6. Pedagogicheskaja podderzhka rebenka v obrazovanii: Ucheb. posobie dlja stud, vyssh. ucheb. zavedenij / N. N. Mihajlova, S. M. Jusfin, E. A. Aleksandrova i dr.; Pod red. V. A. Slastenina, I. A. Kolesnikovoj. M.: Akademija, 2006. 189 s.
7. Pichugina G. V. Pedagogicheskoe soprovozhdenie i pedagogicheskaja podderzhka obuchajushchihsja v tehnologicheskom obrazovanii // Shkola i proizvodstvo. 2009. № 8. S. 3-6.
E. А. Крылова
Победитель конкурса поддержки публикационной активности молодых исследователей (проект 3.1.2, ПСР РГПУ им. А. И. Герцена)
ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ С ПОЗИЦИЙ ПРОДУКТИВНОГО ПОДХОДА (на примере иностранного языка)
Дается характеристика продуктивного подхода в иноязычном образовании. Рассматриваются теоретические и практические аспекты организации самостоятельной работы студентов с позиций продуктивного подхода. Приводится описание разрабатываемого ее б-приложения TeacherHub.
Ключевые слова: продуктивный подход, самостоятельная работа, веб-приложение.
Е. Krylova
ORGANIZATION OF STUDENTS' INDEPENDENT WORK FROM THE PERSPECTIVE OF THE PRODUCTIVE APPROACH (on the Example of a Foreign Language)
The article describes the productive approach in foreign language education. Theoretical and practical aspects of students' independent work productive organization are described, and a web-application TeacherHub is characterized.
Keywords: productive approach, independent work, web application.
Проблема качества иноязычного образования приобретает все большую актуальность на данный момент. Эффективное владение иностранным языком (ИЯ) предполагает прежде всего умение самостоятельно работать над изучением языка, поддерживать и постоянно пополнять свои знания, совершенствовать умения, развивать коммуникативную и информационную культуру.
В иноязычном образовании на сегодняшний день необходим подход, который в полной мере отвечал бы перечисленным требованиям к эффективному владению
ИЯ. Основываясь на последних разработках в области лингводидактики, с определенной уверенностью можно утверждать, что таким научным подходом является продуктивный подход в иноязычном образовании, в концепцию которого заложена инновационная педагогическая парадигма, отличающаяся своей гуманистической ориентацией, характеризующей ФГОС ВПО третьего поколения [3].
Продуктивный подход определяется как образовательный процесс, направленный на глобальное развитие личности, способной осваивать единую социально-куль-
турную картину мира, когда личное образовательное приращение ученика, его знаний, способностей, опыта происходит в ходе создания им собственных образовательных продуктов, исследований, сочинений одновременно с включением его в научные и культурно-исторические процессы в качестве их полноправного участника (В. С. Леднев, Ю. С. Дик, А. В. Хуторской) [1].
В ходе анализа литературы были выделены основополагающие характеристики продуктивного образования:
1) вовлеченность учащегося в учебно-познавательный процесс в качестве активного субъекта и реализация его личностного потенциала;
2) создание условий для самовыражения и самореализации учащегося;
3) направленность на создание учащимся личностно-значимого образовательного продукта, под которым понимается информационно-текстовый продукт в форме исследования, сочинения, решения творческих задач, собственного справочного материала, обзора различных источников, в том числе интернет-ресурсов и др. [3];
4) ориентация на самостоятельную учебную деятельность.
Особо подчеркнем, что самостоятельная учебная деятельность учащегося становится важнейшим компонентом учебного процесса.
Анализ теоретических исследований, посвященных организации самостоятельной работы студентов (СРС) в неязыковом вузе, говорит о том, что сложившаяся практика обучения ИЯ в должной степени не обеспечивает развития личностного потенциала студента. Так, студент является только «потребителем знаний», он не рассматривается как активный творческий участник образовательного процесса, как создатель собственного образовательного продукта.
Опираясь на основные характеристики продуктивного подхода, выделим основ-
ные принципы эффективной организации самостоятельной работы студентов, направленной на создание личностного образовательного продукта:
1. Дидактически оправданная организация самостоятельной работы. Важно постепенно изменять отношения между студентом и преподавателем. Если на начальных этапах преподавателю принадлежит активная роль в организации и контроле за ходом выполнения самостоятельной работы, то, по мере развития навыков учебной самостоятельности, студент становится все более активен и независим в своем стремлении к самообразованию.
2. Продуктивный контроль за ходом самостоятельной работы. Результативность СРС во многом определяется наличием активных методов ее контроля. Так, использование мониторинга в качестве контрольно-измерительного инструмента позволяет установить не только усвоение сформированных знаний и умений, но и создает возможность отслеживания динамики развития учащихся в течение всего процесса учебной самостоятельной деятельности и коррекции усвоения в соответствии с заранее определенным эталоном.
3. Учет личностных качеств и интересов студентов. Учитывая интересы современной молодежи, считаем логичным обратиться к информационным технологиям при организации СР. Это позволит решить такие актуальные проблемы, как: проблему контроля, индивидуализации и комфортности обучения, учета разных типов восприятия, отсутствия языковой среды.
4. Организация системной обратной связи с учетом принципов педагогического сотрудничества. Стабильная обратная связь при организации самостоятельной работы стимулирует большую часть студентов на систематическую внеаудиторную самостоятельную работу в течение всего времени изучения дисциплины.
5. Принцип рефлексии. Любой образовательный процесс должен сопровождаться его рефлексивным осознанием субъектами образования. Рефлексия — необходимое условие того, чтобы учащийся и учитель видели схему организации образовательной деятельности, конструировали ее в соответствии со своими целями, осознавали и обсуждали возникающую проблематику и положительные результаты этой деятельности.
6. Принцип личностного целеполагания учащегося, подразумевающий, что самостоятельная деятельность каждого учащегося происходит на основе и с учетом его личных учебных целей. Самоопределение учащегося по отношению к своей самостоятельной деятельности позволяет ему поставить для себя конкретные цели и задачи, на основе которых осуществлять затем индивидуальную образовательную деятельность. Образовательная продуктивность учащихся возрастает, если они осознанно участвуют в постановке целей обучения, в выборе траектории их достижения, в создании личностного компонента содержания образования.
7. Выстраивание системы самостоятельной работы должно осуществляться в соответствии с принципом возрастания ее значения, объема, сложности и творческого характера.
Таким образом, под продуктивной организацией СРС мы понимаем создание благоприятных условий для осуществления личностно-значимой самостоятельной учебной деятельности, направленной на саморазвитие учащихся и создание личностного образовательного продукта.
Реализация перечисленных принципов на практике осуществляется посредством разрабатываемой нами мониторинг-технологии организации СРС на основе веб-приложения ТеасЬегНиЬ. Одной из основных целей приложения является индивидуализация процесса овладения ино-
странным языком и создание наиболее благоприятных условий для осуществления самостоятельной работы путём обеспечения вариативности информационного контента.
В основе предлагаемой технологии лежит целенаправленная и контролируемая с помощью мониторинг- и информационных технологий интенсивная CP обучающегося, который может осуществлять ее в удобном месте, в удобное время, имея при себе комплект специальных средств обучения. Данный процесс реализуется на базе разрабатываемой нами онлайн платформы TeacherHub. TeacherHub — это веб-приложение, состоящее из клиентской и серверной частей. В серверной части платформы находятся базы данных, включающие тексты, аудиозаписи, грамматические задания, варианты тестовых заданий. Клиентская часть состоит из модуля «Teacher» (Преподаватель), через который ведется мониторинг самостоятельной деятельности студентов и «Student» (Студент).
Рассмотрим технологию использования модуля «Студент» при организации продуктивной самостоятельной работы. Используя TeacherHub, обучающийся работает над языком без непосредственного руководства со стороны преподавателя в автономном режиме.
Информационный контент модуля «Студент» включает следующие блоки: образовательный, коммуникационный, блок мониторинга.
Образовательный блок представляет собой структурированные учебные ресурсы, необходимые для выполнения самостоятельной работы по иностранному языку. Данный блок состоит из отдельных уроков (Units), каждый из которых представлен различными заданиями для отработки иноязычных навыков и умений. Задания группируются по видам речевой деятельности: Говорение (Speaking), Аудирование (Listening), Чтение (Reading), Письмо (Writing),
Отработка лексики и грамматики (Vocabulary and Grammar).
Все предлагаемые задания строятся по принципу избыточности и обеспечивают достаточный объем информации для усвоения лексики и грамматики в рамках государственной образовательной программы и отвечают за достижение общегрупповых и индивидуальных целей.
Отметим, что в соответствии с деятель-ностной сущностью самостоятельной работы студентов каждый урок веб-приложения обладает следующей структурой: ориента-ционная часть, информационная часть, диагностическая часть. В ориентационной части имеется краткое описание представленного урока, перечислены его цели и основные виды деятельности. Студент видит структуру всего урока, а именно — все задания, которые предстоит выполнить. Исполнительская часть связана непосредственно с тематическим наполнением каждого урока — это тексты, грамматические упражнения, задания на аудирование, задания на развитие письма и говорения и т. д. В диагностическо-рефлексивной части представлены результаты выполнения заданий студентами, с которыми можно ознакомиться и на основе этих данных скорректировать свой учебный план по выполнению самостоятельной работы.
Таким образом, структура каждого урока (Unit) способствует реализации основных элементов самостоятельной учебной деятельности студента: цели — план — деятельность — рефлексия — сопоставление полученных продуктов с целями — самооценка. С этой точки зрения методологической основой использования веб-приложения в учебно-познавательном процессе является развитие способности студента к самостоятельному управлению своей учебной деятельностью от постановки цели и конкретной учебной задачи до самоконтроля и самооценки полученного результата и способов его достижения. В
этом плане автономная самоуправляемая учебная деятельность обучающегося одновременно является также формой организации процесса изучения иностранного языка и культуры, что в целом обеспечивает возможность студенту независимо и эффективно использовать ИЯ [2].
Посредством коммуникационного блока обеспечивается информационный обмен между учащимися и преподавателем. Коммуникация осуществляется в нескольких форматах. Во-первых, происходит обмен быстрыми сообщениями, что позволяет оперативно решить возникающие вопросы и проблемы. Во-вторых, готовые задания автоматически отправляются на электронную почту преподавателя. После проверки заданий студент получает комментарии преподавателя об неуспешности / успешности их выполнения. В данном случае коммуникация осуществляется в асинхронном режиме.
Блок мониторинга направлен на реализацию двух аспектов контроля как такового. С одной стороны, это самоконтроль студентов, осуществляемый на базе предложенных заданий. ТеасЬегНиЬ предполагает наличие заданий для самоконтроля при самообучении. Для всех упражнений программы (кроме творческих, письменных и упражнений в говорении) в базе данных платформы содержатся ключи, то есть проверка осуществляется с помощью самоконтроля. С другой стороны, контроль за самостоятельной работой студентов ведет преподаватель. Его основная задача — направить учебно-познавательную деятельность ученика на формирование собственных способов и приемов осуществления самостоятельной работы, нацеленных на активное изучение иностранного языка; обеспечить условия для свободного выбора и принятия самостоятельных решений за счет отбора содержания информационного контента веб-приложения — материалов и заданий [1].
Предложенная модель организации СРС в рамках продуктивного подхода изменяет механизм воздействия на студента: сущность образования определяется не как формирование, управление, а как создание условий для развития личности. Данный механизм реализуется посредством влияния на личностную сферу учащегося через содержание учебной деятельности (информационный контент веб-приложения), которая должна иметь для него личностный смысл. Это не только сфера его непосредственных интересов и потребностей, мотивов и ценностных ориентаций, а прежде всего возможность выбора, свобода принятия решений.
Таким образом, технология организации СРС на основе мониторинга и веб-приложения ТеасЬегНиЬ обеспечивает реальные условия для саморазвития студента, что в целом продуктивно влияет на развитие у учащегося умения самостоятельно мыс-
лить, принимать решения, находить способы решения задач, самостоятельно оценивать полученный результат и брать на себя ответственность за учебную деятельность. Так, итоговая проверка знаний, усвоенных в ходе СР в экспериментальной группе студентов (занимавшихся по описанной технологии) и в контрольной группе (занимавшихся по традиционной технологии), выявила существенное превосходство экспериментальной группы: 90% этих студентов набрали от 65 до 100 баллов по 100-балльной шкале (в контрольной группе — только 68% студентов сумели набрать от 19 до 89 баллов).
Результаты исследования позволяют сделать вывод о том, что описанная технология организации самостоятельной работы по иностранному языку в неязыковом вузе способствует оптимизации процесса обучения и развитию самостоятельности студентов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Коряковцева Н. Ф. Теория обучения иностранным языкам: продуктивные образовательные технологии: Учеб. пособие для студ. лингв, фак. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2010. 192 с.
2. Рубцова А. В., Буртасенкова О.М. Продуктивная лингводидактическая технология развития диалогической иноязычной речи студентов неязыковых вузов // Письма в Эмиссия. Оффлайн (The Emis-sia.Offline Letters): Электронный научный журнал. Октябрь 2013, ART 2061. СПб., 2013. — URL: http://www.emissia.org/offline/2013/2061.htm
3. Рубцова А. В., Ерёмин Ю. В. Некоторые принципиальные вопросы разработки инновационной парадигмы в области иноязычного образования // Письма в Эмиссия. Оффлайн (The Emissia. Offline Letters): электронный научный журнал. Январь 2014, ART 2131. СПб., 2014. — URL: http://www.emissia. org/offline/2014/2131 .htm
REFERENCES
1. Korjakovtseva N. F. Teorija obuchenija inostrannym jazykam: produktivnye obrazovatel'nye tehnologii: Ucheb. posobie dlja stud, lingv. fak. vyssh. ucheb. zavedenij. M.: Izdatel'skij tsentr «Akademija», 2010. 192 s.
2. Rubcova A. V., Burtasenkova O. M. Produktivnaja lingvodidakticheskaja tehnologija razvitija dialogi-cheskoj inojazychnoj rechi studentov nejazykovyh vuzov // Pis'ma v Emissija.Offlajn (The Emissia. Offline Letters): Elektronnyj nauchnyj zhurnal. Oktjabr' 2013, ART 2061. SPb., 2013. — URL: http://www.emissia. org/offline/2013/2061 .htm
3. Rubtsova A. V., Erjomin Ju. V. Nekotorye printsipial'nye voprosy razrabotki innovatsionnoj paradigmy v oblasti inojazychnogo obrazovanija // Pis'ma v Jemissija.Offlajn (The Emissia.Offline Letters): Elektronnyj nauchnyj zhurnal. Janvar' 2014, ART 2131. SPb., 2014. — URL: http://www.emissia.org/offline/ 2014/2131.htm