• педагогическая целесообразность предложенного решения;
• реализуемость предложенного решения в организационно-педагогическом плане;
• глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, рисков, комплексность решения);
• гуманистическая направленность решения проблемы, решение должно исходить из потребностей воспитанников.
Таким образом, представленный подход к определению содержания дисциплины «Педагогика» и технологий ее изучения в контексте требований стандарта профессиональной деятельности педагога задает направление совершенствования педагогической подготовки будущего учителя. Такой учитель готов к решению задач современного образования в командной работе, мотивирован на непрерывное профессионально-педагогическое образование на основе складывающегося профессионального опыта, способен внести реальный вклад в инновационное развитие страны.
литература
1. Борытко Н.М. Диагностическая деятельность педагога: учеб. пособие для студ. вузов. 2-е изд, стер. М. : Академия ИЦ, 2008.
2. Оценка качества освоения педагогических дисциплин в контексте аттестации вуза: сб. ст. СПб. : Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2008.
3. Сахарчук Е.И. Принципы управления качеством образования в вузе // Изв. Волгогр. гос. пед. ун-та. 2011. № 8(62). С. 24-28.
4. Сергеев Н.К., Сериков В.В. Педагогическая деятельность и педагогическое образование в инновационном обществе: моногр. М. : Логос, 2013.
5. Стандарт профессиональной деятельности педагога (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (учитель, воспитатель). М. : ГБОУ ВПО «МГППУ», 2013.
* * *
1. Boryitko N.M. Diagnosticheskaya deyatelnost pedagoga: ucheb. posobie dlya studentov vuzov. 2-e izd, ster. M. : Akademiya ITs, 2008.
2. Otsenka kachestva osvoeniya pedagogicheskih distsiplin v kontekste attestatsii vuza: sb. st. SPb. : Izd-vo RGPU im. A.I. Gertsena, 2008.
3. Saharchuk E.I. Printsipyi upravleniya kachest-vom obrazovaniya v vuze // Izv. Volgogr. gos. ped. unta. 2011. № 8(62). S. 24-28.
4. Sergeev N.K., Serikov V.V. Pedagogicheskaya deyatelnost i pedagogicheskoe obrazovanie v innovat-sionnom obschestve: monogr. M. : Logos, 2013.
© Крылова Е.А., 2014
5. Standart professionalnoy deyatelnosti pedagoga (pedagogicheskaya deyatelnost v doshkolnom, nachal-nom obschem, osnovnom obschem, srednem obschem obrazovanii) (uchitel, vospitatel). M. : GBOU VPO «MGPPU», 2013.
Discipline “Pedagogy” in the context of requirements of the standards of teacher’s professional work
There is represented the approach to determination of the contents of the discipline "Pedagogy" and the technologies of its research in the context of the requirements of the standards of teacher’s professional work.
Key words: pedagogy, contents of pedagogic education, professional standard of a teacher, pedagogic technology.
(Статья поступила в редакцию 25.04.2014)
ЕЛ. КРЫЛОВА (Санкт-Петербург)
к вопросу об организации самостоятельной работы студентов по иностранному языку с использованием педагогического мониторинга и веб-приложения “ТЕАСИЕКИиБ”
Рассматривается технология мониторинга самостоятельной работы студентов по иностранному языку в неязыковом вузе на базе авторского вебприложения "ТеаЛегНиЬ". Приводятся результаты, свидетельствующие об эффективности предлагаемой технологии.
Ключевые слова: педагогический мониторинг, самостоятельная работа, информационные технологии, веб-приложение "Теа^егНиЬ".
Модернизация системы российского образования все больше связывается с идеей его качества, что, в свою очередь, требует постоянного поиска надежных средств, методов и технологий оценивания результатов обучения. В системе непрерывного личностно ориентированного образования, требующей активной поддержки эффективности образовательного процесса, актуализируются вопро-
сы трансформации системы контроля, основанной на реализации как внешних, так и внутренних оценочных процедур. Данным требованиям отвечает система педагогического мониторинга, имеющая комплексный и целостный характер.
Сущность педагогического мониторинга сложна, в связи с этим существуют различные подходы к определению данного понятия и в каждом из них отражена какая-то его сторона, без которой он потерял бы свою многогранность. Так, А.С. Белкин определяет мониторинг как процесс непрерывного научного обоснованного, диагностико-прогностического слежения за состоянием, развитием педагогического процесса в целях оптимального выбора образовательных целей, задач, средств их решения. Мониторинг - это наблюдение, измерение и формулирование на их основе выводов о состоянии объекта с целью моделирования, прогнозирования и принятия соответствующих решений [6]. Мониторинг - это процесс непрерывного научно обоснованного диагностико-прогностического слежения за состоянием и развитием процесса достижения учащимися цели обучения [2]. Педагогический мониторинг - длительное слежение за процессом интеграции психолого-педагогических знаний во всех его состояниях и проявлениях, соотнесение полученной информации с заданным эталоном и прогнозом на основе этого нового технологического обеспечения данного процесса [6].
В ходе анализа литературы мы определили основополагающие характеристики педагогического мониторинга:
- объекты мониторинга динамичны, подвержены влиянию внешних воздействий, которые могут вызывать различные изменения в состоянии объекта;
- реализация мониторинга предполагает организацию постоянного слежения за объектом, изучение и оценку его состояния;
- организация слежения предусматривает отбор обоснованных критериев и показателей, по которым ведутся измерение и описание параметров объекта [4];
- информация, получаемая в результате мониторинговых исследований, позволяет организовать более эффективное и целенаправленное управление процессами, происходящими в образовательной системе;
- мониторинг является одним из важнейших средств, благодаря которым меняется само информационное пространство, т.к. повышаются оперативность, объективность и доступность информации. Систематическое проведение мониторинга позволяет проследить
динамику развития знаний, умений и навыков учащихся, своевременно проводить корректировку деятельности педагога.
думается, что можно рассматривать педагогический мониторинг как многогранник с множеством функций, целей и способов применения. таким образом, мониторинг как педагогическая технология не только позволяет систематизировать информацию, но и, что более важно, может выступать в качестве обучающей и развивающей системы, имеющей непосредственное влияние на учащихся, качество их знаний, умений и навыков, тем самым активируется принцип «обучая, контролируй; контролируя, обучай».
Исходя из вышеизложенного, мы определяем педагогический мониторинг как многокомпонентную структуру педагогически обусловленных действий, направленных на организацию учебно-познавательной деятельности студентов, с одной стороны, имеющую целью получение своевременной педагогической информации для контроля и коррекции образовательного процесса, с другой стороны, выступающую в качестве обучающей и развивающей системы, оказывающей непосредственное влияние на учащихся, их аудиторную и внеаудиторную самостоятельную деятельность.
Такое понимание сущности педагогического мониторинга позволяет выделить его основные функции:
- информационно-оценочная - дает возможность выявить результативность педагогического процесса, своевременно получить актуальную педагогическую информацию об учебно-познавательном процессе, возникающих трудностях, расширении и углублении знаний, развитии умений, навыков и личностных качеств учащихся;
- корректировочная - получаемая в ходе мониторинга информация позволяет чутко реагировать на все изменения и при необходимости корректировать деятельность преподавателя, что, в свою очередь, является предпосылкой совершенствования образовательного процесса посредством внедрения корректирующей программы;
- коммуникативно-интегративная - получаемая в ходе мониторинга информация является доступной для всех субъектов мониторинговой деятельности (преподаватель, учащийся), что, в свою очередь, повышает их информационную культуру и уровень педагогического общения, объединяет субъектов педагогического процесса;
- формирующая - логически взаимосвязана с коммуникативно-интегративной функ-
цией. Доступ учащихся к результатам мониторинга их учебно-познавательной деятельности формирует более ответственное отношение к данному процессу, позволяет наблюдать динамику развития учебно-образовательных приращений, что способствует повышению активности студентов и уровня индивидуализации образовательного процесса;
- оценочно-прогностическая - информация, получаемая в ходе мониторинга, позволяет проследить результативность учебнопознавательной деятельности, сделать выводы о ее (не)успешности, способствует прогнозированию дальнейших тенденций развития образовательного процесса и создает предпосылки к его совершенствованию.
Как было отмечено выше, педагогический мониторинг - явление сложное и многогранное, именно поэтому подготовка к нему начинается задолго до его проведения. В целом проведение мониторинговых исследований можно разделить на три этапа - подготовительный, практический и аналитический. Центральный блок мониторинга содержит его цели и задачи, краткое описание методологических и теоретических основ его проведения, характеристику имеющихся возможностей для достижения целей мониторинга, а также конкретные практические мероприятия по реализации проекта, отражающие содержание мониторинговой деятельности. кроме отмеченного, разрабатываются критериально-оценочный комплекс, диагностические методы и средства, перечень выбранных источников информации и их носителей, указываются объем и характер выборки обследуемых, сроки проведения опросов, психологических тестирований, формы обработки и систематизации информации. Практическая часть мониторинговых исследований сводится к сбору информации, наблюдению, проведению различного рода собеседований, тестирования, анкетирования и т.д. На аналитическом этапе проводятся систематизация полученной информации, анализ имеющихся данных, а также разработка рекомендаций и предложений на последующий период [1].
Принимая во внимание трудоемкость организации мониторинговых исследований, думаем, что в настоящее время осуществление эффективного мониторинга качества результатов учебно-познавательной деятельности невозможно без учета и внедрения в процесс обучения информационных коммуникативных технологий.
Опыт применения информационных технологий в отечественной и зарубежной педагогической практике дает основание утверж-
дать, что при их использовании в обучении раскрываются резервы образовательного процесса, потенциал личности и индивидуальности студента, расширяются дидактические возможности преподавания, интегрируются действия преподавателя и студентов, формируются и развиваются стратегии самостоятельного и автономного обучения [5].
В рамках данного исследования нас интересовали возможности применения технологии педагогического мониторинга для эффективной организации самостоятельной работы студентов (СРС) по иностранному языку (ИЯ). Опираясь на наше понимание сущности педагогического мониторинга, мы рассматриваем мониторинг самостоятельной работы как специально организованное, целенаправленное взаимодействие преподавателя и студентов для решения образовательных, воспитательных и развивающих задач. Это активный процесс взаимодействия преподавателя и студента, основанный на принципах системности и систематичности, индивидуальноличностной и профессиональной ориентированности, педагогического сотрудничества.
Использование мониторинга дает нам возможность непрерывно получать актуальную педагогическую информацию о том, как проходит СРС, какие возникают трудности в результате ее выполнения, как происходят расширение и углубление знаний, развитие умений, навыков и личностных качеств без помощи преподавателя. Данная информация позволяет чутко реагировать на все изменения и при необходимости корректировать деятельность преподавателя, что представляется довольно важным.
В основе описываемой технологии лежит целенаправленная и контролируемая с помощью мониторинга и информационных технологий интенсивная СР обучающегося, который может осуществлять ее в удобном месте, в удобное время, имея при себе комплект специальных средств обучения. Данный процесс реализуется на базе разрабатываемой нами онлайн-платформы “TeacherHub”. Это веб-приложение, состоящее из клиентской и серверной частей (Java Enterprise Edition). В серверной части платформы находятся базы данных, включающие тексты, аудиозаписи, грамматические задания, варианты тестовых заданий. Клиентская часть состоит из модулей “Teacher” (Преподаватель) и “Student” (Студент) [3].
Развитие навыков и умений СР осуществляется через модуль «Студент». Используя “TeacherHub”, обучающийся работает над языком без руководства преподавателя, автономно.
TeacherHub
71
О
Students' list Attendance Progress Results Mark Writing Assigment Send a message
Unit 1 Unit 2
Activities Complete Catch-ups Take Unit Average Activities Complete Catch-ups Take Unit Activities Average Complete
—1 Adodina Anna 0/12 None 0% 0/12 None 0% 0/12
0 Bureev Igor 0/12 None 0% 0/12 None 0% 0/12
0 Filimonov Boris 0/12 None 0% 0/12 None 0% 0/12
□ Bazanov Alexander 0/12 None 0% 0/12 None 0% 0/12
□ Ponomareva Julia 0/12 None 0% 0/12 None 0% 0/12
0 Vogacheva Polina 0/12 None 0% 0/12 None 0% 0/12
1 1 Mazapura Vika 0/12 None 0% 0/12 None 0% 0/12
□ Ponamareva Valya 0/12 None 0% 0/12 None Q% 0/12
0 Chemidov Arltan 0/12 None 0% 0/12 None 0% 0/12
0 NikanorovaSonya 0/12 None 0% 0/12 None Q% 0/12
□ Volkova Alexandra 0/12 None 0% 0/12 None 0% 0/12
□ Borisova Anna 0/12 None 0% 0/12 None 0% 0/12
< >
Send a message
Phc. 1
ИЗВЕСТИЯ ВГПУ
FeacherHub
Students' list Attendance Progress Results ■
Adodina Anna | I Bureev Igor | I Filimonov Boris ] Bazanov Alexandr |~1 Ponomareva Julia ] Vogacheva Polina | I MazapuraVika ] Ponomareva Valya
] Chemidov Arltan ] Nikanorova Sonya
A
Ponomareva Submit date 09/10/2012 There is a proverb - there is no place like home It is my dream to have a place where I feel at home. It will be a big house in the countryside, it will be a two-storeyed building. On the first floor there will be a kitchen, a living-room and a comfortable study
Comments
You have not fully met the basic requirements Good choice of vocabulary The order of ideas in this text is a little confusing. Make sure you re-read the text when you've finished it
Piic.
Z T *
Mark Writing Assigment
Send a message
Mark Essay Comments
Excellent
□ Uis is an excellent piece of writing
3 I was very impressed by this piece of writing ^ Nice work, I really enjoyed reading this | 1 Your writing is highly accurate 3 This is a great essay that shows your writing skills Good
] This is a very good piece of writing
You've really put a lot of effort into your essay Clearly developed and well organized paragraphs
□ I can see improvement in your style Needs work
Rl You have not ful ly met the basic requirements
9
Save
Cancel
IIHHOBAIIIIII B OBHJEM II nPCXUECCIIOHAJIBHOM 0EPA30BAHIIII
Информационный контент модуля «Студент» включает следующие блоки: образовательный, коммуникационный, контролирующий.
Образовательный блок представляет собой структурированные учебные ресурсы, необходимые для выполнения СР по ИЯ. Данный блок состоит из отдельных уроков (Units), каждый из которых представлен различными заданиями для отработки иноязычных навыков и умений. Задания группируются по видам речевой деятельности: говорение (Speaking), аудирование (Listening), чтение (Reading), письмо (Writing), отработка лексики и грамматики (Vocabulary and Grammar). Также учащиеся могут найти необходимые правила для выполнения заданий, ссылки на интернет-ресурсы по теме урока. Выполненные задания из разделов «Письмо» и «Говорение» (записанные студентом небольшие монологические высказывания) автоматически отсылаются на электронную почту преподавателя.
Все предлагаемые задания строятся по принципу избыточности и обеспечивают достаточный объем информации для усвоения лексики и грамматики в рамках государственной образовательной программы и достижения общегрупповых и индивидуальных целей. дифференциация заданий для СР подразумевает возможность выбора трудности, наличие обязательных и творческих заданий, дополнительных уроков в случае неуспешного выполнения (catch-up lesson), выбор индивидуальных заданий для реализации целей за рамками учебной программы и т.д. Имеют место постепенное усложнение заданий для СР, ее переход на новый уровень - от репродуктивных самостоятельных заданий к творческим, максимально ориентированным на индивидуальность каждого студента. Отметим также, что каждый урок содержит рефлексивные анкеты, включающие различные вопросы. Например: «Содержит ли урок много полезной информации? Лучше всего у меня получилось ... . Труднее всего было ... . Оправдал ли урок Ваши ожидания и позволил ли достигнуть поставленных целей? Ваши пожелания на будущее (себе, преподавателю)» и т.д. Данные анкеты являются не только источником важной для преподавателя информации, на основе которой он может определить личностное отношение каждого студента к предлагаемым заданиям, но и стимулом развития рефлексивных способностей студентов к анализу и осмыслению собственного опыта учения и достигнутых результатов.
Остановимся подробнее на возможности выбора студентами индивидуальных заданий, направленной на удовлетворение личност-
но значимых образовательных потребностей студента в сфере изучения дисциплины «Иностранный язык».
При первом посещении веб-приложения студенту предлагается сформировать свой индивидуальный курс СР по изучению ИЯ. На странице представлены четыре области для изучения (Culture, General, Exam, Vocabulary):
- Страноведение (Culture), направленная на формирование страноведческих и культу-роведческих знаний;
- Общий английский (General), направленная на развитие грамматических навыков (Grammar) либо предлагающая изучить базовую повседневную лексику и грамматику (Basic English);
- Экзаменационные навыки и умения (Exam), где студентам предоставляется возможность ознакомиться с основными экзаменационными требованиями, а также предлагаются задания, типичные для того или иного международного экзамена (например, First Certificate in English);
- Активизация словарного запаса (Vocabulary), где студенты могут отрабатывать типичные лексические единицы в следующих сферах: путешествие, базовый словарный запас, профессиональная лексика.
Студентам предлагается сделать выбор тех сфер изучения языка, которые наиболее соответствуют их интересам и образовательным целям. На основе выбора студента “TeacherHub” генерирует индивидуальную образовательную программу, тем самым формируется индивидуальная образовательная траектория самостоятельной деятельности каждого студента. Это усиливает интерес студентов, активизирует мотивационную и развивающую составляющие учебной самостоятельной деятельности.
Посредством коммуникационного блока обеспечивается информационный обмен между учащимися и преподавателем. Коммуникация осуществляется в нескольких форматах. Во-первых, происходит обмен быстрыми сообщениями, что позволяет оперативно решать возникающие вопросы и проблемы. Во-вторых, выполненные задания автоматически отправляются на электронную почту преподавателя. После проверки заданий студент получает комментарии преподавателя об (не)успешно-сти их выполнения. В данном случае коммуникация осуществляется в асинхронном режиме. Режимы синхронной и асинхронной коммуникации студентов и преподавателя являются эффективными контролирующими инструментами процесса выполнения самостоятельной работы.
TeacherHub - + X
Students' list Attendance Progress Results | Mark Writing Assigment | Send a message
1 і Adodina^nna
j 1 Bureev Igor
j~l Filimonov Boris
| 1 Bazanov Alexandr
I [ Ponomareva Julia
1 j Vogacheva Polina
I 1 MazapuraVika
Ponomareva Valya
| | Chemidov AH tan
I 1 Nikanorova Sonya
[ Send a message ]
рис. 3. Модуль «Преподаватель» (“Teacher”)
Students' list Attendance Progress Results Mark Writing Assigment Send a message
Unit 1 Unit 2
Activities Complete Catch-tips Take Unit Average Activities Complete Catch-ups Take Unit Activities Average Complete
I | AdodinaAnna 0/12 None 0% 0/12 None 0% 0/12
1 1 Bureev Igor 0/12 None 0% 0/12 None 0% 0/12
1 1 Filimonov Boris 0/12 None 0% 0/12 None 0% 0/12
1 1 Bazanov Alexander 0/12 None 0% 0/12 None 0% 0/12
1 1 Ponomareva Julia 0/12 None 0% 0/12 None 0% 0/12
1 1 Vogacheva Polina 0/12 None 0% 0/12 None 0% 0/12
1 1 Mazaoura Vika 0/12 None 0% 0/12 None 0% 0/12
1 1 Ponamareva Valya 0/12 None 0% 0/12 None 0% 0/12
1 1 Chemidov Arltan 0/12 None 0% 0/12 None 0% 0/12
1 1 NikanorovaSonya 0/12 None 0% 0/12 None 0% 0/12
1 1 Volkova Alexandra 0/12 None 0% 0/12 None 0% 0/12
1 1 Borisova Anna 0/12 None 0% 0/12 None 0% 0/12
< >
Send a message
Рис. 4. Вкладка “Progress Results” (Результаты выполнения заданий)
Контролирующий блок направлен на реализацию двух аспектов контроля как такового. С одной стороны, это самоконтроль студентов, осуществляемый на базе предложенных заданий. “ТеаЛегНиЬ” предполагает наличие заданий для самоконтроля при самообучении. Для всех упражнений программы (кроме творческих, письменных и упражнений в говорении) в базе данных платформы содержатся ключи, т.е. проверка осуществляется путем са-
моконтроля. Студент имеет возможность проанализировать выполняемые и выполненные действия, время выполнения, результаты собственной деятельности, адекватно оценить свою работу. С другой стороны, контроль за СР студентов ведет преподаватель. Роль преподавателя сводится к алгоритмизации индивидуальной самостоятельной деятельности учащихся, рецензированию, контролю, необходимым коррекционным процедурам и систематичной обратной
связи. Его основная задача - направить учебнопознавательную деятельность ученика на формирование собственных способов и приемов осуществления СР, нацеленных на активное изучение ИЯ; обеспечить условия для свободного выбора и принятия самостоятельных решений за счет отбора содержания информационного контента веб-приложения - материалов и заданий.
Реализация описанных процессов происходит под систематическим контролем со стороны преподавателя на основе своевременной педагогической информации, получаемой в результате мониторинга при использовании модуля “Teacher” (см. рис. 3).
На начальной странице представлены вкладки Students’ List, Attendance and Progress Results, Mark Writing Assignment, Send a Message (см. рис. 1, 2).
На рис. 3 активирована вкладка Students’ List (Список студентов).
Здесь расположен список студентов, а также можно, выбрав одного, двух или всех студентов, отправить быстрое сообщение, нажав на кнопку “Send a message”.
Выбрав вкладку Progress Results (Результаты выполнения заданий), мы имеем возможность проследить даты, время и количество посещений студентом платформы. здесь же отражается и время, затраченное студентом на выполнение заданий при посещении ресурса. Преподавателю также доступны результаты выполнения студентом заданий на протяжении всего курса (результаты даны в процен-
тах). Это позволяет проследить динамику развития каждого студента, проанализировать типичные проблемы и ошибки, допущенные при выполнении заданий, а на основе этих данных -скорректировать процесс самостоятельной деятельности каждого студента (см. рис. 4).
Как упоминалось выше, модуль «Студент» содержит различные типы заданий для совершенствования иноязычных языковых и речевых навыков и умений студентов. Выполнению разнообразных письменных заданий уделяется довольно большое внимание. Практика показывает, что на проверку такого рода заданий преподавателю приходится затрачивать много времени. Мы предлагаем оптимизировать данный процесс посредством ресурсов, содержащихся в “TeacherHub” (рис. 5). Письменные задания студентов высылаются на электронную почту преподавателя. Также они могут быть доступны во вкладке Mark Writing Assignment.
На странице содержится список студентов. Фамилии студентов, выполнивших письменное задание, выделяют красным цветом. кликнув на такую фамилию, преподаватель получает доступ к выполненному письменному заданию. Здесь же содержится список комментариев к письменному заданию (Mark Essay Comments). Комментарии, предложенные в платформе, затрагивают важнейшие аспекты оценивания письменного иноязычного текста: Overall Comment (общее мнение), Content (содержание, прежде всего выбор лексических единиц), Cohesion (логи-
Students' list
Progress Results
Mark Writing Assigment
Send a message
□ Adodina Anna
□ Bureev Igor
I I Filimonov Boris
□ Bazanov Alexandr Щ Ponomareva Julia I [ Vogacheva Polina
I I MazapuraVika
□ Ponomareva Valya
□ Chemidov Arltan
I I Nikanorova Sonya
Ponomareva
Submit date 09/10/2012
There is a proverb - there is no place like home It is my dream to have a place where I feel at home. It will be a big house in the countryside. It will be a two-storeyed building. On the first floor there will be a kitchen, a living-room and a comfortable study.
Si
Comments
You have not fully met the basic requirements Good choice of vocabulary The order of ideas m this text is a little confusing. Mate sure you re-read the text when you've finished it
Mark Essay Comments
о Excellent -
8 |~l This is or excellent piece of writing
3 1 j | I was very impressed by this piece of writing
1 I Nice work, I really enjoyed reading this
n 3 |~1 Vour writing is highly accurate
3 | | This is a great essay that shows your writing skills
Good
n
iii. |~1 This is a very good piece of writing
1 [ you've really put a lot of effort into your essay
¡71 | [ Clearly developed and well organized paragraphs
1 3 j 1 I can ses improvement in your style
— Needs work
Я |~^1 Vou have not fully met the basic requirements
і * „
рис. 5. Вкладка “Mark Writing Assignment” (Оценка письменных работ)
ческая связь блоков текста), Grammar (грамматическая корректность текста), Recommendation (рекомендации по корректировке). Оценивание в каждом из блоков может происходить по следующей шкале: Excellent (отлично), Good (хорошо), Needs Work (необходимо доработать), Satisfactory (удовлетворительно). Преподаватель может выбрать наиболее соответствующие оцениваемой работе комментарии, а программа сама сформирует отчет, который будет автоматически отправлен студенту. При необходимости в окне Comments преподаватель может самостоятельно написать
о своем мнении о работе, указать на ошибки, предложить варианты по корректировке текста. Платформа также предоставляет возможность распечатать текст письменной работы студента с выбранными преподавателем комментариями. Распечатанную работу преподаватель может использовать в различных целях: для личной консультации со студентом, исправления большого количества орфографических, лексических и других видов ошибок, обсуждения особо удачной работы на занятии в группе, создания индивидуального портфолио студента и т.д.
Вкладка Send a Message (Отправить сообщение) позволяет в первую очередь осуществлять своевременную связь со студентом при выполнении им СР. Преподаватель дает свои комментарии и рекомендации, исправляет ошибки, помогает справиться с возникающими трудностями в синхронном и асинхронном режимах, используя сервис быстрых сообщений. Процесс систематического обмена информацией и мнениями между студентом и преподавателем создает более тесные личные взаимоотношения в рамках педагогического сотрудничества, позволяет студенту острее осознать важность внеурочной учебной деятельности, отследить свои результаты и достижения и мотивирует на осуществление дальнейшей самостоятельной деятельности по освоению дисциплины «Иностранный язык».
Исследовательская деятельность преподавателя в ходе выполнения СРС также осуществляется в модуле “Teacher”. Данные, предоставляемые веб-приложением, позволяют проанализировать СРС с разных точек зрения: сколько времени было затрачено на выполнение заданий урока (Unit); как часто студент работает с веб-приложением; в заданиях какого типа допускает большее количество ошибок; задания какого типа охотнее выполняются студентами; данные рефлексивных анкет позволяют выявить личностное отношение студентов к работе с платформой и т.д. Таким об-
разом складывается целостная картина того, как протекает СРС, т.е. осуществляется эффективный мониторинг самостоятельной деятельности и повышается качество результатов учебно-познавательного процесса.
Технология организации СРС на основе мониторинга и веб-приложения “TeacherHub” обеспечивает реальные условия для саморазвития студента, что в целом продуктивно влияет на развитие у учащегося умения самостоятельно мыслить, принимать решения, находить способы решения задач, самостоятельно оценивать полученный результат и брать на себя ответственность за учебную деятельность. Данные положения подтверждаются результатами проведенной экспериментальной работы. так, итоговая проверка знаний, усвоенных в ходе СР в экспериментальной группе студентов (занимавшихся по описанной технологии) и контрольной группе (занимавшихся по традиционной технологии), выявила существенное превосходство экспериментальной группы: 90% этих студентов набрали от 65 до 100 баллов по 100-бальной шкале (в контрольной группе - только 68% студентов сумели набрать от 19 до 89 баллов). В ходе экспериментальной работы несколько раз проводилось анкетирование среди студентов с целью выяснения их отношения к СР. Полученные данные позволяют констатировать положительную динамику и повышение интереса к СР (1-е анкетирование - 85% выразили отсутствие интереса; 2-е анкетирование - 48%; итоговое анкетирование - 12%).
Результаты исследования позволяют сделать вывод о том, что описанная технология мониторинга и организации самостоятельной работы по иностранному языку в неязыковом вузе способствует оптимизации процесса обучения и развитию самостоятельности студентов.
литература
1. Звягинский В.И., Закирова А.Ф. Качественные и количественные методы психологических и педагогических исследований : учебник для студ. учрежд. высш. проф. образования. М. : Академия, 2013.
2. Кальней В.А., Шишов С.Е. Технология мониторинга качества обучения в системе «учитель-ученик»: метод. пособие для учителя. М. : Пед. о-во России, 1999.
3. Крылова Е.А. О педагогическом мониторинге самостоятельной работы студентов по иностранному языку с использованием онлайн-платформы // Письма в Эмиссия.Оффлайн (The Emissia. Offline Letters): электрон. науч. журн. Ноябрь 2013. ART 2085. СПб., 2013. URL : http://www.emissia.org/ offline/2013/2085.htm.
4. Матрос Д.Ш., Полев Д.М., Мельникова Н.Н. Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга // Школьные технологии. 1999. № 1-2. С. 10.
5. Сидоренко Т.В. Особенности интеграции специализированных компьютерных средств в обучении иностранному языку студентов технического вуза // Вестн. Том. гос. пед. ун-та. 2012. №4. С. 155-159.
6. Шишов С.Е., Кальней В.А., Гирба Е.Ю. Мониторинг качества образовательного процесса в школе : моногр. М. : ИНФРА-М, 2013.
* * *
1. Zvyaginskiy V.I., Zakirova A.F. Kachestvennyie
i kolichestvennyie metodyi psihologicheskih i pedago-gicheskih issledovaniy : uchebnik dlya stud. uchrezhd. vyissh. prof. obrazovaniya. M. : Akademiya, 2013.
2. Kalney V.A., Shishov S.E. Tehnologiya monitoringa kachestva obucheniya v sisteme «uchitel-uchenik»: metod. posobie dlya uchitelya. M. : Ped. o-vo Rossii, 1999.
3. Kryilova E.A. O pedagogicheskom monitoringe samostoyatelnoy rabotyi studentov po inostrannomu yazyiku s ispolzovaniem on-layn platformyi // Pisma v Emissiya.Offlayn (The Emissia.Offline Letters): elektron. nauch. zhurn. Noyabr 2013. ART 2085. CPb., 2013. URL : http://www.emissia.org/offlme/2013/2085.htm.
4. Matros D.Sh., Polev D.M., Melnikova N.N. Upravlenie kachestvom obrazovaniya na osnove novyih informatsionnyih tehnologiy i obrazovatelnogo monitoringa // Shkolnyie tehnologii. 1999. № 1-2. S. 10.
5. Sidorenko T.V. Osobennosti integratsii spetsializirovannyih kompyuternyih sredstv v obuchenii inostrannomu yazyiku studentov tehnicheskogo vuza // Vestn. Tom. gos. ped. un-ta. 2012. №4. S. 155-159.
6. Shishov S.E., Kalney V.A., Girba E.Yu. Monitoring kachestva obrazovatelnogo protsessa v shkole : monogr. M. : INFRA-M, 2013.
Theoretical and practical aspects of pedagogic monitoring for organization of students’ independent work
There is considered the technology of implementation of monitoring of students’ independent work in a foreign language at a non-linguistic higher school based on the author’s web-application TeacherHub. There are described the results that show the effectiveness of the suggested technology.
Key words: pedagogic monitoring, independent work, information technologies, web-application Teacher-Hub.
(Статья поступила в редакцию 28.02.2014)
Е.В. АБРАМЕНКО, Л.А. ФЕДОТОВА,
Р.В. ЯЩЕНКО (Волгоград)
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ КУРСА «ПСИХОЛОГИЯ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ» СТУДЕНТАМ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА
Современное образование предъявляет разнообразные требования к профессиональным знаниям и деловым качествам специалиста. Это иинтеллек-туальные способности, ответственность, работоспособность, навыки самостоятельной работы, умение профессионально мыслить, решать поставленные задачи, управлять коллективом, принимать решения и организовывать их выполнение. Использование игровых технологий в вузе позволяет создать условия для формирования у студентов данных качеств.
Ключевые слова: игровые технологии, игра, дидактическая игра, познавательная активность, вузовское образование.
Эффективность вузовского обучения напрямую зависит от разнообразных методов, способов и приемов, используемых педагогом. Поэтому современные преподаватели высшей школы активно внедряют элементы игровой технологии в процесс вузовского образования.
Игровые технологии - это уникальная форма современного обучения, позволяющая заинтересовать, увлечь и активизировать все психологические процессы и функции студента. Ценность игровых технологий заключается в том, что в них нет прямого обучения, а лишь создаются условия для усвоения и практического закрепления знаний.
Курс «Психология делового общения» имеет целью как выработку коммуникативной компетенции студентов, так и освоение ими научных знаний о психологических проблемах делового общения и способах эффективного взаимодействия с партнером по деловому общению для выполнения поставленных задач.
По нашему мнению, данные цели могут быть достигнуты в полной мере при использовании игровой технологии. Чтобы оценить возможность применения данной технологии для развития психологической грамотности при деловом общении, а также креативности студентов в рамках учебной деятель-
© Абраменко Е.В., Федотова Л.А., Ященко Р.В., 2014