений в дисциплины профессионального цикла и профессиональные модули.
Задачи проекта
1. Диагностировать необходимость внедрения в образовательную среду техникума инновационной формы работы со студентами по интеграции математических знаний и умений в дисциплины и модули профессионального учебного цикла.
2. Составить программу коррективно-адаптивного курса по математике и определить пути ее реализации.
3. Организовать работу целевой группы студентов по освоению программы курса с систематической диагностикой результатов их индивидуальных учебных достижений.
4. Проанализировать эффективность использования в образовательном процессе программы коррективно-адаптивного курса по математике «Аксиома успеха» и определить возможность ее дальнейшего использования.
Продукт образовательного проекта
Программа коррективно-адаптивного курса по математике «Аксиома успеха»
Ожидаемые результаты
1. Повышение качества освоения студентами учебных дисциплин и модулей профессионального цикла благодаря использованию в образовательном процессе программы коррективно-адаптивного курса по математике «Аксиома успеха».
2. Выполнение требований ФГОС по обеспечению эффективности внеаудиторной самостоятельной работы студентов через их участие в учебно-исследовательской секции по математике для формирования и развития общих и профессиональных компетенций.
3. Целенаправленное взаимодействие педагогов ЦМК математических и естественнонаучных дисциплин и педагогов ЦМК профессионального цикла в рамках реализации компетент-ностного подхода к интеграции математического аппарата в задания профессионально-практической направленности.
Инновационная направленность проекта
Внедрение в образовательную среду техникума инновационной формы работы со студентами по интеграции математических знаний и умений в дисциплины и модули профессионального цикла с целью формирования и развития общих и профессиональных компетенций в рамках реализации компетентностного похода в образовании.
Содержание этапов проекта
Этап 1. Подготовительный
1. Диагностика:
- анкетирование преподавателей с целью выявления потребности в реализации программы коррективно-адаптивного курса по математике;
- тестирование студентов по определению уровня сформированности знаний и умений,не-
обходимых для освоения дисциплин и модулей профессионального цикла;
- анализ полученных результатов.
2. Поиск и изучение информации по проблеме.
3. Концептуализация:
- целеполагание и определение задач проекта.
4. Выбор формата проекта:
- по продолжительности — долгосрочный;
- по количеству участников — групповой;
- по территории охвата — локальный;
- по степени новизны — рационализаторский;
- по содержанию — интегрированный;
- по характеру доминирующего в проекте метода — практикоориентированный.
5. Привлечение коллег-педагогов к участию в работе проблемно-творческой группы.
Промежуточные результаты подготовительного этапа:
1) аналитическая справка по результатам диагностики;
2) определение цели и постановка задач проекта на основе изучения и обобщения состояния педагогической науки и практики;
3) создание проблемно-творческой группы.
Этап 2. Технолого-процессуальный
1. Определение структуры и содержания программы коррективно-адаптивного курса «Аксиома успеха».
Структура программы курса:
- пояснительная записка;
- тематический план и содержание программы курса;
- условия реализации программы курса.
Дидактические единицы, определенные
в ходе диагностики и включенные в содержание программы курса:
- Проценты. Отношения. Пропорции.
- Математические модели. Функции. Формулы.
- Способы представления числовых данных.
2. Определение направлений работы в рамках реализации коррективно-адаптивного курса:
- на уроках математики (математический и общий естественнонаучный учебный цикл);
- внеурочная деятельность (тематические консультации, организация деятельности учебно-исследовательской секции в рамках деятельности научного студенческого общества «Содружество» (НСО);
- междисциплинарная интеграция математического аппарата во внеаудиторную самостоятельную работу студентов при освоении профессионального учебного цикла.
3. Составление программы курса.
4. Создание дидактического материала по темам курса.
5. Определение методики проведения занятий в рамках курса (подбор методов, приемов обучения и педагогических технологий).
6. Определение форм и методов системы контроля.
Промежуточные результаты технолого-процессуального этапа:
1. Составление программы коррективно-адаптивного курса по математике «Аксиома успеха».
2. Создание комплексного учебно-методического обеспечения (КУМО) курса.
Этап 3. Практический (этап реализации)
1. Организация учебно-исследовательской секции «Аксиома успеха» для целевой группы студентов в рамках деятельности НСО «Содружество» по принципам:
- добровольного участия;
- по рекомендации педагогов дисциплин и МДК профессионального учебного цикла.
2. Определение графика и режима работы студентов целевой группы по программе курса.
3. Апробация программы коррективно-адаптивного курса по математике «Аксиома успеха».
4. Мониторинг индивидуальных достижений и качества успеваемости студентов целевой
группы, работающих по программе коррективно-адаптивного курса «Аксиома успеха», в ходе освоения учебных дисциплин и профессиональных модулей.
Этап 4. Рефлексивный
1. Обобщение и анализ эффективности экспериментальной работы по реализации программы коррективно-адаптивного курса по математике «Аксиома успеха».
2. Презентация итогов работы целевой группы студентов по программе курса педагогическому коллективу техникума.
3. Внесение корректив в программу курса с учетом анализа результатов работы целевой группы студентов и планирование реализации программы курса на следующий учебный год для студентов всех специальностей, имеющих определенные трудности по использованию математического аппарата для профессиональных задач.
Использование программы коррективно-адаптивного курса по математике «Аксиома успеха» позволит запустить механизм эффективного взаимодействия педагогов по достижению положительного результата и динамичного роста персональных достижений студентов, соответствующих поэтапным требованиям освоения программы подготовки специалистов среднего звена.
СОЗДАНИЕ ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЦИКЛА ПО ПРОФЕССИИ «ПОВАР, КОНДИТЕР»
Г. В. Энбрехт, преподаватель дисциплин профессионального цикла ГБОУ СПО «Березовский политехнический техникум»
Рынок труда диктует новые требования к уровню и содержанию профессиональной подготовки квалифицированных рабочих и служащих, занятых в современном производстве.
Очевидно, что от педагогов профессионального образования требуется пересмотр прежде всего своих взглядов на подходы к подготовке рабочих на современном этапе. Естественно, это касается в пер-
вую очередь пересмотра содержания образования, чтобы достигаемый после обучения уровень компетентности и профессионализма выпускников отвечал возросшим требованиям. Неизбежен также и совершенно иной подход к применяемым педагогическим технологиям, к созданию комплексного учебно-методического обеспечения образовательного процесса.
Современный компетентностный подход к обучению требует инновационных методов накопления и систематизации информации, необходимой для организации образовательного процесса обучающихся.
В настоящее время у каждого преподавателя техникума есть электронные обучающие про-