3. Kodzhaspirova G. M. Pedagogicheskij slovar': Dlja studentov vysshih i srednih pedagogicheskih ucheb-nyh zavedenij / G. M. Kodzhaspirova, A. Ju. Kodzhaspirov. M.: Izdatel'skij tsentr «Akademija», 2001. 176 s.
4. KonstantinovN. A. Istorija pedagogiki: Uchebnik dlja studentov pedagogicheskih institutov/N. A. Kons-tantinov, E. N. Medynskij, M. F. Shabaeva. 5-e izd., dop. i pererab. M.: Prosvewenie, 1982. 447 s.
5. Kornetov G. B. Reformatory obrazovanija v istorii zapadnoj pedagogiki: Uchebnoe posobie. M.: ASOU, 2007. Ser. «Istoriko-pedagogicheskoe znanie». Vyp. 9.
6. Osmolovskaja I. M. Didaktika: Ucheb. posobie dlja vuzov. 2-e izd., ster. M.: Akademija, 2008. 240 s.
7. Podlasyj I. P. Pedagogika: Teorija i tehnologii obuchenija: V 2 kn. M.: Vlados, 2007. Kn. 2.
8. Rossijskaja pedagogicheskaja enciklopediija / A. M. Prohorov, V. G. Panov, V. I. Borodulin, A. P. Gor-kin, A. A. Gusev, N. M. Landa. M.: Nauchnoe izd. «Bol'shaja Rossijskaja enciklopedija», 1993. 2 t. A — M.
9. Sidorov S. V. Brigadno-laboratornaja sistema obuchenija [Elektronnyj resurs] // Sidorov S. V. Sajt peda-goga-issledovatelja: Rezhim dostupa: http://si-sv.com/publ/14-l-0-186 (data obrashchenija: 19.10.2013).
10. Sovremennye pedagogicheskie i informatsionnye tehnologii v sisteme obrazovanija / E. S. Polat, M. Ju. Buharkina. M.: Izdatel'skij tsentr «Akademija», 2007.
11. Shatskaja V. N. Bodraja zhizn' : Iz opyta detskoj trudovoj kolonii / Shackaja V. N., Shatskij S. T. M.: Gosizdat, 1924. (Pedagogicheskaja biblioteka. Serija2. № 1). 180 s.
12. Shpakovskaja L. L. Sovetskaja obrazovatel'naja politika: sotsial'naja inzhenerija i klassovaja bor'ba // Zhurnal issledovanij sotsial'noj politiki. M.: 1998. T. 7. № 1.
Елюкова A. E.
Победитель конкурса поддержки публикационной активности молодых исследователей (проект 3.1.2, ПСР РГПУ им. А. И. Герцена)
ПОНЯТИЕ «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА»: СОВРЕМЕННЫЙ ДИСКУС
С помощью контент-анализа восемнадцати определений автор рассматривает содержание понятия «педагогическая поддержка», выделяет общие позиции и противоречия в подходах; формулируется уточняющее определение понятия «педагогическая поддержка».
Ключевые слова: педагогическая поддержка, педагогическое сопровождение, дошкольное образование, начальное школьное образование.
A. Elyukova
THE CONCEPT "PEDAGOGICAL SUPPORT' IN THE FIELD OF MODERN DISCUSSION
The article regards the concept of «pedagogical support» using content analysis of eighteen definitions. There are common positions and contradictions in the approaches found and a clarified definition of concept «pedagogical support» formulated.
Keywords: pedagogical support, preschool education, primary education.
Модернизация образования, связанная с развитием индивидуального творческого потенциала ребенка, с повышением требо-
вания к компетентности ребенка, входящего в ситуацию школьного обучения, вызывает к жизни ряд новых сложных проблем,
противоречий, требующих разработки в научном, теоретическом плане, в плане экспериментальной проверки эффективности путей их разрешения. Среди них проблема преемственности и целостности образовательной среды в деятельности детского сада и начальной школы относится к числу приоритетных задач развития образования в России. Это связано, в первую очередь, с включением дошкольного образования в систему непрерывного образования человека и с появлением ФГОС дошкольного образования, что диктует необходимость согласования системы организации не только учебного процесса, но и иных условий, способных максимально облегчить путь продвижения ребенка от дошкольного к начальному общему образованию.
Сравнительно новое для отечественной системы образования понятие «педагогика поддержки» все активнее входит в повседневную жизнь педагога по мере расширения влияния концепций гуманистической теории воспитания. Понятия «педагогическая поддержка» и появившееся вслед за ним «педагогическое сопровождение» были введены в педагогический оборот в связи с проблемами воспитания детей школьного возраста. М. В. Бывшева подчёркивает, что исходным для появления нового термина «педагогическое сопровождение» стало понятие «педагогическая поддержка, которое наиболее полно отвечает «гуманистическим подходам к взаимодействиям в образовании в соответствии с изменяющейся социокультурной ситуацией» [3, с. 59].
Однако развивающий потенциал педагогической поддержки в практике дошкольного образования, особенно на этапе перехода в начальную школу, остается изученным недостаточно. В связи с этим педагогическая поддержка дошкольников еще не получила широкого применения в дошкольных образовательных учреждениях.
Сложность идеи преемственности педагогической поддержки в педагогике заключается в неоднозначности толкования самого понятия «педагогическая поддержка», что обусловливает необходимость его уточнения. Следует выявить сущность понятия «педагогическая поддержка», определить его соотношение с таким понятием, как «педагогическое сопровождение». На сегодняшний день в педагогической науке не сложилось единого подхода к вопросу о соотношении этих понятий: одни педагоги рассматривают их как синонимы, другие — подменяют их более простыми понятиями: педагогическая опека, защита, забота, помощь, третьи — нащупывают между ними тонкую нить различий.
Для уточнения понятия «педагогическая поддержка» был проведен контент-анализ 18 источников, в которых рассматривается данное определение. Проведенный анализ позволяет выявить качественные и количественные особенности содержания предложенного текстового материала. Множественность упомянутых определений педагогической поддержки говорит о значимости и потребности введения этого понятия в современную педагогическую практику. Однако при всей разности источников и используемых формулировок достаточно явно прослеживается повторяемость ключевых слов, рейтинг которых можно представить следующим образом:
• преодоление проблем, трудностей — 6;
• помощь — 5;
• деятельность — 5;
• взаимодействие- 3;
• процесс создания условий и определение интересов — 2;
• содействие — 1;
• переживание положительно окрашенного чувства — 1;
• принцип гуманистического подхода — 1;
• сложное преобразование — 1;
• формирование свободоспособной личности — 1;
• система мероприятий — 1.
Суммируя основные положения представленных определений, можно сказать, что общим и значимым является подход к определению педагогической поддержки как к особому виду деятельности взрослого, направленной на преодоление ребенком определенных специфических препятствий, проблем.
Контент-анализ позволил нам вычленить и предназначение педагогической поддержки, которое авторы видят по-разному. По мнению авторов, педагогическая поддержка может быть направлена:
• на самоактуализацию и самореализацию — 4;
• на обучение — 4;
• на воспитание — 4;
• на построение межличностных отношений — 2;
• на физическое и психическое здоровье — 1;
• на жизненное и профессиональное самоопределение — 1;
• на сохранение своего человеческого достоинства — 1;
• на самостоятельное достижение желаемых результатов в самовоспитании, общении, образе жизни — 1;
• на сознательное самостоятельное разрешение ребенком ситуации выбора — 1;
• на совместное проектирование возможного выхода из проблем — 1;
• на индивидуальное развитие и саморазвитие — 1;
• на жизненные устремления — 1;
Представленные данные показывают,
что в целом позиции авторов свидетельствуют о достаточно большом разбросе в определении этого понятия. И все же сходство есть, оно проявляется в поддержке самости ребенка, которая позиционируется в определениях в виде таких слов, как само-
актуализация и самореализация, самоопределение, самостоятельность, самовоспитание, саморазвитие.
Стоит подчеркнуть, что существующие тактики педагогической поддержки, которые педагог проектирует и реализует, исходя из характера проблемы ребенка, представлены в определениях самого понятия не в полном составе:
• помощь — 8 упоминаний;
• взаимодействие — 7 упоминаний;
• содействие — 2 упоминания;
• защита — 0 упоминаний.
Как видим, вне поля зрения остается один из содержательных компонентов, вокруг которого возможно дальнейшее смысловое наполнение понятия «педагогическая поддержка: ни в одном из определений не говорится о педагогической поддержке в контексте педагогической защиты. В то же время ребенку бывает просто не обойтись без «педагогической адвокатуры», защиты, когда его проблемы связаны с ближайшим окружением. Налицо — явное противоречие, которое состоит в том, что, с одной стороны, в отечественной педагогике и в образовательной политике активно декларируется приоритет защиты личности ребенка и на этой основе осуществляется переход системы образования на принципы гуманистического личностно-ориентированного образования, а с другой стороны, отсутствует интеграция всех тактик «педагогической поддержки» в ключевых определениях этого понятия.
Таким образом, сущностные характеристики, выявленные в результате анализа различных трактовок понятий «педагогическая поддержка», позволяют дополнить и уточнить определение данного понятия с учетом того, на что направлена педагогическая поддержка, с какими процессами она связана и какие тактики названы в определениях.
В рамках дальнейшего исследования мы будем использовать следующее определе-
ние: педагогическая поддержка — это профессиональная деятельность педагога по защите интересов личности ребенка, по оказанию ему превентивной и оперативной помощи в преодолении определенных проблем, в установлении взаимодействия с другими людьми, в содействии в обучении и воспитании, в проявлении «самости», в том числе самоопределения, самоорганизации, самореализации.
Проведенный контент-анализ понятия «педагогическая поддержка», в результате которого мы уточнили собственное понимание этого явления, позволяет при-
ступить к определению организационно-педагогических условий, в которых будет реализовываться педагогическая поддержка при переходе с дошкольной ступени образования в начальную школу. На сегодняшний день невозможна быстрая переориентация системы образования в русло поддержки развития личности в воспитательном процессе, однако постепенное введение основных позиций данного феномена в конкретные учебные заведения может привести к существенным изменениям в системе образования, в частности, дошкольного.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Александрова Е. А. Виды педагогической поддержки и сопровождения индивидуального образования в условиях мультикультурного общества // Институт системных исследований и координации социальных проектов: Библиотека. URL: http://www.siksp.ru/library/aleksandrova_ea/aleks-000001.html (дата обращения: 26.04.2014).
2. Борытко Н.М. Гуманитарно-целостная стратегия воспитания // Известия Волгоградского государственного университета. 2008. № 1. С. 40-44.
3. Бывшева М. В. Педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста в процессе социального познания: Дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2009. 167 с.
4. Газман О. С. Педагогическая поддержка детей в образовании как инновационная проблема // Новые ценности образования: десять концепций и эссе. М., 1995. № 3. С. 58-65.
5. Михайлова H., Касицина Н. Педагогическая поддержка: гарантия права на риск // На путях к новой школе. 2001. № 2. —URL: http://altruism.ru/sengine.cgi/5/7/8/2/5 (дата обращения: 23.04.2014).
6. Педагогическая поддержка ребенка в образовании: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / H. Н. Михайлова, С. М. Юсфин, Е. А. Александрова и др.; Под ред. В. А. Сластенина, И. А. Колесниковой. М.: Академия, 2006. 189 с.
7. Пичугина Г. В. Педагогическое сопровождение и педагогическая поддержка обучающихся в технологическом образовании // Школа и производство. 2009. № 8. С. 3-6.
REFERENCES
1. Aleksandrova Е. A. Vidy pedagogicheskoj podderzhki i soprovozhdenija individual'nogo obrazovanija v uslovijah mul'tikul'turnogo obshchestva // Institut sistemnyh issledovanij i koordinatsii sotsial'nyh proektov: Biblioteka. URL: http://www.siksp.ru/library/aleksandrova_ea/aleks-000001.html (data obrashchenija: 26.04.2014).
2. Borytko N. M. Gumanitarno-tselostnaja strategija vospitanija // Izvestija Volgogradskogo gosudarstven-nogo universiteta. 2008. № 1. S. 40-44.
3. Byvsheva M. V. Pedagogicheskoe soprovozhdenie detej starshego doshkol'nogo vozrasta v protsesse sot-sial'nogo poznanija: Dis. ... kand. ped. nauk. Ekaterinburg: Ural'skij gosudarstvennyj pedagogicheskij universi-tet, 2009. 167 s.
4. Gazman O. S. Pedagogicheskaja podderzhka detej v obrazovanii kak innovatsionnaja problema // Novye tsennosti obrazovanija: desjat' kontseptsij i jesse. M., 1995. № 3. S. 58-65.
5. Mihajlova N., Kasitsina N. Pedagogicheskaja podderzhka: garantija prava na risk // Na putjah k novoj shkole. 2001. № 2. — URL: http://altruism.ru/sengine.cgi/5/7/8/2/5 (data obrashchenija: 23.04.2014).
6. Pedagogicheskaja podderzhka rebenka v obrazovanii: Ucheb. posobie dlja stud, vyssh. ucheb. zavedenij / N. N. Mihajlova, S. M. Jusfin, E. A. Aleksandrova i dr.; Pod red. V. A. Slastenina, I. A. Kolesnikovoj. M.: Akademija, 2006. 189 s.
7. Pichugina G. V. Pedagogicheskoe soprovozhdenie i pedagogicheskaja podderzhka obuchajushchihsja v tehnologicheskom obrazovanii // Shkola i proizvodstvo. 2009. № 8. S. 3-6.
E. А. Крылова
Победитель конкурса поддержки публикационной активности молодых исследователей (проект 3.1.2, ПСР РГПУ им. А. И. Герцена)
ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ С ПОЗИЦИЙ ПРОДУКТИВНОГО ПОДХОДА (на примере иностранного языка)
Дается характеристика продуктивного подхода в иноязычном образовании. Рассматриваются теоретические и практические аспекты организации самостоятельной работы студентов с позиций продуктивного подхода. Приводится описание разрабатываемого ее б-приложения TeacherHub.
Ключевые слова: продуктивный подход, самостоятельная работа, веб-приложение.
Е. Krylova
ORGANIZATION OF STUDENTS' INDEPENDENT WORK FROM THE PERSPECTIVE OF THE PRODUCTIVE APPROACH (on the Example of a Foreign Language)
The article describes the productive approach in foreign language education. Theoretical and practical aspects of students' independent work productive organization are described, and a web-application TeacherHub is characterized.
Keywords: productive approach, independent work, web application.
Проблема качества иноязычного образования приобретает все большую актуальность на данный момент. Эффективное владение иностранным языком (ИЯ) предполагает прежде всего умение самостоятельно работать над изучением языка, поддерживать и постоянно пополнять свои знания, совершенствовать умения, развивать коммуникативную и информационную культуру.
В иноязычном образовании на сегодняшний день необходим подход, который в полной мере отвечал бы перечисленным требованиям к эффективному владению
ИЯ. Основываясь на последних разработках в области лингводидактики, с определенной уверенностью можно утверждать, что таким научным подходом является продуктивный подход в иноязычном образовании, в концепцию которого заложена инновационная педагогическая парадигма, отличающаяся своей гуманистической ориентацией, характеризующей ФГОС ВПО третьего поколения [3].
Продуктивный подход определяется как образовательный процесс, направленный на глобальное развитие личности, способной осваивать единую социально-куль-