Научная статья на тему 'Самостоятельная работа как условие формирования профессиональных качеств будущего специалиста'

Самостоятельная работа как условие формирования профессиональных качеств будущего специалиста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
207
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Самостоятельная работа как условие формирования профессиональных качеств будущего специалиста»

- ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОПИЛКА -

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА

Н. В. Серова, Е. А. Цайтлер, преподаватели спецдисциплин ГОУ СПО «Кузнецкий металлургический техникум», г. Новокузнецк

Актуальность педагогического обеспечения самостоятельной работы студентов среднего профессионального образования подтверждается тем, что в современном обществе возрастают требования к участникам системы социальных взаимоотношений. Необходимо перевести студента из пассивного потребителя знаний в активного их творца, умеющего сформулировать проблему, анализировать пути ее решения, получать оптимальный результат и доказывать его правильность. В этом смысле самостоятельная работа студентов не просто является важной формой образовательного процесса, она должна стать его основой.

Преподаватели спецдисциплин специальности «Организация перевозок и управление на железнодорожном транспорте» Кузнецкого металлургического техникума предполагают ориентацию на активные методы овладения знаниями, развитие творческих способностей студентов, переход от поточного к индивидуализированному обучению с учетом потребностей и возможностей личности. Речь идет не просто об увеличении количества часов на самостоятельную работу. Усиление роли самостоятельной работы студентов означает умения учиться, формировать у студента способности к саморазвитию, творческому применению полученных знаний, способам адаптации к профессиональной деятельности в современном мире.

Будущему специалисту за годы учебы необходимо овладеть системой устойчивых умений и навыков самостоятельной работы в различных видах познавательно-практической деятельности. Но какими бы совершенными ни были программы школ и техникумов, только через личную образовательную программу, через личные усилия по приобретению знаний студент может подойти к порогу настоящего профессионализма и творчества.

Достаточно сложной по объему, содержанию и характеру является самостоятельная работа студентов 2-3-го курсов, что объясняется недостаточной их подготовленностью к этому виду познавательной деятельности. На данном этапе они только учатся готовить тезисы

своих выступлений на конференциях по исследуемой проблеме, выполнять практические и лабораторные работы, готовиться к семинарским занятиям, выполнять курсовые работы, в ходе практики (учебной и производственной) выполнять несложную опытную работу.

Важные исследования с высокой степенью самостоятельности проводят студенты 3-4-го курсов. Итогом их опытной работы является выпускная квалификационная работа, подготовка которой требует от студента владения навыками работы по специальности, умения находить необходимую литературу, быстро в ней ориентироваться и т. д.

Для углубленного освоения учебной информации мы используем семинарские занятия. Эта форма учебного процесса способствует закреплению умений и навыков самостоятельной работы, развивает творческую самостоятельность студентов, укрепляет их интерес к науке, научным исследованиям, помогает в выработке практических навыков работы. Каждое семинарское занятие - это итог большой целенаправленной самостоятельной работы студентов по заданиям преподавателя. В докладах и выступлениях будущих специалистов обобщаются результаты самостоятельных наблюдений и работы, проведенной ими по учебной и дополнительной литературе. Большое обучающее и развивающее значение семинарских занятий состоит в том, что они приучают студентов свободно оперировать приобретенными знаниями, доказывать выдвигаемые в их докладах и выступлениях положения, полемизировать с товарищами.

- ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОПИЛКА -

На семинарских занятиях по дисциплинам «Транспортная система России», «Перевозка опасных грузов» мы рассматриваем перспективы развития и внедрения специализированного подвижного состава на промышленных предприятиях города Новокузнецка. Семинар проводится со всем составом группы студентов. Мы заранее определяем тему, цель, задачи семинара, планируем его проведение, формулируем основные и дополнительные вопросы по теме, распределяем задания с учетом индивидуальных возможностей студентов и их желаний, подбираем литературу, проводим индивидуальные и групповые консультации, проверяем конспекты, формулируем тему докладов и рефератов. Право выступления с сообщениями предоставляется по желанию или по вызову преподавателя. Подготовка студентов к групповым занятиям начинается за две-три недели до проведения.

На семинарских занятиях мы разбираем ситуационные задачи, которые были выданы студентам ранее. В разборе ситуационных задач участвуют наши социальные партнеры, специалисты с производства.

Для подготовки к семинарским занятиям выдается не только учебная литература, а также список специальных журналов и адреса профессиональных интернет-сайтов. Во время проведения семинара мы руководим ходом обсуждения поставленных вопросов и выступаем с заключением. Систематизация такой работы отражается в таблицах, составленных по всем дисциплинам.

По всем дисциплинам нашей специальности на всех курсах предусмотрено большое количество часов на практические работы. Эти занятия включают в себя такие виды работ:

- выполнение типовых расчетов;

- заполнение технической документации;

- проверка знаний, полученных на лекциях, семинарах и самостоятельно.

Формы практических занятий могут быть разными:

- ознакомление студента с печатными источниками и его работа над ними;

- наблюдение, изучение и анализ профессионального опыта;

- творческие работы (составление разработок, планов, программ, мероприятий, проектов);

- типовые расчеты - формирование умений и навыков вычислительной, графической культуры по техническим предметам.

Большой объем теоретической части и расчетов некоторых практических работ не позволяет уложиться в отведенное для них аудиторное время. Поэтому, например, по дисциплине «Ор-

ганизация и перевозка грузов» (практическая работа «Расчет и крепление грузов на открытом подвижном составе») студенты получают расчетную часть в качестве внеаудиторной самостоятельной работы. В методических указаниях к практическим работам для сквозных задач мы пошагово расписываем все технологические расчеты - это облегчает работу студентов, обеспечивает самостоятельность и результативность работы. Критерии оценивания практических работ разрабатываются нами и доводятся до сведения студентов.

На практических занятиях старших курсов при оценивании самостоятельной работы студентов проводятся деловые игры. Тематика игр связана с конкретными производственным проблемами, может носить прикладной характер, включать задачи ситуационного моделирования по актуальным проблемам и т. д.

Цель деловой игры - в имитационных условиях дать студенту возможность разрабатывать и принимать решения.

Уровень задач для самостоятельной работы усложняется после прохождения студентами производственной практики.

Особое внимание мы уделяем творческой и исследовательской работе как одной из форм внеаудиторной самостоятельной работы. При выполнении проектов материалы для их составления студенты подбирают в технических отделах предприятий, учебной и специальной литературе, в Интернете. Мини-проекты студенты разрабатывают небольшими группами. Их презентация проходит на аудиторных занятиях. Работа над проектом предусматривает применение необходимых интеллектуальных умений: поиск информации, осмысление, анализ, синтез, применение, оценка.

Одним из перспективных средств развития познавательной мотивации студентов является научно-практическая конференция, на которую представляются работы исследовательского и изобретательного характера. Каждый год сту-

денты нашей специальности принимают участие в городских, областных научно-практических конференциях.

Завершающим этапом выполнения основной профессиональной образовательной программы подготовки специалистов является дипломное проектирование. При составлении тем дипломных проектов мы делаем упор на актуальность проблемы, связанную с нашей специальностью 190701 «Организация перевозок и управление на железнодорожном транспорте». Особенно интересны интегрированные дипломные проекты, в которых рассматриваются проблемы, охватывающие несколько специальностей. Один из последних дипломных проектов был разработан совместно со студентами спе-

- ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОПИЛКА -

циальности 150412 «Обработка металлов давлением».

Таким образом, широкое использование разнообразных форм и методов самостоятельной работы развивает важные интеллектуальные качества студентов и обеспечивает в дальнейшем их стремление к постоянному самостоятельному овладению знаниями.

1. Самостоятельная работа студентов / сост.: А. С. Зенкин, В. М. Кирдяев, Ф. П. Пильгаев, А. П. Лащ. - Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2009. - 45 с.

2. Григорян В. Г., Химич П. Г. Роль преподавателя в организации самостоятельной работы студентов // Высшее образование в России. -2009. - № 11. - С. 108-114.

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «ЛИТЕРАТУРА»

Е. В. Тростинецкая, преподаватель русского языка и литературы ГОУ СПО «Кузнецкий металлургический техникум», г. Новокузнецк

Самостоятельная работа студентов (СРС) -способ активного, целенаправленного приобретения студентом новых для него знаний и умений без непосредственного участия в этом процессе преподавателей.

Студент и выпускник техникума должен не только получать знания по предметам программы, овладевать умениями и навыками использования этих знаний, но и уметь самостоятельно приобретать новые сведения. Таким образом, в техникуме студенты должны получить подготовку к последующему самообразованию, а средством достижения этой цели является самостоятельная работа.

Самостоятельная работа предполагает ориентацию на активные методы овладения знаниями, развитие творческих способностей, переход к индивидуализированному обучению с учетом потребностей и возможностей личности. Усиление роли СРС означает принципиальный пере-

смотр организации учебно-воспитательного процесса, который должен строиться так, чтобы развивать умение учиться, формировать у студента способности к саморазвитию, творческому применению полученных знаний, способам адаптации к профессиональной деятельности в современном мире. В то же время самостоятельная работа, ее планирование, организационные формы и методы, система отслеживания результатов являются одними из наименее исследованных проблем педагогической теории.

Наиболее часто самостоятельная работа рассматривается как любая деятельность, связанная с воспитанием мышления будущего профессионала. Любой вид занятий, создающий условия для зарождения самостоятельной мышления, познавательной активности студента, связан с самостоятельной работой.

Виды внеаудиторной СРС по литературе разнообразны:

1. Подготовка и написание рефератов, докладов на заданные темы (студенту предоставляется право выбора темы).

2. Подбор и изучение литературных источников, работа с периодическими изданиями, подготовка тематических обзоров по периодике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.