Научная статья на тему 'Практическая подготовка будущих учителей физической культуры к использованию национальных видов физического воспитания в университете'

Практическая подготовка будущих учителей физической культуры к использованию национальных видов физического воспитания в университете Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
392
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИЯ / УЧИТЕЛЬ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СИСТЕМА / СПАС / УНИВЕРСИТЕТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Конох Анатолий Петрович, Притула Александр Леонтиевич

В статье осуществлен комплексный научный анализ проблемы профессиональной подготовки будущих учителей физической культуры к использованию национальных боевых искусств в профессиональной деятельности в контексте дальнейшей разработки и внедрения целостной системы профессиональной подготовки специалистов по украинскому рукопашу "Спас"; обоснованы теоретические и методические принципы профессиональной подготовки будущих специалистов по национальным боевым искусствам в высших учебных заведениях; определены организационно-методические условия реализации этого процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Конох Анатолий Петрович, Притула Александр Леонтиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Практическая подготовка будущих учителей физической культуры к использованию национальных видов физического воспитания в университете»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ»

№6/2015

ISSN 2410-700Х

Список использованной литературы:

1. Бесараб Т.П. Использование коммуникативной методики в преподавании английского языка (на примере курсов интенсивного изучения английского языка в великобритании) // Молодой ученый. 2013. № 5. С. 665-669.

2. Ганиева Й.Н. Индивидуальные и психолингвистические особенности учащихся при использовании интенсивных методик обучения иностранным языкам // Научный вестник Технологического института -филиала ФГБОУ ВПО "Ульяновская ГСХА им. П.А. Столыпина". 2006. № 4. С. 17-19.

3. Глухова И.В. Интенсивные методики как основа повышения познавательной активности студентов в процессе изучения иностранного языка // Современные научные исследования: гипотезы, концепции, технологии Сборник статей участников Всероссийской заочной научно-практической конференции. Редактор-составитель Резанович И.В.. 2013. С. 143-146.

4. Кузьминова И.Я. Синтаксическая синонимия как средство языковой вариативности // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2013. № 3. С. 250-252.

5. Кузьминова И.Я. Содержание комплекса упражнений, направленных на обучение синтаксической синонимии // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2012. № 1 (65). С. 104-107.

6. Кузьминова И.Я. Коммуникативный потенциал синтаксической синонимии // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. 2011. № 2. С. 67-69.

7. Нефёдов О.В. Индикаторы рациональности рациональной методики обучения иноязычной коммуникативной компетенции студентов неязыковых вузов // Теория и практика общественного развития. 2015. № 4. С. 143-148.

8. Нефёдов О.В. Методологические основы рационального подхода к обучению иностранным языкам студентов-нелингвистов // В мире научных открытий. 2013. № 11.7 (47). С. 125-134.

9. Нефёдов О.В. Обучения языкам в мультикультурной аудитории // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2014. № 8-2 (38). С. 106-110.

10. Самойлова Т.В. Интенсивная методика обучения иностранному языку в аспекте формирования коммуникативной компетенции // В сборнике: Вопросы образования и науки: теоретический и методический аспекты сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 11 частях. 2014. С. 122-123.

© И.А. Женовачев, 2015

УДК: 378.14:796.03:62

Конох Анатолий Петрович

доктор педагогичеких наук, профессор ЗНУ Притула Александр Леонтиевич старший преподаватель факультета физического воспитания Запорожского национального университета г. Запорожье, Украина e-mail: Konoch105@rambler.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ НАЦИОНАЛЬНЫХ ВИДОВ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В УНИВЕРСИТЕТЕ

Аннотация

В статье осуществлен комплексный научный анализ проблемы профессиональной подготовки

268

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2015 ISSN 2410-700Х_

будущих учителей физической культуры к использованию национальных боевых искусств в профессиональной деятельности в контексте дальнейшей разработки и внедрения целостной системы профессиональной подготовки специалистов по украинскому рукопашу "Спас"; обоснованы теоретические и методические принципы профессиональной подготовки будущих специалистов по национальным боевым искусствам в высших учебных заведениях; определены организационно-методические условия реализации этого процесса.

Ключевые слова

Профессия, учитель, физическая культура, система, Спас, университет

Составляющей украинской народной физической культуры являются украинские национальные боевые искусства, которые начали возрождаться в Украине с 1985 года и приобрели массовое развитие. На сегодня в Украине развивается целый ряд национальных боевых искусств: спас, боевой гопак, крест, триглав, сварга, рукопаш, хортинг и т.д. [2, с. 23].

В современных условиях проблема эффективной подготовки будущих учителей физической культуры к использованию национальных боевых искусств в профессиональной деятельности не решается, в первую очередь, по таким причинам, как отсутствие специальной научно-методической литературы, а также отсутствие программ подготовки специалистов в высших учебных заведениях, где рассматривались бы не только особенности технико-тактической подготовки и спортивной тренировки, но и история, философия, этнические законы национальных видов спорта, их оздоровительная направленность, особенности использования элементов национальных видов спорта в учебных заведениях [1, с. 13].

Таким образом, возникают противоречия между: значительным ростом количества выпускников факультетов физического воспитания и не готовностью их к применению национальных боевых искусств в профессиональной деятельности (спортивной и физкультурно-оздоровительной); потребностями современных учебных заведений в высококвалифицированных специалистах физической культуры, которые владеют технологией использования национальных боевых искусств и отсутствием организационно-методических условий подготовки таких специалистов в высших учебных заведениях Украины III-TV уровней аккредитации; требованиями общества к подготовке будущих учителей, готовых к применению национальных боевых искусств в профессиональной деятельности, и их квалификацией в соответствии с образовательно-квалификационным уровнем; содержанием профессионально-ориентированных дисциплин и педагогическими технологиями реализации этого содержания; ориентацией на новые модели учебно-воспитательного процесса в высшей школе и традиционной подготовкой специалиста [3, с. 44].

Решение приведенных противоречий требует поиска более гибких подходов к повышению уровня профессиональной подготовки будущих учителей физической культуры [4, с. 13].

Теоретический анализ базовых понятий исследования относительно профессиональной подготовки будущих специалистов по национальным боевым искусствам дал нам возможность сделать вывод о том, что специалист по украинскому рукопашу "Спас" должен иметь способности к педагогической, психологической, юридической, геологической, исследовательской, медицинской деятельности, а также историко-краеведческой, патриотической, оздоровительной и т.д.

Подготовка и переподготовка специалистов в области национальных боевых искусств традиционно была связана с повышением квалификации работников физической культуры и спорта, что, при отсутствии базового образования по украинского рукопашу "Спас", не решало кадровую проблему подготовки таких специалистов. Высшие педагогические учебные заведения Украины были ориентированы на подготовку только квалифицированных учителей физического воспитания.

Для разработки концепции и модели профессиональной подготовки специалистов по национальным боевым искусствам, нами был осуществлен историко-педагогический анализ как развития национальных боевых искусств в Украине, так и анализ зарубежного опыта подготовки специалистов этого направления. Проведенный анализ показал, что наиболее весомыми идеями для внедрения в профессиональную подготовку специалистов по украинскому рукопашу "Спас" должно быть: широкое использование информационных технологий; жесткие критерии отбора абитуриентов; принятие закона, который закрепляет

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2015 ISSN 2410-700Х_

трудоустройства лиц с профессиональным образованием; целесообразность функционирования общественно-квалификационной структуры кадров и актива.

Более подробно рассмотрим основные положения разработанной нами концепции профессиональной подготовки будущих специалистов в области национальных боевымх искусств, в частности, украинского рукопашу "Спас". Во-первых, профессиональная подготовка будущих специалистов рассматривается как целостная система, которая строится на основе органичного единства общего, личностного и индивидуального. Профессиональная подготовка будущих специалистов по украинского рукопашу "Спас", как общее, является составляющей профессиональной подготовки будущих специалистов по физической культуре и спорту; как личностное - имеет свою специфику, обусловленную особенностями профессиональной подготовки будущих специалистов национальных боевых искусств; как индивидуальное - отображает зависимость эффективности подготовки от личностных качеств будущего специалиста, его психологической культуры, способности к педагогической и тренерской деятельности. Следовательно, особенность профессиональной подготовки будущих специалистов в области украинского рукопаша "Спас" заключаются в том, что такой специалист должен владеть профессиональными умениями, присущими как учителю физической культуры, так и преподавателю-тренеру украинского рукопашу "Спас".

Во-вторых, профессиональную подготовку будущих специалистов по украинскому рукопашу "Спас" необходимо осуществлять в системе профессиональной подготовки будущих специалистов физической культуры и спорта.

Разработана нами модель профессиональной подготовки специалистов по украинскому рукопашу "Спас" отображает целостный и непрерывный процесс данной подготовки, который отвечает образовательно-квалификационным уровням - бакалавр, специалист, магистр.

Модель раскрывает процесс профессиональной подготовки будущих специалистов в области украинского рукопаша "Спас" в соответствии с целью, заданиями, принципами, отображает интегративный подход к профессиональной подготовке будущих специалистов, поскольку она по содержанию, отбору форм и методов интегрирует в себе как подготовку специалистов физической культуры и спорта, так и специалистов национальных боевых искусств.

В содержании профессиональной подготовки будущих специалистов физической культуры и спорта за образовательно-квалификационным уровнем "бакалавр физической культуры и спорта", выделены инвариантная и вариативная части профессиональной подготовки.

Инвариантная включает у себя гуманитарные, социально-экономические и фундаментальные дисциплины, которые изучаются согласно учебному плану подготовки учителей физической культуры и предполагает интеграцию отдельных тем, посвященных изучению украинского рукопаша "Спас".

Вариативная часть включает профессионально-ориентированные и выборочные учебные дисциплины, которые изучаются согласно учебному плану подготовки учителей физической культуры с интеграцией профессионально направленных дисциплин по украинского рукопашу "Спас".

На уровне бакалавра профессиональная подготовка будущих специалистов в области украинского рукопаша "Спас" направлена на углубление общего образования, формирование фундаментальных и профессионально ориентированных знаний и умений, необходимiх для решения типичных профессиональных заданий, а также подготовку студентов к дальнейшему приобретению специализации "украинский рукопаш "Спас"".

На уровне "специалист", согласно модели, профессиональная подготовка будущих специалистов по украинскому рукопашу "Спас" направлена на изучение фундаментальных и профессионально-ориентированных дисциплин ("Теория и методика преподавания украинского рукопаша "Спас", "Психофизические и оздоровительные системы "Спас", "Конная подготовка", "Техника и тактика украинского рукопаша "Спас", "История и духовные основы" "Основы выживания"), практическую полевую подготовку во время прохождения преддипломной практики и т.д. На этом этапе акцент делается на профессиональной подготовке с приобретением начального практического опыта.

На уровне "магистр", согласно модели, профессиональная подготовка будущих специалистов по украинскому рукопашу "Спас", направлена на овладение студентами основам научной и преподавательской деятельности в высших учебных заведениях. В связи с этим, к блоку дисциплин образовательно-

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ»

№6/2015

ISSN 2410-700Х

квалификационного уровня "специалист" добавляются такие дисциплины, как "Методы научных исследований в физической культуре и спорте", "Физическое воспитание и тренерско-преподавательская работа в высших учебных заведениях", "Основы лекторского мастерства". После окончания учебы магистры получают вторую специальность - "тренер-преподаватель по украинскому рукопашу "Спас"", что дает возможность работать как в учреждениях физической культуры и спорта, так и заниматься педагогической, научно-исследовательской работой в высших учебных заведениях.

Не менее важной в психолого-педагогической подготовке будущих специалистов по украинскому рукопашу "Спас" является их готовность к реализации "суб'ект-суб'ектних" отношений в системах "учитель

- ученик", "тренер - спортсмен", которая в значительной степени зависит от личностных качеств специалиста. При этом личностные качества тренера-преподавателя, в отличие от учителя физической культуры, предопределенны спецификой и особенностями этого вида деятельности.

Следует акцентировать внимание на том, что в ходе подготовки используются такие виды практик -активная, производственная и практика профессионального развития (преддипломная). Кроме этого, важная роль отводится полевым лагерям.

Не вызывает сомнения, что деятельность преподавателя должна направляться на создание организационно-методических условий профессиональной подготовки будущих специалистов по украинскому рукопашу "Спас" и включать стимулирование и мотивацию студентов к учебе; отбор содержания, форм и методов учебы студентов; организацию практических занятий; стажировку; внедрение инновационных педагогических технологий, контрольно-оценочную составляющую, самосовершенствование, разработку учебно-материального обеспечения. Именно поэтому, в процессе опытно-экспериментальной проверки нашей модели, мы использовали критерии как эффективности деятельности, так и критерии профессиональной подготовленности будущих специалистов к спортивно-оздоровительной деятельности.

В процессе исследования розработаны и внедрены: учебный план подготовки специалистов физической культуры и спорту со специализацией " украинский рукопаш "Спас""; учебные планы и рабочие программы по всем специальным дисциплинам специализации.

Анализ результатов експериментальной работи засвидетельствовал, что по всем критериям как профессиональной деяльности преподавателей, так и подготовленности студентов, отмечается позитивна динамика. Однако проведенное исследований не решает всех проблем профессиональной подготовки будущих специалистов в области украинского рукопаша "Спас" в высших учебных заведениях. Список использованной литературы:

1. Мандзяк А.С. Воинские традиции народов Евразии /А.С. Мандзяк. - Минск: Харвест, 2002. - 384 с.

2. Приступа С.Н. Традицп украшсько! нацюнально! фiзичноl культури / С.Н. Приступа, В.С. Пилат. - Львiв: Троян, 1991. - 275 с.

3. Каляндрук Т.В. Загадки козацьких характерниюв / Т.В. Каляндрук - Львiв: Ирамща, 2006. - 272с.

4. Кащенко А. Оповщання про Славне Вшсько Запорозьке Низове. /А. Кащенко [электронный ресурс].

- режим доступа: http://kaschenko.us.org.ua/.

© А.П. Конох, А.Л. Пригула, 2015

УДК 371.3:54

Макарова Наталья Анатольевна

канд. пед. наук, доцент ОмГПУ, E-mail: [email protected]

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ПОДХОДА В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ХИМИИ

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы организации исследовательской деятельности валеологической

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.