REFERENCES
1. Kognitivnyj podhod: Nauchnaja monografija / Otv. red. akademik RAN V. A. Lektorskij. M.: Kanon+; ROOI «Reabilitatsija», 2008. 464 s.
2. Sidel'nikova V. V. Formirovanie poznavatel'nogo interesa uchashchihsja PTU к predmetam gumanisti-cheskogo tsiklaobshcheobrazovatel'noj podgotovki: Dis. ... kand. ped. nauk. L., 1978.
3. Filimonov A. A. Sinergeticheskaja model' sistemy «uchitel' — uchenik» // Razvitie liderstva — resurs modernizatsii obrazovanija: Materialy nauchno-prakticheskoj konferentsii. Omsk: Izd-vo OmGPU, 2002. S. 86-93.
4. FridmanL. M., Kulagina I. Ju. Psihologicheskij spravochnik uchitelja. M.: Prosveshchenie, 1991. 288s.
5 .Shchedrovickij G. P. Sistema pedagogicheskih issledovanij (metodologicheskij analiz) // Pedagogika i lo-gika. M., 1968. Dostup: http://www.fondgp.ru/gp/biblio
6. Jaroshenko S. N. Ponjatie «aktivizatsija uchebno-poznavatel'noj dejatel'nosti» uchashchihsja v nauchno-pedagogicheskih issledovanij ah. Dostup: http://vestnik.osu.ru/2004_9/13.pdf
А. В. Рубцова
Победитель конкурса поддержки публикационной активности молодых исследователей (проект 3.1.2, ПСР РГПУ им. А. И. Герцена)
ПРОДУКТИВНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ПАРАДИГМА ИНОЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ОСНОВА ПРОЕКТИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА
В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ
Рассматриваются вопросы, связанные с обоснованием продуктивно-ориентированной парадигмы иноязычного образования как методологической основы проектирования инновационного педагогического пространства в высшей школе. Обосновывается ведущая роль продуктивного подхода, который характеризуется гуманистической направленностью преобразования педагогической действительности.
Ключевые слова: продуктивно-ориентированная парадигма, иноязычное образование, продуктивный подход, методология, иностранный язык, инновационный, высшая школа.
A. Rubtsova
FOREIGN LANGUAGE LEARNING PRODUCTIVE PARADIGM AS THE BASIS FOR DESIGNING INNOVATIVE PEDAGOGICAL AREA
IN HIGHER EDUCATION
The article reveals some issues of the productive paradigm of foreign language education as the basis for designing innovative pedagogical area in higher school. The leading role of the productive approach and its humanistic basis for the pedagogical reality are discussed.
Keywords: productive paradigm, foreign language education, productive approach, methodology, foreign language, innovative, higher education.
Глобальные трансформации системы высшего образования сегодня связаны не только со сменой структурных и содержа-
тельных формаций этого комплексного и многоаспектного пространства обучения и воспитания членов современного многопо-
лярного общества, но и с поиском новых методологических опор, закладываемых в основу новаторской образовательной парадигмы, которую отечественная педагогика утеряла в связи с ревизией незыблемых в недавнем прошлом познавательных постулатов марксистской идеологии.
Актуальность парадигмальных вопросов объясняется стремлением ученых осмыслить инновационную, дифференцированную, разнонаправленную, противоречивую педагогическую реальность нашего времени в ее целостности, определить универсальный, соответствующий прогрессивным тенденциям, научно обоснованный подход к преобразованию педагогической действительности.
В пространстве иноязычного образования на сегодняшний день востребован подход, реализующий в себе в полной мере лингводидактическую целостность и кон-цептуальность основополагающих принципов и методов обучения и воспитания, включающих ценностно-ориентационные, интегративные, информационно-оценочные и регулятивно-технологические функции лингводидактики как науки.
Основываясь на последних разработках в области лингводидактики, с определенной уверенностью можно утверждать, что таким научным подходом является продуктивный подход в иноязычном образовании, в концепцию которого заложена инновационная педагогическая парадигма, отличающаяся своей гуманистической ориентацией, характеризующей ФГОС ВПО третьего поколения [4].
В практической педагогической деятельности различные подходы взаимодополняют друг друга, осуществляются в единстве, но при этом преобладает ведущий, системообразующий подход. Стратегия разработанного нами продуктивного подхода полностью это подтверждает. Это открытая, саморазвивающаяся образовательная система, основанная на сочетании современных научных позиций, обуслов-
ливающих общую продуктивно-ориентированную педагогическую парадигму.
Концептуальность продуктивно -ориен -тированной парадигмы как инновационной модели современного многоуровневого иноязычного образования обеспечивается целеполагающим концептом, которым является продуктивность как возможность реализации интегративных связей на уровне методологии, технологии и педагогики (воспитание) в полицентрическом уровне-вом образовательном пространстве.
При этом основными принципами обучения и воспитания в области иноязычного образования в вузе становятся именно те принципы, которые интегративно коррелируют с основополагающими положениями продуктивного подхода: принцип самоопределения и самореализации обучающихся, принцип культуросообразности образования, принцип целостности системы образования, принцип проективности образовательного пространства, принцип субъект-ности, принцип саморазвития, принцип развития автономной учебной деятельности изучающего иностранный язык (ИЯ), принцип модульного обучения, что в целом служит личностному и профессиональному становлению студента и является основным критерием продуктивности учебно-воспитательного процесса.
В плане актуализации воспитательной составляющей иноязычного образования в поле продуктивно-ориентированной парадигмы особую значимость приобретает принцип культуросообразности. Особое значение этого принципа определяется тем, что культура в общем смысле является для иноязычного образования своего рода образцом, моделью, в соответствии с которыми это образование организуется, наполняется соответствующим гуманитарно-ценностным содержанием, понятиями, символами, смыслами и пр. Соответственно и образование является определенным реализатором культуры, генератором внедрения основных культурологических
аспектов в социокультурную страту общества, отражая модели и установки культуры, направления формирования гуманитарных ценностей и культурных смыслов современной социокультурной ситуации [2].
С нашей точки зрения, «преломление» обозначенных принципов через призму продуктивного подхода в иноязычном образовании способно обеспечить развитие совершенно новой парадигмы обучения и воспитания иностранным языкам и стать основой реформирования иноязычного образования в вузе посредством актуализации концептуальности и систематизации всех принципиально значимых элементов иноязычного образования, определяющих методологическую, культур-философскую и аксиологическую сущность системы обучения и воспитания в высшей школе.
В соответствии с этой логикой, возникают предпосылки проектирования продуктивных учебно-языковых сред, создаваемых на занятиях с помощью специально отобранного аутентичного материала, с учетом профессиональной ориентации студентов, которая определяется педагогическими ценностями с целью формирования личностных социокультурных смыслов изучающего ИЯ в плане укрепления ориентации на будущую профессиональную деятельность и мотивации к непрерывному профессиональному росту и к развитию понимания различных социокультурных особенностей и реалий в сложном поликультурном современном мире.
На основе приведенных аргументов полагаем, что развивающаяся продуктивно-ориентированная парадигма иноязычного образования на сегодняшний день обладает достаточно действенными и широкими возможностями в плане решения комплексных учебно-воспитательных задач, связанных с социокультурной идентификацией личности, с развитием профессиональных, аксиологических и социокуль-
турных ориентиров и с актуализацией гуманитарной составляющей высшего образования как основы формирования мировоззрения студентов, их личностных, профессиональных и общечеловеческих понятий и смыслов.
В тесной связи с этими субъектно направленными обучающими и воспитывающими действиями находятся «личностные функции самоопределения, самоорганизации и самореализации личности». Эти функции имеют внутреннее содержание и реализуются «изнутри» путем личностного субъективного анализа проблемной ситуации, постановки задач, планирования соответствующих действий, прогнозирования результатов и пр. Причем наиважнейшую роль в этих процессах играют функции самоконтроля, самооценки собственных действий. Эти методы и функции личностной деятельности (иначе — обобщенно дея-тельностные функции) можно трактовать как «смыслоопределяющий базис саморазвития личности».
С этой точки зрения, к личности обучаемого следует относиться с позиций развития его социокультурной и профессиональной идентификации, понимания национальных культурных ценностей, смыслов, проявляющихся в соответствующей социокультурной деятельности [3]. Через эту деятельность и в процессе этой деятельности человек проявляет себя как продукт и как субъект социокультурной среды. Иначе говоря, — как субъект «осозновае-мого детерминирования», то есть как результат особым образом организованной педагогической системы.
Полагаем, что проектирование данного типа педагогических систем в поле продуктивно-ориентированной парадигмы в большой степени зависит от следующих факторов.
Во-первых, необходима реализация концепции продуктивных лингводидактиче-ских технологий, которая позволит обеспечить системную организацию высокопро-
дуктивного учебно-воспитательного процесса инновационного характера, соответствующего стандартам третьего поколения как федеральной норме качества высшего образования. Продуктивная лингводидак-тическая технология понимается нами как системная организация учебно-воспитательного процесса, форма воспитывающего профессионально ориентированного иноязычного образования, осуществляемого студентом в режиме самоуправления. Овладение иностранным языком на основе продуктивной лингводидактической технологии реализуется с опорой на творческую активность личности и её рефлексивную самооценку в ходе создания иноязычного текстового продукта как средства профессионального и личностного роста обучающегося [1].
Следование данной лингводидактической концепции позволяет обеспечивать меняющиеся взаимные позиции преподавателей и студентов, гибкую высокоэффективную систему оценивания (балльно-рейтинговая, накопительная и др.), расширенное структурирование содержания обучения, качественный отбор адекватных методов и приёмов овладения иностранным языком, средств и форм обучения, индивидуализацию обучения ИЯ, создание наиболее благоприятных условий для развития личности обучающегося путём обеспечения вариативности и гибкости содержания обучения, приспособления лингводидактической системы к индивидуальным потребностям индивида и к уровню его базовой языковой подготовки.
Во-вторых, следует осуществлять четкое проектирование творческого индивидуального результата учебно-познавательной деятельности, что позволяет обучающемуся раскрыть свой творческий потенциал, по-новому преломляя полученные иноязычные знания. При этом продуктивный характер учебно-познавательной деятельности выражается в направленности на конкретный образовательный продукт, что
и обусловливает следующую методологическую ориентированность процесса овладения иностранным языком в вузе: целепо-лагание, определение средств и способов продуктивного освоения ИЯ, моделирование личностного иноязычного образовательного продукта, осуществление рефлексивной самооценки результата/продукта и способов изучения ИЯ, реализация самоподдержки достигнутого уровня владения ИЯ (включая необходимую коррекцию).
Данные компоненты методологической основы изучения ИЯ студентом определяют развитие способности обучающегося осознанно использовать механизм овладения и применения ИЯ, то есть свое личностное представление о ситуациях и целях межкультурного общения, о видах и умениях иноязычной речевой деятельности, о стратегиях общения, а также показатели и критерии оценки соответствующего уровня владения ИЯ. Кроме этого, изучающий ИЯ определяет личные потребности в овладении и использовании ИЯ на основе анализа своего реального социокультурного опыта и потребностей в информационной, образовательной и других сферах деятельности.
Подчеркнём, что обозначенные нами методологические аспекты иноязычного образования в «пространстве» продуктивно-ориентированной парадигмы неразрывно связаны с целым рядом как внешних, так и «внутренних» условий обучения, которые в совокупности могут быть обозначены понятием продуктивно ориентированная образовательная среда. При этом проблематика разработки единой продуктивно-ориентированной среды обучения ИЯ в вузе не только находится в области профессиональной составляющей образовательного пространства, но и затрагивает сферу личностных и духовных смыслов обучающихся.
Стратегия проектирования продуктивно-ориентированной образовательной среды, основываясь, прежде всего, на понима-
нии того, что данный тип образовательной среды являет собой совокупность материальных, педагогических и психологических факторов вузовской действительности, побуждающих субъектов образовательного процесса к профессионально-личностному развитию и самоопределению, что в целом решает глобальные задачи структурного реформирования высшего профессионального образования, повышает его общий социокультурный статус и является основой развития новой педагогической парадигмы. Совокупная реализация указанных задач, одновременное усиление аксиологического, культурологического, дея-тельностного, синергетического и личностного потенциалов современного иноязычного образования и является методологическим ресурсом его модернизации.
В заключение отметим, что в целом продуктивно-ориентированная парадигма иноязычного образования, характеризуясь своей методологической целостностью, функциональностью и конструктивностью, определяет направление комплексного решения очень многих вопросов, связанных с определением ценностной и целевой составляющей иноязычного образования, основополагающих действенных принципов обучения и воспитания, содержания и технологии обучения и воспитания, способов взаимодействия основных субъектов образовательного процесса и его функциональных возможностей и, как следствие, обусловливает методологическую основу проектирования соответствующего инновационного педагогического пространства в высшей школе.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алмазова Н.И., Рубцова A.B. К вопросу о лингводидактической педагогической инноватике // Письма в Эмиссия. Оффлайн (The Emissia. Offline Letters): Электронный научный журнал. Июль 2013, ART 2026. СПб., 2013. — URL: http://www.emissia.org/offline/2013/2026.htm,
2. Ерёмин Ю. В. Идеи гуманистичное™ в профессионально-ориентированном иноязычном образовании с позиции продуктивного подхода // Письма в Эмиссия.Оффлайн (The Emissia.Offline Letters): Электронный научный журнал. Январь 2012. ART 1823. СПб., 2014. — URL: http://www.emissia. org/offline/2012/1823 .htm.
3. Радугин A.A. Социокультурный вектор модернизации российского высшего образования: ценностные основы и методология модернизации // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия, социология, право. Белгород: Изд-во Белгородского государственного университета, 2008. Вып. № 6. Т. 14.
4. Рубцова А. В. Продуктивный подход в иноязычном образовании (аксиологические аспекты): Ав-тореф. дис. ... д-рапед. наук. СПб., 2012.
REFERENCES
1. Almazova N. I., Rubtsova A. V.K voprosu o lingvodidakticheskoj pedagogicheskoj innovatike // Pis'ma v Emissija. Offlajn (The Emissia.Offline Letters): Elektronnyj nauchnyj zhurnal. Ijul' 2013. ART 2026. SPb., 2013. — URL: http://www.emissia.org/offline/2013/2026.htm,
2. Erjomin Ju. V. Idei gumanistichnosti v professional'no-orientirovannom inojazychnom obrazovanii s po-zitsii produktivnogo podhoda // Pis'ma v JEmissija. Offlajn (The Emissia.Offline Letters): Elektronnyj nauchnyj zhurnal. Janvar' 2012. ART 1823. SPb., 2014. — URL: http://www.emissia.org/offline/2012/1823.htm.
3. Radugin А. A. Sotsiokul'turnyj vektor modernizatsii rossijskogo vysshego obrazovanija: tsennostnye os-novy i metodologija modernizatsii //Nauchnye vedomosti Belgorodskogo gosudarstvennogo universiteta. Seri-ja: Filosoflja, sotsiologija, pravo. Belgorod: Izd-vo Belgorodskogo gosudarstvennogo universiteta, 2008. Vyp. № 6. T. 14.
4. Rubcova A. V. Produktivnyj podhod v inojazychnom obrazovanii (aksiologicheskie aspekty): Avtoref. dis.d-raped. nauk. SPb., 2012.