квалификационного уровня "специалист" добавляются такие дисциплины, как "Методы научных исследований в физической культуре и спорте", "Физическое воспитание и тренерско-преподавательская работа в высших учебных заведениях", "Основы лекторского мастерства". После окончания учебы магистры получают вторую специальность - "тренер-преподаватель по украинскому рукопашу "Спас"", что дает возможность работать как в учреждениях физической культуры и спорта, так и заниматься педагогической, научно-исследовательской работой в высших учебных заведениях.
Не менее важной в психолого-педагогической подготовке будущих специалистов по украинскому рукопашу "Спас" является их готовность к реализации "суб'ект-суб'ектних" отношений в системах "учитель
- ученик", "тренер - спортсмен", которая в значительной степени зависит от личностных качеств специалиста. При этом личностные качества тренера-преподавателя, в отличие от учителя физической культуры, предопределенны спецификой и особенностями этого вида деятельности.
Следует акцентировать внимание на том, что в ходе подготовки используются такие виды практик -активная, производственная и практика профессионального развития (преддипломная). Кроме этого, важная роль отводится полевым лагерям.
Не вызывает сомнения, что деятельность преподавателя должна направляться на создание организационно-методических условий профессиональной подготовки будущих специалистов по украинскому рукопашу "Спас" и включать стимулирование и мотивацию студентов к учебе; отбор содержания, форм и методов учебы студентов; организацию практических занятий; стажировку; внедрение инновационных педагогических технологий, контрольно-оценочную составляющую, самосовершенствование, разработку учебно-материального обеспечения. Именно поэтому, в процессе опытно-экспериментальной проверки нашей модели, мы использовали критерии как эффективности деятельности, так и критерии профессиональной подготовленности будущих специалистов к спортивно-оздоровительной деятельности.
В процессе исследования розработаны и внедрены: учебный план подготовки специалистов физической культуры и спорту со специализацией " украинский рукопаш "Спас""; учебные планы и рабочие программы по всем специальным дисциплинам специализации.
Анализ результатов експериментальной работи засвидетельствовал, что по всем критериям как профессиональной деяльности преподавателей, так и подготовленности студентов, отмечается позитивна динамика. Однако проведенное исследований не решает всех проблем профессиональной подготовки будущих специалистов в области украинского рукопаша "Спас" в высших учебных заведениях. Список использованной литературы:
1. Мандзяк А.С. Воинские традиции народов Евразии /А.С. Мандзяк. - Минск: Харвест, 2002. - 384 с.
2. Приступа С.Н. Традицп украшсько! нацюнально! фiзичноl культури / С.Н. Приступа, В.С. Пилат. - Львiв: Троян, 1991. - 275 с.
3. Каляндрук Т.В. Загадки козацьких характерниюв / Т.В. Каляндрук - Львiв: Ирамща, 2006. - 272с.
4. Кащенко А. Оповщання про Славне Вшсько Запорозьке Низове. /А. Кащенко [электронный ресурс].
- режим доступа: http://kaschenko.us.org.ua/.
© А.П. Конох, А.Л. Притула, 2015
УДК 371.3:54
Макарова Наталья Анатольевна
канд. пед. наук, доцент ОмГПУ, E-mail: [email protected]
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ПОДХОДА В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ХИМИИ
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы организации исследовательской деятельности валеологической
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2015 ISSN 2410-700Х_
направленности в школьном курсе химии.
Ключевые слова
Исследовательская деятельность обучающихся, здоровьесберегающий подход в школьном курсе химии.
Одной из приоритетных задач модернизации современного образования является сохранение и укрепление здоровья обучающихся, формирование у них ценностей здоровья, мотивации здорового образа жизни. Анализ литературных источников показал, что на современном этапе здоровье обучающихся и здоровьесберегающее обучение является предметом многочисленных исследований в области медицины, гигиены, физиологии, психологии и педагогики. Идеи здоровьесберегающей педагогики нашли отражение в трудах Р.А. Айзмана, Н.П. Абаскаловой, В.П. Беспалько, М.М. Безруких, И.П. Волкова, Г.К. Зайцева, В.В. Колбанова, Г.А. Кураева, Н.Н. Куинжи, Н.К. Смирнова, Т.И. Шамовой, Е.А. Ямбурга и многих других ученых.
Школа является важнейшим этапом, когда можно и нужно воспитывать правильное отношение к своему здоровью. Курс химии играет существенную роль в валеологическом воспитании подрастающего поколения, в процессе его изучения можно естественным образом формировать соответствующие компетенции. При интеграции химического и валеологического компонентов в системе школьного химического образования необходимо исходить из особого значения химических знаний в повседневной жизни для обеспечения оптимальных условий жизнедеятельности и сохранения здоровья. На наш взгляд, основополагающими являются следующие идеи:
• изучение химии способствует формированию знаний о молекулярных основах здоровья;
• химические знания позволяют оценить влияние веществ на окружающую среду и здоровье человека;
• умение решать экспериментальные химические задачи является важной предпосылкой для формирования умения организовать исследование, направленное на решение проблем здоровьесбережения (например, определение качества продуктов питания, косметических и моющих средств);
• посредством химического эксперимента возможно формирование навыков валеологического мониторинга [1].
Организация здоровьесберегающего подхода в предметном обучении на сегодняшний день -актуальная проблема в системе образовании. Л.Г. Смышляева определяет здровьесберегающий подход как «интегрированный подход, обеспечивающий целесообразное объединение компонентов межпредметного характера, формирование целостной системы знаний и умений, способов деятельности, направленных на формирование, сохранение и укрепление здоровья» [2, с. 57].
Одним из обязательных условий эффективной реализации здоровьесберегающего подхода в обучении химии является организация исследовательской деятельности обучающихся. Анализ педагогической литературы показал, что исследовательская деятельность школьников в сфере здоровья имеет следующие специфические черты.
Тематика работ. Изучение тематики опубликованных исследовательских работ по химии позволяет заключить, что школьников интересуют вопросы профилактики вредных привычек, влияния на здоровье внешних факторов и способов сохранения и укрепления здоровья.
Быстрая смена интересов. Для большинства обучающихся, занимающихся
исследовательской работой в сфере здоровья, характерна ежегодная смена тематики работ. Это, с одной стороны, свидетельствует о желании школьников познакомиться с несколькими возможными зонами исследования, с другой - отражает недостаточное видение руководителями-педагогами перспектив и возможностей углубления исследований по выбранной теме.
Выбранная тема исследований, а особенно полученные результаты, являются мощным побудительным средством по изменению собственного образа жизни, приближению его к здоровому.
Востребованность информации, полученной в процессе исследования. Данные, полученные старшеклассниками в результате исследований, должны активно использоваться в дальнейшей деятельности специалистами, курирующими вопросы сохранения здоровья школьников. Ребята могут выступать с
материалами своей работы на классных часах перед сверстниками, школьниками младшего возраста, перед родителями, на педагогических советах, организовывать флешмобы и т.д.
При проведении конференций разного уровня, семинаров, встреч формируется молодежная интеллектуальная среда, где созревает мода быть здоровым, некурящим, непьющим и спортивным. Школьники-исследователи по мере укрепления уверенности в своей правоте становятся влиятельным ядром в своем классе, значимой группе.
Эти и другие особенности исследовательской деятельности обучающихся в сфере здоровья позволяют считать ее высокопродуктивной формой воспитания культуры здоровья в молодежной среде.
Организация исследовательской деятельности может осуществляться на уроке, в качестве домашнего задания, во внеурочное время, на занятиях элективных курсов, при написании исследовательских проектов, участии в конкурсах, научно-практических конференциях. Задания с валеологическим содержанием исследовательского характера можно предложить школьникам как в самом начале их знакомства с химией, так и на протяжении всего процесса обучения [3].
Например, задача, которую можно использовать на уроке по теме «Жиры: как экспериментально определить старое растительное масло? Для ее решения необходимо актуализировать знания о том, что в состав жидких растительных масел входят непредельные кислоты, способные обесцвечивать бромную воду. По мере старения масла за счет реакций окисления двойные связи в радикалах непредельных карбоновых кислот подвергаются деструкции. Поэтому старое растительное масло не будет реагировать с бромной водой. Такое масло не рекомендуется использовать в пищу. На других занятиях можно исследовать кисломолочные продукты на присутствие в них молочный кислоты, овощи на наличие нитратов, питьевую и промышленную воду на содержание тяжелых металлов, определить щелочность мыла, шампуней и др.
На наш взгляд, организация исследовательской деятельности здоровьесберегающей направленности в школьном курсе химии способствует более глубокому и осознанному пониманию школьниками предметного содержания, усвоению большого количества идей и способов решения проблем, в том числе - оригинальных и нестандартных, развитию способностей к переносу знаний в новые условия, что создает благоприятный фон для развития мотивации учения и ценностного отношения к здоровью.
Список использованной литературы:
1. Макарова Н.А. Формирование химико-валеологических знаний в курсе органической химии средней школы. Омск: Диссертация...к.п.н. Омск, 1997. - 232 с.
2. Смышляева Л.Г. Реализация валеологического подхода при обучении химии как условие формирования здорового образа жизни учащихся. Омск: Диссертация.к.п.н. Омск, 1998. - 223 с.
3. Чернобельская Г.М., Суханова Ц. Ю. Реализации связи химии с валеологией при решении учебных проблем// Химия в школе. - 2001. -№ 8. - С. 18-22.
© Н.А. Макарова, 2015
УДК 371.8.061
Мягкова Виктория Вячеславовна
Бакалавр, г.Москва, РФ E-mail: [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ОТНОШЕНИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОЛ
Аннотация
В данной статье рассматривается понятие «культура отношений». Обоснована необходимость формирования культуры отношений в младшем школьном возрасте. Приведены примеры коллективно
273