164
Высшее образование в России • № 11, 2016
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОДУКТИВНОГО ИНОЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ
АЛМАЗОВА Надежда Ивановна - д-р пед. наук, проф., директор Гуманитарного института, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого. E-mail: [email protected]
РУБЦОВА Анна Владимировна - д-р пед. наук, доцент, проф. кафедры лингвистики и межкультурной коммуникации, Гуманитарный институт, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого. E-mail: [email protected]
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы реализации профессионально ориентированного иноязычного образования в высшей школе. На основе концепции педагогического конструктивизма авторами разработана система лингводидактических технологий, обеспечивающих полноценную реализацию продуктивного иноязычного образования в высшей школе. К технологиям данного типа относится технология автономного продуктивно-модульного обучения иностранному языку как форма воспитывающего профессионально ориентированного иноязычного образования, обеспечивающая профессиональный и личностный рост обучающегося, овладевающего иностранным языком в режиме самоуправления. Примером реализации данной технологии является организация работы Класса языковой поддержки в условиях развития дополнительного гуманитарного образования в Санкт-Петербургском политехническом университете Петра Великого.
Ключевые слова: продуктивное иноязычное образование, педагогический конструктивизм, языковая поддержка студентов, класс языковой поддержки, продуктивная лингводидактическая технология, автономный, модуль, progress file
Для цитирования:: Алмазова Н.И., Рубцова А.В. Реализация продуктивного иноязычного образования в высшей школе // Высшее образование в России. 2016. № 11 (206). С. 164-168.
Для организации самостоятельного овладения иностранным языком студентами Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого (СПбПУ) в рамках работы Культурно-просветительского центра «Гармония» успешно используется лингводидактическая технология продуктивно-модульного обучения иностранному языку (ИЯ). Основной задачей центра является развитие дополнительного гуманитарного образования в политехническом университете. В культурно-просветительском центре организован Класс языковой поддержки студентов «Englishconsult», в котором во внеучебное время студенты могут получить необходимую консультационную, методическую и практическую поддержку с целью повышения уровня владения иностранным языком.
Деятельность центра базируется на следующей функционально-целевой основе:
• целенаправленное проведение «политики конструктивной поддержки студента в его языковом развитии »;
• осуществление систематизации видов и содержания автономного овладения иностранным языком;
• обеспечение учебно-методическими средствами, позволяющими студенту целенаправленно овладевать стратегиями и методологией самоуправления собственным иноязычным образованием и осуществлять самооценку уровня владения иностранным языком;
• ориентированность на индивидуальные потребности студента в совершенствовании иностранного языка, накопление личностного иноязычного речевого и
Обсуждаем проблему
165
учебного опыта и его рефлексивного анализа;
• создание условий для автономной тренировочной коммуникативной практики;
• проектированиеусловий адаптации студента к режиму самоуправления собственным иноязычным образованием.
Концептуальным основанием теории продуктивного иноязычного образования является философия педагогического конструктивизма [1]. Учебная ресурсная база, которая используется преподавателем для обучения ИЯ, включает в себя учебные материалы (УМК, пособия, методические разработки), организуемые и структурируемые таким образом, чтобы обеспечить сочетание управляемой учебной деятельности, особенно в целяхтренировочной работы над языковыми средствами, и учебными умениями частично управляемой и самоуправляемой свободной практики в иноязычной речевой деятельности. При этом последовательный переход и увеличение объема последней обеспечивают базу для продуктивной иноязычной образовательной деятельности. В процессе обучения активно используются современные информационно-коммуникационные технологии, различные технические средства, имеющие соответственное учебно-методическое содержание (аудитивные,аудиовизуальные, компьютерные), учебные, учебно-методические, справочные, периодические и другие материалы различного характера, а также специально подготовленные учебно-методические материалы.
Овладение иностранным языком студентами в условиях обучения в Классе языковой поддержки направлено на:
• развитие умений студента самостоятельно (или с помощью преподавателя) оценить свой уровень владения иностранным языком и свои проблемные зоны;
• определение целей и конкретных учебных задач обучения ИЯ;
• подбор необходимых учебно-мето-
дических материалов и технических средств;
• организацию автономной языковой практики;
• самооценку достигнутого результата и эффективности своего иноязычного образования.
Это означает, что студент не только повышает свой уровень владения иностранным языком в соответствии со своими индивидуальными потребностями, но и, прежде всего, осваивает методологию самостоятельного изучения иностранного языка и учится самостоятельно управлять процессом его совершенствования [2].
Содержательная основа предлагаемой нами технологии включает в себя три основные группы учебных модулей. Непосредственное наполнение модулей содержанием зависит от этапа обучения, возрастных интересов и потребностей обучаемого.
1. Модули методической адаптации студента (organizing manager):
- организационно-деятельностный (self-organizer);
- мотивационно-потребностный (personal needs definer);
- продуктивно-диагностический (test master);
- автономно-деятельностный (autonomous user).
2. Практико-ориентированные модули (practice developer):
- лингводидактический(linguistic expert);
- продуктивного чтения (productive reading);
- продуктивного аудирования (productive listener);
- продуктивного общения (proficient communicator);
- письменной практики (writing practice expert);
- проектно-исследовательский (linguistic researcher).
166
Высшее образование в России • № 11, 2016
3. Контрольно-стабилизирующие модули (controlling provider):
- контрольно-оценочный (self-supervisor);
- функционально-стабилизирующий (self-provider).
Модули методической адаптации студента содержат учебно-методические материалы, помогающие обучаемым овладеть стратегиями анализа и определения своих потребностей и целей в области изучения языка, стратегией самооценки уровня владения языком, необходимыми учебными стратегиями и умениями изучения языка и др.
Практико-ориентированные модули
наполнены учебно-методическими и информационно-познавательными материалами, которые имеют систематическую упорядоченность: по цели/ виду учебной деятельности (материалы для работы над языковыми средствами, аудированием, чтением и др.) и по уровню владения языком внутри каждого модуля.
Контрольно-стабилизирующие модули включают в себя комплект материалов, позволяющий студенту самостоятельно проверять достигнутый итоговый уровень владения иностранным языком: публикуемые образцы (специальные пособия) материалов уровневых тестов в формате международных экзаменов и материалы для самостоятельной поддержки достигнутого уровня владения языком.
В целом при подборе и составлении материалов различных модулей учитываются мотивационные ожидания студентов в области изучения и использования языка, их личные интересы и потребности, индивидуально-возрастные особенности и возможности учебного сотрудничества.
Одним из главных средств продуктивного освоения иностранного языка в автономном режиме является ведение студен-
том дневника (progress file) в качестве средства рефлексивного овладения языком. Progress file может продуктивно использоваться как сопровождающее учебное средство на всех этапах работы студента, что существенным образом влияет на эффективное развитие способности самоуправления собственным иноязычным образованием.
Таким образом, представленная технология обучения ИЯ реализуется за счет:
□ индивидуализации обучения;
□ консультативно-методической поддержки студента в области овладения стратегиями управления собственным иноязычным образованием;
□ систематизации материалов для самоконтроля и самооценки уровня владения языком, уровневого контроля различных аспектов владения языком, самостоятельного мониторинга студентом динамики совершенствования изучаемого языка;
□ системно структурированных уров-невых учебных материалов по различным аспектам обучения;
□ создания студентом личностного иноязычного образовательного продукта;
□ развития креативности студента, его самореализации в языковой, информационной и образовательной среде
□ использования ресурсной методической базы для автономного изучения иностранного языка.
При этом успешная реализация предлагаемой лингводидактической технологии может быть достигнута только при условии опережающего овладения студентом способами и стратегиями автономного совершенствования языка в рамках модулей методической адаптации (organizing manager) и целенаправленного формирования способности самоуправления собственным иноязычным образованием. В указанном смысле модули методической адаптации студента обеспечивают формирование способности к целеполаганию и рефлексивной самооценке, овладению и исполь-
Обсуждаем проблему
167
зованию изучаемого языка, к оценке и регуляции своей учебной деятельности в соответствии с личностно значимыми потребностями.
Таким образом, технология автономного продуктивно-модульного обучения иностранному языку обеспечивает:
• чёткую структуризацию содержания обучения с учетом последовательного продвижения студента в рамках обозначенной индивидуальной образовательной траектории;
• вариативность модульных программ в рамках индивидуальной учебной траектории в зависимости от уровня обученнос-ти и темпа усвоения студентом знаний и навыков;
• перенос акцента в работе преподавателя в сторону консультативно-координирующих функций управления учебным процессом;
• возможность использования учебных модулей в качестве сценариев для создания лингводидактических программных средств;
• решение проблемы уровневой и профильной дифференциации путём определённой группировки учебных модулей, обеспечивающих процесс изучения иностранного языка в полном, сокращённом и углубленном вариантах;
• оптимизацию курса обучения иностранному языку благодаря адекватному комплексу методов и форм обучения.
Эффективность реализации иноязычного образования в высшей школе связана прежде всего со сменой методологических подходов к обучению и воспитанию студентов. При этом вся система иноязычного образования в высшей школе получает интенсивное развитие в плане внедрения со-временныхметодов, технологий и приемов, обеспечивающих формирование полноценной, самостоятельной и всесторонне развитой личности студента, способной повышать свой образовательный уровень в течение всей жизни.
Литература
1. Козырев Ф.Н. Идеи конструктивизма в гу-
манитарном образовании // Вестник русской христианской гуманитарной академии. 2010. Вып. 2. С. 238-251.
2. Рубцова А.В., Ерёмин Ю.В. Некоторые принципиальные вопросы разработки инновационной парадигмы в области иноязычного образования // Письма в Эмиссия. Оффлайн. Электронный научный журнал. 2014 (январь). ART 2131. URL: http://www.emissia.org/offline/2014/ 2131.htm
Статья поступила в редакцию 05.06.16.
IMPLEMENTATION OF PRODUCTIVE FOREIGN LANGUAGE EDUCATION
IN HIGHER SCHOOL
ALMAZOVA Nadezhda I. - Dr. Sci. (Pedagogy), Prof., Director of the Institute of Humanities, Saint-Petersburg Polytechnic University of Peter the Great, St. Petersburg, Russia. E-mail: [email protected]
RUBTSOVA Anna V. - Dr. Sci. (Pedagogy), Assoc. Prof., Prof., Chair of linguistics and intercultural communication, Saint-Petersburg Polytechnic University of Peter the Great, St. Petersburg, Russia. E-mail: [email protected]
Abstract. The article addresses the issues of implementing productive foreign language education in higher school. The authors have developed the system of productive linguodidactic technologies based on the conception of pedagogical constructivism. This approach provides the full-fledged implementation of productive foreign language education. The offered linguodidactic technology of autonomous productive modular for studying foreign languages is a form of professionally oriented foreign language education. Linguodidactic technology
168
Bbicrnee o6pa3oeaHue e Poccuu • № 11, 2016
under analysis provides special educating conditions for students' self-operation with the purpose of creating a foreign-language textual product as the means of professional and personal growth. The implementation of this technology is shown by the example of the Class of Linguistic Aid organized with an aim to develop supplementary humanitarian education at Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University.
Keywords: productive foreign language education, pedagogical constructivism, productive linguodidactic technology, linguistic aid for students, Class of Linguistic Aid, autonomous module, progress file
Cite as: Almazova, N.I., Rubtsova, A.V. (2016). [Implementation of Productive Foreign Language Education in Higher School]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. No. 11 (206), pp. 164-168. (In Russ., abstract in Eng.)
References
1. Kozyrev, F.N. (2010). [Ideas of constructivism in humanitarian education]. Vestnik russkoy khristianskoi gumanitarnoi akademii [The Bulletin of the Russian Christian Humanitarian Academy]. No. 2, pp. 238-251. (In Russ.)
2. Rubtsova, A.V., Eremin, Yu.V. (2014). [Some Fundamental Issues of the Innovative Paradigm
under Development in the Sphere of Foreign Languages Education]. Pisma v Emissia. Offlain [The Emissia. Offline letters]. No. 1. (In Russ., abstract in Eng.)
The paper was submitted 05.06.16.